Для проверки финансовых операций, соблюдения административных процедур, качества продукции, предоставления услуг и т. п. применяется контроль, основанный на установлении нормативов.
Этот контроль осуществляется посредством сопоставления фактических результатов деятельности с нормативами, а в случае необходимости — корректировкой отклонений от планов и нормативов. Нормативы являются критериями эффективности работы. Критерии должны быть существенными для движения к цели деятельности, достижимыми, связанными с соответствующим награждением и наказанием исполнителей, достаточно четкими и, одновременно, гибкими.
Самые надежные нормативы — количественные или качественные цели и задачи, поддающиеся проверке. К таким критериям относятся учет времени, учет финансовых и материальных ресурсов, затраченных на реализацию политического или управленческого решения.
Нормативы, которые выражают количественные и качественные показатели деятельности — человеко-часы на производство чего-либо, академический час (45 мин), высокая точность швейцарских часов, прочность джинсовой ткани и т. п., называются натуральными нормативами. Натуральными нормативами пользуются и при планировании и при контроле реализации решения.
Существуют и денежные нормативы оценки эффективности деятельности. Степень выполнения и эффективность какой-либо программы или операции оценивается в денежном выражении. К ним относятся бюджет, смета доходов и расходов, нормы затрат, капитальные нормативы, нормативы рентабельности и др.
Но есть области человеческой деятельности, где применение количественных и качественных показателей для планирования и оценки работы затруднено. Например, как оценить новую образовательную программу? Как подойти к оценке эффективности рекламного проекта или программы формирования корпоративной культуры? Как определить квалификацию и компетенцию работников аппарата управления? Как оценить эффективность предоставления гражданам адресной социальной помощи? Несмотря на то что нематериальные нормативы не всегда поддаются рациональному обоснованию путем внедрения методик тестирования и опросов, сравнения косвенных результатов и т. п., ими широко пользуются. Это касается тех сфер, где субъективное мнение руководителя значит больше, нежели количественные и качественные нормативы, а человеческие отношения играют важную роль.
Формой управленческого контроля является и система обратной связи. Это более сложная форма контроля, включающая не только установление нормативов, оценку эффективности работы, корректирование отклонений, но и разработку плана корректирующих мероприятий, его качественное осуществление.