Направления развития проектного финансирования в России
Важное направление развития планирования и бюджетирования российской экономики — переход от сметного планирования бюджета и финансирования по разделам и ведомствам на программный принцип формирования федерального бюджета, основанный на составлении государственных программ. Правительством РФ утвержден перечень из 42 долгосрочных государственных программ, но шести разделам, порядок их разработки… Читать ещё >
Направления развития проектного финансирования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения материала данной главы студент будет:
знать.
• состояние правовой базы проектного финансирования в России, формы государственной поддержки инвестиционных проектов, понятие и принципы ответственного проектного финансирования, международные стандарты ответственного финансирования и их применение в российской банковской практике;
уметь.
- • применять принципы проектного финансирования при формировании портфеля проектов и программ компании и банка;
- • оценивать социальные и экологические риски и эффекты проекта;
- • применять новые правовые инструменты проектного финансирования в практике работы компании и банка;
- • составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия;
- • разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности;
- • использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
владеть.
- • правовыми основами проектного финансирования в России;
- • основами государственной поддержки реализации инвестиционных проектов;
- • методами оценки вклада инвестиционных проектов в социальноэкономическое развитие России.
Применение проектного финансирования для реализации долгосрочных государственных проектов и программ
Важное направление развития планирования и бюджетирования российской экономики — переход от сметного планирования бюджета и финансирования по разделам и ведомствам на программный принцип формирования федерального бюджета, основанный на составлении государственных программ. Правительством РФ утвержден перечень из 42 долгосрочных государственных программ, но шести разделам, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ. В большинстве программ участвуют десятки ведомств, и для каждого указана сумма, которой оно может распоряжаться.
• Государственная программа — система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Минэкономразвития России утверждены пять направлений, включающих 42 государственных программы (табл. 3.1).
Таблица 3.1.
Перечень государственных программ РФ и объем их финансирования из федерального бюджета.
(piograms.gov.ru/Portal/programs/documents) Направление — Новое качество жизни.
№. п/п. | Наименование программы. | Общий объем финансирования, млрд руб. | |||||||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||||
Развитие здравоохранения. | 373,8. | 277,8. | |||||||
Развитие образования. | 442,1. | 421,9. | |||||||
Социальная поддержка граждан. | 968,4. | 958,6. | 1006,8. | ||||||
Доступная среда. | 27,6. | 35,8. | 36,8. | ||||||
Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ. | 86,0. | 45,8. | 75,8. | ||||||
Развитие пенсионной системы. | 1175,9. | 1973,7. | |||||||
Содействие занятости населения. | 67,5. | 68,7. | 68,9. | ||||||
Обеспечение общественного порядка. | |||||||||
Противодействие незаконному обороту наркотиков. | 23,4. | 23,2. | |||||||
Защита от чрезвычайных ситуаций. | 173,8. | 172,7. | 175,7. | ||||||
Развитие культуры и туризма. | 100,4. | 104,5. | |||||||
Охрана окружающей среды. | 25,2. | 27,2. | 28,2. | ||||||
Развитие физической культуры и спорта. | 53,6. | 30,7. | |||||||
Направление — Инновационное развитие и модернизация экономики.
№. п/п. | Наименование программы. | Общий объем финансирования, млрд руб. | ||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
Развитие науки и технологий. | 145,8. | 156,8. | 170,2. | |
Экономическое развитие и инновационная экономика. | 122,4. | 126,9. | 117,3. | |
Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности. | 55,5. | 50,8. | 35,1. | |
Развитие авиационной промышленности на 2013−2025 гг. | 53,9. | 58,9. | ||
Развитие судостроения на 2013- 2020 гг. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | |
Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013; … | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | |
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013- … | 15,2. | 16,8. | 17,4. | |
Космическая деятельность России. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | |
Развитие атомного энергопромышленного комплекса. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | |
Информационное общество (2011;2020 гг.). | 94,8. | 120,5. | 124,8. | |
Развитие транспортной системы. | 656,8. | 686,6. | 688,2. | |
Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. | 158,9. | 175,4. | ||
Развитие рыбохозяйственного комплекса. | 10,5. | 10,2. | 10,2. | |
Развитие внешнеэкономической деятельности. | 68,9. | 67,5. | 67,1. | |
Воспроизводство и использование природных ресурсов. | 62,9. | 70,7. | 72,3. | |
Развитие лесного хозяйства на 2013;2020 гг. | 29,6. | 31,1. | 31,1. | |
Энергоэффективность и развитие энергетики. | 6,8. | 17,2. | 11,9. |
Направление — Обеспечение национальной безопасности.
№. п/п. | Наименование программы. | Общий объем финансирования, млрд руб. | ||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
Обеспечение обороноспособности страны. | Нет данных. | Нет данных. | Нет данных. | |
Обеспечение государствен ной безопасности. | Нет данных. | Нет данных. | Нет данных. |
Направление — Сбалансированное региональное развитие.
№. п/п. | Наименование программы. | Общий объем финансирования, млрд руб. | ||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
Региональная политика и федеративные отношения. | 14,4. | 15,6. | 17,5. | |
Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. | -. |
| ||
Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г. |
| -. | -. | |
Создание условий для эффективного и ответственного управления. | 584,4. | 574,4. | ||
Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 г. | 6,3. | 6,3. | 6,8. | |
Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на… |
Направление — Эффективное государство.
№. п/п. | Наименование программы. | Общий объем финансирования, млрд руб. | ||
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
Управление федеральным имуществом. | 5,5. | 5,2. | 5,3. | |
Управление государственными финансами. | 818,7. | |||
Юстиция. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | |
Внешнеполитическая деятельность. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. | Ограниченный доступ. |
Государственная программа включает федеральные целевые программы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности РФ, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия.
Наряду с механизмом госпрограмм сохраняется механизм финансирования федеральных и других целевых программ.
По сути это новая классификация бюджета, направленная на повышение эффективности государственных расходов.
Новая классификация расходов позволяет привести в соответствие количество денежных средств, выделяемое ведомству, с целями и целевыми показателями, которые при этом должны быть достигнуты (некоторые приведены в табл. 3.2). Эффективность бюджетной реформы будет зависеть от того, насколько правильно сформулированы цели каждой программы, индикаторы достижения целей, перечень задач, необходимые мероприятия и механизм мониторинга.
Таблица 3.2.
Примеры целевых показателей государственных программ на 2011;2013 гг.
Название программы. | Сумма, трлн руб. | Ответственный исполнитель. | Цели и целевые показатели. |
Развитие пенсионной системы. | 6,67. | Минздравсоцразвития России. | Повышение уровня жизни пенсионеров Рост средней трудовой пенсии к 2013 г. на 23,5% (к 2010 г.) — до 9904 руб. Уменьшение дефицита ПФР. |
Управление государственными финансами и государственным долгом. | 3,541. | Минфин России. | Сбалансированность бюджета Исполнение расходных обязательств Стабильность уровня инфляции. |
Социальная поддержка граждан. | 2,7. | Минздравсоцразвития России. | Рост доходов инвалидов Снижение к 2013 г. на 1,2%. (к 2010 г.) числа людей с доходами ниже прожиточного минимума. |
Обеспечение обороноспособности. | 2,489. | Минобороны России. | Реализация федеральных целевых программ, связанных с обороной. |
Развитие транспортной системы. | 1,509. | Минтранс России. | Рост подвижности населения к 2013 г. на 7,4% (к 2010 г.), скорости доставки продукции — на 9,9% (к 2008 г.). |
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности. | 1,234. | МВД России. | Снижение числа погибших в авариях на дорогах к 2013 г. до 19,5 на 100 000 человек Снижение доли нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений к 2013 г. до 5%, числа неразысканных преступников — до 3%. |
Развитие здравоохранения. | 1,135. | Минздравсоцразвития России. | Увеличение продолжительности жизни на 6 лет до 75 лет с 2012 к 2020 г. Снижение смертности от заболеваний с 14,2 на 1000 человек в 2010 г. до 12,3 в 2013 г. |
Развитие образования. | 1,084. | Министерство образования и науки (Минобрнауки) России. | Рост охвата детей дошкольным образованием с 63% в 2010 г. до 65% в 2012 г . Охват высшим и средним профессиональным образованием — 60−70% к 2012 г. |
Всего по 39 программам. | 27,389. |
При реализации государственных программ и проектов возникают задачи, характерные для проектного финансирования.
В частности, для локализации рисков проектов наиболее эффективно создавать проектные компании, которые в некоторых случаях (и отраслях) должны на 100% принадлежать государству (национальная безопасность, судебная система и пр.), в некоторых случаях возможно использование механизма ГЧП.
Важной задачей при реализации государственных программ и составляющих их проектов остается организация эффективного мониторинга исполнения программы (проекта) на основе принципов управления портфелем проектов и контроля денежных потоков и эффективности реализуемой программы. В 2013 г. шла разработка специального российского стандарта управления государственными проектами и программами. Аналитический центр при Правительстве РФ уже внедрил комплексную автоматизированную систему мониторинга хода реализации государственных программ и проектов.
Бюджетирование по результатам предполагает оценку экономического эффекта от тех или иных расходов. Ведомства для обоснования своих потребностей должны будут обосновывать ожидаемые экономические результаты своей деятельности, которых они планируют достичь, и оценивать результативность своей деятельности на основе сопоставления планируемого и фактического эффекта реализации государственной программы.
Оценка бюджетного эффекта государственной программы (проекта) требует методической проработки с учетом особенностей каждой стадии жизненного цикла программы (проекта).
Одновременно должны быть внедрены российские стандарты управления государственными программами и национальными проектами на основе международных стандартов управления проектами и программами.
Внедрение программно-целевых методов планирования и бюджетирования не является самоцелью развития бюджетного процесса. Главное, чтобы оно было интегрировано в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии социальноэкономического развития страны.