Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка специалистов по профилактике аддиктивного поведения в условиях инновационного обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены и экспериментально проверены условия подготовки специалиста по профилактике аддиктивного поведения, способствующие созданию творческого продукта совместно с педагогом: специальная организация взаимодействия «преподаватель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся» в ходе учебных занятий посредством актуализации усвоенных знаний о мире и о себе, сопровождающейся рефлексией личностного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований профилактики аддиктивного поведения
    • 1. 1. Психолого-педагогическая проблема профилактики и предупреждения употребления психоактивных веществ в подростковой среде
    • 1. 2. Понятие «компетентность» специалиста в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Понимание как фактор развития когнитивных и личностных компетенций
  • ГЛАВА II. Экспериментальные исследования психолого-педагогических условий эффективности подготовки специалистов по профилактике аддиктивного поведения
    • 2. 1. Программа психолого-педагогического эксперимента
    • 2. 2. Констатирующий этап эксперимента и анализ его результатов
    • 2. 3. Формирующий этап эксперимента и анализ его результатов

Подготовка специалистов по профилактике аддиктивного поведения в условиях инновационного обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Актуальность проблемы исследования обусловлена несколькими составляющими: с одной стороны социально-экономическими изменениями в обществе, а с другой стороны инновационными изменениями, которым подвергается система современного образования. Социально-экономические изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является употребление психоактивных веществ подростками. Решение этой проблемы требует эффективной профилактической работы высококвалифицированных специалистов. Подготовка специалистов по профилактике аддитивного поведения основана на инновационном обучении. Под инновационным обучением понимаютметоды, которые позволяют конструировать учение как продуктивную творческую деятельность и преподавателя, и учащихся, связанную с получением социально полноценного продукта на всех этапах Учебно-воспитательного процесса сначала в совместной, а затем в индивидуальной самоорганизуемой работе (В.Я. Ляудис). Инновационные изменения в высшем образовании выявляют принципиально новые подходы к организации процесса обучения.

Одним из таких подходов является компетентностный подход, который стал активно формироваться после выхода в свет в 2002 году «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.». В отличие от традиционного подхода компетентностный подход отражает требования не только к содержанию образования (что должен знать, уметь и какими навыками владеть выпускник), но и к поведенческой составляющей (способности применять знания, умения и навыки на практике) (И. А. Зимняя, А.К. Маркова). В рамках компетентностного подхода обучение в высшей школе направлено на формирование «ключевых компетенций» будущих специалистов, определяющих современное качество образования. Суть компетентностного подхода заключается в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях.

Для эффективного формирования у студентов «ключевых компетенций» недостаточно только увеличения информационной нагрузки, так как большая часть информации воспринимается студентами некритично, как бесспорная. Такая ситуация приводит к необходимости развития понимания студентами информации, а так же себя и своей профессиональной позиции. Современная жизнь ставит перед молодыми людьми непростую проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире (Е.А.Сорокоумсова).

Понимание — это «гуманитарный способ познания жизни», который предполагает открытость мира по всем параметрам сущего и должного (М. М. Бахтин (9)). Такое познание невозможно без глубокого понимания себя и собственного личностного бытия.

В отечественной психологии вклад в разработку проблем теории компетентностного подхода в обучении внесен Болотовым В. А., Зимней И. А., Вербицким А. А., Марковой А. К., Митиной JI.M., Сериковым В. В., Шадриковым В. Д., Кузьминой Н. В., Хуторским А. В., Белицкой Г. Э., Берестовой Л. И., Гришановой H.A. и др.

Проблемами учебного взаимодействия и сотрудничества в психологии занимались Выготский JI.C., Давыдов В. В., Эльконин Д. Б., Ляудис В. Я., Сорокоумова Е. А., Шульга Т. И., Цветкова Т. К., Цукерман Г. А., и др.

Исследованию понимания посвятили свои работ выдающиеся ученые и ведущие специалисты в этой области: П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Г. С. Костюк, Н. Т. Морозова, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, А. Н. Соколов, Е. А. Сорокоумова и др.

В настоящее время необходим инновационный подход к подготовке профессиональных кадров для работы по профилактике аддиктивного поведения, которая не может осуществляться традиционными условиями организации обучения в вузе. Это противоречие ставит перед педагогической психологией проблему разработки и внедрения, новых субъект-субъектно ориентированных подходов, обеспечивающих эффективную подготовку нового поколения профессиональных кадров.

Потребность восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление найти пути разрешения указанного противоречия в практике определяют проблему нашего исследования.

В теоретическом плане это проблема разработки условий инновационного обучения для подготовки специалистов по профилактике аддиктивного поведения. В практическом плане — проблема разработки и внедрения программы подготовки специалистов по профилактике аддиктивного поведения, реализующей данные условия.

Цель исследования: подготовка специалиста по профилактике аддиктивного поведения в условиях инновационного обучения.

Объект исследования: психологические особенности подготовки специалистов по профилактике аддиктивного поведения в условиях инновационного обучения.

Предмет исследования: психолого — педагогические условия подготовки специалистов по профилактике аддиктивного поведения в вузе.

Гипотеза исследования: психологические особенности подготовки специалистов по профилактике аддиктивного поведения могут зависеть от разных психолого-педагогических условий, специфики взаимодействия преподавателя и студента и формирования когнитивных и личностных компетенций.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами ставились и решались следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ актуального состояния по проблемам: а) инновационного обученияб) понятий «профессиональная компетентность», когнитивные и личностные компетенциив) понимания как психологического фактора, обеспечивающего развитие когнитивных и личностных компетенций.

2. Подобрать и реализовать комплекс психодиагностических методик для исследования сформированности когнитивных и личностных компетенций у студентов.

3. Выделить в процессе подготовки условия инновационного обучения специалиста по профилактике аддиктивного поведения, обеспечивающие развитие когнитивных и личностных компетенций.

4. Разработать и экспериментально апробировать психолого-педагогическую программу, направленную на подготовку специалиста по профилактике аддиктивного поведения.

Методологические основы исследования. Концептуальную основу исследования составили теоретические исследования, изучающие современные проблемы профилактики аддиктивного поведения подростков (Братусь Б.С., Гоголева A.B., Гульдан В. В., Короленко Ц. П., Кулаков С. А., Лисецкий К. С., Сирота H.A., Ялтонский В. М., и другие) — теории компетентностного подхода в обучении (Зимняя И. А., Вербицкий А. А., Маркова А. К., Митина Л. М., Петровская Л. А., Кузьмина Н.В.) — теоретические исследования учебного взаимодействия и сотрудничества в учебном процессе (Выготский Л.С., Давыдов В. В., Ляудис В. Я., Сорокоумова Е. А., Цветкова Т. К., Цукерман Г. А., Эльконин Д. Б., Шульга Т. И. и др.). Исследованию понимания посвятили свои работ выдающиеся ученые и ведущие специалисты в этой области: П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, П. И. Зинченко, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Г. С. Костюк, Н. Т. Морозова, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, А. Н. Соколов, Е. А. Сорокоумова и др.

Методы исследования. В процессе выполнения научной работы использовались следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературыанализ нормативных документовтестирование, ранжированиепсихолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы) — методы математической статистики и графические методы обработки и анализа результатов исследования. Методики: тест б самоактуализации личности, разработанный М. Крозом под руководством JL Гозманатест на социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. Салливенатест оценка самоконтроля в общении М. Снайдераметодика определения индивидуальных копинг — стратегий, разработанная Э. Хаймом.

Достоверность исследования обеспечивалась применением апробированного инструментария, вариативностью психолого педагогического эксперимента, адекватного предмету, цели и задачам исследования, качественным и количественным анализом экспериментального материала, подтвержденного статистическими расчетами (SPSS 10.0), значительной количественной выборкой испытуемых — студентов педагогического вуза.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе Тульского государственного педагогического университета им. JL Н. Толстого. На этапе проведения экспериментальной части исследования в качестве испытуемых были привлечены студенты ТГПУ им. JI. Н. Толстого факультета психологии специальности «Специальная психология». В исследовании приняло участие 200 студентов.

Выполнение исследования проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования (2005;2006 гг.) осуществлялись анализ научной литературы, исследований, тематически близких к нашему, который позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилась формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования, обоснование его программы.

На втором этапе исследования (2006;2008 гг.) осуществлялась разработка теоретической базы исследования, психолого — педагогической программы формирования когнитивных и личностных компетенций и методика ее эмпирической проверки. Выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие формированию когнитивных и личностных компетенций. Осуществлялась опытно-экспериментальная работа по реализации данного комплекса психолого-педагогических условий эффективного формирования когнитивных и личностных компетенций.

На третьем этапе исследования (2008;2010) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, корректировались и уточнялись исходные теоретические положения, формулировались выводы, вырабатывались практические рекомендации по внедрению результатов работы в профессионально-педагогическую практику.

Научная новизна исследования:

— определены и экспериментально проверены условия подготовки специалиста по профилактике аддиктивного поведения, способствующие созданию творческого продукта совместно с педагогом: специальная организация взаимодействия «преподаватель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся» в ходе учебных занятий посредством актуализации усвоенных знаний о мире и о себе, сопровождающейся рефлексией личностного и познавательного опытавключение студентов в совместную деятельность и межличностное взаимодействие в процессе решения продуктивных и творческих задачформирование направленности личности на понимание себя в различных ситуациях взаимодействияопределена специфика когнитивных и личностных компетенций специалистов, по профилактике аддиктивного поведения. К когнитивным относятся: общая совокупность знаний, умение организовывать диагностическую, профилактическую, коррекционную работу, опыт действовать в подобных (стандартных) ситуациях. К личностнымсоциальный интеллект, самоактуализация, стратегии совладания со стрессом и ресурсы личности, коммуникативный самоконтрольуточнено понятие «профессиональная компетентность» специалистов по профилактике аддиктивного поведения, которое включает готовность к нахождению, порождению и интерпретации личностных смыслов субъектов профессиональной деятельностиразработана психолого-педагогическая программа, реализующая специфические функции преподавателя: инструктора, советника, образца, наблюдателя, фасилитатора, партнера.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении научного представления о профессиональной подготовке специалистов по профилактике аддиктивного поведенияв определении условий инновационного обучения. Результаты исследования конкретизируют представления об инновационном обучении при подготовке специалистов по профилактике аддиктивного поведения. Результаты исследования пополняют разделы педагогической психологии о подготовке специалистов по профилактике аддиктивного поведения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты создают предпосылки для проектирования, осуществления процесса эффективного формирования когнитивных и личностных компетенций специалистов по профилактике аддиктивного поведения. Условия инновационного обучения, направленные на формирование когнитивных и личностных компетенций специалистов по профилактике аддиктивного поведения могут быть использованы в учебной практике учреждений высшего образования при разработке программ профессиональной подготовки специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации, полученные результаты, выводы обсуждались на заседаниях кафедры социальной. и педагогической психологии факультета психологии ГОУ ВПО «Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова», на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ГОУ ВПО «Московского государственного открытого университета». Материалы исследования докладывались на международных научно-практических конференциях: «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаимодействия» (Санкт-Петербург, 2007, 2008), «Феноменология и профилактика девиантного поведения» (Краснодар, 2007) — на IV межрегиональной научно-практической конференции «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере» (Нижний Новгород, 2008), на III международной научно-методической конференции «Проблемы многоуровневого образования» (Нижний Новгород, 2008), на всероссийской научно — практической конференции «Гуманитаризация и гуманизация образования как условие формирования профессиональных и личностных качеств кадров» (Тула, 2009).

Положения, выносимые на защиту:

1. Эффективность подготовки специалистов по профилактике аддиктивного поведения определяется психолого-педагогическими условиями инновационного обучения: специальная организация взаимодействия «преподаватель — обучающийся», «обучающийсяобучающийся» в ходе учебных занятий посредством актуализации усвоенных знаний о мире и о себе, сопровождающейся рефлексией личностного и познавательного опытавключение студентов в совместную деятельность и межличностное взаимодействие в процессе решения продуктивных и творческих задачформирование направленности личности на понимание себя в различных ситуациях взаимодействия.

2. Сущность и содержание процесса подготовки специалиста по профилактике аддиктивного поведения, направлены на формирование взаимодействия, продуктивной деятельности преподавателя и студента, социально полноценного творческого продукта сначала в совместной деятельности, а затем в индивидуальной самоорганизуемой работе, профессиональной компетентности (когнитивных и личностных компетенций).

3. На основе специально разработанной психолого — педагогической программы осуществляется подготовка специалиста по профилактике аддиктивного поведения. В процессе реализации психологопедагогической программы преподаватель выполняет специфические функции инструктора, советника, образца, наблюдателя, фасилитатора, партнера.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, выводы и заключение, библиографию и приложения. Общий объем диссертации — 152 страницы.

Список литературы

содержит 220 наименования, в том числе — 5 источников на иностранном языке. Текст иллюстрирован диаграммами, таблицами, схемами и рисунками.

Выводы по I главе.

В первой главе подвергается анализу понятие аддиктивного поведения, психологические механизмы возникновения аддиктивного поведения, причины и факторы риска употребления психоактивных веществ, подвергается анализу Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Мы в своей работе опираемся на определение, предложенное С. А. Кулаковым, который трактует аддиктивное поведение как вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими ПАВ без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения [Кулаков, 2001].

На основе теоретического анализа мы можем сказать, что риск злоупотребления психоактивными веществами может исходить как изнутри (биофизиологические, индивидуально-психологические факторы риска наркотизации), так и извне (микрои макросоциальные факторы риска). Вероятность вовлечения подростка в наркотизацию определяется всей совокупностью (комплексом) воздействующих условий.

В исследовании изучено разнообразие подходов к профилактике и предупреждению аддиктивного поведения у подростков и выяснено, что, ни один подход к профилактике аддиктивного поведения не предусматривает профилактику всей совокупности (комплекса) воздействующих условий.

Обзор психопрофилактических программ позволил определить причины их неудовлетворительной эффективности. К причинам относят: недостаток теоретически обоснованных моделей, отсутствие необходимого количества апробированных техник, разночтения в определении объекта воздействия, междисциплинарную и межведомственную разобщенность, расплывчатость зон компетентности и ответственности специалистов, работающих в этой области (Зыков О.В., 2000, Шабалина В. В., 2001, Гилинский Я. И., 2001 и др.).

Эволюция «компетентностного» подхода приводит к расширительным трактовкам профессиональной компетентности и компетенций.

На наш взгляд, профессиональная компетентность включает в себя, как минимум, два блока компетенций: когнитивные (интеллектуальные) и личностные (социально-значимые).

На основе анализа особенностей профессиональной деятельности специалиста по профилактике аддиктивного поведения, государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристики педагога-психолога нами были выделены когнитивные и личностные компетенции, специалиста по профилактике аддиктивного поведения. Когнитивные компетенции это:

— совокупность объективно необходимых знаний, умений, навыков (знание психологии зависимого поведения, специальной психологической помощи различным категориям подростков, факторов риска возникновения зависимого поведения, современных критериев зависимого поведения, типологии зависимого поведения);

— умение правильно распорядиться ими (умения организовывать методическую, диагностическую, коррекционную, профилактическую работу в соответствии с этическими и правовыми нормами в отношении других людей);

— практический опыт (опыт действовать в подобных (стандартных) ситуациях).

Личностные компетенции это:

— коммуникативный самоконтроль;

— индивидуальный стиль совладания со стрессом;

— социальный интеллект;

— самоактуализация.

Развитие когнитивных и личностных компетенций студентов обусловлено, как было отмечено выше, сменой приоритетов в системе образования, ориентируемой на формирование творческой личности, понимание себя как субъекта деятельности и развития.

Анализ особенностей образовательной ситуации ориентируемой на формирование творческой личности, понимание себя как субъекта деятельности и развития показал, что приоритет отдается личностным смыслам и целям включения участников в образовательную ситуацию, нахождение, порождение и интерпретация которых происходит в совместной учебно-воспитательной деятельности на основе решения продуктивных творческих задач и жизненных ситуаций. Для организации учебного процесса педагог, прежде всего, должен составить серию задач как репродуктивного, так и творческого характера в контексте учебного материала, но связав его с реальной жизнью и ментальными человеческими смыслами, переживаемыми участниками данной конкретной возрастной группы.

В рамках нашего исследования понимание (процесс и результат нахождения, порождения и интерпретации личностных смыслов субъектами общения и взаимоотношений, возникающих в совместной учебно-воспитательной деятельности на основе решения продуктивных творческих задач и жизненных ситуаций) мы возьмем за основу при разработке программы подготовки специалистов для работы с аддиктивными подростками. А понятие «профессиональная компетентность» рассматриваем, не только как готовность специалиста реализовывать свой профессиональный потенциал, но и как готовность специалиста к нахождению, порождению и интерпретации личностных смыслов субъектов его профессиональной деятельности.

ГЛАВА И. Экспериментальные исследования эффективности подготовки будущих специалистов по профилактике употребления психоактивных веществ 2.1. Программа психолого-педагогического эксперимента.

На основании выделенных когнитивных и личностных компетенций необходимых специалисту по профилактике аддиктивного поведения был разработан психолого-педагогический эксперимент. Для проведения психолого-педагогического эксперимента были сформированы две группы: контрольная группа (КГ) — 90 студентов, экспериментальная группа (ЭГ) — 110 студентов.

Психолого-педагогический эксперимент состоял из 2-х этапов: констатирующий этап экспериментаформирующий этап эксперимента. Целыо констатирующего этапа явилось:

— изучение совокупности объективно необходимых знаний, умений, навыков (знание психологии зависимого поведения, специальной психологической помощи различным категориям подростков, факторов риска возникновения зависимого поведения, современных критериев зависимого поведения, типологии зависимого поведения);

— выявление умения правильно распорядиться ими (умения организовывать методическую, диагностическую, коррекционную, профилактическую работу в соответствии с этическими и правовыми нормами в отношении других людей);

— изучение практического опыта (опыт действовать в подобных (стандартных) ситуациях).

— определение уровня коммуникативного самоконтроля;

— выявление индивидуального стиля совладания со стрессом;

— определение уровня социального интеллекта;

— изучение степени самоактуализации.

Для реализации поставленных целей нами были использованы следующие методики:

— для исследования совокупности объективно необходимых знаний, умений, навыков, умения правильно распорядиться ими, изучение практического опыта были разработаны бланковые тесты, состоящие из 60 заданий. Каждое теоретическое задание содержит в себе вопрос и несколько вариантов ответа, один из которых правильный. Количество набранных баллов соответствует определенной степени сформированности когнитивных компетенций.

— для определения уровня коммуникативного самоконтроля нами была использована методика «Оценка самоконтроля в общении», разработанная американским психологом М. Снайдером.

— для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом, нами использовалась «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма».

— для определения особенностей социального интеллекта мы использовали тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект», адаптированный Е. С. Михайловой.

— для диагностики степени самоактуализации личности нами использовался тест самоактуализации личности, разработанный М. Крозом под руководством Л.Гозмана.

Все методики подбирались в соответствии с целями констатирующего этапа эксперимента.

Таким образом, нами разработана диагностическая программа, направленная на изучение когнитивных и личностных компетенций специалистов по профилактике аддиктивного поведения.

Формирующий эксперимент проводился со студентами экспериментальной группы (ЭГ) — 110 человек, а студенты контрольной группы, занималась по традиционной программе (90 человек).

Цель формирующего этапа эксперимента — организация психолого-педагогических условий, способствующих формированию когнитивных и личностных компетенций.

Формирующий этап эксперимента был подчинен следующим задачам:

— определить оптимальные условия, необходимые для развития когнитивных и личностных компетенций специалистов;

— выявить разницу в развитии когнитивных и личностных компетенций в условиях экспериментальной программы и при работе по традиционной программе;

— разработать психолого — педагогическая программа для студентов с использованием понимания в качестве основного фактора развития когнитивных и личностных компетенций.

Для проведения формирующего эксперимента, была разработана экспериментальная программа, в которой использовались гуманистические идеи и подходы исследователей развивающего образования.

Полученный экспериментальный материал подвергся математической обработке с помощью математико-статистического пакета SPSS 10.0 для Windows, с использованием критерия Стьюдента при р <0,05, а также критерия хи-квадрат.

2.2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов Целями констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента явились:

— изучение совокупности объективно необходимых знаний, умений, навыков (знание психологии зависимого поведения, специальной психологической помощи различным категориям подростков, факторов риска возникновения зависимого поведения, современных критериев зависимого поведения, типологии зависимого поведения);

— выявление умения правильно распорядиться ими (умения организовывать методическую, диагностическую, коррекционную, профилактическую работу в соответствии с этическими и правовыми нормами в отношении других людей);

— изучение практического опыта (опыт действовать в подобных (стандартных) ситуациях).

— определение уровня коммуникативного самоконтроля;

— выявление индивидуального стиля совладания со стрессом;

— определение уровня социального интеллекта;

— изучение степени самоактуализации.

На констатирующем этапе эксперимента приняло участие 200 студентов (КГ — 90 студентов, ЭГ — 110 студентов) факультета психологии специальности «Специальная психология» ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Для изучения выделенных нами когнитивных компетенций применялись разработанные нами бланковые тесты. Бланковые тесты содержат 60 заданий, направленных на оценку совокупности объективно необходимых знаний, умений, навыков (20 заданий) — на выявление умения правильно распорядиться ими (20 заданий) — на изучение практического опыта студентов (20 заданий). Каждое задание содержит в себе вопрос и несколько вариантов ответа, один из которых правильный. За каждый правильный ответ испытуемый получает один балл. Количество набранных баллов соответствует определенному уровню сформированное&tradeвыделенных когнитивных компетенций. Количество набранных баллов от 0 до 8 (до 40% правильных ответов) соответствует низкому уровню сформированности выделенных когнитивных компетенций. Количество набранных баллов от 9 до 15 (от 40% до 75% правильных ответов) соответствует среднему уровню сформированности выделенных когнитивных компетенций. Количество набранных баллов от 16 до 20 баллов (от 75% до 100% правильных ответов) соответствует высокому уровню сформированности выделенных когнитивных компетенций.

Для диагностики самоконтроля над поведением использовалась методика «Оценка самоконтроля в общении». Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Участникам исследования предлагалось внимательно прочитать десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них необходимо оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется верным или преимущественно верным, надо поставить рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным — букву «Н» [148] (приложение 3).

Изучение индивидуального стиля совладания со стрессом и ресурсов личности проходило с помощью методики определения индивидуальных копинг — стратегий Э. Хайма. Испытуемым был предложен ряд утверждений, касающихся особенностей поведения. Участникам испытания необходимо было вспомнить, каким образом они чаще всего разрешают трудные и стрессовые ситуации высокого эмоционального напряжения. В каждом разделе утверждений необходимо было выбрать только один вариант, при помощи которого чаще всего испытуемые разрешают свои трудности. Отвечать надо было в соответствии с тем, как испытуемые справляются с трудными ситуациями в последнее время [58]. При обработке результатов тестирования используется преимущественно качественносодержательный анализ ответов. Каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг — стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. П — продуктивная копинг-стратегиястратегия, которая помогает быстро и успешно совладать со стрессом, О — относительно продуктивная копинг-стратегия — стратегия, которая помогает в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессеНнепродуктивная копинг-стратегия — стратегия, которая не устраняет стрессовое состояние, а напротив, способствует его усилению (приложение 4).

С помощью методики «Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена» проводилось исследование социального интеллекта испытуемых [116].

Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику различных аспектов одного из наиболее интересных психических феноменов — социального интеллекта (способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии). Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление. Дж. Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

Дж. Гилфорд выделил одну операцию — познание (С) — и сосредоточил свои исследования на познании поведения (СВ). Эта способность включает 6 факторов:

1. Познание элементов поведения (СВИ) — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению «фигуры из фона» в гештальтпсихологии).

2. Познание классов поведения (СВС) — способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.

3. Познание отношений поведения (CBR) — способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.

4. Познание систем поведения (CBS) — способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.

5. Познание преобразований поведения (СВТ) — способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.

6. Познание результатов поведения (СВ1) — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Адаптация была проведена Е. С. Михайловой в период с 1986 по 1990 год на базе лаборатории педагогической психологии НИИ профессионального образования РАО и кафедры психологии Российского государственного педагогического университета (объем выборки — 210 человек, возраст — 18−55 лет).

Методика исследования социального интеллекта включает 4-е субтеста: субтест № 1 — «Истории с завершением», субтест № 2 — «Группы экспрессии», субтест № 3 — «Вербальная экспрессия», субтест № 4-«Истории с дополнением». Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест — вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения (СВС, CBS, СВТ, CBI). Два субтеста в своей факторной структуре имеют второстепенные веса, касающееся способностей понимать элементы и отношения поведения (CBU, CBR).

Субтест № 1. Истории с завершением.

В субтесте используются сцены с персонажем комиксов Барни и его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной ситуации. Испытуемый должен найти среди трех других картинок ту, которая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на первой картинке, принимая во внимание чувства и намерения действующих лиц.

Субтест измеряет фактор познания результатов поведения (СВ1), т. е. способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Субтест № 2. Группы экспрессии.

Стимульный материал субтеста представляет собой картинки, изображающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты. Три картинки, расположенные слева, всегда (выражают одинаковые чувства, мысли, состояния человека. Испытуемый должен среди четырех картинок, расположенных справа, найти ту, которая выражает такие же чувства, мысли, состояния человека, что и картинки слева.

Субтест измеряет фактор познания классов поведения (СВС), а именно, способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.

Субтест № 3. Вербальная экспрессия.

В каждом задании субтеста предъявляется фраза, которую один человек говорит другому в определенной ситуации. Испытуемый должен среди трех других заданных ситуаций общения найти ту, в которой данная фраза приобретет другое значение, будет произнесена с другим намерением.

Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения (СВТ), а именно, способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации. Все задания предполагают понимание взаимоотношений людей в парах.

Субтест № 4. Истории с дополнением.

В данном субтесте появляются персонажи комикса «Фердинанд», включенные в семейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из четырех картинок, причем одна из них всегда пропущена.

Испытуемый должен понять логику развития, сюжет истории и среди четырех других картинок, предлагаемых для ответа, найти пропущенную.

Субтест измеряет фактор познания систем поведения (CBS), т. е. способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.

Правильность выполнения заданий субтеста зависит также от корректности интерпретации экспрессии каждого персонажа в отдельности (CBU) и способности предсказывать на основе анализа взаимосвязи рисунков, что именно приведет к изображенному результату (CBI).

Первым предъявляется субтест «Истории с завершением», как наиболее легкий, затем — субтест «Группы экспрессии», на третьем месте с целью разнообразить задачу следует субтест «Вербальная экспрессия», и в конце — «Истории с дополнением». Таким образом, первый и последний субтесты, построенные на материалах комиксов, разведены во времени, чтобы избежать утомления и интерференции задач.

Авторы теста отмечают, что данный порядок предъявления считается предпочтительным, но не является непреложным., Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет: «Истории с завершением» — 6 минут. «Группы экспрессии» — 7 минут, «Вербальная экспрессия» — 5 минут, «Истории с дополнением» — 1О минут.

Ответы обрабатываются с помощью специальных ключей. Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. В данном случае нас интересовал результат по тесту в целом, который называется композитной оценкой (КО) и отражает общий уровень развития социального интеллекта (интегральный фактор познания поведения).

Суммы «сырых» баллов за каждый субтест подсчитанные с помощью ключей. За каждый правильный ответ обследуемому, начисляется один балл. «Сырые» баллы переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц.

Композитная оценка представляет собой сумму «сырых» оценок по каждому субтесту. Полученная сумма также переводится в стандартное значение КО (приложение 5).

Для диагностики степени самоактуализации личности нами использовался тест самоактуализации личности, разработанный М. Крозом под руководством JI. Гозмана. Самоактуализация диагностировалась как многомерная величина, регистрировались разные ее составляющие, определялся обобщенный показатель степени самоактуализации личности. CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым шкалам и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени (способности человека жить «настоящим», не «застревать» в прошлом и не игнорировать настоящее ради «прекрасного» будущего) и Поддержки (отражает слабую или сильную волю человека). Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов.

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни" — во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

Шкала поддержки (I) — самая большая шкала теста (91 пункт) -измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля (приложение 6).

Таким образом, предполагалось, что указанные показатели, замеренные в условиях традиционного обучения, позволят выявить исходный уровень сформированное&tradeкогнитивных и личностных компетенций специалистов для работы с аддиктивными подростками.

В таблице 10 приведены средние значения измеряемых показателей для каждой из групп испытуемых.

Заключение

.

Выполненное диссертационное исследование носит теоретико-экспериментальный характер. Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили истинность выдвинутой гипотезы, обоснованность поставленных в исследовании целей и задач.

Теоретический анализ проблемы профилактики и предупреждения аддиктивного поведения подростков показал, что данной проблемой занимаются медики, социологи, психологи, педагоги как отечественные, так и зарубежные. Большинство исследователей приходят к выводу о том, что понятие «аддиктивное поведение» следует рассматривать как вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения.

Анализ причин аддиктивного поведения, проведенный нами показывает, что риск злоупотребления психоактивными веществами может исходить как изнутри (биофизиологические, индивидуально-психологические факторы риска наркотизации), так и извне (микрои макросоциальные факторы риска). Вероятность вовлечения подростка в наркотизацию определяется всей совокупностью (комплексом) воздействующих условий.

В исследовании изучено разнообразие подходов к профилактике и предупреждению аддиктивного поведения у подростков и выяснено, что,.

Обзор психопрофилактических программ позволил определить причины неудовлетворительной эффективности этих профилактических программ. К причинам относят: недостаток теоретически обоснованных моделей, отсутствие необходимого количества апробированных техник, разночтения в определении объекта воздействия, междисциплинарную и межведомственную разобщенность, расплывчатость зон компетентности и ответственности специалистов, работающих в этой области (Зыков О.В., 2000, Шабалина В. В., 2001, Гилинский Я. И., 2001 и др.).

В ходе исследования нами было уточнено понятие «профессиональной компетентности», которое рассматривается нами не только как готовность специалиста реализовывать свой профессиональный потенциал, но и готовность специалиста к нахождению, порождению и интерпретации личностных смыслов субъектов его профессиональной деятельности.

На основе теоретического анализа особенностей профессиональной деятельности специалиста по профилактике аддиктивного поведения, квалификационной характеристики выпускника, прописанной в ГОС ВПО второго поколения от 2005 года, тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников бюджетных организаций Комитета Российской Федерации по делам молодежи нами были выделены когнитивные и личностные компетенции, составляющие профессиональную компетентность специалиста по профилактике аддиктивного поведения. К когнитивным компетенциям относятся: общая совокупность знаний, умение организовывать диагностическую, коррекционную, профилактическую работу, опыт действовать в подобных (стандартных) ситуациях.

Личностные компетенции это: самоактуализация, социальный интеллект, коммуникативный самоконтроль, стратегии совладания со стрессом и ресурсы личности.

Данное исследование позволило определить и экспериментально проверить условия, способствующие развитию когнитивных и личностных компетенций. Психолого-педагогическими условиями инновационного обучения в вузе являются: специальная организация взаимодействия субъектов обучения («преподаватель — обучающийся», «обучающийсяобучающийся» в ходе учебных занятий посредством актуализации усвоенных знаний о мире и о себе, сопровождающейся рефлексией личностного и познавательного опытавключение студентов в совместную деятельность и межличностное взаимодействие в процессе решения продуктивных и творческих задачформирование направленности личности на понимание себя в различных ситуациях взаимодействия).

В ходе реализации экспериментальной программы обеспечено достоверно-значимое изменение показателей личностных и когнитивных компетенций.

Продуктивная, творческая учебная деятельность, базирующаяся на сотрудничестве ученика с учителем, с другими учениками и с самим собой, способствует развитию профессиональной компетентности и оказывает влияние на идентификацию личности не только студента, но и педагога, приводя к перестройке личностной позиции преподавателя, обеспечивая способность взрослого профессионала к диалогу, эмпатии и уважению к личности ученика.

Накопленный теоретический и экспериментальный материал может быть использован в организации процесса подготовки специалиста по профилактике адциктивного поведения, при разработке учебных программ специализированных курсов, курсов повышения квалификации педагогов — психологов, специальных психологов, учителей.

Проведенное исследование не исчерпывает всей глубины и сложности обозначенной проблемы. В нашей работе рассмотрен лишь один аспект подготовки специалистов по профилактике адциктивного поведения в условиях инновационного обучения в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Понять природу человека Текст. / А. Адлер. — СПб.: Прогресс, 1997.-256 с.
  2. , Б. Б. Общая психология. Схемы Текст.: учеб. пособие / Б. Б. Айсмонтас. М.: Владос — Пресс, 2003. — 288 с.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст.: учеб. пособие / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1968. — 339с.
  4. , А. Л. Бюрократия: эрозия компетентности или нравственный кризис Текст. /А.Л. Андреев // Мониторинг общественного мнения. 2006. -N 1. — С. 27−37.
  5. , М. Психология счастья Текст.: учеб. пособие / М. Аргайл. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  6. , В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования Текст.: метод, пособие / В. И. Байденко, Джерри ван Зантворт. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 208 с.
  7. , Р. Т. Ваш беспокойный подросток Текст.: практ. руководство для отчаявшихся родителей / Роберт Т. Байярд, Джин Байярд- пер с англ. А. Б. Орлова. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  8. , А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений Текст.: учеб. пособие / А. Бандура, Р. Уолтере. М: Апрель Пресс- М.: Эксмо Пресс, 2000. — 512 с.
  9. , Г. Э. Социальная компетенция личности Текст. / Г. Э. Белицкая //Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.-С.42−57.
  10. , С. В. Психология наркотической зависимости и созависимости Текст.: монография / С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Е. А. Назаров.- М.: Международная педагогическая академия, 2001. 197 с.
  11. , С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании Текст.: монография / С. В. Березина, К. С. Лисецкий. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 256 с.
  12. , А.Т. Специфика учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения студентов в высшей школе Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01/Беренгер А.Т. М., 1989.-22с.
  13. , Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя Текст.: диссер.. канд психол. наук: 19.00.07/ Берестова Л.И.- М., 1994.- 21 с.
  14. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Текст.: учеб. пособие / Э. Берн. М.: Эксмо, 2003. — 576 с.
  15. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии- Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении Текст.: учеб. пособие / Э. Торндайк, Дж. Б. Уотсон. М.: ACT-ЛТД, 1998 г.- 704 с.
  16. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения Текст.: учеб. пособие / A.A. Бодалев. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  17. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  18. Большая книга тестов Текст.: учеб. пособие / сост. С. А. Касьянов. М.: ЭКСМО, 2008.-496 с.
  19. , В. С. Психология, клиника, профилактика раннего алкоголизма Текст.: учеб. пособие / В. С. Братусь, П. И. Сидоров.- М.: Изд-во МГУ, 1984.- 144 с.
  20. , Е. Е. Психологическая концепция развития человека: теория самоактуализации Текст.: учеб. пособие / Е. Е. Вахромеев.- М., 2001.
  21. , A.A. Компетентностный подход в образовании: проблемы и условия реализации Текст. / A.A. Вербицкий // Байкальский психологический и педагогический журнал. 2006. — № 1−2 (7−8). — с. 25−35.
  22. Возрастная и педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 456 с.
  23. Возрастные и индивидуальные особенности подростков Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. -М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005.- 180 с.
  24. , Л. С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. -488 с.
  25. , Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития Текст. / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1972.-№ 2. — С. 114 — 123.
  26. , А.Н. Социально педагогическая профилактика алкоголизма несовершеннолетних Текст.: учеб. пособие / А. Н. Галигузов. — Н. Новгород, 2005.-21с.
  27. , Л.К. Интерактивное обучение общению Текст.: дис.. док. пед. наук: 13.00.01 / Гейхман Любовь Кимовна. Екатеринбург, 2003.- 426с.
  28. , Я. И. Девиаитность подростков: Теория, методология Текст.: учеб. пособие / Я. И. Гилинский, И. Гурвич, М. Русакова. СПб.: Медицинская пресса, 2001.
  29. , Ю.Б. Введение в общую психологию Текст.: учеб. пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с.
  30. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования Текст. / ЕФО, 1997.
  31. , В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов Текст.: учеб. пособие / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: изд-во Московского университета, 1981.
  32. , В. В. Представление школьников о наркомании и токсикомании Текст. / В. В. Гульдан, О. Л. Романова, О. К. Сиденко //Социологические исследования. 1989.-№ 3.- С42−48.
  33. , К. М. Психологическая диагностика Текст.: учеб. для вузов/ К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 232 с.
  34. , В.В. Практика использования психолога на предприятии материального производства и проблемы подготовки психолога практика Текст. // Вестник Моск. ун-та.Сер.14. Психология. 1989. — № 4.
  35. , Ж. Образование: сокрытое сокровище Текст. / Ж. Делор. -UNESCO.- 1996.
  36. , А. Д. Коммуникативные компоненты профессиональных врачей Текст. / А. Д. Донника // Журнал практического психолога. 2007.-№ 6.-С.58−61.
  37. , А.И. Профессиональные представления студентов психологов Текст. / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова//Вопросы психологии.- 1999. -№ 2.
  38. , X. Чего не могут вычислительные машины? Текст.: учеб. пособие / X. Дрейфус. М.: Прогресс, 1978. — 333 с.
  39. , O.A. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления Текст. /О. А. Елдышова// Фундаментальные исследования. 2006. — № 7. — С. 101−102.
  40. , Г. Развенчание мифов Текст. / Г. Ембланд //Здоровье мира.-1995.-№ 4.- С. 10−15.
  41. , Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.- 198 с.
  42. , О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учебник / О. Ю. Ермолаев.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 336 с.
  43. , Т. В. Арт технологии как средство повышения профессиональной компетенции студентов — психологов Текст. / Т. В. Жукова// Психотерапия. — 2007. — № 6. — С 26−29.
  44. , К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога Текст. / К. Замфир. М.: Политиздат, 1983. — 142 с.
  45. , Д. Г. Психологическая структура личности пациентов с зависимостями и работа с ними по методу символдрамы Текст. / Д. Г. Залесский//Психотерапия. 2007. — № 8. — С.8−11.
  46. , Э.Ф. Психология профессий Текст.: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. / Э. Ф. Зеер. М.: Екатеринбург, 2003.
  47. , Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования Текст./ Э. Ф. Зеер //Образование и наука.2002.- № 2(14).
  48. , А. И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора Текст./ А. И. Зеличенко, А. Г. Шмелев // Вестник МГУ. Сер. 14 психология. — 1987. -№ 4.-С. 33−43.
  49. , И. А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности Текст. / И. А. Зимняя// Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания: сб. статей / под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2003.
  50. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. -№ 5.
  51. , И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека Электронный ресурс. / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.
  52. , И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность Текст. / И. А. Зимняя // Социальная работа / под. ред. И. А. Зимняя. М., 1992.- Вып. № 2.
  53. , В.П. Аффект и интеллект в образовании Текст. / В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1995. — 64с.
  54. , Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. М.: Издательский центр «Академия», 2006.-288 с.
  55. , Е.Б. Как помочь наркоману Текст.: учеб. пособие / Е. Б. Иванова. СПб.: невский диалект, 2001. — 144 с.
  56. , Е.М. Психологическая системная профессиография Текст.: учеб. пособие / Е. Б. Иванова. М.: Пер сэ, 2003. — 208 с.
  57. , А. А. Психологические тесты Текст.: учебное издание/ А. А. Карелин.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.- Т.2. 312 с.
  58. , Л. Социальное пространство наркотизма Текст.: учеб. пособие / Л. Кесельман, М. Мацкевич. СПб.: Медицинская пресса, 2001.272 с.
  59. , М. Гипнотерапия вредных привычек Текст.: учеб. пособие / М. Кинг, У Коэн., Ч. Цитренбаум. М.: «Класс», 2003. — 192 с.
  60. , Ю.А. Психология девиантного поведения Текст.: учеб. пособие для вузов/ Ю. А. Клейберг. М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 159 с.
  61. , Е.А. Введение в психологию труда Текст.: учебник/ Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 335 с.
  62. , Е.А. Введение в психологию труда Текст.: учебник/ Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  63. , Е.А. Как выбирать профессию Текст.: учебник/ Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990. -159 с.
  64. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст.: учеб. пособие/ Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
  65. , Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды Текст. / Е. А. Климов. М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.- 456 с.
  66. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст.: учеб. пособие для вузов Изд.2-е, испр. / Е. А. Климов. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-304 с.
  67. , Е.А. Развивающийся человек в мире профессий Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. Обнинск: изд-во «Принтер», 1993. — 57 с.
  68. , Е.А. История психологии труда в России Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов, О. Г. Носкова. М.: МГУ, 1992. — 221 с.
  69. , Е.А. На дальних подступах к психологии психолога Текст. / Е. А. Климов, В. Я. Романов //Мир психологии.-1997. № 3(12).
  70. , В. Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция Текст.: учеб. пособие/ В. Т. Кондратенко, С. А. Игумнов. Минск, изд-во «Аверсев», 2006. — 365 с.
  71. , Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития Текст. / Ц. П. Короленко //Обзор, психиатр, и мед. психол. 1991. — № 1. -С.8−15.
  72. , Ц.П. Семь путей к катастрофе Текст.: деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. 222 с.
  73. Коч, JI.A. Креативная этика. Психология и методика освоения подростками этических норм и понятий Текст.: учеб. пособие / JI.A. Коч. — М.: МПСИ: НПО «Модэк», 2000.- 192 с.
  74. Краткая философская энциклопедия Текст./под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Прогресс — Энциклопедия, 1994. — 576 с.
  75. , Е.П. К вопросу о психологической поддержке профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ Текст./ Е. П. Кринчик //Вестник моск. ун-та. сер. 14, Психология. 2004.- № 4.
  76. , И. М. Практикум психологической защиты от стресса и дистресса Текст./И.М. Кронова//Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2007. — № 3.-С.22−37.
  77. , Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения Текст./ Т. Л. Крюкова //Психологический журнал. 2008.- № 2. Том.29. — С.88−96.
  78. , С. А. На приеме у психолога подросток Текст.: учеб. пособие/ С. А. Кулаков.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-350 с.
  79. , С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения Текст.: учеб. пособие/ С. А. Кулаков.- М.: Просвещение ACT, 1998.-462 с.
  80. , П. Современный психоанализ Текст.: учеб. пособие/ П. Куттер.- СПб.: Б. С. К., 1997.- 210 с.
  81. , В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях Текст. / В. И. Кутугина // Журнал Современные проблемы науки и образования.- 2007. № 1.- С.51−53.
  82. , В. А. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников Текст. / В. А. Ласточкин, А. Н. Якушев// Предупреждение вредных привычек у школьников. 1990.-С. 13−42.
  83. , А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития Текст.: хрестоматия/ А. Б. Леонова, О. Н. Чернышева.- М.: Радикс, 1995. 448 с.
  84. , А.Н. Проблемы развития психики Текст.: учеб. пособие 4-е изд. / А. Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- 584 с.
  85. , Д. А. Уровни мировоззренческой активности и их диагностика Текст./ Д. А. Леонтьев, А. Н. Ильченко// Психологическая диагностика. -2007.- № 3. С.3−22.
  86. , И. В. Краткий словарь иностранных слов Текст. / под. ред. И. В. Лехин, Ф. Н. Петрова. М., 1957.- 209 с.
  87. , А. Наркомания — заболевание мозга Текст. /А. Лешнер //Глобальные вопросы. 1997. № 3.- С 15−20.
  88. , Б. Кризисы жизни шансы жизни Текст. / Б. Ливехуд.-Калуга: Духовное познание, 1994, — 224 с.
  89. , В. Д. Наркотизм как социальная проблема Текст.: серия. Человек и общество / В. Д. Лисовский, Э. А. Колесникова. СПб.: СПб университета, 2001.- 200с.
  90. , А. Е. Подростковая наркология Текст.: учеб. пособие/ А. Е. Личко, В. С. Битенский.- Л.: Медицини. Ленингр. отд., 1991.- 304 с.
  91. , Л. Н. Профилактика нарко алкогольной зависимости среди подростков и молодежи Текст.: методическое руководство для специалистов, работающих по программе «Равный обучает равного» / Л. Н. Ломаченко, — Омск, 2001.-68 с.
  92. , Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов психологов Текст. / Г. Ю. Любимова // Вестн.моск.ун-та.сер.14, Психология.- 2004.- № 1. -С. 38−40.
  93. , В.Я. Методика преподавания психологии Текст.: учеб. пособие/ В. Я. Ляудис.- СПб.: Лидер, 2007.- 192.
  94. , В.Я. Память в процессе развития Текст.: учеб. пособие/ В. Я. Ляудис М.: издательство МГУ, 1976.- 256 с.
  95. , В. Я. Вклад С.М. Эйзенштейна в культурно-историческую теорию развития психики Текст./ В. Я. Ляудис // Актуальные проблемы истории психологии. Ереван, 1984. — Т.2.
  96. , В.Я. Инновационное обучение и наука Текст.: учеб. пособие/ В. Я. Ляудис, — М., 1992. 159 с.
  97. , В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования Текст. / В.Я. Ляудис// Психологическое обозрение.-1997.- № 3.
  98. , В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников Текст.: учеб. пособие/ В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ. -М., 1994.- 93 с.
  99. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст.: учеб. пособие / A.M. Матюшкин. М.: Директ- Медиа, 2008. — 392 с.
  100. МКБ -10. Классификация психических и поведенческих расстройств Электронный ресурс.: hit: //fobii.net/
  101. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе Текст.: учебник/ Н. Мак-Вильямс.- М.: Класс, 1998.- 480с.
  102. , С. И. Психогимнастика в тренинге Текст.: практическое руководство / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева, Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006.- 256 с.
  103. , Е.Д. Философия жизненного успеха Текст. / Е. Д. Малинин.-М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 238 с.
  104. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. / Маркова, А.К.//Советская педагогика. -1990.-№ 8.
  105. , A.K. Психология профессионализма Текст.: учеб. пособие/ А. К. Маркова. М.: Международный фонд «Знание», 1996.- 308 с.
  106. , А.К. Психология труда учителя Текст.: учеб. пособие/ А. К. Маркова.- М., 1993.-420с.
  107. , А. Система и личность Текст./ А. Менегетти. М.: Серебряные нити, 1996. — 128 с.
  108. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст./ B.C. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986.- 256 с.
  109. , JI.M. Психология профессионального развития Текст.: учеб. пособие/ JI.M. Митина.- М.: Издательство: Академия, 2004.- 319 с.
  110. , Е. С. (Алешина) Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Иматон. Текст.: руководство по использованию / Е. С. Михайлова (Алешина).- СПб.: ГП «ИМАТОН», 1996.53 с.
  111. , Е. С. О структуре коммуникативных способностей педагога Текст./ Е. С. Михайлова// Психологический анализ учебной деятельности. -1991. С.46−62.
  112. , П. Н. Метод позитивной психодраммы в первичной профилактике наркомании и коморбидной патологии Текст./ П. Н. Москвитин// Психотерапия. 2007.- № 5. С.33−35.
  113. , В. С. Возрастная психология. Феноменология развития Текст.: учебник для студентов вузов/ В. С. Мухина.- М.: Академия, 2007.- 640 с.
  114. Наркомания Текст.: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / под ред. А. Н. Гаранского.- М., 2000.- 156с.
  115. , Г. Об искусстве фортепианной игры Электронный ресурс. / Г. Нейгауз.(1,53 Mb). gloriamusic.at.ua
  116. Нельсон Джоунс, Р. Теория и практика консультирования Текст.: учеб. пособие/ Р. Нельсон — Джоунс.- СПб.: Питер, 2000.- 464 с.
  117. , Р. С. Психология Текст.: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Р. С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 3:
  118. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.
  119. , Р. С. Психология Текст.: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 2: Психология образования.- 606 с.
  120. Г. С. Самоконтроль человека Текст.: учеб. пособие / Г. С. Никифоров. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.- 193 с.
  121. Новейший психологический словарь Текст. /под общей ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 808с.
  122. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный Текст. / Т. Ф. Ефремова.- М.: Дрофа, 2000.
  123. , Л. Ф. Возрастная психология Текст.: учебник / Л. Ф. Обухова, — М.: Российское педагогическое агентство, 2004.- 374 с.
  124. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов.- М.: Русский язык, 1989.- 750 с.
  125. , В.П. Два подхода к обучению школьников программированию на ЭВМ Текст. / В.П. Панюшкин// Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М., 1985.
  126. , Л.А. Компетентность в общении Текст.: учеб. пособие / Л. А. Петровская.- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216 с.
  127. , О. А. Об одном подходе к изучению моральной компетентности подростка Текст. / О. А. Подольский// Психологическая наука и образование.- 2007.- № 1.- с.31−40.
  128. , Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода Текст. /Я. А. Пономарев// Проблема общения в психологии. М., 1981.
  129. , М. В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии Текст.: учеб. пособие / М. В. Попова. М.: ТЦ Сфера, 2002.128 с.
  130. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании Текст.: монография/ под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. М.: изд-во Института психиатрии, 2003.- 256 с.
  131. , Н.С. Личность в эпоху продажности Текст. / Н. С. Пряжников. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 224 с.
  132. , Н.С. Психологический смысл труда Текст.: учеб. пособие / Н. С. Пряжников. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  133. , Н.С. Психология элитарности Текст.: учеб. пособие / Н. С. Пряжников. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 512 с.
  134. Психоаналитические термины и понятия Текст.: словарь /под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Файна. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 304 с.
  135. Психологический словарь Текст.: словарь / под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  136. Психология и лечение зависимого поведения Текст.: книга / под ред. С.Даулинга.- М., 2000.- 240 с.
  137. Психология самосознания Текст.: хрестомагия/Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000, — 672 с.
  138. Психология сознания Текст.: хрестоматия /сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  139. Психология и педагогика Текст.: учеб. пособие /сост. и общая редакция А. А. Радугин. М.: Библионика, 2006. — 255с.
  140. Психосоматический больной на приеме у врача Текст. / под. ред. Н.С.Рязанцева- пер. с нем. СПб., 1996. — 143 с.
  141. Психотерапия детей и подростков Текст.: Пер. с нем. / под ред. X. Ремшмидта. М.: Мир, 2000. — 656 с.
  142. , Е. И. Настольная книга практического психолога Текст.: учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: Владос, 2004. — 383 с.
  143. , Дж. Грамматика фантазии Текст. / Дж. Родари. М.: Прогресс, 1999.-207 с.
  144. , К., Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст.: Пер. с англ. / К. Роджерс. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480 с.
  145. , В. А. Я и другие. Тренинг социальных навыков Текст.: для учащихся 1−11 классов / В. А. Родионов. — Ярославль: Академия Развития, 2003.- 224 с.
  146. , Дж. Теория справедливости Текст./ Дж. Ролз. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. — 536 с.
  147. , З.А. Психологические основы профессионального обучения Текст.: учеб. пособие / З. А. Решетова. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  148. , Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика Текст.: практическое пособие для воспитателей и логопедов/ Н. А. Рычкова. М.: ГНОМ и Д, 200 148 с.
  149. , А. Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов Текст.: дис.. канд. психол наук: 19.00.05/Созонтов Антон Евгеньевич.- Москва, 2004.- 194 с.
  150. Самосознание и защитные механизмы личности Текст.: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. 656 с.
  151. , Н. А. Профилактика наркомании у подростков: От теории к практике Текст.: учеб. пособие / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хажилина, Н. С. Видерман, — М.: Генезис, 2001.- 216 с.
  152. , H. А. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде Текст. / Н. А. Сирота. -М.: Генезис, 2004.- 320 с.
  153. , Н. А. Наркотики. Проблемы и их решение Текст.: пособие для студентов / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. М.: УМК «Психология», 2003. -80 с.
  154. , Н. А. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков Текст.: пособие для студентов / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. М.: Фонд НАН, 2003.- 110 с.
  155. , Н. А. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи Текст.: методическое пособие / Н. А. Сирота, В. М.
  156. B. М. Ялтонский, О. В. Зыков, А. В. Терентьева, И. А. Баушева, О. И. Ивашин. М.: Фонд НАН, 2003.- 76 с.
  157. , А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии Текст.: методическое пособие / А. П. Ситников.- М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с.
  158. , С.Д. Секреты хорошей и плохой учебы студентов Текст. /
  159. C.Д. Смирнов //Вопросы психологии. 1996. — № 2.- С. 11−14.
  160. Советский энциклопедический словарь Текст. / под. Ред. А. М. Прохорова.- М.: «Советская энциклопедия», 1983.- 1600 с.
  161. , Е. А. Психология самопознания детей младшего школьного возраста Текст.: дис.. доктора психол. наук: 19.00.07/ Сорокоумова Елена Александровна. Самара, 2002. — 315 с.
  162. , Е. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / Е. А. Сорокоумова. СПб.: Питер, 2009.- 176 с.
  163. , В.В. Самосознание личности Текст.: учеб. пособие / В. В. Столин.- М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.
  164. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знания Текст.: учеб. пособие / Н. Ф. Талызина.- М.: МГУ, 1975. 344 с.
  165. , Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровье сберегающей деятельностной технологии усвоения Текст.: учеб. пособие/Н.Ф. Талызина, — М.: ЗАО «МТО Холдинг», 2003.-236 с.
  166. , Н.Ф. Методика составления обучающих программ Текст.: учеб. пособие / Н. Ф. Талызина.- М: изд-во МГУ, 1980.- с 3- 16.
  167. , Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста Текст.: учеб. пособие / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский. Саратов: изд-во Саратов. ун-та, 1987.- 176 с.
  168. , Д. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики Текст.: учеб. пособие / Д. Толлингерова.- М., 1983.- 128 с.
  169. , Д. Психология проектирования умственного развития детей Текст.: учеб. пособие / Д. Толлингерова, Д. Голоушова, Г. Канторкова. М.- Прага: Роспедагенство, 1994.- 52 с.
  170. Толковый словарь русского языка конца XX в. Текст. / под ред. Г. Н. Скляревской. СПб.: Эксмо, 2008.- 1136 с.
  171. Толковый словарь русского языка Текст. / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова.- М.: ИТИ Технологии, 2003.- 944 с.
  172. , О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях Текст.: учеб. пособие / О. В. Турусова. Самара: Самарский университет, 1994. -406 с.
  173. , Дж. Психология как наука о поведении Текст.: / Дж. Уотсон. -М., 1988.
  174. Факторы риска и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних Текст.: учеб. пособие / под ред. JI. М. Шипицыной. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.- 111 с.
  175. , Д. И. Особенности личностного развития подростка и юноши в обстановке социального кризиса Текст. / Д. И. Фельдштейн //Мир психологии и психология в мире.-1994.-№ 10.-С.38−47.
  176. , Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. -М., 1999.- 672с.
  177. , Д. И. Психология становления личности Текст.: учеб. пособие/ Д. И. Фельдштейн, — М., 1994.-240с.
  178. Философский энциклопедический словарь Текст./под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840 с.
  179. , М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника Текст.: учеб. пособие / М. В. Фирсов. М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1993. — 90 с.
  180. Формирование учебной деятельности студентов Текст.: учеб. пособие / / под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд- во МГУ, 1989. — 240 с.
  181. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  182. Фрейд, 3. Влечения и их судьба Текст. / 3. Фрейд // Психология бессознательного, М., 1989.
  183. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности Электронный ресурс. / 3. Фрейд. М.: Студия Ардис, 2008.- время звучания: 6 час. 57 мин.
  184. , А. Эго и механизмы психологической защиты Текст. / А. Фрейд.- М.: ACT, 2008. 160 с.
  185. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ Текст.: учеб. пособие /3. Фрейд. СПб.: Питер, 2008.- 384 с.
  186. , Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст.: учеб. пособие /Э. Фромм. М.:ACT, 2004.- 448 с.
  187. , Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии) Текст.: учеб. пособие / Э. Фромм. М.: Республика, 1993.415 с.
  188. , Э. Человек для себя Текст.: учеб. пособие / Э. Фромм. М.: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  189. , В. Б. Сборник психологических задач Текст.: учеб. пособие для вузов / В. Б Хозиев. М.: МПСИ, 2006.- 392 с.
  190. , Ю. Н. Аспекты теории синтаксиса Текст.: учеб. пособие для вузов / Ю. Н. Хомский. М.: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1972 (англ. 1965).- 258 с.
  191. , Н. Психотренинг: игры и упражнения Текст.: учеб. пособие / Н. Цзен, Ю. Пахомов. М.: Класс, 2006. — 272 с.
  192. Человек: Мыслители прошлого й настоящего о его жизни, смерти и бессмертии Текст.: учеб. пособие / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 463 с.
  193. , Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности Текст.: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01/ Четвериков Дмитрий Владимирович. Новосибирск, 2002. — 385 с.
  194. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст.: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. -185 с.
  195. , А. Ф. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации Текст.: учеб. пособие / А. Ф. Шадура.- Спб.: Речь, 2005.- 176 с.
  196. , H.A. Проблемы компетенций в психолого-педагогических исследованиях Текст.: монография / H.A. Шайденко, В. Г. Подзолков, А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI.H. Толстого, 2007. -128 с.
  197. , Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности Текст.: учеб. пособие для вузов и ссузов по психологии / Н. И. Шевандрин.- М.: Владос, 2001, — 512 с.
  198. , Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста Текст.: учеб. пособие / Г. Шихи. СПб.: Ювента, 1999. — 436 с.
  199. , А.Г. Компьютерное тестирование знаний у студентов-психологов Текст. / А.Г. Шмелев// Вестн.моск.ун-та. сер. 14. Психология. 2003.- № 1. С.35−48.
  200. , Т. И. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки Текст.: учеб. пособие / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко. М.: Сфера, 1997.-142с.
  201. , Т. И. Социально-психологическая помощь обездоленным детям Текст.: учеб. пособие / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, А. В. Быков. -М.:УРАО, 2003.- 400с.
  202. , Т.И. Методика работы с детьми «группы риска» Текст.: учеб. пособие/Т. И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. М.: УРАО, 2000. — 104с.
  203. , В. А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа жизни и стиля жизни студентов нефизкультурного вуза Текст.: монография/ В. А. Щербин. М.: МПА — Пресс, 2007.- 110 с.
  204. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст.: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1984.- 560 с.
  205. , Д.Б. Психология игры Текст.: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  206. Энциклопедия глубинной психологии Текст.: в 4 т./под ред. А. М. Боковиков. М.: Когнито- центр, 2001.- 2 т.- 752 с.
  207. , Э. Детство и общество Текст.: учеб. пособие / Э. Эриксон. -СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.
  208. Этимологический словарь русского языка Текст. /под ред. О. А. Шаповалова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 240 с.
  209. , В.М. Копинг- поведение здоровых и больных наркоманией Текст.: дис.. д-ра мед. наук: 19.00.04, 14.00.45 / Ялтонский Владимир Михайлович. Спб.: психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1995. — 398 с.
  210. Burian, W. Das Modlinger Modell. Die psyhodynamische Behadlung der Drogenabhangigheit und die Arbeit in der therapeutischen Gemeinschaft. Vien: Springer Verlag, 1994. S. 316−332.
  211. Me Phee, R.P. Cushmun D.R. Attitude behavior and mussuges. 1990. -№ 1. — 57c.
  212. Meal, Y.H. Mind, society.-Chicago, 1934. 179 s.
  213. Rogers, C. Client-centred therapy. Boston, 1965. — 560p.
  214. Veevers, J.E. Drinking attitudes and drinking behavior an explotory study/Journal of Social Psychology, 1991. S. 68−85.
Заполнить форму текущей работой