Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно актуальна данная проблема для выпускников технических вузов, поскольку характер и структура инженерной деятельности, а следовательно и возможности эффективной профессиональной реализации на современном отечественном рынке труда за последние два десятилетия качественно изменились: современному инженеру крайне недостаточно быть грамотным специалистом лишь в одной области практической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
    • 1. 1. Профессиональная мобильность выпускника вуза как объективная необходимость и одна из целей вузовского обучения- профессиональная мобильность и функциональная грамотность
    • 1. 2. Проблема профессиональной мобильности специалиста в современной теории высшего профессионального образования
    • 1. 3. Начальная (младшая) ступень вузовского обучения в контексте обеспечения профессиональной мобильности выпускника -принципиальные подходы и методы их реализации
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ, КАК ВАЖНЕЙШЕГО КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. фундаментализация как один из ведущих принципов подготовки инженера на младшей ступени обучения
    • 2. 2. Интегрированные учебные курсы как необходимое условие и основа формирования профессиональной мобильности выпускника технического вуза
    • 2. 3. Особенности организации учебно-познавательной деятельности студентов в контексте формирования профессиональной мобильности
    • 2. 4. Опытно-экспериментальное решение проблемы формирования профессиональной мобильности у будущего выпускника технического вуза

Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последние полтора-два десятилетия качественно изменились требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника высшего учебного заведения системы профессионального образования. Это связано с целым комплексом серьезных изменений, происшедших в социальной сфере, и более всего с изменением рынка труда: как показывает опыт, узкоспециализированный выпускник вуза, подготовка которого всегда ориентировалась только на одну конкретную специальность (как это было в советское время) сегодня испытывает большой риск остаться без квалифицированной работы, если он не в состоянии оперативно и достаточно быстро перестроиться и овладеть другой специальностью, по ряду причин более востребованной в обществе, более оплачиваемой и позволяющей обеспечить приемлемые условия жизни. Положение осложняется тем, что иногда выпускнику приходиться овладевать специальностью, в значительной степени отличающейся — как по необходимому минимальному объему знаний, так и по характеру профессиональной деятельности — от той, которая обозначена в дипломе о высшем профессиональном образовании.

Об этом сегодня во весь голос говорят как практики, так и исследователи профессионального образования: например A.M. Новиков указывает на крайнюю непродуктивность подготовки узкоспециализированного выпускника вуза, иронично именуя его «инженер по шляпке гвоздя» [59,С.70] и отмечает необходимость как можно более быстрой переориентации на подготовку широкопрофильного специалиста.

Следует признать, что заявленная проблема уже довольно давно является объектом пристального внимания исследователей и практиков, многие из которых видят в качестве способов ее решения усиление фундаментальных составляющих подготовки специалиста с дипломом вуза (Б.С. Митин, В.Ф. Мануйлов), интеграцию вузовского образовательного процесса главным образом на уровне совершенствования межпредметных связей (А. А. Кирсанов, A.M. Кочнев), включение в учебно-познавательную деятельность студентов специальных задач изобретательского характера, например называемых изобретательскими (Г.С. Альтшуллер, М. М. Зиновкина и ДР-)

Признавая важность и значимость указанных исследований и разработок, нельзя не отметить существующие достаточно серьезные проблемы трудоустройства выпускников вузов и прежде всего те, которые связаны с необходимостью принять как факт обстоятельства, заставляющие выпускника после окончания вуза подумать о смене профиля деятельности и предпринять в этом направлении конкретные шаги, позволяющие достичь результата как можно более быстро и без существенных потерь. На наш взгляд, это обусловлено не только инерционностью вузовского образовательного пространства и невнедрением в практику теоретических разработок, а и отсутствием достаточно ясного понимания путей и подходов к решению исследуемой проблемы, которую теоретически удобно обозначить тезисом «формирование профессиональной мобильности выпускников высших учебных заведений» .

Таким образом, налицо противоречие между наличным уровнем теоретической разработки проблемы формирования у выпускников вузов профессиональной мобильности и реальным, диагностируемым на практике уровнем сформированное ти соответствующего качества личности у людей, оканчивающих вузы и стремящихся максимально полно реализовать себя в той или иной сфере социальной и профессиональной деятельности. Это и обусловливает актуальность исследования по заявленной проблеме.

Особенно актуальна данная проблема для выпускников технических вузов, поскольку характер и структура инженерной деятельности, а следовательно и возможности эффективной профессиональной реализации на современном отечественном рынке труда за последние два десятилетия качественно изменились: современному инженеру крайне недостаточно быть грамотным специалистом лишь в одной области практической деятельности — он должен уметь быстро осваивать новую информацию, овладевать навыками и умениями, по объективным причинам не сформированными в вузе. На наш взгляд, такая проблема существует и в гуманитарном высшем образовании, однако, ее острота в этой области значительно меньше. Эти обстоятельства и определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах» .

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении в контексте эффективной профессиональной и социальной реализации выпускников.

Предмет исследования: процесс формирования профессиональной мобильности у будущего специалиставыпускника вуза как одного из условий эффективной профессиональной и социальной реализации.

Цель исследования: разработка комплекса педагогических средств реализации профессиональной мобильности выпускников высших технических учебных заведений.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что уровень профессиональной мобильности выпускника вуза существенно возрастет, если:

1). в качестве значимой составляющей идеи фундаментализации профессионального образования на младших курсах рассматривать представление студентам максимально широкого спектра приложений фундаментальных идей в инженерной теории и практике — как в содержании лекционного материала, так и в процессе решения прикладных задач на семинарах и в практикумах;

2). предусмотреть введение в содержание обучения специальных междисциплинарных интегрированных учебных курсов, включающих такие компоненты вузовского образования, которые сегодня неправомерно разобщены и противопоставлены друг другу;

3). в процессе организации учебно-познавательной деятельности студентов предусмотреть варианты расширения прикладного учебного материала, иллюстрирующего возможности использования тех или иных конкретных методов при решении максимально широкого класса инженерных задач, и максимально возможное их включение в такие виды работы, которые в той или иной степени аналогичны востребуемым непосредственно в будущей профессии.

Все изложенное выше позволило определить задачи исследования:

1). определить термин «профессиональная мобильность» и представить его на уровне научно-педагогической проблемы в контексте основных принципов и идей функционирования системы отечественного профессионального образования;

2). выявить уровень разработки Исследуемой проблемы и те ее составляющие, которые реализованы недостаточноопределить наиболее перспективные принципиальные подходы к ее решению;

3). разработать методики изменения содержания вузовского обучения для эффективного формирования у студентов профессиональной мобильности;

4). разработать и обосновать необходимые для этой цели принципиальные и конкретные особенности организации учебно-познавательной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования явились: работы A.M. Новикова, в которых определены основные идеи и принципы функционирования системы отечественного профессионального образованияработы по проблемам дидактических основ функциональной грамотности специалиста с высшим образованием — В. А. Ермоленко, P.JI. Перченок, С. Ю. Черноглазкина, JI.M. Перминовой и др.- исследования по проблемам высшего инженерного образования А. А. Кирсанова, A.M. Кочнева, Л. П. Куракова, Б. С. Митина, В. Ф. Мануйловаисследования по проблемам творческого начала в инженерной деятельности и подготовке инженеров — Г. С. Альтшуллер, М. М. Зиновкина и др.

Для реализации поставленных задач были использованы методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы учебных заведений в аспекте рассматриваемой проблемымоделированиеорганизация педагогического эксперимента по специально разработанной программе. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялись различные методы апробации: опрос, прямое и косвенное наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование преподавателей, учащихся, количественный и качественный анализ экспертных оценок и самооценокизучение и анализ продуктов творческой деятельности и самонаблюдений учащихсясинтез эмпирического материала, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялось с 1996 по 2002 годы в три этапа.

I этап (1996;1997 гг.) — поисково-теоретический. Анализировалась организация образовательного процесса в вузах на основе изучения литературы, опыта работы технических вузов по подготовке специалистов широкого профиляопределялась система исходных теоретических положений научного исследованияпроводилась разработка комплекса педагогических средств для формирования профессиональной мобильности выпускников высших технических учебных заведений.

II этап (1997;2000 гг.) — экспериментальный. Он характеризовался тем, что на основе теоретической базы были разработаны: методика диагностического исследования, позволяющая определить критерии, показатели и уровни формирования профессиональной мобильности выпускников высших технических учебных заведений, теоретическая модель формирования профессиональной мобильности студентовпроведен констатирующий эксперимент и выявлены педагогические условия формирования профессиональной мобильности.

Формирующий эксперимент сопровождался использованием в практике обучения специальных междисциплинарных интегрированных учебных курсов, а также в процессе организации учебно-познавательной деятельности студентов (в частности, на примере математики) были предусмотрены расширения прикладного учебного материала, иллюстрирующего возможности использования тех или иных конкретных методов при решении максимально высокого класса инженерных задач.

III этап (2000;2002 гг.) — заключительно-обобщающий был связан с уточнением и проверкой научных результатов диссертационного исследования в теории и на практике, формулированием основных выводов и рекомендаций, апробированием результатов исследованияпубликацией материалов научной работы.

Научная новизна исследования заключается:

1). в описании профессиональной мобильности специалиставыпускника инженерного вуза как многомерного качества личности, а также в представлении данной категории в логике основных идей и принципов функционирования системы профессионального образования;

2). в разработке специальных интегрированных учебных курсов, которые в отличие от традиционных включают и объединяют такие фрагменты содержания вузовского образования, которые традиционно в большинстве случаев представлены как отдельные и неправомерно противопоставлены друг другу;

3). во включении в содержание вузовского образования и в методы организации учебно-познавательной деятельности студентов специальных прикладных фрагментов учебного материала и задач прикладной направленности, иллюстрирующих широкое применение фундаментальных методов исследования и решения проблем в инженерной практике.

Теоретическая значимость работы определяется постановкой и решением актуальной проблемы педагогики высшей школыформирования профессиональной мобильности будущего выпускника вуза — посредством обоснованного изменения содержания вузовского обучения и форм учебной деятельности студентов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке интегрированных учебных курсов: 1)" Основы теории управления и руководства коллективом с элементами психологии и педагогики инженерной и руководящей деятельности", вобравшего в себя фрагменты уже существующих курсов: «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Психология и педагогика профессиональной деятельности» и подготавливающего будущего выпускника вуза в стенах высшего учебного заведения к его дальнейшему продвижению по служебной лестнице- 2)" Организация и стадии производственного процесса" , — готовящего будущего выпускника технического вуза к возможному переходу с инженерной должности из одной отрасли в другую, учитывая, что основные стадии производственного процесса в большой степени инвариантны для различных отраслей- 3)" Педагогика и психология инженерной деятельности с элементами теории управления персоналом", дающего возможность приобретения будущим инженерам дополнительной специальности, связанной с работой в учреждениях среднего и начального профессионального образования или с подготовкой кадров.

Положения выносимые на защиту:

1. Формирование профессиональной мобильности студента технического вуза необходимо осуществлять в контексте решения проблемы социальной и профессиональной реализации выпускника высшего учебного заведения — на уровне значимой подпроблемыопираясь на идеи демократизации, опережающего образования и непрерывного образования, а также на выделенные в рамках этих идей принципы фундаментализации и интеграции профессионального образования, маневренности и многообразия образовательных структур.

2. Для формирования профессиональной мобильности выпускника технического вуза следует включить в содержание образования интегрированные курсы, классификационно представленные в виде трех групп, включающих:

1 группа:

Основы менеджмента и управления персоналом", «Психология и педагогика инженерной и руководящей деятельности» .

2 группа:

Организация и стадии производственного процесса в промышленности" .

3 группа:

Специализированный интегрированный курс «Психология и педагогика инженерной деятельности с элементами теории управления персоналом» — для лиц, получающих наряду с инженерной профессиональную педагогическую квалификацию.

3. В содержание образования и в методы организации деятельности студентов необходимо включить более широкий, чем традиционно используемый сегодня, прикладной материал, иллюстрирующий возможности использования методов фундаментальных наук для решения широкого класса прикладных задач.

Опытно-экспериментальной базой исследования были Московский Государственный Индустриальный Университет, ИДО МГИУ, Институт Менеджмента и Бизнеса, а также общеобразовательная школа № 872 Южного округа г. Москвы, где проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы. В исследовании приняли участие преподаватели Белянина И. В., Харина Н. В., Кречетников А. Н., и учащиеся данных образовательных учреждений.

Апробация основных положений и внедрение результатов проходила с 1997 по 2002 год и осуществлялась путем изложения полученных теоретических выводов и практических рекомендаций на научно-практических конференциях преподавателей МГИУ и ИДО МГИУ, а также Института Менеджмента и Бизнеса. Основные положения исследования отражены в публикациях автора и внедрены в учебный процесс данных учреждений.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются опорой на признанную методологию и многократно подтвержденные результаты исследований высшего профессионального образования, анализом наработанного теоретического и экспериментального материалаорганизацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиядлительностью эксперимента, многократной и о всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций, их апробацией в практике преподавания специальных и естественнонаучных дисциплин в вузах г. Москвы.

Опытно-экспериментальная проверка теоретических идей исследования дает основание утверждать, что разработанные методики формирования профессиональной мобильности эффективны, что в свою очередь подтверждает выделенную в исследовании гипотезу.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, библиографии и объем основного текста 137 е., список литературы содержит 98 наименований.

III. Выводы и результаты исследования:

1. Под профессиональной мобильностью следует понимать способность и готовность быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности или изменения в нихпотребность постоянно повышать свое образование и квалификацию. Данная проблема относится к числу актуальных проблем современного отечественного профессионального образования.

2. Для формирования профессиональной мобильности выпускника технического вуза следует включить в содержание образования интегрированные курсы, подготавливающие будущего выпускника технического вуза к его дальнейшему продвижению по служебной лестнице, возможному переходу с инженерной должности из одной отрасли в другую, а также к приобретению будущим инженером дополнительной специальности, связанной с работой в учреждениях среднего и начального профессионального образования или с подготовкой кадров.

3. Формирование профессиональной мобильности студента технического вуза необходимо осуществлять в контексте решения проблемы социальной и профессиональной реализации выпускника высшего учебного заведения, опираясь на выделенные A.M. Новиковым идеи демократизации, опережающего образования и непрерывного образования, а также на выделенные в рамках этих идей принципы фундаментализации и интеграции профессионального образования, маневренности и многообразия образовательных структур.

4. В содержание образования и в методы организации деятельности студентов необходимо включить более широкий, чем традиционно используемый сегодня, прикладной материал, иллюстрирующий возможности использования методов фундаментальных наук для решения широкого класса прикладных задач. В частности, для этого целесообразны интегрированные курсы: а) курс «Основы теории управления и руководства коллективом с элементами психологии и педагогики инженерной и руководящей деятельности», подготавливающий будущего выпускника вуза в стенах высшего учебного заведения к его дальнейшему продвижению по служебной лестницеб) курс «Организации и стадии производственного процесса» , — готовящий будущего выпускника технического вуза к возможному переходу с инженерной должности из одной отрасли в другую, учитывая, что основные стадии производственного процесса, в большой степени инвариантны для различных отраслейв) курс «Психология и педагогика инженерной деятельности с элементами теории управления персоналом» — для лиц, получающих наряду с инженерной профессиональную педагогическую квалификацию (дополнительную к инженерной).

5. Для формирования профессиональной мобильности будущего специалиста необходимо также развитие у студентов умений самообучения, причем в отличие от традиционного, ориентирующегося на организацию самостоятельной работы преимущественно на уровне закрепления полученных в лекционных курсах знаний и приобретенных на семинарских и лабораторно-практических занятиях умений (мыслительных и практических) и навыков, — этот процесс целесообразно существенным образом расширить и предусмотреть различные варианты обучения студентов самостоятельному «добыванию» и приобретению новых для них знаний.

6. Опытно-экспериментальная проверка предложенных теоретических идей показала эффективность и результативность всех использованных методик и это дает основание считать выдвинутую гипотезу подтвержденной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. -М.:Высшая школа, 1993. — 335с.
  2. О.В. Международные тенденции в инженерном образовании // ВОР 1993, № 2. — С.26−33.
  3. А.Н. Университет центр науки, культуры, образования // Школа духовности. 2000, № 5. С. 70−71.
  4. А.Н., Власова Е. И., Иванова Т. В. и др Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста.-М.: 1992.- 56с. (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. НИИ проблем высшей школы- вып.1).
  5. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебн. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». — М.: Моск.гос.ун-т, 1990.
  6. П.Р. Политехнические основы подготовки квалифицированных рабочих в средних ПТУ.- Сов. педагогика, 1977, № 2.
  7. П.Р. Образовательная область «Технология» как система / Материалы к заседанию ученого совета ИПСМ РАО 10 апреля 1995 г.
  8. А., Шнайдер Г., Филипович X. и др. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1983. — 263 с.
  9. Ю.Берулава М. И. Интеграция естественно-научных и профессионально-технических дисциплин. Советская педагогика.- 1987, № 8.-с.81 -83.
  10. П.Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  11. П.Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.
  12. И.Борисенко Н. Ф. Об основах межпредметных связей.-Сов. педагогика, 1971, № 11.
  13. М.Валеева Н. Ш. Психологические аспекты дополнительного образования студентов: Тезисы докладов Всероссийской конференции «Психологические проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалиста. -Казань, 1995.-С.21.
  14. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора. М.: Педагогика, 1997, № 2. — С.3−8.
  15. А.А. Особенности реформирования в России и зарубежных странах: Тезисы докладов междунар. конф.-семинара „Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика“. Москва, 1994. — С.4−8.
  16. Высшее образование в России: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 1994, — 156 с.
  17. М.А., Галагузова Ю. Н. Базовые понятия высшего педагогического образования. Педагогический апарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1996.-Вып.2, — с.221−229.
  18. С. Система образования в условиях демократизации российского общества // Alma Mater, 1997. -№ 4.-С. 18−20.
  19. .С. Грамотность для XXI века //Сов. педагогика. -1990, № 1.-С.58−64.
  20. .С. Прогностические методы в педагогике. Киев, 1974.
  21. Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения. М.: Педагогика, 1997, № 2. — С.61−67.
  22. Ю.Н. Активное социально-психологическое образование. Л.: ЛГУ, 1985. — 167 с.
  23. М.И., Чекулаев М. А. Система контроля качества подготовки студентов, обеспечивающая требования государственных стандартов. М.: НМЦ СПО, 1994. — 52 с.
  24. В. А., Перченок Р. Л., Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях. Пособие для работников системы образования. Москва, 1999. 230с.
  25. ВА. Проблемы всеобщей профессионализации населения России по базисным основам социально-экономических реформ (аспект содержания)//Доклад на Ученом совете ИРПО МО РФ, М.: 1995.
  26. В.А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ для учреждений профессионального образования. М.: ИРПО МО РФ, 1996.
  27. В.А. Функциональная грамотность как глобальная проблема XXI века. // Теоретические исследования в 1999 году. -М., 2000.-с. 159- 166.
  28. В.А., Данькин С. Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002.-162 с.
  29. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1995. -159с.
  30. В.Л. Эколого-воспитательное значение отечественного культурного наследия в педагогическом институте //Тез. докл. Межд. конф. по экологическому образованию детей. Москва, 915 апр. 1995 г. Обнинск, 1995. -С.53−54.
  31. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. -М., 1992.
  32. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: современные педагогические технологии: сборник нучн. трудов, — Екатеринбург: изд-во Свердловского инж.-педагогического ин-та, 1993. 224с.
  33. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.
  34. В.Г. Проблемы инженерного образования в России // ВОР 1993, № 2. — С.5−10.
  35. В. Обучаемые и обучающие: о путях совершенствования высшего инженерн. образования // ВОР 1995. -№ 1. С. 98 — 101.
  36. А.А., Индивидуализация процесса обучения как средство познавательной активности и самостоятельности учащихся // Советская педагогика. — М.: 1963, № 5. — С. 17 24.
  37. А.А., Кочнев A.M. Интегративные основы широкопрофмльной подготовки специалистов в техническом вузе. Казань: „Абак“, 1999.-290 с.
  38. Концепция открытого пространства инженерного образования // Высшее образование в Европе. 1993, № 2. -С.51−56.
  39. А.В., Попков В. А. Вузовское и послевузовское профессиональное образование. М.- „Янус-К“, 2002. — 232 с
  40. А.В., Попков В. А. Прикладная методология вузовского учебного процесса образование. М.- МГУ, 2002. -411 с
  41. A.M. Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань, 1998. — 407с.
  42. A.M., Седова JI.M., Ярошевская A.M., Гатинская В. П. Гуманитарная подготовка в техническом вузе // В сб. Образование на пороге XXI века». Казань, 1996, С.27−35.
  43. Краткий психологический словарь. М.: ИПЛ, 1985.
  44. Л.П. Интегрированное образование. Истоки и итоги. -Чебоксары. Чувашский Государственный Университет, 2000. -297 с.
  45. И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика, 1981. 185с.
  46. P.P. Интеграция образования, науки и производства -настоятельное веление времени. М., 1986. — С.5.
  47. Материалы Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образования, 17−19 окт. 1994 г.» М.: МГУ, 1994.
  48. Масштабы и распределение международной академической мобильности / Образование в мире // Alma rnater. 1995. -№ 4. -С.25−27.
  49. М.Д. Помочь человеку развиваться.// Открытая шк. -1999, № 6.-с. 21 -23.
  50. .С., Мануйлов B.C. Проблемы высшего инженерного образования. М.:Орион-лайн, 1995. — 250с.
  51. Е.А. Жизненные планы личности при смене профессии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 1997. -150с.
  52. А. Д. О прикладной направленности преподавания математики в средних специальных учебных заведениях / Метод, рекомендации по математике. М.: Высш. школа, 1989. — С.88.
  53. Р.С. Психология: Учебн. для студентов высших пед.учебн. заведений. В 2-х кн. Кн. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.- 576 с.
  54. В.В. В поисках самостоятельности (технологическое развитие и инженерное образование.)// ВОР -1994, № 2. С.66−82.
  55. A.M. Профтехшколы: стратегия развития, М. -1991.5 8. Новиков A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. -1996. № 3. — С. 3−8.
  56. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997.бО.Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование -приоритетное становление науки // Педагогика. -1989, № 2. С. 86−90.
  57. В.Н. Об активности и самостоятельности учащихся // Специалист. 1994, № 9. — с. 30−31.
  58. Основы инженерно-технической деятельности и научных исследований / Под. ред. Д. В. Чернилевского. Киев, 1989. -256 с.
  59. Перминова J1.M. Содержание образования с позиций самоиндентификации личности //Педагогика. 1997, № 3. -С.36−39.
  60. JI.M. Минимальное поле функциональной грамотности. //Педагогика. -1999, № 2. С.26−29.
  61. Педагогический словарь. М.: АПН, 1980. — Т. 1. — 774 с.
  62. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.:Ассоц. «Проф. Образование», 1997. — 512с.
  63. Профессиональная педагогика, 2 изд. Под общей редакцией академика РАО С .Я. Батышева. М., 1999.
  64. Э.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: 1985.-208 с.
  65. C.JI. Проблемы общей педагогики. М.: Педагогика, 1973. — 348с.
  66. К.П., Окороков В. Р. Управление высшим образованием и проблема подготовки специалистов в техническом вузе в условиях НТР. Л., 1975. — С. 15.
  67. Н. Н. Наука и общество. М., 1973. — С.303.
  68. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
  69. М.Н., Ставский П. И. Проблемы теории политехнического обучения на современном этапе // Сов. педагогика. 1973, № 2.-С. 95−103.
  70. И.П. Рынок труда и реформа профессионального образования в России // Специалист. — 1994, № 9. С. 5−10.
  71. В.Я. Взаимодействие наук в мировоззренческой подготовке инженерно-технических специалистов // Методологические и социальные проблемы техники и технических наук. Вып.З. — М., 1976. — С.308−309.
  72. Социальные и психологическое проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / Под ред. В. П. Тру сова. J1.: ЛГУ, 1989.-160с.
  73. Структура познавательной деятельности. Межвуз. Сб. научных трудов. Владимир: ВГПИ, 1989. — 232 с. 81 .Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Радянька школа, 1975. — 236 с.
  74. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -201с.
  75. С.А. «Новая» неграмотность в развитых странах. //Сов. педагогика. 1990, № 2. — С. З — 17.
  76. С.А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. 1990, № 1.-С. 3−17.
  77. Тангян С, А. Образование и общественный прогресс в развивающихся странах. М.- Наука, 1975. — 296 с.
  78. С.А. Грамотность в компьютерный век // Педагогика. -1995, № 1. С.13−20.
  79. С.А. Образование на пороге XXI века //Педагогика. -1995, № 1. С.11−13.
  80. Ю.Г. Система образования Франции, М.: Изд-во ИУПКПС, 1994.-62с.
  81. С.П. Инженерное образование в России, 1995. 81с.
  82. Э. Раса, власть, культура. «Новая технократическая волна на Западе». — М.: 1986. — 278 с.
  83. В.А., Пивоварова Н. В. Математические модели технических объектов. — М.:Высшая школа, 1986. — 157 с.
  84. А.Д. Перспективы экоразвйтия.- М., 1990.
  85. И.Б., Колесников К. С. Концепция университетского высшего образования // Вести Моск. техн. ун-та. Сер. «Машиностроение». 1995, № 4. — С.111−116.
  86. Философия. Естествознание. НТР.- М., Прогресс, 1986
  87. Формирование приемов математического мышления Под редакцией Н. Ф. Талызиной. М.: ТОО «Вентана-Граф», 1995 г. -230с.
  88. К.В. Техническое образование и социальный прогресс // ВОР-1993,№ 2.-С. 10−20.
  89. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: «Экспедитор», 1996. — 288 с.
  90. С.В. Управление персоналом современной организации. М.:ЗАО «Бизнес школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 2002. -354с.
Заполнить форму текущей работой