Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Гараджа В. И. Социология религии. — М., 1996; Мчедлов М. П. О состоянии религиозности в современной России //Национальное и религиозное. — М., 1996; Мчедлов М. П. Религиозность молодежи. Преодоление старых стереотипов и превалирование светских ценностей // НГ — Религия. -1998. — № 1(13). — 23 январяЯновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. МЕСТО РЕЛИГИИ В МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
  • Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И РАВЕНСТВА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ — ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ
  • Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная Российская армия, будучи неотъемлемой составной частью российского общества и институтом государства, переживает общие для всей страны трудности кризисного развития, обусловленные не только поиском собственного пути к цивилизованным способам хозяйственной деятельности, формирования гражданского общества, но и выработки адекватной ему мировоззренческой парадигмы, сочетающей в себе традиционные национально-культурные ценности и ценности современного демократического общества. Эти процессы оказывают соответствующее влияние на общественное сознание, в том числе — молодежи, которая, как известно, составляет большую часть контингента Вооруженных Сил, а потому характер их развития самым непосредственным образом влияет на боеспособность армии.

Очевидно, что одной из важнейших предпосылок боеспособности армии является высокое сознание гражданами России воинской службы как своего гражданского и патриотического долга, а также здоровая морально-психологическая атмосфера в армейской среде. Однако, в свою очередь, идейно-политическое и морально-психологическое состояние военнослужащих зависит от степени уважительного отношения к их личности, к их законным правам и интересам, в том числе, в сфере свободы совести и вероисповедания. Поскольку на практике это далеко не всегда учитывается, избранная автором тема исследования актуальна, во-первых, с точки зрения гражданско-правовой.

Условия военной службы и определяемые ими нормы и правила внутреннего распорядка неизбежно диктуют определенные ограничения личных прав и свобод военнослужащих, в том числе, религиозных. Данное положение усугубляется еще и тем, что в нашей стране законом установлена всеобщая воинская обязанность, а возможность замены ее альтернативной гражданской службой практически не обеспечена. В связи с этим научно и практически актуальной является проблема обоснованного определения необходимых и достаточных ограничений религиозных свобод в Вооруженных Силах, с одной стороны, обеспечивающих их нормальное функционирование и боеготовность, а с другойгарантирующих оптимально возможные условия для удовлетворения верующими своих религиозных потребностей.

Актуальность проблемы свободы совести и вероисповедания в Вооруженных Силах РФ обусловлена также сложной структурой мировоззренческих ориентаций и конфессиональной принадлежности военнослужащих. В связи с этим особую важность обретает обеспечение равенства их прав и возможностей выражать свои убеждения, поступать в соответствии с ними. При отсутствии в нашей стране традиций и опыта функционирования государственных институтов в условиях идеологического и политического плюрализма данная проблема требует научной проработки с учетом российской специфики и поиска практических решений.

Тема предлагаемого диссертационного исследования имеет также актуальный философско-мировоззренческий аспект. Дискредитация коммунистической идеологии в результате краха КПСС в начале 1990;х гг. лишила государственные институты, в том числе Вооруженные Силы, мировоззренческих опор и ориентиров. В результате не только обнажились концептуальные пороки государственной идеологии недавнего советского прошлого, но и возникла неясность представлений о необходимости идеологического обеспечения современной государственной политики, остро ощущается объективная потребность переосмысления существа и функций государства, демократии, патриотизма, свободы совести и т. д. Между тем, под флагом «деидеологизации» государства начала с нарастающей активностью продвигаться религия в качестве универсальной основы развития общества. Очевидными стали тенденции политизации религии и клерикализации некоторых сторон деятельности общественных и государственных институтов, прежде всего, связанных со сферой образования, культуры.

На таком фоне в командных структурах Вооруженных СшГ^ разного уровня наблюдается рост популярности идеи о том, что | именно религия должна быть принята в качестве средства духовно- | нравственного и патриотического воспитания военнослужащихпредставители церкви получают доступ в воинские части и военные — учебные заведения, растет число сторонников введения в Вооруженных Силах института военного духовенства. Указанная тенденция клерикализации армейской жизни, если она получит дальнейшее развитие, способна привести к религиозной ориентации воспитательной работы, что нёгативным образом скажется на возможности свободного мировоззренческого выбора военнослужащих, т. е. на свободе их совести.

В связи с этим представляется чрезвычайно актуальной выработка светских основ воспитательного процесса в Вооруженных Силах, нейтральных к мировоззренческим вопросам трансцендентного бытия, и в силу этого в равной степени приемлемых для каждого человека, независимо от его отношения к религии.

Наконец, с отмеченными выше актуальными аспектами темы органично связан и ее организационно-воспитательный аспект. Проблема состоит в том, какими средствами, при участии каких государственных и общественных институтов может осуществляться идейно-воспитательная работа с личным составом Вооруженных Сил. Воспитательную работу в армии важно строить с учетом мировоззренческого плюрализма контингента, религиозных ориентаций и потребностей определенной части военнослужащих.

Таким образом, необходимо комплексное исследование проблем реализации свободы совести в Вооруженных Силах современной России как особого социального феномена и государственного института. Оно позволит решать и другие вопросы, связанные с правами и свободами гражданина России. Среди них едва ли не важнейшим является вопрос о гражданском согласии в обществе. С этой точки зрения обеспечение свободы совести и вероисповедания военнослужащих важно потому, что оно позволяет им подняться над конфессиональными различиями и мировоззренческими расхождениями, что является необходимой предпосылкой для успешного решения главного и общего делазащиты суверенитета и территориальной целостности страны.

Степень разработанности проблемы. Проблема взаимоотношений Вооруженных Сил с религиозными объединениями особо обозначилась во второй половине 80-х годов и сегодня находится в стадии активного обсуждения на методологическом и прикладном уровнях.

Исследованию взаимодействия воинского подразделения с религиозными объединениями в контексте ключевых проблем военной службы, армии и флота (содержание и направленность социальных процессов в вооруженных силах, характер и динамика отношений в воинских коллективах, социализация и воспитание военнослужащих и т. п.) посвящены работы военных ученых Б. В. Кузьменко, Ю. Г. Носкова, В. А. Полосина, В. С. Горбунова и др.1.

1 См.: Кузьменко Б. В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления (Философско-социологическое обоснование): Учебн. пособие. — М.: ВПА, 1990; Полосин В. А. Социологическое обеспечение воспитательного процесса в Вооруженных Силах: Дисс.. канд. социол. наук. — М.:

В поле зрения ученых находятся Вооруженные Силы как составная часть общества. В этой связи изучаются ценностные ориентации молодежи, объединенной в воинские коллективы. Начиная с 80-х годов, проводятся социологические исследования на предмет изучения мировоззренческих ориентаций, состояния религиозности общества, молодежи, в частности. Этим проблемам посвящены работы В. И. Гараджи, М. П. Мчедлова, Р. Г. Яновского, Д. Е. Фурмана, Л. М. Воронцовой, С. Б. Филатова, В. И. Уваровой, А. И. Перелыгина, Т. И. Варзановой, В. В. Локосова, С. Я. Яковлева и других1.

ГАВС, 1993; Горбунов B.C. Методологические проблемы теории и практики системного формирования личности советского воина: Дисс.. докт. филос.наук. — М.: ВПА, 1991.

1 См.: Гараджа В. И. Социология религии. — М., 1996; Мчедлов М. П. О состоянии религиозности в современной России //Национальное и религиозное. — М., 1996; Мчедлов М. П. Религиозность молодежи. Преодоление старых стереотипов и превалирование светских ценностей // НГ — Религия. -1998. — № 1(13). — 23 январяЯновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. — 1995. — № 12- Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Свободная мысль. — 1997. — № 1- Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религиозная политика в современном массовом сознании // Религия и политика в посткоммунистической России. -М., 1994; Уварова В. И., Перелыгин А. И. Современная религиозная ситуация в России // Религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. — М., 1997. — № 9−10- Варзанова Т. И. Молодежь и религия // Там же — 1998. — № 2- Локосов В. В., Яковлев С. Я. Поможет ли религия России // Религия и политика в современной России. — М., 1997; Парамонова С. П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. -1997. — № 10- - № 1- Дубровский Д., Евстифеева Е. Высокие ценности и современная молодежь // Здравый смысл. — 1998. — № 8- Адеева И. В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе: Дисс.. канд.социол.наук. — М.: МГУ, 1995; Лоскутов В. Н. Формирование психологической готовности школьников к службе в Вооруженных Силах СССР: Дисс.. канд.психол.наук. — М.: ВПА, 1991.

Самостоятельные исследования проблем формирования социальных ценностей, состояния религиозности в рядах Армии и Флота проводят и военные ведомства. С начала 90-х годов появляются публикации военных социологов Шмакова С. А., Ковалевича Ю. В., Мозгового С. А., Петрикаса В. А. и др.1.

В последние годы появились работы, авторы которых специально исследуют практику реализации закона о свободе совести в воинском коллективе. В ряду этих авторов Носков Ю. Г., Одинцов М. И., Рыжов Л. Г., Пчелинцев A.B., Стрекозов В. Г., Королев Г. Н. и др.2. Однако в указанных работах не рассматриваются (или рассматриваются вскользь) особенности и дополнительные сложности реализации свободы совести и вероисповедания в Вооруженных Силах РФ, обусловленные мировоззренческим и См.: Шмаков С. А. Ковалевич Ю.В. К вопросу о религиозности военнослужащих пограничных войск // Социологические исследования. — 1995. — № 2- Мозговой С. А. Социологический анализ религиозной ситуации в Вооруженных Силах РФ // Религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. -М., 1997. — № 9−10- Петрикас В. А. Социальная ценность воинской службы для современной российской молодежи. Основные пути ее повышения: Дисс.. канд.социол.наук. — М.: РАГС, 1998; Петрикас В. А. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи // Социологические исследования. — 1995. — № 12.

2 См.: Носков Ю. Г. Проблемы свободы совести в армии // Религия и право. — М., 1998. — № 1−2- Стрекозов В. Г., Королев Г. Н. Свобода вероисповедания и статус военнослужащих: проблемы и суждения // Государство и право. -1994. — № 5- Пчелинцев A.B. Армия и религия: от конфронтации к диалогу // Армия и общество. — М.: Прогресс, 1990; Рыжов Л. Г. Религия в армиях России и Запада // Религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. — М., 1997. — № 9−10- Певень Л. В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи // Социологические исследования. — 1997. — № 5- Суровцев А. И. Взаимоотношения армии и религии: правовые основы, содержание и перспективы сотрудничества. Диплом. — М.: РАГС, 1998; Рябцев А. Ю. О причинах возможных конфликтов на религиозной почве // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих. — М.: МНЭПУ, 1998. конфессиональным плюрализмом их контингента, а также вытекающие отсюда проблемы содержания и организации воспитательного процесса. Учитывая данное обстоятельство, автор и определяет основную цель и задачи своей работы.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование принципиально важного положения о светских (внерелигиозных) мировоззренческих основах воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ, как соответствующих светскому характеру российского государства, конституционным принципам свободы совести и учитывающих плюрализм мировоззренческих ориентаций военнослужащих.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— проанализировать структуру и основные тенденции эволюции мировоззренческих ориентаций современного контингента Вооруженных Сил РФ на общем фоне мировоззренческой структуры населения страны;

— осуществить анализ состояния и проблем реализации свободы совести и вероисповедания в Российской армии, особенно, обеспечения равных прав и возможностей удовлетворения религиозных потребностей последователей различных религий;

— рассмотреть и критически оценить содержание и организацию воспитательной работы среди военнослужащих в условиях так называемого идеологического вакуума;

— обосновать мировоззренческую оправданность и правовую корректность осуществления воспитательной работы с военнослужащими, исходя из внерелигиозной природы основных гражданских и нравственных ценностей военной службы;

— определить, на основе принципа светскости российского государства (институтом которого является армия), место и роль представителей религиозных организаций в воспитательном процессе в Вооруженных Силах РФ.

Объектом диссертационного исследования являются военнослужащие Вооруженных Сил РФ.

Предмет исследования — проблемы содержания и организации идейно-воспитательной работы в современной Российской армии в соответствии с требованиями свободы совести и мировоззренческим плюрализмом военнослужащих.

Теоретико-методологической основой диссертации являются принципы историзма и системности, социокультурной обусловленности духовного становления и развития личности, концептуальные положения о свободе совести как предпосылке ее гармоничного развития. Автор опирался на труды отечественных исследователей в области философии, социологии и психологии религии, этики, гражданского и нравственного воспитания.

Источниковую базу исследования составили материалы конкретно-социологических исследований по вопросам мировоззренческих ориентаций, реализации свободы совести и вероисповедания, проведенных в течение 1990;х годов как среди населения России в целом, в том числе молодежи, так и среди военнослужащих Министерства обороны РФ, Федеральной пограничной службы, Министерства внутренних дел РФдирективные документы органов управления Вооруженных Сил по вопросам организации и содержания воспитательной работы с военнослужащимипубликации прессы о проблемах реализации свободы совести в Вооруженных Силах, состоянии воспитательной работы с военнослужащими, опыте взаимодействия органов воспитательной работы в армии с религиозными организациями.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— в результате проведенного автором сравнительного анализа материалов социологических исследований в Вооруженных Силах РФ выявлены и уточнены динамика мировоззренческих ориентаций военнослужащих в 1990;е гг., структура конфессиональной принадлежности религиозной их части, проанализировано влияние мировоззренческих и вероисповедных различий на характер взаимоотношений, складывающихся в армейской среде;

— впервые применительно к контингенту Вооруженных Сил РФ раскрыта проблема обеспечения равенства прав гражданпоследователей различных религий. На основе анализа специфики канонических норм и богослужебно-обрядовой практики различных конфессий (православия, ислама, протестантизма) автор приходит к выводу о том, что в условиях армейской службы конституционное положение о правовом равенстве религий может быть реализовано лишь как равенство возможностей для совершения религиозных актов, хотя в разных конфессиях они могут требовать различных условий;

— исходя из факта мировоззренческого плюрализма контингента Вооруженных Сил и закрепленного Конституцией РФ права граждан на свободу убеждений, автор ставит проблему мировоззренческих оснований воспитательной работы с военнослужащими и предлагает свое решение. Опираясь на анализ природы наиболее важных гражданских и нравственных ценностей, являющихся духовной предпосылкой обеспечения боеспособности армии, он приходит к выводу о том, что воспитательная работа в Вооруженных Силах РФ должна строиться на мировоззренчески нейтральной основе.

Практическая значимость исследования определяется совокупностью содержащихся в нем выводов и комплексом практических рекомендаций, направленных на реализацию свободы совести и вероисповедания военнослужащих, обеспечение равенства их прав и обязанностей во внешнем проявлении своих убеждений.

На основе общего концептуального решения проблемы в диссертации анализируются директивные документы органов управления Вооруженных Сил РФ по вопросам воспитательной работы, а также реальная практика в воинских частях и соединениях и предлагаются соответствующие рекомендации. В частности, формулируется принципиальный подход в вопросе о форме участия и содержании деятельности представителей религиозных организаций в воспитательном процессе в армии.

Материалы исследования могут быть использованы в научно — исследовательской, педагогической и практической деятельности военных и научных кадров, в процессе преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла в военно — учебных заведениях.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Теоретические положения и практические выводы, содержащиеся в диссертации, изложены в трех публикациях автора (общий объем — 1,2 п.л.), в выступлениях на семинарах и круглых столах, организованных кафедрой религиоведения РАГС в 1997/98 учебном году.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в диссертации анализ проблем реализации свободы совести и вероисповеданий в Вооруженных Силах РФ теоретически актуален и практически значим, прежде всего, в связи с отсутствием в нашей стране традиций функционирования государственных институтов в условиях идеологического и политического плюрализма, а также провозглашенной государством цели уважать личные права и свободы человека. Рассмотрение данных проблем особенно своевременно в связи с начавшейся реформой в Российской армии, при том, что достаточно продуманная и взвешенная концепция идейно-воспитательной работы с военнослужащими до сих пор отсутствует.

С возникновением в воинских коллективах отношений, которых раньше не наблюдалось — между верующими и неверующими, между верующими различных конфессий, между неоднородным по отношению к вере воинским коллективом и его верующим или неверующим начальником — стала необходимой корректировка самой воспитательной работы с личным составом. Прежде всего, коррективы должны быть направлены на воспитание военнослужащих в духе уважительного отношения к людям, имеющим другой тип мировоззрения или иные религиозные убеждения, что позволило бы всему воинскому коллективу подняться над конфессиональными различиями и мировоззренческими расхождениями, что явилось бы предпосылкой успешного решения главного и общего дела — защиты суверенитета и территориальной целостности страны.

Осуществленный автором анализ опыта и проблем воспитательной работы в армейской среде, создания в подразделениях здорового морально-психологического климата дает основание сделать ряд выводов.

Во-первых, успех в этой сфере жизнедеятельности войск невозможен без самого внимательного и ответственного отношения командиров всех уровней к обеспечению свободы совести и вероисповеданий военнослужащих — как верующих, так и неверующих.

Во-вторых, необходимо безусловное и последовательное проведение в жизнь принципа правового равенства верующихприверженцев различных религий в создании им условий для удовлетворения своих религиозных потребностей. В этой связи, в частности, представляется, что Министерство обороны РФ недооценивает важность установления контактов и взаимодействия с религиозными организациями таких традиционных для России религий как ислам, буддизм, старообрядчество.

В-третьих, исходя из философского анализа природы основных гражданских и нравственных ценностей, воспитание которых у военнослужащих является необходимым условием боеспособности армии, автор делает вывод о том, что весь воспитательный процесс должен строиться на основе светских, внерелигиозных идеологических и этических принципов, центральной фигурой в этом процессе должен быть профессионально подготовленный офицер-воспитатель. Функция представителей религиозных организацийдополнительная. Они призваны удовлетворять собственно религиозные, а также — в случае необходимости — иные духовно-нравственные, психологические потребности военнослужащихсвоих единоверцев.

Основа формирования современной идеологии воинской службы заключается, на наш взгляд, в изучении особенностей сознания военнослужащих, то есть собственно корпоративного сознания, и сознания молодых людей, призываемых в армию — как отдельного поколения со своими интересами и ценностями, так и в контексте общественных настроений по отношению к армии и военной службе, потому, что готовность призывной молодежи к воинской службе имеет большое значение для последующей работы офицеров-воспитателей в формировании корпоративного сознания и духа военнослужащих качеств воина-гражданина.

В плане дальнейшей разработки темы, которой посвящена данная диссертация, представляются актуальными исследование характера взаимовлияния религиозных и национальных различий военнослужащих, выявление и использование в воспитательной работе позитивного потенциала различных конфессий, способствующего утверждению ценностей патриотизма и воинской доблести. Нетрадиционный и важный аспект исследования данной темы возникает в связи с относительно новой функцией, которую все чаще приходится выполнять военнослужащим Российской армиифункцией миротворчества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). М.: издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. — 560 с.
  2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1994. — 528 с.
  3. О воинской обязанности и военной службе: Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. // Ведомости СНД РФ. 1993. -№ 9. — 325 с.
  4. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. — № 21. — 240 с.
  5. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. // Российская газета. 1997. -1 октября.
  6. И. Заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ И «Русская мысль». № 4215. — 26.03−01.04.1998. — С. 18.
  7. А.И. Свобода совести в СССР. 2-е изд. — М.: Мысль, 1986.-224 с.
  8. В., Барабанов Е. Церковь и пограничные войска в России // Вестник границы России. М., 1997. — № 10. — С. 105 115.
  9. Т.И. Молодежь и религия (Возрастные и тендерные аспекты религиозности) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1998.-№ 1−2. — С. 10−18.
  10. В., Глебов И. Свобода совести и воинская служба // Красная звезда 1990. — 31 июля.
  11. Л.М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религиозная политика в современном массовом сознании // Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994. — С.33−98.
  12. Воспитательная работа: опыт, организация, методика // Методическое пособие. Выпуск 1. М., 1998. — 176 с.
  13. К. Гражданское общество: политологический аспект // Введение в политическую науку. М., 1997. — С.45−68.
  14. К. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. -№ 7.-С.31−32.
  15. Р. Ислам: вера, милосердие, терпимость. М., 1997. -139 с.
  16. В. Религиоведение. М., 1995. — 345 с.
  17. Л., Шестопал Е. Политическая картина мира // Политическая психология. Ростов, 1996. — С.124−146.
  18. М. Государственная идеология и общенациональная идея // Власть. 1996. — № 12. — С.28−31.
  19. М. Массовое сознание и социальные трансформации // Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М., 1996. — С.5−10.
  20. С. Молодежные организации России и религия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М.: РАГС, 1997. -№ 2.-С. 17−25.
  21. В. Освящение часовни // Русская мысль. 1997. — № 4197. — 13−19 сентября. — С. 18.
  22. М., Ивашко М. Православие и российское воинство // Учебное пособие. М.: ВВИА им. Жуковского, 1994. — 65 с.
  23. К. Взаимоотношения армии и общества в посткоммунистических государствах // США: экономика, политика, идеология. 1996. — № 7. — С.62−70.
  24. О. Политическое поведение и политические коммуникации. Красноярск, 1994. — 42 с.
  25. Н. К вопросу о духовной реабилитации военнослужащих // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих. М., 1998. — С.76−78.
  26. Д., Евстифеева Е. Высокие ценности и современная молодежь // Здравый смысл. 1998. — № 8. — 83−85.
  27. Духовность. Согласие. Правосознание (по материалам Рождественских чтений). М.: Академия МВД России, 1997. -129 с.
  28. В. Интервью с Мозговым С. // Закон и Армия. 1996. -№ 2. — С.8−9.
  29. А. Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995. — 368 с.
  30. Н. К вам едет архимандрит! // «Граница России». -1997. № 6. — С.7.
  31. В. Современные тенденции во взаимоотношениях конфессий и органов внутренних дел // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М.: РАГС. — 1997. — № 2. — С.36−46.
  32. Интервью начальника Главного управления воспитательной работы В. Ф. Кулакова // Моск. комсомолец. 25 сентября. -19 988 г.-С.2.
  33. А. «Грозненский абсурд» // Новое время. 1996. -№ 11.-С.8−9.
  34. В. Практика взаимодействия с религиозными конфессиями в нравственном воспитании осужденных различных вероисповеданий // Информационный бюллетень. ГУИН МВД России. М., 1995. — № 23. — 48−50.
  35. Г. «Солдаты на войне» // Новое время. 1996. — № 5. -С.11−13.
  36. Г. «Старые уроки новой трагедии» // Новое время. -1996. № 3. — С.8−9.
  37. Ю., Петровский В. Пограничники в районах вооруженных конфликтов // Социологические исследования. -1995.-№ 12. С.26−32.
  38. Ю., Шмаков С. К вопросу о религиозности военнослужащих пограничных войск (состояние и тенденции развития) // Социологические исследования. 1995. — № 12. -С. 36−38.
  39. В.В. Капелланы стран Запада: опыт организации деятельности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. — № 1−2.-С.116.
  40. А.П. Свобода совести. Минск: «Беларусь», 1986. — 80 с.
  41. А. Правовые основы свободы совести и вероисповеданий в Российской Федерации // Религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. — № 9−10. — С.3−13.
  42. А. Новый Федеральный закон о свободе совести: достоинства и недостатки // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. — № 3−4. — С.125−134.
  43. .В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления 9Философско-социологическое обоснование): Учебн. пособие. М.: ВПА, 1990.
  44. А. Практика привлечения религиозных организаций к работе с осужденными // Информационный бюллетень ГУИН МВД России. -М., 1995.-№ 23. С.81−84.
  45. В.В., Яковлев С. Я. Поможет ли религия России // Религия и политика в современной России. М., 1997. — С.21−32.
  46. ., Протопопов А. О взаимодействии Вооруженных Сил России и религиозных объединений на современном этапе // Информационный бюллетень общественно-политической жизни. -М., 1998.-М 12.-3−8.
  47. Е. «Чеченский кризис и конституционное правосудие» // Свободная мысль. 1995. — № 9. — С.20−30.
  48. В.И. Религиозные ориентиры населения: социологический срез // «Полития». М., 1998. — № 4(6). — С.35−44.
  49. С.А. Взаимодействие Вооруженных Сил РФ с религиозными объединениями: опыт, проблемы и перспективы сотрудничества // Религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1995. — № 6. -С. 16−25.
  50. С., Данилов Н. Роль института военных священников в зарубежных армиях // Зарубежное военное обозрение. 1997. -№ 3. — С.11−13.
  51. С. Социологический анализ религиозной ситуации в Вооруженных Силах РФ (по материалам исследований 1996 г.) // Религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1997.-№ 9−10.-С.107−116.
  52. В.П. Военно-церковная служба в Бундесвера // Зарубежное военное обозрение. 1996. — № 5. — С.3−5.
  53. М. Основа гражданского согласия // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994. — С.4−21.
  54. М.П. О состоянии религиозности в современной Росмии // Национальное и религиозное. М., 1996.
  55. М. Особенности конфессионального сознания в современной России // Трансформационные процессы в России и восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М., 1996.-С.102−113.
  56. М. Религиозность молодежи. Преодоление старых стереотипов и превалирование светских ценностей // НГ -Религии.-23.01.98.-С.2.
  57. На пути к свободе совести / Сост. и общ.ред. Фурмана Д. Е. и о. Марка (Смирнова). М.: Прогресс, 1989. — 496 с.
  58. На страже границ России // Курс лекций. М., 1998. — 253 с.
  59. В. Свобода совести в Вооруженных Силах Российской Федерации // Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994. — С.75−90.
  60. Ю. Религиозное понимание безопасности // Безопасность: информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. М., 1997. — № 7−9. — С. 18−28.
  61. Ю. Проблемы свободы совести в армии // Религия и право. 1998.-№ 1−2. — С. 12−14.
  62. Ю. Религия и воспитание воинов // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих. М., 1998. -С.7−14.
  63. Ю. Принцип свободы совести и национальная безопасность России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1997.-№ 2.-С.31−36.
  64. А. Прозелитизм и свобода религиозной пропаганды // Свобода совести в духовном возрождении. Отечества. М., 1994.-С.45−62.
  65. М. Россия строит светское государство (1985−1997 гг.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. — № 3−4. — С.134−172.
  66. Освящен храм в городке ракетчиков // Радонеж. 1998. — № 8 (73). — апрель. — С.5.
  67. С. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. 1997. — № 10. — С.69−78.
  68. Л. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи // Социологические исследования. 1997. — № 5. — С.21−26.
  69. В. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи // Социологические исследования. 1995. -№ 12. -С.32−35.
  70. А. Право не стрелять. Альтернативная гражданская служба-М., 1997.- 112 с.
  71. А. На пути к военной реформе: альтернативная гражданская служба // Религия и право. 1998. — № 1−2. — С.4−7.
  72. А. Армия и религия: от конфронтации к диалогу // Армия и общество. М.: Прогресс, 1990. — 432 с.
  73. А. Ценностная ориентация и благо человека // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. — № 1. — С.77−87.
  74. А. Моральные абсолюты в историческом мышлении // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1997. — № 2. — С.90−105.
  75. Религиозные конфессии и безопасность России. М., 1995. — 49 с.
  76. Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны (Материалы «Круглого стола», посвященные 50-летию Победы. 13 апреля 1995 г.). М.: РАГС, 1995.- 170 с.
  77. Религия и политика в современной России. М.: РАГС, 1997. -83 с.
  78. А. Кому и как служить в российской армии // Независимая газета. 27 февраля. — 1998 г. — № 34 (1605). — С.7.
  79. Л. Религия в армиях России и Запада // Религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитическийбюллетень. М., 1997. — № 9−10. — С.24−36.
  80. Л.Г. Институт военных священников: опыт отечественной истории и современная практика // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих. М., 1998. -С.47−50.
  81. А. О причинах возможных конфликтов на религиозной почве // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих. М., 1998. — С.69−70.
  82. А. В Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ // Религия и право. 1998. -№ 1−2. — С.35−37.
  83. Святейший Патриарх высказался за расширение сотрудничества Церкви и армии II «Радонеж». № 6 (71). — Апрель 1998. — С.4.
  84. В. Армия: социальные аспекты // Свободная мысль. 1997. -№ 5. — С. 13−25.
  85. М. На пути к единству. Международная конференция «Межконфессиональный мир и консолидация общества» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1998. — № 3−4.- С.25−35.
  86. Л. Права человека права солдата II Русская мысль. — № 4200. — 4−10 декабря 1997 г. — С.8.
  87. В.Г., Королев Г. Н. Свобода вероисповедания и статус военнослужащих: проблемы и суждения // Государство и право.- 1994. № 5. — С.54−61.
  88. Ю. Богу разрешили поселиться у военных // Независимая газета. 20 марта. — 1998. — № 48 (1619). — С.4.
  89. В., Перелыгин А. Современная религиозная ситуация в России (по данным социологического опроса) // Религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. — № 9−10. — С.101−107.
  90. С., Фурман Д. Религия и политика в массовом сознании // Социологическое исследование. 1992. — № 7. -С.3−12.
  91. Д. Верующие, атеиста и прочие // Свободная мысль. -1997.-№ 1. С.79−91.
  92. А. Военные аспект национальной безопасности в оценках россиян // Социологические исследования. 1993. -№ 12. -С.88−94.
  93. А. Служба и вера // Красная звезда. 1997. — 29 апреля. -С.З.
  94. А. Вооруженные Силы и религиозные организации России: проблемы и перспективы сотрудничества // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. М., 1997. — № 2. — 25−31.
  95. В. Свобода совести // Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института «Гранат». 11-е изд. стер. -М. — б/г. Т.37.-С.506.
  96. И. Религиоведение // Учебное пособие и учебный словарь минимум. М., 1998. — 534 с.
  97. Р. Поиск народной идеи // Социологические исследования. 1997. — № 5. — С. 15−20.
  98. Р. Духовно-нравственная безопасность России // Социологические исследования. 1995. — № 12. — С.39−47.
  99. Р.Г. Человек и нравственность в условиях перестройки. Минск: Беларусь, 1988. — 352 с.
  100. Диссертации и авторефераты
  101. И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе: Дисс.. канд.социол.наук. М.: МГУ, 1995.
  102. B.C. Методологические проблемы теории и практики системного формирования личности советского воина: Дисс.. докт.филос.наук. М.: ВПА, 1991.
  103. В.Н. Формирование психологической готовности школьников к службе в Вооруженных Силах СССР: Дисс.. канд.психол.наук. М.: ВПА, 1991.
  104. В. Социальная ценность воинской службы для современной российской молодежи. Основные пути ее повышения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: РАГС, 1998. — 24 с.
  105. В.А. Социологическое обеспечение воспитательного процесса в Вооруженных Силах: Дисс.. канд.социол.наук. М.: ГАВС, 1993.
  106. Л. Свобода совести и воинская деятельность: Дисс.. канд.филос.наук. М.: ГАВС, 1993.
  107. А.И. Взаимоотношения армии и религии: правовые основы, содержание и перспективы сотрудничества. Диплом. -М.: РАГС, 1998.
Заполнить форму текущей работой