Проектирование главного привода
Конструкции создаваемых станков должны быть перспективными, т. е. отвечать требованиям завтрашнего дня. При разработке нового станка необходимо заложить в проект определенный запас совершенства и новизны решений его основных элементов по сравнению с уже известными. При создании нового станка следует стремиться к сокращению сроков проектирования и освоения его производства. Вновь выпускаемая… Читать ещё >
Проектирование главного привода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
подшипник привод станок электродвигатель Перед станкостроителями нашей страны стоят огромные задачи по: увеличению объёма производства металлорежущих станков и кузнечно — прессовых машин; обеспечению опережающего развития выпуска станков с числовым программным управлением, развитию производства тяжелых, уникальных и высокоточных станков; значительному увеличению выпуска специальных станков и автоматических линий, организации производства переналаживаемых на различные размеры деталей комплексных автоматических линий для отраслей с крупносерийным и массовым выпуском изделий: созданию комплектов высокопроизводительного металлообрабатывающего оборудования, управляемых с помощью электронных вычислительных машин, для организации на базе этого оборудования участков и цехов в отраслях с мелкосерийным и серийным выпуском изделий; разработке и производству оборудования для автоматизации сборки массовых изделий в машиностроении; организации серийного производства автоматических манипуляторов с программным управлением, позволяющих механизировать и автоматизировать тяжелые физические и монотонные работы.
Конструкции создаваемых станков должны быть перспективными, т. е. отвечать требованиям завтрашнего дня. При разработке нового станка необходимо заложить в проект определенный запас совершенства и новизны решений его основных элементов по сравнению с уже известными. При создании нового станка следует стремиться к сокращению сроков проектирования и освоения его производства. Вновь выпускаемая продукция должна быть конкурентоспособной.
Группа фрезерных станков занимает одно из ведущих мест в парке металлорежущих станков, что в свою очередь приводит к необходимости проектирования новых усовершенствованных моделей станков этой группы. Продольно-фрезерные станки предназначены для обработки заготовок типа призм, уголков и параллелепипедов сложной конфигурации в серийном производстве. Наружные поверхности обрабатываются фрезами различных типов, из различных материалов, с разным числом устанавливаемых зубьев.
При проектировании фрезерных станков следует обратить внимание на следующие положения:
разработка технологического процесса обработки;
определение предельных режимов обработки, сил резания и эффективной мощности, а также величин рабочих и холостых ходов рабочих органов станка;
определение основных технических характеристик станка;
выбор типа привода и разработка кинематической схемы станка.
1. Обоснование технической характеристики проектируемого станка
1.1 Подбор станков-аналогов
Используя литературу, указанную в списке, подбираем аналог к проектируемому станку
Основные характеристики | Модели станков | Проектируемый станок | ||||
6Г610 | 6У612 | 6Г608 | ||||
Размеры стола ВхH, мм | 1000х | 1250х | 630х | 630х | 630х | |
Мощность главного электродвигателя N, кВт | 18,5 (4) | 22 (4) | 11 (3) | 15 (3) | ||
Максимальная частота вращения шпинделя nmax, об/мин | ||||||
Минимальная частота вращения шпинделя nmin, об/мин | ||||||
Число скоростей шпинделя | ||||||
Число шпиндельных бабок: горизонтальных вертикальных | ||||||
Габаритные размеры, мм: длина ширина высота | ||||||
Масса, кг | ||||||
В качестве аналога принимаем продольно-фрезерный станок 6606
1.2 Расчет числа ступеней привода
а) Определяем знаменатель геометрического ряда частот вращения шпинделя для базового станка 6606:
j = = = 1,25.
Для проектирования привода принимаем =1,25
б) Определяем диапазон регулирования частот вращения шпинделя, которые требуются по заданию:
в) Рассчитываем число ступеней привода:
Окончательно принимаем число ступеней привода главного движения станка Z = 12
1.3 Определение ряда частот вращения шпинделя
Согласно стандартному ряду [по справочнику Г. А. Торзиманова] и данной структуре с выпадением выбираем и устанавливаем ряд частот вращения шпинделя, мин -1:
80; 125; 160; 200; 250; 315; 400; 500; 630; 800; 1000; 1600.
Выпали частоты вращения: 100 и 1250
1.4 Выбор электродвигателя
Выбираем двухскоростной двигатель с мощностью N эд = 8 кВт. Этой мощности соответствует двигатель асинхронный серии 4А модели 4А160S8 c номинальными частотами вращения nдв1 = 730 об/мин при использовании 8 пар полюсов, и номинальной частотой вращения nдв2 = 1460 об/мин при использовании 4 пар полюсов.
2. Кинематический расчет привода главного движения
2.1 Составление возможных вариантов структурных формул привода
Составляем возможные варианты общих стандартных формул привода и их структурные сетки. Выбираем первый тип кинематической формулы, т.к. он оптимальный.
Z = 2 [3] * 3 [2] * 2 [6]
Другой вариант неоптимальный
Z = 2 [3] * 2 [2] * 3 [4]
Выбираем первый тип кинематический вариант Z = 2 [3] * 3 [2] * 2 [6], т.к. он оптимальный, потому что количество передач убывает и характеристики группы возрастает к концу привода.
2.2 График частот вращения шпинделя
Построим график частот вращения по структурной сетке.
2.3 Расчет передаточных отношений и чисел зубьев колес
Подсчитываем число зубьев колес, составляющих привод главного движения. Критерий для выбора числа зубьев колес в группах передач — минимальное отклонение передаточного отношения пары шестерня — колесо от графика.
Основная переборная группа:
Первая переборная группа:
40 | |||||
Вторая переборная группа:
Тогда число зубьев и передаточные отношения будут:
Z1=25; z2=29 | Z3=32; z4=40 Z5=40; z6=32 Z7=24; z8=4 | Z9=50; z10=50 Z11=20; z12=80 | Z13=60; z14=60 | |
2.4 Определение действительных частот вращения шпинделя
мин-1
мин-1
мин-1
мин-1
мин-1
мин-1
мин-1
мин-1
мин-1
мин-1
мин-1
мин-1
2.5 Определение погрешности частот вращения шпинделя
Относительная погрешность частот вращения шпинделя фрезерного станка не должна превышать значение при выбранном коэффициенте :
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
Мы можем сделать вывод о том, что погрешности частот вращения шпинделя находятся в допустимых пределах (не превышают допустимые 2,5%.)
Окончательно принимаем числа зубьев всех передач привода.
2.6 Кинематическая схема привода
3. Прочностной расчет привода главного движения
3.1 Расчет модуля зубчатых передач
Расчёт модуля цилиндрических передач по допускаемым контактным напряжениям и напряжениям изгиба
Расчетный модуль по контактным напряжениям
Расчетный модуль по напряжениям изгиба
где Сk = 3530,9 и Си = 84,87 — коэффициенты, зависящие от материала зубчатой пары, для стальной шестерни и стального колеса
U — передаточное число зубчатой пары;
— коэффициент ширины колеса;
— число зубьев шестерни;
=310 МПа и — допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба,
N — номинальная передаваемая мощность, кВт, определяется по
формуле:
N = Nэ* ;
где Nэ = 8 кВт — мощность электродвигателя, — КПД кинематической цепи от двигателя до рассчитываемой шестерни
Y — коэффициент формы зуба, зависит от числа зубьев;
и — коэффициенты долговечности колес, рассчитываются по формулам:
где икоэффициенты, учитывающие изменение мощности.
и — коэффициенты, учитывающие переменность частот вращения шестерни;
— долговечность зубчатой пары, ч
— минимальная частота вращения в группе, мин-1
— скоростной коэффициент, определяется по формуле
Где: C — коэффициент, зависящий от материала и точности обработки шестерен; для закаленных С = 9
V — допускаемая окружная линейная скорость в зубчатой передаче; для закаленных V = 9
Для Д-I
кВт
об/мин. — частота вращения шестерни
об/мин. — минимальная частота в группе
— число зубьев шестерни
U=1,16; ;;
Y=0,108 — коэффициент формы зуба
;
Стандартное значение модуля по ГОСТ 9563– — 60: 5
Для I-II
кВт
об/мин. — частота вращения шестерни
об/мин. — минимальная частота в группе
— число зубьев шестерни
U=2; ;;
Y=0,107 — коэффициент формы зуба
;
Стандартное значение модуля по ГОСТ 9563– — 60: 5
Для II-III
кВт
об/мин. — частота вращения шестерни
об/мин. — минимальная частота в группе
— число зубьев шестерни
U=4; ;;
Y=0,04 — коэффициент формы зуба
;
Стандартное значение модуля по ГОСТ 9563– — 60: 6
Для III-IV (Шп.)
кВт
об/мин. — частота вращения шестерни
об/мин. — минимальная частота в группе
— число зубьев шестерни
U=1; ;;
Y=0,134 — коэффициент формы зуба
;
Стандартное значение модуля по ГОСТ 9563– — 60: 6
Определяем модули зубчатых зацеплений с помощью ЭВМ по программе кафедры ОАМ ModLZubCos и сводим все рассчитанные значения в таблицу
Модули зубчатых зацеплений
Д — I | I-II | II-III | III — ШП | ||
Мощность | 7,76 | 7,45 | 7,23 | 6,95 | |
Ширина зубчатого колеса | |||||
Ширина зубчатого шестерни | |||||
Модуль на контактное напряжение | 4,76 | 4,77 | 5,74 | 5,32 | |
Модуль на напряжение изгиба | 1,25 | 1,32 | 2,05 | 1,55 | |
Стандартное значение модуля по ГОСТ 9563– — 60 | |||||
Значение межосевого расстояния, расчетное | |||||
Число зубьев шестерни | |||||
Число зубьев колеса | |||||
Вывод: Результат определения модулей зубчатых зацеплений с помощью ЭВМ совпадают с ручным расчетом.
3.2 Определяем размеры зубчатых колес привода станка
Рабочую ширину шестерни в мм определяют по формуле:
b = m
Общую ширину шестерни в мм с учетом зубозакруглений, фасок и неточностей сборки находят из выражения:
bобщ = b+2m.
Делительный диаметр:
d 1 = Z. m
Диаметр вершин зубьев:
d a1 = Z. m + 2m.
Результаты сводим в таблицу:
d 1 = Z. m | d a1 = Z. m + 2m | b = m | bобщ = b+2m | |||
m | ||||||
Z1=25 | ||||||
Z2=29 | ||||||
Z3=32 | ||||||
Z4=40 | ||||||
Z5=40 | ||||||
Z6=32 | ||||||
Z7=24 | ||||||
Z8=48 | ||||||
Z9=50 | ||||||
Z10=50 | ||||||
Z11=20 | ||||||
Z12=80 | ||||||
Z13=60 | ||||||
Z14=60 | ||||||
3.3 Расчёт крутящих моментов и диаметра валов
Диаметр вала d в мм определяется по формуле:
где []к — допускаемое напряжение кручения, []к = 20 МПа;
T — крутящий момент на валу; определяется по формуле:
где N — передаваемая мощность на валу, кВт;
— частота вращения шпинделя, мин-1.
Вал Д:
N= 7,76 кВт;
Принимаем dд = 30 мм.
Вал I
N= 7,45 кВт;
Принимаем dI = 35 мм.
Вал II
N=7,23 кВт;
Принимаем dII = 45 мм.
Вал III
N=6,95 кВт;
Принимаем dIII = 50 мм.
4. Выбор электрических муфт
Выбираем габаритные размеры муфты (по ГОСТ 21 573–76) исполнение Э1ТМ…2 с контактным такопроводом.
Вал | I | II | III | |
d мм | ||||
Габариты муфты | ||||
Габаритные размеры электромагнитных муфт по ГОСТ 21 573–76
Вал | Обозначения | D | D1 | D2 | D3 | L | l | d | b | n | диск | |
I | Э1ТМ112 | 5/6 | ||||||||||
II | Э1ТМ122 | 5/6 | ||||||||||
kIII | Э1ТМ132 | 5/6 | ||||||||||
5. Выбор подшипников
Выбираем подшипники шариковые однорядные ГОСТ 8338–75 (легкая серия)
Таблица подшипников
Номер вала | I | II | III | ||
Диаметр вала | |||||
Подшипник | |||||
Выбираем подшипники шариковые однорядные ГОСТ 8338–75 (особолегкая серия серия) под шестернями, закрепленными с муфтами.
Номер вала | I | II | III | |
Диаметр вала | ||||
Подшипник | ||||
Габаритные размеры подшипников по ГОСТ 8338–75
Обозначение | d | D | B | r | |
2,5 | |||||
Заключение
Спроектирована коробка скоростей продольно-фрезерного станка модели 6606. В процессе выполнения курсового проекта были получены необходимые знания для конструирования привода главного движения. Изучил технические характеристики, назначение основных узлов, механизмов и органов управления. Приобрел важные знания о движениях в станке и принципах его работы. Также я ознакомил с кинематикой продольно-фрезерного станка. Была изучена его кинематическая структура и кинематическая настройка. Провел построение и сделал описание кинематической схемы станка по заданной структурной формуле, построил кинематические варианты включения и выбрал оптимальный вариант. Далее построили график чисел оборотов шпинделя и определили параметры кинематических передач привода. Вследствие проведённой работы рассчитал оценку точности кинематического расчёта привода продольно-фрезерного станка. Выбрал электрические муфты и подшипники для валов и под шестернями, закрепленными с муфтами. По расчетам был сделан чертеж.
1. Тарзиманов Г. А. Проектирование металлорежущих станков. — М.: Машиностроение. 1980. — 288 с.
2. Кучер А. М. Металлорежущие станки. — М.: Машиностроение. 1972. — 305 с.
3. Металлорежущие станки и автоматы: учебник для втузов. Под ред. А. С. Проникова. — М.: Машиностроение. 1981. — 479 с., ил.
4. Анурьев В. И. Справочник конструктора — машиностроителя. — М.: Машиностроение. 1979. — Т.2 — 559 с.