Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, возникает определенная схема закономерной последовательности: преобразования отдельных потребностей (по закону возвышения потребностей) в отраслевые комплексы, обеспечения удовлетворения в этих потребностяхорганизации производства услуг и сопутствующих товаров, включаемых в систему удовлетворения потребностей, и обеспечивающих коммерческий (рыночный) оборот товаров и услуг через… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. 1. Туризм как сфера социально-экономической деятельности
    • 1. 2. Демографическая составляющая решения социальных и экономических проблем
    • 1. 3. Свободное время — определяющий фактор досуга и потребления туристских услуг

Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Главной целью и смыслом существования любого общества остается удовлетворение всесторонних потребностей его общества.

Всесторонние потребности чаще всего рассматриваются как личные потребности в пище, одежде, жилье. решение частных задач вступает в систему действия определенных законов развития общества. Развитие как процесс вызывает цепочку различного рода преобразований в экономике, социальной обстановке, образе жизни в целом.

К числу наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики относится сфера туризма. Туризм — сфера мирных отношений. Этот определяющий принцип заслуживает всестороннего признания, поскольку наряду с организацией практической деятельности производственных и непроизводственных структур способствует сохранению мира, защите природной среды, сохранению культурно-исторического наследия и решению многих других задач развития экономики и стабилизации социальной обстановки в различных странах мира, в том числе и в России.

Туризм — многогранное социально-экономическое явление современного мира. В общем виде он рассматривается как деятельность, обеспечивающая сочетание действий, направленных на получение определенного вида эффекта (удовлетворение интересов), как отрасль, объединяющая определенную группу предприятий по производству товаров и услуг (туристского профиля), как общественное движение, защищающее интересы потребителей и представляющее определенную сферу предпринимательской деятельности на основе рыночного регулирования туристских услуг. В развитии туризма принимают участие различные группы населения, выступающие и как производители и как потребители туристских услуг. Туризм принимает участие в формировании валового внутреннего продукта (национального дохода), является продуктом результативности рыночных отношений и государственного бюджетирования туризма как социальной сферы гарантированного повышения уровня жизни населения и сохранения качественного состояния жилой среды.

Важной составляющей социально-экономической миссии туризма является его пацифизм — мировоззрение, осуждающее всякие войны и требующее мира на Земле. Пропаганда (реклама) туризма и достопримечательностей разных стран (экзотических уголков Земли) является постоянно действующей формой борьбы с разрушениями, которые несут не только военные действия, но и различные вредные производства, большая часть которых функционирует в составе военно-промышленных структур.

Основными действующими лицами по организации туристских услуг и их реализации выступают туроператоры и турагенты в качестве физических и юридических лиц государственных, акционерных и частных структур. Туроператоры и турагенты принимают на себя выполнение:

• комплектующих функций — комплектация туров (наборов услуг), пакетов туров из отдельных услуг различных видов туризма;

• сервисных функций — по обеспечению сервисного обслуживания на маршруте, туристов офисах, местах размещения и др.;

• гарантийных функций — гарантий на предоставление заранее оплаченных туристом услуг (по международному и российскому законодательству полную ответственность за обслуживание туристов несет та организация, которая продала туристский пакет).

Развитие туризма подчиняется основным законам развития общества и его производительных сил: обеспечивая жизненное состояние производственных сил, главной составляющей которых был, есть и будет человекиспользуя свободное время индивида, которое является одним из основных факторов «процесса самовозрастания стоимости капитала" — реализуя свободное время в целях развития и совершенствования состояния каждого индивида как основной составляющей производственных сил.

В высокоразвитых странах туризм занимает одно из ведущих мест в формировании национального дохода (США, Германия, Италия, Испания, Франция и др.), служит одним из определяющих факторов развития национальной экономики (Китай, Япония, Тайвань, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия), выступает ориентиром целевого использования рекреационных ресурсов для решения экономических и социальных проблем. К этим странам можно отнести отсталые страны Африки, Южной Америки, Азии и, к сожалению, большинство стран СНГ.

Мировой уровень развития туризма ориентируется на обслуживание 1,5−2 млрд человек. По убывающему рейтингу первое место займут страны Европы, Восточной Азии, Америки, Африки, Среднего Востока, Южной Азии. Лидерами по приему туристов станут Китай, США, Франция, Испания, Гонконг и т. д., лидерами по выезду туристов станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания, Франция. Девятое место в каждой из групп указанных стран по прогнозу Всемирной туристской организации (ВТО) отводится России. И это место обуславливается не только имеющимся потенциалом туристских ресурсов и возможностью их использования, но и уровнем государственности отношения к развитию межотраслевого комплекса туристских услуг.

По имеющимся оценкам на каждые 10 новых рабочих в развитых странах мира 7 приходится на сферу услуг (144, С. 122). Реальность такой обстановки можно объяснить тем, что в сфере услуг требуются значительные объемы высококвалифицированного ручного труда (уборка гостиничных комплексов и дворовых территорий, приготовление пищи и организация питания туристов, поддержка санитарно-гигиенического состояния рекреационных зон и т. д.). Персонификация предоставления туристских услуг способствует необходимости сохранения и малых организационных форм по оказанию туристских и сопутствующих туризму услуг. В США эта система известна под названием франчайзинг. Эта система основана на том, что известные фирмы (правообладатели) по договору представляют малому или среднему предпринимателю использовать его фирменную (торговую) марку, деловую репутацию, коммерческий опыт и другие составляющие имиджа в практической деятельности по оказанию соответствующих услуг. Франчайзинг значительно сокращает риск выхода на рынок крупных, специализирующихся в области туризма структур.

Положение корпоративных структур на внутристрановом рынке туристских услуг определяется условиями конкурентоспособности отдельных фирм.

Выход на ведущие места международного туризма и получение выгоды от внешнеэкономического сотрудничества каждой из участвующих сторон обуславливается действием Закона сравнительного преимущества. Сущность этого закона обуславливается различиями в издержках на производство товаров и услуг вследствие разных условий их производства в разных странах. Минимум таких издержек, скорее всего, будет способствовать более успешному продвижению соответствующих структур (фирм, стран) на международный рынок и туристских услуг.

Реализация ведущего принципа абсолютного преимущества и закона сравнительного преимущества осуществляется на страновых и международных рынках в конкурентной борьбе. Объединение выполнения определенных функций приводят к монополизации деятельности соответствующих структур. Дифференциация обслуживающих структур благоприятствует с одной стороны повышению качества предоставляемых услуг, а с другой стороны — привлечению все новых участников при относительном снижении общественно необходимых затрат.

Таким образом, возникает определенная схема закономерной последовательности: преобразования отдельных потребностей (по закону возвышения потребностей) в отраслевые комплексы, обеспечения удовлетворения в этих потребностяхорганизации производства услуг и сопутствующих товаров, включаемых в систему удовлетворения потребностей, и обеспечивающих коммерческий (рыночный) оборот товаров и услуг через денежный (и иной) эквивалентразвитие сопутствующих видов деятельности, в том числе и производств ключевых секторов экономики (транспорт, коммуникации, строительство и т. д.) — создание страновых и региональных комплексов туристских услуг (туристские и рекреационные зоны, природные ресурсы, города, естественные ландшафты и т. д.).

Стратегические направления развития туризма будут складываться под воздействием структурных и других составляющих уже функционирующей системы. В этом отношении представляется необходимым четко представить ее вертикальные и горизонтальные компоненты. Мы исходим из того, что эти компоненты будут включать все уровни сферы правового и экономического регулирования развития системы:

• государственную, обеспечивающую правовое регулирование развития туризма в соответствии с принятыми федеральными законами и нормативно-правовыми актами;

• частную, развивающуюся в соответствии с общей ориентацией на разгосударствление, приватизацию и усиление частного сектора в экономических структурах России. Эта группа представителей (специализирующихся и принимающих участие в развитии туризма корпораций), в свою очередь, должны лицензировать соответствующие виды деятельности по принятым Гостам и сертификатам;

• смешанную, обуславливаемую необходимостью корпоративного участия государственных, частных и общественных структур. К представителям от государства мы причисляем и муниципальные органы административного управления на местах.

В основу исследования положены базовые разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков в области туристской деятельности. Использован опыт ведущих туристских фирм, разработки Национальной Академии Туризма (Россия), материалы международных форумов и конференций, специализированных выставок. Важное место занимает собственный опыт участия в разнообразных туристских мероприятиях.

Объект исследования. Туризм как сфера социально ориентированной деятельности с системообразующими свойствами корпоративного объединения производственных и непроизводственных структур по удовлетворению потребительского спроса на туристские услуги.

Предмет исследования. Методологические подходы по формированию туристских комплексов и зон в различных странах мира. Mapкетинг и менеджмент в сфере туризма и решении практических задач организации обслуживания туристов туристскими фирмами различных структур. Экономика туристских фирм.

Цель исследования. Формирование концептуальных основ развития туризма в России как социально ориентированной сферой деятельности на основе комплексного использования рекреационных ресурсов, предпринимательской деятельности различных уровней и формирования корпоративных хозяйствующих структур туристского профиля.

Исходя из поставленной цели определились и конкретные задачи исследования, которые включают:

• исследование тенденций и процессов, складывающихся в сфере странового и международного туризма;

• изучение основных принципов организации и развития туризма как социально ориентированной сферой деятельности;

• выявление существенных особенностей отечественного и зарубежного маркетинга и менеджмента в сфере туризма;

•определение основных направлений деятельности туризма и специализации его отраслевых комплексов (структур);

• изучение рекреационных возможностей России ее туристских регионов и зон.

В качестве научной новизны:

S реализована методологическая задача представления туризма как социально ориентированной сферы деятельности, выполняющей экономические задачи развития общества (развития отраслей промышленности и сферы обслуживания потребительского комплекса) и решающей социальные проблемы создания наиболее благоприятных условий для жизни населения и воспроизводства основной составляющей производительных сил — человека.

S проведена классификация основных принципов организации и развития туризма как системообразующего комплекса, оказывающего влияние на развитие ключевых секторов экономики (транспорт, строительство, торговля), и консолидирующего целевую ориентацию развития определяющих отраслевых комплексов сферы услуг (гостиничное хозяйство, питание, обустройство курортных и рекреационных зон);

S представлен комплекс ресурсной основы и целевой ориентации развития туризма, обуславливаемых общим уровнем экономического развития регионов, наличием природных и культурно-исторических составляющих рекреационных и туристических зон;

S предложена система современных методов регулирования развития туристских структур в условиях рыночных отношений и ориентированных на сохранение государственных, смешанных и частных туристских институциональных структур;

S установлена альтернативность противостояния туризма таким разрушительным социально-экономическим явлениям как война и бандитизм, нарушение экологии и загрязнение окружающей среды, забвение исторического наследия социально-культурного развития народов и странs разработаны схемы системообразующих связей сферы туризма на основе формирования продукта туристских услуг (турпро-дукта), концептуальной ориентации развития отечественного туризма, корпоративных связей функционирования туризма и другиеs сформированы научно-методические основы совершенствования управления в сфере туризма на основе современных маркетинговых и менеджментских составляющих как единой консолидирующей системыs предложена логическая схема построения организационного бюджетирования развития туристских фирм с участием корпоративных структур по формированию, посреднического предоставления и потребления туристских услугs подготовлена научно-методологическая база по реализации социально ориентированной интеграции туристских структур России и зарубежных стран на условиях мирных конкурентных условий рынка туристских услуг.

заключение

.

1. Туризм — это сфера социально-экономической деятельности, направленной на сохранение здоровья населения, удовлетворение его интеллектуальных, социальных и иных потребностей, объем и качество которых определяется общим состоянием культуры.

Конечным продуктом деятельности предприятий является туркомплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и других услуг, оказываемых в зависимости от целей путешествия различным категориям работающих.

Основным потребителем туристского продукта является путешественник-турист. Экономические результаты оказываемых туристских услуг и стоимость основных средств, используемых для оказания туристских услуг, носят собирательный характер и включают компоненты многих отраслевых структур — транспорта, коммуникаций, сферы услуг.

Человеческим ресурсом формирования и развития межотраслевого комплекса туризма является население, представляющее структурные составляющие работающих различных комплексов обслуживания и потребителей туристских услуг.

2. Институциональная структура сферы туризма — собирательный комплекс, состоящий из транспортных и коммуникационных инфраструктурных формированийсредств размещения, включающих гостиничные, санаторно-оздоровительные и другие учрежденияпредприятий питания, культурно-экскурсионного обслуживания и других учреждений для оказания самых эксклюзивных услуг.

Большая часть институциональной структуры сферы туризма относится к системе предпринимательской деятельности с преобладанием частного сектора в области экономического и социального секторов. Регулирующим инструментом развития туризма является рынок туристских услуг.

3. Материально-техническую базу туризма представляют рекреационные ресурсы, представляющие комплекс природных, социально-экономических, культурно-исторических и других элементов определенных территорий, обладающих притягательными свойствами удовлетворения запросов человека и способствующих отдыху и восстановлению здоровья. Существенную роль в этом деле играют природные, культурно-исторические достопримечательности и доминанты, рукотворные ландшафты, инфраструктурные и иные сооружения, вызывающие эстетический и деловой интерес. Важную часть ресурсной составляющей представляет наличие курортно-оздоровительных ресурсов: минеральных и гидротермальных вод, соляных копей, других ресурсов, обладающих целебными свойствами.

Предпочтительными в рекреационном отношении остаются береговые зоны морей, океанов, озер тропических, субтропических и умеренных зон. И чем большей комплексностью характеризуется ресурсный потенциал, тем большей притягательностью обладает рекреационный район (зона, территория).

4. Различия в рекреационном обеспечении служат определяющим условием для формирования географии туризма. География туризма — это и географическая наука, изучающая территориальную организацию туристского хозяйства в определенных условиях его развития в различных регионах мира (страны), и прагматическое руководство по территориальной организации туризма различной направленности и социальной ориентации. География туризма включает такие определяющие компоненты как континентальные особенности развития туризма и туристских систем (Европа, Америка, Африка, Азия, Океания) — региональные аспекты развития туризма применительно к особенностям, свойственным крупным регионам, объединяющим несколько стран (Средиземного моря, район Балтийского моря, Черного моря, Красного моря и т. д.) — страновые особенности туризма, свойственные национальным и социально-культурным общностям (американское — общины) отдельных стран (Англии, Франции, США, России и многих других, — свыше 120 стран). География туризма как средство комплексной оценки условий развития туристских систем имеет свое право на существование и развитие в числе других наук.

5. Научно-методическую основу управления развитием туристского комплекса представляет маркетинг-менеджментский подход.

Маркетинг в туризме — это система непрерывного выявления конкурентоспособности туристских услуг с услугами, предлагаемыми на рынке в качестве туров различным составом фирм.

Менеджмент по существу — управление, заведование, организация. Совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.

Маркетинг-менеджментский подход предлагается как комплексный подход управления качеством туристских услуг и их реализации с целью обеспечения конкурентоспособности и социально-экономической эффективности на внутреннем и международном рынке туристских услуг.

Решение сложных проблем маркетинга и менеджмента на рынке туристских услуг обуславливается общим уровнем совершенствования процессов производства и потребления на уровне крупных туристских фирм и изучения опыта различных корпоративных и ассоциативных групп.

6. Регулирование развития туризма — нормируемый и программируемый процесс. Его можно осуществлять на основе нормативных составляющих натурального представления основных параметров экономического и социального развития участвующих структур.

Представительным блоком научно-экономических исследований процессов выступает матричное моделирование связей между производителями и потребителями туристских услуг на основе минимизации затратных характеристик и рисков по оказанию туристских услуг.

7. Важным условием развития туризма как определяющего фактора модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки является участие государства в формировании благоприятной обстановки для развития туризма, патронировании развития базовых отраслей, участии в инвестировании деятельности (социальный аспект) и развитии материально-технической базы.

8. Наиболее представительной частью методологических и прагматических решений уровня и качества развития туризма представляется концептуальный подход. Он позволяет использовать в качестве исходной базы не только состояние действующей системы предоставления комплекса товаров и туристских услуг, но и задействовать для этих целей имеющийся ресурс — население и рекреационную базу.

9. Конкретным выражением практических возможностей реализации различных идей развития туризма является выполнение конкретных программ развития туризма по направлениям и видам спроса на туристские услуги (страновой, круизный, функциональный) на уровне государственных, муниципальных и предпринимательских институциональных структур.

Выполненное исследование позволяет внести и наш вклад в реализацию комплексного подхода развития туризма на уровне государства и региональных субъектов хозяйствования как важнейшей сферы социально ориентированной деятельности в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Захаров А. В., Маевский В. И., Мильнер Б. З., Симонов В. В., Сорокин Д. Е. и др. Россия 2015: оптимистический сценарий. / Под ред. Л. И. Абалкина. — М.: ММВБ, 1999. — 416 с.
  2. В.И., Акишин В. Н., Байназаров Ю. К., биржаков М.Б., Корне-ев С.Е., Кузнецов Ю. В., Маринин М. М., Путрик Ю. С., Терещенко А. А. Дополнения к основам к законодательства о туризме. // Туристские фирмы. Вып. 24. СПб.: «Невский Фонд», 2001. -С. 27−37.
  3. В.И. Методологическое введение в программам регионального туристского развития. // Труды Академии туризма. Вып. 1. -СПб., 1995.-С. 21−30.
  4. В.И. Экономика и организация туризма. М.: Профиздат, 1983.
  5. Н. Менеджмент. Реклама.-М., 1993.
  6. А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. / Учебное пособие. М., 1996.
  7. М. Курорту Российскому быть. // Экономика и жизнь, 2001, № 25.-31 с.
  8. М.А. Экономика и география международного туризма. -М., 1975.
  9. Антикризисные меры укрепления системы здравоохранения России. Коллектив авторов: Гаврильчак И. Н. и др. / Под ред. проф. И. В. Полякова и проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 192 с.
  10. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М., 2000. — 432 с.
  11. Г. Л., Аренкова И. А. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. / ЛФИ им. М. А. Вознесенского. СПб.: СПбЛФЭИ, 1995.
  12. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1984.
  13. М.Б. Введение в туризм. СПб., 1999.
  14. М.Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: перевозки. -СПб.: Издательский дом «Герда», 2001. 400 с.
  15. Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области. СПб., 1994.
  16. С.Г., Маслова Т. Д. Маркетинговая деятельность. Субъекты, функции. Виды. Организация: Курс лекций по спец. 61 500 -Маркетинг. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  17. Е.И. Туризм и его воздействие на современную социокультурную ситуацию Санкт-Петербурга и области. СПб., 1994.
  18. Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области. СПб., 1994.
  19. .П., Курилина Е. В., Воршавская Н. Е., Чумарина В. Ж. О развитии демографических процессов в Российской Федерации в 1998 году. // Вопросы статистики, 1999. № 10.
  20. Ю.Т. Основы туристского маркетинга. М., 1990.
  21. С.А. Желтые страницы. Интернет-98. Путешествия и туризм. -СПб., 1998.
  22. А.А. Туризм. / Учебно-методическое пособие. М., 1977.
  23. М.Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. М.: Российский международный институт туризма, 1992.
  24. А.Г. Население и рабочая сила в Российской Федерации. Тенденции и перспективы. // Вопросы статистики, 1999. № 10.
  25. Е.В. Общий обзор социально-экономического положения Ленинградской области и туристической отрасли. // Сборник инвестиционных предложений развития инфраструктуры туризма в Ленинградской области, 2001. С. 6−10.
  26. Всеобщая декларация прав человека. СПб.: Издательский дом «На дне», 1999.-30 с.
  27. И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. Монография. / Под ред. д.э.н., проф. Б. С. Мовчана.-СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001.-179 с.
  28. И.Н., Синицын М. П. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Основы менеджмента в туристическом бизнесе. / Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001.
  29. И.Н. Системный анализ в сфере сервиса. / Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский технологический институт сервиса, 1998.
  30. И.Н. туризм в России: концептуальные основы стратегических направлений развития. / Под ред. д.э.н., проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд. центр «Сервис» СПбГИСЭ, 2001. -171 с.
  31. В.М., Гребенников П. Н., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник. / Общая редакция Л.С. Тарасе-вича. Изд. 2-ое, перераб. и доп. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. -719 с.
  32. География туризма. / Крачило Н. П. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987.-208 с.
  33. Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. М.: Дело, 1995.
  34. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: Спарк, 1995.
  35. Гостиничный и туристический бизнес. / Под ред. проф. А.Д. Чуд-новского. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 1998. — 352 с.
  36. Государственный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Общие требования. // Туристские фирмы. Вып. 24. -СПб.: «Невский Фонд», 2001. С. 183−189 (издание неофициальное).
  37. А. Летний исход. // «Профиль», 2001. № 25. -С. 48−55.
  38. Н.И. Принципы и методы рационализации организационно-экономического развития туризма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб.: Российская Академия наук. Институт социально-экономических наук, 1999.
  39. В.Г. Налогообложение в туризме. М.: Изд-во ПРИОР, 1998.-224 с.
  40. В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: Изд-во ПРИОР, 1998. — 144 с.
  41. В.Г. Организация туристской деятельности. / Учебное пособие. М.: Нелидж, 1996.
  42. Е.В. Маркетинг туристических услуг. Минск, 1996.
  43. А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь, 1995. № 42.
  44. Т.П. История туризма в дореволюционной России и в СССР. Ростов-на-Дону, 1998.
  45. А.П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме. / Учебное пособие. / Под общей ред. З. М. Горбылевой. Мн.: «Экономпресс», 1998.
  46. Европейская социальная хартия (в редакции 1996 г.). Перевод по тексту, опубликованному в журнале Comporativ labour law and industrial relations, inter, p. 359−378.
  47. Ю.К. География и туризм. // Вопросы географии. М.: Изд-во «Мысль», 1973.
  48. А.С. Стратегический маркетинг в туризме. / Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1999. — 384 с.
  49. И.В., Карелина Т. П., Квартальное В. А., Ильина Е. Н., Гаранина Е. Н., Гаранин Н. И., Элиарова Т. С. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. / Учебник. М.: 2-ое изд. Финансы и статистика, 2001.
  50. И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды. -М.: ЦРИБ ЦСТЭ, 1986.
  51. Зубец А. Н Страховой маркетинг в России. М.: «Центр экономики и маркетинга», 1999.
  52. В. О странствующих и путешествующих. // «Профиль», 2001. -№ 22.-С. 38−44.
  53. О. Тур для Хейердала. // Эксперт-Вещь, 2000. № 7. -С. 2−7.
  54. Т.А. Экономические методы управления хозяйственной деятельностью предприятий и организаций системы иностранного туризма. М., 1987.
  55. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Высшая школа по международному туризму, 1996.
  56. Д.К. Основы стратегии и планирование маркетинга в иностранном туризме. М.: Луч, 1994.
  57. Каз Ж. Международный туризм. Мираж или стратегия будущего. -М., 1971.
  58. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. -Минск: Полымя, 1990.
  59. B.C. Система управления туристско-экскурсионным обслуживанием. /Учебное пособие. М., 1998.
  60. О.А. Туризм как отрасль хозяйства экономических районов СССР. // Вопросы географии. География и туризм. Сб.93. М.: Изд-во «Мысль», 1973.
  61. А.Т., Волкова Т. А. Маркетинг в туризме. М.: Изд-во СПбГУ, 1996.
  62. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. -Туринфо, 1996. № 1.
  63. Конституция Российской Федерации. Официальный текст на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. М.: Изд. группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — 80 с.
  64. Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России.//Вопросы экономики, 2001.-№ 1.-С.74−84.
  65. Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998. -896 е.- Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общая ред. и вступ. статья Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  66. Ю.В. Туризм как социальный феномен конца XX начала XXI веков. //Труды Академии туризма. — СПб., 1997.
  67. Л.М., Коваленков Ю. В. Особенности организации и планирование иностранного туризма в европейских странах. -М., 1986.
  68. К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл С., Богданов Е. Экономики туризма: теория и практика. / Учебное пособие, Т. 1. -СПб.: Изд-во «Омега», 1998.
  69. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
  70. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга. / Учебное пособие. Изд. 2-ое, доп. СПб.: Издательский дом «МиМ», 1997.
  71. о.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента. / Учебное пособие. СПб.: Издательский дом «М и М», 1997.
  72. А.А. Технологические системы обеспечения туристских услуг. М.: ЦРИБ ЦСТЭ, 1988.
  73. М. Международный туризм. Учтен ли фактор безопасности. / Экономика и жизнь, 1995. № 42.
  74. Маркетинг. / Учебник под ред. А. Н. Романова. М., 1995.
  75. К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-ое, Т. 23.
  76. Материалы международного семинара «Технология экотуризма» (Новгород, 18−20 февраля 1997 года).
  77. Материалы международного семинара «Проблемы развития социального туризма» (Санкт-Петербург, 28−31 мая 1997 года).
  78. С.В. Активный туризм. О ситуации в спортивно-оздоровительном туризме и концепции развития этих видов туризма. // Туристские фирмы. Вып. 24. СПб.: «Невский Фонд», 2001.-С. 51−55.
  79. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Основы менеджмента в туристическом бизнесе. / Учебное пособие под ред. проф. И. Н. Гаврильчака и проф. М. П. Синицына. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001. — 224 с.
  80. .С., Масалов В. П. Городские службы Ленинграда. Л.: Лениздат, 1980. — 120 с.
  81. М.Э. Маркетинг в иностранном туризме. М.: BKULI и иностранному туризму, 1991.
  82. М.Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М., 1985.
  83. А.В. Социально-экономические проблемы свободного времени при социализме. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1975.-167с.
  84. В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
  85. В.И. Хозяйственный механизм сферы туризма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
  86. B.C. Государство и туризм. // Туристские фирмы. Вып. 24. СПб.: «Невский Фонд», 2001. — 208 с.
  87. Основы туристического маркетинга. М., 1990.
  88. Основы экскурсоведения. / Под ред. Б. В. Емельянова. М.: Просвещение, 1985.
  89. Стратегическое планирование и управление. / Под ред. проф. А. Н. Петрова. Учебное пособие. 4.1. СПб.: СПбУЭФ, 1997.
  90. Ю.Ю. Исследование и разработка концепции и методов управления социальной сферой. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -СПб.: СПбГИЭА, 2000.
  91. Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям. // Коммерсантъ, 25 февраля 2000. 3 с.
  92. Отдых без границ. Лето осень 2001. / Официальный каталог -пятая выставка-продажа путевок. — СПб., 19−22 апреля 2001. -80 с.
  93. Р.Г. Коммерческая деятельность. / Учебник. М., 1996.
  94. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000. — 208 с.
  95. А.Н., Демидова Л. Г., Климов С. М., Ланцов В. А. Перекатов Б.А. Основы стратегического планирования. / Учебно-методическое пособие. СПб.: Знание, 1998. — 96 с.
  96. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  97. Положение о порядке уплаты и размерах сбора за выдачу лицензии на осуществление международной туристической деятельности зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 1994 г.
  98. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1995 года № 426 «Об упорядочении использования федеральной собственности в сфере туризма».
  99. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 года № 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности».
  100. Практика туристского бизнеса. / Под ред. д.э.н., проф., вице-президента Академии туризма РФ Г. А. Карповой. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. — 192 с.
  101. Е.П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро — М», 1997. — 176 с.
  102. Реклама в туризме от, А до Я. Конъюнктура туристического рынка, 1991. — № 3.
  103. Реклама туристических маршрутов и услуг. М.: ЦРИБ Турист, 1987.
  104. Реструктуризация хозяйствующих структур определяющий фактор развития социально-ориентированной экономики. // Коллектив авторов. Под ред. д.э.н., проф. Б. С. Мовчана ВШПП (СПб-филиал). — СПб.: Изд-во Буковского, 2000. — 129 е.: ил.
  105. Р., Коленникова О. Дисфункции государства и ослабление социальной безопасности населения России. // Вопросы экономики, 2000. № 2. — С. 67−75.
  106. В. туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89», 1998. — 160 с.
  107. Сборник инвестиционных предложений развития инфраструктуры туризма в ленинградской области. СПб.: «ХИТ интернешнл», 2001. — 56 с.
  108. Семь нот менеджмента. Авторский коллектив А. Бочкарев, В. Кондратьев, В. Краснова, А. Матвеева, А. Привалов, Н. Хорошавина./Изд. 3-е, доп-М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998.
  109. B.C. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ, 1993.
  110. Ю. Ни себе, ни людям. // Экономика и жизнь, 2001. -№ 18.-С 2−3.
  111. Е. Мифический слой общества. // Экономика и жизнь, 1999. № 38. — 6 с.
  112. Е.А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы. / Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 128 е.: ил.
  113. В.Н., Гаврильчак И. Н. Системный анализ в сфере сервиса, прогнозирование и планирование деятельности предприятий. / Учебное пособие. СПб.: Технологический институт сервиса, 1996. — 115 с.
  114. В.Н., Сорин В. Г., Юделевич М. А. Управление государственной, кооперативной и индивидуальной трудовой деятельностью в бытовом обслуживании. М.: Легпромбытиздат, 1990.
  115. Состав и учет затрат в туризме. М.: Изд-во «Ось-89», 2000. -208 с.
  116. А.А. Туристские ресурсы СССР. М.: ИПК Госкоминту-риста, 1987.
  117. Статистика в экономике. / Интервью с начальников отдела статистики услуг Санкт-петербургского комитета государственной статистики С. П. Соловьевой. // Туризм и экономика, СПбГИСЭ (Факультет туризма и частичного хозяйства), 2001. № 11.
  118. О.В. Индустрия туризма в США (экономическое исследование). М.: Изд-во «Наук», 1983. — 176 с.
  119. Теория и практика антикризисного управления. Учебник для ВУЗов. / Г. З. Базаров, Л. П. Белых и др.- Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — 469 с.
  120. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. / Автор-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М. — Афины: INFOGROUP, 1994. — 159 с.
  121. В.В., Крупанин А. А., Пантелеев В. А. Личностная стратегия предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 1999.-144 с.
  122. Туризм в России: Стат сб. / Госкомитет России. М., 2000. -164с.
  123. Туризм и гостиничное хозяйство. / Учебник под ред. д.э.н., проф. А. Д. Чудновского. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2000. — 400 с.
  124. Туризм как элемент стратегии. // «Эксперт Северо-Запад», 2001. -№ 10.-С. 20−21.
  125. Туристская декларация (принята Всемирной конференцией министров по туризму 4 ноября 1994 года). Туринфо, 1994. — № 16.
  126. Туристские фирмы. / Журнал для профессионалов туристского бизнеса. Вып. 24. СПб.: «Невский Фонд», 2001. — 208 с.
  127. В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. Международные отношения. М., 1990.
  128. П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. М.: Аудит ЮНИТИ, 1995.
  129. Указ Президента Российской Федерации «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» от 22 декабря 1995 года.
  130. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса. / Учебное пособие под ред. проф. В. Н. Соловьева и проф. Д. В. Шопенко. СПб.: Гидрометеоиздат, 1995.
  131. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». / Утверждена постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года Собрание законодательств РФ, 1996.-№ 11.
  132. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 24 ноября 1996 года № 132-Ф3.
  133. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 15 августа 1996 года № 114-ФЗ.
  134. Л.Н. Реклама в опросах общественного мнения Всероссийский центр изучения общественного мнения. — М., 1995.
  135. А. Небесная диалектика. // «Эксперт», 2000. С. 48−51.
  136. Харрис Годфри, Кац Кеннет М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
  137. .С. Территориальная организация общества: (актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). -М.: Мысль, 1981. -320 е., карт., схем.
  138. Ю.М. Туристический бизнес. М., 1998.
  139. А.А. Сравнительная статика рыночного равновесия. -Прогнозирование спроса. Л., 1991.
  140. Экономика современного туризма. Под ред. ГА. Карповой. М. -СПб., 1998.
  141. Экономика и организация международного туризма. М., 1984.
  142. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия). Учебное пособие. / Авторский коллектив: Грязнова А. Г., Чечелева Т. В., Атлас М. С., Бурмен-ко Т.Д. и др. М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ, 1997.
  143. Экономические реформы: проблемы и перспективы. Коллектив авторов: А. Е. Когут, О. П. Литовка, А. А. Румянцев, Е.Б. Костянов-ская, Л. А. Аносова и др. СПб.: «Наука», 1993. — 212 с.
  144. Энциклопедия туризма. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.
  145. В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. Самара, 1995.
  146. В.Ф. Управление качеством в сфере услуг. Системно-логистический подход. Монография. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001.-352 с.
  147. Krippendorf. Marketing im Fremdenverkehr, Bern and Frankfurt (M., 1971, Berner Studien zum Fremdenverkehr, Heft 7.
  148. Mueller U. Fremdenverkehr in seiner Bedeutung fuer die regionale Strunturpolitik, Frankfurt / M., 1979. P. 145−150.
Заполнить форму текущей работой