Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модель оптимизации системы планирования мероприятий по охране здоровья работников Западно-Сибирской железной дороги

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с требованиями «Руководства по гигиеническим критериям оценки и классификаций условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (Р 2.2.755−99) можно выделить различные трудовые коллективы, нарушение состояния здоровья, в которых имеет свои специфические негативные факторы. Выделение 4 классов и трех… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Актуальные проблемы совершенствования системы охра- 10−31 ны здоровья работников железнодорожного транспорта (обзор литературы)
    • 1. 1. Особенности трудовой деятельности и нарушения со- 10−17 стояния здоровья на железнодорожном транспорте
    • 1. 2. Лечебно-профилактическая помощь работникам желез- 17−24 нодорожного транспорта
    • 1. 3. Проблемы оптимизации системы планирования меро- 24−31 приятий по охране здоровья работников железнодорожного транспорта
  • Глава 2. Материалы и методы исследований
    • 2. 1. Характеристика базы исследования
    • 2. 2. Программа и методы исследования
  • Глава 3. Анализ заболеваемости и травматизма среди работников 42−57 Западно-Сибирской железной дороги
    • 3. 1. Характеристика общей заболеваемости по обращаемости 42−45 в лечебно — профилактических учреждениях ЗСЖД
    • 3. 2. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности 46−50 работников основных служб ЗСЖД
    • 3. 3. Объем и динамика профессиональной патологии, инва- 51−57 лидность работников ЗСЖД
  • Глава 4. Оценка влияния условий труда на состояние здоровья ра- 58−80 ботников Западно-Сибирской железной дороги и роль системы охраны труда
    • 4. 1. Характеристика условий труда работников ЗСЖД
    • 4. 2. Безопасность труда, производственный травматизм и ин- 63−68 валидизация работников на предприятиях ЗСЖД
    • 4. 3. Причинно-следственная связь условий труда с состояни- 68−73 ем здоровья и роль охраны труда
    • 4. 4. Экспертная оценка системы взаимодействия служб в ох- 73−80 ране здоровья железнодорожников
  • Глава 5. Разработка модели по совершенствованию планирования 81−115 мер в охране здоровья работников железнодорожного транспорта и оценка ее эффективности
    • 5. 1. Модель оптимизации системы планирования мероприя- 81−90 тий по охране здоровья работников железнодорожного транспорта
    • 5. 2. Планирование стратегии оздоровления трудового кол- 91−103 лектива железнодорожников на основе оптимизационной модели
    • 5. 3. Оценка системы управления охраной здоровья на пред- 103−115 приятиях Западно-Сибирской железной дороги на основе модели оптимизации

Модель оптимизации системы планирования мероприятий по охране здоровья работников Западно-Сибирской железной дороги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Президентской концепции на период с 2004 по 2015гг. одной из важных проблем в Российской Федерации признана «Здоровье работающего населения». В ней предусматривается совершенствование взаимоотношений в системе «работодатель — работник — государство». Эти проблемы особенно актуальны среди работников железнодорожного транспорта. Так, несмотря на постоянную и целенаправленную работу по охране здоровья в рамках отраслевой программы «Безопасность труда на железнодорожном транспорте» (2001г.), остаются высокие уровни производственного травматизма, не уменьшается число профессиональных заболеваний. В целом по отрасли, по данным В. А. Капцова, А. П. Мезенцева и В. Б. Панковой (2002г.), число травмированных железнодорожников составило до 1400 человек, из них 11% со смертельным исходом. Число профессиональных заболеваний колеблется в пределах 150−250 первичных случаев в год. Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности остаются на высоком уровне и составляют в среднем 85,5 случаев и 1117,3 дня нетрудоспособности на 100 работающих.

Решение проблем охраны здоровья работников железнодорожной отрасли в современных условиях может быть эффективным на основе принципиально новых методов, которые должны быть обоснованы на системном подходе.

Согласно современным концепциям, состояние здоровья работающих находится в сложных взаимосвязях как с производственными, так и социально-бытовыми факторами. Для установления ведущих факторов необходимо разработать модель формирования этих закономерностей. Здравоохранение, являющееся сложной многогранной системой, должно строиться с учетом механизмов управления охраной труда на предприятиях отрасли.

Современные условия развития здравоохранения, функционирование медицинских служб и лечебно-профилактических учреждений (ЖГУ) предопределяют переход к принципиально новым технологиям планирования и управления. Настоящее время характеризуется существенным изменением социально-экономических условий, переосмыслением целевых установок и критериев социальной жизни, усилением роли науки во всех сферах человеческой деятельности.

Прогнозирование и планирование объема, структуры медицинской помощи в большей степени подвержены неопределенности и неожиданности, появляются новые комбинации социальных факторов. Это требует перехода в стратегическом планировании от методов экстраполяции к методам стратегического анализа, моделирования, основанного на получении информации от различных субъектов системы медицинского обслуживания (Денисов В.Н., Бабенко А. И., 2001).

В настоящее время необходимо четкое планирование объемов и технологий организации медицинской помощи, управление качеством под имеющиеся финансы и рациональное их использование (Царик Г. Н., 2000).

Реформы, происходящие в структуре Министерства путей сообщения РФ, сущность которых — акционирование железных дорог, изменят состояние дел в ведомственном здравоохранении, что требует разработки новой концепции ведомственной медицины.

Ключевым моментом представляется работа по организации и ведению социально-гигиенического мониторинга (СГМ) на железнодорожном транспорте, где реализация правительственных директив осуществляется в рамках отраслевых документов: Положения о порядке осуществления санитарно-гигиенического надзора на железнодорожном транспорте № ЦУВС-782 от 25.09 2000г.- приказа МПС РФ «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ № 426» от 01,06.2000г.

В связи с этим, при ведении отраслевого СГМ, в числе прочих задач, должно быть обеспечено выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья работников железнодорожного транспорта и воздействия на них факторов среды обитания на основе системного анализа и оценки риска для здоровья.

На сегодня, несмотря на постоянную и целенаправленную работу по улучшению условий и охраны труда трудящихся железнодорожной отрасли, в рамках отраслевой программы «Безопасность труда на железнодорожном транспорте» (2001 г.), регистрируются высокие уровни производственного травматизма, не уменьшается число профессиональных заболеваний.

Так, в 2000 году, несмотря на достигнутое снижение показателей производственного травматизма на 20% и, в том числе со смертельным исходом на 19% против 1997 года, общее число травмированных железнодорожников составило 1400 человек, т.ч. смертельным исходом 159 человек (Капцов В.А., Мезенцев А. П., Панкова В. Б., 2002).

Число профессиональных заболеваний среди работников железнодорожного транспорта невелико и колеблется в пределах 150−250 первичных случаев в год. Однако официально регистрируемые формы профессиональных болезней имеют выраженные стадии заболевания, как правило, приводящие к инвалидизации работников и потере профессиональной трудоспособности (Кудрин В.А., Прохоров А. А., 2000; Панкова В. Б., 2001 и др.).

Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди тружеников отрасли остаются высокими, что выразилось, например, в 2000 году в 85,5 случаев и 1117,3 днях нетрудоспособности на 100 работников. Подобная ситуация обусловлена тем, что на железнодорожном транспорте все еще остается большое число рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда. Так, по результатам гигиенической аттестации, проведенной в 1999 г., число рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, составило 25,4%.

Согласно современным концепциям медицины труда, работа и здоровье, работа и болезнь находятся в сложных взаимосвязях. Однако сегодня не вызывает сомнений, что физические, химические, биологические и другие производственно-технологические факторы, если параметры их воздействия превышают санитарно-гигиенические нормы, рассматриваются как причинные факторы профессиональных болезней.

Для совершенствования мер профилактики и социальной защиты работающих в неблагоприятных условиях труда необходима оценка факторов и потенциального ущерба здоровью членов трудового коллектива, определение реальных путей сокращения потерь здоровья. Важным элементом служит отработка технологии планирования стратегии и тактики охраны здоровья pall ботников железных дорог и создание необходимого банка данных для этого.

Несмотря на проведение в последние годы целого ряда работ с исполь— зованием разного рода информации для планирования мер по охране здоровья работающих, до настоящего времени недостаточно представлены материалы по методическим аспектам формирования модели и технологий решения проблем охраны здоровья железнодорожников на основе элементов стратегического планирования, что и обуславливает актуальность данного исследования.

Цель исследования: разработка организационно-функциональной модели оптимизации системы планирования мероприятий в охране здоровья работников Западно-Сибирской железной дороги на основе социально-гигиенической оценки потерь здоровья и причинно-следственных взаимосвязей с условиями и мерами по охране труда.

Задачи исследования:

1. Разработать методику социально-гигиенической оценки системы планирования мероприятий по охране здоровья работников железнодорожного транспорта.

2. Проанализировать заболеваемость по обращаемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, инвалидизации и профессиональной патологии работников основных служб Западно-Сибирской железной дороги.

3. Установить причинно-следственные связи и оценить влияние условий труда на потери здоровья работников основных профессий ЗападноСибирской железной дороги и роль системы по охране труда.

4. Провести экспертную оценку в системе взаимодействия служб по охране здоровья работников железнодорожного транспорта.

5. Разработать модель оптимизации планирования мер в охране здоровья работников железнодорожного транспорта и оценить ее эффективность.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: разработана методика социально-гигиенической оценки системы планирования мер по охране здоровья работников железнодорожного транспортаустановлены причинно-следственные связи потерь здоровья работников Западно-Сибирской железной дороги с условиями и системой охраны трудаи разработана модель оптимизации планирования мер по охране здоровья работников железнодорожного транспорта с оценкой ее эффективности.

Практическая значимость. Комплексный анализ показателей здоровья работников основных профессий дороги используется в практической работе служб по охране труда, отдела гигиены труда ЦГСЭН, оздоровительного центра дорожной клинической больницы, в отделении профилактики дорожной поликлиники. Модель оптимизации является основой алгоритма при принятии управленческих решений в железнодорожной отрасли.

Необходимость использования материалов аттестации рабочих мест для определения производственно — профессионального риска нарушения состояния здоровья работников с позиции гигиенических критериев условий труда очевидна.

Результат исследования в виде программного материала с учетом комплексного социально-гигиенического анализа показателей здоровья железнодорожников рекомендован для использования в практической работе службы охраны труда Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), отдела гигиены труда дорожного центра Госсанэпиднадзора, оздоровительного центра дорожной клинической больницы и отделения профилактики дорожной поликлиники.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации доложены на научно — практических конференциях: «Гигиенические проблемы охраны здоровья населения регионов Сибири» (Кемерово, 2002), «Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия Алтайского края» (Барнаул,.

2003), «Проблемы гигиены и эпидемиологии в Сибири» (Кемерово, 2003), «Проблемы развития железнодорожного транспорта» (Новосибирск, 2003), «Гуманизация производственной среды и экологии человека» (Барнаул,.

2004), «Актуальные проблемы здоровья населения Сибири: гигиенические и эпидемиологические аспекты» (Омск, 2004).

Диссертация выполнена в соответствии с планом научных работ ГУ НЦКЭМ СО РАМН (гос.рег. № 0120.0 500 749).

По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Проведенное исследование позволило обосновать ряд положений, которые выносятся на защиту: методический подход к социально-гигиенической оценке системы планирования мер по охране здоровья работников железнодорожного транспорта, включающий причинно-следственные взаимосвязи потерь здоровья, условий труда, элементов охраны труда в основных службахобоснованность приоритетов в охране здоровья работников ЗападноСибирской железной дороги на основе согласования мнений различных групп экспертов, результатов аттестации рабочих мест и принимаемых управленческих решений по охране труда администрациями отделенийцелесообразность применения разработанной модели по оптимизации планирования мероприятий в охране здоровья работников железнодорожного транспорта, включающей прототип социально-трудового процесса, алгоритм движения работников с учетом нарушений состояния здоровья, технологию планирования стратегии оздоровления и оценку системы управления охраной здоровья трудового коллектива.

ВЫВОДЫ.

1. Проведенное исследование позволило разработать методику оценки системы планирования мероприятий по охране здоровья работников железнодорожного транспорта, включающую анализ потерь здоровья, характеристику условий и охраны труда, экспертную оценку и причинно-следственные закономерности между ними.

2. Установлено, что основные потери здоровья работников ЗападноСибирской железной дороги определяются: заболеваемостью с временной утратой трудоспособности, составляющей 82,6 случаев на 100 работающих, где основными видами патологии являются болезни органов дыхания, кост-но-мышечной системы и травмы (56,5%) — инвалидизацией, составляющей 36,8 случаев стойкой утраты трудоспособности на 10 тыс. работающих, где основными видами патологии являются болезни системы кровообращения, новообразования и травмы (78,5%) — профессиональными заболеваниями, составляющими 4,1 случаев на 10 тыс. работающих, где ведущей патологией являются болезни органов дыхания, слуха и нервной системы (89,3%).

3. Наиболее информативным критерием при оценке причинно-следственных взаимосвязей потерь здоровья работников, условий и элементов охраны труда являются показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности (в случаях и днях). Они прямо пропорциональны удельному весу нестандартных проб по основным параметрам, характеризующим условия труда (воздух рабочей зоны, физические факторы, освещенность), и определяются расходами на приобретение индивидуальных средств защиты, спецодежды, на улучшение условий труда и изменение технологий трудового процесса с выводом рабочих из опасных зон.

4. На основании экспертной оценки приоритетными мерами по охране здоровья работников Западно-Сибирской железной дороги являютсяулучшение всех параметров, характеризующих условия труда, эффективная работа служб по организации трудового процесса и охране труда, соответствующая аттестация рабочих мест, а также совершенствование деятельности отделений профилактики поликлиник и проведения медицинских осмотров.

5. Разработанная модель оптимизации системы планирования мероприятий по охране здоровья работников железнодорожного транспорта, включающая прототип социально-трудового процесса, алгоритм движения работников с учетом нарушения состояния здоровья, технологию планирования стратегии оздоровления трудового коллектива, позволила оптимизировать структуру расходования средств на охрану труда, профилактику заболеваний и нарушений состояния здоровья железнодорожников, а также адресность мероприятий по охране труда, приоритеты в планировании мероприятий по охране труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы и законодательных документов позволил выявить ряд проблем в охране здоровья железнодорожников. Отсутствует необходимый банк данных и технология планирования стратегии и тактики охраны здоровья работающих железнодорожников. Не отработана структура и характер информационных потоков для планирования стратегии оздоровления различных профессиональных групп, контингентов и трудовых коллективов. Существующая система охраны здоровья железнодорожников включает не все необходимые службы и сферы в единую программу и планы оздоровления работников железных дорог. Не изучены причинно-следственные зависимости между показателями условий и охраны труда, здоровья железнодорожников. Отсутствует оценка объективности и надежности гигиенических критериев, как показателей условий труда при аттестации рабочих мест. Недостаточно используются результаты социально-гигиенических исследований при планировании системы оздоровительных мероприятий, в т. ч. дифференцированный анализ потерь здоровья. Практически не используются методы аналитического моделирования, прототипов при разработке вариантов стратегии в охране здоровья железнодорожников.

Конкретизация проблемы по охране здоровья работников железнодорожного транспорта позволила разработать программу и методы исследования. Реализовано 10 этапов, включающих анализ заболеваемости и травматизма среди работников Западно-Сибирской железной дороги, оценку влияния условий труда на их состояние здоровья.

Анализ заболеваемости и травматизма среди работников ЗападноСибирской железной дороги показал, что здоровье работников транспорта является одним из важных факторов управления трудовыми процессами.

Показатель заболеваемости населения по обращаемости имеет сложную территориальную распространенность и зависит от временного фактора. В сравнении с общероссийскими показателями (расчете на 1000 населения) имеется превышение кратности, при первичной обращаемости — болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушения обмена веществ на 8,2- органов пищеварения на 28,6- новообразований на 13,6- а также симптомов, признаков и отклонений от норм, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях на 3,1. При этом состояние общей заболеваемости характеризуется болезнями уха и сосцевидного отростка — 35,2, новообразованиями 39,7, костно-мышечной системы и соединительной ткани 45,3, глаза и его придаточного аппарата 127,7.

На диспансерном учете длительное время находятся по причине новообразований 21,64, болезни эндокринной системы, расстройств питания, нарушения обмена веществ 24,62, крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 2,91.

Основную группу заболеваний, превышающих общероссийский уровень на 18,0−25,0%, входят такие классы, как болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (28,3 первичных случаев на 1000 населения) новообразования (13,7), болезни глаза и его придаточного аппарата (28,9).

Широкий спектр заболеваний, регистрируемый в лечебно-профилактических учреждениях отражает, как влияние производственных факторов, так и социально-бытовых условий, специфичных в поселениях примыкающих к железной дороге. Заболеваемость населения и регистрация по обращаемости в лечебно-профилактических учреждениях свидетельствует об обще демографических негативных процессах, но этого недостаточно для принятия эффективных решений по управлению трудовым процессом.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности более выражено отражает влияние условий и организацию труда на нарушение состояния здоровья работников железнодорожного транспорта. Этот фактор оказывает непосредственное влияние на безопасность труда и по нему планируются расходы служб охраны труда.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности работников ЗСЖД имеет устойчивую тенденцию к возрастанию с 76,6 до 82,9 случаев на.

100 работающих за период с 1985 по 2003 год, несмотря на проводимые социальные (медицинские, гигиенические, экономические, изменение управления и структуры дороги, формы собственности) преобразования.

За этот период среднее число дней нетрудоспособности выросло от 1014,7 до 1296,1 на 100 работающих. Эта динамика, по данным 2003 года, обусловлена высокой заболеваемостью с временной утратой трудоспособности преимущественно в службе пути (105,0 случаев на 100), а также в вагонной (101,0) и локомотивной (94,6) службах. Ведущими патологиями, обусловливающими временную нетрудоспособность являются болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, травмы и отравления.

Установлено, профессионально. обусловленная заболеваемость на предприятиях ЗСЖД является статистически редким событием относительно других форм заболеваемости (по обращаемости или с временной утратой трудоспособности), но в то же время социально наиболее значимым. Она проявляется и-регистрируется на более поздних этапах трудовой деятельно- - сти и этим самым характеризует кумулятивный негативный эффект влияния условий труда на здоровье. На статистику встречаемости на предприятиях ЗСЖД также влияет текучесть кадров, одной из причин которой является снижение самочувствия и смена места работы по причине постоянного недомогания.

Опасность возникновения профессиональных заболеваний на объектах железнодорожного транспорта все еще велика в связи с неудовлетворительными условиями труда: высокая запыленность и загазованность воздушной среды, превышение уровней шума и вибрации, нарушение температурного режима.

Несмотря на социально — экономические преобразования в стране и изменения в железнодорожной отрасли по управлению трудовыми процессами сохраняется инвалидизация на предприятиях ЗСЖД и устойчивый рост профессиональной патологии. За весь период мониторирования ЗСЖД было зарегистрировано 155 случаев профессиональной заболеваемости, в том числе болезни органов дыхания — 33,5%, болезни уха и сосцевидного отростка — 33,5%, болезни нервной системы — 21,3%.

Основные потери здоровья работников ЗСЖД определяются: заболеваемостью с временной утратой трудоспособности, составляющей 82,6 случаев на 100 работающих, где основными видами патологии являются болезни органов дыхания, костно-мышечной системы и травмы (56,5%) — инвалидиза-цией, составляющей 36,8 случаев стойкой утраты трудоспособности на 10 тыс. работающих, где основными видами патологии являются болезни системы кровообращения, новообразования и травмы (78,5%) — профессиональными заболеваниями, составляющими 4,1 случаев на 10 тыс. работающих, где ведущей патологией являются болезни органов дыхания, слуха и нервной системы (89,3%).

Комплексный анализ показателей здоровья работников основных профессий ЗСЖД показал: необходимость использования информации всех звеньев и уровней организации работы по охране здоровья работников дороги (службы охраны труда, госсанэпидслужбы, лечебных учреждений) — значимость методики комплексного использования полученных критериев по базе данных для социально-гигиенической оценки и совершенствования планирования охраны здоровья работниковнеобходимость постановки на динамичное диспансерное наблюдение всех профессиональных групп с целью уменьшить суммарные потери по временной нетрудоспособности среди работников ЗСЖДдостаточно высокий уровень профессиональной заболеваемости работников анализируемых профессиональных групп и динамику этой заболеваемости по предприятиям и частоте встречаемости профессиональных заболеваний по службам ЗСЖДзначимость материалов аттестации рабочих мест для определения производственно — профессионального риска нарушения состояния здоровья работников, как связанных с движением поездов, так и не связанных, с позиций гигиенических критериев условий труда.

Одним из приоритетных направлений в профессиональной патологии следует считать разработку, обоснование и выбор унифицированных показателей и критериев оценки здоровья работающих и производственной среды, а также их стандартизацию.

Особенно актуальна проблема нахождения способов снижения риска заболеваемости, травматизма и профессиональной заболеваемости, где важен комплексный подход к этой проблеме.

Приведенный анализ условий труда работников ЗСЖД показал, что в благоприятных условиях трудится не более 10% железнодорожников.

В соответствии с требованиями «Руководства по гигиеническим критериям оценки и классификаций условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (Р 2.2.755−99) можно выделить различные трудовые коллективы, нарушение состояния здоровья, в которых имеет свои специфические негативные факторы. Выделение 4 классов и трех степеней 3 класса призвано обеспечить поэтапное достижение необходимых условий труда. Это позволяет планировать адекватные меры по охране труда и профилактики заболеваемости. В соответствии с требования закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» все работники должны трудиться на рабочих местах соответствующих оптимальных и допустимым условиям труда (1 и 2 классы).

Однако система гигиенических критериев применяется «автономно» от медицинских мероприятий, хотя являются основой для обоснования программы работ по охране труда. Поэтому важной задачей является интеграция этого процесса с деятельностью лечебно-профилактических служб железнодорожного транспорта.

Классификация работников основных служб Западно-Сибирской железной дороги по гигиеническим критериям показала надежность и объективность ведения такой базы данных для характеристики и оценки условий труда.

Состояние охраны труда и расходы на снижение травматизма по предприятиям дороги показывают их недостаточную планомерность, объективность и направленность на узкие места, несмотря на финансирование в полном объеме выделенных средств.

В работе изучено состояние безопасности труда и производственного травматизм на предприятиях ЗСЖД. Выявлена выраженная тенденция к росту инвалидности примерно после 40 летнего возраста за счет сердечнососудистых заболеваний и злокачественных новообразований. В совокупности они формируют 2 и 3 группы инвалидности.

Ведущей патологий, выявленной по результатам периодических осмотров являются некоторые инфекционные и паразитарные заболевания, болезни органов дыхания и пищеварения. Ведущей патологией инвалидизации являются сердечно-сосудистые и злокачественные заболевания. Приоритетные патологии среди 6 основных служб ЗСЖД несколько различаются.

Анализ причинно-следственных закономерностей позволил обосновать принципиальные положения модели по оптимизации процессов управления общественных здоровьем.

На первом месте по выраженности причинно-следственных закономерностей находится показатель процента нестандартных проб воздуха рабочей зоны (коэффициент детерминации установлен по 9 изученным признакам и находится в диапазоне 1,9 — 17,9%). Меньшую роль в описании модели играют показатели освещенности и физических факторов (7 факторов, диапазон детерминации 1,56 — 10,8%). Практически не информативным является процент проб аттестации рабочих мест (6 показателей, диапазон 1,41 — 7,95%). Современная система регистрации гигиенических условий труда, охраны труда, травматизма, заболеваемости и других социально значимых показателей, нуждается в своем совершенствовании для создания более полного, объективного и достоверного банка статистической информации.

В результате опроса экспертов по вопросам важности решения социально-гигиенических задач отмечены различные подходы в суждении об эффективной системе управления общественным здоровьем. Однако, работники служб по охране здоровья железнодорожников (врачи, гигиенисты, инженеры по охране труда) считают важным интеграцию усилий, которая может принимать различные формы с учетом действующих государственных и ведомственных законодательных документов.

На первое место по важности эксперты поставили улучшение условий труда работников отрасли (1 ранг в расчете 131 балл из 333 максимально возможных). На втором месте — решение проблем профессиональной заболеваемости и производственного травматизма (163 балла), на третьем месте — аттестация рабочих мест (168 баллов), на четвертом месте — проведение периодических медицинских осмотров (186). Только на пятом месте важности стоит решение проблем заболеваемости с временной утратой трудоспособности (193), на шестом месте — работа отделения профилактики поликлиники (194), на седьмом — работа служб по охране труда (197), на восьмом месте важности — административная работа (216) и на последнем девятом месте работа органов государственного надзора (217 баллов).

Актуальной проблемой на сегодняшний день является разработка единой модели оптимизации системы мероприятий по охране здоровья работников ЗСЖД. В результате изложенного материала, можно сделать выводы, что профилактика воздействия вредных и опасных производственных факторов, воздействующих на работников различных профессий железнодорожного транспорта должна включать технические, организационные и медицинские мероприятия. Важнейшей составной частью системы профилактики является поиск новых организационно-функциональных моделей по медико-профилактическому обслуживанию работающих.

Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день является разработка единой модели оптимизации системы мероприятий по охране здоровья работников ЗСЖД. В результате изложенного материала, можно сделать выводы, что профилактика воздействия вредных и опасных производственных факторов, воздействующих на работников различных профессий железнодорожного транспорта должна включать технические, организационные и медицинские мероприятия. Важнейшей составной частью системы профилактики является поиск новых организационно — функциональных моделей по медико-профилактическому обслуживанию работающих.

Модель по оптимизации системы планирования мероприятий по охране здоровья работников ЗСЖД построена в соответствии с действующим механизмом движения кадров на дороге. Моделирование — фундаментальный аппарат, который позволяет предсказать последствия различных принимаемых решений. Из-за неопределенности, изменчивости условий трудовой деятельности, реакции на них организма, выбора в управляющих звеньях решений, прогноз с применением модели дает возможность сопоставить альтернативные варианты и выбрать наилучший. Функция моделирования при этом включает анализ рассматриваемых проблем, принятие соответствующих решений, определение необходимых мероприятий, разработку целей программы и проектирование будущих действий.

Построение такой модели обусловлено тем, что рассматриваемые признаки имеют различную частоту проявления, сопряжены между собой, опосредованные рядом социально-экономических факторов. Важно на ранних стадиях нарушения состояния здоровья и текущих мероприятиях по гигиене и охране труда обеспечить снижение травматизма, профессиональной заболеваемости и смертности.

Не нарушая сложившийся механизм управления трудовыми процессами в железнодорожном транспорте, предлагается модель изучения причинно-следственных закономерностей между вкладываемыми средствами в охрану труда, профилактику заболеваемости и регистрируемыми формами нарушения состояния здоровья железнодорожников. По результатам моделирования возможна оптимизация расходов, предусматриваемых в планировании.

В результате стратегического планирования ожидается снижение количества работников, не участвующих в трудовом процессе по болезни, травматизму или профессиональной заболеваемости. Разработанная нами модель оптимизации управления показателями условий и охраны труда, позволит совершенствовать сложившуюся систему планирования мероприятий по охране здоровья работников Западно-Сибирской железной дороги и успешно управлять трудовыми процессами на предприятиях.

Научный анализ имеющихся подходов к рассматриваемой проблеме и состояние охраны здоровья на предприятиях Западно-Сибирской железно дороги показывают важность оптимизации системы планирования мероприятий по охране здоровья работников на основе трех ее составляющих: служб по охране труда, санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно-профилактических учреждений. Переход от активной трудовой деятельности к различным формам нарушения состояния здоровья общепризнан и может быть представлен в виде скрытых нарушений адаптации, снижении защитно-приспособительных свойств организма человека. Эти первичные формы проявляются в нарушении производственной дисциплины и травматизме. Только после «накопления» негативных социальных и производственных факторов происходит временная утрата трудоспособности. Со временем это развивается в стойкую хроническую заболеваемость и приводит к профессиональной заболеваемости. Рассматриваемые патологические состояния труженика охватывают деятельность всех служб железной дороги. Поэтому координация их усилий позволяет планировать стратегию оздоровления трудового коллектива на основе модели оптимизации, представляющей следующий алгоритм:

Эффективность планирования стратегии оздоровления трудового коллектива на основе модели оптимизации зависит от сложения усилий, изложенных в различных нормативно-распорядительных документах. Предложенный алгоритм разработки стратегического планирования охраны здоровья работников ЗСЖД на основе интегральной базы данных и модели оптимизации направлен на решение этой задачи. Он необходим для обоснования и принятия решений стратегического управления охраной здоровья на предприятиях железнодорожного транспорта.

Создание эффективной системы планирования мероприятий по охране здоровья работников ЗСЖД связано с предварительным решением ряда задач по систематизации управленческих решений и информационных потоков. Приведенные критические значения по различным признакам, скорее всего, носят оценочный характер, т.к. отсутствуют объективные условия фактических натурных измерений. Сравнительная характеристика условий труда для каждой профессиональной группы по службам дороги, на основе гигиенических критериев и риска нарушения состояния здоровья, ЗВУТ и профессиональной патологии, представляет основу для комплексной оценки здоровья работников Западно-Сибирской железной дороги при построении модели оптимизации для принятия управленческих решений.

Оценка системы управления охраной здоровья на предприятиях Западно-Сибирской железной дороги выполнена на основе модели оптимизации с учетом принятых в гигиене критериев, показателях по охране труда и возможной лечебно-профилактической помощи больным. Применение гигиенически критериев позволяет разрабатывать эффективные мероприятия по охране труда с учетом известных закономерностей их взаимозависимости с состоянием здоровья.

Выделение 6 типичных условий труда позволяет конкретизировать перечень необходимых мероприятий как отдельно в службах по охране труда и врачебно-санитарной службе, так и между ними. В совокупности они обеспечивают эффективное управление не только практически здоровыми трудовыми ресурсами ЗСЖД, но и временно неработающими.

На наш взгляд модель оптимизации позволит совершенствовать сложившуюся систему планирования мероприятий по охране здоровья работников дороги.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой