Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Превращение пленных в гладиаторов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гладиаторами могли стать рабы, преступники, свободные граждане, но основную массу составляли военнопленные. Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100 гг. н.э.) отмечает, что после захвата римлянами Иерусалима большую часть военнопленных римский полководец Тит раздарил провинциям, где они нашли свою смерть в театрах, кто от меча, кто от хищных зверей. Римские полководцы устраивали гладиаторские бои по разным… Читать ещё >

Превращение пленных в гладиаторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из форм отношения римлян к пленным было превращение их в гладиаторов. Гладиаторские игры проводились в Риме с III в. до н.э. Считается, что первый бой трех пар гладиаторов состоялся в начале первой Пунической войны, в 264 г. до н.э. С этого времени началось быстрое развитие римской гладиатуры. Гладиаторские бои представляли собой ни что иное, как жертвоприношение в честь умерших. Смысл этого жертвоприношения заключался в том, чтобы умиротворить богов. Более мягкий характер данного жертвоприношения не менял его главного назначения. Лишь очень немногим гладиаторам удавалось сохранить свою жизнь и заслужить освобождение, пройдя адские муки гладиаторских игр. Обычай гладиаторских поединков берет свое начало от этрусков, которые господствовали в Риме в VI в. до н.э. Немецкий писатель X. Хефлинг отмечает, что «…еще раньше этруски превратили простое заклание военнопленных, приносимых в жертву при погребениях, в нечто другое, а именно в их борьбу не на жизнь, а на смерть у могил и на арене»[1]. От этрусков римляне заимствовали нс только гладиаторские бои, но и травлю диких животных.

Долгое время гладиаторские бои сохраняли в Риме религиозный смысл, т. е. проводились в память умерших и заключались в воздействии на богов в надежде на их милость. Однако постепенно римская гладиатура теряла сакральный смысл и приобретала мирской, превращаясь в кровавое публичное щекочущее нервы развлечение. Российский историк В. И. Кузищин отмечает, что с конца II в. до н.э. бои гладиаторов стали частью общественных празднеств, а их устройство было поручено магистратам. Проведение гладиаторских боев стало средством завоевания популярности у народа и избрания на магистратскую должность. Например, популярности молодого Юлия Цезаря (100 или 102—44 гг. до н.э.) способствовала организация им боя, в котором участвовало 300 пар гладиаторов. Гладиаторы должны были биться насмерть, зрителям особенно нравилось видеть кровь и предсмертные судороги сраженного гладиатора.

Гладиаторами могли стать рабы, преступники, свободные граждане, но основную массу составляли военнопленные. Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100 гг. н.э.) отмечает, что после захвата римлянами Иерусалима большую часть военнопленных римский полководец Тит раздарил провинциям, где они нашли свою смерть в театрах, кто от меча, кто от хищных зверей[2]. Римские полководцы устраивали гладиаторские бои по разным поводам: в честь своих побед, в память погибших или умерших родственников, по случаю дней рождения своих родных и близких и т. п. Военачальник Тит, участвовавший в подавлении восстания евреев в I в. н.э., отпраздновал день рождения своего брата, предав смерти более двух с половиной тысяч пленных. Часть из них погибла в бою с животными, вторая часть была сожжена, а третья погибла в гладиаторских поединках. Юлий Цезарь устроил гладиаторские игры в честь своей умершей дочери Юлии[3]. Гладиаторскими боями украшались триумфы римских полководцев.

Подводя итоги, отметим, что обычаи войны, существовавшие в Древнем Риме, составляли важную часть его общей культуры. Они вписывались в систему военной политики, направленной на проведение завоеваний и достижение мирового господства. Обычаи войны, образуя право войны, регулировали поведение римских воинов и всех римских граждан в ходе подготовки войн, их ведения и закрепления результатов. Систему обычаев образовывали правила, связанные с поклонением языческим богам, обычаи объявления войны, взятия вражеских городов, обращения с пленными и др. В основе обычаев войны лежали такие ценности, как свобода, благочестие, мужество, справедливость. Особое место среди них занимал патриотизм, замешанный на вере в избранность Рима богами, в его право объединять завоеванные народы и править ими, нести им мир, порядок и благополучие.

  • [1] Хефлинг X. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. М., 1992. С. 14.
  • [2] Флавий Иосиф. Иудейская война: пер. с нем. М.: Эксмо, 2010. Седьмая книга, глава IX.
  • [3] Флавий Иосиф. Иудейская война. Седьмая книга, глава III. С. 618; глава V, глава VII.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой