Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философская и гуманитарная проблематика Римского клуба в контексте эволюции кризисного сознания в философии ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования связана с актуальностью диссертационной темы. Результаты, полученные в работе, могут служить материалом для дальнейшего историко-философского анализа проблематики Римского клуба. Материалы последнего десятилетия деятельности Римского клуба представляют собой значительный массив документов, программ, проектов, научных монографий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. АНАЛИЗ КРИЗИСНОГО МИРООЩУЩЕНИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА
    • 1. 1. Социальные и духовные предплки кризого мироощущения в XX веке
    • 1. 2. Культурологичая оценка европеого криз
    • 1. 3. Социально-антропологичая оценка европеого криз
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
    • 2. 1. атологизм ркой филой ми
    • 2. 2. Ркая религиозная филфия о криз культуры и цивилизации, дьбе и предназначении Рии
    • 2. 3. Вок и Запад: параллели в ении природы криз культуры и путей его преодоления
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ТЕХНОКРАТИЗМ И ЕГО ОЦЕНКА В ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА
    • 3. 1. Генез"технократичой концепции" и ее влияние на кризоезнание XX века
    • 3. 2. Критика «технократической концепции» в западной и ркой филфии
    • 3. 3. Социальные последствия технологической революции и их оценка в филой ициологичой литературе
  • ГЛАВА. ЧЕТВЕРТАЯ. НАДВИГАЮЩИЙСЯ ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС — ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РИМСКОГО КЛУБА
    • 4. 1. Переоценка технического прогресса. Новый этап кризиса: угроза сущвованию человечва
    • 4. 2. Риий клуб: у оков возникновения
    • 4. 3. Анализ глобальной проблематики в проектах-предупреждениях Риого клуба: 70−80-е годы
  • ГЛАВА II. ЯТАЯ. ФИЛОСОФСКАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ РИМСКОГО КЛУБА 1990 -XГОДОВ
    • 5. 1. Проблема «выживания» ввременныхциально-филих ледованиях: филфия техники, экологичая филфия
    • 5. 2. Анализ мировой проблематики. Изменение в оценках глобальных проблем
    • 5. 3. Информационное общво и его анализ в ледованиях Риого клуба
    • 5. 4. Пути решения глобальных проблем: человек в мире глобальных проблем, «концепциялидарни»
    • 5. 5. Развитие идей «Первой глобальной революции» в программных документах Риого клуба 1993−1996 годов

Философская и гуманитарная проблематика Римского клуба в контексте эволюции кризисного сознания в философии ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обращение к анализу философской и гуманитарной проблематики в исследованиях Римского клуба актуально уже в силу глобального значения исследований, проводимых по инициативе этой международной общественной организации, и характера вопросов, составляющих проблемное поле этих исследований.

XX век называют веком глобальных проблем, глобальных противоречий, эпохой кризисов, нарастающего темпа жизни. Деятельность Римского клуба направлена на изучение и анализ мировой проблематики, приоритет в обращении к которой принадлежат именно этой организации. Поэтому актуальность предлагаемого исследования во многом определяется сферой деятельности и задачами Римского клуба, которые включают в себя: обращение к глобальной проблематике, попытки выявления возможных альтернатив развития человечества, поиски путей и средств гуманизации отношения человека к природе, призывы к объединению усилий мировой общественности для предотвращения возможных кризисных ситуаций (во всем их многообразии), обеспечения безопасности в мире, сохранения окружающей среды — среды обитания человека, достижения социального равенства, свободы и справедливости, повышения благосостояния людей и повышения «качества жизни».

Обращение к исследованию философской и гуманитарной проблематики Римского клуба особенно актуально и своевременно сегодня, на рубеже нового тысячелетия, когда человечество подводит итоги уходящего века, определяя задачи и приоритеты дальнейшего развития. Вместе с тем тематика исследований Римского клуба постоянно меняется, отражая перемены, происходящие в современном обществе. Клуб периодически обновляет программу своей деятельности, и сегодня она во многом отличается от концепции, которой следовали члены Клуба у истоков становления этой организации. Но, тем не менее, и сегодня действия и идеи Клуба направлены на разрешение кризисных ситуаций в современном обществе, анализ и устранение причин, способных вызвать обострение кризисного сознания.

Важно отметить, что кризисное сознание, кризисное мироощущение сопровождают человечество на всех этапах его исторического развития, нередко облекаясь в апокалипсическую форму.

Особенно остро это проявляется в периоды резких социальных трансформаций. На протяжении XX века к теме кризиса культуры и цивилизации обращались многие представители западноевропейской философии: Э. Гуссерль, Г. Зиммель, М. Хайдеггер, X. Ортега-и-Гассет, Р. Гвардини, А. Камю и др. Особое место анализ кризисного мироощущения занимает в творчестве представителей русской религиозной философии: Вл. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Г. Федотова и др. Русской философии всегда было свойственно эсхатологическое восприятие истории, особенно обострившееся в начале XX века в связи с коренными социальными переменами, происходящими в России и в Европе.

В связи с этим обращение к анализу глобальной проблематики в современном обществе, ее оценке в творчестве того или иного мыслителя, той или иной научной школы, требует развернутого системного исследования подходов к изучению причин и последствий социальных кризисов в XX веке. Особенно актуально сопоставление идей и подходов Римского клуба (особенно философской и гуманитарной проблематики его исследований и программных документов) с тенденциями анализа и оценки социокультурного кризиса (как кризиса духовности, рациональности, гуманизма), возникшего в Европе на переломе эпох, в философской литературе первой половины XX века. Представляется важным и своевременным проследить идейные корни и взаимосвязи такого направления социальной мысли, как современная глобалистика и философии кризиса в XX веке, объединяющей широкий массив работ в области социальной философии, философии истории, философии культуры и т. д., составляющей самостоятельное направление в философии XX века и оказавшей огромное влияние на общее развитие современной философии.

Степень разработанности проблемы. Глобальная проблематика, ее истоки и перспективы, изучаются сегодня многими российскими и зарубежными учеными. В современной историко-философской, социально-философской, социально-экономической и т. п. литературе эти проблемы, а также подходы к их решению, рассматриваются с разных сторон.

В течение многих лет в нашей стране проекты и исследования Римского клуба оценивались односторонне, в свете определенных идеологических позиций. Так, в «Философском энциклопедическом словаре» отмечалось, что «политическая программа Римского клуба носит характер либерально-буржуазного реформизма. В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции неомальтузианства, неокантианства, технологических теорий. Ученыемарксисты подвергли критике работы Римского клуба за слабость теоретико-методологической базы исследований, их апологетический характер, игнорирование необходимости коренных социальных преобразований для эффективного решения глобальных проблем». 1 Подобные оценки можно было встретить в других работах.2.

Лишь с середины 80-х годов читатели в России получили возможность более широко познакомиться с исследованиями, программными документами, отчетами этой международной общественной организации. Большое значение в этом смысле имела публикация книги основателя Клуба А. Печчеи «Человеческие качества». Эта работа посвящена истории возникновения и становления Римского клуба, формированию концептуальных идей и организационных основ его деятельности.

Подробный обзор исследований и анализ идей Римского клуба представлен в работах Гвишиани Д. М., Лейбина В. М., Мотылева В. В., Пригожина А. И., Сеитова A.A., Хозина Г. С. и др.

В отечественной философской литературе широко представлены работы, посвященные исследованию глобальной проблематики. Среди работ этого направления следует отметить труды Араб-Оглы Э.А., Гончаренко А. Н., Гудожника Г. С., Комарова В. Д., Косова Ю. В., Лисеева И. К., Моисеева H.H., Фролова И Т., Чумакова А. Н., Шахназарова Г. Х. и др.

Достаточно подробно в западной и отечественной научной литературе обсуждались методологические аспекты исследования глобальных проблем, возможности глобального моделирования, системного анализа в приложении к решению мировой проблематики. Мировое признание получили исследования японских ученых во главе с Я. Кайя (модель «Фуджи», 1974), латиноамериканских ученых во главе с А. Эррерой (модель «Барилоче», 1974), голландских ученых во главе с X. Линнеманом (модель «Мойра», 1975), американских ученых во главе с П.

1 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 584−585.

2 См.: Федоров Ю. Римский клуб: поиски буржуазного реформизма // Мировая экономика и международные отношения, 1977. № 12- Бестужев-Лада И. В. Кризис буржуазных концепций будущего человечества. М., 1978; Араб-Оглы Э. А. Демографические и экологические прогнозы. Критика современных концепций будущего человечества. М., 1979 и др.

Робертсоном (модель «Сарум», 1976), разработанная экспертами ООН во главе с В. Леонтьевым модель «Мир-6» (1977) и многие другие. Широко известны исследования С. Менделовича, И. Галтунга, Р. Фалка, Р. Катари, А. Мазруи и др. в рамках «Проекта мирового порядка», Г. Кана, Ч. Фримана, С. Коула, К. Дойча, Ж. Лезури и др. сотрудников Института всемирной вахты (США) во главе с Л.Брауном.

Большой вклад в изучение и моделирование глобальных процессов внесли такие российские ученые, как Гвишиани Д. М., Геловани В. А., Дубовский C.B., Келле В. В., Коржева Э. М., Коспок В. Н., Лапин Н. И., Моисеев H.H., Наумова Н. Ф., Новик И. Б., Пионтковский A.A., Погорецкий В. Г., Садовский В. Н., Яблонский Я. И. и др.

Вместе с тем, несмотря на наличие отечественных работ по истории и теоретическим проблемам Римского клуба, в них в основном представлен анализ тематики и проектов первого десятилетия его деятельности, и прежде всего двух первых докладов. Основное внимание уделялось анализу концепций «нулевого роста», «пределов роста». В результате недостаточно изученными оказались сдвиги в проблематике, оценках, методологии и в целом эволюция идей Клуба в 80−90-е годы.

Следует отметить, что в последние годы сократилось число публикаций, посвященных исследованиям Римского клуба. Между тем в историко-философской литературе до сих пор отсутствуют специальные работы, в которых была бы представлена философская и гуманитарная проблематика Римского клуба, обращение к которой характерно для исследований этой организации последнего десятилетия.

Обращение к глобальной проблематике органично связано с эволюцией кризисного сознания в XX веке. Исследование причин и последствий социокультурного кризиса на протяжении десятилетий привлекало внимание многих видных представителей западной философии. В отечественной философии кризису европейской культуры посвящены работы Гайденко П. П., Ионина Л. Г., Руткевича А. М., Соловьева Э. Ю., Тавризян Г. М. и др.

Однако в этих работах недостаточно прослежены этапы в эволюции кризисного сознания, его особенности в послевоенное время, а также его влияние на понимание противоречий научно-технического развития и генезис глобальной проблематики.

Таким образом, проблема изучения и анализа философской и гуманитарной проблематики Римского клуба в контексте историкофилософского анализа идей и учений XX века является актуальной, необходимой и своевременной.

Цели и задачи исследования. В предлагаемой работе делается попытка историко-философского анализа становления и развития философской и гуманитарной проблематики в исследованиях Римского клуба. В связи с этим ставится цель рассмотреть социальные и духовные предпосылки кризисного мироощущения в XX веке, выявить основания возникновения глобальной проблематики и ее развитие в современных социальных исследованиях (прежде всего на материалах Римского клуба) в контексте эволюции кризисного сознания и его анализа в западноевропейской и русской мысли XX века. Достижение поставленной цели требовало реализации следующих задач.

1 .Выявить социальные, духовные, научно-теоретические предпосылки возникновения глобальной проблематики в XX веке с акцентом на философской и гуманитарной проблематике Римского клуба.

2.Дать историко-философский анализ подходов к рассмотрению кризисного сознания в западноевропейской и русской социальной философии, философии истории и философии культуры.

3.Исследовать генезис и особенности технократического подхода к развитию общества в западной и русской философии в контексте разрешения кризисных ситуаций в современном обществе.

4.Проанализировать становление философской и гуманитарной проблематики Римского клуба в контексте эволюции кризисного сознания в XX веке в современных социально-философских исследованиях.

5.Рассмотреть философскую и гуманитарную проблематику Римского клуба с момента его возникновения и до настоящего времени (с акцентом на материалах 90-х годов XX века), выявить тенденции в трансформации философской и гуманитарной проблематики в зависимости от характера и общей проблематики исследований Клуба на разных этапах его деятельности.

Научные результаты, полученные в диссертации и выносимые на защиту:

1. Исследованы особенности и эволюция кризисного сознания в XX веке. В работе сопоставляется рассмотрение этого социокультурного феномена в различных философских учениях. Осуществлен историко-философский анализ концепций социокультурного кризиса, представленных в западноевропейской и русской философской литературе: в работах О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, Р. Гвардини, К. Ясперса, А. Вебера, Т. Лессинга, К. Манхейма, Э. Мунье, Э. Гуссерля, Г. Зиммеля, К. Поппера, Й. Хейзинги, П. Сорокина, Г. Федотова, Н. Бердяева и др. Выявлены основные этапы социального кризиса в XX веке, исследованы социальные и духовные предпосылки основных этапов кризиса. Показано, что в XX веке понятие и содержание социального кризиса претерпевает существенные изменения: от кризиса культуры, рациональности, идеалов Нового времени — к кризису реального человеческого существования: экологический, демографический, энергетический, продовольственный и др. кризисы, что в целом определяет характер социальной ситуации в XX веке.

2.В контексте осмысления причин и природы социокультурного кризиса рассмотрены такие философские течения и концепции XX века, как «новый консерватизм», «евразийство», концепция христианского социализма, критика тоталитаризма и др. Показано, что эти концепции связаны с осмыслением эволюции кризисного сознания в XX веке и оказали существенное влияние на формирование программ выхода из кризисных социальных ситуаций.

3.Осуществлен анализ генезиса и особенностей технократического подхода к развитию общества в западной и русской философии в контексте разрешения кризисных ситуаций в современном обществе. Показывается, что с развитием техники в XX веке связан один из центральных этапов эволюции кризисного сознания. В работе исследуются причины и последствия технологической «экспансии», обосновывается связь технологического развития общества и становления глобальной проблематики в XX веке. Показывается, что дискуссии вокруг социокультурной роли техники были связующим звеном между философскими концепциями кризиса первой трети XX века и современной глобальной проблематикой.

4.Выявлены предпосылки становления глобальной проблематики в XX веке на основе анализа западной и русской философской литературывыявлены общие основания глобального социального кризиса конца XX века и предшествующих ему этапов кризиса. Показано, что обращение в 60−70-е годы XX века к глобальной проблематике является следствием начинающего проявлять себя глобального социального кризиса. В этом контексте особый интерес представляет деятельность Римского клуба, впервые обратившегося к исследованию глобальной проблематики. Прослежена эволюция идей Римского клуба, изменение характера и предмета исследований, смена приоритетов как в оценке кризисной ситуации в обществе, так и в выборе возможных путей решения глобальных проблем. Показана определенная преемственность в оценках кризисного состояния и возможностей его преодоления в философских работах, посвященных анализу социокультурного, технологического кризиса, и работах, рассматривающих обострение глобальных экологических, демографических, энергетических и др. проблем, составляющих поле исследований Римского клуба. Показано, что в развитии идей Римского клуба можно выделить несколько этапов — от эколого-демографических предостережений человечеству (концепции «нулевого», «органического» роста) до программ гуманитарного характера: «всеобщей солидарности» в решении глобальных проблем, перестройки систем обучения, информатизации, технического оснащения современного общества.

5.Проанализирована философская и гуманитарная проблематика Римского клуба, выявлены основные точки роста данной проблематики в исследованиях Клуба. Показано, что проблематика Римского клуба органично вписывается в общий контекст философских исследований XX века. Особое внимание уделяется последнему десятилетию в деятельности Клуба. Впервые с этих позиций анализируются программные документы 90-х годов XX века, предлагающие гуманитарное решение глобальных проблем.

Научно-практическая значимость работы связана с актуальностью диссертационной темы. Результаты, полученные в работе, могут служить материалом для дальнейшего историко-философского анализа исследований Римского клуба, а также философии кризиса в XX веке. Высказанные в диссертации положения и выводы будут способствовать устранению ряда концептуальных ошибок в оценке исследований, проводимых по инициативе Римского клуба. Материал диссертации может быть использован при переподготовке и повышении квалификации преподавателей философии и социальных наук вузов, молодых исследователей, работников интеллектуальной сферы деятельности. Содержание работы также может оказаться полезным для преподавания, для разработки вузовских курсов философии и спецкурсов по истории современной философии.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической и методологической основой диссертации служит совокупность принципов, выработанных в сфере историко-философской науки.

В работе используются элементы сравнительно-исторического анализа, сочетание изучения истории идей и их социокультурного контекста (прежде всего для сравнения оценки кризиса культуры в западной и русской философской мысли). Вместе с тем данное диссертационное исследование использует метод логико-исторической реконструкции в приложении к исследованию эволюции кризисного сознания, а также типологизацию многобразных проявлений этого феномена в XX веке.

Анализ философской и гуманитарной проблематики Римского клуба строился с ориентацией на требования системного подхода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации предпринята попытка проанализировать формирование и развитие философской и гуманитарной проблематики Римского клуба, одной из влиятельных международных общественных организаций, в 70-х годах XX века обратившейся к исследованию глобальных проблем человечества.

Анализ философской и гуманитарной проблематики Римского клуба представлен в диссертации в контексте эволюции кризисного сознания в XX веке и его анализа в западноевропейской и русской социальной философии, философии культуры, философии истории, начиная с «Заката Европы» О. Шпенглера и до современных исследований в рамках философии кризисов, с ее пиком в исследованиях по философии техники, экологической философии, а также в исследованиях, проводимых по инициативе Римского клуба.

Цель диссертационного исследования также предполагала выявление характерной специфики кризисного сознания, проявляющейся на разных этапах его развития в XX столетиипроанализировать социальные и духовные предпосылки этого социального феномена.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: проанализированы социальные, духовные, научно-теоретические предпосылки возникновения глобальной проблематики в XX веке с акцентом на философской и гуманитарной проблематике Римского клубапроанализирована эволюция подходов к рассмотрению кризисного сознания в западноевропейской и русской социальной философии, философии истории и философии культурырассмотрены особенности кризисного мироощущения в XX веке, сопоставлено рассмотрение этого социокультурного феномена в различных философских ученияхрассмотрена эволюция кризисного мировосприятия в XX веке и проектов, предлагавшихся для преодоления социальных и пр. кризисов, путей его преодоленияисследован генезис и особенности технократического подхода к развитию общества в западной и русской философии в контексте разрешения кризисных ситуаций в современном обществерассмотрен вопрос становления философской и гуманитарной проблематики Римского клуба в контексте эволюции кризисного сознания в XX веке в философских исследованияхрассмотрена философская и гуманитарная проблематика Римского клуба с момента его возникновения и до настоящего времени (с акцентом на материалах 90-х годов XX века), выявлены тенденции в трансформации философской и гуманитарной проблематики в зависимости от характера и общей проблематики исследований Клуба на разных этапах его деятельности.

В результате решения перечисленных задач при проведении диссертационного исследования были получены следующие научные результаты:

В работе рассмотрены особенности кризисного сознания в XX веке, представлен и проанализирован широкий спектр исследований в области философии кризиса в западноевропейской и русской философии первой половины XX века. Осуществлен систематический анализ концепций социокультурного кризиса, представленных в работах О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, Р. Гвардини, К. Ясперса, А. Вебера, Т. Лессинга, К. Манхейма, Э. Мунье, Э. Гуссерля, Г. Зиммеля, К. Поппера, Й. Хейзинги, П. Сорокина, Г. Федотова, Н. Бердяева и др.

В работе показано, что социокультурный кризис рубежа веков не носил узковременного локального характера, в течение столетия кризисное напряжение нарастало, менялся характер кризиса, возникали новые формы кризисной напряженности: на смену социокультурному и антропологическому кризису рубежа веков приходят технологический, социально-экономический, социально-политический, экологический, демографический, энергетический, продовольственный и др. кризисы, что в целом определяет характер социальной и духовной ситуации в XX веке. В работе рассматриваются основные этапы социального кризиса в XX веке, исследуются социальные и духовные предпосылки основных этапов кризиса.

В контексте анализа социокультурного кризиса начала века впервые рассмотрены концепции «радикального консерватизма», «евразийства», «либерализма» и их влияние на эволюцию кризисного сознания ы XX веке.

В работе прослеживаются генезис и особенности технократического подхода к развитию общества в западной и русской философии. Показано, что обращение к «концепции технократии», идеям технологического развития рассматривалось в качестве альтернативы общественного развития, возможного пути преодоления социокультурного кризиса в контексте их влияния на современное общество. Показывается, что с развитием техники в XX веке связан один из центральных этапов эволюции кризисного сознания. В работе рассматриваются причины и последствия технологической «экспансии», обосновывается связь технологического развития общества и становления глобальной проблематики в XX веке.

Выявляются предпосылки становления глобальной проблематики в XX веке. Показано, что обращение в 60−70-е годы XX века к глобальной проблематике является следствием начинающего проявлять себя глобального социального кризиса. В этом контексте особый интерес вызывает деятельность Римского клуба, впервые обратившегося к исследованию глобальной проблематики.

Прослежена эволюция идей Римского клуба, изменение характера и предмета исследований, смена приоритетов как в оценке кризисной ситуации в обществе, так и в выборе возможных путей решения глобальной проблематики.

Показана определенная преемственность подходов к оценке кризисного состояния общества и в философских работах, посвященных анализу социокультурного, антропологического кризиса, кризиса технократической концепции и работах, рассматривающих обострение глобальных экологических, демографических, энергетических и др. проблем, составляющих проблемное поле Римского клуба.

Выделены основные этапы развития идей Римского клуба — от эколого-демографических предостережений человечеству (концепции «нулевого», «органического» роста) до программ гуманитарного характера: «всеобщей солидарности» в решении глобальных проблем, перестройки систем обучения, информатизации, технического оснащения современного общества.

Проанализирована философская и гуманитарная проблематика Римского клуба, выявлены основные точки роста данной проблематики в исследованиях Клуба. Показано, что проблематика Римского клуба органично вписывается в общий контекст философии XX века. Особое внимание уделяется последнему десятилетию в деятельности Клуба. Впервые анализируются программные документы 90-х годов XX века, предлагающие гуманитарное решение глобальных проблем.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования связана с актуальностью диссертационной темы. Результаты, полученные в работе, могут служить материалом для дальнейшего историко-философского анализа проблематики Римского клуба. Материалы последнего десятилетия деятельности Римского клуба представляют собой значительный массив документов, программ, проектов, научных монографий и статей. Анализ этой литературы весьма интересен в плане исследования современных тенденций развития социальной мысли. Также представляется перспективным проведение сравнительного анализа философской и гуманитарной проблематики в исследованиях и документах Римского клуба и в материалах других общественных организаций, обратившихся к исследованию глобальных проблем человечества в преддверии третьего тысячелетия.

Обращение к исследованию эволюции кризисного сознания в XX веке также требует продолжения. Значительный интерес представляет построение типологии кризисов в XX веке, выявление и сопоставление тенденций и направлений историко-философского и социально-философского анализа кризисного мироощущения и его трансформации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Bell D. The Coming of Post-1.dustrial Society. A Venture in Social Forecasting. Basic Books. — New York, 1976. — XIV, 507 p.
  2. Berger G. Social Science and forecasting- Methods and results // Sharpingthe future. Gaston Berger and the concept of prospective / Ed. by A. Cournand e.a. L. e.a., 1973. P. ll-20,29−34,100−106.
  3. Beyond the limits: confronting global collapse, envisioning a sustainable future / Donella H. Meadows, Dennis L. Meadows, Jorgen Randers. -1992.-300 p.
  4. Botkin J., Elmandgjra M., Malitza M. No Limits to Learning. Bringing the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford etc., 1979.
  5. Boyer E.L. Managing tomorrow’s education // Challenge to leadership. Managing in a changing world. N.Y. — P.49−55.
  6. Castells M. The Information Ages: Economy, Society, & Culture. -Blackwell Publishers. 1996−1997.
  7. Dizard W. The Coming Information Age: An Overview of Technology, Economics and Politics. N.Y.-L., 1982.
  8. Eldredge H.W. University education in futures studies //Futurist. -Washington, 1975. Vol.9. — N2. — P.98−112.
  9. Evans Ch. The Mighty Micro: The Impact of the Computer revolution. -L., 1982.
  10. Falk R, Kim S. An Approach to World Order Studies and the World system. N.Y., 1982.
  11. Ferrarotti F. The myth of inevitable progress. Westport (Conn.) — L.: Greenwood press, 1985. — 208 p.
  12. Forrester J. Global Modelling revisited. Futures, 1982. — Vol.14. — N.2.
  13. Galbraith G. Economics and the Social Purpose. Boston, 1973.
  14. Gatlung J. The True Worlds. A Transnational Perspective. N.Y., 1980.
  15. Giarini O. Dialogue on Wealth and Welfare. An Alternative View of World Capital Formation. A Report to the Club of Rome. Pergamon Press, Oxford, 1980. — XXV, 386 p.
  16. Globalization, Knowledge and Society / Ed. by Albrow M. And King E. -London: SAGE Publications, 1990.
  17. Gras A. Grandeur et dependance: Sociologie des macro-systemes techn. -Paris, 1993. 291 p.
  18. Guernier M. Tiers-Monde: Trois Quarts du Monde. Rapport au Club de Rome. Paris, 1980.
  19. Hawrylyshyn B. Road Maps to the Future. Towards More Effective Societies. A Report to Club of Rome. Oxford: Pergamon Press, 1980. — XV, 193 p.
  20. Herrera A. et. al. Catastrophe or New Society? A Latin American World Model. Ottawa, 1976.
  21. Hickman L.A. Technology as a Human Affair. N.Y.: McGraw-Hill publ., 1990.-XIV, 495 p.
  22. Husserl E. Die Krisis der Europaischen Wissenschaften und die Transzendentale Phanomenologie. Haag, 1954. — XXII, 557 p.
  23. Imamichi T. Moral Crisis and Metatechnical problems. In: Eco-ethica et philosophia generalis. Tokyo, 1992. — P. LV-LXVI.
  24. Kahn H. The Coming Boom: Economic, Political, Social. N.Y., 1982.
  25. Kassirer E. The mith of state. L., 11 946.
  26. King A. The Club of Rome-Reaffirmation of a Mission. Interdisciplinary Science Reviewes, 1996. -Vol. 11. No. 1.
  27. Laszlo E. Introdaction to System Phylosophy. N.Y., 1973. — 328 p.
  28. Lessing T. Europa und Asien. Munchen, 1939.
  29. Lessing T. Die verflehte Kulur. Munchen, 1921.
  30. Lessing T. Philosophie als Tat. Guttingen, 1914.
  31. Marcuse G. One-demensional man: Studies in the ideology of advanced industrial society. L.: Routledge Paul, 1964.
  32. Martun J. Technology’s crucible: An Exploration of the Next Four Decades. Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice-Hill, 1987.
  33. Mazrui A. World Federation of Cultures. An African Perspective. N.Y., 1976.
  34. Meadows D., Richardson J., Bruckman G. Gropping in the Dark. The First Decade of Global Modelity. Chichester, 1982.
  35. Meadows D.L. et. al. The limits to Growth. A Report to the Club of Rome’s Project on the Predicament to Mankind. N.Y.: Uneverse Books, 1974.
  36. Mendelovitz S. The Struggle for a Just World Order: An Agenda of Inguiry and Praxis for the 1980's. N.Y., 1982.
  37. Merton R. K. Science Thechnology and Society in seventinth Century Britain. — Columbus: Ohio State University Press, 1948. — 632 p.
  38. Microelextronics and Society. For the Better or for Worse. A Report to the Club of Rome. Oxford, 1982.
  39. Mohler A. La revolution conservatrice en Allemagne (1918−1932). -Puiseaux, 1993.
  40. Moll Peter H. From Scarcity to Sustainability. Future Studies and the Environment: the Role of the Club of Rome Frankfurt am Main- Bern- New York- Paris, 1991. — XIV, 328 p.
  41. Mumford L. Technics and Civilisation. New York: University Press, 1963. -106 p.
  42. Mumford L. Man as Interptreter. New York: Harcourt Brace, 1950.
  43. Norman C. The God that limps. Science and Technology in the Eighties. -N.Y., 1981.
  44. Partnerships for Sustainable Development: The Role of Business and Industry. Paris: UNEP, 1994. — 92 p.
  45. Pauli G.A. Crusader for the Future. Oxford, Pergamon Press, 1987.
  46. Peccei A. Global Modelling for Humanity. Futures, 1982. — Vol.14. — N2.
  47. Peccei A. One Hundred Pages for the Future. Reflections of the President of the Club of Rome. N.Y., 1981. — XVI, 191 p.
  48. Peccei A. The Chasm Ahead. London: Macmillan, 1969.
  49. Pelton J. Global Talk: The Marriage of the Computer, World Communication and Man. Brighton, 1981.
  50. Robertson R. Globalisation: Social Theory and Global Culture. L.: Sage Publications, 1992.
  51. Schneider B. La Revolution aux Pieds Nus. Rapport au Club de Rome. -Paris, 1985. 344 p.
  52. Schneider H. Grundriss einer Strategic des Uberlebens // Die Zukunt warter nicht. Stuttgart, 1971. — S.289−323.
  53. Schumacher E. Small is Beautiful: A Study of Economics as if People Mattered.-N.Y., 1973.
  54. Skolimowski H. Freedom, Responsibility and the Information Society. Vital Speeches 50. (June 1,1984). — №.16.
  55. Studies in Philosophy, Politics and Economics. L., 1967.
  56. Though the '80 s: Thinking Globally, Akting Locally / Ed. by F. Feather. Washington, 1980.
  57. Tinbergen J., Dolman A., Ettinger J. Rechaping the International Oder. A Report to the Club of Rome. N.Y., 1987.
  58. Toffler A. The adoptie corporation. L.: Gower, 1985.
  59. Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.
  60. Waters M. Globalization. Routlenge. London-New-York, 1995. -185 p.
Заполнить форму текущей работой