Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание, структура и функции научной идеологии: особенности анализа в современной социальной философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все ведущие идеологии современности (либеральная, консервативная, социалистическая, их различные формы) сегодня претендуют на научность, на объективность, на статус научных систем, теорий, что не противоречит их функции выражать интересы вполне определенных общественных групп. Научность, на которую они ориентируются, должна придать им авторитет и обеспечить общественное признание. Таким образом… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 09.00.11 — социальная философия
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
  • Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор
  • С.И. Григорьев
  • Барнаул
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИДЕОЛОГИИ
    • 1. 1. Особенности характеристик идеологии в контексте исследовательских подходов в современной социальной философии
    • 1. 2. Идеология как система: структура и социальные функции идеологии
    • 1. 3. Теории деидеологизации и реидеологизации общественной жизни как составные части идеологического процесса
  • ГЛАВА 2. НАУЧНАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
    • 2. 1. Понятие «научная идеология»: структура и социальные функции научной идеологии
    • 2. 2. Сравнительный анализ ведущих принципов идеологий либерализма, консерватизма и социализма, претендующих на научную объективность
    • 2. 3. Анализ содержания научной идеологии в виталистской социальной философии: понятие «жизнеспособная научная идеология»

Содержание, структура и функции научной идеологии: особенности анализа в современной социальной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. в СССР на государственном уровне началось распространение теории деидеологизации общественной жизни, которая прямо следовала из принципов плюрализма идей и гласности, легитимированных в период перестройки. В 90-е гг. XX в. в России тенденция к деидеологизации была продолжена и активно культивировалась в СМИ, социальном образовании, прикладных социальных исследованиях. В результате воспроизводства данной тенденции стала популярной точка зрения, в соответствии с которой идеология есть предельно упрощенная, стандартизированная социальная картина мира, характеризующаяся монизмом, одномерностью, субъективизмом. Идеология де-факто стала рассматриваться как ложное (иллюзорное) сознание.

Парадокс заключается в том, что по существу произошла реидеологизация общественной жизни. На смену марксистско-ленинской идеологии в 90-е гг. XX в. в России распространилась идеология либерализма, что соответствовало тенденциям в экономической сфере общества и нашло отражение в сферах образования и науки, в других социальных институтах. Анализируя Конституцию РФ, многие правоведы отмечают, что в ней есть немало «пробелов». В качестве одного из главных недостатков они выделяют противоречие между п. 1 ст. 1 и п. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ. В п. 1 ст. 1 речь идет о характеристике России как правового демократического государства, а в п. 1 и 2 ст. 13 в России провозглашается идеологическое многообразие. Теория правового государства носит идеологический характер и тесно увязывается с западной (либеральной) социально-философской мыслью.

Многие исследователи, анализируя содержание современного российского системного кризиса, особо выделяют кризис в духовной сфере. Обобщая опыт досоветского и советского периодов отечественной истории, исследователи делают вывод о том, что российское общество — общество мобилизационного типа. Для прогрессивного развития ему объективно необходима общегосударственная (общенациональная) идеология, что позволяет определять цель социально-преобразующей деятельности, а также осмысливать и оценивать общественную и личную жизнь человека, формировать и развивать его самосознание.

Все ведущие идеологии современности (либеральная, консервативная, социалистическая, их различные формы) сегодня претендуют на научность, на объективность, на статус научных систем, теорий, что не противоречит их функции выражать интересы вполне определенных общественных групп. Научность, на которую они ориентируются, должна придать им авторитет и обеспечить общественное признание. Таким образом, несмотря на критику марксизма-ленинизма, либеральная и консервативная идеологии активно эксплуатируют тот же принцип, который был сформулирован В. И. Лениным как основополагающий принцип пролетарской идеологии, — принцип научности.

В силу данных обстоятельств обращение к социально-философскому исследованию научной идеологии актуально.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема исследования идеологии в философии имеет достаточно продолжительную историю. В XVII — начале XX вв. этот феномен изучали Ф. Бэкон, А. Дестют де Траси, П. Кабанис, К. Вольней, Э.Б. де Кондильяк, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, Э. Дюркгейм и др. Начиная с 20-х гг. XX в. интерес к анализу идеологии постоянно возрастает. Это связано прежде всего с выходом работ по проблемам идеологии К. Манхейма и распространением марксистской идеологии на Западе и Востоке. Следует отметить существенный вклад в теорию идеологии В. И. Ленина, который ввел в научный оборот и проанализировал понятие «научная идеология».

В социальной философии XX в. и других социогуманитарных науках анализу содержания, структуры, функций и уровней идеологии посвящены работы Т. Адорно, Г. Альберта, Л. Альтюссера, Р. Арона, Д. Белла, Т. Гайгера, К. Гирца, Л. Дюмона, О. Лемберга, Н. Лумана, К. Манхейма, Г. Маркузе, В.

Парето, Т. Парсонса, В. Старка, Э. Топича, Ю. Хабермаса, М. Хоркхаймера, Э. Шилза и других, а также отечественных ученых П. В. Алексеева, B.C. Барулина, Н. Б. Биккенина, Г. М. Гака, В. В. Журавлева, А. А. Зиновьева, В. Иванова, Г. Я. Нестеренко, А. К. Уледова, В. А. Ядова, М. В. Яковлева и других исследователей.

В советском обществознании научная идеология исследовалась в контексте ее связи с общественной психологией. Существенный вклад в решение этой проблемы внесли B.C. Барулин, А. И. Бурдина, Б. А. Грушин, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон, В. И. Толстых, А. К. Уледов, Б. А. Чагин, Е. А. Якуба и др.

Учеными-обществоведами Западной Европы и США в 50−60-е гг. XX в. была разработана теория «деидеологизации» (Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, С. М. Липсет, Т. Парсонс, Д. Рисмен, Э. Шилз, A.M. Шлезингер и др.). Данная группа теоретиков к началу 70-х гг. XX в. отказалась от деидеологизаторских идей и выступила с реидеологизаторскими теориями. Их поддержали ученые-обществоведы А. Винер, И. Кристол, Э. Ласло, О. Лемберг, Р. Низбет, А. Печчеи, Э. Хельцле и др.

С середины 70-х гг. XX в. в отечественном обществознании активно анализировалась идеология западного глобализма, которую разрабатывали на Западе после Второй мировой войны. Теоретические построения А. Винера, Э. Ласло, М. Маклюэна, А. Печчеи, К. Саламуна, Э. Хельцле и других исследователей создали основу для разработки современной западной идеологии глобализма. Системный анализ идеологии современного западного глобализма проведен в работах З. В. Балабаевой, А. Т. Гордиенко, В. Д. Гранова, П.С. Гуре-вича, В. М. Лейбина, В. В. Мотылева, А. И. Никитина, А. Т. Семченко, Г. Х. Шахназарова и др.

В конце 1980;1990;х гг. идеологию современного западного глобализма исследуют У. Бек, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, Н. Луман, Дж. Сорос, Ф. Фукуяма и др., и отечественные ученые И. И. Антонович, С. И. Григорьев, М. Б. Диченко, А. А. Зиновьев, А. С. Панарин, А. И. Субетто, А. И. Уткин и др.

На протяжении всего советского периода отечественной истории научную идеологию как явление общественной жизни анализировали прежде всего марксистские исследователи. Существенный вклад в характеристику содержания, структуры и функций научной идеологии внесли Н. Б. Биккенин, В. В. Журавлев, В. Иванов, Н. И. Михальченко, А. К. Уледов, В. А. Ядов, М. В. Яковлев и др. Данная группа ученых значительно развила теорию научной идеологии В. И. Ленина.

Несмотря на серьезные и глубокие исследования идеологии, ряд вопросов остается недостаточно рассмотренным. Так, в научной идеологии не выделены в полном объеме критерии ее научности, не завершен анализ отличий научной идеологии от ненаучной, а часть исследователей вообще отвергают возможность существования научной идеологии. Феномен идеологии в должной мере не изучен с позиций виталистской социальной философии и социологии.

Объектом исследования является научная идеология как система социально-философского знания.

Предмет исследования — особенности анализа содержания, структуры и функций научной идеологии в современной социальной философии.

Цель диссертационного исследования — рассмотрение современной теоретической модели структуры, содержания и социальных функций научной идеологии, особенностей их социально-философского анализа.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

— выявить характерные особенности основных подходов к исследованию идеологии как одного из главных объектов анализа в современной социальной философии;

— изучить содержание научной идеологии с позиций виталистской социальной философии как одной из современных постнеклассических социально-философских теорий;

— проанализировать структуру, функции и уровни идеологии в контексте методологической позиции, синтезирующей гносеологический, аксиологический и структурно-функциональный подходы в ее исследовании;

— изучить содержание и социальный смысл теорий деидеологизации и реидеологизации общественной жизни, выявить их историческую и функциональную взаимосвязь;

— провести сравнительный анализ характера научности ведущих принципов и идей наиболее распространенных идеологий современности (либеральная, консервативная, социалистическая) в контексте классического социально-философского знания;

— исследовать векторы идеологии современного западного глобализма через ее содержательные (в том числе геополитические) характеристики.

В качестве гипотез исследования выступают положения, выносимые на защиту.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— принципы понимания и концепция законов развития социальной материи разработанная с позиций взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, включающая в себя идею о том, что общественное бытие детерминирует общественное сознание лишь в конечном итоге (К. Маркс, Ф. Энгельс, B.C. Барулин, А. К. Уледов, А. И. Субетто, В. Н. Турченко и др.);

— системный и структурно-функциональный подходы в исследовании взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания (Н. Луман, А. А. Зиновьев, А. С. Панарин, М. Я. Бобров, В. Н. Филиппов и др.);

— теория структурного функционализма, представленная в работах Т. Парсонса, О. Лемберга, Н. Лумана и др.;

— социально-философская концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности (С.И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Ю. Е. Растов, Л. Д. Демина и др.);

— принцип единства исторического и логического;

— принципы взаимосвязи необходимого и случайного, возможного и действительного;

— принцип единства индукции и дедукции.

Методы исследования:

— общефилософские и теоретические методы (восхождение от абстрактного к конкретномуанализ и синтезгипотетико-дедуктивный методидеализациясистемный и структурно-функциональный методыэкстраполяцияти-пологизация);

— эмпирические методы: наблюдение, сравнение, моделирование, классификация, методы научной индукции.

Научная новизна исследования:

1. Предложено авторское определение понятий «идеология» и «научная идеология» на основе методологической позиции, объединяющей гносеологический, аксиологический и структурно-функциональный подходы;

2. Выявлены социальный смысл, историческая и функциональная связь теорий деидеологизации и реидеологизации общественной жизни как этапов единого идеологического процесса;

3. Исследовано содержание идеологии современного западного глобализма, выявлен ее геополитический аспект, обоснована оценка данной идеологии как антироссийской;

4. Выявлены и обоснованы критерии научности идеологии (объективность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность и практическая проверяемость), применимые для диагностики идеологии по шкале «научность-ненаучность»;

5. Доказано, что каждая из ведущих идеологий современности претендует в настоящее время на роль научной идеологии;

6. На основе теоретико-методологического потенциала виталистской социальной философии и ее принципа культуроцентричности, проанализировано содержание понятия «жизнеспособная научная идеология» («российский постнеклассический социализм») и ее сущностные черты как общегосударственной (общенациональной) идеологии для России XXI в. Жизнеспособная научная идеология для России XXI в. проанализирована как русская, общероссийская, славянская, великодержавная, государственническая, соборная, православная, экологическая и социалистическая.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержание, структура и социальные функции конкретного вида идеологии могут быть адекватно выявлены на основе методологической позиции, синтезирующей гносеологический, аксиологический и структурно-функциональный подходы к ее исследованию;

2. Все ведущие идеологии современности (либеральная, консервативная, социалистическая, их модификации) претендуют в настоящее время на роль научной идеологии в силу того, что апеллируют к критериям объективности, рациональности, эссенциалистской направленности, системности и практической проверяемости как критериям научности;

3. Теории деидеологизации и реидеологизации общественной жизни в научном плане являются последовательными этапами единого идеологического процесса как исторической смены фаз зарождения, развития, упадка и обновления идеологии;

4. Современная западная идеология глобализма формально демонстрирует претензии на статус научной идеологии, претендует на форму логически стройной системы теоретических знаний, объективность раскрытия законов общественного развития (3. Бжезинский, Дж. Сорос). Вместе с тем реально она выражает интересы не всего мирового сообщества, что должно быть свойственно научной глобалистской идеологии, а всего лишь малого числа западных стран и господствующих в них общественных групп;

5. В геополитическом плане современная западная идеология глобализма носит антироссийский характер. В связи с этим идеология национальной безопасности России, ее коренных народов определяется как идеология сохранения русского языка, культуры и государственности. В целях идеологического обеспечения прогресса России в XXI в., укрепления ее державности и внешнеполитического статуса необходима новая научная форма идеологии — русский, общероссийский, славянский, великодержавный, государ-ственнический, соборный, православный и экологический социализм.

Теоретическая значимость исследования.

Основные результаты и выводы работы способствуют более углубленному исследованию идеологии, а также теорий деидеологизации и реидеологизации общества. Авторское видение плюрализма в исследовании идеологии на основе методологической позиции, синтезирующей гносеологический, аксиологический и структурно-функциональный подходы, позволяет более последовательно характеризовать содержание, структуру, функции и уровни идеологии в целом и научной в частности.

Выделенные и обоснованные критерии научности идеологии позволяют адекватно оценивать претензии той или иной идеологии на научность, выявлять социогрупповые основы идеологии, а также проводить различия между научной и ненаучной идеологиями.

Диссертационное исследование демонстрирует эвристические возможности виталистской социальной философии в исследовании феномена научной идеологии.

Практическая значимость исследования.

Основные положения диссертации могут способствовать разработке и реализации адекватной интересам российского общества национально-государственной идеологии, а также быть использованы в преподавании учебных дисциплин «Социальная философия», «Общая социология», «Глобалистика», «Социология русской культуры», «Теоретические основы исследования идеологии» и других курсов, затрагивающих проблемы идеологии в современном обществе.

Апробация исследования.

Результаты диссертационного исследования отражены в докладах и сообщениях на следующих конференциях и «круглых столах»:

— XXVIII, XXIX и XXX внутривузовские научные конференции студентов, магистров и аспирантов Алтайского государственного университета (г. Барнаул, апрель 2001;2003 гг.);

— Всероссийская научно-практическая конференция «Философия, методология и история знаний» (г. Барнаул, декабрь 2001 г.);

— «круглый стол» второго тура финала Всероссийского конкурса «Куль-туроцентричность как основа качества образования в современной России: общее и региональные отличия» (г. Москва, январь 2004 г.);

— «круглый стол» Межрегиональной общественной организации «Объединение социологов Сибири» на тему «Формирование идеологии консолидации российского общества: актуальные проблемы и возможности их решения» (г. Барнаул, февраль 2004 г.);

— международная научно-практическая конференция «Региональные аспекты обеспечения социальной безопасности населения юга Западной Сибири — проблемы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (г. Барнаул, декабрь 2004 г.);

— региональная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне «Великая Победа: духовная преемственность поколений» (г. Барнаул, апрель 2005 г.);

— «круглый стол» Межрегиональной общественной организации «Объединение социологов Сибири» по программе Всероссийского научного семинара Российской социологической ассоциации «Российская государственная идеология: какой ей быть?» (с. Артыбаш, Республика Алтай, июнь 2005 г.).

Результаты исследования изложены в 9 научных публикациях общим объемом 5 п.л.

Структура и объем диссертации

.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждом, заключения и приложения. Общий объем работы — 175 страниц, список использованной литературы составляет 248 наименований источников, в том числе б — на иностранном языке.

Выводы по второй главе Во-первых, выявлены и обоснованы критерии научности идеологии (объективность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность и практическая проверяемость), применимые для диагностики идеологии по шкале «научность-ненаучность».

Во-вторых, все ведущие идеологии современности (либеральная, консервативная, социалистическая, их модификации) претендуют в настоящее время на роль научной идеологии в силу того, что апеллируют к критериям объективности, рациональности, эссенциалистской направленности, системности и практической проверяемости как критериям научности.

В-третьих, в геополитическом плане современная западная идеология глобализма носит антироссийский характер. В связи с этим, идеология национальной безопасности России, ее коренных народов определяется как идеология сохранения русского языка, культуры и государственности. В целях идеологического обеспечения прогресса России в XXI веке, укрепления ее дер-жавности и внешнеполитического статуса необходима новая научная форма идеологии — русский, общероссийский, славянский, великодержавный, госу-дарственнический, соборный, православный и экологический социализм.

Заключение

.

Подводя итог проделанной работы, отметим наиболее важные ее результаты и выводы, а также очертим перспективы исследования феномена научной идеологии.

Актуальность темы

исследования, охарактеризованная во введении, нами раскрыта и доказана в ходе анализа идеологических изменений произошедших и происходящих в нашем Отечестве (в том числе в советский период), и в мире в целом. Следует отметить, что проблема сравнительного толкования и коррекции п. 1 ст.1 и п. 1 и 2 ст. 13 первой главы Конституции РФ остается открытой. Это связано с тем, что ст. 135 Конституции РФ не допускает поправки к первой главе Конституции РФ «Основы конституционного строя». В случае неизбежности поправок (а они, по мнению многих специалистов, неизбежны) необходимо принимать новую конституцию.

Цель диссертационного исследования, связанная с рассмотрением современной теоретической модели структуры, содержания и социальных функций научной идеологии, особенностей их социально-философского анализа достигнута.

Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

— выявить характерные особенности основных подходов к исследованию идеологии как одного из главных объектов анализа в современной социальной философии;

— изучить содержание научной идеологии с позиций виталистской социальной философии как одной из современных постнеклассических социально-философских теорий;

— проанализировать структуру, функции и уровни идеологии в контексте методологической позиции, синтезирующей гносеологический, аксиологический и структурно-функциональный подходы в ее исследовании;

— изучить содержание и социальный смысл теорий деидеологизации и реидеологизации общественной жизни, выявить их историческую и функциональную взаимосвязь;

— провести сравнительный анализ характера научности ведущих принципов и идей наиболее распространенных идеологий современности (либеральная, консервативная, социалистическая) в контексте классического социально-философского знания;

— исследовать векторы идеологии современного западного глобализма через ее содержательные (в том числе геополитические) характеристики.

Данная группа задач была решена, о чем свидетельствует содержание глав и параграфов диссертационной работы.

В качестве наиболее важных результатов исследования, образующих его научную новизну, теоретическую и практическую значимость, а также положения, выносимые на защиту, можно обозначить следующие:

Во-первых, развивая подход к исследованию идеологии А. К. Уледова, показана возможность и необходимость его применения не только по отношению к отечественным исследователям идеологии, но и по отношению к западным. Фактически для всех классиков западной общественной мысли характерно исследование идеологии как ложного (или иллюзорного) сознания. Для отечественной же (в том числе советской) общественной мысли свойственна характеристика идеологии и как ложного (или иллюзорного) сознания и как теоретического (научного) знания, отражающего интересы прогрессивных общественных групп (в том числе классов) в зависимости от конкретного вида идеологии.

Следует отметить, что в рамках советского обществознания зачастую гипертрофировалась классовое содержание идеологии, что выражалось в сведении всего многообразия идеологий только к классовой.

Таким образом, содержание, структура и социальные функции конкретного вида идеологии могут быть адекватно выявлены на основе методологической позиции, синтезирующей гносеологический, аксиологический и структурно-функциональный подходы к ее исследованию.

Во-вторых, на основе развития подхода к исследованию идеологии А. К. Уледова даны новые определения понятиям «идеология», «научная идеология» и «жизнеспособная научная идеология».

В-третьих, обосновано положение в соответствии с которым, теории деидеологизации и реидеологизации общественной жизни не противоположны друг другу, а являются последовательными этапами единого идеологического процесса как исторической смены фаз зарождения, развития, упадка и обновления идеологии.

В-четвертых, доказано, что современная западная идеология глобализма формально демонстрирует претензии на статус научной идеологии, претендует на форму логически стройной системы теоретических знаний, на объективность раскрытия законов общественного развития (3. Бжезинский, Дж. Сорос). Вместе с тем, реально она выражает интересы не всего мирового сообщества, что должно быть свойственно научной глобалистской идеологии, а всего лишь интересы малого числа западных стран и господствующих в них общественных групп.

В-пятых, выявлены и обоснованы критерии научности идеологии (объективность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность и практическая проверяемость), применимые для диагностики идеологии по шкале «научность-ненаучность».

Научная идеология предстает как система научных идей, гипотез, концепций и теорий, отражающих и выражающих интересы прогрессивных общественных групп, т. е. имеет структуру сходную с той, которую имеет наука, научная теория. Ведущим уровнем научной идеологии является теоретико-концептуальный уровень, а ведущей функцией — гносеологическая (познавательная) функция.

В-шестых, на основе сравнительного анализа ведущих идей и принципов наиболее распространенных идеологий современности (либерализм, консерватизм, социализм) доказано, что все они претендуют в настоящее время на роль научной идеологии.

Анализ современного западного общества показывает, что современный Запад идет по пути, схожему с тем, которым шел когда-то Советский Союз.

В-седьмых, обоснованна точка зрения связанная с тем, что современная виталистская теория предстает не только как социологическая и общефилософская, но и как социально-философская теория. Она исследует социально-философскую проблематику, отвечает на главные вопросы социальной философии.

В-восьмых, с точки зрения основных положений виталистской социальной философии, ее принципа культуроцентричности установлено, что социальная теория может быть жизнеспособной и научной не только потому, что она суть непротиворечивая система, рационально обоснована, доказательна и т. д., но и потому, что соответствует социокультурным характеристикам того общества, государства, нации и т. д., на основе деятельности которых она «вырастает» и которые призвана объяснять и совершенствовать. Данный принцип прямо согласуется с основными положениями постнеклассической науки.

Из идей виталистской социальной философии следует, что любая социальная теория является идеологичной, она выражает интересы определенных общественных групп.

Соответственно и идеология будет научной и жизнеспособной, если будет согласовываться с вышеуказанным критерием.

Таким образом, для того, чтобы быть научными и жизнеспособными, современные социальная теория и идеология должны составлять единое целое, взаимодействовать, переходить друг в друга.

В-девятых, охарактеризовано содержание общероссийской идеологии (российского постнеклассического социализма) как научной и жизнеспособной идеологии для России XXI века. На основе анализа установлено, что в геополитическом плане современная западная идеология глобализма носит антироссийский характер. В связи с этим, идеология национальной безопасности России, ее коренных народов определяется как идеология сохранения русского языка, культуры и государственности. В целях идеологического обеспечения прогресса России в XXI веке, укрепления ее державности и внешнеполитического статуса необходима новая научная форма идеологии — русский, общероссийский, славянский, великодержавный, государственнический, соборный, православный и экологический социализм. Разработка данной идеологии должна быть главной целью государственной политики России в ближайшие годы.

В-десятых, основные положения диссертации могут быть использованы в преподавании учебных курсов «Социальная философия», «Общая социология», «Глобалистика», «Теоретические основы исследования идеологии» и т. д.

Вместе с тем, ряд вопросов остался за рамками исследования, что позволяет наметить их круг для дальнейшего исследования. Здесь речь идет о таких проблемах, как исследование взаимодействия идеологии (в том числе научной) и СМИ, взаимодействия рекламы (в том числе социальной и политической) и идеологии, эмпирическое исследование идеологических ориентаций населения и ряд других.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Albright М. The Testing of American Foreign Policy // Foreign Affairs. November-December 1998.
  2. Bell D. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. Glencoe, 1960.
  3. Brzezinski Zb. A Geostrategy for Eurasia // Foreign Affairs. September October, 1997.
  4. Brzezinski Zb. Living with a New Europe // The National Interest. Summer 2000.
  5. Kissinger H. Does America Need a Foreign Policy? Toward a Diplomacy for the 21st Century. New York, 2001.
  6. Woodward B. Bush at War. New York, 2002.7. www.sps.ru.
  7. H., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Казань, 1997.
  8. Т.В. Философия новой музыки. М., 2001.
  9. П.В., Барулин B.C. Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. М., 1989.
  10. П.В. Социальная философия. М., 2003.
  11. С.В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России / Под ред. С. В. Степашина. В 2-х тт. Т. 1. М., 1998.
  12. Т.А. Либерализм как политическая идеология // Полития. 2000. № 1.
  13. Т.А. Что такое политическая философия? (Статья 2) // Полития. 2004. № 1.
  14. . На пороге нового тысячелетия. М., 1993.
  15. И.И. Глобальная цивилизация и асимметричный мир. М., 2002.
  16. М.Д., Баженов Л. Б. Останется ли наука системой объективного знания? // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века / Отв. ред. Л. Б. Баженов. СПб., 1999.
  17. Л.В., Резниченко Л. А. Обществоведы: между идеологией и здравым смыслом // Социс. 1997.№ 4.
  18. З.В. Идеология социального глобализма (Критический анализ доктрины Римского клуба). Киев, 1989.20. Барт P. S/Z.M., 1989.
  19. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
  20. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  21. Д. Конец идеологии // Новое время. 1990. № 27.
  22. Д. Конец идеологии на Западе // Контексты современности I. Хрестоматия / Под ред. С. А. Ерофеева. Казань, 2000.
  23. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
  24. Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.
  25. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1999.
  26. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2005.
  27. Н.Б. Социалистическая идеология. М., 1983.
  28. Большой толковый социологический словарь (Collins). T.l. (А-О). М., 1999.
  29. Большой толковый социологический словарь (Collins). Т.2. (П-Я). М., 1999.
  30. Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.
  31. П. Начала. М., 1994.
  32. П. Понимание // Контексты современности — II: Хрестоматия / Сост. и ред. С. А. Ерофеев. Казань, 2001.
  33. П. Социология политики. М., 1993.
  34. А.П., Кочеткова JI.H. Идеология в России: проблемы и перспективы //Социально-политический журнал. 1998. № 4.
  35. И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований / Под ред. С. И. Григорьева, Ж Коэнен-Хуттера. М., 1998.
  36. И. После либерализма. М., 2003.
  37. А.В. Американский либерализм. М., 1976.
  38. М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  39. М. Избранные произведения. М., 1990.
  40. Ю.Г. Идеологическое затмение? // Социс. 1994. № 10.
  41. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998.
  42. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. Минск- Москва, 2001.
  43. Е. Социология политических отношений. М., 1979.
  44. К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии (50-е 70-е годы). М., 1982.
  45. Гак Г. М. Избранные философские труды. М., 1981.
  46. А.А., Рахшмир П. Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. О социальных корнях консерваторской волны. М., 1987.
  47. Э. Устроение общества. М, 2003.
  48. В.Н., Филиппов В. Н. Россия, Ленин и современный мир. Барнаул, 1996.
  49. В.Н., Филиппов В. Н. Сталин: схватка с троцкизмом и фашизмом. Барнаул, 2000.
  50. В. Д. Гуревич П.С., Семченко А. Т. В поисках духовной опоры: Общеполитические и международные аспекты буржуазных концепций «реидеологизации». М., 1981.
  51. С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (Избранные статьи по неклассической социологии). Барнаул, 2001.
  52. С.И. Виталистские идеи в классических социологических парадигмах // Григорьев С. И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (Избранные статьи по неклассической социологии). Барнаул, 2001.
  53. С.И., Демина Л. Д. Социолог в регионе экологического неблагополучия: концепция, программа, опыт подготовки. Барнаул, 1994.
  54. С.И., Немировский В. Г. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века (К формированию основ социальной логотерапии и социальной педагогики). Барнаул-Красноярск, 1995.
  55. С.И., Субетто А. И. Основы неклассической социологии: Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX—XXI вв.еков. М., 2000.
  56. В .Я., Итенберг Г. С., Твардовская В. А., Шацилло К. Ф., Эймонтова Р. Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М., 2000.
  57. П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980.
  58. П.С. Пропаганда в идеологической борьбе. М., 1987.
  59. В.А. Консервативные идеологии // Социс. 1994. № 11.
  60. Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  61. Н.Я. Россия и Европа. СПб, 1995.
  62. Двадцать вопросов Двадцать ответов. М., 2003.
  63. М.Б. Жизнь без доллара или либерализм на пороге третьего тысячелетия. СПб., 1999.
  64. В.И., Кравченко А. И. Социология: В 3-х тт. Т.2.: Социальная структура и стратификация. М., 2000.
  65. В.И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15-ти тт. Т.1.: Теория и методология. М., 2003.
  66. Ф.М. Собрание сочинений. В 15-ти тт. Т.8. Л., 1989.
  67. А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 1999.
  68. А.Г. Проект «Евразия». М., 2004.
  69. А.Г. Философия войны. М., 2004.
  70. Дюмон Л. Homo Aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. М., 2000.
  71. Жизненные силы населения Сибири: национально-региональные аспекты социального развития / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой. Барнаул, 1994.
  72. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века / Отв. ред. Т. А. Семилет. М., 2003.
  73. Жизненные силы человека: социальная метатеория или виталистская социологическая парадигма? / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой. Барнаул, 2000.
  74. В.В. Проблемы духовной жизни общества. Ростов-на-Дону, 1972.
  75. За власть трудового народа // Парламентская газета. 2003. 27 ноября.
  76. А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
  77. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
  78. А.Г. Проблема интереса в социологической теории. Ленинград, 1964.
  79. А.А. Гибель русского коммунизма. М., 2001.
  80. А.А. Глобальное сверхобщество и Россия. Минск- Москва, 2000.
  81. А.А. Запад. М., 2000.
  82. А.А. Идеология партии будущего. М., 2003.
  83. А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994.
  84. А.А. Русская судьба, исповедь отщепенца. М., 2000.
  85. А.А. Русская трагедия. М., 2002.
  86. Г. А. Социализм и натиск глобализма. М., 2002.
  87. А.В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул, 2001.
  88. В. Идеология: характер и закономерности развития. М., 1977.
  89. Идеалистическая философия и идеологические доктрины современной буржуазии / Отв. ред. А. Т. Гордиенко. Киев, 1983.
  90. История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. В 4-х тт. Т.З.М., 1998.
  91. История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. В 4-х тт. Т.4. М., 2002.
  92. Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. М., 2002.
  93. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.
  94. К. Экономическое учение Карла Маркса. М., 2003.
  95. О.Н. Развитие идеологий и социальные конфликты // Социс. 1993. № 4.
  96. ЮО.Кохановский В. П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 1999.
  97. С.А., Мнацаканян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.
  98. С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.
  99. В.Н. Идеология: Социологический аспект. М., 2005.
  100. В.Н. О социологическом смысле идеологии консолидации: геокультурный аспект // Безопасность Евразии. 2003. № 3.
  101. В.Н. Общенациональная цель: безопасность и благополучие человека как фундаментальная проблема российских общественных наук. О некоторых дискуссионных аспектах новой интерпретации Миссии Российской Социологии в XXI веке. М., 2004.
  102. В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М., 2004.
  103. В.Н. Социология идеологии: Курс лекций. М., 2005.
  104. ЛДПР. К гражданам России. Предвыборный манифест. М., 2003.
  105. ЛДПР. Мы за бедных! Мы за русских! М., 2003.
  106. ЛДПР: 50 четких позиций // За русский народ. 2003. № 1.
  107. В.М. «Модели мира» и образ человека (Критический анализ идей Римского клуба). М., 1982.
  108. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. T.l. М., 1979.
  109. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.З. М., 1971.
  110. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.8. М., 1976.
  111. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.9. М., 1976.
  112. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.10. М., 1972.
  113. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 18. М., 1976.
  114. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.23. М., 1961.
  115. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.26. М., 1973.
  116. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.27. М., 1977.
  117. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.29. М., 1977.
  118. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.ЗЗ. М., 1981.
  119. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.39. М., 1974.
  120. В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т.41. М., 1977.
  121. К.Н. Избранное. М., 1993.
  122. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Проблемно-тематический сборник / Под ред. Ю. С. Пивоварова. М., 1998.
  123. Е.В. Идеология как необходимый фактор жизни современного общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Горно-Алтайск, 2004.
  124. А.Д. Жизненные силы патриотизма в современной России: опыт социологического анализа. М., 2000.
  125. Н.О. История русской философии. М., 1991.
  126. Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А. О. Бороноева. Вып.1. СПб., 1994.
  127. И. Почему необходима «системная теория»? // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А. О. Бороноева. Вып.1. СПб., 1994.
  128. И. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-Логос. Вып.1. М., 1991.
  129. Май А. В. Модели господствующей идеологии. Иерусалим-Москва, 1997.
  130. В.П. Главные идеологии современности. Ростов-на-Дону, 2000.
  131. X. Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4.
  132. Манифест «Единой России». Путь национального успеха. М., 2003.
  133. К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  134. К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  135. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. T.l. М., 1955.
  136. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.2. М., 1955.
  137. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.З. М., 1955.
  138. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.Т.4. М., 1955.
  139. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.8. М., 1957.
  140. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 13. М., 1959.
  141. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 19. М., 1961.
  142. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.20. М., 1961.
  143. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.21. М., 1961.
  144. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.23. М., 1960.
  145. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.24. М., 1961.
  146. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.25. 4.1. М., 1961.
  147. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.25. 4.2. М., 1962.
  148. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.26. 4.1. М., 1962.
  149. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.26. 4.2. М., 1963.
  150. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.26. 4.3. М., 1964.
  151. Марксистско-ленинская философия / Под ред. В. П. Рожина. М., 1965.
  152. Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002.
  153. У. Идеологии как детерминанты политики в эпоху модерна // Полис. 1992. № 1−2.
  154. B.C., Хомяков В. Е., Белокур В. М. Идея выживания или Почему «зачищают» Землю Русскую. М., 2005.
  155. B.C., Хомяков В. Е., Белокур В. М. Национальная идея или Чего ожидает Бог от России. М., 2005.
  156. А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М., 1980.
  157. А.Ю. США сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США в 80-х гг. М., 1986.
  158. Дж. Ст. Основы политической экономии. Т. 1−3. М., 1980.
  159. Н.И. Марксистская политическая идеология. Киев, 1991.
  160. Л.Н. Теория «деидеологизации»: иллюзии и действительность (Критические очерки об одной модной буржуазной концепции). М., 1971.
  161. В.В. Пророчества будущего (За фасадом буржуазных теорий). М., 1983.
  162. В.Г. Универсумная парадигма: российский социокультурный контекст // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований / Под ред. С. И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. М., 1998.
  163. Г. Я. Идеология, ее особенности и формы. М., 1964.
  164. Г. Я. Проблема сознания в марксистской социологии. М., 1971.
  165. А.И. Эволюция американского глобализма. Идейная борьба в США по вопросу о роли Америки в мире / Отв. ред. А. Ю. Мельвиль. М., 1987.
  166. P.M., Нугаев М. А., Мадияров А. Б. Знание, ценности, идеология в модернизирующемся обществе (междисциплинарный подход). Казань, 2002.
  167. Т.И. Марксизм и утопизм. М., 2003.
  168. Т.И. Является ли либерализм только идеологией? // Социс. 2003. № 3.
  169. Г. В. Социология и социализм. М., 1990.
  170. Основания и жизненные силы современной российской государственной идеологии (Материалы «круглого стола») / Отв. ред. С. И. Григорьев. Барнаул- Москва, 2005.
  171. А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2002.
  172. А.С. Искушение глобализмом. М., 2003.
  173. А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.
  174. B.JI. Основные течения американской мысли. Т. 1−3. М., 1962−63.
  175. Т. О социальных системах. М., 2002.
  176. Н.Ф. Политическая идеология и ее роль в обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Новосибирск, 1980.
  177. А. Человеческие качества. М., 1980.
  178. С.В. Экономическая идеология современного цикла социокультурной эволюции в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тамбов, 2002.
  179. С.И. Антикоммунизм идеология и политика империализма. М., 1985.
  180. С.И. Буржуазная идеология на пороге XXI столетия. М., 1988.
  181. И.М. Повседневные идеологии // Социологический журнал. 1998. № 3−4.
  182. К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1−2. М., 1992.
  183. Программа РДП «Яблоко» «Демократический Манифест». Устав РДП «Яблоко». М., 2002.
  184. П.А. О смерти и бессмертии идеологии // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1999. № 2.
  185. И.А. Анализ идеологии как стратегия исследования средств массовой коммуникации и популярной культуры в современном неомарксизме // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А. О. Бороноева. Вып.4. СПб., 2003.
  186. И.А. Теории идеологии в современном неомарксистском обществоведении: Луи Альтюссер и его последователи // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А. О. Бороноева. Вып.З. СПб., 2000.
  187. Россия Интеллигенция — Правда («блеск» и «нищета» российской провинциальной интеллигенции). Барнаул, 1999.
  188. Россия победит! Программа партии «Яблоко». Цели и задачи. М., 2003.
  189. Словарь виталистской социологии / Под ред. С. И. Григорьева. М., 2006.
  190. Н.Дж. Социология // Социс. 1990. № 12.
  191. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.
  192. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции (Становление виталистской социологической парадигмы) / Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой. М., 2000.
  193. А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции //Полис. 2001. № 2.
  194. П.А. Голод и идеология общества // Квинтессенция: Философский альманах / Сост.: В. И. Мудрагей, В. И. Усанов. М., 1990.
  195. Дж. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности. М., 1999.
  196. Дж. Мыльный пузырь американского превосходства. М., 2004.
  197. Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М., 2001.
  198. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко и др. Минск, 2003.
  199. Социология идеологии: Хрестоматия / Сост. В. Н. Кузнецов. М., 2005.
  200. Социология и идеология. М., 1969.
  201. B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
  202. Сто вопросов Сто ответов. М., 2003.
  203. А.И. Капиталократия (философско-экономические очерки). Избранные статьи и интервью. СПб., 2000.
  204. А.И., Селезнева Н. А. Доктрина, политика, мониторинг и тенденции в системе качества образования в Российской Федерации // Образование и социальное развитие региона. 2001. № 3−4.
  205. Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста (Сборник статей) / Сост. А. Ю. Ашкеров. М., 2004.
  206. В.А., Ярецкий Ю. Л. История политической и правовой мысли России / Под ред. В. И. Жукова. М., 1999.
  207. А.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа. М., 2002.
  208. А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998.
  209. В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания. Барнаул- Новосибирск, 2004.
  210. А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.
  211. А.К. Структура общественного сознания (теоретико-социологическое исследование). М., 1968.
  212. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002.
  213. А.И. Мировая «холодная война». М., 2005.
  214. А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2002.
  215. В.Н., Гончаров В. Н. Экспансия идеологии цинизма и лицемерия. Россия, XX век (документы и факты). Барнаул, 2004.
  216. В.Н., Колтаков К. Г. Философия и методология науки: В 2-х кн. Кн.1.: Эволюция философии и методологии науки. Бийск, 2002.
  217. В.Н. Россия и русская нация: трудный путь к самосознанию. Барнаул, 1999.
  218. В.Н. Философия труда и капитала в дихотомии «социализм-капитализм». Барнаул, 2005.
  219. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004.
  220. Философские проблемы идеологической борьбы / Под ред. С. Ф. Одуева. М., 1978.
  221. Философский словарь / Под общ. ред. А. П. Ярещенко. Ростов-на-Дону, 2004.
  222. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1986.
  223. Философский энциклопедический словарь / Сост. и ред. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М., 2002.
  224. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  225. Ф. Великий разрыв. М., 2003.
  226. Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.
  227. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.
  228. Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10.
  229. Д.И. Исторический материализм. М., 1965.
  230. А. Построение либеральной империи миссия России в XXI веке. СПб., 2003.
  231. И.М. Идеология и политика // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4.
  232. Г. Х. Грядущий миропорядок: о тенденциях и перспективах международных отношений. М., 1981.
  233. Г. Х. Фиаско футурологии (Критический очерк немарксистских теорий общественного развития). М., 1979.
  234. A.M. Идеология и американский опыт // Америка. 1964. № 96.
  235. Р.П. Макс Вебер о проблеме ценностей в социальном знании // Проблемы теоретической социологии / Под ред. А. О. Бороноева. Вып.1. СПб., 1994.
  236. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1995.
  237. В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. JL, 1961.
  238. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.
  239. М.В. Идеология: противоположность марксистско-ленинской и буржуазных концепций. М., 1979.
  240. Я. С. Основы идеологии белорусского государства: Вопросы и ответы. Минск, 2004.
Заполнить форму текущей работой