Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление развитием муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе обобщения опыта отдельных муниципальных образований России автор выявил положительные тенденции к использованию инструмента стратегического планирования для эффективного управления комплексным развитием территорий. При этом было отмечено, что анализируемые муниципальные образования различны по размерам территории, численности и составу населения, структуре местной промышленности и т. д… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Системный анализ управления социально-экономическим развитием муниципальных образований
    • 1. 1. Муниципальное образование как система и классификация проблем социально-экономического развития муниципальных образований
    • 1. 2. Зарубежный опыт управления развитием муниципальных образований и его ресурсного обеспечения
    • 1. 3. Анализ и обобщение опыта реализации стратегического подхода в управлении муниципальными образованиями России
  • Выводы по главе
  • 2. Теоретико-методические основы стратегического планирования развития муниципальных образований в современных условиях
    • 2. 1. Концепция саморазвития и содержание процесса стратегического планирования развития муниципальных образований в современных условиях
    • 2. 2. Проблемы и перспективы совершенствования нормативно-правового обеспечения местного самоуправления в Российской Федерации
  • Выводы по главе
  • 3. Укрепление финансовой базы развития муниципальных образований на примере Томской области)
    • 3. 1. Источники финансовых ресурсов и пути укрепления ресурсной базы развития и функционирования муниципальных образований
    • 3. 2. Упорядочение межбюджетных отношений региона и муниципальных образований
    • 3. 3. Укрепление финансовой базы муниципального образования на основе организации муниципальных займов
  • Выводы по главе

Управление развитием муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Муниципальные образования являются особой социально-экономической системой, от функционирования которой во многом зависит качество и уровень жизни населения, проживающего на соответствующей территории. Новые цели и задачи стратегического развития Российской Федерации повышают значимость муниципальных образований в обеспечении стабильного, соответствующего развитым зарубежным странам, жизнеобеспечения населения. В то же время они поднимают весь комплекс проблем, связанных с ресурсным обеспечением данного уровня государственной власти, необходимым объемом ответственности, передаваемым муниципальным образованиям и выбором научно обоснованного и приемлемого для современного состояния России стратегии управления развитием муниципальных образований.

Можно сказать, что успех проводимых реформ во многом будет зависеть от эффективности управления комплексным развитием муниципальных образований. На сегодняшний день местное самоуправление — это фундамент, на который должна опираться российская государственность. С другой стороны, оно обладает потенциалом саморазвития, использование которого предполагает активизацию местных органов власти в сфере стратегического управления жизнедеятельностью территорий. Целенаправленное, устойчивое комплексное развитие регионов и муниципальных образований Российской Федерации должно опираться на единые принципы и подходы, которые при этом будут учитывать специфику каждой отдельной территории.

На сегодняшний день сохраняется ситуация, когда развитие современного местного самоуправления в РФ продолжает осуществляться «сверху». В таком состоянии оно фактически является продолжением вертикали государственного управления, что в корне противоречит его действительной сущности. Очень часто наблюдается пассивность органов местного самоуправления в решении основных социально-экономических проблем, таких как: развитие муниципальной промышленности, эффективное использование природных ресурсов, охрана здоровья населения территории, развитие малого предпринимательства, использование муниципальной собственности и т. д. Невозможность решения данных проблем собственными силами обусловлена отсутствием инициативы на местах, надежного и адекватного ресурсного обеспечения деятельности муниципальных образований. Это вызвано тем, что в Российской Федерации пока не существует адекватного понимания достоинств и недостатков существующей системы муниципального управления (реальной модели), нет единой концепции развития местного самоуправления (идеальной модели).

Органы местного самоуправления должны воспользоваться правом формулировать стратегические и тактические цели развития конкретной территории, а также определять средства и методы их достижения.

Таким образом, особую актуальность в современных условиях приобретают вопросы разработки теоретико-методических основ управления социально-экономическим развитием муниципальных образований на основе стратегического планирования и укрепления финансовой базы местного самоуправления.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты стратегического управления и планирования социально-экономического развития регионов и муниципальных образований достаточно изучены в отечественной, а также зарубежной научной литературе.

Методологической основой исследования процесса стратегического управления и планирования являются труды И. Ансоффа, Р. Акоффа, М. Альберта, У. Кинга, М. Мескона, Ф. Хедоури, П. Холла.

В отечественной экономической литературе теоретические и практические аспекты применения стратегического планирования в рамках управления развитием территориальных образований (районов, городов, регионов) широко представлены в работах Л. И. Абалкина, П. Г. Бунича, JI.A. Велихова, A. JL Гапоненко, А. А. Горбунова, Б. М. Гринчеля, А. А. Кияльникова, А. Е. Когута, B.C. Кулибанова, А. А. Румянцева, И. И. Сигова, Е. С. Строева, Б. М. Штульберга и др.

Весомый вклад в исследование проблем системного управления развитием регионов и муниципальных образований в период трансформации системы государственного устройства РФ внесли такие ученые-экономисты, как В. Н. Лексин, В. Я. Любовный, А. А. Мерцалов, Б. З. Мильнер, Б. Г. Преображенский, А. А. Синягов, А. Л. Шушарин.

Проблемы межбюджетных отношений, финансовые ресурсы муниципальных образований исследуются А. И. Деевой, Л. Л. Игониной, А. Г. Игудиным, В. Г. Пансковым, Л. И. Прониной, В. М. Родиновой и другими.

В трудах названных представителей отечественной и зарубежной науки решены многие важные методологические и прикладные проблемы стратегического управления, предлагаются источники финансово-экономического обеспечения деятельности муниципальных образований. Однако они не в полной мере отвечают специфике современного состояния местного самоуправления в РФ, сложности взаимоотношений между федеральным центром, субъектами Федерации и органами муниципального управления. Актуальность и недостаточная изученность указанных вопросов, их практическая значимость для устойчивого развития России определили выбор темы диссертационного исследования, его цель, задачи и практическую направленность.

Объектом диссертационного исследования являются муниципальные образования регионов Российской Федерации.

Предметом исследования выступают процессы реформирования управления развитием и функционированием муниципальных образований в рыночной среде.

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методических основ стратегического планирования и финансового обеспечения развития муниципальных образований регионов Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решены следующие задачи:

— проведен системный анализ проблем социально-экономического развития муниципальных образований РФ;

— обобщен опыт реализации стратегического подхода в управлении муниципальными образованиями России;

— исследованы и выделены элементы муниципального образования как системы;

— выявлены особенности стратегического планирования и регулирования местного саморазвития;

— проанализированы изменения ресурсной базы развития муниципальных образований вследствие реформирования межбюджетных отношений;

— разработаны предложения по структуре источников финансовых ресурсов муниципальных образований исходя из критерия возможного банкротства муниципального образования;

— сформулированы рекомендации по привлечению дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения комплексного развития муниципальных образований.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды признанных отечественных и зарубежных ученых и специалистов по макроэкономике, общему и специальному менеджменту, теории сложных систем и управления финансами.

Нормативно-правовой базой явились законодательные и нормативные акты РФ и ее субъектов по вопросам местного самоуправления и рыночного развития.

Информационно-эмпирическую основу работы составили данные Государственного комитета РФ по статистике, материалы департаментов финансов администрации Томской области и города Томска, собственные исследования автора, в т. ч. полученные в процессе работы научно-практического семинара-совещания Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.

В процессе исследования использовались общенаучные методы:

• комплексного анализа, синтеза, дедукции, индукции, научной абстракции, экономико-математического моделирования, сравнительного анализа, экономико-статистический и эмпирический.

Рабочая гипотеза. Органы местного самоуправления по российскому законодательству вправе сами и под свою ответственность принимать решения по вопросам местного значения. Следовательно, они имеют право самостоятельно разрабатывать стратегию развития муниципального.

• образования. Выработка данной стратегии и претворение ее в жизнь ставит органы местного самоуправления перед необходимостью изыскания новых эффективных форм привлечения дополнительных ресурсов.

Полученные научные результаты исследования позволили сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Комплексное исследование управления социально-экономическим развитием муниципальных образований невозможно без их системного.

• представления. Муниципальное образование есть совокупность таких элементов, как территория, местное сообщество (население), различные виды ресурсов, муниципальные органы управления. При этом эффект развития муниципального образования должен постоянно расти. В этой связи саморазвитие муниципального образования — это процесс его целенаправленного функционирования на основе собственных и (или) привлеченных ресурсов, результаты которого превышают затраты.

• (обеспечивающее не только простое, но и расширенное воспроизводгво).

2. Системообразующая основа и главный механизм саморазвития муниципального образования — это производственно-социальный комплекс, в рамках которого перерабатываются природные ресурсы. Однако помимо природных ресурсов для его нормального функционирования необходимы и другие виды ресурсов (финансовые, трудовые, правовые и т. д.). Конечной целью данного процесса является повышение качества жизни населения и окружающей среды.

3. Важнейшим инструментом и функцией управления социально-экономическим развитием муниципальных образований является стратегическое планирование. Его можно представить как непрерывный процесс, позволяющий вырабатывать целевые ориентиры, планировать действия и ресурсы для достижения поставленных целей на основе комплексного анализа и прогноза тенденций развития. К настоящему времени складывается ситуация, когда многие муниципалитеты осознали преимущества стратегического планирования и готовы приступить к его осуществлению, однако возникает проблема отсутствия методических рекомендаций по его организации.

4. В результате анализа накопленного опыта в сфере местного самоуправления обнаруживается наличие на этом уровне всех актуальных проблем современного российского общества. Их четкая классификация позволит более эффективно определять приоритетные направления совершенствования управления комплексным развитием муниципальных образований.

5. Исходя из принятых и обсуждаемых законодательных актов по реформированию межбюджетных отношений в Российской Федерации, которое началось с реформы третьего уровня бюджетной системы — местных бюджетов, можно сделать вывод об отсутствии концептуального подхода к величине и структуре доходов муниципальных образований. Предлагается корректировки в бюджетно-налоговом законодательстве осуществлять, и следуя принципу недопустимости банкротства муниципального образования. При этом предельно допустимый уровень непосредственно собственных доходов составляет 30% общей структуры доходов муниципальных образований, соотносимых со структурой расходов с учетом бюджета развития территории. Исходя из зарубежной практики и предложений отечественных ученых автор считает приемлемым уровень собственных доходов муниципальных образований регионов России не ниже 50%. Именно такой норматив позволит обеспечить финансовыми ресурсами стратегические планы развития муниципальных образований.

6. Одним из способов решения проблемы ресурсного обеспечения реализации стратегических программ является мобилизация финансовых ресурсов с помощью проведения муниципальных облигационных займов. Для их эффективной организации необходима кооперация муниципалитета и местных предприятий с целью реализации крупномасштабных проектов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методической базы формирования стратегии комплексного развития муниципальных образований и определении направлений укрепления их финансовой базы. Представленная формулировка научной новизны раскрывается следующими научными результатами:

— предложена классификация проблем развития муниципальных образований РФ, позволяющая системно представить приоритетные направления совершенствования управления на муниципальном уровне;

— сформулирована концепция саморазвития и функционирования муниципальных образований, достоинством которой по сравнению с известными аналогами является определение саморазвития как самостоятельного формирования целей и ресурсной базы путем рационального сочетания собственных и заемных источников, обеспечивающего улучшение конечных результатов социально-экономического развития;

— усовершенствована модель процесса стратегического планирования развития муниципального образования, синтезирующая достоинства схем корпоративного и территориального управления;

— введено понятие «банкротство муниципального образования» и предложена приемлемо-допустимая структура доходов муниципальных образований;

— предложены пути укрепления финансовой базы местного самоуправления на основе организации муниципальных облигационных займов как формы мобилизации дополнительных ресурсов для реализации стратегических программ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют использовать разработанные автором методики в управлении комплексным развитием муниципальных образований Российской Федерации и в научно-обоснованном обеспечении финансовыми ресурсами деятельности муниципальных органов власти.

Апробация работы и публикации. Основные результаты исследования прошли апробацию в ходе межвузовских, региональных, Международных научно-практических конференций и семинаров: «Инвестиционный климат региона: проблемы оценки, анализ и прогнозирование» (Белгород, 2004 г.) — «Современные проблемы финансов и учета» (Томск, ТГУ, 2003 г., 2004 г.) — «Территориальное общественное самоуправление в развитии социального партнерства в г. Томске» (Томск, администрация г. Томска, 2003 г.) — «Товарищества собственников жилья: итоги и перспективы развития» (Томск, администрация г. Томска, 2003 г.) — «Муниципальный заказ как система управления материальными, финансовыми и социальными ресурсами» (Томск, администрация г. Томска, 2004 г.).

Автор регулярно участвовал в работе бюджетно-налогового комитета Томской городской Думы, в составе согласительных комиссий участвовал в обсуждении основных параметров бюджета г. Томска в период с 2001 по 2004 гг. и в утверждении отчетов об исполнении бюджетов г. Томска. Участвовал в обсуждении и принятия положения «О Счетной палате Томской области». Принимал участие в формировании концепции «Томские коммунальные сети». Разрабатывал решение Томской городской Думы «О ценовом зонировании г. Томска». Непосредственно участвовал в подготовке положения Томской городской Думы «О муниципальных ценных бумагах».

Основные идеи диссертационного исследования опубликованы в 9 работах общим объемом 8,95 печатных листа.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 185 страниц основного текста, 12 рисунков, 4 таблицы, 16 приложений. Библиография включает 183 источника.

Выводы по главе.

1. Успех реализации стратегии комплексного социально-экономического развития муниципального образования во многом зависит от структуры финансовых ресурсов муниципальных образований. Источники финансовых ресурсов муниципальных образований классифицируются по следующим признакам: а) фондовомуб) принадлежности муниципальному образованиюв) порядку формированияг) структурному построению доходов бюджета.

С точки зрения управления величиной финансового потока (доходами) муниципального образования различают финансовые ресурсы, регламентируемые федеральными и региональными органами власти, и финансовые ресурсы, зависящие от эффективности деятельности муниципальных образований. Первые связаны с системой межбюджетных отношений, а вторые требуют от муниципальных органов поиска механизмов их увеличения.

2. Анализ тенденций доходных источников муниципальных образований позволяет сделать следующие выводы: а) наблюдается снижение закрепленных налоговых доходовб) регулирующие налоговые доходы (за исключением налога на прибыль) подвергаются периодической корректировке и не могут быть признаны надежными доходными источникамив) доля собственных неналоговых доходов крайне низка (так, по муниципальным образованиям Томской области она составляет в среднем фактически 2,81% в период с 2001;2003 г.), что требует дополнительного исследования причин неэффективного управления муниципальной собственностью и выработки подходов к ее увеличению.

3. Общий объем доходов муниципальных образований должен соответствовать расходным полномочиям, при этом в расходной части бюджетов следует учитывать инвестиционную составляющую. Бюджет муниципального образования признается банкротом, если непосредственно собственные доходы ниже 30% общей структуры доходов муниципального образования. В приемлемо допустимой структуре доходов бюджета муниципального образования доля собственных доходов должна обеспечивать 50% общей структуры доходов и выше. Проводя реформирование экономических основ деятельности муниципальных образований следует ориентироваться на предлагаемый норматив и соответственно формировать состав закрепленных на постоянной основе местных налогов и «веерно» закрепленных регулирующих налогов.

4. Анализ структуры доходов муниципальных образований Томской области показывает, что 73,68% муниципальных образований могут быть признаны банкротами исходя из фактического объема финансирования в 2003 г., 63,16% - в 2002 и в 2001 гг. Учитывая, что финансово-экономическое состояние местных бюджетов во многом определяет уровень жизни населения конкретной территории, следует осторожно и продуманно осуществлять реформирование межбюджетных отношений.

5. В качестве эффективного способа решения проблемы ресурсного обеспечения реализации стратегии развития муниципальных образований предлагается мобилизация финансовых ресурсов с помощью проведения муниципальных облигационных займов. Кроме того, разработан проект по модернизации важнейшего объекта инфраструктуры г. Томска (Приложение 14). В его рамках предложена эффективная схема взаимодействия участников реализации масштабных инвестиционных проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время объективная необходимость пересмотра, переоценки и радикальной корректировки концепции местного самоуправления становится все более очевидной. Причем она должна быть направлена, в первую очередь, на совершенствование систем и методов управления саморазвитием муниципальных образований.

Для целенаправленного комплексного устойчивого развития регионов и муниципальных образований Российской Федерации необходима разработка единых принципов и подходов, которые при этом будут учитывать специфику каждой отдельной территории. В этой связи наибольшую актуальность сегодня приобретают вопросы разработки методической базы формирования и реализации стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.

Для достижения поставленной в диссертационном исследовании цели разработки теоретико-методических основ стратегического планирования и финансового обеспечения развития муниципальных образований регионов Российской Федерации автором были поставлены и решены следующие задачи:

— проведен системный анализ проблем социально-экономического развития муниципальных образований РФ;

— обобщен опыт реализации стратегического подхода в управлении муниципальными образованиями России;

— исследованы и выделены элементы муниципального образования как системы;

— выявлены особенности стратегического планирования и регулирования местного саморазвития;

— проведен анализ изменений ресурсной базы развития муниципальных образований вследствие реформирования межбюджетных отношений;

— разработаны предложения по структуре источников финансовых ресурсов муниципальных образований исходя из критерия возможного банкротства муниципального образования;

— сформулированы рекомендации по привлечению дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения комплексного развития муниципальных образований.

Решение поставленных задач подтверждается следующими теоретическими выводами и практическими предложениями.

1. Комплексное исследование проблем социально-экономического развития позволило выделить группы наиболее типичных для всех муниципальных образований. На основе этого автором предложена их многомерная классификация по следующим критериям:

— по среде возникновения. В этом случае проблемы развития муниципальных образований делятся на внешние (или объективные, т. е. вызванные факторами внешней среды и слабо поддающиеся контролю со стороны местных органов власти) и внутренние (или субъективные, т. е. проблемы порождаемые системой управления муниципальным образованием, решение которых находится в компетенции местных органов власти);

— по характеру существующих проблем. Здесь были выделены экономические, политические, правовые, социальные, экологические, методологические и проблемы кадрового обеспечения муниципального управления.

В каждой группе определен перечень типичных проблем для муниципальных образований Российской Федерации.

При этом наибольший интерес для дальнейшего исследования представляют субъективные проблемы, эффективное решение которых непосредственно зависит от деятельности местных органов власти. В рамках тематики данного исследования значительное внимание автор уделил анализу субъективных экономических проблем: а) связанных с неэффективным использованием муниципальной собственности, земли и других видов ресурсовб) возникающих в процессе межбюджетных отношений с бюджетами федерального и субфедерального уровнейв) в сфере привлечения дополнительных ресурсов для местного саморазвития.

2. В ходе дальнейшего исследования автор установил, что наиболее актуальна сегодня проблема самодостаточности местных бюджетов, которая напрямую зависит от формирования собственной доходной базы муниципальных образований. Однако проблема ресурсного обеспечения реализации стратегии саморазвития муниципальных образований отчасти может быть решена посредством привлечения и использования дополнительных ресурсов. По мнению автора, одним из таких способов является проведение муниципальных облигационных займов. Рассмотрение практического опыта проведения муниципальных облигационных займов в Российской Федерации позволило сделать вывод, что эффективной реализации данного процесса сегодня могут препятствовать нестабильность политических и социальных процессов в обществе, а также недостаточная проработка механизма и технологий муниципальных облигационных займов. Однако несмотря на это, во многих муниципальных образованиях России накоплен положительный опыт осуществления таких заимствований.

3. Повторный анализ зарубежного опыта в сфере ресурсного обеспечения развития местного самоуправления позволил сделать следующие выводы. В сфере разграничения предметов ведения по уровням власти за рубежом существуют две модели. Они различаются набором и содержанием функций, осуществляемых муниципалитетами по оказанию услуг населению, а также объемом ресурсов, выделяемых государством для этого.

В зависимости от реализуемой модели по разграничению предметов ведения по уровням власти в европейских государствах существуют два принципиальных подхода к финансовому обеспечению местных органов. Суть первого подхода — в ориентации бюджетов муниципалитетов на трансферты, второго — в преобладании местных налогов в бюджетных поступлениях.

Анализ опыта формирования доходной части местных бюджетов большинства европейских стран, показал, что основным источником доходов являются налоги, причем в их составе местные налоги составляют около четверти. Помимо налоговых поступлений для пополнения доходной базы муниципалитеты используют практику заимствований посредством выпуска ценных бумаг. При этом заемные средства становятся все более заметной доходной бюджетной статьей и служат источником финансирования различных программ социально-экономического развития.

4. На основе обобщения опыта отдельных муниципальных образований России автор выявил положительные тенденции к использованию инструмента стратегического планирования для эффективного управления комплексным развитием территорий. При этом было отмечено, что анализируемые муниципальные образования различны по размерам территории, численности и составу населения, структуре местной промышленности и т. д. В результате проведенного исследования были выявлены определенные закономерности: а) изменение парадигмы управления основано на признании местными органами власти необходимости использования собственных сил и ресурсов для социально-экономического развития территорийб) в данных муниципальных образованиях применялся комплексный подход к разработке стратегии развития, каждая из которых включала такие основные направления, как развитие местной экономики, улучшение на этой базе социальной сферы, решение экологических проблемв) в исследуемых муниципальных образованиях применялись общие подходы к организации процесса стратегического планированияг) для обеспечения данного процесса высококвалифицированными специалистами были созданы структуры по повышению квалификации муниципальных служащих, а также использовались современные методы выработки коллективных решенийд) в целях контроля эффективности реализации стратегий развития анализируемых муниципальных образований были разработаны собственные системы критериев оценки эффективности проводимых преобразований.

Так как применение методов стратегического управления развитием муниципальных образований носит единичный характер и не имеет общей четкой методической базы, автором предложена модель процесса стратегического планирования комплексного развития муниципального образования.

5. Проведенный анализ российского законодательства по местному самоуправлению показал, что основным недостатком в определении муниципального образования является отсутствие системного понимания его природы. Это позволило нам сформулировать системную концепцию муниципального образования, из которой следует, что муниципальное образование — это система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов (подсистема управления, объект управления, цели управления, ресурсы, обратная связь). В результате данного взаимодействия потребляются различные виды ресурсов, причем как собственные, так и поступающие в муниципальное образование из внешней среды (в процессе делегирования полномочий федеральными и органами власти субъекта Федерации). Процесс контроля и обратной связи в данной системе осуществляется определением и оценкой различных показателей эффективности (экономической, социальной, экологической, управленческой и т. д.).

6. Изучение современной научной литературы позволило предположить, что муниципальное образование является саморазвивающейся системой. В этой связи автором было предложено следующее определение: саморазвитие муниципального образования как социально-экономической системы — это такое состояние данной системы, при котором она воспроизводит результаты, по всем направлениям функционирования превышающие затраты и способные обеспечить ее развитие как в настоящем, так и в будущем за счет собственных и (или) привлеченных на возмездной основе ресурсов. При этом автор предполагает, что наиболее эффективной формой организации данной системы является производственно-социальный комплекс, в процессе функционирования которого потребляются и перерабатываются различные виды ресурсов, а конечной целью функционирования данного комплекса является повышение качества жизни населения муниципального образования. Однако, как показало изучение практического опыта, саморазвитие муниципальных образований сопряжено с проблемой его ресурсного обеспечения. В связи с этим автором была предложена классификация ресурсов муниципального образования, наличие и эффективное использование которых обеспечивает процесс саморазвития.

7. В процессе изучения основ стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального образования автор уточнил содержание категорий «концепция» и «стратегия» развития. Так, концепция социально-экономического развития муниципального образования — это система научно обоснованных, документально оформленных взглядов на перспективное комплексное развитие данного муниципального образования, включающая в себя представление о стратегических целях и приоритетах развития, а также о направлениях и механизмах реализации данных целей, одобренная населением муниципального образования. Дальнейшее исследование данного вопроса позволило автору предложить рациональную структуру концепции развития муниципального образования. Под стратегией комплексного социально-экономического развития муниципального образования мы понимаем совокупность программ перспективного устойчивого развития всех сфер жизнедеятельности населения муниципального образования в условиях изменяющейся внешней среды, реализация которых приведет к повышению благосостояния каждого члена муниципального образования.

8. Всестороннее комплексное исследование процесса стратегического планирования как важнейшей функции и инструмента стратегического управления позволило выделить в нем ряд последовательных взаимосвязанных этапов и уточнить схему данного процесса. На основе результатов исследования особенностей процесса стратегического планирования комплексного развития муниципального образования автором предложено следующее определение: стратегическое планирование — это непрерывный процесс, состоящий из ряда этапов и позволяющий вырабатывать целевые ориентиры развития муниципального образования, планировать действия и ресурсы для достижения поставленных целей на основе комплексного анализа и прогноза тенденций развития.

9. Стратегическое развитие муниципального образования и управление им должно опираться на эффективную законодательную базу. Таким образом, правовая база местного саморазвития — это своеобразный «ресурс». Располагая необходимой и достаточной правовой базой, муниципальное образование способно полноценно использовать все остальные виды имеющихся ресурсов для комплексного социально-экономического развития.

10. Первостепенным вопросом развития местного самоуправления в Российской Федерации является четкое разграничение предметов ведения центральной власти, власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В этой связи автор объединил предметы ведения муниципальных органов власти в восемь блоков по функциональному признаку.

11. Рассмотрение правовой базы местного самоуправления позволило сделать вывод, что в российской муниципальной практике наблюдается глубокий разрыв между законодательством и реальным положением дел. При наличии правовых актов, устанавливающих экономические основы местного саморазвития, в действительности муниципальные образования не имеют возможности формировать независимые бюджеты, распоряжаться землей и т. д.

На основе данного вывода автором уточнены направления совершенствования бюджетного и налогового законодательства РФ с целью формирования эффективной законодательной базы муниципального саморазвития. Данная корректировка должна осуществляться в контексте «ресурсы — функции — полномочия» так как без наличия необходимых и достаточных ресурсов местное самоуправление не сможет обеспечить эффективную реализацию своих функций и полномочий по стратегическому развитию территории, а для ресурсной самообеспеченности местного саморазвития необходима четкая правовая база.

12. С точки зрения управления величиной финансового потока (доходами) муниципального образования различают финансовые ресурсы, регламентируемые федеральными и региональными органами власти и финансовые ресурсы, зависящие от эффективности деятельности муниципальных образований. Первые связаны с системой межбюджетных отношений, а вторые требуют от муниципальных органов поиска механизмов их увеличения.

Реформирование межбюджетных отношений следует осуществлять не допуская банкротства муниципальных образований, то есть уровень непосредственно собственных доходов каждого муниципального образования не должен быть ниже 30% общей структуры доходов, увязанной с расходными полномочиями.

13. В качестве ресурсного обеспечения реализации стратегии развития автором предлагается мобилизация финансовых ресурсов с помощью проведения муниципальных облигационных займов.

Организация и проведение местными органами власти муниципальных облигационных займов является наиболее перспективным и экономически целесообразным механизмом решения финансовых проблем муниципальных образований, а также эффективным механизмом реализации стратегии комплексного социально-экономического развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт, 1998.- 48с.
  2. Европейская Хартия местного самоуправления //Народный депутат. 1993.-№ 11.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт, 2003.-166с.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации.- М.: Юрайт, 1998.-240с.
  5. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон № 39-Ф3 от 22 апреля 1996 г. // Экономика и жизнь, — 1996. № 3.
  6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. М.: Изд-е офиц., 1995. — № 35.
  7. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон № 136-Ф3 от 29 июля 1998 г.
  8. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон № 126-ФЗ от 25 сентября 1997 г. // Российская газета. 30 сентября 1997 г.
  9. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон № 136-Ф3 от 29 июля 1998 г.
  10. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. М.: Изд-е офиц., 1995. -№ 30.
  11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон № 131-ФЭ от 6 октября 2003 г. // Российская газета.- 8 октября 2003 г.- С. 1−6.
  12. О бюджетной классификации Российской Федерации. Федеральный закон № 115-ФЗ от 15.08.1996 в редакции от 06.05.2002 № 53-Ф3
  13. Указ президента РФ от июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации"// Регионология, 1996.-№ 2.- С. 11.
  14. Концепция современной региональной политики в Российской Федерации// Регионология. 1996. — № 2. — С. 3−10.
  15. Основные положения региональной политики в Российской Федерации// Регионология. 1996. — № 2. — С. 12−26.
  16. Ю.В. Муниципальная экономика: тенденции и перспективы развития. Екатеринбург, 2000. — 108 с.
  17. В. и др. Почему малодоходны муниципальные земли // Величковский Г., Голубев А., Суворова К., Савин Д.-Муниципальная власть. -2001. № 2 — С. 95.
  18. А.М. Организационные структуры предприятия в условиях переходной экономики. Орел: ОРАГС, 1998. — 128 с.
  19. Р. Планирование будущего корпораций. М.: Прогресс, 1985. — 324 с.
  20. Р., Эмери Ф., О целеустремленных системах. М.: Сов. радио, 1974. — 272 с.
  21. А.В., Яковенко Д. А. Межбюджетные отношения: практика становления эффективной системы на региональном уровне. Самара, 2003. — 79 с.
  22. Г. Местное самоуправление и местные финансы: модель «муниципальной общины» // Российский экономический журнал. 1998.-№ 5.-С. 28−32
  23. В., Винслав Ю. Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт. Принципы совершенствования // Российский экономический журнал. 2001. -№ 8. -С. 13−23.
  24. И. Стратегическое управление //Под ред. JI.H. Евенко. -М.: Экономика, 1989. 519 с.
  25. Л.Н., Коновалова Т. В., Стрелов С. Н. Некоторые особенности местных бюджетов // Финансы. 1998. — № 11. — С. 1214.
  26. A.M. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1996. 87с.
  27. A.M., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. -687с.
  28. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб. Литер, 2001. -304с. :ил.
  29. Банкротство муниципалитетов в США // Муниципальная власть. 2000. — № 1. — С. 90−94.
  30. В. Муниципальные облигации. Выпуск и размещение. -М.:РДЛ, 1997.-160 с.
  31. Бир С. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965.-391с.
  32. Д.Д. Местные бюджеты и межбюджетные отношения в странах восточной Европы // Финансы. -2001. -№ 1.- С. 59.
  33. В. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления. М.: Экономика, 1997. — 368 с.
  34. О.В., Амиров В. Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления // Финансы. -1997. -№ 9.-С. 17−19.
  35. В.В. О минимальных муниципальных бюджетах // Финансы. 2000. — № 7, — С. 12−15.
  36. Т. Рынок региональных и муниципальных облигаций: проблемы роста // Рынок ценных бумаг. 2001. — № 12. — С. 82−86.
  37. Е.М., Игудин А. Г. Межбюджетные отношения: текущее состояние и основные тенденции развития // Федерализм. 2002. -№ 2(26). -С. 143−162.
  38. Бюджетная политика регионов, городов и коммун на Севере Европы: Тез. докл. II междунар. науч.-практ. конф. / Петрозав. гос. ун-т. Петрозаводск, 2002. — 127с.
  39. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. М.: 2000. — С. 75.
  40. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2004 году». Письмо Президента РФ от 30 мая 2003 г. №Пр-1100.
  41. Бюджетный федерализм: опыт развитых стран: Сб. обзоров / Отв. ред. О. Б. Осколкова, В. А. Зубенко. М., 1996. — 80с.
  42. С. У рынка субфедеральных займов огромный потенциал // Рынок ценных бумаг. 1998. — № 12. — С. 21−23.
  43. Т.Н. Бюджет и межбюджетные отношения в 2003 году. О работе семинара «Практические проблемы реализации бюджетной политики на 2003 год»: Обзор выступлений // Финансы. 2002. -№ 10.-С. 3−7.
  44. M.JI. Реформа местного самоуправления и развитие бюджетного законодательства РФ: приоритеты и перспективы // Финансы и кредит. 2003. — № 12. — С. 65−71.
  45. JI. Основы городского хозяйства. М.- JL: Госиздат. -1928. репринт М., 1997.
  46. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд. -М.: Гардарики, 1999. — 296 с.
  47. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. -2-е изд. М.: Гардарики, 1996. -416 с.
  48. С. Денег много не бывает // Муниципальная власть. -2000. № 12. — С. 62−69.
  49. Н.М. Перспективы и пути развития российского рынка облигаций субъектов Федерации и муниципальных образований // Финансы и кредит. 2002. — № 15. — С. 54−62.
  50. Н.М. Роль, значение, экономическая обусловленность и преимущества субфедеральных и муниципальных облигационных займов // Финансы и кредит. 2002. — № 16. — С. 31−36.
  51. А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: Проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002. -176 с.
  52. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учеб. пособие. М.: Дело, 1998. -127 с.
  53. А., Абалкина И., Абалкина Т. Доходы муниципальных образований // Финансы. 1998. — № 2. — С. 17−21.
  54. М. Возможности заимствований для субъектов РФ и муниципальных образований в условиях нового законодательства // Рынок ценных бумаг. 2001. — № 5. — С. 113−117.
  55. A.JI. Новые тенденции экономического развития: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 42 с.
  56. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. -224 с.
  57. А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: Учебно-методическое пособие. -М.: Изд-во РАГС, 1999.-135 с.
  58. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 659 с.
  59. А.Г. Стратегия развития Одинцовского района // Муниципальный мир. 1998. — № 1. — С. 20−23.
  60. М. Экономическая модель местного самоуправления // Экономист. 1999. — № 11. — С. 66−74.
  61. М., Королев В. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований // Экономист. 2000. -№ 7. — С. 53−60.
  62. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования. М.: Аспект Прогресс, 1995. — 188 с.
  63. Н.Н. Бюджеты муниципальных образований СевероЗападного региона РФ: формирование, исполнение, контроль: Автореф. дис. канд. экон. наук / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2000. — 19 с.
  64. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни (вопросы теории и практики) / под ред. Н. А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 1997.-356 с.
  65. Э.С. Высокоэффективный менеджмент / пер. с англ. М.: Инф.-изд. Дом «Филинъ», 1996. — 280 с.
  66. В. Цели заимствований городов и регионов // Рынок ценных бумаг. 2001. — № 24. — С. 78−79.
  67. Гуд Г. Х., Макол Р. Э. Системотехника. М.: Сов. радио, 1962. -383 с.
  68. Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001. -176 с.
  69. А.Н., Корнеенко В. П. Системный анализ управления экономическими процессами: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 140с.
  70. А.Н., Обушенков A.JI. Муниципальное управление: Учеб. пособие. Хабаровск — Ниж. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998. -148 с.
  71. Денежное обращение, финансы и кредит / Под ред. проф. А. А. Земцова. Томск: Изд-во HTJI, 2003. — 512 с.
  72. С. Рынок городских облигационных займов и его дальнейшие перспективы // Рынок ценных бумаг. 1999. — № 19. — С. 52−59.
  73. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: РАИР-ПРЕСС, 1998. — 288 с.
  74. Н.А., Емельянова Т. С., Тресков И. Б. Государственная власть и местное самоуправление. Проблемы выбора модели демократического развития современной России. М.- Якутск, 1999. -162 с.
  75. JI. Комплекс полноценности // Муниципальная власть. -2001.-№ 5.-С. 58−60.
  76. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. -СПб.: ИСЭП РАН, 1995. 137 с.
  77. А.А. Финансовая система субъекта РФ Томской области. — Томск: ФБД, 2001. — 275 с.
  78. В.В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2000. 718 с.
  79. О.Б. Методологические подходы к реформированию межбюджетных отношений на региональном уровне // Финансы и кредит. 2003. — № 7. — С. 51−57.
  80. JI.JI. Муниципальные финансы: Учебное пособие. М.: Экономисть, 2003. — 330 с.
  81. А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2003. — № 5. — С. 8−11.
  82. А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансы. 1999. — № 11.- С. 15−17.
  83. Информационный бюллетень Ассоциации Сибирских и дальневосточных городов, 2001. № 1−2. — 16 с.
  84. В.А. Программно-целевое планирование и управление. -М.: Сов. радио, 1976. 440 с.
  85. В.В. Концептуальные вопросы развития местного самоуправления // Вестник Томского государственного университета.- Томск: Издательство Томского университета, 2003.-Вып. 279.
  86. В.В. Приоритеты бюджетной политики города: закономерности и тенденции развития // Проблемы финансов и учета: Сб. статей / Под ред. проф. А. А. Земцова.- Томск: Издательство HTJI, 2003. Вып. 2.
  87. В.В. Причины возникновения и источники финансирования бюджетного дефицита // Проблемы финансов иучета: Сб. статей / Под ред. проф. А.А. Земцова- Томск: Издательство НТЛ, 2004. Вып. 4.
  88. Н.С. Одинцовская дисконтная система // Муниципальный мир. 1999. — № 1. — С. 18−20.
  89. М.И. Налоговая политика и налоговое регулирование налогообложения в России. М.: ООО «Вершина», 2004. — С. 125.
  90. В.В. Финансовый анализ. М., 1988. — 512 с.
  91. Г., Красильникова Н. Выпуск ценных бумаг органами государственной власти и субъектов Федерации как инструмент экономической политики региона. Екатеринбург: УрОРАН, 1997. -120 с.
  92. Концепция стратегического планирования для России начала XXI века / Грейнер В. В., Каширин А. И., Швырков Ю. М. М.: Диалог-МГУ, 2000. — 124 с.
  93. И.В. Рынок муниципальных ценных бумаг США // Финансы. 1998. — № 10. — С. 51−53.
  94. Е. Профицит норма жизни // Муниципальная власть. -2000. — № 6.-С. 70.
  95. Курс переходной экономики: Учебник / Под ред. Л. И. Абалкина. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. 640 с.
  96. Н.В. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления: (История. Структура. Регулирование) / Ростов н/Д: Рост. гос. экон. акад., 1998. 127 с.
  97. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. -1997. -№ 3- С.32−46- № 4-С.25−42.
  98. В., Швецов А. Региональные и местные займы в контексте финансово-бюджетной реформы // Российский экономический журнал. 1998. — № 6. — С. 11−25.
  99. В.Н., Швецов А. И. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.: УРСС, 1997.-372 с.
  100. В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: В 5 т., 12 кн. М.: Эдиториал УРСС, 2000. -Т.2.- 856 с.
  101. В.Н., Швецов А. Н. Новые проблемы российских городов: Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. М., 1999. — 256 с.
  102. С., Сычева Е. Общественный сектор и муниципальная собственность // Экономист. -1998.-№ 8.-С. 69−72
  103. В.В. Реализация концепции социально-экономического развития муниципального района Внуково Западного административного округа г. Москвы // Муниципальный мир. 1998. — № 1. — С. 24−26.
  104. А. Облигационные займы как важнейший элемент региональных финансов // Финансовый бизнес. 2000. — № 7. — С. 2933.
  105. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента- Пер. с англ. -М.:Дело, 1993. 702 с.
  106. Н.Н. Бюджетно-финансовое сглаживание межрегиональной асимметрии в РФ: Автореф. дис. канд. экон. наук. Томск: ТГУ, 2002. — 19 с.
  107. Н.Н. Стратегия муниципального образования // Муниципальный мир. 1999. — № 3. — С. 26−34.
  108. К. Ресурсный потенциал региона (теоретические аспекты исследования). М.: Наука, 1991. — 94 с.
  109. О.В. Методические особенности расчета индекса хозяйственной активности в регионе // Деньги и кредит. 1998. — № 4. -С. 30−33.
  110. B.C. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления // Финансы. 2001. — № 6. — С. 3−6.
  111. Муниципальный менеджмент в РФ: выводы и рекомендации: Проект программы TACIS. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. — 237 с.
  112. Муниципальный менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 1997. — 263 с.
  113. Муниципальный финансовый менеджмент: Опыт построения отечественной модели (по результатам «Программы международного сотрудничества городов Новгород и Хартфорд»). -М., 1999.-131 с.
  114. Не будет ни революций, ни контрреволюций. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 4 апреля 2001.
  115. В. Что нам стоит дом построить // Муниципальная власть. 1999. — № 7. — С. 115−119.
  116. Нетрадиционные источники финансового обеспечения муниципальных образований: инвестиции и кредиты в отрасли муниципального хозяйства (Материалы круглого стола. Петербургский экономический форум, 20 июня 2002 года).
  117. О’Салливан А. Экономика города. 4-е изд.: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002 — 706 с.
  118. К.В. О сущности экономического ядра и о точках роста в российской экономике // Общество и экономика. 1997. — № 5.
  119. В. К оценке проектируемых поправок в налоговое и бюджетное законодательства: аспект правообеспечения межбюджетных отношений // Российский экономический журнал. -2004. № 2. — С. 10−14.
  120. JI. Опыт Волгограда по привлечению муниципальных облигационных займов // Рынок ценных бумаг. 2003. — № 15. — С. 66−67.
  121. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. -М.: Прогресс, 1986. 243 с.
  122. Планирование и финансирование экономического развития регионов: Сборник научных исследований / Под общей ред. Т. Ф. Басса. Пер. с англ. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. — 160 с.
  123. С.М. Об эффективности местного управления // Муниципальный мир. 1999. — № 3. — С. 17−19.
  124. Р. Региональный менеджмент: Учебник. Краснодар: «Советская Кубань», 2000. — 384 с.
  125. Проблемы регионального и муниципального управления: Докл. и сообщения III Междунар. науч. конф. Москва. 21 мая 2001. М., 2001. — 365 с.
  126. Прогнозные ориентиры на 1999 г. и на период до 2001 г. (по материалам Министерства экономики РФ)// Экономист -1998.-№ 3.
  127. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. // Российская газета. 21 августа 2001.
  128. Л.И. Законодательная основа местных финансов // Финансы. 1998. — № 1. — С. 7−11.
  129. Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения // Финансы. 2003. — № 8. — С. 10−14.
  130. Л.И. Налог на недвижимость местный налог // Финансы. — 1999.- № 9.-С. 26.
  131. Л.И. О налоговых доходах местных бюджетов во второй части Налогового кодекса Р.Ф. // Финансы. -2000.- № 9.- С. 9−12.
  132. Регион: ресурсы местного саморазвития: Спецкурс, вып. восьмой/ Под ред. Ю. П. Алексеева, Б. Е. Шпилева. М.: Изд-во БСТ, 1999.-200 с.
  133. Реформы местного самоуправления в странах Западной Европы: Сб.ст. М., 1993.
  134. В.М. Современный этап бюджетной реформы: его особенности и пути осуществления // Финансы и кредит. 2003. -№ 15.-С. 2−8.
  135. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Российский экономический журнал. 1997.- № 4.
  136. В.Е., Жилкин С. Ф., Жаменская К. Н., Тишин Е. В. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципальных образований. -М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. 487 с.
  137. В.Е., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований. Методология разработки концепции и механизм ее реализации. СПб.:-1996. — 117 с.
  138. В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Финансы. 2000. — № 2 — С. 9.
  139. Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 6 — С. 102−107.
  140. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
  141. В. Кризис минует. Город останется // Муниципальная власть. 1999. — № 12. — С. 56−59.
  142. Е., Цветков В. Интегральная оценка меры социально-экономического благополучия российских городов: новая методика и результаты ее применения // Российский экономический журнал. 2001. — № 5−6. — С. 39−45.
  143. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров.- 4-е изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 1632 с.
  144. Г. Н. История экономической мысли двадцатого столетия: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 246 с.
  145. Е.С. Заявления политических движений. Выступления и доклады политических лидеров // Муниципальный мир. 1998. — № 1.- С. 47−48.
  146. Е.С. Неиспользованный потенциал местной инициативы // Экономика и жизнь. 1997. — № 22.
  147. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для вузов: Пер. с англ. /Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, 1998. — 576 с.
  148. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. 1997.-№ 4.-С. 104−109.
  149. Управление муниципальными образованиями в современных условиях (по материалам научно-практического семинара Координационного совета Собрания руководителей представительных органов местного самоуправления городов России). -№ 3. Орел, 2001. — 127 с.
  150. А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 271 с.
  151. А., Рязанова Л., Андрианов Д. и др. Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели // Российский экономический журнал. 2000. — № 2. — С. 72−86.
  152. В.И. Сущность муниципального права и тенденции развития // Муниципальный мир. 1998. — № 1. — С. 39−41.
  153. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учеб. М.: Дело, 2000. — 264с.
  154. Финансовая стратегия развития городов // Финансы. 1999. — № 8.- С. 26−30.
  155. А.Н. Деятельность органов местного самоуправления города по развитию экономики через поддержку малого предпринимательства // Муниципальный мир. № 4 — С. 77.
  156. П. Городское и региональное планирование// Пер. с англ. В. А. Новикова. Под ред. Г. В. Ильинского. М.: Стройиздат, 1993. -247 с.
  157. И. Кто заплатит за развитие города? // Рынок ценных бумаг. 1999. — № 20. — С. 95−96.
  158. Г. Социальное управление на муниципальном уровне // Экономист. -1999.- № 7. С. 49−55.
  159. Е. Государственное регулирование выпуска субфедеральных ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 2003.- № 20.- С. 67−70.
  160. Е. Оценка факторов риска субфедеральных и муниципальных ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 2002. — № 18.- С. 66−69.
  161. А., Вартапетов К. Финансовая децентрализация и местное самоуправление в период реформ // Вопросы экономики. -2003.-№ 10.-С. 94−107.
  162. А. Новые муниципальные облигации для городской инфраструктуры // Рынок ценных бумаг. 1999. — № 1. — С. 63−67.
  163. А. Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований в 2002 г. // Рынок ценных бумаг. № 5. — С. 59−65.
  164. А. Муниципальная реформа: соотношение и эволюция позиций ветвей и уровней власти // Российский экономический журнал. 2001. — № 5−6. — С. 19−37.
  165. А. Потребности муниципальных образований в финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности их удовлетворения // Российский экономический журнал. 2001. — № 6. -С. 17−39.
  166. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 200 с.
  167. Ю.Г. Государственные финансы в условиях макроэкономического регулирования. Барнаул, 2000. — Т. 1. — 202 с.
  168. Н.А. Местные бюджеты. М.: Финансы и статистика, 1991. — 128с.
  169. A.JI. Стратегическое планирование и программирование на уровне области: сущность, методы, инструменты // Проблемы макро- и микроуправления: Сб. статей. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997.
  170. А.Л., Кириллов В. В. Модернизация экономических взаимоотношений регионов с федеральным центром // Экономика России: проблемы и перспективы ее реформирования: Материалы Международной научно практической конференции. Томск: ТГУ, 2003.- С. 92−104.
  171. А.Л., Смольникова Л. В. Финансовое обеспечение стратегического развития города. Томск: ТГУ, 2003. — 264 с.
  172. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н. А. Сафронова. М.: Юристь, 1999. — 584 с.
  173. Экономика России поднимется с экономикой городов // Муниципальная власть. 2000. — № 3. — С. 4−11.
  174. Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы. Сб. статей. М.: Институт современной политики, 1998. — 174с.
  175. Kotler Ph., Jatuszipitak S., Maesincee S. The Market of Nations. F Strategic Approach to Building National Wealth. — London — Toronto -Sydney — Singapore, The Free Press, N.Y. — 1997, 452 p.
  176. Strategic Planning in Local Government (a Casebook)/ Edited by R.L. Kemp. Chicago — Washington, 1992,185 p.
Заполнить форму текущей работой