Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм формирования и развития экологической культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологическое образование на современном этапе является органической и приоритетной частью всей системы образования, придающей ему новое качество. Человек своим происхождением, существованием и будущим субстанционально и функционально, телесно и духовно связан с природой, состоянием среды. Формируя новое отношение к природе, экологическое образование способствует и изменению человека к обществу… Читать ещё >

Механизм формирования и развития экологической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ценностно-нормативная информация, выработанные обществом в процессе адаптации к среде модели поведения передаются из поколения в поколение внегенстическим путем посредством инкультурации или социализации. Социализация представляет собой решающее условие преемственности, возобновления общественной жизни и важнейшее условие культургенеза как индивида, так и общества.

Социализация — это процесс интернализации, деятельного усвоения индивидом достижений культуры, ценностей, норм, образцов поведения, превращение их в личностные знания, убеждения, установки, диспозиции, навыки. Социализация направлена на освоение социальных ролей, формирование личности как субъекта, способного участвовать в решении технологических, экономических, социальных, политических, экологических проблем современного общества и проблем собственного личностного роста и самореализации. Социализация может осуществляться как целенаправленно, так и спонтанно (подражание, имитация, заражение); как в институционализированных формах, так и формах непреднамеренного влияния среды. Решающее значение для воспроизводства общества и его культуры в современных условиях имеют институционализированные, целенаправленные формы социализации.

К основным агентам экологической социализации следует отнести:

  • • Семью с колоссальными возможностями первичной социализации, связанными с механизмами эмоциональной привязанности, первичными идентификациями, подражанием ребенка образцам поведения родителей, его сензитивностью, открытостью и предрасположенностью к принятию культурного мира взрослых в процессе взросления. Семья обладает большими возможностями социального контроля.
  • • Дошкольные учреждения, где формируются первичные навыки художественного воображения, интеллектуальной и трудовой деятельности, культуры общения, отношения к себе и природе, закладываются основы экологической культуры.
  • • Институты образования (начального, среднего и высшего; общего и профессионального).
  • • Трудовые коллективы и коллективы общественных организаций, группы неформального общения.
  • • Учреждения здравоохранения, культуры и просвещения.
  • • Религиозные институты.
  • • Средства массовой информации и общественное мнение.
  • • Природоохранные органы и учреждения.

Основополагающее значение в механизме экологической социализации по праву принадлежит системе экологического образования, призванного формировать общую и профессиональную экологическую культуру. Пытаться решать современные экологические проблемы сразу на полюсе объектов и объективных условий, непосредственных контактов человека с природой малоперспективно, поскольку глубинные их причины связаны с субъективным фактором, коренятся в сознании людей, уровне их знаний, характере ценностных ориентаций и убеждений, стереотипах поведения. Преобразованию природы и технологии в современных условиях должно предшествовать преобразование себя, умение управлять собой. Человек и человечество должны прийти в себя, стать разумными и вменяемыми перед лицом экологической катастрофы. Обнаружившиеся противоречия между уровнем знаний, экологической культуры субъектов природопользования и необходимым для обеспечения оптимизации отношений общества с природой, экологизации науки, техники, управленческого, экономического и правового механизмов природопользования не могут быть разрешены без экологизации образования и воспитания.

Экологическое образование на современном этапе является органической и приоритетной частью всей системы образования, придающей ему новое качество. Человек своим происхождением, существованием и будущим субстанционально и функционально, телесно и духовно связан с природой, состоянием среды. Формируя новое отношение к природе, экологическое образование способствует и изменению человека к обществу, другому человеку и к себе, поскольку, как уже отмечалось ранее, от определенного отношения людей к природе зависит и их отношение друг к другу, обществу (обобщенному другому) и к себе. Изменение своего отношение к природе есть изменение мировоззрения, образа мышления и жизни, условие и способ самоизменения человека и общества.

Экологическое образование призвано вооружить знаниями истории возникновения и развития экологических проблем; законов развития экосистем и системы «общество — природа»; сущности, причин возникновения и путей преодоления современных экологических проблем; принципов оптимизации и гармонизации отношений между обществом и природой, обеспечения устойчивого развития, облагораживающего отношения к природе; основных направлений и средств экологизации производственной и непроизводственной деятельности, науки, техники, управленческого, экономического и правового механизмов природопользования; нормативов качества природной среды, правовых и моральных норм, регулирующих отношения человека с природой.

Основными принципами экологического образования и воспитания являются: принципы: обеспечения единства знаний, убеждений и действий, или познавательного, ценностно-нормативного и поведенческого элементов культуры; обеспечения единства локального, регионального и глобального подходов к экологической проблеме; междисциплинарности в реализации экологического образования; принцип непрерывности; всеохватности и дифференцированности. Последний предполагает формирование и последовательное повышение общей экологической культуры населения; формирование углубленной экологической культуры специалистов, ответственных за принятие решения в сфере хозяйственной и иной деятельности; формирование экологической культуры профессионалов-экологов, действующих в разных сферах природовользования; подготовку педагогических и научных кадров высшей квалификации.

На роль экологического образования и направления его совершенствования обращалось внимание в Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г), Декларации конференции ООН по окружающей человека среде в Найроби (1982 г.). Под эгидой ЮНЕСКО и ЮНЭП по проблемам образования и воспитания были проведены международные форумы в Белграде (1975 г.) и Тбилиси (1987 г.). Основы формирования экологической культуры и экологического образования в нашей стране получили закрепление в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», где указывается на то, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя: дошкольное; общее; среднее; профессиональное и Высшее профессиональное; послевузовское профессиональное; профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов; подготовку педагогических и научных кадров высшей квалификации; распространение экологических знаний через СМИ, учреждения культуры, туризма, спорта и природоохранные учреждения.

Экологическое образование и воспитание призвано к формированию личности, способной относиться к природе не только как к «мастерской» с позиций рабочей силы, но и как к «храму». Безусловно, ограниченным является сведение всего богатства взаимосвязей человека с природой к производственно-технической стороне. Человек является существом не только экономическим, но и эстетическим, нравственным. Он способен выходить за пределы утилитарно-прагматического отношения к природе как объекту преобразованию, средству, среде физического существования и вступать в отношения с природой в целом, на всех уровнях своих специфически человеческих проявлений. Как универсальное существо человек способен действовать по меркам любого вида, преодолевая ограниченность любого из них и, осознавая свое достоинство и назначение быть «эхом», «зеркалом Вселенной», «микрокосмом», «чувствилищем» и самосознанием природы.

Экологическое образование призвано способствовать преодолению крайностей биоцентризма и антропоцентризма и обеспечению истинного воссоединения человека с природой через последовательную «натурализацию» человека и «гуманизацию природы». Осуществление этих возможностей и интенций человека во многом связано с развитием экологической этики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой