Социально-философские основания отечественных традиций формирования личности
Диссертация
Отечественная социальная традиция продолжилась и в культуре XIX века. Она была представлена идеями славянофилов, западников, евразийцев. Но развитие идей свободы, истины в России привело к кризису социально-экономическому, а также и кризису воспитательно-образовательному. Сформировалась крайне реакционная традиция в православии и православном воспитании, исключающая науку, культуру, свободу… Читать ещё >
Содержание
- 1. Методологические проблемы исследования практики формирования личности
- 1. 1. Методологические предпосылки исследования практики формирования личности
- 1. 2. Роль архетипов сознания и ментальности в формировании систем социализации
- 1. 3. Духовность как основная цель формирования личности
- 1. 4. Соотношение нравственной, религиозной и социальной структур сознания
- 2. Христианские истоки учения о формировании личности
- 2. 1. Христианская антропология и принципы развития личности в православной святоотеческой традиции
- 2. 2. Этико-социальные принципы формирования личности святого Иоанна Златоуста
- 3. Специфика русской традиции формирования личности
- 3. 1. Древнерусские парадигмы социальной мысли
- 3. 2. Проблема взаимодействия общества и личности в русской социальной философии XIII—VII вв.
- 3. 3. Модель российской социальной практики XVIII в
- 3. 4. Русская культурно-антропологическая традиция XIX — начала XX в
- 4. Социально-антропологические модели формирования личности XX
- 4. 1. Социально-антропологические модели в русской социальной философии XX в. и традиции самоактуализации в советской педагогике
Список литературы
- Абушенко, JI. В. Воспитание / JI. В. Абушенко, С. В. Савелова // Всемирная энциклопедия: Философия / глав. ред. и сост. А. А. Грицанов. -М.: ACT: Харвест: Современный литератор, 2001. С. 186−189.
- Аверьянов, В. Природа русской экспансии / В. Аверьянов. М.: Лепта-Пресс, 2003. — 512 с.
- Александрова, Р. И. Нравственная философия и творческое наследие М. М. Бахтина / Александрова, Р. И. — науч. ред.: А. А. Гагаев, Р. И. Александрова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 176 с.
- Алексеев, Н. Г. Круглый стол. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения / Н. Г. Алексеев, В. М. Межу ев, В. М. Розин // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 3−27.
- Андреева, Л. А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке / Л. А. Андреева // Общественные науки и современность. 2003. — № 1. — С. 90−100.
- Анцыферова, Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу / Л .А. Анциферова // Вопросы психологии. -1973.-№ 4.-С. 173−180.
- Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. С. 7—181.
- Бахтин, М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. — 541 с.
- Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репр. воспроизведение изд. YMSA- PRESS, 1955 / Н. А. Бердяев. — М.: Наука, 1990.-224 с.
- Н. А. Бердяев. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1993.-423 с.
- Бердяев, Н. А. Пути гуманизма / Н. А. Бердяев // Здравый смысл — 1997.-№ 3.-С. 64−72.
- Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования / Б. М. Бим-Бад. М.: Изд-во Рос-го.откр. ун-та, 1994.-35 с.
- Боас, Ф. Ум первобытного человека / Ф. Боас — пер. с англ. А. М. Водена.-М. — Л.: ГИЗ, 1926. 156 с.
- Братусь, Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. С. Братусь. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 157 с.
- Брейкин О. В. Мораль Древнего Рима (VIII — I вв. до н. э.) / О. В. Брейкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992 — 106 с.
- Брейкин, О. В. Становление нравственного идеала в культурах древнего мира / О. В. Брейкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996 — 148 с.
- Буева, Л. П. Духовность и проблема нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 12.-С. 5−17.
- Букреев, В. И. Этика права : От истоков этики права к мировоззрению / В. И. Букреев, И. Н. Римская. М.: Юрайт, 1998. — 336 с.
- Булгаков, С. Н. Христианский социализм :.сборник /С. Н. Булгаков. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд.-ние, 1991. 350 с. — (Споры о судьбах России).
- Бычков, В В. Русская средневековая эстетика XV—XVII вв. /В. В. Бычков. М.: Мысль, 1992. — 637 с.
- Бычков, С. С. Наша церковь и наши дети / С. С. Бычков: пер. с англ. -М.: Мартис, 1993.- 190 с.
- Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. М.: Искусство, 1999 — 256 с.
- Василий Великий, святитель. Творения: в 4. ч.: Ч. 4. ./ В. Великий. -М.: Паломник, 1846. 332 с.
- Василькова, Ю. В. Социальная педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. 2-е изд. стереотип. — М.: Академия, 2000. — 440 с. ,
- Ведяничев В. П. О семье и воспитании. / В. П. Ведяничев. СПб. — М.: Паломник, 2002. — 639 с.
- Великие русские старцы: Жития, чудеса, духовные наставления. -М.: Трифонов Печенгский монастырь: Новая книга: Ковчег, 2002. 944 с.
- Величко, А. М. Философия русской государственности / А. М. Величко. СПб.: Изд-во Юридического института, 2001. — 336 с.
- Вигель, Ф. Ф. Записки / Ф. Ф. Вигель — ред. и вступ. ст. С. Я. Штрайха. М.: Круг, 1928. — 355 с.
- Винтин, И. А. Самоактуализация личности: этико-психологический аспект / И. А. Винтин. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 2001. — 108 с.
- Вундт, В. Очерк психологии. / В. Вундт — под ред., с предисл. и примеч. Н. Я. Грота «Основания экспериментальной психологии» М.: Типогр. Т-ва И. Н. Кушнерева, 1997. — 388 с.
- Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиреев. СПб.: Царское дело, 1996. -247 с.
- Гагаев, А. А. Ф. М. Достоевский. Бес западничества и русская душа // Русская душа. Очерки русского мировидения / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев.-Пенза, 1996.-С. 188−223.
- Гагаев, П. А. Модель педагогического знания культурно-типического характера / П. А. Гагаев, А. А. Гагаев: (Материалы III Масловских чтений) // Интеграция образования. Саранск, 2001. — № 1 — С. 94−100.
- Гагаев, А. А. Русская душа. Очерки русского мировидения / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1996. — 234 с.
- Гагаев, А. А. Русские философско-педагогические учения XVIII -XX вв./ А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. М.: ТИД «Русское слово-РС», 2002. -464 с.
- Гагаев, А. Философия образования / А. Гагаев // Nota bene. 2001. -№ 4. — С. 72−86.
- Гагаев, П. А. Философия школы России. Идея человека в русской культурно-исторической традиции. История русских философско-педагогических учений XVIII—XX вв.еков: культурно-исторический аспект / П. А. Гагаев. Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1998. — 516 с.
- Гагаев, А. А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. М.: Флинта: Наука, 2002. — 184 с.
- Гагаев, А. А. Этносоциальное сознание русского народа / А. Н. Улан.А. А. Гагаев, А. Б. Тугаров, К ов и др. // Социальное бытие человека: спецкурс по русской социальной философии, социологии и политической науке. Пенза, 1998. — С. 107−124.
- Галицкая, Е. О. Духовное развитие личности / Е. О. Галицкая. -Киров: Б. и., 1997. 123 с.
- Гачев, Г. Наука и национальные культуры / Г. Гачев. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун -та, 1992. — 420 с.
- Гачев, Г. Национальный космо-психо-логос / Г. Гачев // Вопросы философии. 1994. — № 12. — С. 59 — 78.
- Герцен, А. И. Былое и думы / А. И. Герцен. Л.: Лениздат, 1978.544 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века : (В поисках практично-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М.: Изд-во Совершенство, 1998. 608 с.
- Гоголь, Н. В. А. М. Виельгорской. 30 марта 1849 г. // Собрание сочинений: в 8 т. / Н. В. Гоголь. — М., 1984. — Т. 8. — С. 300 — 304.
- Гоголь, Н. В. А. М. Виельгорской. 29 октября 1848 г. // Собрание сочинений: в 8 т. / Н. В. Гоголь. — М., 1984. — Т. 8. — С. 296 — 299.
- Гоголь, Н. В. Христианин идет вперед // Собрание сочинений: в 8 т. / Н. В. Гоголь. М., 1984. — Т. 7. — С. 230−232.
- Голомшток, И. Е. Тоталитарное искусство / И. Е. Голомшток. М.: Галарт, 1994.-296 с.
- Григоревский, М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке / М. Григорьевский. Сергиев Посад: Свято-троицкая лавра, 2000. — 234 с.
- Грыжанкова, М. Ю. Ранний византинизм как феномен средневековой культуры / М. Ю. Грыжанкова. Саранск: Изд-во Морд, унта, 2002. — 148 с.
- Гукова, С. Н. Школа и образование в поздней Византии / С. Н. Гукова // Культура Византии XIII- пер. п. ХУв. -М., 1991. С. 395−412.
- Гун даров, И. А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы / И. А. Гундаров. М.: Медиасфера, 1995. -100 с.
- Давыдов, Ю. Н. «Этическое измерение памяти» / Ю. Н. Давыдов, О. П. Зубец, А. Ю. Согомонов // Этическая мысль: науч.-публицист. чтения / редкол.: А. А. Гусейнов, В. Жемяйтис, И. С. Кон и др. М., 1990. — С. 165 197.
- Даль, В. И. Толковый словарь живаго великорусского языка : в 4. Т. 4. Р V / В. И. Даль. — М.: Русский язык, 1982. — 683 с.
- Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Книга, 1991.-574 с.
- Дмитриевич, А. В. В плену герметического круга. О психологии К. Юнга и прозе Г. Гессе., Юнга / А. В. Дмитриевич, М. Медведев, Т. Калашникова. Пермь: Кунгурская тип., 2001. — 125 с.
- Добросоцких, А. Как защитить вашего ребенка? / А. Добросоцких. М.: Даниловский благовестник, 2002. — 352 с.
- Добрынина, В. И. Марксистское учение о личности / В. И. Добрынина, В. А. Хорошилова // Философские науки. 1975. — № 2. — С. 130−138.
- Дорофей, А. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка / А. Дорофей. М.: Отчий дом, 1999.-319 с.
- Дронов, М. Карнеги, «Анти Карнеги и авва Дорофей / М. Дронов, М. Журинская, А. Шатов. // Отцы, матери, дети: Православное воспитание и современный мир. — М., 2001. — С. 182−245.
- Дронов, М. Православная аскетика и психоанализ / М. Дронов, М. Журинская, А. Шатов. // Отцы, матери, дети: Православное воспитание и современный мир. -М., 2001. С. 245−286.
- Дубинин, Н. П. Социологические и биологические факторы развития человека : (Круглый стол) / Н. П. Дубинин // Вопросы философии. -1972,-№ 9.-С. 77−85.
- Дюркгейм, Э. Воспитание, его природа и роль / Э. Дюркгейм // Социология образования / пер. с фр. Т. Г. Астаховой — науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева — вступ. ст. С. Собкина — РАО, Центр социологии образования. М., 1996. — С. 10−32.
- Дюркгейм, Э. Природа и метод педагогики / Э. Дюркгейм // Социология образования / пер. с фр. Т. Г. Астаховой — науч. ред. В. С. Собкина, В. Я. Нечаева — вступ. ст. С. Собкина. — РАО, Центр социологии образования. М., 1996. — С. 32−48.
- Дюркгейм, Э. Социология : Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм- пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.-352 с.
- Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи — пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
- Егоров, Ю. Я. Современное образование : Гуманитаризация, компьютеризация, духовность: (философско-методолог. аспекты) / Ю. Я. Егоров, Т. И. Костина, М. Ю. Тихонов. -М.: АСТ-Пресс, 1996. 160 с.
- Ельмеев, В. Я. Воспроизводство общества и человека / В. Я. Ельмеев. -М.: Мысль, 1988.-235 с.
- Ермаков, С. А. Святоотеческая мысль о впадении во грех и борьбе с ним / С. А. Ермаков // Человек. 2004. — № 1. — С. 86−91.
- Жидков, В. С. Десять веков российской ментальности / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. Спб.: Алетейя, 2001. — 640 с.
- Загвоздкин, В. О. Вальдорфские школы в России и за рубежом / В. О. Загвоздкин // Учительская газета. 1998. — 14 окт. (№ 42). — С. 8−9.
- Загрекова, Л. В. Идеалы православного христианства и практика воспитания русского народа / JI. В. Загрекова, В. Т. Захарова, И. А. Товкес // Русское православие: Вехи истории. -Н. Новгород., 1998. С. 120−125.
- Замалеев, А. Ф. Еретики и ортодоксы : очерки древнерусской духовности / А. Ф. Замалеев, Е. А. Овчинникова. JI.: Лениздат, 1991. — 207 с.
- Зеньковский, В. Гоголь / В. Зеньковский.- М.: Р. И. Ф.: Школа Слово, 1997.-224 с.
- Зеньковский, В. В. Основы христианской антропологии / В. Зеньковский // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Свято-Владимирское Братство. -М., 1993- С. 38−61.
- Зеньковский, В. В.Принципы православной педагогики / В. В. Зеньковский // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Свято-Владимирское Братство. -М., 1993. С. 149−156.
- Зеньковский, В. Учение о человеке в антропософии / В. Зеньковский // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Свято-Владимирское Братство. М., 1993. — С.61−69 .
- Зеньковский, В. Учитель и ученик. Класс как социальный организм / В. Зеньковский // Педагогика. Клин, 2002. — С. 71−76.
- Зеньковский, В. В. Церковь и школа / В. В. Зеньковский // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. — С. 156−172.
- Зеньковский, В. В. Что и как воспитывать / В. В. Зеньковский // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993 — С. 129−149.
- Зейлигер-Рубинштейн, Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Е. И. Зейлигер-Рубинштейн. JT.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978.- 106 с.
- Зейлигер-Рубинштейн, Е. И. Педагогические идеи А. Н. Радищева // Очерки по истории воспитания и педагогической мысли / Е. И. Зейлигер-Рубенштейн. Л., 1978. — С. 439.
- Златоуст, И. Беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста духовно-назидательного содержания / И. Златоуст. М.: Православное братства святого апостола Иоанна Богослова, 2002. — 464 с.
- Златоуст, И. Избранные поучения : сб. поучений в применение к десяти заповедям Божиим. М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2002. — 589 с.
- Златоуст, И. О воспитании юношей в целомудрии / И. Златоуст // Избранные поучения. М., 2002. — С. 406 — 408.
- Златоуст, И. Святого отца нашего Иоанна Златоуста уроки о воспитании / И. Златоуст. М.: Изд-во Подворья Русского на Афоне: Изд-во Свято-Пантелеймонова монастыря в г. Москве, 2001. — 32 с.
- Златоуст, И. Творения святого отца нашего Иоанна Златоустаго Архиепископа Константинопольского в русском переводе. Беседы на послание к Римлянам. Т.9, кн. 2. / И. Златоуст. СПб.: Изд. Санкт. Петербург. Духовной Академии, 1903. — 895 с.
- Иващенко, А. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях / А. В. Иващенко, Н. В. Фролова. -М.: Институт молодежи, 1996. — 158 с.
- Игнатовский, В. И. О единстве нравственного и политического воспитания / В. И. Игнатовский. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Изборник: повести Древней Руси. М.: Худож. лит., 1986.447 с.
- Ильин, И. А. Национальное воспитание путь духовного обновления /И. А. Ильин // Педагогика российского зарубежья: хрестоматия. -М., 1996.-С. 317−325.
- Ильин, И. А. О грядущей России / И. А. Ильин. М.: Воениздат, 1993.-368 с.
- Ильин, В. В. Российская государственность : истоки, традиции, перспективы / В. В. Ильин, А. С. Ахиезер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. -387 с.
- Ильчиков, М. 3. Социология воспитания / М. 3. Ильчиков, Б. А. Смирнова. М.: Щербинская тип., 1996. — 113 с.
- Ипатов, А. Н. Православие и русская культура / А. Н. Ипатов. — М.: Сов. Россия, 1985. 128с.
- Карамзин, Н. М. История государства российского. Т. I-VI. / Н. М. Карамзин. -М.: Эксмо, 2002. 1024с.
- Кара-Мурза, С. Краткий курс манипуляции сознанием / С. Кара-Мурза. М.: Эксмо. 2003. — 448с.
- Киселева, М. С. Древнерусские книжники и власть / М. С. Киселева // Вопросы философии. 1998. — № 7. — С. 127−147.
- Ключевский, В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства / В. О. Ключевский // Сергий Радонежский: сб. ст.Nред. В. А. Десятников. М.: Патриот, 1991. — 539 с.
- Ключко, О. И. Мужчина и женщина : проблемы современной социализации. / О. И. Ключко Саранск: Изд. Мордов. пед. ин-та, 2002. — 99 с.
- Ковалевский, П. И. Национальное воспитание / П. И. Ковалевский,
- A. Н. Стрижев // Школа православного воспитания. / сост.: А. Н. Стрижев. — М., 1999.-. С. 337−435.
- Коган, JI. А. Из предыстории гегельянства в России / JI. А. Коган, М. М. Григорян, В. Е. Евграфов // Гегель и философия в России / АН СССР, Ин-т философии. М., 1974. — С. 52−69.
- Колесов, В. В. Домострой / В. В. Колесов, М. В. Пименова,
- B. В. Рождественская. М.: Сов. Россия, 1990. — 304 с.
- Костенко, И. Стратегическая задача, российского образования и политизированная педагогика / И. Костенко // Alma mater. 1997. — № 7. —1. C. 13−19.
- Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. — 3-е изд., дораб. и доп. М.: Политиздат, 1979. — 413 с.
- Крестный путь Иоанна Златоуста. 2-е изд. — М.: Адрес-Пресс, 2001.-371с.
- Креч, Д. Личность : определение и описание / Д. Креч, П. Кратчфилд, Н. Ливсон // Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. М., 1992. — С. 5−30.
- Кречетов, В. Подвиг семейного воспитания / В. Кречетов, Д. Смирнов // Сборник бесед, выступлений, статей. -М., 2001. С. 100−121.
- Крутов, Н. Н. Мораль в действии.: (О закономерностях влияния морали на поведение личности) / Н. Н. Крутов. М.: Политиздат, 1977. — 255 с.
- Кузьмин, А. Г. Западные традиции в русском христианстве /
- A. Г. Кузьмин, О. В. Творогов // Введение христианства на Руси / отв. ред. А. Д. Сухов — АН СССР, Ин-т философии. М, 1987. — С. 21−55.
- Кузнецов, М. История проституции в России / М. Кузнецов // История проституции. Спб., 1994. — С. 135−245.
- Куломзина, С. С. Наша церковь и наши дети / С. С. Куломзина — вступ. ст., пер. с англ. С. Бычкова. М.: Мартис, 1993. — 190 с.
- Культура и цивилизация / под ред. Н. С. Савкина. Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран, фил, 1989. — 120 с.
- Лебедева, А. П. «Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV в.» / А. П. Лебедева. СПб.: Алетейя, 1998.-348 с.
- Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление. / Л. Леви-Брюль — пер. с фр. — под ред. В. К. Никольского и А. В. Киссина. — предисл. Н. Я. Марра,
- B. К. Никольского. Л.: Изд. Атеист, 1930. — 339 с.
- Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст, примеч. А. Е. Островского. М.: Тера-Книжный клуб — Республика, 1999. — 392 с.
- Лекторский, В. А. Знание, человек, коммуникация // Духовность и рациональность / В. А. Лекторский. М., 2001. — 256 с.
- Лисовой, Н. Школа преподобного Сергия / Н. Лисовой // Сергий Радонежский: сб. ст. -М., 1991. С. 414−429.
- Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей : (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России). Самара: СИУ, 1997. — 85 с.
- Лихачев, Б. Т. Философия воспитания.: спец. курс: учеб. пособие для студ. высш. уч. зав. / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лозинский, Е. Современные этические искания / Е. Лозинский // Образование. 1904. — № 8. — С. 80−103.
- Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений : в 15 т. Т. 6 / М. В. Ломоносов. Л., 1952. — Т. 6. — 387 с.
- Лопухин, А. П. История православной церкви в XIX веке : в 2 кн. Кн. 2. / А. П. Лопухин. Репр. изд. 1901 г. — М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. — 758 с.
- Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев — сост.: А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1993. -959 с.
- Лосский, Н. О. Русская философия в XVIII и первой половине XIX в. / Н. О. Лосский // История русской философии.: пер. с англ. М.: Сов. писатель, 1991. — С.4−10.
- Лосский, Н.О. Характер русского народа.: Кн. 1. / Н. О. Лосский. -Репр. воспроизведение изд. М.: Ключ, 1957. — 63 с.
- Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — 2-е изд., доп. / Ю. М. Лотман.-СПб.: Искусство, 1998.- 415с.
- Лукьянов, Е. Икона Божией Матери «Прибавление ума» / Е. Лукьянов, А. Трофимов. — 2-е изд. М.: Паломник, 2002. — 255 с.
- Луначарский, А. В. Ленин и народное образование : сб. ст. и выступлений / А. В. Луначарский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 167с.
- Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко // Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1987. — Т. 4. — С. 5−377.
- Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова М.: Пед. о-во России, 2002. — 480 с.
- Мамардашвили, М. К. Философия и личность / М. К. Мамардашвили // Человек. 1994. — № 5. — С. 5−19.
- Манов, Г. Н. Теория права и государства / Г. Н. Манов. М.: БЕК, 1996.- 190 с.
- Медведева, И., Шишова, Т. Безобразия в образовании / И. Медведева, Т. Шишова. Саратов: Изд-во Сарат. епархии, 2005. — 303 с.
- Мейендорф, И. Введение в святоотеческое богословие / И. Мейендорф. М.: Весть, 1992. — 359 с.
- Мильков, В. В. Христианство и язычество: проблема двоеверия / В. В. Мильков, Н. Б. Пилюгина // Введение христианства на Руси / отв. ред. А. Д. Сухов- АН СССР, Ин-т философии. М., 1987. — С. 263−274.
- Модзалевский, Л. Н. Значение христианства для воспитания / Л. Н. Модзалевский // Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: в 2 ч. ./ науч. ред., вступ. ст. и предисл. М. В. Захарченко. — СПб, 2000.-Ч. 1.-С 175−189.
- Мотрошилов, Н. В. Россия и Восток. Россия как Евразия / Н. В. Мотрошилов // История философии: Запад. Россия. — Восток / ред. сов.: Б. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева и др. — 2-е изд. — М, 1999. -Кн. 3. Философия XIX — XX вв. — С. 317−324.
- Мудрик, А. В. Социализация и воспитание / А. В. Мудрик. М.: Сентябрь, 1997.-95 с.
- Мухина, В. С. Структура сознания и бессознательное в психике человека / В. С. Мухина, А. В. Петровский // Введение в психологию. — М., 1995.-С. 372−384.
- Нарочницкая, Н. А. Россия и русские в мировой истории / Н. А. Нарочницкая. М.: Междунар. отношения, 2004. — 536 с.
- Наумова Н. Ф. Социальное развитие и общественные нравы : (Некоторые вопросы теории и практики) / Н. Ф. Наумова, В. 3. Роговин. М.: Знание, 1984.-64 с.
- Неволин, С. Б. Константин Петрович Победоносцев / С. Б. Неволин, JI. Г. Филонова // Русские философы (конца XIX середина XX века). Антология. — М., 1994. — Вып. 2. — С. 11−26.
- Никандров, Н. Д. Доклад президента Академии образования РФ на X Международных рождественских образовательных чтениях / Н. Д. Никандров. М.: Просветитель, 2002. — 8 с.
- Николаева, И. Этикет в России / И. Николаева, А. Петров // Этикет. М., 1996. — С. 6−13.
- Огурцов, А. П. Педагогическая антропология : поиски и перспективы / А. П. Огурцов // Человек. 2002. — № 1−3. — С. 76−87.
- Одоевский, В. Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами / В. Ф. Одоевский // Социальная педагогика. М., 2000. -С. 115−121.
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Церковь и время. 2000. — № 4 (13). — С. 7−123.
- Шатов, А. Отцы. Матери. Дети. / М. Дронов, М. Журинская, А. Шатов // Отцы, матери, дети. Православное воспитание и современный мир. -М., 2001.-С. 286−311.
- Пирогов, Н. И. Вопросы жизни // Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. М., 1952. — С. 653−680.
- Писачкин, В. А. Социология жизненного пространства / В. А. Писачкин. Саранск: Изд-во морд, ун-та, 1997. — 180 с.
- Плеханов, Е. А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия» / Е. А. Плеханов. Владимир: ВГПУ, 2002. — 256 с.
- Победоносцев, К. П. Великая ложь нашего времени / К. П. Победоносцев — сост. С. А. Ростуновой, вступ. ст. А. П. Ланщикова. М.: Русская книга, 1993. — 640 с.
- Покровский, Н. От кризиса ценностей к обретению нравственных ориентиров / Е. Гонтмахер, Н. Покровский, Н. Симония // Россия: поиск пути: материалы всерос. конф. М., 1999. — С. 7−21.
- Попов, Е. Нравственное богословие для мирян. В порядке десяти заповедей божиих / Е. Попов. М.: Молодая гвардия. 2000. — 1050 с.
- Поршаков, А. Н. Искусство воспитания / А. Н. Поршаков. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 140 с.
- Поселянин, Е. Преподобный Серафим Саровский чудотворец / Е. Поселянин. 2-е изд. — СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1908. — 156 с.
- Пустарнаков, В. Ф. Философски идеи в религиозной форме общественного сознания Киевской Руси / В. Ф. Пустарнаков, А. Д. Сухов, О. В. Творогов // Введение христианства на Руси / АН СССР, Ин-т философии. -М., 1987.-С. 204−263.
- Пушкарёва, Н. Л. Женщина в русской семье (Х-ХХ века) / Н. Л. Пушкарёва // Русские / отв. ред.: В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М., 1999. — С. 456−466.
- Пушкин, А. С. О дворянстве // Собрание сочинений: в 10 т. / А. С. Пушкин.-М., 1981. Т. 7. — С. 288−290.
- Пушкин, А. С. Переводы иноязычных текстов. // Собрание сочинений: в 10 т. / А. С. Пушкин. М., 1981. — Т. 10: Письма (1831−1837 гг.). — С. 309−346.
- Пушкин, А. С. О народном воспитании // Собрание сочинений: в Ют./А. С. Пушкин.-М, 1981.-Т. 6.-С. 28−33.
- Пушкин, А. С. П. Я. Чаадаеву (19 окт. 1836 г. Петербург) // Собрание сочинений: в 10 т. / А. С. Пушкин. — М., 1981. — Т. 10: Письма (1831−1837 гг.).-С. 336−338.
- Рачинский, С. А. Сельская школа / С. А. Рачинский — сост., вступ. ст., коммент. Л. Ю. Стрелковой. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
- Рачинский, С. Биографический очерк / С. Рачинский, А. Стрижев // Школа православного воспитания.: сборник.-М., 1989.— С. 102−121.
- Рогозянский, А. Хочу или надо : О свободе и дисциплине при воспитании детей / А.Рогозянский. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2002. — 190 с.
- Родзянко, В. В. Теория распада вселенной и вера отцов / В. В. Родзянко. М.: Православный паломник, 1996. — 237с.
- Розанов, В. В. Около церковных стен / В. В. Розанов. М.: Республика, 1995. — 558 с.
- Романова, Л. А. Концепция духовного воспитания личности В. В. Зеньковского /Л .А. Романова // Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья Саранск ., 1994. — С. 134−147.
- Роуз, С. Православное воспитание и окружающий мир / С. Роуз, А. Стрижев // Школа православного воспитания. / сост. текст, илл. А. Н. Стрижев. М., 1999. — С. 468−474.
- Рубинштейн, М. М. О религиозном воспитании / М. М. Рубинштейн // Вестник воспитания. -1913. -№ 1. — С. 75−123.
- Рубинштейн, М. М. Современное образование и нравственность / М. М. Рубинштейн // Вестник воспитания. 1913. -№ 5. — с. 18−25.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн — отв. ред. и авт. вступ. ст. Е. В. Шорохова, сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
- Рубцов, А. В. Новые ориентиры гуманитарного образования / А. В. Рубцов, Б. Г. Юдин // Человек. 1995. — № 5. — С. 93−104.
- Савкин, Н. С. Социальная философия / Н. С. Савкин. Саранск: Красный Октябрь, 2003. — 198 с.
- Савкин, Н. С. Человек и общество : проблемы теории воспроизводства / Н. С. Савкин. Саранск: Изд—во Мордов. ун-та, 1991. — 72 с.
- Садовничий, В. А. Размышления о документе развития образования в России / В. А. Садовничий // Университетская книга. 1999. — № 11.- 12 с.
- Свешников, В. Очерки христианской этики / В. Свешников. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Паломник, 2001. — 622 с.
- Святогорец, П. Духовное пробуждение. T. II / П.Святогорец. М.: Святая гора, 2002. — 367 с.
- Семенников, П. Феномен России / П. Семенников // Наука и жизнь. 1996. — № 11. — С. 46−52.
- Сикорский, И. А. Психологические основы воспитания / И. А. Сикорский. Киев: Тип. И. Н. Кушнерев, 1908. — 31 с.
- Сиротина, И. JI. Отечественный тип философствования в мемуарах русской интеллигенции от XIX к XX веку / И. JI. Сиротина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002 г. — 112 с.
- Скрипник, А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. -М.: Политиздат, 1992. 351 с.
- Смирнов, С.А. Современная антропология : Аналитический обзор /С. А. Смирнов // Человек, — 2004.- № 2. С. 67−78.
- Смирнов, С.А. Современная антропология : Аналитический обзор /С. А. Смирнов // Человек. 2004. — № 3. — С. 79−88.
- Соболев, С. Русская идеология. Историко-религиозный очерк. Т.2 / С. Соболев. СПб.: Титул, 1994. — 184 с.
- Соколов, JI. П. Человек как объект и субъект воспитания: основы философии воспитания / JI. П. Соколов. Нижневартовск: Изд—во Нижневарт. пед. ин—та, 1995.-235 с.
- Соловьев, В. С. Собрание сочинений и писем : в 20 т. Т. 1 / В. С. Соловьев. 2-е изд. — М., 2000. — Т. 1. — 392 с.
- Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.— 303 с.
- Сорокина, Г. Г. Ценности и идеалы российского губернского образования : дис.. канд. филос. наук / Г. Г. Сорокина. Саранск, 1998. -180 с.
- Теория права и государства / ред. Г. Н. Манов. М.: Бек, 1996. —190 с.
- Тернер, Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер — пер с англ. 3.Залчук. СПб. Литер, 2003. — 256 с.
- Тихонравов, Ю. В. Основы философии права / Ю. В. Тихонравов. М.: Вестник, 1997. — 550 с.
- Товкес, И. А. Православие и философия: опыт состоявшегося диалога / И. А. Товкес, О. JI. Шапошникова, В. В. Яшин // Русское православие. Вехи истории. Н. Новгород, 1998. — С. 246−250.
- Толкование Евангелия. М.: Благовест, 2002. — 848 с.
- Толстых, В. И. Производство как общественный процесс / отв. ред. В. И. Толстых. М.: Мысль, 1986. — 330 с.
- Толстой, JI. Н. Воспитание и образование // Собрание сочинений: в 22 т. / JI. Н. Толстой. М, 1985. — Т. 16. Публицистические произведения. -С. 29−66.
- Топоров, В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре : в 2 т. Т 2. Три века христианства на Руси XII XIV / В. Н. Топоров. — М.: Гносис, 1998.-864 с.
- Трубецкой, С. Е. Минувшее / С. Е. Трубецкой. М.: ДЭМ, 1991.—336 с.
- Тугаров, А. Б. Гуманистические основания русской философской социальной жизни / А. Б. Тугаров: автореф. дис.. филос. наук СПб., 1996. -38 с.
- Удальцова, 3. В. Расцвет культуры в XI—XII вв.еках. Зарождение рационализма / 3. В. Удальцова // Византийская культура / отв. ред. Е. В. Гутнова. -М., 1988.-С. 124−191.
- Удальцова, 3. В. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству / 3. В. Удальцова // Византийская культура / отв. ред. Е. В. Гутнова. М., 1988. — С. 41−78.
- Уледов, А. К. Духовная жизнь общества : Проблемы методологического исследования / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
- Уледов, А. К. Структура общественного сознания : Теоретико-социологическое исследование / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1968. — 324с.
- Ухтомский, А. А. Избранные труды / А. А. Ухтомский / ред. Е. М. Крепе.-Л.: Наука- 1978. -358 с.
- Ушинский, К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский — сост. С. Ф. Егоров.-М, 1988.-Т. 2.-С. 358−364.
- Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский — сост. С. Ф. Егоров. -М, 1988.-Т. 2.-С. 27−58.
- Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т.2. / К. Д.
- Ушинский — сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — 496с.
- Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский — сост. С. Ф. Егоров. М., 1988. — С. 8−27.
- Федотов, Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. -Ростов н/Д: Феникс, 1999. 384 с.
- Филарет (Гумилевский- архиеп.) Историческое учение об отцах церкви.: в 3 т. Т. 1. -Репр. изд. СПб.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999.-233 с.
- Филарет (Гумилевский- архиеп) Историческое учение об отцах церкви: в 3 т. Т. 2. / Филарет (Гумилевский). Репр. изд. — СПб.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. — 384 с.
- Филарет. Нравственность христианина / ред. И. М. Блудилин. -М.: АО Рос. писатель, 1991. 80 с.
- Филонова, Н. Г. Жизнь и творчество / JI. Г. Филонова, Ф. А. Степун, С. Б. Неволин // Русские философы (конца XIX середина XX века): Антология. -М., 1994.-Вып. 2.-С. 140−185.
- Филонова, Н. Г. Смысл жизни / JI. Г. Филонова, Е. Н. Трубецкой, С. Б. Неволин // Русские философы (конца XIX середина XX века): Антология. — М., 1994. — Вып. 2. — С. 244−373.
- Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В. В. Давыдова- Рос. Акад. образования / А. С. Арсеньев, Э. В. Безчеревных, В. В. Давыдов и др. М. :ИНТОР, 1994. — 128 с.
- Флоренский, П. А. Сочинения : в 4 т. Т. 1. Православие — сост., общ. ред. игумена Андроника (А.С.Трубачева) / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 1994.— 800 с.
- Флоренский, П. А. Статьи по искусству // Собрание сочинений: в 11 т. / П. А. Флоренский. Париж, 1967. — Т. 1. — С. 457−523.
- Флоровский, Г. В. Восточные отцы IV—VIII вв.еков. / Г. В. Флоровский. — Репр. изд. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 260 с.
- Флоровский, Г. В. Основные черты богословской жизни IV—го века / Г. В. Флоровский // Восточные отцы IV VIII веков. / Г. В. Флоровский. — Репр. изд.- М., 1999. — С. 7−26.
- Флоровский, Г. В. Святой Григорий Нисский / Г. В. Флоровский // Восточные отцы IV—VIII вв.еков. Репр. изд. — М., 1999. — С. 123−189.
- Флоровский, Г. Пути русского богословия. / Г. Флоровский — предисл. (протоиерея) И. Мейендорфа. 3-е изд. — Киев: Христианско— благотворительная ассоциация Путь к Истине, 1991. — 599 с.
- Фонкич, Б. Л. Греческо-русские культурные связи XV—XVII вв.. / Б. Л. Фонкич. М.: Наука, 1977. — 247 с.
- Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фром, — авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994. — 447 с.
- Фуре, Н. В. Архетип / Н. В. Фуре // Всемирная энциклопедия: Философия / гл. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М., 2001. — С. 75.
- Хомяков, А. С. О старом и новом : статьи и очерки / А. С. Хомяков- сост., вступ. ст. и коммент. Б. Ф. Егорова. М.: Современник, 1988.-462 с.
- Цветаева, М. Роман в письмах // В певучем граде моем: стихотворения, пьеса, роман в письмах / М. Цветаева- сост. К. В. Смородин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 288 с.
- Чагин, Б. А. Очерк истории этики / Б. А. Чагин, 3. Н. Мелещенко, М. И. Шахнович. М.: Мысль, 1969. — 429 с.
- Чаадаев, П. Я. Статьи и письма / П. Я. Чаадаев- сост. и коммент. Б. Н. Тарасова. -М.: Современник, 1989. 623 с.
- Шадриков, В. Д. От инстинктов к духовности / В. Д. Шадриков // Происхождение человечности. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Логос, 2001. -С. 41−147.
- Шадриков, В. Д. Развитие и воспитание духовности / В. Д. Шадриков // Происхождение человечности. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2001.-С. 147−203.
- Шапошников, Л. Е. Философские портреты : (из истории отечественной мысли) / Л. Е. Шапошников. Н. Новгород: Дзержинская тип. Нижегородск. Упр-я изд-в, 1993. — 224 с.
- Шапошников, Л. Е. Философия соборности : Очерки русского самосознания / Л. Е. Шапошников. Спб.: Изд-во Санкт. Петербург, ун-та, 1996.-200 с.
- Шварцман, К. А. Философия и воспитание : Критический анализ немарксист, концепций / К. А. Шварцман. М.: Политиздат, 1989. — 208 с.
- Шелгунов, Н. В. Очерки русской жизни // Сочинения. / Н. В. Шелгунов — с портр. авт. и вступ. ст. Н. Михайловского. СПб., 1895. — Т. 1. — 740 с.
- Шестун, Е. Доклад на пленарном заседании Приморских образовательных чтениях / Е. Шестун // Приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия, 16−18 мая 2001 г.: сб. тез. — Владивосток, 2001. С. 13−20.
- Шестун, Е. Православная педагогика / Е. Шестун. Самара: ЗАО Самар. информ. концерн, 1998. — 576 с.
- Шмеман, А. Исторический путь православия / А. Шмеман. М.: Паломник, 1993.-390 с.
- Шпенглер, О. Картина души и чувство жизни // Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / О. Шпенглер — пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М., 1993. — С. 477−565.
- Штекель, В. Причины нервности / В. Штекель // Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб. — М., 1997. — С. 284−318.
- Шулындин, Б. П. Православие, российский менталитет и политика российского государства / Б. П. Шулындин // Русское православие. Вехи истории. -Н. Новгород, 1998. С. 69- 81.
- Щербатов, М. О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие А. Радищева / М.Щербатов. Факс. изд. — М.: Наука, 1983.- 174 с.
- Экономцев, И. И. Национально-религиозный идеал и идея империи в Петровскую эпоху : (к анализу церковных реформ Петра I) / И. И. Экономцев // Православие, Византия, Россия. М., 1992. — С. 143−176.
- Экономцев, И. И. Исихазм и возрождение : (исихазм и проблема творчества) / И. И. Экономцев // Православие, Византия, Россия. М., 1992. -С. 167−197.
- Экономцев, И. И. Некоторые особенности русского средневекового христианства / И. И. Экономцев // Православие, Византия, Россия.-М., 1992.-С. 35−45.
- Юнг, К. Проблемы души нашего времени: пер. с нем. / К. Юнг / предисл. А. В. Брушлинского. М., 1994. — 336 с.
- Яковлева, JI. «Русская идея» и национальный характер : Скептические размышления / JI. Яковлева // Здравый смысл. 1997. — № 3. -С. 55−63.
- Gasfield, J. R. Tradition and moderniti misplaced polanities in the stady of social change / J.R. Gasfield // American journal of sociologi. 1997. — V. 74. -№ 4.-P. 351−362.
- Henslin. Marriage and Family a Changing society / Henslin. New York: The Free Press, 1989. — 607 p.