Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч: на примере Санкт-Петербургского ансамбля «Терем-квартет»
Диссертация
Терем-квартет" — ансамбль, который перевернул представление о музыке для русских инструментов и вывел ее на новый уровень. «Терем-квартет» был одним из первых ансамблей, кто вывел и укрепил позиции академической ансамблевой музыки на сценах ведущих отечественных филармонических залов, отказался от надоевшей к последним десятилетиям XX века «клюквы» и аранжировок классической музыки, а также… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Русские академические инструменты и их развитие в современной культуре. «Терем-квартет» как явление музыкальной культуры
- 1. 1. Предпосылки возникновения современных ансамблей и оркестров русских инструментов
- 1. 2. У истоков создания «Терем-квартета»
- 1. 3. Философия творчества
- 1. 4. Музыкальный стиль «Терем-квартета» — единство или множество?
- 1. 5. Ансамбль-композитор
- 1. 6. Репертуар «Терем-квартета»: стилевые группы
- 1. 7. Жанр музыкальных композиций' «Терем-квартета»: транскрипции, попурри и музыкальные истории
- Глава 2. Феномен «Терем-квартета»: совершенствование исполнительства на русских народно-академических инструментах или китч?
- 2. 1. Звуковая эстетика «Терем-квартета»: в поисках нового звукового образа
- 2. 2. Инструменты «Терем-квартета» и их роль в создании нового звукового образа
- 2. 3. «Терем-квартет»: на грани музыкального и театрального искусства
- Заключение
- Список литературы
- Приложение. Терем-квартет. Русские страдания по токкате и фуге ре минор И.С.Баха
- Терем-квартет. Фантазия № 2 на темы из альбома П. И. Чайковского «Времена года»
- Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее аранэюируем"
- М.И. Глинка
Список литературы
- Авксентьев В. Оркестр русских народных инструментов. М., 1962.
- Агажанов А. Русские народные музыкальные инструменты. М. 1949.
- Аксюк С. На концерте оркестра им. Н. П. Осипова // Советская музыка. 1956. № 6.
- Акопян Л. Музыка как отражение человеческой целостности // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Сост. М. Г. Арановский. М., 2007. — С. 70−81.
- Актуальные проблемы оркестрового исполнительства на узбекских народных инструментах / Отв. Ред. А. Х. Ливиев. Ташкент, 1988.
- Акулович В.И. С элементами театрализации // Культурно-просветительная работа. Л.: Музыка, 1981, № 5. — С. 34−36.
- Акулович В.И. Использование театрализации в оркестровой художественной самодеятельности // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Труды ЛГИК имени Н. К. Крупской. Вып. 75, 1982. С. 113−126.
- Акулович В.И. К вопросу о работе дореволюционных любительских оркестров // Роль клубных учреждений в развитии музыкального творчества. Труды ЛГИК имени Н. К. Крупской. Вып. ¦74, 1982.-С. 128- 136.
- Акулович В.И. Культурно-просветительная деятельность создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов (В.В. Андреев, Н.И. Привалов). Автореферат дисс.. кандидата пед. наук. Л., 1983. — 1,0 п. л.
- Акулович В.И. Претворение традиций В. В. Андреева и Н. И. Привалова в концертном исполнительстве на народных инструментах // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы научно-практической конференции. М., 1988. С. 305−307.
- Акулович В.И., Гланц Л. Б. Чем заполнить 13 тактов паузы? (Разговор о том, нужны ли баянистам. режиссеры?) // Культурно-просветительная работа. 1988. № 6. С. 31−32.
- Акулович В. И. Богданов Ю.Б. Просветительская деятельность В. В. Андреева // Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства. Труды ЛГИК имени Н. К. Крупской. Вып. 121. Л., 1988. — С. 37−49.
- Акулович В. И. Абакшонк A.B. Психологические проблемы руководства творческим процессом в ансамбле русских народных инструментов // Обучение дирижированию в вузе культуры. СПб., 1996. — С. 90 — 100.
- Акулович В.И. Древнерусские музыкальные инструменты в концертно-просветительской деятельности Н.И. Привалова. Тезисы международной научной конференции. Российский институт истории искусств и европейское инструментоведение. СПб. 2002. С. 42−44
- Акулович В.И. Великорусский оркестр В. В. Андреева. -СПб., 2003.-9 с.
- Акулович В.И. Василий Васильевич Андреев создатель оркестра русских народных инструментов. — СПб., 2003. — 8 с.
- Алексеев К. Самодеятельный оркестр народных инструментов. М., 1948.
- Асафьев Б. Музыка города и деревни // Асафьев Б. О народной музыке. Л., 1987.
- Балалайка // Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь: В. 82-х томах. Т. II, а (4). СПб., 1891.
- Банин А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М. 1997.
- Бедерова Ю. «Шуткабаха» как «русский рок» // Время новостей. 2006. 15 ноября.
- Бендерский Л. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1983.
- Бирюкова Е. Михалков поможет «Терему» // Известия. 2006. 15 ноября.
- Благодатов Г. Русская гармоника. Л., 1960.
- Блок В. Оркестр русских народных инструментов. М., 1986.
- Бойко Ю. Еще раз о народных и «народных» инструментах // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре: К 70-летию Альгирдаса Вижинтаса: Материалы Международной конференции. СПб., 1999.
- Бойко Ю. Русские народные инструменты и оркестры русских народных инструментов // Традиционный фольклор в современной художественной жизни (фольклор и фольклоризм) / Сб. трудов ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова. Л., 1984.
- Бычков В. Анатолий Полетаев и русский народный оркестр «Боян». Челябинск, 1995.
- Бычков В. Николай Чайкин. М., 1986.
- Бычков В. Баяно-аккордеонная музыка России и Европы. Кн. 1, 2. Челябинск, 1997.
- Варламов Д. Метаморфозы музыкального инструментария. Саратов, 2000.
- Варламов Д. Народность музыкального творчества как социальный феномен в общественном сознании россиян. Саратов, 2000.
- Василенко С. Страницы воспоминаний. М.- JL, 1948.
- Верникова К. Все в «Терем»! // Петербургский календарь. 2003. Ноябрь.
- Вертков К. Гусли- Домра // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти томах. Т. 2. М., 1974.
- Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.
- Вертков К., Левин С. Музыкальные инструменты // Музыкальная энциклопедия: В 6-ти томах. Т. 3. М., 1976.
- Ветхова А. Кто в тереме живет? «Собачий вальс» о грустном и веселом // Культура. 1998. 31 декабря.
- Ветхова А. Скоморошьи забавы: 15 лет «Терем-квартету» // Культура. 2001. 5−11 апреля.
- Виктор Ерофеев: «Демократия разъедает культуру». Не так страшен китч, как его малюют // Огонек. 2005. № 17−18.
- Виноградов Д. У истоков новой музыки в республиках Советского Востока // Советская музыка. 1971. № 9.
- Вольфович В. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск, 1997.
- Вызго-Иванова И. Новые пути жанра: О сочинениях 1960-х годов для русского народного оркестра ленинградских композиторов // Советская музыка. 1973. № 2.
- Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока. М., 1982.
- Ганкин Jl. Званый балаган // Коммерсантъ Weekend. 2008. 4 апреля.
- Гданьский Л. Производство гармоник и других музыкальных инструментов кустарным путем. СПб, 1910.
- Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки // Советский фольклор: Сб. статей и материалов. № 4−5. М.- Л., 1936.
- Глазунов В. Ансамбли русских народных инструментов в современных условиях // Механизм передачи фольклорной традиции. СПб., 2004.
- Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М., 1971.
- Гусев В. Фольклор в художественной самодеятельности // Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968.
- Давыдова Т. Балалайка и солянка международного потребления // Портал Культура. 2004. 18 марта.
- Димант М. «Терем-квартет»: Фольклор это не мертвая музыка // Деловой Петербург. 2006. 3 марта.
- Домра, балалайка: история, теория исполнительства, методика преподавания / Ред.-сост. В. С. Чунин. (Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 147). М., 2000.
- Дорожкин А. К 45-летию Русского народного оркестра: О Таллиннском оркестре русских народных инструментов под управлением Г. К. Медведева // Советская музыка. 1951. № 9.
- Дудин В. «Терем-квартет» // TimeOut Петербург. 2007.8.
- Жажело Е. Музыканты пошутили второго апреля: 15-й день рождения «Терем-квартета» // Культура. 2002. 11−17 апреля.
- Игнатьева М. Ноктюрн Шопена для большой балалайки. «Терем-квартет» в Кремле // Культура. 1998. 14 мая.
- Илюхин А. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. Вып. 1. М., 1969.
- Илюхин А. Методических материал к курсу исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 2. М., 1971.
- Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах: Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М., 2002.
- Имханицкий М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. М., 1981.
- Имханицкий М. Переложения музыкальной классики в современном репертуаре русского народного оркестра // Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике / Ред.-сост. А.Малинковская. (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 53). М., 1981.
- Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987.
- Имханицкий М. Просветительские идеи В.В.Андреева: История и Современность // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюзной научно-практической конференции. Ч. 2. М. 1988.
- История русской музыки. В 10-ти т. Т. 1 / Ю.Келдыш. М., 1983.
- Калинина И. Фамилия композитора — «Терем-квартет» // Росбалт. 2002. 5 января
- Киприянов В., Масляненко Д. В поисках репертуара для народных оркестров // Музыка и революция. 1929. № 7−8.
- Колчева М. Творческая деятельность В.В.Андреева и его великорусского оркестра // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики / Ред.-сост. А.Малинковская. (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 24). М., 1976.
- Кошелев В. Скоморохи и скоморошья профессия. СПб., 1995.
- Кошелев В. Скоморохи: инструментоведческий аспект // Вопросы инструментоведения: Сб. реф. Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения». СПб., 1993.
- Леонова М. Николай Будашкин. М. 1987.
- Липе Ф. К вопросу об исполнении современной музыки для баяна // Вопросы профессионального воспитания баяниста / Отв. ред. Б.Егоров. М., 1980.
- Луначарский А. В мире музыки. 2-е изд. М., 1971.
- Лювов-Почепский Л. Производство народных музыкальных инструментов // Пролетарский музыкант. 1930. № 6.
- Лямина А. Кто в «Тереме» живет? // Агентство культурной информации: Новости культуры российских регионов. Нижний Новгород. 2006. 09 февраля.
- Максимов Е. Оркестры и ансамбли гармоник. 3-е изд. М.1979.
- Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1983.
- Максимов Е. Русские народные. // Советская музыка. 1985. № 11.
- Максимов Е. Российские музыканты-самородки. М., 1987.
- Мартынов И. Николай Будашкин и русский народный оркестр // Мартынов И. О музыке и ее творцах. М., 1980.
- Мациевский И. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алматы, 2007.
- Мациевский И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Актуальные проблемы современной фольклористики. JL, 1980.
- Мациевский И. О взаимодействии традиционных и вторичных форм бытования фольклора в современности // Традиционный фольклор и современность. М., 1978.
- Мациевский И. Отражение специфики инструментария в музыкальной форме народных инструментальных композиций // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., 1986.
- Мациевский И. Современность и инструментальная музыка бесписьменной традиции // Современность и фольклор. М., 1977.
- Мациевский И. В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора. Д., 1983. — С. 54−63.
- Мирек А. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967.
- Мирек А. Гармоника: прошлое и настоящее: Научно-исследовательская энциклопедическая книга.
- Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября (1917−1920) / Ред.-сост. С.Степанова. М., 1972.
- Народ // Советский энциклопедический словарь. М., 1984.
- Народные музыкальные инструменты // Энциклопедический музыкальный словарь / Авторы-сост. Б. Штейнпресс, И. Ямпольский. 2-е изд. М., 1966.
- Новосельский А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. М., 1978.
- Оркестр имени В. В. Андреева / Сост. А. Коннов- автор очерка А.Коннов. Л., 1987.
- Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер / Сост. В.Панин. М., 1986.
- Павлова Е. Право творить что творят // Оренбургская неделя. 2000. 1 марта.
- Пересада А. Справочник балалаечника. М., 1977.
- Пересада А. Балалаечных дел мастер: очерк жизненного и творческого пути С. И. Налимова. Сыктывкар, 1983.
- Пересада А. Оркестры русских народных инструментов: Справочник. М., 1985.
- Пересада А. Балалайка. М., 1990.
- Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993.
- Перова Н. Аналогов не имеет // Новый город. 2003. 12 декабря. Саров.
- Петрова А. Сердца четырех // Коммерсантъ Санкт-Петербург. 2001. 28 ноября.
- Петрова Е. Хулиганствующие виртуозы // Аргументы и факты — Петербург. 2002. 6 марта.
- Пожидаев Г. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны // Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. М., 1970.
- Попов И. Ближе к народу // Советская культура. 1953. 4февр.
- Попова Т. Основы русской народной музыки. М., 1977.
- Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого. М., 1979.
- Поспелов П. Петербургские оборотни // Ведомости. 2006. 19 мая.
- Преображенский Г. Пути развития исполнительства на русских народных инструментах в Ленинграде в 1917—1941 гг.: Автореф. дис. канд. искусствоведения. JL, 1983.
- Привалов Н. Танбуровидные музыкальные инструменты // Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний. Вып. 6. СПб., 1905.
- Р. Своевременное начинание: Симфонический оркестр народных инструментов в Харькове // Музыкальная культура. 1924. № 3.
- Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. Т. 4. М., 1956.
- Роль оркестров народных инструментов в межэтническом общении / Ред.-сост. М.Имханицкий. (Сборник РАМ им Гнесиных. Вып. 153). М., 1999.
- Рудица Р. Терем-концепт: Постмодернизм a la rus // Красный. 2003. Ноябрь.
- Русский Н. Веселый питерский «Терем-квартет» отмечает юбилей // Вечерняя Москва. 2006. 30 мая.
- Садых-заде Г. Тайные источники народной любви // Время МН. 2002. 17 января.
- Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. М., 1968.
- Соколов Ф. В.В.Андреев и его оркестр. Л., 1962.
- Соколов Ф. Русская народная балалайка. М., 1962.
- Солосин И. Музыкальные инструменты русского народа. СПб., 1909.
- Струве Б. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959.
- Сухорослов В. Из истории народного инструментального исполнительства в Центральной России. Орел, 2000.
- Тарасов В. Андреев и Москва // Народник. 2003. № 2.
- Тихомиров Р. О музыкальной самодеятельности // Советская музыка. 1951. № 9.
- Фаминцын А. Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
- Фаминцын А. Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. СПб., 1890.
- Фаминцын А. Домра и сродные ей танбуровидные инструменты русского народа. СПб., 1891.
- Филановский Б. Терем-квартет. Classical // Мир Петербурга. 1998. № 1 (13).
- Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. В 2-х т. Т. 1.М.- Л., 1928.
- Фокин М. «Терем-квартет»: Бах пришел бы на наш концерт // Новая Сибирь. 2002. 26 июля.
- Хабаров К. Ударники культурного фронта // Клуб. 1933.1.
- Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1985.
- Чагадаев А. В.В.Андреев. 2-е изд. М., 1961.
- Черников Н. Балалайка и балалаечники // Неделя. 1968. 15сент.
- Шервуд О. Бас-балалайка и ее друг контрабас // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 11 марта.
- Штибер Н. В.В.Андреев. СПб., 1898.
- Яковлев Ю. История русской домры: На подступах к Новому прочтению // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. трудов. М., 1993. Вып. 2. Ч. 1.
- Ястребов Ю. Воспевший балалайку // Народник. 2000. № 2.
- Ястребов Ю. О «Скоморохах» и многом другом // Народник. 2001. № 3.
- Ястребов Ю. Виктор Акулович и его «Скоморохи». СПб., 2004.
- Sachs К. The history of musical instruments. N.-Y., 1940.
- Русские страдания по токкате и фуге ре-минор И.С.Баха1. Токката1. ерем Квартет1. Домра малая1. Домра алы оная1. Баян1. Балалайка Контрабас1. П1. Пг1. С.М. лД Л- М- Л- лй^енг г гг да1. Р+Ошвн-ЕтЖл