Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: Правовые и криминологические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безусловно, что деятельность по ресоциализации указанной категории лиц невозможно проводить без должного анализа преступлений, ими совершенных, личности воспитанниц, а также особенностей мотивов и влияния ситуации на совершение преступных действий. Изучение структуры преступлений несовершеннолетних женского пола, за совершение которых им было назначено наказание в виде лишения свободы, показал… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Процесс ресоциализации несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, как криминологическая проблема
    • 1. 1. Понятие процесса ресоциализации осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях
    • 1. 2. Проблемы осуществления пенитенциарных мер ресоциализации осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях
  • Глава 2. Характеристика преступности несовершеннолетних женского пола
    • 2. 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними женского пола
    • 2. 2. Криминологическая характеристика личности осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях
    • 2. 3. Факторы, влияющие на формирование преступного поведения несовершеннолетних женского пола
  • Глава 3. Совершенствование постпенитенциарных мер ресоциализации несовершеннолетних женского пола, отбывших наказание в воспитательных колониях

Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: Правовые и криминологические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Радикальные изменения в социально-экономической, политической жизни общества обусловливают возрастающее значение задачи обеспечения законности и решительной борьбы с преступностью. Преступность несовершеннолетних женского пола является, с одной стороны, частью преступности лиц женского пола, а с другой — составляющей преступности несовершеннолетних в целом.

Состояние преступности несовершеннолетних в России, при значительном снижении ряда ее статистических показателей, вызывает серьезную озабоченность. Каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их участии. Достаточно высок удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых ими.

Исследования состояния преступности по России свидетельствуют о том, что в последние годы значительно выросло число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними женского пола. В России доля несовершеннолетних лиц женского пола, среди всех несовершеннолетних преступников за 1993;1997 гг. выросла с 7,2 до 8,0%, а по областям Центрально-Черноземного района только за 1994 год количество девушек среди несовершеннолетних участников преступлений увеличилось от 25,4% - в Тамбовской до 63% - в Липецкой областях. Особую тревогу вызывает увеличение в структуре преступности несовершеннолетних женского пола доли тяжких и особо тяжких на^иль^т^енных преступлений против личности. В 1998 году по срявтгеяйю с 1997 годом, в Центрально-Черноземном районе доля тяжких и особо тяжких преступлений в структуре исследуемой категории лиц возросла на 8,3% и составила 66,5%. Прирост в 1998 году указанных категорий преступлений в структуре преступности несовершеннолетних мужского пола составил только 5,8%. Отмечается и рост групповой преступности девушек1. По данным проведенного нами исследования, количество.

1 См.: Ильяшенко А. Н. Преступное поведение несовершеннолетних женского пола и его предупреждение: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. С. 4−5. осужденных к лишению свободы несовершеннолетних женского пола за совершение убийства в 1999 году по сравнению 1998 годом увеличилось в 2,5 раза.

В настоящее время в связи с изменениями, происходящими в уголовной и уголовно-исполнительной политике государства, к несовершеннолетним, совершившим преступления, стали реже применять такой вид наказания, как лишение свободы.

Незначительный удельный вес несовершеннолетних преступниц среди всех преступников, среди несовершеннолетних преступников, среди преступниц женского пола, среди осужденных, содержащихся в ВК, отнюдь не умаляет социальной опасности самого факта совершения преступлений несовершеннолетними женского пола.

В зависимости от тяжести совершенного преступления, общественной опасности личности несовершеннолетней и иных обстоятельств суды могут назначить несовершеннолетней девушке, совершившей общественно опасное деяние, следующие виды наказаний, предусмотренные в статье 88 УК РФ: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок. Таким образом, исходя из указанной выше системы наказаний видно, что лишение свободы является наиболее строгим видом наказания из всех возможных для несовершеннолетних-преступников.

За последние три года численность осужденных в воспитательных колониях (ВК) для несовершеннолетних женского пола сократилась приблизительно на 10%. Прежде всего это связано с тем, что наказание в виде лишения свободы назначается лицам, совершившим либо несколько преступлений, либо тяжкое или особо тяжкое преступление (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и пр.), либо ранее судимым, либо в порядке отмены условного осуждения. Таким образом, для несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в ВК, на настоящий период времени характерно следующее. Во-первых, контингент осужденных составляют наиболее опасные и серьезные преступницы, в социальном и педагогическом плане сильно запущенныево-вторых, эти лица имеют определенную криминальную специализацию, поскольку более 55% из всех воспитанниц ранее уже были судимы, а 1,3% - были судимы два и более раза. Большинство из лиц, ранее судимых, привлекались к уголовной ответственности за совершение аналогичных преступлений.

В связи с этим перед администрацией ВК в период исполнения наказания, а также перед иными органами, призванными работать с исследуемой категорией лиц, встает сложная задача по обеспечению успешного осуществления процесса ресоциализации этих лиц.

Вопросам ресоциализации и социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы, уделялось большое внимание в работах С.В. Позны-шева, Ю. М. Аверкиева, З. А. Астемирова, Н. А. Стручкова, Т. Г. Предова, И. В. Шмарова, А. В. Бриллиантова, В. Е. Южанина, С. Н. Пономарева, А. Т. Потемкиной, В. М. Трубникова, В. Б. Писарева, О. Б. Лысягина, А. С. Михлина, В. И. Позднякова, А. В. Чернышевой, Т. Н. Волковой, B.C. Потемкина и др.

Проблема преступности несовершеннолетних женского пола и ее предупреждения освещалась в трудах Ю. М. Антоняна, В. А. Серебряковой, В. Е. Середы, Т. М. Явчуновской, М. Н. Голоднюк, Г. И. Сыздыковой, М.М. Марти-росовой и др.

Тем не менее ресоциализация несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, как комплексная криминологическая проблема исследована недостаточно. Как правило, внимание уделялось несовершеннолетним девушкам-правонарушительницам, а не осужденным к лишению свободы и отбывающим такой вид наказания б воспитательной колонии.

Во многом актуальность проблемы ресоциализации исследуемой категории лиц и ее успешное решение обеспечит сокращение числа лиц, повторно совершающих преступления. Тем самым можно вести речь о предупреждении преступности в целом со стороны лиц женского пола.

Указанные обстоятельства в совокупности и определили актуальность темы нашего исследования.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является: теоретическое и научно-практическое обоснование возможности применения термина «ресоциализация» к осужденным несовершеннолетним женского пола, отбывающим наказание в ВКустановление специфики преступлений и личности осужденныхособенностей мотивации их преступного поведения и криминогенной ситуации, повлиявшей на совершение ими общественно опасных деянийанализ деятельности администрации ВК и других субъектов ресоциализации по подготовке воспитанниц к освобождению, их трудовому и бытовому устройствувыработка предложений и конкретных рекомендаций по совершенствованию этого процесса в современных условиях.

С учетом этой цели сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

S анализ существующих в теории точек зрения на определение процесса ресоциализации и сходных с ним социализации и социальной адаптации;

S установление особенностей и возможности применения термина «ресоциализация» к несовершеннолетним женского пола, отбывающим наказание в воспитательных колонияхопределение специфики мотивов преступных деяний несовершеннолетних женского пола, за совершение которых им было назначено наказание в виде лишения свободы;

S установление особенностей кримйжц^нной ситуации, повлиявшей на выбор несовершеннолетней преступного варианта поведения;

S изучение и раскрытие особенностей преступлений, совершенных несовершеннолетними женского полахарактерные черты их личности;

S на основе комплексного криминологического анализа с учетом выявленной специфики причинного механизма преступлений и самой личности несовершеннолетних женского пола выработать практические рекомендации по совершенствованию пенитенциарных и постпенитенциарных этапов ресоциализации.

Объектом исследования является преступность несовершеннолетних женского пола, а также уголовно-исполнительные и иные общественные отношения, на основе которых осуществляется пенитенциарный и постпенитенциарный этапы ресоциализации осужденных несовершеннолетних женского пола.

Предметом исследования являются показатели преступности несовершеннолетних женского полахарактеристика личности осужденной несовершеннолетней женского пола, отбывающей наказание в воспитательной колониифакторы, влияющие на совершение ими преступных деянийправовые, организационные и теоретические основы пенитенциарного и постпенитенциарного этапов ресоциализации несовершеннолетних женского пола.

Методологическая основа и методы исследования. Для решения поставленных перед диссертационным исследованием задач автором использовались положения действующих нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов, которые в той или иной степени затрагивают вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних и оказания им помощи после отбытия наказания.

При разработке теоретических вопросов темы и практических рекомендаций автор опирался на научные труды отечественных и зарубежных ученых, касающихся оказания помощи и ресоциализации освобожденных из исправительных учреждений, а также на научные труды в области общей теории права, уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права, психологии и педагогики, философии, социологии и других наук гуманитарного профиля, имеющих значение для изучения и решения исследуемого круга проблем.

Вместе с тем в работе использовались следующие методы: исторический, сравнительный, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и метод экспертных оценок, а также математико-статистические методы.

Эмпирическую основу исследования составили данные уголовной статистики за период с 1991 по 1999 год о преступлениях, совершенных несовершеннолетними женского пола, материалы проведенных в воспитательных колониях анкетирования 298 воспитанниц и интервьюирования 46 осужденных несовершеннолетних женского пола, сведения из карточек воспитательной работы с воспитанницами, а также результаты исследования 411 личных дел воспитанниц и анкетирования 123 сотрудников воспитательных колоний.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что впервые комплексно исследована категория осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, изучена уголовно-правовая характеристика преступлений несовершеннолетних женского пола, за совершение которых им было назначено наказание в виде лишения свободы с реальным его отбытием в воспитательной колонии, а также впервые с учетом современного состояния экономической и политической ситуации в стране сделана попытка внести определенные рекомендации по совершенствованию процесса ресоциализации исследуемой категории лиц.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие процесса ресоциализации осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

2. Криминологический портрет осужденной несовершеннолетней женского пола, отбывающей наказание в воспитательной колонии.

3. Особенности уголовно-правовой характеристики преступлений несовершеннолетних женского пола, за совершение которых им было назначено наказание в виде лишения свободы с реальным его отбытием в воспитательной колонии.

4. Комплексная социально-правовая программа ресоциализации осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что положения, предложения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть использованы в ходе научных исследований, посвященных проблемам женской преступности в целом и преступности несовершеннолетних в частностипри разработке новых средств, методов и путей совершенствования пенитенциарной и постпенитенциарной помощи освобожденным из мест лишения свободыпри подготовке учебных и методических пособий по особенной части курса «Криминология и профилактика преступлений" — в учебном процессе при проведении семинарских и практических занятийв практической деятельности сотрудников воспитательной колонии и других субъектов ресоциализации.

Апробация результатов исследования. Отдельные вопросы, рассмотренные автором в диссертационном исследовании, нашли свое отражение в трех опубликованных статьях.

Результаты исследования получили апробацию в выступлении автора на конференции «Преступность и дети», проведенной Российской криминологической ассоциацией в г. Москве 1 -3 февраля 1999 года.

Отдельные положения диссертационного исследования были изложены автором в учебном процессе: при проведении семинарских и практических занятий по проблемам женской преступности и преступности несовершеннолетних, а также внедрены в деятельность УИН по Рязанской области Минюста России.

Структура диссертации определена кругом исследуемых проблем, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Таким образом, в заключении проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:

1. В настоящее время актуальной является проблема ресоциализации освобожденных из исправительных учреждений, в том числе и несовершеннолетних женского пола. Несмотря на то, что данный вид наказания к ним применяется редко (в 1994 году доля несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в ВК, составляла 4,3% от всех несовершеннолетних, осужденных к данному виду наказания), тем не менее исследуемая категория лиц нуждается в особой заботе и опеке после отбывания ими наказания, что прежде всего связано с особенностями выполняемых девушками социальных ролей, а также с тем, что в ВК в настоящее время в связи с изменением качественной структуры контингента стали отбывать наказание наиболее опасные, в социальном и педагогическом плане запущенные воспитанницы.

2. В результате анализа монографической литературы и отдельных публикаций по исследуемой проблеме автор считает возможным дать следующее определение процесса ресоциализации осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях. Этокомплекс (система) правовых, организационных, педагогических, воспитательных и иных мер воздействия, направленных на лицо, совершившее преступление и осужденное к лишению свободы с реальным его отбытием в воспитательной колонии, осуществляемый на различных этапах реализации уголовной ответственности с целью изменения асоциальных установок, системы ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, предупреждения преступлений, создания нормальных условий для дальнейшей социализации личности. Также автор отмечает, что данный термин применим и для несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в значении восстановления процесса социализации.

3. Безусловно, что деятельность по ресоциализации указанной категории лиц невозможно проводить без должного анализа преступлений, ими совершенных, личности воспитанниц, а также особенностей мотивов и влияния ситуации на совершение преступных действий. Изучение структуры преступлений несовершеннолетних женского пола, за совершение которых им было назначено наказание в виде лишения свободы, показал, что наиболее распространенными преступлениями на протяжении уже достаточно долгого периода времени остаются кражи, грабежи, разбои. На их долю в структуре преступности несовершеннолетних приходится более 77%. Тем не менее преступность несовершеннолетних женского пола, с одной стороны, является частью преступности несовершеннолетних, а с другойсоставным элементом женской преступности. В связи с этим структура преступности несовершеннолетних женского пола имеет с ними немало общего, но в то же время во многом специфична. Прежде всего, такое различие можно объяснить тем, что подавляющее большинство несовершеннолетних девушек не имеет места работы, специальности, а в сфере торговли, материально-технического снабжения, на материально ответственных должностях, где совершеннолетним женщинам отводится особая роль, их практически нет. Существенная разница наблюдается и в мотивации преступных деяний, способах достижения поставленной цели, характере действий и их интенсивности.

4. В настоящее время наметился ряд неблагоприятных тенденций в структуре преступности несовершеннолетних: во-первых, увеличение числа осужденных за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, соучастие в изнасиловании, и особенно осужденных по статье 228 УК РФ за преступления, связанные с наркотикамиво-вторых, рост групповых преступлений, совершаемых с особой дерзостью, жестокостью, цинизмомв-третьих, стремление девушек как можно «активнее проявить себя» при групповом совершении преступленияв-четвертых, увеличение числа совершеннолетних членов в группе при совершении насильственных преступлений против личности.

5. Как правило, наиболее распространенной группой, совершающей преступления, является группа в количестве 2−3 человек, включающая в свой состав несовершеннолетних и совершеннолетних женского пола. В большинстве случаев группа формируется не для совершения преступления, в результате общности определенных интересов, таких как употребление алкоголя, наркотиков и т. п.

6. Отмечается и специфика потерпевших от преступлений несовершеннолетних женского пола. В подавляющем большинстве случаев жертва и преступница были ранее знакомы, а при совершении насильственных преступлений — зачастую даже родственниками. Причем нередки случаи, когда сами потерпевшие-родственники спровоцировали девушку на преступление совершением аморальных или даже преступных действий в отношении ее или других членов семьи.

7. Изучение преступности несовершеннолетних женского пола показало, что совершение определенного вида преступлений характерно для определенной возрастной группы. Так, например, для возрастной группы 14−15 лет характерно совершение краж- 15−16 лет — грабежей, разбоев, хулиганских действий, 16−17 лет-убийств, изнасилований.

8. Что касается специфики мотивов при совершении корыстных и корыстно-насильственных преступлений, то девушки руководствуются желанием иметь необходимые носильные вещи, понравившиеся вещи или же приобрести алкогольные напитки и наркотики либо добыть средства для их приобретения. Таким образом, можно отметить, что в основе мотивов преступных действий несовершеннолетних женского пола лежат специфические для данной категории лиц потребности, отличные от потребностей взрослых и несовершеннолетних мужского пола. Зачастую такие потребности носят искаженных характер.

9. В силу различных причин мотивы могут быть в полной мере неосознаваемыми девушками-преступницами, тем не менее немотивированной деятельности быть не может.

10. Как показало проведенное исследование, подавляющее большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними женского пола, предварительно не подготавливались и совершались в результате благоприятно сложившейся ситуации — «ситуативная» мотивация. Таким образом, для исследуемой категории лиц характерна ситуативная и импульсивная мотивация преступного поведения.

11. На процесс формирования мотива преступного варианта поведения существенную роль оказывает и конкретная жизненная ситуация, которая, преломляясь через психику человека, взаимодействует с такими его личностными качествами, как стремления и ориентации, тем самым способствует возникновению новых потребностей, мотивов, интересов, желаний. Последние, в свою очередь, оказывают обратное влияние на ситуацию таким образом, что субъект (личность) старается создать все необходимые условия, средства, условия для их удовлетворения.

12.Исследование показало, что пьянство среди подростков значительно упрощает и ускоряет процесс вовлечения несовершеннолетнего в преступную или иную антиобщественную деятельность. В связи с этим вполне обоснованным представляется вывод, что процесс вовлечения проходит в основном «на пьяной основе». Из опрошенных воспитанниц только 7,2% указали, что не употребляли спиртного. Однако среди этой категории встречаются девушки, которые не употребляли алкогольные напитки только в силу того, что были наркоманками. К сказанному следует добавить и такой признак, как неумеренное употребление спиртных напитков в больших дозах. Несовершеннолетние девушки, совершившие преступление, по сравнению со своими сверстницами раньше начали употреблять спиртные напитки: до 10 лет 4,9%- 10−12 лет — 21,7%- 13−15- 66,9%- в 16 -6,5%. В то же время увеличивается число девушек, употребляющих наркотические средства. В связи с этим растет число несовершеннолетних женского пола, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения (около 60%). Каждая четвертая опрошенная девушка до осуждения состояла на учете в психоили наркодиспансере.

13.Пьянство (алкоголизм), наркомания (токсикомания) тесно связаны с различными психическими патологиями у несовершеннолетних женского пола. Число девушек, имеющих отклонения в психике и отбывающих наказание в ВК, неуклонно растет. В настоящее время указанная категория составляет более 85%> от всех воспитанниц, содержащихся в колонии.

14.Исследование показало, что неблагополучие в семьях осужденных несовершеннолетних женского пола играет роль катализатора в совершении преступных действий. Приблизительно в 65% семей имелись ранее судимые лица, такой же процент воспитанниц охарактеризовали отношения в семьях как конфликтные, причем в большинстве случаев они (конфликты) происходили из-за злоупотребления кем-то из членов семьи спиртными напитками. Таким образом, опять очевидна проблема пьянства и алкоголизма.

15.Следующим аспектом, существенно влияющим на проблему ресоциализации исследуемой категории лиц, можно назвать беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних женского пола. Более 60% опрошенных состояли на учете в ОППН за систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, бродяжничество, а также совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности.

16.Механизм становления несовершеннолетнего преступника с учетом указанных обстоятельств, таким образом, можно свести к следующему: подросток воспитывался в семье, которая по различным причинам утратила положительное влияние на него или оказывала прямое отрицательноеодновременно с этим процессом несовершеннолетний сближался с группой подростков с отклоняющимся поведением, обладая при этом психофизиологической предрасположенностью к совершению преступлений. Группа, в которую попала девушка, являлась концентрированным источником отрицательных влияний и достаточно жестко определяла поведение несовершеннолетней. Для групп было характерно, что они создавались по месту жительства или учебы, подростков влекла друг к другу возможность совместного проведения досуга, общие интересы, «жажда общения», «родство душ и боязнь одиночества». Для подростков в несовершеннолетнем возрасте характерно, что все они входят в состав какой-либо группы самой различной направленности. Для девушек, отбывающих наказание в воспитательной колонии, характерно, что до осуждения та малая группа, в которую они входили, носила антиобщественный характер. Попадая в такую группу, девушка-подросток прекращала посещать занятия в общеобразовательной школе, а если и пыталась устроиться на вечернее обучение, то, как правило, только формально числилась в школе, а в силу отсутствия образования очень редко воспитанницы до осуждения имели место работы.

17.Таким образом, три важных института социализации — семья, школа, трудовой коллектив — утратили свое позитивное влияние на несовершеннолетних женского пола до осуждения, что в определенной степени способствовало совершению ими преступления.

18.Что касается возраста несовершеннолетних-преступниц, то можно отметить следующее: преступление они совершают в более раннем возрасте, чем привлекаются к уголовной ответственности и тем более наказанию. В связи с этим средний возраст воспитанниц 17−17,5 года, а средний возраст преступниц 15−15,5 года. Однако только за один год численность возрастной категории 14−15 лет в колонии возросла приблизительно на 5%. Ранее уже отмечалось наличие у исследуемой категории лиц определенной криминальной специализации, которая характеризуется тем, что несовершеннолетние ранее уже были судимы и, как правило, за совершение однотипных преступлений. Несмотря на небольшой возрастной промежуток для назначения наказания в виде лишения свободы с отбытием его в воепитательных колониях, тем не менее встречаются воспитанницы, которые уже отбывали наказание в ВК (1,3%). Для исследуемой категории лиц также характерно, что по уровню образования они отстают от своих сверстников на 2−3 класса, а также по уровню мыслительной деятельности и физиологического и психологического развития.

19.Средний срок лишения свободы в 1999 году составил 3,6 года, однако реально воспитанница находится в колонии значительно меньше. В течение срока нахождения в воспитательной колонии несовершеннолетние девушки, как правило, на будущее строят положительные планы, прежде всего связанные с созданием семьи и поступлением на учебу или работу. Все эти и другие положительные стремления и желания необходимо развивать и стремиться к максимальному их обеспечению после освобождения. Для реализации этих целей администрация ВК проводит работу с осужденными по подготовке их к освобождению, трудовому и бытовому устройству. Главное в условиях ВК — это психологически подготовить осужденную к жизни на свободе, заложить необходимые основы для дальнейшей успешной социализации личности подростка, а именно дать возможность получить образование, профессию, а также научить осужденных выходить из возникших конфликтных ситуаций и правильно реагировать на них. Формы реализации данных направлений различны и зависят от особенностей конкретной личности.

20.После освобождения осужденная не должна быть предоставлена сама себе. Необходимо создать не просто закон, а единую федеральную программу по ресоциализации и оказании помощи гражданам, отбывшим наказание в виде лишения свободы. Целесообразно было бы создать центры социальной адаптации для несовершеннолетних женского пола, поскольку данная категория лиц обладает определенной спецификой, связанной с выполнением ими в дальнейшем социальной роли матери. Помимо создания центров, необходимо стараться обеспечить возможность нормального проживания в семье, в связи с чем пересмотреть отдельные положения жилищного, гражданского и семейного законодательства, регулирующие отношения в этой сфере. Принимая во внимание то обстоятельство, что более 80% осужденных, отбывающих наказание ВК, страдает отклонениями в психике и определенная часть — венерическими заболеваниями, то следует в этом плане акцентировать деятельность медицинских работников в центрах социальной адаптации, а возможно и в поликлиниках по месту жительства.

21.Все вышеназванные положения доказывают важность процесса ресоциализации несовершеннолетних женского пола, который в последнее время с учетом социально-экономических и политических изменений в стране приобрел особую остроту и значимость, а также необходимость скорейшего разрешения этой проблемы, путем принятия мер государственного управления и регулирования, сконцентрированных в Законе и Программе содействия исследуемой категории лиц.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Юристь, 1996.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.
  3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ/Отв. ред. А. И. Зубков. М&bdquo- 1997.
  4. Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» от 21 июля 1993 года.б.Закон «Об образовании». М., 1996.
  5. Положение о комиссии по делам несовершеннолетних. Указ ПВС РСФСР от 3 июня 1967 года с изменениями и дополнениями. М., 1993.
  6. Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних. Указ ПВС РСФСР от 13 декабря 1967 года с изменениями и дополнениями. М., 1987.
  7. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и отправления правосудия. Нью-Йорк, 1992.
  8. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными/Под общей ред. П. Г. Мищенкова. Рязань, 1996.
  9. С.Д. Предупреждение и преодоление криминогенных установок у несовершеннолетних: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук. М., 1988.
  10. Т.К. Криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1981.
  11. А.В. Антиобщественный образ жизни несовершеннолетних как объект комплексного криминологического исследования: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1988.
  12. С.В. Криминологические проблемы правовой социализации несовершеннолетних: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1995.
  13. Ф.А. Правовые и организационные основы взаимодействия ВТК и общественности при исполнении наказания: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1985.
  14. В.И. проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия: вопросы теории и практики: Автореф. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1995.
  15. И.А. Криминологические и организационно-правовые аспекты предотвращения преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1994.
  16. А.Н. Преступное поведение несовершеннолетних женского пола и его предупреждение: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1999.
  17. Ю.А. Правовой статус несовершеннолетних осужденных к лишению свободы: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Ростов на/Д, 1997.
  18. П.Колоскова М. Ю. Насильственная преступность несовершеннолетних (статистический анализ): Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1995.
  19. В.П. Мотивация насильственных преступлений несовершеннолетних и ее учет в ходе предварительного следствия: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1988.
  20. Т.П. Теоретические основы развития системы предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних (криминологический и организационно-правовой аспекты): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1991.
  21. О.Б. Профилактика рецидива преступлений со стороны освобожденных из ВТК: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1986.
  22. И.Д. Преступное поведение несовершеннолетних и его профилактика ОВД в условиях крупного города. Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1989.
  23. А.А. Эффективность общего предупреждения преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1989.
  24. С.Л. Криминологическая характеристика и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Омск, 1998.
  25. С.А. Административно-правовая профилактика преступности несовершеннолетних: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1992.
  26. А.Д. Криминологические аспекты субкультуры несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1992.
  27. А.В. Ресоциализация осужденных женщин, освобожденных из ИТУ: правовые и организационные вопросы: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1991.
  28. .П. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с наркоманией и токсикоманией несовершеннолетних: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М., 1992.
  29. Н.В. Индивидуальная профилактика преступного поведения лиц, освобожденных из ВТК: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Томск, 1988.
  30. Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1998.
  31. Т.Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализация женщин, осужденных к лишению свободы: Дис. канд. юрид. наук. М., 1995.
  32. Н.А. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  33. М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: Дис.канд. юрид. наук. Рязань, 1995.
  34. М.М. Преступность несовершеннолетних женского пола, ее причины и организация предупреждения органами внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. М., 1993.
  35. С.Н. Освобождение от отбывания наказания из воспитательно-трудовых колоний: Дис. канд. юрид. наук. М., 1980.
  36. Г. И. преступное и предпреступное поведение несовершеннолетних женского пола: Дис.канд. юрид. наук. Саратов, 1985.
  37. В.М. Социальная адаптация освобожденных от наказания: Дис. канд. юрид. наук. Харьков, 1991.
  38. А.П. уголовно-правовые и криминологические проблемы мотивации противоправного поведения несовершеннолетних: Дис. д-ра. юрид. наук. М., 1983
  39. А.В. Ресоциализация осужденных женщин, освобожденных из исправительно-трудовых колоний: правовые и организационные вопросы: Дис. канд. юрид. наук. М., 1990.
  40. С.В. Освобождение несовершеннолетних из воспитательных колоний и их социальная адаптация: Дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  41. Книги, монографии, сборники
  42. Н.И. Раннее выявление несовершеннолетних с антиобщественным поведением основа эффективной профилактики правонарушений. Учебное пособие. Караганда, 1989.
  43. P.M. Предупреждение преступлений несовершеннолетних ОВД (индивидуально-профилактические аспекты). Ташкент, 1985.
  44. Ю.М. Вопросы ресоциализации осужденных// Исправительно-трудовые учреждения: Бюллетень ВНИИ МВД СССР. 1982. № 21.
  45. С.А., Васильев А. И., Игнатенко В. И. Закрепление результатов исправления несовершеннолетних правонарушителей через временные специализированные коллективы. Учебное пособие. Рязань, 1981.
  46. М.А. О структуре личности несовершеннолетних право-нарушителей//Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Ч. 1,2. М., 1970.
  47. Ю.А. Дезадаптация человека в местах лишения свободы и пути ресоциализации его личности: характеристика групп отвергнутых преступников. Причины отвергания/ЛСомплексные проблемы человека. М., 1989. Вып. 1.
  48. Ю.А. и др. Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свободы. Учебное пособие. Домодедово, 1992.
  49. Л.И. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.
  50. Ю.М. Преступность среди женщин. М.: Российское право, 1992.
  51. Ю.М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.
  52. Ю.М., Юстицкий В. В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД РФ, 1993.
  53. М.И., Ермаков В. Д., Панкратов В. В. Изучение преступности несовершеннолетних и деятельности по ее предупреждению. М., 1990.
  54. З.А. Проблемы перевоспитания осужденных несовершеннолетних. М., 1974.
  55. З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних. М., 1969.
  56. З.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних/ Под ред. Н. А. Стручкова. Учебное пособие. М., 1970.
  57. А.А., Монтвид А. И. Профилактика рецидивной преступности среди освобожденных из ВТК. Ташкент, 1978.
  58. М.М. Теоретические и практические вопросы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя/Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних и задачи органов охраны общественного порядка. М., 1967.
  59. Э.Ю. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних женского пола//Проблемы правонарушений несовершеннолетних и пути их решения: Материалы международной конференции. СПб., 1997.
  60. Р.А. Общее и специальное предупреждение тяжких насильственных преступлений несовершеннолетних// Проблемы совершенствования работы ОВД. М.: ВНИИ МВД РФ, 1995.
  61. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М.: Прометей, 1993.
  62. К.М. и др. Антиобщественное поведение и личность несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1982.
  63. К.М. и др. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних/ Под ред. И. И. Карпеца. М., 1983.
  64. П.Д., Рощин А. И. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии. Киев, 1991.
  65. Ю.Д. и др. Профилактика преступлений. Минск, 1986.
  66. Е.В. Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних в СССР. М., 1964.
  67. В.Н. Принципы ресоциализации личности правонарушителя// Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью в современных условиях. Орел, 1994.
  68. Ф.А., Марков А. Я. Правовое положение осужденных в ВТК. Учебное пособие. М.: МССШМ МВД СССР, 1988.
  69. Н.И. Криминологическая характеристика правонарушителей молодежного возраста. Учебное пособие. М., 1981.
  70. JI.A. Преступник в свете проблем социальной адапта-ции//Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979.
  71. Ю.В., Карушин В. И. Организация воспитательного процесса в трудовых колониях для несовершеннолетних/ Под ред. З.А. Астеми-рова. М., 1968.
  72. К.К., Фильченко Г. И. Проблемные вопросы совершенствования законодательства по предупреждению правонарушений несовер-шеннолетних//Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: ВНИИ МВД РФ, М., 1993.
  73. Е.М., Поздняков В. И. Социальные и педагогические проблемы подготовки осужденных к освобождению из ВТК//Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М., 1993.
  74. Е.М. и др. Организационные и психолого-педагогические проблемы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных. Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994.
  75. И.Л. и др. Вопросы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. Киев, 1971.
  76. В.Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллектива несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВТК. Учебно-практическое пособие. Рязань, 1979.
  77. Н.А. Формирование социально-значимых перспектив у несовершеннолетних осужденных женского пола как средство их перевоспитания. Рязань, 1981.
  78. М.Г. Особенности подготовки к освобождению некоторых категорий осужденных/ЛГруды ВНИИ МВД СССР. М., 1983. № 67.
  79. А.И. Методика криминологического изучения личности несовершеннолетнего преступника. М., 1977.
  80. А.И., Ермаков В. Д., Беляева Н. В. Проблемы типологии несовершеннолетних преступников/УВопросы борьбы с преступностью. М., 1976. Вып. 24.
  81. Н.А. Вопросы мотивации преступлений несовершеннолетних (по материалам уголовных дел по статье 117 УК РСФСР)//Вопросы борьбы с преступностью. М., 1971. Вып. 14.
  82. В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями/ Под ред. И. С. Ноя. Саратов, 1980.
  83. А.С. Организационно-правовые аспекты профилактики правонарушений, совершаемых осужденными женщина-ми//Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе Конституции РФ. М., 1995.
  84. В.А. Улица подросток — воспитатель. М.: Просвещение, 1991.
  85. В.Д. Органы опеки и попечительства в системе ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних//Актуальные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. М., 1985.
  86. Е.С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение. М., 1992.
  87. Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. М.: МВШМ МВД СССР, 1990.
  88. А.И. О подготовке несовершеннолетних правонарушителей к самостоятельной трудовой жизни//Материалы из опыта работы колоний для несовершеннолетних. М., 1964.
  89. Г. И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Учебное пособие. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1979.
  90. Н.Г. Мотив преступного деяния. Учебное пособие. М., 1997.
  91. И.Т., Лысягин О. Б. Региональный опыт решения проблемы постпенитенциарной помощи//Исполнение наказаний и социальная адаптация освобожденных. М., 1990.
  92. В.И. Свободное время несовершеннолетних осужденных как криминологическая проблема. Рязань, 1982.
  93. В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних (криминологические и пенитенциарные проблемы). Рязань, 1996.
  94. В.И. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних. М., 1987.
  95. К.Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетних. Свердловск, 1973.
  96. В.И. Некоторые особенности личности несовершеннолетних осужденных и их использование в воспитательно-профилактической работе//Проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1983.
  97. Ш. Х. Наказание отбыто. Как жить дальше? М., 1990.
  98. Исполнение наказаний и социальная адаптация освобожденных: Труды ВНИИ МВД СССР. М., 1990.
  99. Испытание свободой. О практике ресоциализации лиц, освободившихся из ИТУ. Липецк, 1991.
  100. И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.
  101. Л.Л. Проблемы правового обеспечения профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних (статистические данные). М., 1997.
  102. А.А. Институт общественных воспитателей в профилактике преступности несовершеннолетних. Учебное пособие. Омск, 1984.
  103. Криминальная ситуация в России и ее изучение/Под ред. А. И. Долговой. М., 1996.
  104. Криминологическая характеристика сельской преступности молодежи и несовершеннолетних//Экспресс-информация. М.: Академия МВД РФ, 1992. Вып.2.
  105. В.Н. Криминальная мотивация. М.: Наука, 1986.
  106. С.И., Фетисов В. З. Рецидивная преступность несовершеннолетних (исправительно-трудовой аспект). Учебное пособие. М., 1989.
  107. В.В. Системный подход к изучению мотивации преступного поведения//Вопросы борьбы с преступностью. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. 1980. Вып. 33.
  108. О.Б. Организационно-правовые особенности подготовки трудового и бытового устройства освобожденных из ВТК// Проблемы дифференциации исполнения наказаний. М., 1991.
  109. О.Б. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в ВТК: по материалам специальной переписи 1989 года. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.
  110. И.А. Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации// Биологическое и социальное вличности преступника и проблемы ее ресоциализации. Уфа.: УВШ МВД РФ, 1994.
  111. М.Г. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВТК. Учебное пособие. М., 1982.
  112. В.Ф., Попова Г. М. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершивших преступления. М., 1976.
  113. В.Ф. О личности осужденных, содержащихся в ВТК. М.: ВНИИ МВД СССР, 1974. Вып. 29.
  114. А.И. Эффективность борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Омск, 1985.
  115. Г. С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних. Караганда, 1990.
  116. Н.И. Формирование положительных отношений в среде несовершеннолетних осужденных женского пола. Рязань, 1996.
  117. Ф.С. Преступность несовершеннолетних в США и Англии. М., 1964.
  118. Методика криминологического изучения личности несовершеннолетнего преступника/ Под ред. А. И. Долговой. Сб. статей. М., 1977.
  119. А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних. Генезис и ранняя профилактика. Киев, 1985.
  120. Г. М. Особенности классификации несовершеннолетних преступников/Вопросы изучения и предупреждения преступности несовершеннолетних. 4.1. М., 1970.
  121. А.С., Потемкина А. Т. Освобожденные от наказания: права, обязанности, трудовое и бытовое устройство. Учебное пособие. Хабаровск, 1989.
  122. С.П. Некоторые актуальные проблемы преступности несовершеннолетних//Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия. Научно-практическая конференция молодых ученых. СПб., 1998.
  123. В.В., Селиверстов В. И. Совершенствование трудового перевоспитания осужденных в ВТК (правовые и организационные вопросы). Учебное пособие. Домодедово, 1992.
  124. О необходимости реорганизации комиссии по делам несовер-шеннолетних//Экспресс-информация. М.: Академия МВД СССР, 1991. Вып. 10.
  125. B.C. Подросток и преступление (основные пути предупреждения преступлений несовершеннолетних). М., 1969.
  126. Л.В., Щерба С. П. Побеги из ВТК. М., 1993.
  127. С.Н. Деятельность ВТК по подготовке осужденных к освобождению// Новая Конституция СССР и вопросы укрепления законности и правопорядка в развитом социалистическом обществе. М., 1979.
  128. С.Н. Вопросы правового регулирования процесса освобождения осужденных от наказания в виде лишения свободы//Проблемы совершенствования правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы. Рязань, 1981.
  129. С.Н. Освобождение осужденных от отбывания наказания из ВТК и закрепление результатов исправления/Под ред. И.В. Шмаро-ва. Рязань, 1982.
  130. С.Н. Слагаемые профилактики правонарушений среди освобожденных из ВТК//Вопросы совершенствования деятельности ОВД. М., 1978.
  131. А.А. Совершенствование уголовно-правовой системы мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних/Под ред. М. А. Ефимова. Минск, 1990.
  132. Проблемы исполнения наказаний в ВТК и предупреждение преступности молодежи//Сборник научных трудов ВНИИ МВД СССР. М., 1989.
  133. Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних и совершенствование деятельности ВТК на современном этапе: Материалы научно-практической конференции. Омск, 1997.
  134. Проблемы совершенствования борьбы с преступностью на современном этапе: Материалы междунар. науч. семинара, состоявшегося в Рязани 20 июня 1995. Рязань, 1996.
  135. Проблемы социальной и правовой защиты несовершеннолетних. Сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД СССР, М., 1990.
  136. Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание/Под ред. А. Т. Потемкиной. М.: НИИ МВД РФ, 1992.
  137. B.C., Столбов Б. А. Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних. Комментарий. М., 1988.
  138. Е.Е. К вопросу о возрастных социально-психологических особенностях несовершеннолетних правонарушите-лей//Вопросы криминологии, уголовного права, процесса и прокурорского надзора. М., 1975.
  139. Результаты криминологического изучения личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Сб. статей. М., 1982.
  140. A.M. Общественно-экономические закономерности социализации личности. Лекция. Омск, 1974.
  141. Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Уч. пособие. Л., 1975.
  142. Р.А. Посткриминальное поведение (понятие, регулирование, последствия). Томск, 1985.
  143. С.М., Милушкин Е. А. Вопросы совершенствования ресоциализации судимых// Уголовное наказание и проблемы его исполнения в условиях перестройки для деятельности ОВД. М., 1990.
  144. Э.А. Роль наказания в предупреждении преступлений. Минск, 1990.
  145. А.Б. Правонарушение подростка и закон//Преступность несовершеннолетних и борьба с ней в СССР. М., 1967.
  146. В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. М.: Академия МВД РФ, 1992.
  147. Н.К., Щедрина А. К. Правовые формы общественного воспитания несовершеннолетних. М., 1980.
  148. В.А. Преступность среди женщин как объект комплексного криминологического изучения//Вопросы борьбы с преступностью. 1975. Вып. 22.
  149. В.А. Некоторые особенности изучения личности женщины-преступницы//Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979.
  150. В.А. Особенности исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных. Рязань, 1978.
  151. Совершенствование деятельности ВТК и профилактика молодежной преступности / Под ред. В. И. Позднякова. М.: НИИ МВД РФ, 1992.
  152. Социально-психологическая адаптация осужденных и профилактика правонарушений в ИТУ. М.: ВНИИ МВД СССР, 1984.
  153. Социально-психологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника/Под ред. Г. М. Миньковского. Сб. науч. тр. М., 1975.
  154. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сб. науч. тр. М., 1980.
  155. В.М. Социальная адаптация и трудоустройство освобожденных от отбывания наказания// Проблемы социальной реабилитации отбывших уголовное наказание. М.: НИИ МВД РФ, 1992.
  156. Трудовая деятельность осужденных в ВТК/ Под ред. В. С. Радкевича. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.
  157. В.З. Личность несовершеннолетнего, его отношение к наказанию и средствам исправительно-трудового воздействия. М., 1981.
  158. В.М. Профилактика пьянства среди несовершеннолетних. Уч. пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990.
  159. В.М., Артамошкина Т. А. Как уберечь подростка от пьянства: Концепция преодоления пьянства и алкоголизма. М.: НИИ МВД РФ, 1992.
  160. А.В. Правовые и организационные основы деятельности ВТК / Под ред. Н. С. Кирьякова. Уч. пособие. М., 1975.
  161. А.В. Взаимодействие ВТК с иными органами, ведущими борьбу с преступностью. М., 1979.
  162. А.В., Фетисов В. З., Ласточкин В. А. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в ВТК. (Спецперепись осужденных 1979 года). М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. Вып. 4.
  163. И.В. Социологические проблемы исполнения уголовного наказания. Уч. пособие. Рязань, 1980.
  164. И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания (проблема социальной адаптации). М., 1974.
  165. Н.К. Личность несовершеннолетнего, осужденного за хулиганство, и его социальная адаптация по освобождению из ВТК. М., 1979.
  166. В.Е. Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве. Рязань, 1992.
  167. Г. Н. Влияние социальной среды на исправление несовершеннолетних правонарушителей//Опыт криминологического изучения личности преступника. М., 1981.1. Статьи
  168. Г., Лысягин О. Социальная адаптация и профилактика рецидива//Российская юстиция 1994. № 7. С. 44−46.
  169. Г., Лысягин О. О ресоциализации освобожденных из ИТУ //Преступление и наказание. 1994. № 6. С. 15−17.
  170. А. Преступность несовершеннолет-них//Социалистическая законность. 1987. № 8. С. 14−17.
  171. Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи//Советское государство и право. 1980. № 4. 140−146.
  172. С. Преступления женщин: чаще и изощреннее// Известия. 1996.31 января. С. 2.
  173. Н., Яковлев Е. Изучение причин преступности несовер-шеннолетних//Социалистическаязаконность. 1968. № 12. С.20−23.
  174. Е.С. Политическая обусловленность роста преступности в современной России: женщины, дети, молодежь//Правоведение. 1998. № 1. С. 164−165.
  175. Л. Профилактика преступности несовершеннолет-них//Советская юстиция. 1990. № 18. С.7−8.
  176. М.И. О месте и роли социально-правовой адаптации и ресоциализации лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы// Человек: преступление и наказание. Рязань, 1992. С. 49−54.
  177. О.Б. Отбыл наказание. Как жить дальше?// Социалистическая законность. 1991. № 11. С. 22−25.
  178. М. Преступления против женщин порождают женскую преступность// Щит и меч. 1996. № 54. С.З.
  179. Н.И. Закрепление результатов исправительно-трудового воздействия после освобождения осужденных из мест лишения свободы// Человек: преступление и наказание. Рязань, 1992. С. 78−81.
  180. А. Дамский криминал// Преступление и наказание. 1994. № 10. С.19−21.
  181. Ю.М., Лысягин О. Б. Профилактика преступлений, совершенных лицами, освобожденными из ВТК// Исправительно-трудовые учреждения. 1981. № 5. С. 40−41.
  182. В. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого// Социалистическая законность. 1971. № 8. С. 43−45.
  183. О. Пенитенциарная преступность и ее закономерности в СССР и России//Человек: преступление и наказание. 1996. №¾. С.6−24.
  184. Т.П. К проблеме воспитательно-предупредительного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя в процессе предварительного следствия/Шроблемы предварительного следствия и дознания. М.: ВНИИ МВД СССР, 1987. № 94. С. 110−117.
  185. О. Преступность и молодежь// Юридическая газета. 1997. № 51. С. 5.
  186. С. Срок отбыл, куда дальше?// Преступление и наказание. 1997. № 2. С.40−42.
Заполнить форму текущей работой