В современной культуре искусство портрета занимает особое место. Портрет широко применяется в рекламе товаров, демонстрирует принятые в обществе представления о красоте и предлагает новые варианты достойного облика, служит связующим звеном между властью и массами. Нередко общественное мнение о том или ином политике формируется через средства массовой информации при помощи портретной презентации.
Портрет сложно переоценить: он многогранно включен в систему современной культуры, тесно связан с понятиями «имидж», «харизма», «face factor», которые отражают важность внешности человека для общества. Портрет становится все более значимым не только в художественном творчестве, но и в более широких границах: культурных, политических, социальных. Именно в портрете вырабатывались особые приемы и формыпрезентации своего «Я».
В искусстве портрет представляет собой не только воспроизведение внешних особенностей индивида, но и выявление особенного и уникального — личности со своим внутренним миром. Исследование портретного жанра как особой сферы знаний о человеке раскрывает понимание индивидуальности, не сводящееся лишь к телесности.
В культуре существуют разные подходы постижения человека. Научный метод ориентирован на обобщение и выявление общих признаков личности. Искусство представляет человека как диапазон реализованной индивидуальности, как субъект человечности. Существующий между наукой и искусством принцип дополнительности дает возможность рассмотреть с позиций культурологии эволюцию художественного портрета как особую форму человекознания, в которой выражаются социальные, эстетические, этические, философские представления о личности в истории культуры.
Проблема человека, попытка понять его специфику, приблизиться к тайне познания «человеческого» приобретает в современном мире особенную остроту. Век информационных технологий внес свои коррективы в представления о человеке и человеческой личности. Проблемы личности и индивидуальности неслучайно находятся в центре внимания различных научных дисциплин. С одной стороны, человек провозглашается самой главной фигурой, в него вкладываются большие средства — и духовные, и материальные, а с другой — от него зависит многое, так как за ним стоит и экономический подъем, и экономические кризисы, и технический прогресс, и регресс во всех областях знания. Вместе с тем, человек поставлен перед выбором из массы возможных моделей и способов творческого созидания образа «Я».
Так как в искусстве присутствует стремление к целостному пониманию человека, представляется актуальным исследовать проблемное поле художественного портретирования как специфической формы постижения человека в истории культуры.
Актуальность выбранной темы подтверждается обилием научных трудов, которые так или иначе затрагивают проблемы жанра портрета. Его многомерность, а так же включенность в живое развитие культуры остается в центре внимания исследователей.
Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы труды из различных областей гуманитарного знания: культурологии, философии, философской антропологии, эстетики, искусствознания, истории искусства, социологии и психологии.
В культурологическом аспекте особую важность для раскрытия темы представляют работы С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, Б. В. Маркова, Т. В. Холостовой, М. Н. Цветаевой, так как здесь раскрывается теоретическое понимание портретного жанра как феномена культуры.
Анализ меры представления социально-индивидуальной истории личности и вариативности подхода к проблеме человека в художественном портрете предложен семиотикой. В трудах Ю. М. Лотмана, С. Т. Махлиной, В. Н. Топорова, В. П. Руднева, Б. А. Успенского искусство рассматривается как сложно организованная знаковая система. Категории семиотики такие, как «языки культуры», «знак», «символ», «текст» являются важными для историко-культурологической интерпретации портрета.
В книге С. С. Аверинцева «Поэтика ранневизантийской литературы"1 высказывается идея о символичности культурных знаков, оснащающих человека, таких как жест или детали одежды. Сложность и неоднозначность их семантики, включенной в характеристику изображенного на портрете, придает культурно-исторический масштаб презентации личности, причем знак может указывать и на социальный план человека, и на обнаружение индивидуального, частного.
Проблемы телесности и внешности человека в культуре, важные для исследования портрета затрагивали В. М. Богуславский, И. М. Быховская, В. Д. Лелеко, В. А. Подорога, С. Н. Яременко. В их трудах показано, что отношение к телесности в истории культуры подвержено изменениям.
Утверждение М. М. Бахтина о том, что нельзя объяснить художника и его произведения лишь из его современности, так как сам художник строит свои произведения из форм, выкристаллизовавшихся из всего хода истории культуры, из особенностей мировосприятия, породившей это явление действительности, раскрывает перед историками культуры новые пути I исследования, особенно важные для данной работы.
В своих работах М. М. Бахтин поднимает одну из важных для современной культурологии тему: «Я» и «Другой» — тему, которая тесно соприкасается с проблемным полем портретирования. Познание другого человека, как утверждает автор, — это прежде всего диалог, вопрошание. Диалогичность портрета очевидна: она дает возможность самораскрыться личности и портретируемого, и художника. Отсутствие диалога, например, в профильном портрете — так же указывает на определенные смыслы.
Наука подходит к проблеме человека прагматически, обобщая и систематизируя полученные знания с точки зрения конкретных результатов. Попытка обнаружения причинно-следственных связей при помощи логики и рационального опыта лежит в основе научных методов. Искусство, напротив, оперирует в своей основе сферой иррационального, интуитивного и эмоционального постижения человека. Оно не столько ищет ответы на вопросы, сколько само их ставит, выражает. Наука и искусство представляют.
1 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. [Отв. Ред. М. Л. Гаспаров.] М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977, с. ЮЗ собой два разных взгляда на мир, вместе они расширяют его границы. Методы научно-причинного толкования мира порой бессильны перед проблемой человека, как специфического и особого существа, обладающего внутренним, явно не проявленным миром, который скрыт за общими признаками. Именно художественное постижение с его эмоциональными прорывами дает возможность выхода к этому миру, который пространственно не представлен.
Ряд наук так или иначе касаются проблемы человека, но общая специализированность информации о человеке определила обращение в диссертационном исследовании к философии — как методологии синтеза. Философия в понимании мира пытается выйти к предельным основаниям явлений, обобщить материал для поиска глубинных смыслов, а потому она дополняет и делает возможным культурологический анализ художественного портретирования как способа постижения человека.
В процессе исследования были привлечены философские труды Р. Декарта, Э. Гуссерля, Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти, так как предмет их рассмотрения — проблема восприятия человека — опосредованно связан с художественным портретированием и обогащает возможности культурологического исследования портрета.
Размышления Р. Декарта о различии развернутых в пространстве материальных вещей и жизни сознания, которая скрыта и не может быть измерена и описана с помощью рационально-логических формул, напрямую касаются проблематики художественного портретирования. Многомерность семантических слоев портрета, его неоднозначность выступают как антитеза художника на утверждение Декарта, что мир психического нераскрыт, что он не может быть измерен и описан. С помощью интуитивно-эмоционального постижения натуры художник находит выход к индивидуальному, к внутреннему миру человека, к тому, что не имеет явной протяженности и места в физическом мире.
Одним из важных методологических приемов в культурологическом анализе портрета выступает понятие интенции, которое предложил Э. Гуссерль. Категория интенции введена в диссертационное исследование в значении направленности сознания художника, возможности выбора определенных черт при создании портрета, которые помогают раскрыть многозначность образа человека, выйти к его внутреннему миру. Но интенция проявляется не только как специфическое свойство художника, как возможность изобразить незамечаемое другими, но и как личностная подготовленность к восприятию. Это понятие показывает, как формируется реальность данной культуры, а так же почему в портрете изображение одного и того же лица становится разным у разных художников, так как увиденное и прошедшее через структуру внутреннего мира человека становится уже личностно организованным видением.
Ж.-П. Сартр в книге «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения» использует портрет как: яркий пример интенциональной природы сознания. Основные положения этой книги напрямую касаются проблем искусствознания и вводят портрет и портретный образ в широкий контекст культурологической, философской и психологическоймысли. Неоднозначность образа человека, многомерность портрета обуславливается особенностями человеческого восприятия мира средствами искусства.
М. Мерло-Понти в работе: «Око и дух» затрагивает проблемы • художественного освоения мира: Для: авторачеловек — это некаяцелостность, неразделенность тела и души. Для рассмотрения художественного портрета его идеи имеют большую ценность, — так как человек в работах М. Мерло-Понти представлен в многообразии его связей с реальностью, где телесность-выступает не только как, возможность узнать и понять мир, но и как возможность придавать ему значение и смыслы.
Проблематика диссертационного исследования потребовала использования методов философской герменевтики. X.-F. Гадамер, в своей книге «Истина и метод», утверждает, что произведение искусства обладает подлинным: значением не только в окружении-, его создавшим, не только в той культуре и эпохе, где оно появилось, но и в мыслящем опосредовании с современной жизнью.1 Это дает возможность исследовать портрет не только в его непосредственном существовании как документа определенной эпохи, но и как предмета, продолжающего быть включенным в движение истории, а.
1 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. Ред. И вступ.ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988, с.217−220 значит участвовать в обнаружении новых смыслов и новых представлений о человеке.
В портрете существует понимание прошлого в его незавершенности, в его несовпадении с самим собой. Узко исторический, хронологический подход к изучению наследия прошлых эпох ставит некие пределы для живого восприятия искусства, обедняя его. Культурная реальность подвижнаизменяясь качественно, она, в произведениях искусства, и в портрете в частности, будет находить новые акценты. Оставаясь физически тем же, портрет меняется в историческом движении.
В одной из своих последних работ «Се человек.» М. С. Каган поднимает проблему искусства как «волшебного» зеркала, через которое история человечества может быть прочитана как история человека вообще. По мнению автора, целые пласты неоткрытого, неисследованного другими областями знания, касающиеся таких тем, как смысл жизненного пути человека, проблемы смерти и бессмертия, женского и мужского отражаются в зеркале искусства. Автор, подчеркивает, что искусство является художественно-образным человекознанием, что именно в искусстве происходит «художественное открытие в человеке качеств, до того не выявленных и ставших очевидными и общепризнанными благодаря их воплощению в образных „моделях“ человека, выстраивавшихся искусством».1 Это утверждение М. С. Каган стала основой для исследования портретно жанра в культурно-историческом контексте.
Б.В. Марков в книге «Храм и рынок. Человек в пространстве культуры» рассматривает процессы формирования «человеческого» в истории, а в работе «Культура повседневности», касаясь проблем духовного и телесного, указывает на влияния визуальных образов в развитии самосознания и самопознания человека.
В работах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, В. Е. Семенова анализируются психологические аспекты портрета и проблемы внешней презентации человека и его индивидуальности.
1 Каган М. С. Се человек. Жизнь, смерть и бессмертие в «волшебном зеркале» изобразительного искусства. — СПб.: Изд-во «Logos», 2003, с. 56.
Для понимания процессов возникновения портретного жанра в культуре чрезвычайно важны труды И. С. Кона, К. Леви-Строса, М. Элиаде, Э. Б. Тайлора, Д. Фрезера.
На основе исследования древних верований можно проследить появление такого понятия, как «душа», необходимого для раскрытия задач художественного портрета. Анализ этнографической литературы, показывает, что возникновение портрета выступает как неслучайное явление, а необходимое для постижения человеком окружающего мира и самого себя, оно связано с развитием самосознания человека.
В.Б. Мириманов, рассматривая эволюцию искусства в широком культурологическом контексте, показывает, что каждая эпоха, начиная от самых ранних этапов развития культуры, выделяет в образе человека определенные качества, представляя его в различных ценностных системах, в различных ипостасях и свойствах. :
Мифологема христианской антропологии «Лик-лицо-личина» тесно связана с пониманием образа человека в искусствепортрета. В. работах русских философов G.H. Булгакова, Л. И. Карсавина, А. Ф. Лосева, П. А'.1 Флоренского «Лик» понимается как явленность высшей святости в образе человека, «лицо» — как зеркалоего душевно-духовных переживаний, а «личина» — как маска. В иконописи Лик становится центром художественных исканий, когда как для портретирования интересны в своей изменчивости «лицо» и «личина».
М.В. Алпатов, Б. Р. Виппер, М. И. Андронникова, Л. С. Зингер, Г. ВЕльшевская, обращались к изучению теоретических проблем портрета, в рамках искусствоведения.
Истории развития представлений о личности человека в русском портрете касались Д. В. Сарабьянов, В. Г. Вдовин, Т. Л. Карпова. Исследователи пришли к выводу, что портрет собирает, фокусирует представления* о доминирующей личности своего времени, что в нем выражается идеал эпохи.
М. В. Алпатов в ряде работ, посвященных теории портретного жанра приходит к выводу, что он эволюционирует по пути все большего утверждения ценности отдельной уникальной личности. Действительно, портрет способен «накапливать» в себе знания о человеке, представляя его в новых качествах и свойствах, хотя, надо отметить, что порой он может и отрицать ценность личности, ставить под вопрос вообще уникальность отдельного человека. Б. Р. Виппер в статье «Проблема сходства в портрете» одним из первых обратил внимание на способность портрета превращаться в некий «фокус», а не произведение искусства, когда в нем ищут лишь сходство с оригиналом.
М.И. Андронникова исследовала исторические особенности бытования и развития портретного жанра в истории мировой культуры, JI.C. Зингер в ряде книг по теории портрета рассматривал проблемы реализма в искусстве. Труды JI.C. Зингера замечательны широким подбором искусствоведческого и исторического материала, а Г. В. Елыиевская в книге «Модель и образ» проследила историческое изменение концепции личности в портрете в контексте развития художественной культуры.
Особый интерес представляет книга Д. В. Сарабьянова «Русская живопись. Пробуждение памяти» 1, где автор предлагает на примере портретного искусства проследить историю развития человеческой личности в русской культуре. В. Г. Вдовин в книге «Персона-Индивидуальность-Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века"2 выделяет три основных этапа в развитии самосознания человека, такие как: становление персоны, становление индивидуальности («самости») и становление личности, что значительно расширяет круг изучаемых проблем художественного портретирования.
Т.Л. Карпова в книге «Смысл лица» обращается к рассмотрению русского портрета второй половины XIX века. Исследуя реалии русской культуры XIX века, внимание автора привлекают прежде всего мировоззренческие аспекты этого жанра. Т. Л. Карпова вводит такое понятие как «портретная концепция эпохи», что позволяет по-новому взглянуть на проблемы этого жанра. Автор замечает, что портрет во второй половине XIX века в русской культуре играет роль своего рода «новой иконы» материалистического и позитивистского сознания эпохи. Необходимо.
1 Сарабьянов Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.:Искусствознание, 1998.
2 Вдовин В. Г. Персона-Индивидуальность — Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. — М.: Прогресс — Традиция, 2005 отметить, что в русской культуре портрет изначально стремился к этой роли и никогда не был просто изображением конкретного лица, а наполнялся большим содержанием и транслировал актуальные для эпохи идеи.
Тема портрета остается значимой и до конца неисследованной по сей день. О ее не исчерпанности и актуальности говорит целый ряд диссертационных исследований.
В 2001 году была защищена диссертация А. В. Ляшко по теме «Автопортрет как феномен самосознания культуры"1, где автор показывает возможность исследования истории автопортрета как отражение эволюции самосознания художника. А. В. Ляшко, помимо глубокого рассмотрения целого ряда проблем портрета, предлагает оригинальную классификацию жанра, основанную на различных вариантах самопредставления художника.
В диссертации С. В. Крузе «Автопортрет как форма самопознания личности художника"2 проблемы жанра рассматриваются с. позиции философской антропологии. Автор рассматривает специфику художественно-образного самопознания личности в широком историко-культурном контексте на материале литературы и изобразительного искусства. л.
Работа Н.В. Алферовой* «Функции портрета в русской культуре» также раскрывает определенную культурологическую проблематику. Подробно исследуя функциональную включенность портрета в структуру культуры, автор выделяет особые специфические черты бытования этого жанра в русском искусстве.
Каждый век, каждая культура рассматривает портретный жанр под I определенным углом зрения, извлекает из него те смыслы, которые важны именно для данного времени, что делает проблему портрета неисчерпаемой, открытой для дальнейшего изучения.
1 Ляшко А. В. Автопортрет как феномен самосознания культуры: Автореферат дне. на соиск. учен.степ.канд.культурологии (24.00.01) / Рос.гос.пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 2001.
2 Крузе С. В. Автопортрет как форма самопознания личности художника.- автореферат дис. На соискание уч. степени кандидата философских наук.- спец. 09.00.13. Ростов-на-Дону, 2004.
3 Алферова Н. В. Функции портрета в русской культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии, (спец. 24.00.01). Спб. 2006, — 24 с.
Объектом данного исследования является история западноевропейской и русской художественной культуры, а предметом — портрет как феномен художественной культуры.
Цель исследования — рассмотреть художественный портрет как форму постижения человека в истории культуры — обусловила постановку и решение задач, связанных с выявлением методологических аспектов культурологического анализа художественного портрета, рассмотрения генезиса портретного жанра в истории художественной культуры, эволюции портретных форм, определения значения иконы как важного этапа в развитии портретного жанра, раскрытия специфики художественного языка портрета как метода постижениячеловека в историко-культурологическом контексте, а так же исследования влияния личности художника на процесс создания портрета.
В диссертации использован комплексный междисциплинарный подход, связанный с принципами взаимосвязи и взаимодополнительности социогуманитарного знания: культурологии, философии, философской антропологии, эстетики, истории, искусствознания, психологии и социологии.
Специализированность отдельных наук, их направленность на рассмотрение определенных ракурсов проблемы человека делают необходимым междисциплинарный подход для исследования портрета, как специфической формы постижения человека. В портрете существует понимание целостности человека, а культурология дает возможность синтеза наук для исследования этой проблемы.
В настоящем исследовании применены, следующие методы: метод системного анализа, дающий возможность культурологически рассмотреть, художественный портрет как объект, в котором отражены! историческая эпоха, личность художника и личность портретируемого в их взаимодействиисемиотический метод изучения культурных смыслов, которые содержатся в портрете как форме человекознанияметод сравнительно-исторического анализа эволюции портрета в различных исторических периодах и культурахметод историко-культурологической типологии художественного портрета для определения основных форм постижения человека в истории культуры.
Научная новизна исследования заключается в том, что представлена историко-культурологическая интерпретация портрета в художественной культурепроанализированы исторические этапы эволюции портрета, связанные с ранними религиозными представлениями в архаических культурахпоказано значение иконы и иконописи для эволюции портрета в истории художественной культуры как стремления выделить и отразить духовное в образе человекаразработана типология портрета, в которой портретные формы выступают как варианты историко-культурного постижения человекарассмотрен художественный язык портретного жанра, как особый метод, позволяющий раскрыть внутренний мира человекаопределена роль мировоззрения и мировосприятия художника-портретиста в создания портрета.
Возникновение портрета является важным этапом в развитии самосознания человека. Архаические формы изображения человека воплощают родовые, социально-половые, функциональные представления о личности.
Иконописное понимание человека, оставляющее за границами изображения все временное и изменчивое, утверждает духовную высоту личности. Семантически сложный художественный язык иконописи, его обращенность к выражению высших духовных ценностей оказало влияние на развитие портретного жанра и дало новое понимание личности в истории культуры.
В ходе эволюции портрета возникли устойчивые портретные формы, которые представляют собой различные способы постижения человека в истории культуры: «Портрет-подобие», главным приоритетом которого является передача физического сходства с портретируемым- «Портрет-статус», где доминантой является образ человека в его связях с социумом- «Портрет-маска», скрывающая личность за изменчивостью культурного образца- «Портрет-социальный тип», где акцент с неповторимого, индивидуального переносится на передачу общих черт принадлежности индивида к определенной социальной нише- «Портрет-идея», выражающий авторскую концепцию художника, и «Портрет-душа», обращенный к передаче внутреннего мира личности.
Портретный жанр обладает уникальным художественным языком, который дает возможность образного постижения человека. Искусство широко использует условный язык культурных стереотипов восприятия данного человека окружающими, а выделение или гиперболизация некоторых черт внешности человека помогают идентифицировать изображение с конкретной личностью.
Культура, стиль, эпоха выступают как целый набор ограничений и правил для художника, который в силу своего мировоззрения и таланта проявляет свою индивидуальность в портрете.
Заключение
.
Эволюция портретного жанра в изобразительном искусстве представляет особую, идеальную форму бытия человека: в портретах эпоха предстает перед нами как «общество избранных», «персона грата» выделяется из ряда. Возникновение портретного жанра раскрывает пространство для осмысления человека в его духовном росте. Художественный портрет представляет собой специфическую форму образного человекознания, где человек выступает как особая предметность.
Культура — целостное образование, пронизывающее все сферы человеческой жизни: от общественных систем — государства — до индивидуальной жизни. Принцип культуры призван не только формировать личность, но и держать ее в определенных рамках, установленных жизнью и деятельностью общества. Воздействие культуры с одной стороны расширяет границы самосознания человеческой личности, а с другой — стремится ее унифицировать, привести в некий систематизированный порядок. Искусство портрета, претендующее на реалистическое и объективное изображение человека, дает иллюзию определенного порядка вещей, определенного взгляда на человеческие отношения и, тем самым, стандартизирует личность, приводя ее к эталону, образцу, господствующему в данной эпохе, в данной культуре.
Но есть и другая линия в эволюции портрета. Портретируясь, человек, возводит свой облик в категорию возможного. Художественный портрет представляет собой некое поле виртуальностей и потенциальностей, которые актуализируются при создании картины. В конечном итоге, портрет другого переживается как возможный опыт жизни, способов самопредставления и самоопределения человека перед лицом реальности. При помощи искусства человеку, как носителю личного опыта, дана возможность прожить целый ряд судеб других людей, а это, в свою очередь, дает понимание себя человеком уже в универсальном смысле, в универсальном значении. Зная биографию изображенного, его судьбу, мы находим отметины и следы, пережитых им невзгод и побед. Лицо на до-логическом, трудно поддающемся словесному выражению, уровне делает зрителя сопричастным чужой судьбе, чужому бытию.
Портрет в системе современной культуры выполняет специфическую по своей природе исследовательскую функцию, выступая как средство открытия новых истин о человеке, он открывает новые реальности и области понимания личности, которые еще не перешли на уровень вербализованного знания.
На самых ранних этапах развития культуры изображение человека стало эстетическим переживанием своей формы, своей сущности.
Ранние религиозные представления о смерти и о связи «души» с телом, вызвали появление портрета. Если в современной культуре посмертный портрет выступает как возможность сохранить память об ушедшем человеке и выполняет мемориальную функцию «делать отсутствующих присутствующими», то в архаике «связь» между изображаемым и изображенным понималась мистически. Погребальная маска была возможностью заручится поддержкой предка в земных делах или способом обеспечить ему «вторую жизнь» в потустороннем мире.
Иконопись стала важным этапом в образном человекознании, так как христианские идеи о ценности человеческой личности и необходимости сострадания вывели понимание человека и его места в мире на совершенно другой уровень.
Культурная реальность выделяет и создает представления о личности человека. В одни периоды исторического развития культуры портретный жанр уменьшает свое значение, в другие, напротив, увеличивает, но простота следования за хронологией, разделение на этапы истории портрета, не всегда себя оправдывает. Открытия новых форм постижения человека в искусстве портрета зависят, прежде всего, от личности и таланта художника.
Именно художник может отказаться от ремесленного повторения уже найденного и расширить рамки эстетической программы своего времени, попытаться выйти к новым критериям и представлениям о человеке.
Портрет направляет, предвосхищает физическое и духовное развитие человека. В известных, признанных шедеврами или просто растиражированных портретах заключен облик людей, наиболее востребованных в культуре, которые становятся своеобразными лидерами, предлагающими пример для подражания — и в духовном, и физическом планах.
В каждой культуре есть свой излюбленный образец, портретная форма. Наиболее востребованные портретные формы демонстрируют определенную динамику эволюции портрета как особого способа постижения человека. «Портрет-подобие» главное внимание уделяет передаче внешнего сходства, в нем происходит освоение искусством многообразия человеческой телесности, «портрет-статус» обращен к человеку, как существу социальному, «портрет-социальный тип» вбирает в себя представления, передающие образ определенной социальной группы. «Портрет-маска» сообщает человеку непростоту и двойственность, раскрывает проблему «индивидуальность и общество». «Портрет-душа» — представляет личность в ее биографическом, эмоциональном качестве, обнаруживая и раскрывая его внутренний мир. «Портрет-идея» — выступает как воплощение философских представлений художника о личности и индивидуальности. Личность в искусстве портрета неизбежно дифференцируется, расчленяется на ряд признаков, важных для определенной культуры, что направляет выбор человека в предпочтительных направлениях развития и влияет * на его самооценку.
Существование в культуре устойчивых форм художественного портрета, их эволюция и развитие показывает, что этот жанр необходим и важен. В искусстве XX века он становится не только эстетическим явлением, но и необходимым компонентом других сфер, таких как реклама, политический плакат.
Рассмотрение разных форм портретного искусства прочитывается как развитие в человеке разного. Иконопись, классический портрет или своеобразный выход к индивидуальности в искусстве XX века есть не что иное, как разные формы внутреннего развития человека. Эволюция искусства портрета как формы постижения человека предстает как история развития самой личности, форм ее бытия в обществе.