Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Последователи. 
Художественная культура XX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Натурализму присуще доверие к научным методам познания и убеждение, что только наука, в первую очередь наука о природе, может уберечь литературу от романтических заблуждений. На возникновение, теорию и художественную практику натурализма сильнейшее влияние оказали экспериментальные естественные науки (особенно физиология). Золя вводил в свои произведения сведения из естественных наук… Читать ещё >

Последователи. Художественная культура XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В русле натурализма протекало творчество братьев Э. и Ж. Гонкур, А. Сеара, Л. Энника, П. Алексиса. К этому направлению примыкали прозаик А. Доде, и драматург А. Бек. Золя оказал влияние на творчество Мопассана, Ж. К. Гюисманса, Дж. Гиссинга. Некоторые писатели сочетали приверженность к натурализму со следованием некоторым принципам импрессионизма или символизма (например, Ж.К. Гюисманс).

Теоретические идеи

Философское основание натурализма — убеждение, что все сущее — часть природы и объясняется ее законами, а не сверхъестественными или паранормальными причинами.

Эмиль Золя разработал теорию натуралистического театра (сборник эссе «Экспериментальный роман», 1880) и теорию натуралистического романа («Романисты-натуралисты», 1881). Согласно представлениям эстетики натурализма действия личности предопределены наследственностью, средой и общественными отношениями, в которые вплетена судьба этой личности. В предисловии к роману «Тереза Ракен» Золя называет себя натуралистом, для которого человеческие поступки определяются влиянием окружающей среды и наследственностью. Для писателя-натуралиста человек прежде всего биологический организм и искусство призвано исследовать биологические законы его существования. Важную роль в эстетике натурализма играет теория среды, особое внимание уделяется среде бытовой. На закате натурализма идея активного воздействия на среду сменяется пессимистическим представлением о неизменности человеческой природы. Для натурализма видимый мир — часть природы и живет по ее законам.

В «Моем Салоне» Золя утверждает, что художник должен отразить на полотне свое отношение к природе, показать ее «такой, какой он ее видит». «В нас живет красота, — писал Золя, — а не вне нас» 1. Он не хотел быть связанным узами какой-либо школы, а лозунг правдивости и жизненности, верности природе и темпераменту художника должен звучать как лозунг модерности, и как лозунг импрессионизма, и как лозунг натурализма («натурализм, импрессионизм, модернизм — как хотите назовите»).

Золя призывал творить искусство плотью своей, своими чувствами, быть «возлюбленными бытия», никому не подчиняться, лишь своей природе. Он утверждал, что его искусство — это «отрицание общества, утверждение индивидуума, вне правил и всех социальных потребностей» 2.

Рецептивно-эстетические принципы

Золя отрицает сосредоточение внимания зрителя на высматривании на полотне художника сюжета, трогательной и пугающей истории. Художника, который «заботится только об истине, устраивается перед куском природы, задаваясь целью воссоздать горизонты в их суровом просторе, не пытаясь наделить их красками своего вымысла; он не поэт и не философ, но просто-напросто натуралист…» 1.

Отношение к науке

Уже Золя, будучи начинающим писателем, проявлял горячую веру в торжество науки, в движение человечества к «граду справедливости и свободы» на основе научных знаний (письмо Б. Байю, 18. У11. 1861).

Натурализму присуще доверие к научным методам познания и убеждение, что только наука, в первую очередь наука о природе, может уберечь литературу от романтических заблуждений. На возникновение, теорию и художественную практику натурализма сильнейшее влияние оказали экспериментальные естественные науки (особенно физиология).

Некоторые реалисты поддерживали ряд теоретических принципов натурализма. Так, Г. Флобер утверждал, что большое искусство должно быть научным и безличным. Стремление к объективности в изображении действительности, приверженность фактам, «научность» одухотворялись у натуралистов верой в непреходящие человеческие ценности. Вера во всемогущество науки приводила натуралистов к идее жесткой детерминированности поступков человека и исторических событий, а у некоторых сторонников этого художественного направления возникало даже фаталистическое представление о жизненных процессах (так, например, в творчестве позднего Мопассана и у Гюисманса звучат мотивы фатализма).

Золя вводил в свои произведения сведения из естественных наук (социологический дарвинизм), медицины и физиологии (К. Бернар, Ш. Летурно) и опирался на эстетические теории позитивизма (И. Тэн). Золя отдавал приоритет биологическим факторам формирования человека, недостаточно учитывая социальные и исторические факторы.

Золя стремился соединять и использовать последние достижения научной и политической мысли.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой