Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственная политика в сфере местного самоуправления: принципы, цели, задачи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации — регулирование местного самоуправления. Современная государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции РФ, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Федерации и находит свое выражение в федеральных… Читать ещё >

Государственная политика в сфере местного самоуправления: принципы, цели, задачи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации — регулирование местного самоуправления. Современная государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на Конституции РФ, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Федерации и находит свое выражение в федеральных законах и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления. Государственная политика в области развития местного самоуправления направлена на обеспечение преемственности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В целом государственная политика в области развития местного самоуправления в Российской Федерации формируется на основе соблюдения следующих принципов'.

  • — единство целей, направлений, задач и механизмов реализации государственной политики;
  • — комплексный подход к реализации государственной политики;
  • — взаимодействие и сотрудничество федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе реализации государственной политики;
  • — преемственность государственной политики на разных этапах проведения муниципальной реформы;
  • — всесторонняя поддержка местного самоуправления со стороны государства;
  • — невмешательство органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления;
  • — контроль со стороны государства за реализацией государственными органами и их должностными лицами государственной политики (ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Конституция РФ устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на совместном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя Российской Федерации и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения местного самоуправления в системе публичной власти. Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суде решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для осуществления прав граждан на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и ряда других прав. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их реализации материальных и финансовых средств. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий. Гарантиями местного самоуправления являются право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Положения Конституции РФ, определяющие основные принципы осуществления местного самоуправления, явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной власти с учетом сформулированных в Европейской хартии местного самоуправления общих для демократических государств принципов децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболее эффективно их реализовывать.

Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления предусматривают особую роль местного самоуправления в становлении гражданского общества в России. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия. Органы государственной власти должны не только создавать правовую и экономическую основы деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.

Основная цель государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации — обеспечение дальнейшего развития местного самоуправления и повышение эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства.

Главные положения государственной политики в области развития местного самоуправления заданы ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления, которая определяет три приоритетные задачи, направленные на достижение указанной цели:

  • — обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;
  • — создание условий для реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления;
  • — обеспечение государственных гарантий местного самоуправления.

К числу основных механизмов реализации государственной политики в сфере местного самоуправления относятся:

— правовое регулирование организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

формирование системы государственных органов, занимающихся вопросами местного самоуправления;

  • — принятие федеральных и региональных программ, способствующих реализации конституционных основ местного самоуправления и развитию муниципальных образований;
  • — бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных образований;
  • — передача в муниципальную собственность находящихся в государственной собственности объектов, необходимых для осуществления полномочий местного самоуправления;
  • — методическая поддержка местного самоуправления, в том числе организация и проведение конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления;
  • — подготовка и повышение квалификации кадров для местного самоуправления, в том числе повышение квалификации выборных лиц местного самоуправления, подготовка кандидатов и участников выборных кампаний к выборам и другим процедурам прямого волеизъявления населения;
  • — информационная поддержка местного самоуправления, в том числе разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, информирование его о ходе и проблемах реформы местного самоуправления, о роли населения в создании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления;
  • — широкое использование согласительных процедур при решении проблем, возникающих в процессе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Однако, на наш взгляд, в существующей модели у муниципальных органов отсутствуют реальные материальные и финансовые ресурсы для эффективной реализации тех полномочий, которые закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Более того, органы местного самоуправления не встроены в общее пространство публичной власти региона, у них отсутствуют устойчивые связи с губернаторами и мэрами городов. Несмотря на юридическую автономию органов местного самоуправлению, их скудные бюджеты не позволяют решать вопросы местного значения самостоятельно. Вероятно, настала пора создания эффективных финансовых механизмов, при которых местное самоуправление будет действенным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой