Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние афганского вооруженного противостояния на политическую и экономическую ситуацию в Средней Азии и Казахстане

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третья группа источников представляет собой материалы проектов, реализованных различными западными фондами, например, Фонд Фридриха Эберта профинансировал издание сборника статей экспертов из стран региона «Центральная Азия: собственный взгляд"1, материалов семинара на тему «Государство и религия: поиск путей продолжения диалога». 2 А также проект Организации по безопасности и сотрудничеству… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Развитие военно-политической ситуации в Афганистане в период антитеррористической кампании (2001 — 2009гг.)
    • 1. Усилия американской администрации и стран НАТО по стабилизации ситуации в Афганистане в 2001—2008 гг.
    • 2. Обострение ситуации в 2009 году и разработка новой администрацией США стратегии «выхода» из Афганистана
  • Глава II.
  • Влияние афганского вооруженного противостояния на политическое и экономическое развитие Средней Азии и Казахстана
    • 1. Основные пути влияния афганского кризиса на политическое и экономическое развитие Средней Азии и Казахстана по оценкам экспертов СНГ
    • 2. Анализ оценок западных экспертов и политиков по поводу влияния афганского конфликта на развитие политической и экономической ситуации в Средней Азии и Казахстане

    3. История становления и формирования двусторонних отношений стран Средней Азии и Казахстана с Исламской Республикой Афганистан и их внешнеполитические инициативы. а) Республика Казахстан. б) Кыргызская Республика. в) Республика Таджикистан. г) Туркменистан. д) Республика Узбекистан.

Влияние афганского вооруженного противостояния на политическую и экономическую ситуацию в Средней Азии и Казахстане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На протяжении практически целого столетия территория Афганистана остается непреодолимым препятствием на пути развития взаимовыгодных политических и экономических контактов Средней Азии и Казахстана с государствами Среднего Востока и Южной Азии. Транспортные коммуникации, подводившиеся российской империей, а затем Советским Союзом в Среднюю Азию, прерывались на афганской границе. Железные дороги, строившиеся Великобританией в Индии, также не достигали южных границ Афганистана, превратившегося в «буферное» государство между зонами влияния мировых держав, что, в свою очередь, по мнению В. Г. Коргуна, во многом определило исторические судьбы этой страны.1.

В течение двадцати лет независимого развития государства Средней Азии и Казахстан, как самостоятельные субъекты международных отношений прилагали внешнеполитические усилия по стабилизации обстановки в Афганистане и созданию благоприятных возможностей для выхода через территорию этой страны и Пакистана на международные морские пути, развития регионального экономического сотрудничества, предотвращению угроз и вызовов из Афганистана своему политическому и экономическому развитию.

Актуальность данного исследования определяется острой необходимостью обобщения и осмысления хода развития афганского вооруженного противостояния, внутрии внешнеполитических мероприятий стран Средней Азии и Казахстана по поиску путей урегулирования этого конфликта и снижения его влияния. Острота проблемы становится еще более актуальной в свете предстоящего вывода войск международной коалиции и предполагаемого вступления Афганистана в новую полосу нестабильности. Соединенные Штаты Америки и их союзники по НАТО настойчиво пытаются включить Афганистан в региональное экономическое сотрудничество в рамках проектов «Большой Центральной Азии» и «Нового Шелкового пути». В этой связи Средняя Азия и Казахстан на основе двадцатилетней работы по афганскому урегулированию должны определить свои позиции и сформировать стратегию и тактику дальнейших действий. Представляется, что в этом плане данное исследование окажется востребованным государственными структурами стран Средней Азии и Казахстана.

Степень научной разработанности темы. Научные исследования по теме афганского кризиса и его влияния на ситуацию в Средней Азии и Казахстане, проведенные как на пространстве Содружества Независимых Государств, так и учеными дальнего зарубежья, связаны исключительно с проблемами безопасности, распространения религиозного экстремизма, ростом незаконной торговли афганскими наркотиками, либо геополитической борьбой региональных и вне региональных сил.1.

Так, Князев A.A. в своей докторской диссертации «Влияние афганского кризиса на безопасность Центральной Азии» выделяет следующие угрозы, исходящие с территории Афганистана:

— производство и распространение наркотиков;

— афганские беженцы;

— взаимодействие оппозиционных радикальных исламских группировок стран Центральной Азии с военно-политическими силами в Афганистане;

— военное присутствие США и усиление его политического влияния, и, в связи с этим, серьезные изменения в структуре системы региональной безопасности.

Ценными для данного исследования является заключительный вывод Князева A.A. о том, что он признает устаревшей идею изоляции афганского конфликта как основы прежней системы безопасности нашего региона. И предлагает строить ее на основе интеграции в рамках государств, чьи стратегические интересы не находились бы в антагонизме друг с другом, и чье политическое (в отдельных случаях — военное) присутствие в странах.

Князев A.A. Влияние афганского кризиса на безопасность Центральной Азии (1990;е начало 2000;х годов.).- Бишкек, 2004; Князев A.A. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX — начало ХХв.). — Душанбе: Дониш, 2004; Князев A.A. История афганской войны 1990;х гг. и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. — Бишкек: издательство КРСУ, 2002. Князев A.A. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространения в Центральной Азии". — Бишкек: Илим, 2003; Акимбеков С. М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии.- Ал маты, 2003; Ахмед Рашид. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая Игра в Центральной Азии. — М.: Библион — Русская книга, 2003. Афганистан и безопасность Центральной Азии, сборник материалов по исследованию проблем безопасности центральноазиатского региона, — Бишкек, Илим, выпуск 1,2,3. Сайдалиев У. Международная антитеррористическая операция в Афганистане и ее влияние на геополитику Центральной Азии, — Душанбе, 2009; Мутов С. А. Центральная Азия в политике мусульманского мира, Москва, 2011; Мараталиева З. Т. Региональная политика России и Китая в Центральной Азии и ШОС как фактор взаимодействия. — Бишкек, 2010; Ташматова С. И. Политика США в отношении стран Центральной Азии.-М., 2008; Манякин JI.B. Центральноазиатский регион во внешней политике США (конец 80-х годов XX — начало XXI века). — Астана, 2012; Баранов А. Ю. Шанхайская организация сотрудничества и политика США в Центральной Азии.-М., 2010; Усмон Д. Исламский фактор в политических процессах России и Таджикистана: сравнительный анализ. -М., 2008; Даирова A.M. Исламский фактор" в политических процессах Казахстана.-М., 2006; Зеличенко АЛ. История интегрирования Кыргызстана в международный процесс противодействия афганской наркоэкспансии: 1991;2002 гг.- Бишкек, 2003. региона не противоречили бы традиционным ценностям народов стран региона.1.

Дж. Латифов в своей диссертации «Таджикско-афганские отношения в 1987;1995 годы (характер, содержание)» уделяет основное внимание исламскому фактору в двусторонних отношениях, политизации ислама в Таджикистане в результате исламской революции в Иране в 1978 году и афганского конфликта, прямым связям исламистов Афганистана и Таджикистана.

Исследователи Сергеев В. В., Айдамиров A.M., Бурлинова Н. В. в своих диссертациях осветили политику США и НАТО в Афганистане, деятельность американской армии и Международных сил содействия безопасности в этой стране в последнее десятилетие.2.

Одно из ведущих на постсоветском пространстве учреждений, занимающихся проблемами исследуемого региона, это сектор Афганистана Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения АН РФ. Однако в последние годы сектор Афганистана не имеет фундаментальных работ по теме исследования. Опубликованная в 2009 году монография заведующего сектором Коргуна В. Г. «Россия и Афганистан. Исторические пути формирования образа России в Афганистане» описывает историю «Большой игры» и взаимоотношений России и Афганистана.

В целом, государства Средней Азии и Казахстан в научной литературе рассматривались больше в качестве объектов афганской политики ведущих мировых и региональных держав, чем самостоятельных субъектов политических и экономических процессов в этом неспокойном регионе мира. Автор не нашел ни одной научной работы, объектом исследования которой была бы самостоятельная внешняя политика стран Средней Азии и Казахстана в отношении Афганистана и урегулирования вооруженного конфликта в этой стране. Первые попытки постановки данной проблемы имели место в выступлениях некоторых экспертов во время международных конференций в Худжанде 26−28 июня 2007 года и 10−12 июня 2008 года на Иссык-Куле, 3 организованные Общественным фондом А. Князева, Институтом Центральной Азии и Кавказа, фондами А. Ш. Масуда и Ф.Эберта. Однако в дальнейшем это чрезвычайно актуальное направление научного.

Князев A.A. Дисс. докт. ист. наук. Влияние афганского кризиса на безопасность Центральной Азии: 1990;еначало 2000;х. — Бишкек, 2004, — С. 285.

2Сергеев В. В. Политика США в Афганистане. — М., 2011; Айдамиров A.M. Афганское направление политики США в контексте глобальной антитеррористической стратеги. — М., 2010; Бурлинова Н. В. НАТО в Афганистане (2003;2009гг.): проблемы выработки и реализации политической стратегии. — М., 2010.

3Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы, под редакцией А.Князева. — Бишкек, 2007. — 296с.- Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика Центральной Азии, под редакцией А.Князева. — Бишкек, 2008. — 392с. поиска не нашло развития. Вместе с тем, представляется важным как с научной, так и практической точки зрения рассмотреть и понять политические и экономические интересы республик Средней Азии и Казахстана в Афганистане для планирования внешней политики на афганском направлении.

Следует отметить, что проблема влияния вооруженных конфликтов на политическое и экономическое развитие соседних «прифронтовых» государств в научной литературе практически не исследовалась. Государства, примыкающие к Южной Корее, Вьетнаму, Кампучии, Анголе, Никарагуа, Ираку, Сербии, Ливии, где имели место длительные вооруженные конфликты в прошлом, не сталкивались с проблемами выхода на международные морские пути. Республики же Средней Азии и Казахстан находятся в глубине Евразийского материка и изолированы от мирового океана такими нестабильными странами как Афганистан и Пакистан. Лишены возможности развивать региональное экономическое сотрудничество, последовательно налаживать торговлю с государствами Среднего Востока и Южной Азии, как это делают, например, страны Юго-Восточной Европы, вступающие в Европейский Союз.

Объект исследования. Как отмечалось выше, основным объектом исследования в основном являлись вопросы обеспечения безопасности, отражения нетрадиционных угроз, исходящих с территории Афганистана, сохранения его буферного статуса или создания лояльной буферной зоны, 1 формирования антинаркотического пояса безопасности вдоль афганкой границы.

Но это значит, что южное направление развития торгово-экономических отношений для стран Средней Азии и Казахстана вновь закрывается, как это было в годы «холодной войны». И регион вновь возвращается в прежнее геополитическое и геоэкономическое пространство, центром притяжения которой является Россия. При этом сохраняются определенные политические, географические и технические препятствия выхода на мировые рынки через южно-кавказский коридор, Иран, Турцию и Китай.

Казахстанский исследователь Акимбеков С. М., хотя и признает, что «если подходить к проблеме максимально объективно, прекращение войны в Афганистане в принципе отвечало интересам новых независимых государств Центральной Азии» (Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. — Алматы, 1998. С. 211), однозначно считает, что руководство этих стран, а также России и Ирана были заинтересованы в сохранении буферного статуса Афганистана, ограждавшего их от нежелательного влияния извне. Даже межтаджикское урегулирование, по его мнению, должно было служить главной цели Москвы и Тегерана — конфликт в Таджикистане не должен был мешать решению геополитической задачи-обеспечения надежного тыла группировке Ахмад Шаха Масуда и сохранения позиций антиталибского альянса в качестве буфера в Северном Афганистане (там же, С. 238).

Стратегии «Большой Центральной Азии» и «Нового Шелкового пути», предложенные американскими учеными и администрацией США соответственно будут пока иметь серьезные препятствия для реализации в виде крайне нестабильной и непредсказуемой военно-политической и социально-экономической ситуации в Афганистане и Пакистане. Можно констатировать, что США не смогли достичь своей цели по созданию центробежных сил, отрывающих Среднюю Азию и Казахстан от бывшего советского пространства, от России.

Тем не менее, для центрально-азиатских стран важно предпринимать совместно с международным сообществом настойчивые усилия по сохранению возможности экономического сотрудничества с государствами Среднего Востока и Южной Азии, с Афганистаном. Ибо, в связи с планируемым выводом международных сил содействия безопасности угрозы международного терроризма, исламского радикализма, незаконного оборота наркотиков и нелегальной миграции, включая проблему беженцев, становятся очевидными и вновь, как это было в конце 1990;х годах, будут создавать проблемы для привлечения иностранных инвестиций, чрезвычайно необходимых для их поступательного и динамичного развития.

Таким образом, объектом исследования диссертации, помимо антитеррористической операции и усилий международной коалиции по восстановлению и реконструкции Афганистана, являются внутренняя, внешняя и экономическая политика государств Средней Азии и Казахстана по стабилизации ситуации в Афганистане, развитию отношений с этой страной и создания предпосылок для регионального экономического сотрудничества.

Предметом исследования — опыт восстановления и реконструкции Афганистана и изучение подходов и мероприятий стран региона в сфере политики и экономики по стабилизации ситуации в Афганистане и нейтрализации или снижения угроз и вызовов, исходящих в результате афганского вооруженного противостояния.

Цель исследования — оценка итогов международных усилий по афганскому урегулированию и комплексный анализ истории формирования, реализации и результатов, а также перспектив развития отношений стран Средней Азии и Казахстана с Исламской Республикой Афганистан.

В соответствии с поставленной целью определены и основные задачи исследования. исследовать ход и результаты реализации концепции «государственного строительства в Афганистане» Соединенными Штатами Америки и их союзниками по НАТО и международной коалиции;

— определить и исследовать основные факторы и пути влияния афганского вооруженного противостояния на развитие политической и экономической ситуации в Средней Азии и Казахстане;

— исследовать вклад и усилия стран Средней Азии и Казахстана по урегулированию внутриафганского конфликта и стабилизации Афганистана.

Хронологические рамки исследования. В настоящей работе рассматривается развитие вооруженного конфликта в Афганистане в период с 2001 по 2009 годы. Выбор таких временных рамок связан с тем, что в 2001 году после событий 11 сентября международное сообщество начало антитеррористическую кампанию и приступило к попытке государственного строительства в Афганистане, ставшего к тому времени логовом международного терроризма. Завершающей датой исследования военно-политической и социально-экономической ситуации собственно в Афганистане выбран 2009 год включительно. Именно в этом году США и НАТО отказались от дальнейших попыток государственного строительства и приняли решение о выводе Международных сил содействия безопасности. Таким образом, до 2014 года парадигма деятельности международного сообщества в Афганистане достаточно ясна, и она последовательно осуществляется согласно намеченным планам.

Вместе с тем, исследование внешнеполитических и, особенно, внешнеэкономических процессов, происходивших в Средней Азии и Казахстане и так или иначе связанных с ситуацией в Афганистане и вокруг него, охватывает более широкий период. В диссертации рассматриваются усилия новых независимых государств региона по стабилизации ситуации в Афганистане, поиску путей выхода на международные рынки, в том числе и на южном направлении, выгодному использованию новых обстоятельств, связанным с выводом международных сил из ИРА. В связи с этим многие события и факты в работе рассматриваются в хронологических рамках с начала 1990 годов по 2012 год.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в научной исторической литературе дается обобщенное видение развития военно-политической и социально-экономической ситуации в Исламской Республике Афганистан в течение последнего десятилетия, когда в стране присутствуют Международные силы содействия безопасности и проводится антитеррористическая операция «Несокрушимая свобода».

Также впервые комплексно рассматриваются внешнеполитические усилия стран Средней Азии и Казахстана по афганскому урегулированию, установлению и развитию отношений с новым государственным образованием — Исламской Республикой Афганистан.

Методологические основы диссертации: Методологической основной исследования стали принципы историзма, объективности и системного анализа. В качестве системы мы рассматриваем весь комплекс среднеазиатско — афганских отношений в указанный хронологический период. Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют фундаментальные труды известных ученых-историков Таджикистана, Казахстана, России по вопросам историографии, источниковедения и методам исторического исследования.1 Безусловно, за рамками данной научной работы остались цивилизационная теория А.Дж.Тойнби, теория мировой истории как описание отдельных культур О. Шпенглера, теория столкновения цивилизаций С. Хантингтона, теория социальной стратификации и социальной мобильности П. А. Сорокина. А также теория К. Т. Ясперса о рационализме и стремлении человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций, поиску более справедливого социального устройства, о том, что общество со временем изменяется. Это связано с тем опасением, что исследование ушло бы в сторону социологии, политологии, политической философии, что не позволяет объем кандидатской диссертации. Однако в глубине мысли автора эти идеи присутствовали, так как они позволяют объяснить глубинные (цивилизационные, культурные, психологические) причины развития политической ситуации не только в Афганистане, но и в странах Средней Азии и Казахстане. Например, дилемма выбора светской или религиозной формы государственности в Таджикистане связана с еще сильно действующими историческими, культурными традициями и реальностями современной жизни, привнесенными в годы советской власти.

Для анализа и оценки развития политической и экономической ситуации в Средней Азии и Афганистане особую ценность представляют уже ставшие классическими выводы ученых и опыт политиков о том, что преобразования в традиционных обществах Востока требуют чрезвычайной осторожности. Они должны учитывать местные традиции, культуру, силу религиозного.

Быковский С. Н. Методика исторического исследования. — ГАИМК, Л., 1931; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. — М., 1987; Бочаров A.B. Алгоритмы использования основных научных методов в конкретно-историческом исследовании. Учебное пособие. — Томск, 2007; Козыбаев М. К. (Ред.) Вопросы историографии и источниковедения Казахстана (дореволюционный период). — Алма-Ата: Наука, 1988; Козыбаев М. К. Проблемы методологии историографии и источниковедения истории Казахстана: (избранные труды). — Апматы: Гылым, 2006; Масов P.M. Историография Советского Таджикистана. -Душанбе: Дониш, 1978; Он же. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. — Душанбе: Дониш, 1988; Койгельдиев М. К. Национальная историография на современном этапе: попытки осмысления собственного пути // Историческая наука постсоветской Центральной Азии: обретения и проблемы: Материалы научной конференции. — Алматы, 2006; Рахимбекова Б. К. Проблемы истории Казахстана второй половины XIX — начала XX вв. в современной историографии (1985;2000гг.). — Алматы, 2007; Абильхожин Ж. Б. Научное знание и мифотворчество в современной историографии. — Алматы, 2006 (в соавторстве). начала и религиозных связей, опираться на историческое наследие, на тот материальный и духовный потенциал, который достался им от предшествующих эпох. Это, естественно, ограничивает возможности для субъективной деятельности людей и ставит перед ними задачу адекватной оценки исторического наследия и его рационального использования в своей деятельности. Именно такой подход объясняет причины провала попыток бывшего Советского Союза и международного сообщества построить современную государственность в Афганистане, экспортировать в эту страну советскую или западную модели демократии в 80-е годы прошлого столетия и первое десятилетие нынешнего века. В Письме ЦК КПСС по Афганистану от 10 мая 1988 года говорилось «.в апреле 1978 года, в Афганистане, одной из самых отсталых стран Азии, произошел революционный переворот. Его совершила сравнительно небольшая группа военных — членов Народно-демократической партии Афганистана, выступавшей под марксистско-ленинскими лозунгами. Афганские революционеры честно, искренне стремились преобразовать свою страну. Но, взяв власть в свои руки, они повели дело по неосуществимому максималистскому курсу: в феодальном обществе с глубокими пережитками родоплеменных устоев и господством мусульманской религии во всех сферах жизни общества они выдвинули задачу радикальных социалистических преобразований, для которых не было ни социальной, ни экономической базы, ни поддержки масс».1.

Крах государственного строительства в 2001 — 2009 годы и т.н. «несостоявшееся государство» в Афганистане, ограничивающее возможности диверсифицированного выхода на мировые рынки, стали объективной реальностью, которая оказывала и оказывает сдерживающее влияние на политическое и экономическое развитие Средней Азии и Казахстана, региона, который и без того сталкивается с серьезными внутренними вызовами. Еще сохраняются очаги социально-экономической и этнической напряженности, наблюдается дефицит доверия в межгосударственных отношениях, отсутствуют эффективные механизмы и процедуры упреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

В этой связи перед историками стоит насущная задача выявления исторической обоснованности принимавшихся решений по Афганистану и проводившихся на их основе действий с тем, чтобы найти и обосновать приемлемые пути стабилизации ситуации в нашем регионе и вывести его на траекторию более устойчивого развития уже в новых исторических условиях. Нужно вынести урок из этого исторического опыта.

Ляховский А. Трагедия и доблесть Афгана, — М.: Искона, 1995.

Безусловно, при работе над диссертацией автор не мог не использовать общенаучные методы познания и конкретные методы исторической науки. Это, в частности, метод системного анализа, сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный анализ, метод прогнозирования. А также метод наблюдения и бесед с политиками, официальными лицами, общественными деятелями, учеными, журналистами, дипломатами, так как автор в течение шести лет (2005;2011гг.) находился непосредственно в Афганистане, принимал участие в нескольких международных конференциях по Афганистану, в том числе в качестве докладчика по вопросам взаимоотношений Средней Азии и Казахстана с Афганистаном.

Источниковая база. При написании главы, посвященной развитию военно-политической ситуации в Афганистане в исследуемый период, автор в основном использовал всю палитру средств массовой информации Исламской Республики Афганистан в период своей работы в этой стране в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в 2005 — 2011 годы. Это, в частности, газеты на английском и дари языках: The Kabul Times, Afghanistan Times Daily, Daily Outlook Afghanistan, Daily Annis, Daily Cheragh, Eqtedare Melli Weekly, Payam-e Mojahed и другие, а также материалы афганских информационных агентств Pajhwak Afghan News и Bakhtar News Agency. В связи с прямым влиянием Исламабада и Вашингтона на обстановку в Афганистане автор внимательно отслеживал афганскую политику ИРП и США, ежедневно просматривая пакистанские газеты The Dawn и The Nation, американские издания The New York Times и The Washington Post, а также сайты крупнейших международных информационных агентств: ВВС, Euronews, Reuters, A1 Jazeera и др. Использовались также научные доклады, монографии и статьи научно-исследовательских центров Атлантический совет и Совет по внешней политике США, опубликованных на сайтах www.acus.org, www.cfr.org и журнале «The Foreign Affairs».

Значительный объем информации об усилиях международной коалиции по стабилизации ситуации, восстановлению и реконструкции Афганистана был получен с сайтов внешнеполитических ведомств различных государств, международных организаций, как в их штаб-квартирах, так и в кабульских представительствах, в том числе ООН, Европейский Союз, НАТО, Агентство международного развития США (USAID) и аналогичных организаций других стран.

Определенная часть сведений была собрана в результате непосредственного общения с официальными лицами, общественными деятелями, экспертами, журналистами, дипломатами, представителями.

11 многочисленных международных организаций в Кабуле и международных сил содействия безопасности в Афганистане.

Безусловно, историческую информацию о событиях 2001;2009гг. в Афганистане можно найти в ведомственном архиве Министерства иностранных дел Республике Казахстан. В частности, в делах № 31−25 за 2003;2009гг., документы о внутренней политике ИРА, и № 31−26 за 20 032 009гг, документы о внешней политике PIPA.

Эти материалы были полностью использованы в монографии автора «Афганистан: опыт восстановления и реконструкции. 2001;2009гг.», изданной в Кабуле на русском языке в январе 2010 года объемом в 500 страниц.

Историография проблематики влияния афганского вооруженного конфликта на развитие именно политической и экономической ситуации в Средней Азии и Казахстане характеризуется незначительным объемом источниковой базы. Научные исследования, доклады, статьи ученых, экспертов, журналистов затрагивают исключительно проблемы и угрозы безопасности, международного терроризма и религиозного экстремизма, незаконного оборота наркотиков и геополитического и геоэкономического противоборства, без оценки их влияния на принимаемые решения государствами региона в сфере внутренней и внешней политики и экономики. Констатируется лишь усиление борьбы с различными религиозными экстремистскими организациями. Прямая зависимость экономических процессов в регионе от нестабильной ситуации в Афганистане не рассматривается ни в одной научной работе.

Поэтому в научный оборот вводится большой массив информации о деятельности государств Средней Азии и Казахстана, дающую обширную панораму развития политических и экономических процессов в связи с продолжающимся три десятилетия вооруженным противостоянием в Афганистане.

Одну группу источников составляют официальные документы государственных структур, интервью политиков, пресс-релизы, материалы пресс-конференций, государственных и частных печатных и электронных средств массовой информации и информационных агентств.

Другая группа источников включает специализированные интернет-ресурсы, сайты различных центров и институтов политических и экономических исследований. В частности, это www.ru.iournal-neo.com (Новое Восточное Обозрение, журнал Института Востоковедения Академии наук РФ), www.vostokoriens.ru (Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность, журнал Института Востоковедения и Института Африки.

РАН), www. ca-c.org (Институт центральноазиатских и кавказских исследований Швеции и Институт стратегических исследований Азербайджанской Республики), www.cps.uz (центр политических исследований Узбекистана), www.globalaffairs.ru (Россия в глобальной политике), www.russiancouncil.ru (Российский совет по международным делам), www.centrasia.ru, www.fergana.ru, www.afghanistan.ru, www. ca-news.org (центральноазиатская новостная служба).

Третья группа источников представляет собой материалы проектов, реализованных различными западными фондами, например, Фонд Фридриха Эберта профинансировал издание сборника статей экспертов из стран региона «Центральная Азия: собственный взгляд"1, материалов семинара на тему «Государство и религия: поиск путей продолжения диалога».2 А также проект Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе «О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ». Этим фондом выделялись средства для издания трех выпусков сборника материалов экспертов по Афганистану, а также исследователей-международников, специализирующихся на исследовании проблем безопасности центрально-азиатского региона под названием «Афганистан и безопасность Центральной Азии». Использованы также материалы международного научно-теоретического симпозиума «Ислам и светское государство», прошедшего в Ташкенте 5−6 июня 2002 года при поддержке международных фондов Имама Бухари и Ф.Эберта.4 Чрезвычайно полезными для данного исследования были материалы прошедших в г. Душанбе международных конференций «Афганистан и региональная безопасность: пять лет после «Талибана» (11−12 декабря 2006 г.) и «Безопасность и стабильность в Центральной Азии после вывода ISAF в 2014 году из Афганистана» (29 сентября 2011 г.), а также семинара «Новая ситуация в Центральной Азии после возможного ухода США и их союзников из Афганистана», проведенного 10 октября 2011 г. Российским советом по международным делам.

Положения, выносимые на защиту.

1. Государства Средней Азии и Казахстан после обретения независимости являются не только объектами мировой политики, как это.

Центральная Азия: собственный взгляд. — Фонд Ф. Эберта, Астана, Бишкек, Душанбе, Ташкент, 2006. -498с.

Государство и религия: поиск путей продолжения диалога, материалы семинара. — Душанбе, Фонд им. Фр. Эберта в Республике Таджикистан, 2005.

З3айферт А.К., Крайкемайер А. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. — Душанбе, 2003.

4Ислам и светское государство, под общей редакцией Мунавварова З.И.и Шнайдера-Детерса В. -Ташкент, 2003. часто преподносится в научной литературе, но и самостоятельными субъектами международной жизни, имеющими и четко осознающими свои национальные интересы и, по мере возможности, отстаивающие их на международной арене.

2. До сих пор государства региона предпринимали разрозненные внешнеполитические инициативы по урегулированию афганской проблемы, преследуя исключительно свои национальные интересы. Однако только посредством коллективных и согласованных усилий в политической, экономической, транспортно-коммуникационной, энергетической сферах можно изменить существующую ситуацию к лучшему.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы диссертации могут и должны быть использованы при исследовании проблем влияния афганского кризиса и выработки дальнейших внешнеполитических мероприятий на афганском направлении. Материалы диссертации также могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях стран региона, для подготовки учебников и лекционных курсов по учебным дисциплинам «история», «международные отношения», «регионоведение» а также дипломных проектов. Работа также представляет интерес для сотрудников внешнеполитических ведомств, непосредственно занятых в сфере среднеазиатско — афганских отношений.

Апробация результатов исследования. Основные положения настоящей диссертации были опубликованы в 2010 и 2013 годах в монографиях автора «Афганистан. Опыт восстановления и реконструкции. 2001;2009гг.», объемом в 500 страниц, «Развитие военно-политической ситуации в Афганистане с начала антитеррористической кампании и до принятия решения о выводе войск международной коалиции» (116 стр.), представлены в выступлениях на международных конференциях по Афганистану в Лондоне, Париже, Вене, Кабуле, Дели, Стамбуле, Душанбе, Астане. По теме диссертации автором было опубликовано несколько статей, в том числе в журналах из перечня ВАК. Материалы диссертационного исследования были использованы при планировании внешнеполитических мероприятий Министерства иностранных дел Республики Казахстан и подготовки и проведении в апреле 2012 года в Душанбе Пятой конференции по региональному экономическому сотрудничеству в интересах Афганистана и Третьей Конференции министров иностранных дел стран Стамбульского процесса в Алматы 25−26 апреля 2013 года.

Представленное диссертационное исследование было обсуждено и рекомендовано к защите на заседании отдела новейшей истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ 14 июня 2013 г.

Заключение

.

Таким образом, в данной диссертационной работе всесторонне рассмотрены основные пути влияния афганского вооруженного конфликта на политическую и экономическую ситуацию в Средней Азии и Казахстане.

Во-первых, из Афганистана, ставшего в 1990;е годы очагом международного терроризма и религиозного экстремизма, и где базировалась вооруженная таджикская и узбекская оппозиция, истекала реальная угроза насильственного изменения государственного строя в Таджикистане и Узбекистане. Если в Таджикистане совместными усилиями сторон при посреднической роли ООН и некоторых государств региона удалось интегрировать оппозицию в процесс мирного развития, то узбекская оппозиция, воевавшая в Афганистане на стороне Движения «Талибан», была серьезно ослаблена в ходе военных операций международной коалиции. Компромисс в Таджикистане был достигнут за счет включения в Конституцию нестандартных, политически обусловленных юридических норм и легализации исламской партии. Опасность здесь заключается в том, что политический ислам, включенный в политическую систему государства с преобладающим мусульманским населением, может прийти к власти путем «демократического выбора», как это произошло в Египте.

Руководство Узбекистана, отказавшееся от переговорного процесса и выдавившее вооруженную оппозицию в Афганистан, оказалось в выигрыше в связи с началом операции «Несокрушимая свобода». Исчезла прямая угроза продолжения атак религиозных экстремистов, как это было в 1999 и 2000 годах. Однако ожидаемый вывод войск международной коалиции из Афганистана и новый виток внутренней гражданской войны в этой стране может вновь угрожать государствам Средней Азии, в которых чрезвычайно сложная социально-экономическая ситуация способна вызвать всплеск исламского радикализма, использующего в своих целях тезис о неделимости религии и государства в мусульманском обществе.

Во-вторых, нестабильный Афганистан практически полностью блокировал возможность диверсификации внешнеэкономических связей и строительства автомобильных и железных дорог, линий электропередач и газопроводов на южном направлении. Начатая в 2001 году антитеррористическая операция не оправдала надежд, США уходят из Афганистана, так и не достигнув одной из основных своих целей — снять «афганскую угрозу», толкающую государства Средней Азии и Казахстан в сторону России и Китая. Афганистан продолжает оставаться труднопреодолимым препятствием на пути развития торговых связей стран.

Средней Азии и Казахстана с государствами Южной Азии и Среднего Востока, выхода к их морским портам.

За прошедшие двадцать лет после падения «железного занавеса» новым независимым государствам так и не удалось реализовать экономические, транспортные и инфраструктурные проекты, с которыми связывались надежды открыть выход на Юг, к портам в Индийском океане.

1. Это широко известный проект строительства газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия. Но строится альтернативный газопровод Иран — Пакистан. Сдан в эксплуатацию газопровод Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай.

2. Менее известные даже среди экспертов, которые в основном исследуют проблемы безопасности, наркотиков и большой геополитики, строительство автомобильной дороги Тургунди — Герат — Кандагар — Кветта.

— побережье Индийского океана.

3. строительство железной дороги Тургунди — Герат — Кандагар — Кветта.

— порт Гвадар. Но построена альтернативная железная дорога СерахсМешхед — Бафк — Бендер-Аббас. Построен порт Чарбахар в Ормузском проливе и от него ведется строительство железной дороги на север вдоль западной границы Афганистана.

4. Строительство железной дороги Хайратон — Мазари-Шариф — ГератИран. Удалось построить только 75 км. от Хайратона до Мазари-Шарифа в 2010 году.

5. В 2007 году построен мост «Дружба» в Нижнем Пяндже на таджикско-афганской границе. Но этот мост, как выразился американский посол, работавший в те годы в Душанбе, «мост в никуда», так как Афганистан остается нестабильным.

6. Не удается реализовать идею строительства высоковольтной линии электропередачи CASA-1000.

7. Не удалось организовать поставки природного газа из Афганистана с месторождений Шибергана.

8. Не реализованным остался проект строительства автодороги из Таджикистана в Пакистан через Ваханский коридор,.

9. До сих пор нет ясности по проекту железной дороги КитайКыргызстан — Таджикистан — Афганистан — Иран.

10. Не получили практического развития все региональные экономические проекты в рамках союза персоязычных государств. Не создано даже единое телевизионное вещание.

11. Не удалось создать Зону свободной торговли в рамках Организации Экономического Сотрудничества.

12. Поэтому, с осторожным оптимизмом приходится говорить о строительстве железной дороги, ЛЭП и газопровода из Туркменистана в Таджикистан через северный Афганистан.

13. С выводом Международных сил содействия безопасности и большей части международных организаций из Афганистана, снижением объемов международной финансовой помощи иссякнет и без того небольшой экспорт товаров и услуг из Средней Азии и Казахстана в Афганистан. Надежды на то, что создаваемая международной коалицией Северная Распределительная Сеть станет основой для развития региональной торговли, также пока остаются иллюзорными. Страны Центральной Азии не способны сами оказать содействие в восстановлении и развитии экономики Афганистана, планы международного сообщества также остаются абсолютно неясными.

К сожалению, приходится констатировать, что южное направление как было непреодолимым препятствием на пути развития международных экономических связей, так и осталось им. Не оправдались надежды на развитие внешнеэкономических связей в рамках Организации Экономического Сотрудничества.

В 2009 году американская администрация пришла к стратегии выхода из Афганистана, так и не выполнив задачу открыть южное направление для Средней Азии и Казахстана, о чем так много говорили в Вашингтоне. В этом плане итоги антитеррористической кампании международной коалиции неудовлетворительны, она не принесла ожидавшихся результатов и лишь подтвердила тезис о принципиальной ограниченности ресурсной базы внешнего силового воздействия на обстановку в Афганистане и внутреннюю логику ее развития.

Однако опыт середины прошлого века показывает, что внутренняя логика развития вполне позволяет реализацию крупных экономических, инфраструктурных проектов, которые позволят реализовать транзитный потенциал Афганистана и включить его в региональное экономическое сотрудничество. Тогда в стране были построены многие объекты не только Советским Союзом, но и США, Германией, другим странами Европы и Азии. И афганцы в годы гражданской войны пытались сохранить и сохранили некоторые наиболее ценные объекты, например элеваторы и завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе. Если в Афганистане за последнее десятилетие были бы построены производственные объекты и транспортные коммуникации, население взяло бы их под свою охрану и обеспечило их бесперебойную работу.

В создавшейся ситуации нельзя действовать по принципу «либолибо», т. е., жестко блокируя новые нетрадиционные угрозы безопасности, исходящие из Афганистана, вновь наглухо закрыть южные границы, и вернуться к экономическому сотрудничеству на северном направлении, продвигать его на Востоке через Китай и на Западе через Иран и Южный Кавказ. Хотя, безусловно, создание совместными усилиями всех заинтересованных стран и международных организаций эффективного барьера безопасности и антинаркотического пояса вдоль афганской границы остается актуальной задачей, особенно накануне вывода международных сил из ИРА.

Именно на включение Афганистана в региональное экономическое сотрудничество направлены инициативы и «Евразийского движения» и «Движения развития», лидерами которых являются известные российские политики А. Дугин и Ю.Крупнов. Эти инициативы дополняют и расширяют идеи «Большой Центральной Азии» и «Нового Шелкового пути», предложенные американскими политологами и политиками. Исходя из такого понимания, нужно предпринимать совместные действия по расширению мультимодального транспортного коридора «Север — Юг» за счет включения в него Афганистана.

На первом этапе нужно объединить усилия по строительству автомобильной и железной дороги по двум маршрутам:

— Тургунди — Герат — Лашкаргах — Зарандж — Иран и.

— Кундуз — Мазари-Шариф — Шиберган — Герат — Иран с выходом в порты Бендер-Аббас и Чарбахар.

За прошедшие годы железнодорожники Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана прибрели хороший опыт строительства на своих территориях, закупили необходимую строительную технику и могли бы быстро и качественно осуществить вышеуказанные проекты в Афганистане в общих интересах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ведомственный архив Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Документы о внутренней политике Исламской Республики Афганистан. Дело № 31−25 за 2003 2009гг.
  2. Ведомственный архив Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Документы о внешней политике Исламской Республики Афганистан. Дело № 31 26 за 2003 — 2009гг.
  3. Текущий архив Посольства Республики Казахстан в Республике Таджикистан. Документы о внешней политике Республике Таджикистан. Дело № 31−26 за 2002−2009гг.
  4. Agreement on provisional arrangements in Afghanistan pending the reestablishment of permanent government institutions, Bonn, December 5, 2001.
  5. UN Security Council resolution 1383 (2001), December 6, 200Ion Afghanistan agreement on interim arrangements in Bonn.
  6. UN Security Council resolution 1386 (2001), December 20, 200Ion international security force for Afghanistan.
  7. The Kabul Declaration on Good-neighbourly Relations, December 22, 2002.
  8. The Afghanistan Compact, London, 31 January 1 February 2006.
  9. Декларация Совместной афгано-пакистанской Мирной Джирги, Кабул, 912 августа 2007.
  10. Saving Afghanistan: An Appeal and Plan for Urgent Action, March 2008.
  11. Declaration of the International Conference in Support of Afghanistan in Paris, 12 June 2008.
  12. The Atlantic Council Pakistan Report: A Comprehensive U.S. Policy Towards Pakistan Needed, February 25, 2009.
  13. Remarks by the President on a new strategy for Afghanistan and Pakistan, March 27, 2009.
  14. McChrystal’s Initial Assessment Report of the Situation in Afghanistan, August 2009.
  15. Remarks by the President in address to the nation on the way forward in Afghanistan and Pakistan, December 1, 2009.
  16. A.M. Афганское направление политики США в контексте глобальной антитеррористической стратегии. Москва, 2010.
  17. Актуальные проблемы развития стран Центральной Азии в условиях рынка. Душанбе: РТСУ, 2008 .- 262 с.
  18. С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003. — 400 с.
  19. А. Роль Исламской Республики Иран в установлении мира в Таджикистане. Душанбе: Деваштиг, 2004. — 264 с.
  20. Афганистан и безопасность Центральной Азии. Выпуск 1/ Под редакцией А. А. Князева. Бишкек: Илим, 2004. — 166 с.
  21. Афганистан и безопасность Центральной Азии. Выпуск 2/ Под редакцией А. А. Князева. Бишкек: Илим, 2005. — 249 с.
  22. Афганистан и безопасность Центральной Азии. Вып. З/Под ред. А. А. Князева. Бишкек-Душанбе, 2006. — 250с.
  23. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. Москва: Международные отношения, 2003.-256 с.
  24. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. -Москва: Международные отношения, 2012. 264 с.
  25. Бжезинский 3. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. Москва:. Международные отношения. — 2010. — 192 с.
  26. Бжезинский 3. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис. -Москва: Астрель, 2012. 285 с.
  27. Бжезинский 3., Скоукрофт Б. Америка и мир. Москва: Астрель, 2012. -317 с.
  28. В., Микульский Д. Анатомия гражданской войны в Таджикистане (этно-социальные конфликты и политическая борьба, 1992−1995). Москва, 1996. — 67 с.
  29. В. Неповторимое. Том 5. Москва: Советский писатель, 2001.-448 с.
  30. . Ограниченный контингент. Москва: Прогресс, 1994.
  31. Диалог в действии: опыт Таджикистана. Душанбе: Деваштиг, 2008. -304 с.
  32. A.C. Конституция Республики Таджикистан 1994 года: История разработки, принятия, внесения изменений и основные положения. -Душанбе: Матлубот, 2001. 240 с.
  33. X. Многовекторная дипломатия Таджикистана (Статьи, интервью, выступления, хроника визитов и встреч). Душанбе: ООО Офсет, 2010.-352 с.
  34. Зб.Зеличенко A.JI. «История интегрирования Кыргызстана в международный процесс противодействия афганской наркоэкспансии: 1991−2002 гг. -Бишкек, 2003.
  35. А.И. Интеграция в Центральной Азии: политические аспекты. Душанбе: Ирфон, 2007. — 376 с.
  36. А.И. Родники дружбы. Записки посла. Москва: Международные отношения, 2000.- 296 с.
  37. Ислам и светское государство. Под общей редакцией З. И. Мунавварова и В. Шнайдера-Детерса. Ташкент, 2003. — 150 с.
  38. История таджикского народа. Том VI Новейшая история (1941−2010гг.). Под общей редакцией академика АН РТ Р. М. Масова. Душанбе, 2011.
  39. С. Границы. К истории становления границы Республики Таджикистан. Душанбе: Ватанпараст, 2007. — 188 с.
  40. И.А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент, 1997. — 318 с.
  41. И.А. Узбекистан на пороге достижения независимости. Ташкент, 2011. 383 с.
  42. A.A. Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии. Сборник документов и материалов. Бишкек: Илим, 2001. — 168 с.
  43. A.A. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX -XXI в.). Душанбе: Дониш, 2004. — 500 с.
  44. A.A. История афганской войны 1990-х гг. и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. Бишкек: Издательство КРСУ, 2002. — 137 с.
  45. A.A. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространение в Центральной Азии. -Бишкек: Илим, 2003. 70 с.
  46. A.A. Векторы и парадигмы киргизской независимости (очерки постсоветской истории). Бишкек, 2012. — 420 с.
  47. И.Д. Методы исторического исследования (Второе издание). -Москва, 2003.-481 с.
  48. В.Г. Россия и Афганистан. Исторические пути формирования образа России в Афганистане. Монография. Москва, 2009. — 320 с.
  49. Дж. Война Чарли Уилсона: Захватывающие неизвестные подробности и интриги тайной войны ЦРУ в Афганистане. Москва: Совершенно секретно, 2008.
  50. Д. Таджикско-афганские отношения в 1987—1995 годы (характер, содержание). Душанбе, 1996. — 255 с.
  51. Л. Узбекистан на историческом повороте. Москва, Вагриус, 2001.-350 с.
  52. А. Трагедия и доблесть Афгана. Москва: Экспо, 2009. -1119с.
  53. Л.В. Центральноазиатский регион во внешней политике США (конец 80-х годов XX начало XXI века). Монография. — Астана: ТОО Мастер По, 2012.-168 с.
  54. З.Т. Региональная политика России и Китая в Центральной Азии и ШОС как фактор взаимодействия. Бишкек, 2010.
  55. P.M. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане. Душанбе: Дониш, 1988.-317 с.
  56. P.M. Историография советского Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1978.-200 с.
  57. Н.М. Таджикистан и страны Востока. Душанбе: НИЦ «Диловар — ДДНТ», 1998 — 147 с.
  58. Р. Тенденции внешней торговли стран Центральной Азии. Доклад ИГУП УЦА № 1, май 2012. 55 с.
  59. З.И., Шнайдер-Детерс В. Светское государство и пробуждение ислама в постсоветской Центральной Азии (некоторые политические выводы). Ташкент, 2003. — 274 с.
  60. Н.А. Критическое десятилетие Алматы, Атамура, 2003- 240 с.
  61. Д. Угрозы и вызовы терроризма, религиозного экстремизма странам Центральной Азии, Российской Федерации и КНР. Душанбе: Шучоиен, 2010.-226 с.
  62. Д. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в Центральной Азии (социально-философский анализ). Душанбе: Ирфон, 2003. — 96 с.
  63. Д. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в Центральной Азии. Душанбе: Ирфон, 2007. — 167 с.
  64. Д. Вопросы генезиса религиозно-политического экстремизма и терроризма. Душанбе: Ирфон, 2006. -162 с.
  65. Д. Политический ислам в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 2010. — 460 с.
  66. Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1991-й (хроника событий). Душанбе, 2002. — 337 с.
  67. Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1992-й (хроника событий). Том II. Душанбе, 2005. -732 с.
  68. Д., Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1993-й (хроника событий). Том III. Душанбе, 2006. — 903 с.
  69. .Н. Афганистан и региональная безопасность.- Алматы, Арыс, 2001.- 194с.
  70. .Н. Афганистан после 11 сентября 2001.- Алматы, 2002.- 376с.
  71. .Н. Факторы, проблемы и особенности внешней политики Пакистана на рубеже XX и XXI вв. (политологический аспект). Алматы, 2002.- 323с.
  72. Р. Формирование левых демократических движений в Афганистане. Душанбе, Ватанпарвар, 2002.- 204с.
  73. В.В. и др. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. Общественный Фонд Ф.Князева. — Бишкек, 2008. 200 с.
  74. Политические партии Республики Таджикистан. Душанбе, 2004. 371 с.
  75. Политические партии Республики Таджикистан. Душанбе, 2006. 621 с.
  76. Построение доверия между исламистами и секуляристами таджикский эксперимент. — Душанбе, 2004. — 360 с.
  77. А. Талибан. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии. Перевод с английского. Москва: Библион — Русская книга, 2003. -368 с.
  78. Э. Таджикистан на пороге 21 века. Душанбе, 2001- 70с.
  79. Э.Ш. Тысяча лет в одну жизнь. (Сборник выступлений, речей, интервью и статей). Душанбе: Ирфон, 2003. — 520 с.
  80. Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Том 2, 3. — Душанбе: Ирфон, 2006. — 704 с.
  81. З.Ш. Внешняя политика Таджикистана в период его становления как суверенного независимого государства (1992−2004гг.) Шестое издание, — Душанбе: ООО Контраст, 2010. — 444 с.
  82. З.Ш. Основные внешнеполитические интересы Таджикистана на рубеже веков. Четвертое дополненное издание (новая редакция). -Душанбе: ООО Контраст, 2011. — 624 с.
  83. З.Ш. Внешняя политика Президента Рахмонова. Душанбе: Сарпараст, 2001. — 400 с.
  84. З.Ш. Актуальные аспекты внешнеполитического механизма и международной деятельности Республики Таджикистан. Второе дополненное издание. — Душенбе: ООО Контраст, 2011. — 2006 с.
  85. З.Ш. Таджикистан: межгосударственные отношения в период становления внешней политики. Третье издание. — Душанбе: ООО Контраст, 2012. — 628 с.
  86. У. Международная антитеррористическая операция в Афганистане и ее влияние на геополитику Центральной Азии. Душанбе, 2009.
  87. Р. Республика Узбекистан: политическая динамика // Центральная Азия: Собственный взгляд, Фонд Фр. Эберта, Бишкек, 2006.
  88. У.К. Международное общение как основа межгосударственных отношений и важный фактор в укреплении интеграционных связей и сотрудничества между государствами. Душанбе: Полиграфия Арсенал Принт, 2010.-335 с.
  89. А.Д. Афганистан. Опыт восстановления и реконструкции. 2001−2009 годы. Кабул, 2010. 502 с.
  90. А.Д. Развитие военно-политической ситуации в Афганистане с начала антитеррористической кампании и до принятия решения о выводе войск международной коалиции. Душанбе. Ирфон, 2013. — 116 с.
  91. В.Ф. США и мусульманский мир/Использование «исламского фактора» в империалистической политике Вашингтона на Востоке. -Душанбе: Ирфон, 1989. 288 с.
  92. К.К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2001. -552 с.
  93. Г. Проект Большой Центральной Азии: анализ состояния и эволюция// Центральная Азия и Кавказ. 2009. — № 1. — С. 85−97
  94. Центральная Азия: Собственный взгляд. Астана, Бишкек, Душанбе, Ташкент, 2006. — 498 с.
  95. Центральная Азия: Внешний взгляд. Международная политика с центральноазиатской точки зрения. Астана, Алматы, Бишкек, Душанбе, Ташкент, 2009. — 638 с.
  96. Центральная Азия сегодня: вызовы и угрозы/ Под общей редакцией доктора политических наук К. Л. Сыроежкина: Монография. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. — 456 с.
  97. Центральная Азия до и после 11 сентября: геополитика и безопасность. КИСИ при Президенте РК. Алматы, 2002.
  98. Центральная Азия: 1991−2009 гг.: Монография/ под ред. Б. К. Султанова. Алматы: КИСИ, 2010. — 200 с.
  99. Г. И. Россия в Центральной Азии: монография. Алматы, КИСИ, 2010.- 220 с.
  100. С.И. Политические процессы в таджикском обществе (сборник статей 1998−2011гг.). Душанбе: ЦСИ при Президенте РТ, 2011. -376 с.
  101. Сборники и материалы международных конференций
  102. Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика Центральной Евразии. Материалы международной конференции./ Под редакцией А. А. Князева. -Бишкек, 2008. 392 с.
  103. Афганистан. Возрождение и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции 29 апреля 2005 года. Душанбе, 2005. -122 с.
  104. Безопасность и стабильность в Центральной Азии после вывода МССБ в 2014 году из Афганистана. Материалы международной конференции 29 сентября 2011 года в Душанбе. Душанбе, 2011. — 244 с.
  105. Влияние внешних факторов на обстановку в Афганистане и безопасность Центральной Азии. Материалы конференции 22 января 2010 в Российско-Таджикском (Славянском) университете. Душанбе, 2010.
  106. Государство и религия: поиски путей продолжения диалога. Материалы семинара. Фонд им Ф. Эберта в Республике Таджикистан. -Душанбе, 2005. 191 с.
  107. Проблемы модернизации и безопасности государств Центральной Азии и России в новых геополитических реалиях. Материалы международной научной конференции. Душанбе: РТСУ, 2011. — 377 с.
  108. Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы. Материалы международной конференции/Под редакцией А. А. Князева. Бишкек, 2007. — 296 с.
  109. Политико-правовые аспекты обеспечения безопасности в Центральной Азии. Материалы международной научной конференции, Душанбе 25−26 октября 2010 г. Душанбе: Ирфон, 2011. — 236 с.
  110. Традиции и процессы демократизации в Таджикистане. Т 2. Материалы научно-практических семинаров. Душанбе, 2011. — 211 с.
  111. Научные исследования (диссертации)
  112. В.В. Диссертация на соискании степени доктора исторических наук на тему: История формирования системы геополитических взаимоотношений России и Средней Азии в 1700—2002 гг. Душанбе, 2004.
  113. К. Диссертация на соискание степени доктора исторических наук на тему: Общественно-политические движения в Афганистане. Душанбе, 2004.
  114. A.A. Диссертация на соискании степени доктора исторических наук на тему: Влияние афганского кризиса на безопасность Центральной Азии (1990-е начало 2000гг.). Душанбе, 2004.
  115. . Д. Диссертация на соискании степени доктора исторических наук на тему: Таджикско-афганские отношения в 1987—1995 гг. (характер и содержание). Душанбе, 1996.1. Авторефераты диссертаций
  116. A.C. Социально-экономическое и политическое развитие государств Центральной Азии в конце XX начале XXI вв./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Алматы, 2010.
  117. Н.В. НАТО в Афганистане (2003−2009 гг.): проблемы выработки и реализации политической стратегии/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. -Москва, 2010.
  118. A.M. «Исламский фактор» в политических процессах Казахстана./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва, 2006.
  119. С.А. Центральная Азия в политике мусульманского мира. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Москва, 2011.
  120. М.Е. Контртеррористическая стратегия США периода администрации Дж.Буша (2000−2008)/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Алматы, 2009.
Заполнить форму текущей работой