Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы организации консультационной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поле деятельности государственных организаций сужается, центр интересов развития переносится в сферу региональной политики. В отличие от предыдущего периода, когда главным был академический тип информационно-консультационной деятельности, при реализации которого государство брало на себя все расходы, поскольку речь шла об интересах общественного развития, теперь, когда сельское хозяйство достигло… Читать ещё >

Основы организации консультационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

историческое развитие, типы и виды информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве; основные принципы информационно-консультационной деятельности; систему информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства в России; классификацию моделей информационно-консультационных служб по основным признакам; внешние связи службы; место ИКС в системе распространения знаний; функции ИКС как инструмента аграрной политики;

уметь

• определять суть информационно-консультационной деятельности просветительского, консультационного, академического и интеграционного типов; идентифицировать различные виды информационно-консультационной деятельности; определять преимущества и недостатки моделей информационно-консультационных служб; осуществлять выбор модели функционирования информационно-консультационных службы в зависимости от условий деятельности; оптимизировать взаимодействие ИКС со сторонними организациями;

владеть

• рациональными приемами и способами самостоятельной работы с литературой для поиска информации об отдельных определениях, понятиях и терминах, объяснения их применения в практических ситуациях; ведения научной дискуссии; решения теоретических и практических типовых и системных задач, связанных с профессиональной деятельностью; методами логического творческого и системного мышления.

Историческое развитие, типы и виды информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве

Сельскохозяйственные информационно-консультационные службы играют большую роль в развитии мирового сельского хозяйства и имеют большое значение для мировой экономики. Последнее по времени большое обследование сельскохозяйственных консультационных служб в мире, проведенное в 1988—1989 гг. ФАО (FAO, Food and Agriculture Organization — Продовольственная и сельскохозяйственная организация OOН), охватило 550 тыс. сотрудников в 108 странах. В нем, в частности, было отмечено, что в 1988 г. на финансирование 207 подобных организаций в ИЗ странах было направлено более 6 млрд долл. США, или примерно 8,5 тыс. долл, в расчете на одного занятого[1]. С того времени потребность в услугах сельскохозяйственных консультационных служб только увеличилась. При этом оказание услуг стало рассматриваться в более широком контексте — как важная часть системы получения и распространения инновационных знаний.

Суть консультационной деятельности состоит в оказании нематериальной помощи людям в решении проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Консультационные службы, осуществляющие такого рода деятельность в сельском хозяйстве, являются частью системы получения и передачи сельскохозяйственных знаний и информации, необходимых для ведения эффективного производства. Между консультационной службой и сельскохозяйственной наукой отношения могут быть очень тесными, поскольку знания, передаваемые консультационной службой, часто получены сельскохозяйственной наукой в процессе решения проблем сельских товаропроизводителей, которые выявили и сформулировали сотрудники службы в ходе общения с последними. Кроме того, служба тесно связана с системой сельскохозяйственного среднего профессионально-технического и высшего образования.

В термин " сельскохозяйственная консультационная служба" многие специалисты вкладывают разный смысл в соответствии со своими представлениями о ее целях и задачах. В самом узком смысле цель сельскохозяйственной информационно-консультационной службы видят в распространении информации, помогающей увеличить эффективность конкретных производственных процессов. В более широкой интерпретации цель сельскохозяйственной информационно-консультационной службы состоит в увеличении эффективности хозяйственной деятельности и, таким образом, в увеличении уровня доходов сельских товаропроизводителей. В самой широкой интерпретации сельскохозяйственная информационно-консультационная служба призвана обеспечить непрерывным обучением взрослую сельскую аудиторию, включающую товаропроизводителей, семьи, молодежь, местное сообщество, а также развитие сельского хозяйства или регионального сообщества.

Чтобы лучше понять, почему существуют такие расхождения в понимании цели и задач сельскохозяйственной информационно-консультационной службы, необходимо вспомнить историю развития современных служб и рассмотреть их типы. Эта история начинается примерно с первой трети ХIХ в., когда в наиболее развитых странах Западной Европы началось широкое распространение демократических ценностей и идей просвещения и народничества. Следствием этого стало появление движения, объединившего лучших представителей всех слоев общества, стремившихся бескорыстно передать новейшие знания и умения членам наиболее бедных и неразвитых слоев общества. Толчком для создания сельскохозяйственных служб стал катастрофический неурожай картофеля в Европе в 1845 г.

Первой сельскохозяйственной службой стала ирландская: в Ирландии негативные последствия неурожая были особенно серьезны, поскольку картофель преобладал в рационе местного населения. Граф Кларендон, ставший наместником Ирландии в 1847 г., послал официальное письмо президенту Королевского сельскохозяйственного общества Ирландии (основанного в 1841 г.) о необходимости поиска и посылки лекторов в наиболее пострадавшие от неурожая районы. Их задачей было бы рассказывать и показывать мелким фермерам, как можно улучшить выращивание картофеля, а также и других видов корнеплодов. Лекторы были найдены, подготовлены и направлены в указанные районы. Система работала в течение четырех лет. Финансировалась она наполовину землевладельцами и наполовину за счет благотворительных пожертвований. Недостаток средств покрывался из фондов правительства[2].

Так начинался первый этап развития информационно-консультационных служб, который может быть назван просветительским. В этот период в Англии появился термин «extension», который обычно употреблялся в сочетании «university extension» («университетское распространение знаний» — приблизительный перевод) и понимался как распространение знаний преподавателями университетов. Наиболее ранние акции движения " экстеншн" относятся к 1840-м гг., когда профессор Кембриджского университета Джеймс Стюарт стал читать лекции для членов женских ассоциаций и рабочих клубов на севере Англии (в связи с этим его часто называют отцом «университетской экстеншн»), В 1871 г. Стюарт обратился к руководству Кембриджского университета с предложением организовать центры для чтения лекций населению под эгидой университета. В 1873 г. Кембридж утвердил систему таких центров. В 1876 г. его примеру последовал Лондонский университет, а в 1878 г. — Оксфордский университет. Данное направление деятельности к 1880-м гг. уже характеризовалось как «движение «экстеншн»[3].

Сходные движения охватили всю Западную Европу. В Германии с середины 1850-х гг. (сначала в Гессене и Западной Пруссии) появились странствующие лекторы, которые действовали под эгидой обществ по распространению сельскохозяйственных знаний. Обычно такие лекторы разъезжали в теплое время года по хозяйствам — читали лекции и давали советы фермерам, а в течение зимы преподавали в сельскохозяйственной школе, обучая сыновей фермеров. Хотя официально лекторы были представителями негосударственных обществ, их работа стала финансироваться из государственной казны, а советы лекторов были бесплатны для фермеров[4].

В России подобное движение в тот же период называлось «хождение в народ». Идеи этого движения в дальнейшем повлияли на создание и развитие системы общественной агрономии, родоначальником которой был А. В. Чаянов.

Укажем основные черты информационно-консультационной службы просветительского типа:

  • • в качестве цели деятельности ставилось улучшение условий быта и труда наиболее бедных и неразвитых слоев общества (в том числе людей, живущих в сельской местности) путем обучения (просвещения);
  • • целевой группой являлись члены указанных слоев общества, понимающие свои проблемы и желающие активно участвовать в изменении ситуации (в сельской местности это были представители мелких, в основном натуральных хозяйств);
  • • в качестве консультантов выступало все общество в лице отдельных активных просвещенных граждан и благотворительных организаций;
  • • организационно система строилась на базе «кружков знаний», универсальных образовательных учреждений и просветительских организаций;
  • • предусматривалась только передача знаний путем обучения, услуги любого другого рода отсутствовали;
  • • плата за обучение, как правило, отсутствовала или была минимальной.

Суть информационно-консультационной деятельности просветительского типа — развитие наиболее бедных и неразвитых слоев общества путем оказания благотворительной помощи представителям этих слоев в решении их проблем посредством обучения.

Зарождение информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве как самостоятельной службы (англ, agricultural extension service — сельскохозяйственная консультационная служба) связано с аграрным кризисом конца XIX в., когда на фоне промышленной революции, быстрого развития науки и техники и широкого использования их достижений во всех сферах человеческой деятельности, с одной стороны, и возросших потребностей в сельскохозяйственном сырье и продовольственных товарах — с другой, особенно заметной стала отсталость патриархального сельскохозяйственного производства, тормозившая развитие других отраслей. Дополнительный толчок развитию сельского хозяйства и информационноконсультационной службы дала Первая мировая война, когда особое значение приобрела проблема обеспечения продовольственной безопасности страны, вовлеченной в военные действия.

К этому периоду относится создание государственных или поддерживаемых государством структур информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве Великобритании, США, России и других стран. ИКС начинает рассматриваться как инструмент аграрной политики, имеющий большое значение для развития сельского хозяйства. Так, в 1896 г. в Баварии система передачи сельскохозяйственных знаний была построена в качестве государственной службы. В начале XX в. в Шотландии были созданы и финансировались государством в лице Министерства сельского хозяйства Шотландии три сельскохозяйственных колледжа в виде независимых региональных институтов с целью обеспечить обучение и консультирование фермеров (позднее они были объединены в Шотландский сельскохозяйственный колледж). В 1914 г. в США был принят акт Смита — Левера (Smith — Lever Act) о создании Кооперативной службы экстеншн (Cooperative Extension Service) под патронажем Министерства сельского хозяйства. Основу информационно-консультационной службы составили университеты, созданные в соответствии с федеральными актами Моррилла (Morrill Acts) 1862 и 1890 гг. (так называемые land-grant университеты). Служба была создана, как говорилось в акте Смита — Левера, «чтобы помогать в распространении среди населения Соединенных Штатов полезной и практической информации относительно сельского хозяйства, экономики домашнего хозяйства и использования энергии, а также поощрять ее применение»[5]. Речь при этом шла в первую очередь об обучении взрослого сельского населения. Преподавателями становились сотрудники университетов.

Подобного рода службы, которые могут быть названы службами академического типа, имеют следующие черты:

  • • целью деятельности является улучшение условий быта и повышение эффективности труда представителей сельского сообщества путем специального обучения, а также стимулирование (мотивирование) населения к проведению этих улучшений;
  • • целевой группой является местное (региональное) сельское сообщество, все его члены без исключения;
  • • в качестве консультантов выступают профессионально подготовленные специалисты, сотрудники государственных организаций и учреждений;
  • • организационно информационно-консультационная служба строится на базе универсальных научно-образовательных учреждений и включает в себя систему местных и региональных офисов по работе с клиентами, а также прикладных научных, лабораторных, племенных, санитарно-эпидемиологических и других учреждений;
  • • передача знаний происходит путем специализированного обучения, профессионального консультирования, предоставления научно обоснованной информации;
  • • клиент является активным участником процесса создания и обмена знаниями, существует устойчивая постоянная обратная связь службы с клиентами.

Суть информационно-консультационной деятельности академического типа — развитие сельской местности (сельского сообщества) путем оказания государственной помощи в виде обучения и консультирования жителям сельской местности в решении их проблем, имеющих большое общественное значение.

В названии деятельности такого рода в разных странах так или иначе звучит мотив обучения (распространения знаний) или помощи. Например, в Нидерландах используется слово voorlichting (освещение дороги), в Германии — Berating (оказание помощи в виде совета), во Франции — vulgarisation (упрощение), в Испании — capacitacion (улучшение навыков и умений), в Австрии — Forderung (содействие, продвижение) и т. д.

Один из наиболее известных в мире специалистов в области сельскохозяйственного консультирования профессор Ван ден Бан (Нидерланды) определяет ИКС как службу, которая призвана «оказывать содействие сельским товаропроизводителям в формировании мнений и принятии обоснованных решений путем распространения информации»[6]. Это современное широко распространенное определение требует дополнений, поскольку в нем говорится только о сельских товаропроизводителях (в оригинале — фермерах), но не идет речи об обучении и инновациях и абсолютно не видна активная роль службы, которая на нее возложена. Скорректированное определение могло бы выглядеть следующим образом. Информационно-консультационная служба — это служба, которая оказывает содействие сельским жителям в выявлении и анализе проблем, связанных с их деятельностью в сельской местности, в формировании мнений, принятии и реализации решений путем предоставления им необходимой информации, обучения и стимулирования использования инноваций. К этому понятию близко понятие, сформулированное Маундером еще в 1973 г.: «…служба или система, которая через процедуры обучения помогает фермерам улучшить производственные методы и технологии, увеличить эффективность производства и доход, улучшить уровень жизни, поднять социальные и образовательные стандарты сельской жизни»[7].

Профессор Ван ден Бан указывает три основные функции ИКС, осуществляющей деятельность академического типа[8]:

  • • передача технологий в сельское хозяйство для повышения устойчивости производства;
  • • передача управленческих навыков и умений с целью мобилизовать и организовать взаимодействие производителей, их групп, отдельных сельских социальных групп и сельских сообществ в целом;
  • • передача знаний, увеличение социального капитала и устойчивости сельского сообщества.

Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты. В период появления служб академического типа сельское население фактически было сельскохозяйственным населением, и никакого различия между этими понятиями не проводилось. Основными клиентами службы являлись люди, занятые в многопрофильных мелкотоварных хозяйствах. ИКС академического типа осуществляла постоянный мониторинг проблем сельской местности и выступала инициатором изменений, направленных на развитие, сохраняя при этом «просветительский дух» в своей работе.

Набор задач, стоящих перед службами разных стран, был, конечно, различен. Например, в соответствии с Сельскохозяйственным законом 1944 г. возложенные на Национальную сельскохозяйственную консультационную службу (NAAS) Великобритании основные задачи состояли в следующем:

  • • давать советы сельским товаропроизводителям, чтобы помочь им наилучшим образом использовать свои ресурсы и улучшить уровень жизни;
  • • взаимодействовать в рамках консультационной деятельности с организациями, связанными с сельским хозяйством, в частности Национальным союзом фермеров, советами по сбыту продукции;
  • • проводить исследовательскую работу по проблемам, с которыми сталкиваются сельские товаропроизводители, и также разрабатывать и применять результаты научных исследований;
  • • давать советы министру по техническим последствиям проводимой политики.

Надо отметить, что термин «экстеншн» начал приобретать популярность во всем мире и стал применяться не только по отношению к сельскому хозяйству, поскольку службы с аналогичными целями (распространение так называемого неформального образования — delivery of nonformal education) стали появляться и в других отраслях. В сфере промышленности возникли промышленные экстеншн-службы (industrial extension), в сельских территориях — службы развития сельской местности (rural development extension), в области здравоохранения — экстеншн-службы здоровья (health extension services) и т. д. Правда, к этому времени сельскохозяйственные информационно-консультационные службы уже вступили в следующий этап развития.

Новый этап развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве, приведший к массовому появлению служб другого типа, наступил после Второй мировой войны. В сельском хозяйстве наиболее развитых стран под воздействием научно-технического прогресса происходили процессы специализации и концентрации производства, повышения интенсивности и эффективности производства. Одновременно преобразовывалась сельская местность, изменялись сельские сообщества. Сельское хозяйство достигло относительно высокого уровня развития. Теперь сельских товаропроизводителей надо было не учить базовым знаниям, а повышать их квалификацию, не выявлять и объяснять проблемы, стоящие перед ними, а помогать в принятии решений по множеству весьма специфических вопросов.

Поле деятельности государственных организаций сужается, центр интересов развития переносится в сферу региональной политики. В отличие от предыдущего периода, когда главным был академический тип информационно-консультационной деятельности, при реализации которого государство брало на себя все расходы, поскольку речь шла об интересах общественного развития, теперь, когда сельское хозяйство достигло удовлетворительного уровня развития, государство максимально старается «уйти» из аграрной экономики. Государство стремится поддерживать функционирование рыночной системы в сельской местности, усиливая и модифицируя ее функционирование, максимально снижая свою поддержку отдельных групп производителей. Его место во многом занимают негосударственные коммерческие организации, которые ведут деятельность консультационного типа. Создаются база и условия для приватизации служб просветительского типа, что находится в русле государственной политики.

Укажем основные черты информационно-консультационной службы консультационного (консалтингового) типа:

  • • целью деятельности является повышение эффективности работы отдельных предприятий путем предоставления им информации и консультационных услуг;
  • • целевой группой выступают специализированные сельскохозяйственные предприятия;
  • • передача знаний происходит путем специализированного обучения, профессионального консультирования, предоставления научно обоснованной информации;
  • • организационно служба строится на базе организаций любого рода, имеющих возможность предоставлять профессиональные информационно-консультационные услуги;
  • • в качестве консультантов выступают профессионально подготовленные специалисты;
  • • служба оказывает интегрированный набор платных услуг.

Суть информационно-консультационной деятельности консультационного (консалтингового) типа — оказание помощи сельским товаропроизводителям в принятии решений путем предоставления информации и консультирования. Решение проблем клиента происходит посредством предоставления информации, повышения его квалификации в принятии решений, проведения специальных научных исследований.

Оказывать такую помощь могут как государственные, так и частные организации. В тех случаях, когда речь идет о повышении эффективности отраслей сельского хозяйства в целом и проведении мероприятий государственной аграрной политики, возможно предоставление информации и консультаций всем предприятиям на полностью или частично бесплатной основе (за счет средств государственного бюджета). Это не меняет сути информационно-консультационной деятельности консультационного типа. Услуги, которые предоставляют информационно-консультационные службы, могут быть как бесплатные, так и платные. Это принципиально важный момент для определения типа информационно-консультационной деятельности.

На родине движения «экстеншн», в Англии, государственная сельскохозяйственная консультационная служба ADAS была приватизирована одной из первых в мире. Представитель руководства ADAS Р. Денси в докладе, сделанном на Международном симпозиуме «Информационно-консультационные службы в XXI веке», проходившем в Великобритании в 1997 г., сказал, что служба ADAS прекратила свое существование в качестве службы экстеншн в общепринятом значении этого понятия в 1987 г., т. е. с момента, когда была введена плата за ее услуги.

Существует мнение, что государственные организации не имеют преимуществ при проведении информационно-консультационной деятельности консультационного типа за плату. Исследование, проведенное среди стран — членов ОЭСР в 1992 г., подтвердило, что фермеры и другие клиенты, пользующиеся консультационными услугами на платной основе, как правило, более удовлетворены получаемой продукцией и ее полезностью. В отчете об исследовании среди основных преимуществ были названы бо? льшая ориентация на рынок и расширение программ, ориентированных на рынок; более эффективное и рациональное использование ресурсов консультационной службы; услуги и советы более высокого уровня; более мотивированный персонал; обеспечение лучшего «измерения» спроса на конкретные консультационные услуги и др.

Дальнейшее развитие процессов разделения труда в любом виде деятельности приводит к тому, что отдельные виды производственной деятельности становятся все более узконаправленными. Для того чтобы заниматься ими, требуются все более глубокие узкоспециализированные знания и умения. Этих знаний и умений зачастую не хватает у работников конкретного предприятия. На предприятии появляются виды деятельности, которые осуществляются с недостаточно высокой эффективностью. Если проблему недостаточно высокой эффективности не удается решить с помощью внутренних преобразований, например изменения внутрихозяйственных отношений, дополнительного обучения или консультирования, а вложение дополнительных средств в ее решение экономически нецелесообразно, то проблема может приобрести хронический характер. Необходимо максимально уменьшить объем этого вида деятельности или вообще отказаться от него (что часто невозможно), или воспользоваться услугами внешней организации. В последнем случае предприятие передает отдельные виды внутрихозяйственной деятельности (например, ведение бухгалтерии, статистической и прочей отчетности, поддержку информационных систем и пр.) в управление внешней организации, которая может обеспечить более высокую эффективность и уровень качества этой работы. Данное явление в современной литературе получило название «аутсорсинг» (от англ. outsourcing — использование внешнего источника/ресурса).

Аутсорсинг, несмотря на его кажущуюся новизну, явление не новое в сельском хозяйстве. Так, например, помощь фермерам в ведении бухгалтерской отчетности оказывается Датской информационно-консультационной службой с 1920;х гг. Однако в современных условиях он приобретает особое значение. Широкое распространение сделок по аутсорсингу свидетельствует об успехах, достигаемых с его помощью.

Эти процессы привели к появлению в сельском хозяйстве следующего типа информационно-консультационной службы, которая может быть названа службой интеграционного типа.

Ее основные черты:

  • • целью деятельности является повышение эффективности работы предприятия-клиента путем принятия на себя управления некоторыми вспомогательными видами непроизводственной деятельности данного предприятия;
  • • основной целевой группой являются высокоспециализированные сельскохозяйственные предприятия;
  • • передачи навыков и умений клиенту в сфере, охваченной аутсорсингом, не происходит;
  • • организационно информационно-консультационная служба строится на базе частных предприятий, союзов, кооперативов и т. п.;
  • • служба оказывает узкоспециализированный распределенный набор услуг.

Суть информационно-консультационной деятельности интеграционного типа — оказание помощи сельским товаропроизводителям в решении их проблем путем принятия на себя исполнения отдельных функций.

Важно отметить, что речь идет о выполнении только вспомогательных функций, а не, например, о сбыте продукции. Допустим, консультанты предоставляют свои услуги по следующим направлениям деятельности: подготовка и проверка финансовой отчетности, финансовый анализ хозяйственной деятельности, анализ экономической конъюнктуры и прогнозирование, вопросы финансовой стратегии. Эта работа может быть полностью передана консультационной фирме — в этом случае речь идет об информационно-консультационной деятельности интеграционного типа.

Говоря о типах информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве, надо понимать, что указанные четыре типа деятельности не заменяют полностью один тип на другой в ходе исторического развития, как может показаться, благодаря выбранной форме изложения. Наоборот, они обычно существовали и, видимо, еще долго будут существовать одновременно, имея свои цели и методы достижения этих близких, но не совпадающих полностью целей.

Кроме того, следует заметить, что в мире редко можно встретить сельскохозяйственную информационно-консультационную службу, осуществляющую тот или иной тип сельскохозяйственной информационно-консультационной деятельности в чистом виде. Речь идет, как правило, о разновидностях деятельности или «смешении жанров», что, конечно, не является прихотью отдельных людей, принимающих решения, скорее это следствие влияния комбинации факторов социально-экономического развития страны или данной местности.

В рамках перечисленных типов осуществляются различные виды информационно-консультационной деятельности. К числу основных можно отнести следующие виды деятельности.

  • 1. Агентская деятельность — вид информационно-консультационной деятельности, основанный на систематическом посещении хозяйств, анализе ситуации и результатов деятельности их работников с целью выявления проблем, формирования отношений и общественно значимых мнений, а также мотивирования сельских товаропроизводителей.
  • 2. Адаптационная деятельность — вид информационно-консультационной деятельности, основанный на разработке (адаптации) и внедрении системы ведения хозяйства (производства) в данной зоне или на предприятии. Цель деятельности — увеличение количества внедренных современных производственных систем.
  • 3. Аутсорсинговая деятельность (аутсорсинг) — принятие службой на себя выполнения ряда управленческих функций в хозяйстве клиента. Цель деятельности — повышение эффективности выполнения основных функций клиентом на собственном предприятии за счет передачи выполнения вспомогательных управленческих функций внешней организации.
  • 4. Инновационная деятельность — вид информационно-консультационной деятельности, охватывающий разработку и реализацию прикладных научных исследований и мероприятий по внедрению их результатов, приводящий к комплексным изменениям в способе хозяйствования и (или) образе жизни населения.
  • 5. Информационная деятельность — вид деятельности, основанный на распространении информации, имеющей отношение к государственной политике, а также рыночной информации. Цель деятельности — увеличение информированности клиентов (производителей, населения) об изменениях в государственной политике и ситуации на рынке и, как следствие, рост конкурентоспособности предприятий.
  • 6. Консультационная деятельность — оказание помощи в принятии решений по конкретным проблемам конкретному клиенту. Цель деятельности — увеличение устойчивости производства, повышение конкурентоспособности предприятия.
  • 7. Образовательная деятельность — вид деятельности, основанный на проведении общеразвивающего и профессионального обучения. Цель — повышение уровня образования, в том числе профессионального, сельского населения.
  • 8. Партиципативная (кооперирующая) деятельность — вид информационно-консультационной деятельности, предусматривающий вовлечение товаропроизводителей в процесс добровольного взаимного общения, обмена мнениями и опытом, создания объединений. Цель деятельности — выявление и распространение полезных практических знаний и опыта, самостоятельно приобретенных товаропроизводителями, развитие межличностных отношений внутри местного сообщества и вне его, формирование общественных или производственных объединений товаропроизводителей.
  • 9. Рекомендационная деятельность — разработка и распространение рекомендаций, пропаганда передовых знаний и опыта. Цель деятельности — повышение научного и методического уровня решений и действий, предпринимаемых клиентом.
  • 10. Тренинг, с обратной связью (коучинг) — целенаправленное обучение путем распространения специальных знаний, развития отдельных навыков и умений в конкретной области сельскохозяйственных знаний и одновременный контроль правильности использования этих знаний, навыков и умений с помощью посещения хозяйств и других методов. Цель деятельности — например, увеличение урожайности культур (объема производства продукции и т. п.) в хозяйствах, охваченных программой обучения.

Каждая отдельная консультационная служба может заниматься несколькими видами деятельности. Это зависит от подхода к организации службы, который выбран при ее создании. Например, деятельность службы может быть направлена на повышение продуктивности сельского хозяйства или на решение проблем сельских жителей, она может быть создана централизованно в национальном масштабе или децентрализованно на местном уровне, предусматривать привлечение сельских товаропроизводителей для формулирования и выполнения задач службы, заниматься только передачей знаний или также участвовать в создании знаний и т. д. и т. п. Структура и задачи службы уточняются в зависимости от масштаба и сложности проблем целевой группы клиентов, от круга политических задач и других функций, возлагаемых на службу, возможностей выполнения общественных задач вне системы информационно-консультационного обслуживания, наличия ресурсов и возможностей обеспечения финансовой устойчивости службы и др.

При этом набор видов деятельности, которыми занимаются службы разного типа, весьма существенно изменяется, сужаясь от самого широкого спектра в службах просветительского типа до одного-двух видов деятельности в службах аутсорсингового типа.

Каждому виду информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве соответствует свой комплекс форм и методов работы. Более подробно речь об этом пойдет в гл. 2 и 3 данного учебника. Ситуация в регионе, цели государственной и местной политики, наиболее подходящие для их достижения тин и виды информационно-консультационной деятельности диктуют, какую организационную (организационно-правовую) форму службы необходимо выбрать для достижения максимального эффекта.

Многолетняя работа сотрудников ФАО и Всемирного банка с участием привлеченных специалистов по созданию эффективных информационно-консультационных служб в сельском хозяйстве во многих странах мира позволила им сделать важные выводы, учет которых может облегчить службе соблюдение ее принципов (см. параграф 1.3) и создать благоприятные условия ее развития. Профессор Ван ден Ван говорит о восьми «уроках», которые необходимо учитывать при организации и управлении сельскохозяйственными информационно-консультационными службами[9], четыре из них (1−4) касаются внешних условий ИКС, четыре (5−8) — внутренней организации. «Уроки» заключаются в следующем.

  • 1. Необходимо стремление правительства оказывать содействие развитию сельского хозяйства и сельскохозяйственной информационно-консультационной службы. Без государственной поддержки развитие идет очень медленно.
  • 2. Очень важен институциональный плюрализм в развитии ИКС. Для достижения целей аграрной политики и удовлетворения различных целевых групп населения необходимо сочетание государственных, частных и общественных (добровольческих) инициатив в сфере ИКС.
  • 3. Развитие информационно-консультационной службы является длительным процессом; чтобы она начала функционировать эффективно, требуются значительные усилия.
  • 4. Создание ИКС требует больших инвестиций. При этом окупаемость первоначальных инвестиций может произойти только через 10−15 лет.
  • 5. ИКС должна иметь эффективную организацию и управление, ориентированные на конкретную ситуацию.
  • 6. Сельскохозяйственной информационно-консультационной службе необходимы методы работы и технологии, привязанные к конкретной местности. Разнообразие особенностей и потребностей клиентов, социальных норм, землевладения и землепользования, транспортные условия и другие требуют, чтобы методы ИКС и технологии были адаптированы к условиям, в которых работает полевой персонал.
  • 7. Консультационные службы должны быть способны ориентироваться и реагировать на изменение условий. Системы ИКС должны быть гибкими, с механизмами, позволяющими реагировать на изменение политики и потребностей сельских товаропроизводителей.
  • 8. Участие сельских товаропроизводителей является фундаментальным принципом устойчивого развития ИКС, особенно первых двух типов. Сельские товаропроизводители участвуют в деятельности ИКС как потребители информации и обеспечивают обратную связь, они должны вовлекаться в разработку программ и в конечном счете в определение приоритетов деятельности ИКС.
  • [1] Report of the global consultation on agricultural extension. Rome: FAO, 1990. P. 43−76.
  • [2] Jones G. Е. The origins of agricultural advisory services in the nineteenth century // Social Biology and Human Affairs. 1981. 46 (2). P. 89−106.
  • [3] Van den Ban A. W., Hawkins H. S. Agricultural Extension. 2nd ed. Blackwell Science Ltd. L, 1996.
  • [4] Maier-Bode F. Die Organisation und die Erfolge des landwirtschaftlichen Wanderunterrichts im Königreich Bayern. Landsberg am Lech, 1910.
  • [5] Smith — Lever Act of 1914. SEC. 1. 7. U. S. C. 341. URL: csrees.usda.gov/about/offices/legis/pdfs/smithlev.pdf
  • [6] Van den Ban A. W., Hawkins H. S. Agricultural Extension. P. 9.
  • [7] Maunder А. Н. Agricultural Extension. A reference manual (Abridged version). Rome: Food and Agriculture Organisation of the United Nations, 1973. P. 103.
  • [8] Van den Ban A. W" Hawkins H. S. Agricultural Extension. P. 14.
  • [9] Van den Ban A. W., Hawkins H. S. Agricultural Extension. P. 29.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой