Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация стран — экспортеров нефти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К функциям Совета управляющих в соответствии со ст. 20 Устава ОПЕК относятся: 1) выполнение решений Конференции и осуществление управления делами Организации; 2) подготовка бюджета Организации на очередной год и представление его на утверждение Конференции; 3) представление докладов и подготовка рекомендаций Конференции по делам Организации; 4) рассмотрение докладов Генерального секретаря; 5… Читать ещё >

Организация стран — экспортеров нефти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация стран — экспортеров нефти (сокр. ОПЕК, англ. — Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC) является международной межправительственной организацией.

Организация создана на основе соглашения, заключенного на Конференции в г. Багдаде (Ирак), которая проходила с 10 по 14 сентября 1960 г. Создание Организации явилось ответом государств с крупными нефтяными месторождениями, на резкие колебания цен на нефть, происходившие в результате деятельности ведущих нефтедобывающих транснациональных корпораций (ТНК) развитых в экономическом плане государств.

В 1960 г. после принятия 14 декабря Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам[1], а также после закрепления в ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. права народов на самоопределение и права свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами развивающиеся государства начали борьбу за защиту своих законных интересов. Необходимость контролировать цены на нефть, не допуская их искусственного занижения со стороны ТНК, побудила государства создать ОПЕК.

Инициаторами создания, а затем и первоначальными членами Организации выступили пять государств, а именно, Ирак, Кувейт, Венесуэла, Саудовская Аравия и Иран. Позднее в Организацию вступили еще девять государств: Катар в 1961 г., Индонезия в 1962 г. (в январе 2009 г. приостановила свое членство, однако восстановила его в январе 2016 г.), Ливия в 1962 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1967 г., Алжир в 1969 г., Нигерия в 1971 г., Эквадор в 1979 г. (приостановил свое членство с декабря 1992 г. по октябрь 2007 г.), Ангола в 2007 г., Габон в 1975 г. (прекратил свое членство в Организации в 1995 г., но вновь вступил в Организацию в июле 2016 г.). В настоящее время в Организации состоит 14 государств-членов.

В международном соглашении о создании ОПЕК, в Уставе ОПЕК (который был единогласно одобрен в январе 1961 г. в г. Каракасе (Венесуэла)), делается различие между «государствами — учредителями».

Организации, ее «полноправными членами» и «ассоциированными членами».

Согласно ст. 7 п. (А) Устава ОПЕК к «государствам —учредителям» Организации относятся государства, которые подписали соглашение о ее создании на первой конференции в г. Багдаде в 1960 г. Согласно п. «В» ст. 7 Устава ОПЕК к «полноправным членам» Организации, помимо первоначальных, относятся государства, чья заявка о вступлении в Организацию была одобрена Конференцией государств-членов большинством в 3/5 голосов, включая совпадающие голоса всех государств-учредителей. Таковым может стать любое государство со значительными объемами экспорта сырой нефти, которое разделяет фундаментальные интересы государств — членов Организации. Ассоциированное членство предусмотрено для государств, которые не удовлетворяют условиям полного членства, на специальных условиях, если это было одобрено Конференцией государств-членов в предусмотренном порядке. Ассоциированные члены Организации могут быть приглашены принять участие в работе главных органов ОПЕК без права голосовать.

Устав ОПЕК, состоящий из 6 глав и 41 статьи, содержит требования к государствам, желающим вступить в Организацию, а также положения относительно целей создания и функционирования Организации, ее структуры, форм осуществления деятельности, финансирования и иные.

К целям создания и функционирования Организации относятся следующие: координация и унификация нефтепромышленной политики государств-членов, установление наилучших способов защиты их интересов, как индивидуально, так и коллективно; поиск и определение способов и методов обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках с целью недопущения неблагоприятных и ненужных колебаний; защита интересов и стабильного дохода для государств-производителей нефти и обеспечение достаточных и регулярных поставок нефти государствам-потребителям.

Положения относительно структуры Организации нашли отражение в гл. 3 Устава Организации. Согласно ст. 9 Устава состоит из следующих органов: Конференция; Совет управляющих; Секретариат.

Конференция является высшим органом Организации и формируется из делегаций[2], представляющих государства-члены, а также избираемого на первом заседании Конференции Президента, его заместителя и Секретаря Конференции, который одновременно является Генеральным секретарем Организации. Делегация каждого государства-члена может состоять из одного и более делегата, советников и экспертов и возглавляется главой делегации. Для работы Конференции достаточно участия ¾ государств-членов, при этом при голосовании каждая делегация обладает только одним голосом. Все решения Конференции, за исключением тех, которые касаются процедурных вопросов, принимаются единогласно всеми полноправными государствами-членами. Резолюции, принятые на Конференции, вступают в силу по истечении 30-дневного срока после принятия или иного согласованного Конференцией периода, если до истечения указанного срока в Секретариат не поступит уведомления от государства-члена об обратном. При этом в случае отсутствия государства-члена резолюция, принятая Конференцией, становится обязательной и в отношении указанного государства, если последнее не сообщит об обратном в Секретариат Организации в срок, не превышающий 10 дней до дня опубликования резолюции. Помимо делегаций государств — членов Организации в работе Конференции по ее приглашению могут принимать участие делегации государств-наблюдателей. Конференция работает в формате регулярных сессий, которые проходят дважды в год, однако возможно и проведение чрезвычайной сессии по просьбе государства-члена после консультации с Президентом Конференции и одобрения простым большинством государств-членов.

К компетенции Конференции отнесены: 1) формулирование общей политики деятельности Организации и определение подходящих путей для ее реализации; 2) рассмотрение запросов государств о вступлении в членство Организации; 3) подтверждение назначения государств-членов в Совет управляющих Организации; 4) поручение Совету управляющих подготовить доклад или рекомендации по любым вопросам в интересах Организации; 5) рассмотрение докладов или рекомендаций, представленных Советом управляющих по вопросам деятельности Организации; 6) рассмотрение бюджета Организации, представленного Советом управляющих; 7) рассмотрение баланса и аудиторского отчета, представленных Советом управляющих; 8) проведение консультативного совещания по просьбе государства-члена, по вопросам или в месте, которые Конференция сочтет для этого подходящими; 9) внесение любых изменений в Устав Организации; 10) назначение на должность председателя Совета управляющих и его заместителя;

  • 11) назначение на должность Генерального секретаря Организации;
  • 12) назначение на должность Аудитора Организации сроком на один год. В компетенцию Конференции также входят те вопросы, которые не отнесены напрямую к компетенции других органов Организации.

Совет управляющих состоит из управляющих, которые назначаются государствами-членами сроком на два года и подлежат одобрению Конференцией Организации, а также председателя и его заместителя. Каждое государство-член должно быть представлено на всех сессиях Совета управляющих, однако для работы этого органа достаточно участия 2/3 государств-членов. Каждый член Совета управляющих обладает при голосовании одним голосом, а решения принимаются простым большинством голосов членов. Устав ОПЕК предусматривает замену отсутствующего члена Совета управляющих представителем ad hoc, при этом утверждения кандидатуры такого представителя Конференцией Организации не требуется. Представитель ad hoc имеет на заседаниях Совета такой же статус, как и основной представитель, за исключением его возможностей занять пост председателя Совета.

К функциям Совета управляющих в соответствии со ст. 20 Устава ОПЕК относятся: 1) выполнение решений Конференции и осуществление управления делами Организации; 2) подготовка бюджета Организации на очередной год и представление его на утверждение Конференции; 3) представление докладов и подготовка рекомендаций Конференции по делам Организации; 4) рассмотрение докладов Генерального секретаря; 5) созыв чрезвычайных сессий Конференции и подготовка повестки дня работы Конференции; 6) назначение на должность заместителя Генерального секретаря; 7) одобрение назначенных государствами-членами и по рекомендации Генерального секретаря руководителей отделений и глав департаментов; 8) назначение Аудитора организации на срок один год; 9) рассмотрение отчетов Аудитора и представление их на одобрение Конференции. Решения Совета принимаются на основе принципа единогласия; право воздержания при голосовании отсутствует.

Председатель Совета управляющих и его заместитель, выполняющий обязанности председателя в его отсутствие, назначаются Конференцией из числа членов Совета сроком на один год на основе принципа алфавитного чередования. Вместе с тем дата вступления в Организацию имеет приоритет перед указанным принципом. В обязанности председателя входит: 1) осуществление общего руководства на сессиях Совета управляющих; 2) представление Совета управляющих на сессиях Конференции, а также на консультативных сессиях.

Секретариат является административно-техническим органом и обеспечивает функционирование всей Организации в целом под руководством Совета управляющих. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который является официально уполномоченным представителем Организации и назначается Конференцией Организации на трехлетний срок с правом последующего переизбрания на такой же срок. Назначение Генерального секретаря осуществляется после представления кандидатур со стороны государств-членов и последующего анализа их квалификации (среди них, например, достижение 35-летнего возраста, наличие степени по праву, экономике или науке в одном из признанных университетов мира; наличие гражданства одного из государств-членов и иные).

По всем вопросам работы Секретариата Генеральный секретарь отчитывается перед Советом управляющих ОПЕК и должен присутствовать на всех его заседаниях. Также под его руководством функционируют различные департаменты: Отделение исследований (в него входят три департамента: департамент информационного обслуживания, департамент по исследованию энергетики, департамент по исследованию нефти); Отделение поддержки (управление и техническое обеспечение, департамент финансирования и людских ресурсов, департамент по информации и связям с общественностью); Юридический департамент.

Главы отделений и департаментов назначаются Генеральным секретарем и должны быть одобрены Советом управляющих. Для осуществления эффективной работы Организации Генеральный секретарь вправе назначать консультантов для проведения экспертиз или консультирования по специальным вопросам.

Помимо главных органов деятельность в ОПЕК осуществляется в рамках Консультативных совещаний, в которых принимают участие главы делегаций государств-членов или их представители. Проведение такого рода совещаний может быть инициировано в любое время по запросу Президента Конференции ОПЕК. На консультативных совещаниях принимаются решения или рекомендации, которые подлежат последующему одобрению Конференцией.

Помимо этого согласно ст. 36 Устава ОПЕК 1961 г. при необходимости Конференция может создавать специализированные органы для решения сложных вопросов особого значения. Такого рода специализированные органы осуществляют свою деятельность в рамках работы Секретариата, в том числе и в финансовом отношении.

Экономическая комиссия ОПЕК представляет собой постоянный специализированный орган Организации, функционирующий на основе Статута Экономической комиссии ОПЕК. Комиссия состоит из Совета Комиссии, национальных представителей, координатора комиссии, который по должности одновременно является директором департамента исследований, и заместителя Генерального секретаря. Основной целью деятельности Комиссии является оказание содействия установлению стабильных мировых цен на нефть на справедливом уровне. К полномочиям Комиссии относятся: выработка мер для обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках на справедливых и разумных условиях, для того чтобы нефть сохранила свое значение в качестве первостепенного глобального энергоносителя, что, в свою очередь, является одной из главных целей ОПЕК; наблюдение за колебаниями цен на рынках энергетики и сообщение о произошедших изменениях Конференции. Комиссия, как правило, собирается дважды в год[3].

Бюджет ОПЕК разрабатывается на каждый очередной год. Взносы в бюджет распределяются на равной основе между всеми государствами-членами Организации. Часть бюджета Организации составляют фиксированные взносы, поступающие от ассоциированных членов Организации. Расходы, которые возникают в связи с участием делегации государства-члена или иных его представителей в работе Конференции ОПЕК, консультативных совещаниях или рабочих группах, несут сами государства-члены. При этом Организация берет на себя дорожные расходы, а также выплату вознаграждения членам Совета управляющих ОПЕК.

В самом начале своей деятельности Организация располагалась в Женеве (Швейцария), позднее в 1965 г. штаб-квартира ОПЕК была перенесена в Вену (Австрия).

Одним из важнейших международно-правовых документов, принятых на раннем этапе существования Организации, является Декларативное заявление относительно нефтегазовой политики в государствах-членах 1968 г. Основное назначение данного документа сводилось к закреплению неотъемлемого права каждого государства в соответствии с положениями Устава ООН осуществлять суверенитет в отношении своих природных ресурсов для защиты своих национальных интересов. В 1975 г. на Конференции было принято Официальное заявление, в котором среди прочего содержалось положение об установлении так называемого «нового международного экономического порядка» с целью создания более справедливой глобальной экономической системы, которая позволила бы победить бедность и неравенство развивающихся государств, способствуя большей взаимозависимости народов Юга и Севера. В результате в 1976 г. в рамках ОПЕК был учрежден собственный институт финансирования развития на многосторонней основе с целью оказания помощи развивающимся государствам в области экономического и социального развития.

Фонд международного развития (The OPEC Fund for international development) осуществляет свою деятельность в формате встреч глав государств — членов ОПЕК и представляет собой важный инструмент для реализации основных целей создания Организации и осуществления взаимодействия между государствами — членами ОПЕК и развивающимися государствами. Средства Фонда представляют собой преимущественно добровольные взносы государств — членов ОПЕК, а также доходы, получаемые от инвестиций и заимствований Фонда. При оказании финансовой помощи основное внимание уделяется наименее развитым и наиболее бедным в экономическом плане государствам. За годы существования Фонд оказал финансовую помощь 134 государствам.

В соответствии со ст. 102 Устава ООН Устав ОПЕК был зарегистрирован в Секретариате ООН 6 декабря 1962 г. Позднее, в 1965 г., ОПЕК установила связи с Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) ООН. ОПЕК осуществляет взаимодействие с государствами, не входящими в ОПЕК, а также иными международными межправительственными организациями. Осуществляется активное сотрудничество по линии ЕС—ОПЕК.

Появляются все новые вызовы и угрозы существующему правопорядку, что требует адекватной реакции со стороны Организации. Все большее количество вооруженных конфликтов, затрагивающих и территории государств — членов ОПЕК, международный глобальный экономический кризис, разработка и реализация новой политики в области защиты экологии — это новые условия, в которых осуществляет свою деятельность ОПЕК и которые она вынуждена принимать во внимание. В настоящее время усилия государств — членов Организации направлены на стабилизацию цен на мировых нефтяных рынках, что требует принятия неотложных и зачастую непопулярных мер. Несмотря на это некоторые специалисты отмечают, что функции ОПЕК в качестве регулятора нефтяного рынка утрачены, так как государства — члены этой Организации не соблюдают согласованные квоты по добыче нефти, что не способствует стабильности цен на мировых нефтяных ранках.

Следует отметить, что не все нефтедобывающие государства являются членами ОПЕК. В частности, Российская Федерация является государством-наблюдателем, обладая возможностью участвовать в работе главных органов Организации. Российская Федерация не видит необходимости вступления в члены ОПЕК, так как среди прочего нефтедобывающая промышленность представляет собой частный сектор, что не позволило бы России реализовывать свои обязательства, взятые в рамках участия в ОПЕК. При этом, однако, активное взаимодействие с государствами — членами ОПЕК необходимо в силу безусловной важности России в качестве крупного нефтедобывающего государства. Показательно, что на фоне резких колебаний цен на нефть президент Венесуэлы Н. Мадуро в сентябре 2015 г. предложил провести переговоры государств — членов ОПЕК с Россией с тем, чтобы обсудить возможные меры стабилизации мировых цен на нефть.

В рамках Организации принимаются долгосрочные стратегии развития, которые определяют возможные направления дальнейшей деятельности Организации. Долгосрочная стратегия развития Организации разрабатывается и принимается каждые пять лет в рамках работы Секретариата под руководством заместителей министров по нефтяной политике и энергетике государств — членов ОПЕК. Стратегия содержит анализ факторов, которые могут повлиять на цены на мировых нефтяных рынках и которые могут оказать воздействие на стабильность спроса на нефть в мире.

Действующая Стратегия была принята 14 октября 2010 г. и исследует основные факторы, которые могут угрожать реализации целей Организации. В документе отмечается существующая неуверенность относительно будущего спроса на нефть, содержатся три возможных сценария развития событий. Также отмечается возможность роста добычи и поставок нефти из государств, не являющихся членами ОПЕК.

Официальный сайт ОПЕК: www.opec.org.

Учредительный акт: URL: http://www.opec.org/opec_web/static_ files_project/media/downloads/publications/OPEC_Statute.pdf.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  • 1. Когда и какими государствами была создана Организация стран — экспортеров нефти?
  • 2. Когда был принят Устав ОПЕК и из каких основных положений он состоит?
  • 3. Перечислите главные цели деятельности ОПЕК.
  • 4. Какие главные органы функционируют в ОПЕК и какова их компетенция?
  • 5. Является ли Российская Федерация членом ОПЕК? Если нет, то почему?
  • 6. Каковы перспективы дальнейшего развития Организации? В чем вы видите основные риски, связанные с осуществлением поставленных перед ОПЕК и ее членами целей и задач?
  • 7. Дайте характеристику деятельности ОПЕК, ее слабые и сильные стороны.

Дополнительная литература.

1. Скороходова, О. Н. От конфронтации к сотрудничеству: становление новой модели экономических отношений США и стран — членов ОПЕК (1973—1978) /.

О. Н. Скороходова // Вестник Московского университета. — Серия 8: История. — 2013. — № 6. — С. 76—91.

  • 2. Ханнанова, А. И. ОПЕК в условиях снижения цен на нефть / А. И. Ханнанова, Г. 3. Низамова, О. Г. Кантор // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. — 2015. — № 3. — С. 590—611.
  • 3. Хлопов, О. А. Особенности влияния ОПЕК на международную энергетическую безопасность / О. А. Хлопов // Власть. — 2014. — № 10. — С. 79—83.
  • 4. Ahrari, М. Е. OPEC: the failing giant / М. Е. Ahrari. — Lexington: The University Press of Kentucky, 2015.
  • [1] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV).
  • [2] Глава делегации, как правило, министр энергетики, остальные представителигосударств являются министрами по вопросам добычи и переработки нефти.
  • [3] Яковенко А. ОПЕК — символ больших денег // Международная жизнь. 1999. № 6.С. 72—85.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой