Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный… Читать ещё >

Понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Закон о защите конкуренции, устанавливая правила, определяющие пределы допустимого поведения хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное положение на рынке, использует понятие доминирующего положения и устанавливает три критерия, характеризующих положение хозяйствующего субъекта на рынке в качестве доминирующего — субъективный, временной и количественный.

Субъективный критерий предполагает наличие у хозяйствующего субъекта возможности оказать воздействие на состояние конкуренции посредством влияния как на условия обращения товара, так и на самих конкурентов путем их устранения с рынка или недопущения на рынок.

Временной критерий объективно необходим при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке, поскольку состав хозяйствующих субъектов и размер доли на товарном рынке каждого из них с течением времени могут изменяться. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Количественный критерий дополняет субъективный, определяя размер доли хозяйствующего субъекта или субъектов на рынке, при достижении которой презюмируется возможность оказания воздействия на состояние конкуренции.

В ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, закрепляющей понятие доминирующего положения, используются оба этих критерия.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирование может быть единоличным, реализуемым одним хозяйствующим субъектом, и совместным (коллективным), когда доминирование осуществляется несколькими хозяйствующими субъектами. Для каждого из этих видов необходимо устанавливать свои количественные критерии, при соответствии которым хозяйствующий субъект или хозяйствующие субъекты будут иметь ту степень рыночной власти, которая позволит им проявить накопленную хозяйственную компетенцию и воздействовать на конкуренцию.

Единоличное доминирование признается в отношении хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

  • 1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%[1], если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
  • 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением следующих трех случаев:

  • — признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, осуществляющего совместное (коллективное) доминирование с другими хозяйствующими субъектами (ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции);
  • — установления федеральными законами случаев признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35% (ч. 6 ст. 5 Закона о защите конкуренции);
  • — признания по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, если при этом в совокупности соблюдаются следующие условия[2]:
    • 1) хозяйствующий субъект имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
    • 2) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
    • 3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
    • 4) изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Совместное (коллективное) доминирование нескольких хозяйствующих субъектов влечет признание доминирующим положения каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

  • 1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);
  • 2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
  • 3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
  • [1] Тем самым Закон о защите конкуренции вводит презумпцию доминирования.
  • [2] Указанный порядок признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим может быть использован в том случае, если антимонопольным органом положение такого хозяйствующего субъекта не признано доминирующим по общим основаниям — при единоличном, совместном доминировании, а также в установленных федеральными законами случаях признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой