Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семиотический подход к описанию объектов управления и моделирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое значение имеют отношения наследования: элемент — класс (Is А), часть — целое (Part-of-While), вид — род (АКО — A Kind of). Связь 3 соединяет представление о денотате с его именем, т. е. имя может активизировать представление и наоборот. 1] Шрейдер Ю. Л. Логика знаковых систем. Элементы семиотики. М.: URSS, 2010. Между знаками на одном уровне устанавливаются свои отношения. 2] См… Читать ещё >

Семиотический подход к описанию объектов управления и моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве основного метода описания внешнего мира предлагается семиотический подход, т. е. подход с позиции понятий о знаках и знаковых системах Ю. А. Шрейдера[1]. Рассмотрим связи, которые возникают между знаком, концептом и денотатом на примере треугольника Фреге (см. рис. 1.1).

Между ними существуют следующие связи (отношения):

  • связь 1 по имени активизирует в памяти образ сущности и ее свойства, а в обратном направлении позволяет по описанию сущности определить ее имя;
  • связь 2 по представлению о сущности находит информацию о ее свойствах или формирует представление о сущности по совокупности се свойств;
  • связь 3 соединяет представление о денотате с его именем, т. е. имя может активизировать представление и наоборот.

Особое значение имеют отношения наследования: элемент — класс (Is А), часть — целое (Part-of-While), вид — род (АКО — A Kind of).

В отношении элемент — класс между элементами класса может не быть никакого сходства, кроме их принадлежности одному классу. Определение класса тогда задается путем простого перечисления имен входящих в него элементов (х е X).

В отношении часть — целое (У) наследуется часть свойств сущности, которой приписана роль целого (X) (Ус X). При этом части могут быть совершенно не похожи друг на друга.

Отношение род — вид базируется на наследовании всех свойств X видом Z. Например, любой вид млекопитающих наследует признак выкармливания детенышей молоком, поэтому между видами обязательно сходство.

Между знаками на одном уровне устанавливаются свои отношения[2].

В четырехугольнике Д. А. Поспелова, где добавляется четвертая вершина, соответствующая прагматической составляющей знака, возникают еще две связи — четвертая и пятая (см. рис. 1.2);

  • связь 4 определяет отношение между семантикой и прагматикой, т. е. между смыслом ситуации и действиями над объектом, обозначаемым данным знаком; в обратном направлении эта связь соответствует объяснению причин тех или иных событий;
  • связь 5 предполагает переход к действиям при одном упоминании имени объекта без анализа его семантики (например, нажать на тормоз при красном сигнале светофора), а также позволяет восстановить имя (объекта, события и т. п.) по совершенным действиям.

Таким образом, изучая перечисленные связи, мы выявляем знания, которые соответствуют анализам типов: кто, как, зачем, почему и т. д. (см. табл. 1.2).

  • [1] Шрейдер Ю. Л. Логика знаковых систем. Элементы семиотики. М.: URSS, 2010.
  • [2] См., например: Гаврилова Т. Л., Хорошевский В. Ф. Указ. соч.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой