Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

То, что Интернет начинает играть самую активную роль в политике, поняли и власти. Причем пользоваться возможностями Интернета они начали как раз в период выборов в декабре-марте 1999;2000 гг. Достаточно вспомнить нашумевший проект Фонда эффективной политики, когда, пользуясь отсутствием законодательного регулирования Интернета, ФЭП на своем сайте вопреки протестам ЦИК и Генпрокуратуры опубликовал… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Идеи и концепции виртуальности и виртуальной реальности в европейской философской традиции
    • 1. 1. Понятие «виртуальность» и эволюция его содержания в философии и науке
    • 1. 2. Природа, сущность и классификации виртуальной реальности
    • 1. 3. Виртуальная реальность и виртуальная компьютерная реальность
  • Глава II. Философские, социологические и психологические аспекты функционирования Интернета
    • 2. 1. Современные тенденции общественного развития в контексте информационных технологий и компьютерной виртуальной реальности
    • 2. 2. Влияние Интернета на социальную сферу
    • 2. 3. Виртуализация общественной деятельности в области политики
    • 2. 4. Виртуализация общественной деятельности в области экономики
    • 2. 5. Психологические механизмы и последствия воздействия информационных технологий на личность человека

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы

исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Настоятельная необходимость философского исследования виртуальной реальности обусловлена преимущественно тем, что она оказывает и будет оказывать всевозрастающее непосредственное и опосредованное воздействие на общественную, групповую и индивидуальную жизнедеятельности людей.

Признание и понимание данного обстоятельства тем не менее пока еще не вызвали к жизни философские, социологические и психологические исследования, соответствующие сложности и важности данной проблемы.

В настоящее время даже само понятие «виртуальная реальность» весьма часто используется как метафора с довольно неопределенным, а иногда и произвольным содержанием. Не выявлены соотношения и взаимосвязи понятий «реальность», «объективная реальность», «субъективная реальность», «естественная реальность», «искусственная реальность», «виртуальность», «виртуальная реальность», «компьютерная виртуальная реальность», «виртуалистика» и т. д.- и не выстроены соответствующие категориально-понятийные ряды.

Существенной лакуной в современных исследованиях является философское осмысление виртуальной реальности и социальных последствий ее распространения, без которого многие теоретические, методологические и социальные проблемы не могут быть решены в соответствии с запросами современности и важности для всей общественной жизнедеятельности.

Осуществленное исследование «виртуальной реальности» в ее сопряженных философских, психологических и социальных измерениях создает определенные теоретические и методологические предпосылки для позитивного решения проблемы на теоретическом, методологическом, прикладном и практическом уровнях.

Степень разработанности проблемы. Эпизодические попытки философского и естественнонаучного осмысления феномена виртуальности и виртуальной реальности предпринимались еще в эпоху Средневековья (Ф.Аквинским, Н. Кузанским, Д. Скоттом и др.). Однако лишь в XX веке проблема виртуальной реальности обрела дополнительные актуальные измерения в связи с бурным развитием естествознания и техники, которое содействовало интенсификации исследований всей совокупности проблем виртуальности.

Ныне различные аспекты виртуальной реальности исследуются во всех странах мира.

Значительная часть ученых стремится связать современную трактовку понятия «виртуальная реальность» с содержанием понятия «virtus» (от лат. -потенциальный, возможный, мнимый, доблесть, энергия и др.), употреблявшимся в работах философов Средневековья и Нового времени (ДКузанского, Г. Лейбница и др.).

В XX веке после ряда инноваций в физике в работах К. Ф. Вайцзеккера, П. Дэвиса, Э. Кассирера, В. Клиффорда, А. Пайса, И. Р. Пригожина,.

И. Л. Розенталя, КХюбнера и других физиков и философов развивалась идея о сопряжении и даже отождествлении понятия «виртуальная реальность» с понятиями «физический вакуум» и «физическая реальность».

В 1932 г. А. Арто опубликовал статью «Алхимический театр», где впервые упомянул о существовании «виртуальной реальности» театра. Со временем в оборот были введены и такие понятия как «виртуальная деятельность» (А.Бергсон), «виртуальные способности» (А.Н. Леонтьев) и др.

Среди основных работ, охватывающих философские, психологические, культурологические, юридические и экономические аспекты проблемы виртуальной реальности, необходимо отметить работы В. С. Бабенко, МА. Вайнппайна, О. И. Генисаретского, И. Г. Корсунцева, В. В. Кравченко, Н. АНосова, Т. В. Носовой, В. М. Розина и др.1, в которых был достигнут позитивный сдвиг в понимании и интерпретации виртуальной реальности.

Проблемы компьютерных виртуальных реальностей, (в частности Интернета, Интернет-зависимости и т. д.) особенно интенсивно исследуются в Западной Европе и США, где уже существуют философские, социологические и психологические школы, изучающие проблемы виртуальной реальности, ее места и роли в жизнедеятельности социума и человека.

Ныне во всех странах мира активно изучаются проблемы дистанционного образования и повышения профессиональной квалификации, виртуальных сообществ и корпораций, применения технологий виртуальной реальности в различных науках и дисциплинах, использования компьютеров для личностного развития и т. д. При этом особое внимание уделяется вопросам,.

1 См.: Бабенко B.C. Две книги о виртуальной реальности // Труды лаборатории виртуали-стики. Выпуск 3. -М, 1997. — С. 56−69- Генисаретский О. И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах // http://wvvov.fotaremssia.ru/bmld/almanac/genisare.htmКорсунцев И. Г. Виртуальные реальности как философская проблема // Философские исследования. — 1998. № I, с. 70−95- Носов Н. А. Виртуальная психология. — М.: Аграф, 2000. — 432 е.- Носова Т. В. Феномен соположения реальностей // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 11. — М.: Путь, 2000. — 62 с. связанным с развитием Интернета, новых средств связи и обмена информацией и т. п.

Проблемы компьютерных виртуальных реальностей и Интернет-зависимости рассматриваются в работах Н. Винера, С. А. Давджа, Н. А. Носова, Ж. Ланье, В. М. Розина, У. Эшби, К. Янг и других исследователей, труды которых придали существенный импульс актуализации всей проблематики вир-туалистики и формированшо ее как комплексной научной дисциплины.

Комплекс вопросов, связанных с философскими и психологическими аспектами виртуальной реальности, рассматривался в работах В. С. Бабенко, Н. А. Носова, Е. В. Ковалевской, И. Г. Корсунцева, В. П. Котенко, М. Ю. Опенкова, Е. А. Шаповалова и др.1 К наиболее значимым достижениям этих исследователей можно отнести конструктивную разработку онто-диалогического подхода М. Ю. Опенковым, анализ бытия в рефлексии субъектов в работе И. Г. Корсунцева, комплексный анализ проблем происхождения, природы, и роли виртуальной реальности в работах Н. А. Носова, разработку и описание симптомов интернет-зависимости в работе К. Янг «Caught in the Net» и др.2.

Однако, несмотря на всевозрастающее количество частнонаучных публикаций, проблему виртуальной реальности нельзя считать разработанной, поскольку современный философский анализ виртуальной реальности должен включать эпистимологические проблемы, методологические, эвристические, социальные и аксиологические измерения феномена виртуальной реальности как социокультурного явления, с учетом ее разновидностей, функций и роли в жизни человека и общества.

1 См.: Ковалевская Е. В. Компьютерные виртуальные реальности: философский анализ II Виртуальная реальность в" психологии и искусственном интеллекте. — М., 1998. — С. 287 294- Шаповалов Е. А. Философские размышления о виртуальной реальности // Вестник СПбГУ, серия 6, вып. 2 (№ 13), 1996. — С. 33−38.

2 См.: Опенков М. Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход.: Автореф. дис.. доктора филос. наук. М. 1997. — 40 е.- Корсунцев И. Г. Рефлексия и виртуальная реальность // Философские исследования. — 1997. № 3. — С. 138−158- Young Kimberly S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction—and a Winning Strategy for Recovery. — N. Y.: John Wiley & Sons, 1998. — 256 p.

Объектом исследования является виртуальная реальность как социокультурный и инженерно-технический феномен.

Предметом исследования являются философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.

Основной целью исследования является изучение природы и сущности виртуальной реальности, выявление ее основных признаков и свойств, а также влияния виртуальной реальности на формирование, функционирование и развитие современного общества, социальных групп и личностей.

Достижение основной цели исследования предполагает необходимость решения комплекса основных задач:

• определение базисных понятий виртуалистики, их взаимосвязи и статуса;

• определение виртуальной реальности как искусственной реальности нового типа и выявление ее природы, сущности и основных признаков;

• исследование взаимосвязи виртуальной реальности с объективной и субъективной реальностью;

• анализ взаимосвязи виртуальной реальности и современных информационных технологий в контексте свойств информационного пространства;

• исследование влияния виртуальной реальности на формирование, функционирование и развитие общества и ее воздействия на психику и поведение людей;

• выявление тенденций потенциального применения технологий виртуальной реальности в социуме и возможных социальных последствий их распространения.

Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные положения диалектико-материалистической философии, на основе и с использованием которых осуществлено исследование философских и психологических аспектов виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи и определена мера достоверности полученных новых научных результатов.

При постановке и решении проблемы, в силу ее междисциплинарного статуса, также использовались диалектико-материалистически ориентированные концептуальные и методологические положения социологии, психологии, культурологии и истории, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

Научная новизна работы заключается в следующих результатах, полученных в процессе диссертационного исследования:

1. Предложены новые определения понятий «искусственная реальность», «виртуальность», «виртуальная реальность», «виртуальная компьютерная реальность», «виртуалистика» и выявлен их статус.

2. Уточнены содержание, место и роль понятия «виртуальная реальность» в категориально-понятийном аппарате современной философии.

3. Показаны влияние, роль и значение виртуальной реальности в формировании планетарного информационного пространства и новой конфигурации общества.

4. Установлены и исследованы основные философские и психологические аспекты Интернета как компьютерной виртуальной реальности.

5. Выявлены и исследованы основные современные тенденции развития информационных технологий и виртуальной реальности и показаны их позитивное и негативное влияние на социум и личность.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке категориально-понятийных, концептуальных и методологических оснований философских исследований виртуальной и социальной реальностей в их взаимосвязи. Тем самым выявлены и восполнены значительные лакуны в данной области философского познания.

В диссертации содержатся анализ и прогноз развития виртуальной реальности как одного из элементов искусственной реальности и отношений между ними. Показана роль виртуальной реальности в формировании новых ценностей личностей, социальных групп и социума. Выявлены и исследованы основные современные тенденции развития информационных технологий и Интернета и их влияние на социальную динамику, а также роль виртуальной реальности в формировании информационной и социальной конфигурации общества. Предложено описание общих методик применения технологий виртуальной реальности в практической деятельности людей и спрогнозирована их эволюция.

Материалы диссертации, ее выводы, результаты и прогнозы могут быть использованы в качестве теоретической и методологической основы при исследовании комплекса проблем развитая социальной мысли и общества и решении различных прикладных задач.

Практическая значимость исследования состоит в определении понятий и категорий, представляющих значительный интерес для практической организации и повышения эффективности использования информационного пространства.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при исследовании философских, социологических, психологических и культурологических проблем, связанных с применением и влиянием технологий виртуальной реальности на развитие человека и общества.

Материалы диссертации могут найти применение при разработке и чтении курсов и спецкурсов по социальной философии, философии культуры, социологии, психологии и виртуалистикеформировании рациональной политики в области развития и гуманистического использования современных информационных технологий.

Структура работы. Структура и объем работы соответствуют целям и задачам диссертационного исследования и включают: введение, две главы, два приложения и список использованной литературы.

Результаты исследования аудитории Интернета позволили выработать основные методики и механизмы управления и манипулирования политическим процессом и общественным мнением. Результаты опроса показали, что аудитория Интернета преимущественно состоит из молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет с высшим образованием, в основном работников сферы науки, образования и коммерческих структур. Именно на них были ориентированы проекты создания всех основных будущих политических ресурсов. Использование Интернета в качестве средства массовой информации получило широкую поддержку как среди субъектов политического процесса, так и среди представителей СМИ, деловых кругов и независимых экспертов. Это объяснялось многими факторами, такими как:

• легкость, быстрота и дешевизна публикации;

• возможность доступа к опубликованной информации из любой точки мира;

• интерактивность;

• неопределенный статус сетевой публикации (возможность публиковать сведения, не подходящие по формату или содержанию для традиционных СМИ);

• совмещение многих возможностей печатных изданий, телевидения и телефонии, что позволяет Интернету играть роль не только информационной среды, но и средства общения, являться трибуной для политической рекламы и пропаганды.

Первоначально Интернет воспринимался как некое альтернативное медиа-пространство. Но спустя некоторое время Интернет стали использовать в качестве традиционного средства массовой информации, позволяющего публиковать материалы любого содержания, не подлежащие цензуре. Использование Интернета как средства политической борьбы двояко: оно включает как нормальное информирование общества и обсуждение новостей (в том числе и скрываемых официальными властями), так и организацию серий скандальных материалов и компромата, с которыми в наши дни довольно > часто ассоциируется политическая борьба. Политическое использование возможностей Интернет-технологий лучше всего видно на примере предвыборных компаний. В основном методы политической борьбы накануне выборов можно разделить на две большие группы.

Первая группа — это традиционная политическая реклама и пропаганда при помощи Интернет-форумов, чатов, гостевых книг или публикаций в сетевых СМИ, которые стали стремительно распространяться в российском Интернете с 1996 г. Впоследствии правительством был принят закон об обязательной регистрации средств сетевой массовой информации. Возникли такие всем известные проекты как Lenta.Ru, Gazeta.Ru, Ytro.Ru и др.

Вторая группа — это другие Интернет-издания, которые приобрели сегодня стабильную популярность среди самого широкого круга Интернет-аудитории. Это сайты, которые содержат компрометирующие материалы, такие как www.kompromat.ru. Таких примеров в российском Интернете 19 981 999 гг. было немало. Как правило, такие сайты имели и соответствующие названия: Коготь-1, Коготь-2 или Слухи. Схема их работы довольно проста: это так называемый «слив» компромата в сеть через анонимный сайт, а затем перепечатка этих материалов в традиционных СМИ со ссылкой на анонимный источник. Конечно, подобные приемы — не единственный пример. Например, часто практикуются и хакерские взломы и подмена содержания конкурирующего сайта. Разновидностью данного примера политической борьбы является организация параллельного сайта мэра Москвы Ю. М. Лужкова. Наряду с официальным сайтом www.luzhkov.ru появился внешний сходный с ним сайт, содержащий однако критические материалы о Лужкове (www.lujkov.ru). Его открытие было приурочено ко дню рождения Ю. М. Лужкова.

К сожалению, эти грязные политические технологии получают все большее распространение и оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения.

Неоднократно от разных политиков поступала инициатива ограничить на законодательном уровне использование сетевых ресурсов.

В частности в 2004 г. Ю. М. Лужков выступил с предложением о разработке законопроекта, предполагающего ввод цензуры на материалы, публикующиеся в сети. Это предложение противоречит демократическим принципам свободного волеизъявления и свобод граждан на получение информации, к чему неоднократно призывали различные демократические силы и в частности лидеры, в том числе и сам Лужков.

Согласно декларации независимости киберпространства Интернет не может подвергаться цензуре или контролю со стороны кого-либо. Неудивительно, что это вызывает неудовольствие властей и порождает попытки ограничивать законодательным образом распространение информации по современным каналам связи.

Инициатива Лужкова вызвала мощный протест сто стороны пользователей Интернета не только в России, но и во многих странах мира.

Именно Интернет-ресурсы дают сейчас уникальную возможность составить независимую картину происходящего в стране. Причем этой информацией пользуются не только граждане России, но и все население планеты. В этом плане Интернеткатализатор процессов глобализации и интеграции мирового сообщества на всех уровнях: политическом, экономическом, культурном.

Страны, которые ввели у себя ограничение или запрет на использование сети, например Белоруссия или КНДР оказались изолированными от мировых процессов обмена информацией.

Практически все политические акции и кампании теперь сопровождаются созданием специализированных серверов и web-страниц, посредством которых формируется имидж политика (акции, организации), ведется агитация, осуществляется коммуникация со сторонниками, и др. Многие политические партии, объединения и движения, а также большинство общественных и неформальных организаций обладают собственными веб-узлами в Интернете. Такие сайты обычно предоставляют пользователю возможность ознакомиться с уставом и программой партии или организации, программой мероприятий и пр. Тут же можно вступить в ряды понравившегося движения или поучаствовать в обсуждении насущных проблем на страницах форума или гостевой книги. Многие крупные политические партии в России (например, КПРФ или Яблоко) превратили свои виртуальные отделения в настоящие полнофункциональные партийные ячейки. На сайтах регулярно публикуются отчеты о деятельности партий, проходят онлайновые конференции и дискуссии, идет обмен мнениями по наиболее актуальным и острым политическим проблемам.

Победить в борьбе за власть, не имея доступа к электронным и печатным СМИ, сегодня почти невозможно. Однако опыт избирательных кампаний в России показал, что есть новый, гораздо менее трудоемкий способ оказывать влияние на умы электората — через сеть Интернет. Декабрьские и мартовские выборы 1999;2000 гг., возможно, запомнились многим только по той причине, что Интернет впервые стал всерьез восприниматься как полноценный инструмент политической пропаганды и агитации. По крайней мере так полагали и политические организации, и кандидаты в президенты — практически все они открыли в Сети собственные сайты. Но насколько оправданны подобного рода «вложения» и можно ли действительно воспринимать Интернет как эффективный инструмент влияния? Ведь не секрет, что у Интернета есть своя, особая специфика, благодаря которой его невозможно сравнивать с обычными СМИ. Хотя бы даже потому, что его невозможно «информационно монополизировать» в отличие, например, от центральных телеканалов.

То, что Интернет начинает играть самую активную роль в политике, поняли и власти. Причем пользоваться возможностями Интернета они начали как раз в период выборов в декабре-марте 1999;2000 гг. Достаточно вспомнить нашумевший проект Фонда эффективной политики, когда, пользуясь отсутствием законодательного регулирования Интернета, ФЭП на своем сайте вопреки протестам ЦИК и Генпрокуратуры опубликовал предварительные результаты выборов. Обычным же СМИ закон такую практику строго запрещает, так как это якобы может повлиять на настроения избирателей. Именно этот факт и спровоцировал попытки власти разработать закон, который приравнивал бы все без исключения российские сетевые издания к разряду средств массовой информации. В результате на свет появился законопроект, не выдерживающий никакой критики. Впрочем, авторов этого законопроекта понять можно, поскольку Интернет почти не поддается контролю. К примеру, до сих пор неясно, по каким признакам можно определить, является ли сайт «российским» или «зарубежным».

Не секрет, что сейчас разрабатываются новые технологии проведения избирательных компаний и выборов посредством Интернет-технологий. Такие разработки появились в 2000 г. в США при организации голосования групп военнослужащих, которые несут службу в удаленных районах. Позже в Эстонии приступили к разработке и внедрению механизмов онлайн голосования.

Анализ создающихся в связи с развитием Интернета новых моделей коммуникации в политическом процессе (изменение роли государства на информационном рынке, способов и стратегий его взаимодействия с контрагентамироль СМИ вообще и новых информационных технологий, в частности) в настоящее время является одним из самых перспективных направлений в политической теории и междисциплинарньгх исследованиях.

Развитие Интернет-технологий открывает перед обществом множество перспектив и дает надежду на качественный прорыв в самых разных сферах.

Например, в том, что касается непосредственно политического процесса, Интернет может способствовать преодолению негативной тенденции к снижению уровня политического участия, упростив прямой контакт граждан и правительства, а также снизив затраты на согласование возможных путей политического действия между индивидами, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно в реальном мире.

Интернет дает возможность для создания виртуальных партий, основанных на неизвестных для современной политической системы принципах членства, которые потенциально будут способны оперативно реагировать на изменения позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее приближаться к идеалу адекватной репрезентации интересов тех или иных социальных групп в политическом процессе.

2.4 Виртуализация общественной деятельности в области экономики.

Процессы компьютеризации и виртуализации современного общества, пожалуй в первую очередь отразились на экономической и производственной сферах.

В настоящее время набирают силу процессы глобализации мировой экономики, ориентированные на создание единого общемирового экономического пространства и интеграцию крупнейших бизнес-структур. Экономические институты современного общества образуют комплекс норм, определяющих способы постановки и решения проблем создания, распределения и использования капитала и других ресурсов. Рынок, предпринимательство, корпорация, финансы — все это системы норм, задающих путь к созданию стоимости. В условиях новой информационной экономики именно эти элементы в большей степени подвержены виртуализации.

В научный и повседневный обиход уже прочно вошли понятия «сетевая» или «Интернет-экономика» и «электронная коммерция». Существовавпше до сегодняшнего дня социально-экономические теории фактически игнорировали информационный аспект деятельности человека и вследствие этого не располагали инструментарием для исследования экономических форм деятельности людей, основанных на применении информационных технологий, в том числе и сетевой экономики.

Ключевым понятием, определившим направление процессов глобализации и формирования сетевой экономики на базе Интернет-технологий, стало «онлайновое» или «Интернет сообщество». Интернет-сообщество несет в себе новые формы социально-экономической деятельности людей, а также новую модель общественных отношений. В рамках Интеренет-сообществ люди объединены Интернет-технологиями, которые они используют для осуществления экономической деятельности и взаимодействий друг с другом. Только в пределах данных сообществ возможно применение таких инноваций как телеработа, телеприсутствие, электронные деньги и электронная коммерция.

Укрепление позиций Интернет-экономики является прямым следствием повсеместного использования компьютерной техники и сети Интернет. Экономика была одной из первых областей, куда наиболее активно начали проникать достижения компьютерной мысли. Многие компании разработчики программного обеспечения изначально ориентировали свой бизнес исключительно на выполнение конкретных задач по обслуживанию макро и микроэкономических процессов. «Благодаря масштабному развитию информационных технологий, компьютерных и телекоммуникационных сетей темпы роста производительности труда в США в 90-е годы удвоилась — с 1,5 до 3% в год. Начиная с 1995 года, ИТ-индустрия обеспечивает США 21−31% прироста ВВП. 98% заказов фирмам поступают только в электронном виде, за счет чего только на оперативных издержках американская промышленность экономит более $ 300 млн. ежегодно. Объем электронных сделок составил в 1998 году $ 43 млрд., в 1999 — $ 109 млрд., а в 2000 году примерно $ 250 млрд."1.

В условиях формирующегося постиндустриального общества исследование сетевой формы организации экономической деятельности имеет особое значение. Экономический рост, связанный с распространением Интернет-технологий, обусловлен прежде всего преимуществами новых механизмов коммуникации и информационного обмена. Таким образом, распределение капитала и финансовые потоки в полной мере зависят от потоков информационных.

В этой связи сетевую или Интернет-экономику можно определить как «глобальную сетевую сложно организованную многоуровневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемых через Интернет и другие телекоммуникационные сети. Она включает в себя индустрию создания новых информационных технологий и программных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги, электронный бизнес, электронные рынки, электронные биржи, электронные платежные системы, телеработу, дистанционную занятость и другие составляющие. Интернет-экономика развивается в соответствии со своими специфическими целями и критериями эффективности"2 (см. Схему 2).

Важнейшей составляющей сетевой экономики является Интернет-бизнес, который в свою очередь включает в себя электронную коммерцию. Согласно исследованием компании ГОС, в 2003 году «оборот электронного бизнеса достигнет 1,3 триллиона долларов США, то есть в сто раз превысит оборот 1997 г. По данным исследования e-Stats, объемы электронной торгов.

1 См.: Дятлов С. А. Методология, проблематика и мониторинг информационно-сетевой экономики. // http://dyatlov.nw.ru/statya4.htm.

2 Там же. ли в 2003 г. по модели В2 В составят 1082,3 миллиардов долларов США, а по модели В2С — 167,2 миллиардов долларов"1.

Развитие Интернет-экономики характеризуется процессом виртуализации основных экономических институтов. Чаще всего это связано с распространением симуляционных компьютерных технологий, позволяющих имитировать большую часть привычных хозяйственных и экономических операций. Симуляция индустриальных практик создания товара и инноваций приводит к виртуализации институтов рынка и предпринимательства. Например, в последние годы привычной практикой стала покупка различных товаров в Интернет-магазинах. При этом пользователь, совершая покупку через сеть Интернет, получает большое количество преимуществ в виде неограниченного времени поиска и выбора товара, получения полного спектра информации.

0 конкретном товаре из различных источников. Витрина современного электронного магазина все больше напоминает витрину реального магазина Все от способа расположения товаров, методики классификации, рекламы отдельных единиц товара напоминает обычный поход в магазин с единственной разницей — человек совершает покупку, не выходя из дома или непосредственно с рабочего места. Развитие подобных порталов стало в наши дни обычным явлением. Успешное развитие торговли невозможно без четко работающих механизмов электронной коммерции.

Но процессы виртуализации и компьютеризации оказывают значительное влияние и на другие институциональные формы. Например, виртуализация фирмы (корпорации) связана с изменением характера и форм труда. Поскольку частично стоимость создается не на конвейере и не в конструкторском бюро, постольку зачастую нет больше нужды во многих атрибутах производственной организации: офисов, в которых рабочие места организуются и заполняются работниками по образцу конвейерной технологической це.

1 См.: Дятлов С. А. Методологическая конвергенция и анализ макропараметров сетевой экономики. //http://emagiis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/15896a0f9d97f0ebc3256a33003a76 почкипроцедур контроля трудозатратсложной иерархии должностных полномочий и т. д. Современные средства коммуникации предполагают новую организацию труда, тем более что новые информационные технологии делают возможной организацию рабочего места (для подавляющего большинства работников) практически везде: дома, у клиента, в отеле, автомобиле, самолете.

Как отмечено в исследовании сетевой экономики С. А. Дятлова, «в новых условиях появляются новые информационные факторы экономического роста и встает вопрос об информационно-инновационном типе воспроизводства. На основе использования Интернет-технологий у компаний появляется возможность при сокращении штатов и улучшении менеджмента увеличивать объемы производства и продаж, а также сокращать затраты и увеличивать производительность труда"1.

1 См.: Дятлов С. А. Методологическая конвергенция и анализ макропараметров сетевой экономики. // http://emagiis.ra/arc/infosoc/ernag.nsf7BPAyi5896a0f9d97roebc3256a33003a76.

Схема 2. Классификация Интернет-услуг.1.

1 См.: Перфильев Ю. Ю. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. -М., 2003. — С. 30.

В перспективе симуляция труда как продуктивной деятельности, возможна в той организационной форме, которая получила название «виртуальная корпорация».

Виртуальная корпорация — это временный альянс независимых компаний или индивидуальных агентов для решения единичной стратегической задачи. Альянс, по мысли адептов концепции виртуальной корпорации, должен существовать как коммуникационная сеть на базе компьютерных технологий, посредством которой компании координируют свои усилия. При этом считается, что «виртуальная концепция лишена вертикальной интеграции, центрального офиса, иерархии и прочих атрибутов «реальной» корпорации. После решения поставленной задачи сеть легко может изменить конфигурацию или вовсе распасться"1.

Альянсы, симулирующие крупную корпорацию, позволяют их инициаторам добиться локального преимущества в конкурентной борьбе с компаниями-гигантами, а после этого распустить альянс и легко переключиться на использование других возможностей, открывающихся на рынке. В середине 90-х годов XX века тенденция к формированию виртуальных корпораций стала распространяться и среди компаний-гигантов. Крупные промышленные корпорации и банки создают «одноразовые» альянсы для создания и продвижения какого-либо продукта и открывают виртуальные офисы в сети Интернет. Таким образом, го маргинальной экономической формы «виртуальная корпорация» постепенно превращается в обыденную общепринятую практику.

Процесс виртуализации экономики затронул и деньги. Скорость обращения денежной массы заметно возросла из-за применения современных электронных платежных систем, телебанкинга и электронных расчетов. Это в свою очередь породило ряд проблем, связанных с контролем движения и об.

1 Davidow W., Malone М. The virtual corporation: structuring and revitalizing the corporation for the 21st century. N. Y., 1992; Byrne J., Brandt R. The virtual corporation // Business Week. 1993. February 8. ращения денежных средств, влияния электронных денег на экономический рост и уровень инфляции.

Виртуальный продукт, информационное производство, виртуальный офис и виртуальная корпорация, электронные деньги допускают и провоцируют превращение компьютерных сетей не только в главное средство, но и в среду экономической деятельности. Коммерциализация киберпространства превратила Интернет в область, где теперь зачастую осуществляется полный цикл сделки и где функционируют виртуальные супермаркеты и виртуальные банки, оперирующие собственной электронной валютой.

При обсуждении вопроса о роли Интернета в развитии современной экономики мнения исследователей разделились. Энтузиасты сети склонны полагать, что Интернет активно способствует прогрессу в этой сфере общественной жизни. В то же время скептики полагают, что, хотя Интернет и имеет важное значение, но на самом деле он является всего лишь технологическим инструментом для решения ряда практических задач и переоценивать его роль в этом процессе не следует. Для адекватной оценки влияния Интернета на экономику требуется время: использование Сети в коммерческих целях находится сейчас в стадии зарождения хотя оборот электронной торговли в 2000 г. уже составил сотни миллиардов долларов, и, как ожидается, будет исчисляться триллионами через несколько лет.

В 2000 году объем операций через Интернет между предприятиями составил, по данным Gartner Group, 433 миллиарда долларов1. Несмотря на экономическую рецессию в США и потрясения на бирже NASDAQ, к 2005 году он вырастет до 8,5 триллиона долларов. Розничные продажи через Интернет достигли в 2000 году уровня 60 миллиардов долларов, почти удвоившись по сравнению с 1999 годом. Внедрение новых информационных технологий является сегодня общемировой тенденцией развития бизнеса. Уровень компьютеризации крупных и средних предприятий значительно возрос, а.

1 См.: http://www.gartaer.com численность пользователей глобальной компьютерной сети, начиная с 1991 года, увеличилась в сотни раз. Данные тенденции особенно отчетливо просматриваются при графической форме их представления.

Чяеяо мтмА.

М!МЧМ).

07.00 377.85 jf иОНееХР /'l-Ownyot / ЛЕГовдороо И^УГГИИДИА^Г рЦцамЦ IWyPPOH OOWC*—f JtfFT BJC-50 маралий. / В2В-443мм"ИП. Lbura | 1 Офкмог&б AV"MMW"2000 / f*of «atonal ¦

201,09 / !).

147JB0 /'kttnietCi^lun 5.0 ПервывМлсрметчиапонимв Pocoot —/.

70Ю0 37.00 1ДО 1Л VML in —Sen*r 10 еииимыисй HTML A HTML2i)-| HIMt4j0^r —i Песааяпекртка черва Мтрил ] jS NetacnpeNmAertw"* J .^"^МвлМММгпм1оп5ог**г&0 УфпадвнмеУ^-!! .1 .tnrun I 1 «Mcwfl Internet Ooy IMnddwAlMWl-J L. WMOM"9&.

1991 1992 1999 1994 19″ 199″ 1997 1998 1999 2000 2001 2002 Нем.

Рис. 6. Динамика развития программного обеспечения и электронной коммерции1.

В начале 1998 г. Всемирная торговая организация приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами данные и программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернет.

Некоторые страны имеют собственные специальные программы стимулирования развития сетевой экономики. Например, в США, при продажах через Интернет, действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5−10% от цены товара.

1 См.: http://www.bizon.ru.

В странах, входящих в Европейскую Комиссию, действуют национальные программы развития различных элементов сетевой экономики (электронной коммерции, методов дистанционной работы и т. д.).

Под влиянием Интернет-технологий меняются и критерии оценки национальных рынков и общемирового экономического пространства. Многие компании, ориентировавшиеся раньше только на местные рынки, имеют возможность теперь расширять свои производственные и сбытовые возможности, выйдя на национальный, многонациональный, международный и даже глобальный уровень. В этом плане Интернет-технологии способствуют глобализации мировой экономики в рамках единого сетевого сообщества.

Интернет быстро становится важным средством для экономической и социально-экономической активности, но до сих пор количественных оценок его влияния на экономику очень мало. Для того чтобы ликвидировать этот пробел, по инициативе компании Cisco Systems было проведено специальное исследование «Влияние Интернета на экономику», в ходе которого проинтервьюированы руководители 2065 организаций в США и 634 в Великобритании, Франции и Германии.

Интернет-бизнес-решения стали повседневной практикой большинства предприятий. Организации разных размеров и отраслей индустрии активно внедряют Интернет-бизнес-решения как средство для снижения операционных издержек и увеличения прибылей. В США доля таких предприятий — 61% от общего числа, в Европе (Великобритания, Франция, Германия) — 47%. Среди американских предприятий с числом сотрудников 5000 и больше эта цифра еще выше — 83%1.

В США особенно активно внедряют интернет-решения сервис-провайдеры и телекоммуникационные компании, несколько отстают медицинские организации. В Европе всех опережают финансовые отрасли, за которыми следуют телекоммуникационные фирмы.

1 См.: Семенов А. Какая польза от Интернета? // http://www.i-b.ru/viewarticle.phtml?id==499.

К 2010 г. экономия от интернет-бизнес-решений может превысить 500 млрд долл., а рост оборотов компаний, внедривших их, — 1552 миллиардов долларов В Европе экономия к 2010 г. достигнет 88 миллиардов евро, а обороты, соответственно, вырастут на 230 миллиардов долларов США. Все это выразится в росте дохода на душу населения в странах, внедряющих интернет-бизнес-решения: в США, например, этот рост может составить от 36 тысяч долларов сегодня до 50 тысяч долларов к 2010 г1.

Заключение

.

Исследование философских, социологических и психологических аспектов виртуальной реальности в их взаимосвязи подтверждает актуальность и большую социальную значимость изучения виртуальной реальности.

Вместе с тем оно дает основание полагать, что состояние философских исследований этой междисциплинарной проблемы не соответствует ее статусу, состоянию и важности.

В значительной мере это можно объяснить тем обстоятельством, что в современной философии практически отсутствует фундаментальные комплексные исследования искусственной реальности, одним из элементов которой является виртуальная реальность.

Осуществленное в данной работе определение и сопряженное философское исследование искусственной и виртуальной реальности может стать одним из существенных оснований дальнейших исследований данной проблематики.

При реализации их было бы целесообразно продолжить работу по определению и уточнению содержания понятий категориально-понятийного ряда «виртуальность» и сосредоточить внимание на исследовании Интернета и его влияния на все стороны общественной жизнедеятельности и личность.

Было бы логично полагать, что продолжение исследований на базе данного подхода с использованием новейших результатов интернетики и виртуалистики создаст необходимые предпосылки для позитивного сдвига в познании комплекса проблем виртуальности.

Определенное содействие в этой работе могут оказать и результаты данного исследования.

В нем предложены новые определения понятий «искусственная реальность», «виртуальная реальность», даны характеристики «виртуалистики» и определены ее основные функции, выделены основные признаки виртуальной реальности, определена ее природа и сущность, представлены современные классификации виртуальной реальности и пр.

Проанализированы постиндустриальные и информационные модели развития общества, влияние Интернета как средства передачи и обмена информацией на политическую, экономическую, социальную, культурную и другие сферы жизни современного общества.

Необходимо особенно отметить эвристический потенциал предложенного подхода к исследованию социальной и виртуальной реальности в их взаимосвязи посредством четкого разграничения естественной и искусственной реальности как миров человеческого бытия.

Это тем более важно, поскольку в ходе общественного прогресса удельный вес искусственной реальности будет увеличиваться во всевозрастающем темпе. И весьма возможно, что скорость его развития уже в обозримом будущем будет сопрягаться с теми темпами развития, которые характеризуют ныне динамику изменений компьютерных технологий, компьютерной техники и Интернета.

В этой связи предложенное понимание и определения виртуальной реальности как одной из разновидностей искусственной реальности сознательно создающейся в специальных целях для решения разнообразных теоретических и практических задач, открывает определенные возможности для создания многомерных классификаций различных виртуальных реальностей.

Философский анализ природы, сущности и взаимосвязи социальной и виртуальной реальности свидетельствует о продуктивности и весьма значительном потенциале диалектико-материалистической методологии, использование которой при исследовании всего проблемного поля виртуальности и виртуалистики приведет к получению новых научных результатов.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в качестве концептуальной и методологической основы исследований виртуальной реальности, информационного пространства Интернета и новейших тенденций развития информационной среды общества.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при исследовании широкого диапазона философских, социологических, психологических и культурологических проблем, связанных с использованием технологий виртуальной реальности и их влиянием на развитие человека и общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. М: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. В.К., Носов Н. А. О формализованном представлении виртуальных реальностей посредством нейронных сетей / Виртуальные реальности // Труды лаборатории виртуалистйки. Вып. 4., М.: Ин-т человека РАН, 1998. С. 11−14.
  3. Ф. Сумма теологии. / Антология мировой философии, ТЛ, ч.2,М.: 1969.-С. 850−851.
  4. Ю. А. Сумасшедший художник и мир наоборот / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 275−287.
  5. И.О., Максимова Н. Е. О виртуальности компонентов индивидуального знания на ранних стадиях их формирования / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 61−83.
  6. Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. — М.: Аспект Пресс, 2002. 546 с.
  7. А. Инферно. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. — С. 225−239.
  8. О. С. Виртуальная сущность игромоделирования. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 20. -М.: Путь, 2003. 82 с.
  9. О.С. Дух и духовность: рефлексивно-виртуальная версия неогегельянца. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 14. М.: Путь, 2001. -С. 114.
  10. Ю.Арестова О. Н., Бабанин Л. Н, Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия /
  11. Вестник московского университета. Серия 14. Психология, 1996. № 4. -С. 14−20.
  12. П.Асадуллин Э. Ф. Виртуальный подход в истории. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 19. -М.: Путь, 2003. — 117 с.
  13. С.Х. Психология виртуального конфликта. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 26. СПб.: Нестор, 2003. — 224 с.
  14. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации / Психологический журнал, 1998. Т. 19, № 1. С. 89−100.
  15. B.C. Две книги о виртуальной реальности. / Виртуальные реальности и современный мир. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 3. М.: Лаборатория виртуалистики института человека РАН, 1997. — С.56−69.
  16. Е. Грязь XXI века / Московский Комсомолец, № 227, 9.10.2000
  17. Г. Теория игры и фантазии / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. — С. 125−145.
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 2004. 788 с.
  19. А.В., Коул М. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития / Психологический журнал, 1991. Т. 12, №> 2. С. 145−152.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Апрель Пресс, 2001. 640 с.
  21. С.А. Метафизика виртуальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 8. М., 2000. — 49 с.
  22. Брабантский С. Questiones de anima intellectiva / Антология мировой философии, Т.1, ч.2, М., 1969. С. 819.
  23. В. Анонимность, безличность, виртуальность. / Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. М.: Традиция, 1998. С. 65−75
  24. И.А. Политическое время на рубеже культур / Вопросы философии, 1997. № 9. С. 46−56
  25. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. -М.: Советское радио, 1968. 326 с.
  26. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. / Под ред. Н. АНосова. М., 1997. -187 с.
  27. Виртуальные реальности. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. Под ред. Р. Г. Яновского и Н. А. Носова. М., 1998. — 212 с.
  28. Виртуальные реальности и современный мир // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. Под ред. Н. АНосова. М., 1997. — 85 с.
  29. К. С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1997. — 544 с.
  30. А. «Коготь» дотянулся до кепки Лужкова / Комсомольская правда, № 23,12.02.1999.
  31. Г. Х. Интерактивное искусство, виртуальная реальность и ки-беркультура. / Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научно-информационный сборник. Выпуск 5. М.: Российская государственная библиотека Информкультура, 1996. — С.23−36.
  32. О.И., Носов Н. А. Самообразы и личностные образцы деятельности // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Эргономика». Вып. 37. М., 1989. — С. 44−59.
  33. О.И., Носов Н. А. Учет психических состояний при расследовании летных происшествий // Авиамедицинские и эргономические исследования человеческого фактора в гражданской авиации. ТрудыГосНИИГА. Вып. 291.-М., 1989. С. 106−111.
  34. Генисаретский О. И, Носов Н. А., Носова Т. В. Индикативные состояния деятельности человека-оператора. // Техническая эстетика. М., 1989, № 7. — С.20−22.
  35. О.И., Носов Н. А., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала: основные положения. // Человеческий потенциал. — М.: Эдиториал УССР, 1999. С. 7−21.
  36. Ф.И. Антропологические исследования: Кант и Гегель. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 17. М.: Путь, 2001. — 82 с.
  37. М.Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности. Екатеринбург, 2004. — 15 с.
  38. Деметрий Теодот Welcome to the virtual trip / Виртуальная реальность в психологии и искусственном, интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. — С. 145−173
  39. А.А. Виртуальный пол / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. — С. 307−321.
  40. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1990,. — С. 70−95.
  41. С.А. Методология, проблематика и мониторинг информационно-сетевой экономики. // http://dyatlov.nw.ru/statya4-htm
  42. С.А. Методологическая конвергенция и анализ макропараметров сетевой экономики. // http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsl7BPA/15 896a0f9d-97f0eb с3256а33 003а76
  43. А.П. Когнитивная компьютерная графика в интеллектуальных системах поддержки принятия решений / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. — С.83−99.
  44. В.Ф., Носов Н. А. Виртуальная реальность в исполнительском искусстве. // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы.-М., 1997. С. 132−143.
  45. Д.В. Виртуализация общества. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 96 с.
  46. Н. Путин пообщался в Интернете. В виртуальной пресс-конференции участвовали не только журналисты, но и простые пользователи Всемирной паутины / Независимая газета № 41 (2351), 07.03.2001.
  47. Д. Категории системного анализа политики. / Политология: Хрестоматия. -М., 2000. С. 319−331.
  48. Л.В., Чудова Н. В. Мотивация игры с виртуальным партнером. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. -М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С.201−211.
  49. Е.В. Компьютерные виртуальные реальности: философский анализ. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. — С.287−295.
  50. Е.В. Виртуальная реальность: Философско-методологический анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1998. — 24 с.
  51. Г. К., Конык Ю. Г. Феномен виртуальной реальности // Феномены природы и экология человека. Сб. докл. Ш Международного симпозиума. Казань, 1997. — С 19−21.
  52. А. Из сети продолжают расти «Когти» // Сегодня, № 88, 23.04.99.
  53. И.Г. Виртуальные реальности как философская проблема. // Философские исследования. 1998. № 1. С. 70−95.
  54. И.Г. Как можно моделировать развитие // Философские исследования. 1997. № 4.
  55. И.Г. Рефлексия и виртуальная реальность. // Философские исследования. 1997. № 3, с. 138−158.63 .Кузнецов М. М. Философия Маршала Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета. // http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc
  56. С. Ощупывая слона. Краткий очерк Интернет-идеологий // Независимая газета № 64 (2374). 11.04.2001
  57. В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура, // Вопросы философии. 1996. № 11, С. 28−29.
  58. ЛацманМ. Сетевой компромат. //Время. № 32. 24.02.99
  59. Е.Е. Проблема конструктов в анализе научной теории. Киев: Наукова думка. 1969. — 148 с.
  60. О.Р., Пронина Е. Е. Психика и реальность: Типология виртуальности. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998.-С. 211−225.
  61. Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: РОС-СПЭН, 1993.-239 с.
  62. Международная конференция «Философия естествознания XX века: итоги и перспективы» // Вопросы философии. 1997. № 10.
  63. Г. П. Виртуальная реальность: понятие, новации, применение. // Философские науки. 1998. № 3−4. С. 170−175.
  64. А.Н. Аретея нарушений дыхания. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 22., М.: Путь, 2003. 131 с.
  65. Н.Л., трейдер Ю.А. Знание и виртуальная реальность. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 2327.
  66. М., Черненко Л. Как сделать прозрачным «кремлевское окно» //Российские вести. 14.10.97
  67. А. Не расстанусь с Интернетом. // Московские новости. № 38, 27.09.98
  68. Н.А. Аретея / Виртуальные реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 67−77.
  69. Н.А. Введение: перспективы виртуальной цивилизации // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. — С. 7−14.
  70. Н.А. Виртуалистика. // Сборник резюме XIX Всемирного философского конгресса «Человечество на переломном этапе: философские перспективы». -М., 1993, Том 1. С. 344.
  71. Н.А. Виртуалистика. // Электронный журнал «Исследовано в России», 1999. № 20. //http://zhmial.mipst.rssi.ru/articles/1999/020.pdf
  72. Н.А. Виртуалистика как способ повышения профессионального потенциала. // Профориентация как система развития профессионального потенциала. -М.: Триада, 2000. С. 77−78.
  73. НА. Виртуальная парадигма / Виртуальные реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М.: Ин-т человека РАН, 1998. -С. 87−94.
  74. Н.А. Виртуальная среда. // Экологическая психология. Тезисы 1-ой российской конференции. — М., 1996. С. 125−126.
  75. Н.А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000. — 432 с.
  76. Н.А., Жданов В. Ф. Виртуальная психология творчества / Виртуальные реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 99−103.
  77. Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 152−164.
  78. Н.А., Абросимов В. К. Виртуальная реальность и компьютерные нейронные технологии / Виртуальные реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 94−99.
  79. Н.А. (редактор-составитель). Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. М., 1997. — 187 с.
  80. Н.А. Виртуальная философия // Философский век. Вып.7. Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб, 1998. — С. 115 124.
  81. Н.А. Виртуальное убийство // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 5. М.: Ин-т человека РАН, 1999. — 50 с.
  82. Н.А., Генисаретский О. И. (редакторы-составители). Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1. М.: Ин-т человека РАН, 1995. — 181 с.
  83. Н.А. Виртуальная цивилизация // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. -М&bdquo- 1995.-С. 105−116.
  84. Н.А. Виртуальное убийство // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 5. М.: Ин-т человека, 1999. — 50 с.
  85. Н.А. Виртуальные компьютерные технологии и культура // Высокие технологии и современная цивилизация. М.: Ин-т философии РАН, 1999. — С. 83−85.
  86. Н.А. Виртуальные смыслы неосмысленных вещей // Художественный журнал. 1994. № 5. С. 24−26.
  87. Н.А., Генисаретский О. И. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора // Труды ГосНИИГА. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып.253. М., 1986. — С. 147−155.
  88. Н.А., Хачатуров Л. А. Виртуальный компьютерный психофизиологический стенд // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995. — С. 117 120.
  89. Н.А. Виртуальный конфликт: виртуальная социология медицины. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 18. М.: Путь, 2002. -140 с.
  90. Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997. — 192 с.
  91. Н.А. Виртуалы / Виртуальные реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М.: Ин-т человека РАН, 1998. — С. 77−86. ~
  92. Н.А., Михайлов А. Н. Диагностика виртуальной образности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 10. М.: Путь, 2000. — 55 с.
  93. Н.А. Идея виртуальности / Виртуальные реальности и современный мир // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. М.: Ин-т человека РАН, 1997. — С.7−32.
  94. Н.А. К открытию новой рубрики «Виртуалистика» // Философские науки. 2000. № 4. С. 142−145.
  95. Н.А. Компьютеры и виртуальная психотерапия // Вестник РГНФ. 1996. № 4. С. 172−176.
  96. Н.А. Компьютеры и культура. // Консультант директора, М., 1998.-С. 31−35.
  97. Н.А. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. М.: Путь, 2001. — 17 с.
  98. Н.А. Не-виртуалистика (Современная философия психологии) // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 12. М.: Гуманитарий, 2001.-56 с.
  99. Н.А. Ошибки пилота: психологические причины.- М.: Транспорт, 1990. 64 с.
  100. Н.А., Яценко Ю. Т. Параллельные миры. Виртуальная психология алкоголизма // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 2. М., 1996. -128 с.
  101. Н.А. Полионтичные парадигмы. // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса. Т. 1, ч. 2. Онтология, гносеология и методология науки, логика. Екатеринбург, 1999. — С. 282−283.
  102. Н.А. Психология ангелов. М.: ИТАР-ТАСС, 1995. — 80 с.
  103. Ш. Носов Н. А. Психологические виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1994. -196 с.
  104. Н.А. Психология виртуальных реальностей // Логика, методология, философия науки. Труды Международной конференции. Вып. 9. Обнинск, 1995. — С. 94−98.
  105. Н.А. Психология виртуальных реальностей // Аномалия. 1995. № 3. С. 34−37.
  106. Н.А., Вучетич Е. В. Психология и психотехника виртуальных реальностей // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 3. -С. 181−182.
  107. Н.А. Реальные нереальности//Человек. 1993. № 1. С. 33−42.
  108. Н.А. Рефлексивность и виртуальность. // Рефлексивные процессы. Материалы международного симпозиума. -М., 1994. С. 50.
  109. Н.А. Рефлексия, деятельность и виртуал. // Рефлексивное управление. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. — С. 51.
  110. Н.А. Решение задач в психологической виртуальной реальности // Труды конференции по искусственному интеллекту КИИ-98. Т.2. Пущино, 1998. С. 549−553.
  111. Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7. М.: Путь, 2000. — 69 с.
  112. Н.А. Современные проблемы внутрифирменной подготовки кадров и виртуальный генезис управления человеческими ресурсами // Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. М.: Магистр, 1996. С. 66−83.
  113. Н.А. (редактор-составитель). Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. -160 с.
  114. Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997. — С.68−85.
  115. Н.А. Экспериментальные методики моделирования психических состояний пилота // Авиамедицинские и эргономические исследования человеческого фактора в гражданской авиации. Труды Гос-НИИГА. Вып. 294. М., 1990. — С. 67−74.
  116. Т.В. Феномен соположения реальностей // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 11. М.: Путь, 2000. — 62 с.
  117. М.П. «Я» и Эго: виртуальный мир экзистенциального выбора. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 105 125.
  118. Ю.Ю. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. -М.: Гардарики, 2003. 272 с.
  119. В.А. Парадокс адюльтера. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 99−105.
  120. Д.А. Где исчезают виртуальные миры? / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 5−23.
  121. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 1434.
  122. С. Интернет и деньги помогли Бушу. Выборы В США: предварительные итоги // Независимая Газета №"15 (2277) 14.11.2000.
  123. И.Н. Интернет-сообщество специалистов в области коммуникации. // www.auditoriim.ru/conf/confftilltext/roziQa.pdf
  124. А.В. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость (опыт психологического анализа) / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. — С. 247−257.
  125. Самарский А. А" Михайлов А. П. Математическое моделирование (идеи, методы, примеры). М.- Наука, 1997. — 320 с.
  126. С. Компромат в Интернете. // Московская правда. № 37. 25.02.1999.
  127. Словарь философских терминов. -М.: ИНФРА-М, 2004. 731 с.
  128. Современная западная философия. Мн.: Высшая школа, 2000. — 493 с.
  129. П.Е. Виртуалистика и философия. М.: ВИУ, 2000. 49 с.
  130. В.Ф. Психологический анализ виртуальной реальности. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 173 187.
  131. Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. -М.: ACT, 2004. 670 с.
  132. Э. Третья волна. М.: ACT, 2002. — 781 с.
  133. Э. Шок будущего. М: ACT, 2003. — 558 с.
  134. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. 464 с.
  135. В.П. О восприятии измененных и виртуальных реальностей. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. -М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 257 275.
  136. Ю.В. Ступени случайного в эволюции // Вопросы философии. 1996. № 4.
  137. Т.В. Полифония мозга и виртуальная реальность. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. — С. 27−45.
  138. Я.В. Парфеньевские бабы, или Антропология женского тела. Виртуальный сценарий. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 23.-М.: Путь, 2003.-28 с.
  139. А.В. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий.: Ав-тореф. дис.. канд. полит, наук. СПб, 2000. // http://www.icape.ru/ AVC/i-polit.htm
  140. А.В. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учебно-методическое пособие по курсу «Интернет и политика» // http://www.cjes.ru/lib/content.php?contentid=1557&catego ryid=3.
  141. Г. С. MUD — Современная форма виртуальной реальности. / Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. -М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1998. С. 295 307.
  142. Е.А. Философские размышления о виртуальной реальности. / Вестник Санкт-Петербургского университета. Выпуск 2 (№ 13), 1996. С. 33−38.
  143. А. Виртуальный сливной бачок. // Парламентская газета. № 196.15.10.99.
  144. К. Автомат и человек. М: Советское радио, 1967. — 493 с.
  145. М.В. Виртуальная герменевтика // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 13. М.: Путь, 2001. — 69 с.
  146. Д.Б. Психология игры. Для практикующих психологов и педагогов. М.: Владос, 1999. 360 с.
  147. У.Р. Введение в кибернетику. -М.: ИИЛ, 1959. 432 с.
  148. Г. П. Виртуальный человек в экстремальных условиях. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 9. М., 2000. — 61 с.
  149. Г. П., Юрьева Н. А. Виртуальная медицина: теория и практика триалектической аретеи. // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 16.-М.: Путь, 2001.-102 с.
  150. Р.Г., Носов Н. А. Духовные проблемы в условиях трансформации (системно-психологический подход). // Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. -М., 1997. С. 171−172.
  151. Ю.Т., Носов Н. А., Виртуальные психологические технологии: метод «Форсаж» // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. -М.: ИТАР-ТАСС, 1996. С. 148−160.1
  152. A Brief History of the Internet / B. MXeiner, V.G.Cerf, D.D.Clark, R.E.Kahn, L. Kleinrock, D.C.Lynch, J. Postel, L.G.Roberts, S.Wolff. 1998 (vers. 3.1.) // http://www.isoc.org/mternet/history/brief.html
  153. Bell D. Cultural Contradictions of Capitalism. Basic Books, 1978, 301 p.
  154. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N.Y.: Basic Books- Reissue edition, 1999, 544 p.
  155. Callinicos A. Against Post Modernism. A Marxist Critique. N.Y.: Palgrave Macmillan, 1990, 207 p.
  156. Dutton W. H., Peltu M., Bruce M., Society on the Line: Information Politics in the Digital Age. Oxford Univ Pr on Demand, 1999, 344 p.
  157. H. (editor), Dutton W.H. (editor), Williams R. (editor). The Social Shaping of Information Superhighways: European and American Roads to the Information Society. N.Y.: Palgrave Macmillan, 1997, 400 p.
  158. Surrat Carla. Netaholics? The Creation of a Pathology. Commack, N.Y.: Nova Science Publishers, 1999, 180 p.
  159. Turkle Sh. Life on the Screen. N.Y.: Touchstone Books, 2000, 352 p.
  160. Turkle Sh. The Second Self: Computers and the Human Spirit. N.Y.: Simon & Shuster, 1984, 362 p.
  161. Winning Strategy for Recovery. N.Y.: John Wiley & Sons, 1998, 265 p.
  162. S. (editor), Miller N., Senker P., Henwood F., Technology and In/Equality: Questioning the Information Society, N.Y.: Routledge, 224 P
  163. Young K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction — and a Winning Strategy for Recovery. N.Y.: John Wiley & Sons, 1998, 265 p.
  164. Zakon R.H. Hobbes' Internet Timeline v5.0 // http://www.isoc.org/guest/zakon/Intemet/History/HIT.html
Заполнить форму текущей работой