Актуальность темы
исследования. Кардинальное изменение государственного строя России неизбежно связано с возникновением и развитием позитивных и негативных социальных последствий. Наряду с обновлением социально-экономической инфраструктуры в условиях проводимого курса на формирование общенародного социального согласия, взаимотерпимости среди граждан, наблюдаются процессы социальной конфронтации. В силу этого и иных внутриполитических и экономических причин в некоторых регионах наблюдается нестабильность и криминализация социальной ситуации, выражающаяся в частности в том, что «преступность стремится распространить свое влияние даже на те общественные и экономические институты, которые до недавнего времени считались надежно защищенными от нее (межнациональные отношения, финансовая и внешнеэкономическая деятельность и др.)» 1.
Учитывая состояние и прогноз преступности на ближайшие годы, общесоциальной задачей первоочередной важности является разработка и реализация комплекса организационных и правовых мер по усилению контроля и управляющего влияния на развитие криминальных процессов, «координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 2 в сфере правопорядка.
Целям создания единого государственного механизма противодействия дальнейшей криминализации общества служит утвержденная Правительством Российской Федерации Федеральная программа усиления борьбы
1 См.: Состояние и меры укрепления правопорядка, усиление борьбы с преступностью в России // Штабная практика. № 3(19). 1996. С. 96.
2 Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 28. 1995. Ст. 2642. с преступностью на 1996;1997 гг.1, в основу которой заложены научные концепции и положения государственной политики в области охраны правопорядка. Указом Президента России утверждена Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ2, согласно которой «дальнейшее развитие системы МВД России преимущественно будет осуществляться на основе поиска и использования ее внутренних резервов, прежде всего в сфере управленческой деятельности» 3.
Одним из основных направлений Концепции является совершенствование и развитие организационных структур на основе «четкого разграничения полномочий МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации.» .
Развитие структуры системы МВД России предполагает также создание полнокровных штабных подразделений, действенной системы реагирования на чрезвычайные ситуации, предусматривающей объединение соответствующих сил и средств в едином управленческом блоке, укрепление дежурных частей как органов оперативного межотраслевого управления, входящих в структуру штабных подразделений, значительное повышение статуса (выделено мноюР.А.) начальников штабов всех уровней (п. 3.1. Концепции).
Директивой МВД России от 20 ноября 1996 г. № 4 дсп, также предусматривается ряд мер, направленных на оптимизацию организационных структур, форм и методов межотраслевого управления силами и средствами в органах внутренних дел, через повышение статуса штабных аппаратов4.
В период происходящих социально-политических и экономических преобразований в России, реорганизации государственно-правового аппарата, направленной на совершенствование управления в различных сферах общественной жизни, перед органами внутренних дел все более актуальной
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. № 600 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996 — 1997 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 22. 1996. Ст. 2696.
2 В дальнейшем «Концепция», если в тексте не оговорено иное.
3 См.: Приказ МВД России от 20 марта 1996 г. № 145 «Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России» .
4 Директива МВД России от 20 ноября 1996 г. № 4 дсп «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в 1996 году и задачах на 1997 год». становится задача по реформированию организационной структуры и качественному улучшению практики внутриотраслевого управления.
Главным звеном системы МВД России, реализующим основной объем работы по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка, предупреждению и раскрытию преступлений, являются городские и районные органы внутренних дел1. На этом уровне управления происходит непосредственное осуществление правоприменительных функций, а также сосредоточено наибольшее количество трудовых и материальных ресурсов органов внутренних дел. Именно поэтому укрепление горрайорганов, оснащение их современной техникой, связью, транспортом, совершенствование их организационных структур применительно к новым условиям и требованиям находятся в прямой связи с задачей повышения конечных результатов оперативно-служебной деятельности в целом. Вместе с тем, процесс формирования штабных подразделений на уровне горрайлинорганов, начатый в сентябре 1993 года, еще не закончен2. Через горрайорганы непосредственно осуществляется реагирование на осложнение оперативной обстановки, мобилизуются силы и средства органов внутренних дел на ее нормализацию и оздоровление, поэтому крайне важно завершение процесса реформирования горрайлинорганов.
В связи со скоротечностью, динамизмом складывающейся социально-политической и экономической ситуаций, имеющих непосредственное влияние на состояние криминогенной обстановки в России, горрайорганы превратились в сложные организационные структуры. Им стали присущи такие черты, как многоотраслевая направленность деятельности, увеличение числа выполняемых функций, значительное повышение общего объема работы и т. д. Все это обусловило не только расширение возможностей горрайорганов, но и качественное
1 В дальнейшем «горрайорганы» .
2 По данным Главного штаба МВД России по состоянию на 01.01.1997 года в структуре МВД РФ насчитывается 2732 горрайлинорганов, из которых только в 2497 (91,4% от общего числа) созданы штабные подразделения. Наибольшее количество не сформированных штабных подразделений приходится на УВД Тверской области- 22 (55,0%), ГУВД Ростовской области — 21 (34,4%), УВД Пензенской области -19 (57,5%), ГУВД Московской области — 13 (22,8%), УВД Омской и Тюменской областей — по 11 (28,2% и 18,9% соответственно). изменение характера деятельности многих служб, а, следовательно, и соответствующих органов управления — штабных подразделений.
Более того, в настоящее время организационная структура горрайорганов, нормативное, методическое и ресурсное обеспечение их деятельности, а главное — управление оказались неадекватными возросшим правоохранительным задачам и предъявляемым МВД России современным требованиям к организации и качеству оперативно-служебной деятельности подчиненных подразделений. Отсюда возникает необходимость в дальнейшем укреплении системы горрайорганов и совершенствовании их организационной и функциональной структур, где наиболее актуальными вопросами являются повышение эффективности управления, улучшение обоснованности принимаемых управленческих решений и разрабатываемых прогнозов на возможные изменения оперативной обстановки, достижение взаимодействия субъектов и объектов управления на соответствующей нормативной основе.
Министерство внутренних дел Российской Федерации уделяет большое внимание процессу совершенствования структурной организации в системе горрайорганов: осуществляются меры по объединению ГОРОВД в единый комплексный механизм в борьбе с преступностью, повышается роль в решении этой задачи новых органов управления — штабных подразделений горрайорганов, созданных в соответствии с приказом МВД РФ № 420 — 93 г. 1.
На штабные подразделения горрайорганов возложены комплексный анализ в сфере правопорядка, координация деятельности служб горрайорга-на по осуществлению правоохранительных задач, контроль и проверка состояния оперативно-служебной и управленческой деятельности, обеспечение связи со средствами массовой информации, учетно-регистрационная и статистическая работа, внедрение новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и сетей ЭВМ и др.
Как видно, штабным подразделениям принадлежит ведущая роль в улучшении как общей организации работы горрайорганов, так и их опера
1 Приказ МВД РФ от 14 сентября 1993 г. № 420 «О мерах по совершенствованию работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте» с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МВД РФ № 66 — 94, № 140 — 96, № 339 — 96. тивно-служебной деятельности по наиболее важным направлениям охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Более того, управленческую деятельность штабных подразделений горрайорганов следует рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений в свете проводимых реформ в системе МВД России, что, естественно, влечет возникновение задачи по теоретическому исследованию и изучению рационализации управленческого процесса в деятельности горрайорганов (включая их структурные подразделения) и совершенствованию их правового положения.
Проблемы совершенствования правовых основ деятельности штабных подразделений горрайорганов исследованы недостаточно полно: отсутствуют общетеоретические, в том числе и на уровне монографических исследований, работы, посвященные правовым проблемам деятельности штабных подразделений горрайорганов, недостаточно активно ведется прикладная разработка этого важного направления нормотворческой деятельности в системе МВД России.
Исследования, посвященные изучению вопросов становления административно-правового регулирования штабной функции и статуса штабных подразделений горрайорганов в системе органов внутренних дел, практически не проводились, в основном изучались организационные вопросы создания данных аппаратов в зависимости от конкретной обстановки развития системы управления ОВД в определенный период эволюции государственного аппарата. В то же время, именно комплексный подход к решению органически взаимосвязанных аспектов данной проблемы необходим не только «для уяснения объективного характера возникновения штабов в структуре органов управления и преодоления неправильных взглядов на штабы, как случайно возникшие или необязательные аппараты'4, но и для научной организации их деятельности на соответствующей нормативно-правовой основе.
Среди данных проблем наиболее актуальными являются нормативное урегулирование административно-правового статуса штабных подразделе
1 См.: Зуйков Г. Г., Аксенов АЛ. Штабы органов внутренних дел. М.: Акад. МВД СССР, 1974. С. 4. ний и их организационной структуры. Если на уровне МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации организационно-правовая основа штабных аппаратов определена и продолжает развиваться, то на уровне штабов горрайорганов их административно-правовой статус и механизм реализации штабных функций еще не получил четкого нормативного закрепления.
Таким образом, проблема административно-правового статуса штабных подразделений и их роль в оптимизации процессов управления в городских и районных органах внутренних дел представляется весьма актуальной с научной и практической точек зрения и занимает самостоятельное место в комплексе проблем повышения эффективности правового обеспечения управления органами внутренних дел.
Следует отметить, что в специальной литературе проблемы организации внутрисистемного управления на уровне МВД-УВД получили достаточно широкое освещение. В трудах Ю. ЕЛврутина, А. А. Аксенова, М. В. Богданова, Г. Г. Зуйкова, Н. В. Косгыри, А. Г. Лекаря, В. ПЛозбякова, Д. П. Могилевского,
A.Х.Миндагулова, С. В. Набоки, В. А. Олчедая, М. А. Рогова, Ш. А. Шуюорова и других ученых рассматриваются различные аспекты организации деятельности штабных подразделений в органах внутренних дел. Некоторые работы, посвященные проблемам развития и совершенствования штабной деятельности ОВД, несомненно представляют большой интерес, но, исходя из современных реалий деятельности органов внутренних дел, они несколько утратили свою научно-практическую значимость.
Правовые аспекты реализации штабных функций изучались
B.Н.Грибовым, А. И. Кардашовым, П. В. Голубцом, но исследования в области административно-правового статуса штабных подразделений на уровне горрайорганов не проводились. Недостаточно четкая правовая регламентация деятельности штабных подразделений горрайорганов затрудняет управление как горрайорганом в целом, так и его структурными подразделениями. Таким образом, актуальность разработки проблемы совершенствования правового статуса штабных подразделений горрайорганов не только очевидна, но и является одним из важнейших условий организационного и правового обеспечения управления в системе органов внутренних дел.
Целью диссертационного исследования является изучение правовых основ деятельности штабных подразделений горрайорганов, определение приоритетных направлений установления административно-правового статуса штабных подразделений и повышения эффективности его реализации.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задади:
— изучить сущность и основные элементы понятия административно-правового статуса штабных подразделений горрайорганов;
— проанализировать процесс становления и развития штабной функции и административно-правового статуса штабных подразделений горрайорганов в системе органов внутренних дел— раскрыть особенности правового регулирования штабной функции горрайорганов;
— провести теоретический анализ процесса совершенствования правовых основ деятельности штабных подразделений горрайорганов в контексте с концептуальным подходом к ведомственному нормотворчеству в системе МВД России;
— выявить особенности административно-правового статуса руководителей штабных подразделений горрайоргана, а также место и роль штаба в организационной структуре ГОРОВД;
— изучить проблемы механизма реализации административно-правового статуса руководителей штабных подразделений горрайорганов;
— исследовать проблему нормативного обеспечения реализации задач и функций, возложенных на штабные подразделения горрайорганов;
— сформулировать предложения по определению основных направлений в совершенствовании административно-правового статуса штабных подразделений горрайорганов с целью повышения эффективности его реализации.
Объектом диссертационного исследования являются отношения, складывающиеся в процессе управленческой деятельности штабных подразделений на уровне горрайорганов внутренних дел.
Предмет исследования — элементы, сущность и особенности содержания административно-правового статуса штабных подразделений горрайоргановмеханизм реализации административно-правового статуса штабных подразделений в процессе организации управления горрайорганом внутренних дел.
Методологическая основа и"методика исследования. При проведении диссертационного исследования автор руководствовался теоретико-методологическими положениями философии, теории познания, системного подхода, а также частнонаучными методами: сравнительно-правовым, исто-рико-гносеологическим, конкретно-социологическим, формальнологическим и статистическим.
Выводы диссертации основываются на положениях, закрепленных в Конституции Российской Федерациифедеральных законахнормативных правовых актах органов законодательной и исполнительной власти по вопросам борьбы с преступностью, обеспечения прав и законных интересов гражданведомственных нормативных актах, касающихся вопросов организации управления в системе органов внутренних дел.
Материалы диссертационного исследования базируются на материалах изучения практики деятельности горрайорганов внутренних дел г. Москвы и Московской области, полученных в ходе проведенного анкетирования 400 сотрудников штабных подразделений ГУВД г. Москвы и Московской области, а также на результатах научных исследований сотрудников других научно-исследовательских лабораторий ВНИИ МВД РФ по наиболее актуальным проблемам штабной деятельности ОВД.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в попытке на монографическом уровне исследовать проблемы административно-правового статуса штабных подразделений горрайоргановразработать некоторые положения теории государственного управления и науки административного права, а также определить место и механизм реализации административно-правового статуса штабных подразделений горрайорганов в теории и практике ведомственного нормотворчества. В работе дается понятие административно-правового статуса штабных подразделений горрайоргановнаучные рекомендации по оптимизации организационно-правового положения штабного аппарата в структуре горрайорганов и peaлизации административно-правового статуса штабных подразделений гор-райорганов внутренних дел.
В ходе проведенного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие основные положения:
— понятие и элементы административно-правового статуса штабных подразделений горрайорганов;
— специфика процесса становления административно-правового регулирования штабной функции и статуса штабных подразделений горрайорганов как объективная закономерность в развитии органов управления системы органов внутренних дел;
— место и роль административно-правового статуса штабных подразделений горрайорганов в теории и практике ведомственного нормотворчества в системе МВД России;
— совершенствование административно-правового статуса штабных подразделений на основе концептуального подхода в ведомственном нормотворчестве и необходимость систематизации нормативных правовых актов, регламентирующих штабную функцию (деятельность) в системе органов внутренних дел с учетом принципов правотворчества, правил и требований законодательной техники;
— особенность организационно-правового положения штабного подразделения и его место в структуре горрайоргана;
— проблемы реализации административно-правового статуса штабных подразделений в процессе управления горрайорганом внутренних дел;
— предложения об изменении и дополнении ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию штабной функции на уровне горрайорганов внутренних дел.
Достоверность и научная обоснованность выводов и рекомендаций получены путем обеспечения преемственности и сочетания основных положений теории управления в системе органов внутренних дел и науки административного права, использования общеи частнонаучных методов исследования, и достаточно репрезентативным объемом эмпирической информации, а также апробацией результатов исследования.
Теоретическая и практическая значимость, диссертационного исследования определяется тем, что, основываясь в методологическом плане на положения теории государственного управления, в том числе в сфере органов внутренних дел, административного права и ряда других отраслей научного знания, диссертант сформулировал ряд положений и выводов, касающихся совершенствования теоретических основ ведомственного нормотворчества в деятельности штабных подразделений, реорганизации системы внутриотраслевого управления и совершенствования административно-правового статуса субъектов управления, выполняющих штабные функции на уровне горрайорганов внутренних дел.
Практическая значимость исследования заключается прежде всего в его непосредственной ориентации на повышение эффективности правового обеспечения процесса управления силами и средствами горрайорганов, а также совершенствование административно-правового статуса внутрисистемных субъектов управления.
В результате диссертационного исследования сформулированы и определены основные направления формирования организационно-правовой структуры штабного аппарата и конкретизирован его административно-правовой статус, отмечено значение штаба и его роль в процессе управления горрайорга-ном, предложено уточнить правовой статус руководителя штабного подразделения в действующем «Типовом положении о штабе управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте» 1, а также во «Временное наставление по службе штабов в органах внутренних дел» 2.
Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы, предложения и практические рекомендации диссертанта могут быть использованы при подготовке и повышении квалификации сотрудников управленческого звена органов внутренних дел, разработке методических рекомендаций, памяток, наставлений и других материалов для практических работни
1 См.: приложение № 12 к приказу МВД РФ № 420 — 93 г.
2 См.: приказ МВД РФ от 12 февраля 1997 года № 86 «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел». ков штабов и подразделений (служб), выполняющих штабные функции, а также в дальнейшей исследовательской работе, проводимой в научно-исследовательских учреждениях системы МВД России.
Ряд предложений и рекомендаций, сформулированных автором, внедрены в практическую деятельность штабных аппаратов и других подразделений (служб), выполняющих штабные функции.
Результаты диссертационного исследования использовались при подготовке методических рекомендаций по организации оперативного реагирования дежурных частей горрайорганов и аппаратов уголовного розыска на получение сообщений о совершении преступлений корыстно-насильственного характера, а также в качестве предложений по совершенствованию оперативно-служебной деятельности и организационной структуры штабных подразделений в окружных управлениях органов внутренних дел г. Москвы и Московской области.
Предложения, касающиеся определения правового статуса штабного подразделения горрайоргана, учтены при разработке приказа МВД Российской Федерации от 12 февраля 1997 года № 86 «Об утверждении Временного наставления по организации службы штабов в органах внутренних дел», использованы в научно-исследовательской работе по теме 1.6 плана НИР-96 ВНИИ МВД России «Совершенствование организации управленческой деятельности в службах и подразделениях окружных управлений внутренних дел г. Москвы». Результаты внедрения в практическую деятельность органов внутренних дел подтверждены соответствующими актами внедрения.
Основные положения и выводы, выносимые на защиту, обсуждались на научно-практических конференциях: «Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел в свете новой Конституции Российской Федерации» (Москва, МВШМ МВД РФ, 1994), «Проблемы борьбы с преступностью в крупных городах» (Москва, МЮИ МВД РФ, 1995), «Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в свете Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации» (Белгород, БЮИ МВД РФ, 1996), на занятиях по служебной подготовке сотрудников штабных аппаратов органов внутренних дел, а также в учебном процессе Московского юридического института МВД России.
Результаты исследования опубликованы в 4-х научных работах, общим объемом 6,1 печ. л.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы. Объем диссертации составляет 147 листов машинописного текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших мероприятий в общей стратегии совершенствования эффективности деятельности ОВД по пути реализации положений Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России является повышение роли специализированных аппаратов управления (штабов) в горрайорганах. Процесс воссоздания в структуре горрайоргана внутренних дел штабных подразделений свидетельствует не только о возросшем уровне совершенствования организаторской работы на низовом звене системы ОВД, но и о внедрении передовых форм и методов в решение практических задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности на современном этапе.
Проведенным исследованием установлено, что административно-правовой статус штабных подразделений горрайорганов внутренних дел, представляет собой сложноструктурированную правовую категорию, отражающую закрепленную в нормах административного права и конкретизированную ведомственными нормативными актами совокупность прав, обязанностей и властных полномочий (компетенции) в сфере управления органами внутренних дел и определяющей правовое положение штабных подразделений в организационной структуре органа.
Историко-правовой анализ развития административно-правового регулирования штабной функции и административно-правового статуса штабных подразделений позволил установить, что данный процесс характеризуется определенными закономерностями, заключающимися в том, что: развитие административно-правового регулирования штабной функции имеет отраслевое начало, т. е. путем ее организационного выделения из отраслевых и линейных службданный процесс детерминируется соотношением различного рода факторов, характеризующих состояние общества в конкретный период его развитияистоки развития административно-правового регулирования штабной функции имеют свое начало в центральных органах управления системы органов внутренних дел, а потому, становление правового регулирования статуса штабных подразделений на уровне горрайорганов происходило не всегда параллельным путем. Таким образом, чем выше уровень административно-правового регулирования штабной функции (деятельности) в системе органов внутренних дел, тем более совершенен административно-правовой статус штабных подразделений горрайорганов.
Дальнейшее развитие штабных подразделений горрайорганов, их административно-правового статуса на современном этапе должны стать объектом пристального внимания со стороны центрального аппарата министерства в деле дальнейшего совершенствования их организационного и правового обеспечения, путем наделения соответствующей компетенцией в решении наиболее актуальных управленческих задач, стоящих перед органами внутренних дел.
На основе концептуального подхода к ведомственному нормотворчеству в системе МВД России, с учетом местных условий и особенностей функционирования органов внутренних дел представляется необходимым определить административно-правовой статус штабных подразделений, т. е. объем прав, обязанностей, властных полномочий (компетенцию) в сфере оперативно-служебной деятельности, обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью применительно к каждому уровню системы управления органами внутренних дел: Главный штаб МВД Россииштабы МВД республик, ГУВД, УВД, УВДТ субъектов в составе Российской Федерацииштабные подразделения гор-райлинорганов.
В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности штабных подразделений необходимо провести систематизацию нормативных правовых актов, регламентирующих организацию штабной функции в органах внутренних дел, при этом обеспечивая преемственность в кодификационной работе, соблюдение принципов правотворчества и правил законодательной техники.
Правовое положение структурных подразделений горрайорганов, в первую очередь штабного, должно быть определено таким образом, чтобы на соответствующей правовой основе в известной степени была обеспечена способность штаба (как самостоятельно, так и путем совместных усилий) решения общих целей и задач, стоящих перед органом внутренних дел. Изменение структурного построения в ГОРОВД либо изменение приоритета какой-либо из служб, закономерно должно влечь соответствующие изменения не только в организационной структуре управления, но и в правовом положении штабного подразделения горрайоргана. Организационная структура штабного подразделения должна быть направлена на преодоление негативных факторов, усложняющих реализацию основной функцииобеспечения непрерывного и устойчивого управления подразделениями при любых осложнениях оперативной обстановки. В этих целях необходимо обеспечить целостность управления путем правовой регламентации функциональных связей и форм взаимодействия отраслевых служб в решении стоящих перед ними общих задач.
Оргпроектирование горрайорганов и их аппаратов управления должно предполагать предварительную научную экспертизу, а также глубокое и всестороннее обследование внешней среды и внутренних ресурсов горрайоргана (включая качественный анализ кадров) с тем, чтобы, учитывая полученные результаты, разработать ряд соответствующих вариантов, жизнеспособность каждого из которых может показать апробация, т. е. временное функционирование той или иной структуры с последующей «доводкой» ее элементов до оптимального состояния. Исходя из этого, структура штабных подразделений должна быть типовой в основе, вместе с тем, руководствуясь своим административно-правовым статусом, в зависимости от местных условий и особенностей, иметь способность к трансформации и оперативному реагированию на изменения внешней среды, вызванные негативными тенденциями в криминогенной ситуации, а также при решении задач комплексного характера, требующих оперативного вмешательства со стороны органов внутренних дел.
Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу о том, что в настоящее время, при реализации общих функций управления компетенция начальника штабного подразделения носит опосредованный характер, и это существенно сказывается на качестве и скорости исполнения принимаемых начальником горрайоргана управленческих решений.
В связи с этим, начальники штабных подразделений горрайорганов в соответствии со своим административно-правовым статусом должны обладать таким объемом полномочий по занимаемой должности, который позволял бы им осуществлять эффективный контроль за исполнением ведомственных нормативных актов либо управленческих решений вышестоящих субъектов управления и одновременно реализовывать функции управления, т. е. отдавать указания и распоряжения, обязательные для исполнения личным составом горрайоргана.
Нормативная регламентация административно-правового статуса начальника штабного подразделения горрайоргана требует внесения уточнений и корректив в круг его властных полномочий при получении необходимой информации для разработки проектов управленческих решений, как внутри своего органа внутренних дел, так и во взаимодействии с иными ведомствами и организациями в пределах территориальной компетенции. В целях оперативного сбора, обобщения и анализа информации, необходимой штабу для принятия начальником органа внутренних дел управленческих решений, сотрудники линейных и отраслевых служб, выполняющие информационно-аналитическую работу в рамках своего подразделения, должны находиться в оперативном подчинении начальника штабного подразделения горрайоргана.
Проблема совершенствования планирования как составной части организационно-управленческой деятельности, должна решаться в органическом единстве с нормативной регламентацией статуса субъектов, ее реализующих. В связи с этим, требует соответствующей нормативной регламентации процесс подготовки управленческих решений в виде комплексных планов работы применительно к уровню горрайоргана, выражающейся в определенной процедуре их разработки и принятия, уточнении порядка обсуждения и согласования различных вариантов и проектов с вышестоящими субъектами управления.
Необходимо нормативно закрепить в административно-правовом статусе штабного подразделения горрайоргана его компетенцию в организации разработки комплексных мер по устранению недостатков и оказанию помощи, установлению взаимоотношений с субъектами контроля вышестоящих органов управления, организационных форм и порядка осуществления, а также видов управленческих решений, подлежащих контролю.
Требуют существенного уточнения правовые нормы, регламентирующие деятельность дежурных частей в разграничении компетенции субъектов управления в организации работы и руководстве над данным структурным подразделением штаба горрайоргана. В этих целях представляется важным решить вопрос об ограничении круга руководителей, ответственных за её оперативно-служебную деятельность, оставив дежурную часть в исключительном подчинении начальникам горрайоргана и штабного подразделения.
В проведенном диссертационном исследовании освещены наиболее актуальные проблемы, связанные с совершенствованием административно-правового статуса штабных подразделений горрайорганов, что, однако, не исключает проведение дальнейших исследований по данной проблематике с использованием иных подходов к ее теоретическому изучению и практической реализацией научных результатов.