Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Необходима корректировка организационной структуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постановка задачи Современная практика рыночного хозяйствования диктует новые требования к организационным структурам хозяйствующих субъектов. Большинство современных крупных промышленных компаний сформировалось на постсоветской почве из советских промышленных гигантов и унаследовало от них ряд проблем, в том числе и недостатки организационных структур. Проблема еще более усилилась в связи… Читать ещё >

Необходима корректировка организационной структуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Постановка задачи Современная практика рыночного хозяйствования диктует новые требования к организационным структурам хозяйствующих субъектов. Большинство современных крупных промышленных компаний сформировалось на постсоветской почве из советских промышленных гигантов и унаследовало от них ряд проблем, в том числе и недостатки организационных структур. Проблема еще более усилилась в связи с бессистемными попытками бывших советских руководителей по своему усмотрению совершенствовать организационную структуру предприятия после отмены государственного регулирования штатной структуры и численности.

Рассмотрим наиболее характерные ошибки формирования структуры предприятия и практического опыта их исправления.

2. Решение поставленной задачи На основе анализа ряда крупных и средних промышленных субъектов была сформирована среднестатистическая модель постсоветской организационной структуры крупного промышленного предприятия (рис. 11.1).

Первое, что бросается в глаза, непосредственно генеральному директору подчиняется от 10 до 20 структурных подразделений (в приведенном случае 14 единиц). Это влечет за собой потерю управляемости. Известно, что наиболее эффективно руководитель может управлять 6−8 подчиненными. Как это можно преодолеть, показано на рис. 11.1 пунктирными линиями. То есть упразднить штатную единицу заместителя генерального директора по общим вопросам, его структуру и функции передать заместителю генерального директора по снабжению, которого, в свою очередь, можно переименовать в заместителя генерального директора по снабжению и общим вопросам. Упразднить должность заместителя генерального директора по качеству, его функции передать заместителю генерального директора по производству. Сразу предвидя возражения оппонентов о том, что контроль за качеством выпускаемой продукции должен быть незави;

Среднестатистическая модель постсоветской организационной структуры промышленного предприятия.

Рис. 11.1. Среднестатистическая модель постсоветской организационной структуры промышленного предприятия.

симым от производства, следует отметить, что на каждого контролера еще по контролеру поставить не получится, да и неправильно это. Задача директора по производству или зам. генерального директора по производству состоит в том, чтобы обеспечивать выпуск готовой продукции в требуемом рынком объеме с требуемым уровнем качества. Поэтому отдел технического контроля во главе с начальником должны обеспечивать эту независимую от производства экспертизу, а руководитель у них должен быть общим — директор по производству.

Бухгалтерию предлагается переподчинить заместителю генерального директора по экономике и финансам. Кстати, в современных организационных структурах встречаются достаточно изощренные варианты структур финансово-экономических служб. Например, есть должность финансового директора, при этом решение экономических вопросов возложено на планово-экономический отдел (или отдел экономики), который подчиняется напрямую генеральному директору. Чаще встречается другой вариант, когда введена должность директора по экономике, а финансовый отдел контролирует напрямую генеральный директор. И первый, и второй вариант представляются нам неправильными. Все функции, связанные с финансовыми и экономическими вопросами (в том числе и бухгалтерскими), должны быть централизованы и возложены на заместителя по экономике и финансам. Варианты с отсутствием полного доверия лицу, занимающему данную должность, мы не рассматриваем.

Далее предлагается канцелярию и службу безопасности переподчинить заму, но снабжению и общим вопросам. Опять же в данном случае мы не рассматриваем вопросов доверия генерального директора конкретным должностным лицам, просто хотим отметить, что организационная структура должна строиться в целях оптимального распределения функциональных обязанностей, а не под лояльность конкретных должностных лиц. Отдел АСУ, отдел капитального строительства и ремонтно-строительное управление также предлагается передать иод управление главного инженера.

Об отделе автоматизированных систем управления (АСУ) нужно упомянуть особо. В своем большинстве эти отделы совмещают в себе две функции (это также сложилось исторически): первая — это обслуживание производственных автоматизированных систем управления, или просто АСУТП, и обслуживание так называемых управленческих автоматизированных систем (1C, Парус и пр.). Как нам представляется, в данной ситуации должно произойти деление функций: задачи по обслуживанию АСУТП должны быть переданы (вместе со штатом) цеху КИП или ЦТАИ с переименованием данного подразделения в цех АСУТП, а функции, связанные с обслуживанием управленческих автоматизированных систем, должны остаться за отделом АСУ, который тоже следует переименовать в отдел информационных технологий. Как нам кажется, этим будет достигнуто более логичное распределение функций и, соответственно, качество их исполнения.

Таким образом, реализация предлагаемых организационных реформ на топ-уровне промышленной компании позволит достичь нормальной управляемости предприятием генеральным директором и собственниками.

Далее в ходе проведения более детального анализа среднестатистической структуры промышленного предприятия было определено следующее.

  • 1. Аналогично, как и на топ-уровне, часто встречаются ситуации, когда заместителям генерального директора и руководителям подразделений подчиняется значительно более 6−8 человек. Это говорит либо о нерациональности сформированной организационной структуры (например, слишком мелкие структурные подразделения), либо о неравномерности распределения функциональных обязанностей между руководителями.
  • 2. Наблюдаются тенденции создания неоправданно мелких структурных подразделений. Например, в отделе может быть всего 2−3 человека. По нашему мнению, основанному на нормативных актах советских времен, минимальная численность отдела должна составлять 4 человека, меньше — это группа.
  • 3. Существуют подразделения с неоправданно большим числом руководящих работников. Например, служба главного энергетика состоит из главного энергетика, заместителей главного энергетика, начальника электрического цеха с заместителем, начальника цеха КИП с заместителем, начальника компрессорного цеха с заместителем и начальника парового цеха с заместителем. В данной ситуации, как говорится, начальник сидит на начальнике и вообще, непонятно, то ли начальники цехов не справляются со своими обязанностями, то ли главный энергетик неквалифицирован и ему требуются «подпорки» в большом количестве. В любом случае с точки зрения логики построения организационной структуры это неправильно. Главный инженер должен напрямую (или через своего заместителя) руководить энергетическими цехами через их непосредственных руководителей. В особых случаях (на крупных промышленных субъектах) имеет смысл сохранить службу главного энергетика, которая должна включать не только руководителей, но и исполнителей (специалистов) с возложением на них конкретных функциональных обязанностей.
  • 4. По основным производственным цехам также наблюдаются ситуации нелогичного распределения по организационным элементам. Например, производственный цех № 1 имеет численность персонала 650 человек, при этом управляется начальником цеха и двумя заместителями (один по производству, второй по ремонту). Производственный цех № 2 имеет численность 110 человек и управляется аналогичным руководящим составом (начальник и два заместителя). Производственный цех № 2 технологически связан с цехом № 3, численность которого составляет 420 человек. Самым разумным в такой ситуации представляется объединение цеха № 2 и 3 с сокращением руководящего персонала. Однако на практике так происходит далеко не всегда.
  • 5. Службы охраны труда часто грешат тем, что в их управлении находятся: отдел охраны труда и отдел производственного контроля (введенные в соответствии с требованиями законодательства). Вполне логичным, как нам представляется, является функциональное объединение данных подразделений с оптимизацией руководящего состава.

Нами была предпринята попытка провести анализ существующих в настоящее время проблем в формировании организационных структур промышленных субъектов. Конечно, всего спектра проблем охватить не удалось, да и для каждого конкретного промышленного предприятия он будет различным, однако основные моменты были нами отражены. Что-то из сказанного может показаться спорным, но истина всегда где-то рядом, и право последнего решения остается за собственниками компании и первым руководителем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой