Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах
Диссертация
Особенно актуальна данная проблема для выпускников технических вузов, поскольку характер и структура инженерной деятельности, а следовательно и возможности эффективной профессиональной реализации на современном отечественном рынке труда за последние два десятилетия качественно изменились: современному инженеру крайне недостаточно быть грамотным специалистом лишь в одной области практической… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
- 1. 1. Профессиональная мобильность выпускника вуза как объективная необходимость и одна из целей вузовского обучения- профессиональная мобильность и функциональная грамотность
- 1. 2. Проблема профессиональной мобильности специалиста в современной теории высшего профессионального образования
- 1. 3. Начальная (младшая) ступень вузовского обучения в контексте обеспечения профессиональной мобильности выпускника -принципиальные подходы и методы их реализации
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ, КАК ВАЖНЕЙШЕГО КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
- 2. 1. фундаментализация как один из ведущих принципов подготовки инженера на младшей ступени обучения
- 2. 2. Интегрированные учебные курсы как необходимое условие и основа формирования профессиональной мобильности выпускника технического вуза
- 2. 3. Особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов в контексте формирования профессиональной мобильности
- 2. 4. Опытно-экспериментальное решение проблемы формирования профессиональной мобильности у будущего выпускника технического вуза
Список литературы
- Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. -М.:Высшая школа, 1993. — 335с.
- Алексеев О.В. Международные тенденции в инженерном образовании // ВОР 1993, № 2. — С.26−33.
- Алексеев А.Н. Университет центр науки, культуры, образования // Школа духовности. 2000, № 5. С. 70−71.
- Алексюк А.Н., Власова Е. И., Иванова Т. В. и др Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста.-М.: 1992.- 56с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. НИИ проблем высшей школы- вып.1).
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебн. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». — М.: Моск.гос.ун-т, 1990.
- Атутов П.Р. Политехнические основы подготовки квалифицированных рабочих в средних ПТУ.- Сов. педагогика, 1977, № 2.
- Атутов П.Р. Образовательная область «Технология» как система / Материалы к заседанию ученого совета ИПСМ РАО 10 апреля 1995 г.
- Беляева А., Шнайдер Г., Филипович X. и др. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1983. — 263 с.
- Ю.Берулава М. И. Интеграция естественно-научных и профессионально-технических дисциплин. Советская педагогика.- 1987, № 8.-с.81 -83.
- П.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- П.Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.
- И.Борисенко Н. Ф. Об основах межпредметных связей.-Сов. педагогика, 1971, № 11.
- М.Валеева Н. Ш. Психологические аспекты дополнительного образования студентов: Тезисы докладов Всероссийской конференции «Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалиста. -Казань, 1995.-С.21.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора. М.: Педагогика, 1997, № 2. — С.3−8.
- Вербицкий А.А. Особенности реформирования в России и зарубежных странах: Тезисы докладов междунар. конф.-семинара „Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика“. Москва, 1994. — С.4−8.
- Высшее образование в России: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 1994, — 156 с.
- Галагузова М.А., Галагузова Ю. Н. Базовые понятия высшего педагогического образования. Педагогический апарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1996.-Вып.2, — с.221−229.
- Галкин С. Система образования в условиях демократизации российского общества // Alma Mater, 1997. -№ 4.-С. 18−20.
- Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века //Сов. педагогика. -1990, № 1.-С.58−64.
- Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. Киев, 1974.
- Давыдов Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения. М.: Педагогика, 1997, № 2. — С.61−67.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое образование. Л.: ЛГУ, 1985. — 167 с.
- Ерецкий М.И., Чекулаев М. А. Система контроля качества подготовки студентов, обеспечивающая требования государственных стандартов. М.: НМЦ СПО, 1994. — 52 с.
- Ермоленко В. А., Перченок Р. Л., Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях. Пособие для работников системы образования. Москва, 1999. 230с.
- Ермоленко ВА. Проблемы всеобщей профессионализации населения России по базисным основам социально-экономических реформ (аспект содержания)//Доклад на Ученом совете ИРПО МО РФ, М.: 1995.
- Ермоленко В.А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ для учреждений профессионального образования. М.: ИРПО МО РФ, 1996.
- Ермоленко В.А. Функциональная грамотность как глобальная проблема XXI века. // Теоретические исследования в 1999 году. -М., 2000.-с. 159- 166.
- Ермоленко В.А., Данькин С. Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002.-162 с.
- Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1995. -159с.
- Зверев В.Л. Эколого-воспитательное значение отечественного культурного наследия в педагогическом институте //Тез. докл. Межд. конф. по экологическому образованию детей. Москва, 915 апр. 1995 г. Обнинск, 1995. -С.53−54.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. -М., 1992.
- Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: современные педагогические технологии: сборник нучн. трудов, — Екатеринбург: изд-во Свердловского инж.-педагогического ин-та, 1993. 224с.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.
- Кинелев В.Г. Проблемы инженерного образования в России // ВОР 1993, № 2. — С.5−10.
- Кирпичников В. Обучаемые и обучающие: о путях совершенствования высшего инженерн. образования // ВОР 1995. -№ 1. С. 98 — 101.
- Кирсанов А.А., Индивидуализация процесса обучения как средство познавательной активности и самостоятельности учащихся // Советская педагогика. — М.: 1963, № 5. — С. 17 24.
- Кирсанов А.А., Кочнев A.M. Интегративные основы широкопрофмльной подготовки специалистов в техническом вузе. Казань: „Абак“, 1999.-290 с.
- Концепция открытого пространства инженерного образования // Высшее образование в Европе. 1993, № 2. -С.51−56.
- Коржуев А.В., Попков В. А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование. М.- „Янус-К“, 2002. — 232 с
- Коржуев А.В., Попков В. А. Прикладная методология вузовского учебного процесса образование. М.- МГУ, 2002. -411 с
- Кочнев A.M. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань, 1998. — 407с.
- Кочнев A.M., Седова JI.M., Ярошевская A.M., Гатинская В. П. Гуманитарная подготовка в техническом вузе // В сб. Образование на пороге XXI века». Казань, 1996, С.27−35.
- Краткий психологический словарь. М.: ИПЛ, 1985.
- Кураков Л.П. Интегрированное образование. Истоки и итоги. -Чебоксары. Чувашский Государственный Университет, 2000. -297 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981. 185с.
- Мавлютов P.P. Интеграция образования, науки и производства -настоятельное веление времени. М., 1986. — С.5.
- Материалы Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образования, 17−19 окт. 1994 г.» М.: МГУ, 1994.
- Масштабы и распределение международной академической мобильности / Образование в мире // Alma rnater. 1995. -№ 4. -С.25−27.
- Махлин М.Д. Помочь человеку развиваться.// Открытая шк. -1999, № 6.-с. 21 -23.
- Митин Б.С., Мануйлов B.C. Проблемы высшего инженерного образования. М.:Орион-лайн, 1995. — 250с.
- Молоткова Е.А. Жизненные планы личности при смене профессии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 1997. -150с.
- Мышкис А. Д. О прикладной направленности преподавания математики в средних специальных учебных заведениях / Метод, рекомендации по математике. М.: Высш. школа, 1989. — С.88.
- Немов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высших пед.учебн. заведений. В 2-х кн. Кн. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
- Никитаев В.В. В поисках самостоятельности (технологическое развитие и инженерное образование.)// ВОР -1994, № 2. С.66−82.
- Новиков A.M. Профтехшколы: стратегия развития, М. -1991.5 8. Новиков A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. -1996. № 3. — С. 3−8.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997.бО.Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование -приоритетное становление науки // Педагогика. -1989, № 2. С. 86−90.
- Орлов В.Н. Об активности и самостоятельности учащихся // Специалист. 1994, № 9. — с. 30−31.
- Основы инженерно-технической деятельности и научных исследований / Под. ред. Д. В. Чернилевского. Киев, 1989. -256 с.
- Перминова J1.M. Содержание образования с позиций самоиндентификации личности //Педагогика. 1997, № 3. -С.36−39.
- Перминова JI.M. Минимальное поле функциональной грамотности. //Педагогика. -1999, № 2. С.26−29.
- Педагогический словарь. М.: АПН, 1980. — Т. 1. — 774 с.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.:Ассоц. «Проф. Образование», 1997. — 512с.
- Профессиональная педагогика, 2 изд. Под общей редакцией академика РАО С .Я. Батышева. М., 1999.
- Решетова Э.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: 1985.-208 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей педагогики. М.: Педагогика, 1973. — 348с.
- Селезнев К.П., Окороков В. Р. Управление высшим образованием и проблема подготовки специалистов в техническом вузе в условиях НТР. Л., 1975. — С. 15.
- Семенов Н. Н. Наука и общество. М., 1973. — С.303.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
- Скаткин М.Н., Ставский П. И. Проблемы теории политехнического обучения на современном этапе // Сов. педагогика. 1973, № 2.-С. 95−103.
- Смирнов И.П. Рынок труда и реформа профессионального образования в России // Специалист. — 1994, № 9. С. 5−10.
- Суслов В.Я. Взаимодействие наук в мировоззренческой подготовке инженерно-технических специалистов // Методологические и социальные проблемы техники и технических наук. Вып.З. — М., 1976. — С.308−309.
- Социальные и психологическое проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / Под ред. В. П. Тру сова. J1.: ЛГУ, 1989.-160с.
- Структура познавательной деятельности. Межвуз. Сб. научных трудов. Владимир: ВГПИ, 1989. — 232 с. 81 .Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Радянька школа, 1975. — 236 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -201с.
- Тангян С.А. «Новая» неграмотность в развитых странах. //Сов. педагогика. 1990, № 2. — С. З — 17.
- Тангян С.А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. 1990, № 1.-С. 3−17.
- Тангян С, А. Образование и общественный прогресс в развивающихся странах. М.- Наука, 1975. — 296 с.
- Тангян С.А. Грамотность в компьютерный век // Педагогика. -1995, № 1. С.13−20.
- Тангян С.А. Образование на пороге XXI века //Педагогика. -1995, № 1. С.11−13.
- Татур Ю.Г. Система образования Франции, М.: Изд-во ИУПКПС, 1994.-62с.
- Тимошенко С.П. Инженерное образование в России, 1995. 81с.
- Тоффлер Э. Раса, власть, культура. «Новая технократическая волна на Западе». — М.: 1986. — 278 с.
- Трудоношин В.А., Пивоварова Н. В. Математические модели технических объектов. — М.:Высшая школа, 1986. — 157 с.
- Урсул А.Д. Перспективы экоразвйтия.- М., 1990.
- Федоров И.Б., Колесников К. С. Концепция университетского высшего образования // Вести Моск. техн. ун-та. Сер. «Машиностроение». 1995, № 4. — С.111−116.
- Философия. Естествознание. НТР.- М., Прогресс, 1986
- Формирование приемов математического мышления Под редакцией Н. Ф. Талызиной. М.: ТОО «Вентана-Граф», 1995 г. -230с.
- Фролов К.В. Техническое образование и социальный прогресс // ВОР-1993,№ 2.-С. 10−20.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: «Экспедитор», 1996. — 288 с.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.:ЗАО «Бизнес школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 2002. -354с.