• ГЛАВА 1. Роль генетических исследований в ранней диагностике и определении хирургической тактики у больных семейным аденоматозом толстой кишки (обзор литературы)
    • 1. 1. Краткая историческая справка о наследственных полипозных синдромах желудочно-кишечного тракта
    • 1. 2. Клиническая характеристика семейного аденоматоза толстой кишки
    • 1. 3. Роль регистра больных семейным аденоматозом толстой кишки в диагностики этого заболевания
    • 1. 4. Роль молекулярно-генетических исследований при семейном аденоматозе толстой кишки
    • 1. 5. Методики проведения генетических исследований при семейном аденоматозе толстой кишки
    • 1. 6. Клинический полиморфизм семейного аденоматоза толстой кишки
    • 1. 7. Клинико-генетические параллели при семейном аденоматозе толстой кишки
  • ГЛАВА 2. Общая характеристика клинических наблюдений и методы
  • Исследования
    • 2. 1. Характеристика клинических наблюдений
    • 2. 2. Методы клинико-генеалогического обследования больных
    • 2. 3. Генетические методы обследования
  • ГЛАВА 3. Клинико-генетические характеристики семейного аденоматоза толстой кишки
    • 3. 1. Распределение больных по клиническим формам семейного аденоматоза толстой кишки
      • 3. 1. 1. Анализ клинического течения семейного аденоматоза толстой кишки в группе больных, имеющих мутацию в АРС-гене
      • 3. 1. 2. Анализ клинического течения семейного аденоматоза толстой кишки в группе больных с невыявленной мутацией в АРС-гене
    • 3. 2. Анализ генотип-фенотипических корреляций в группе больных с выявленной мутацией в АРС-гене
  • ГЛАВА 4. Роль генетических исследований в ранней диагностике и выборе лечебной тактики у больных семейным аденоматозом толстой кишки
    • 4. 1. Типы и виды выявленных мутаций у больных, прошедших генетическое тестирование
    • 4. 2. Результаты генетического скрининга семейного аденоматоза толстой кишки
      • 4. 2. 1. Интерпретация результатов генетического тестирования в группе пациентов с обнаруженной мутацией АРС-гена
      • 4. 2. 2. Интерпретация результатов генетического тестирования в группе пациентов с невыявленной мутацией АРС-гена
    • 4. 3. Клиническая реализация результатов генетического скрининга в группе активно привлеченных к обследованию родственников пробандов
    • 4. 4. Алгоритм скрининга и мониторинга больных семейным аденоматозом толстой кишки
    • 4. 5. Определение лечебной тактики у больных семейным аденоматозом толстой кишки на основании молекулярно-генетического тестирования

Роль генетических исследований в ранней диагностике и лечении семейного аденоматоза толстой кишки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Семейный аденоматоз толстой кишки (САТК) является наследственным заболеванием, передающимся по аутосомно-доминантному типу, и характеризуется поражением толстой кишки множеством полипов, нередко с возникновением глубоких метаболических нарушений и неизбежным развитием рака к 40 — 50 годам в случае отсутствия своевременного хирургического лечения (14, 27, 28, 32, 33, 34, 37, 50, 61). Изучение его начато еще в 1881 г. Н. В. Склифосовским. Оно имеет богатую историю и определенные достижения в установлении причин развития болезни, способах его диагностики и принципах лечения. Однако многие вопросы, в том числе проблема распознавания заболевания на его доклинических стадиях, определение сроков и объема хирургического вмешательства, остаются открытыми и актуальными и в настоящее время.

Заболеваемость семейным аденоматозом составляет 1,3 на 1 ООО ООО населения, что соответствует частоте при рождении приблизительно 1 на 10 ООО и может быть принято за средний показатель заболеваемости (11,13).

По данным многочисленных авторов (14, 27, 30, 32, 38, 39, 55, 203), до 70% первично обратившихся в поликлинику по месту жительства больных семейным аденоматозом уже имели рак толстой кишки (38,39). Это обстоятельство, в свою очередь, существенно ухудшает как непосредственные результаты хирургического лечения, так и прогноз для последующей жизни оперированных больных (4, 5, 6, 19, 23, 35, 78, 97, 116, 176, 209). Так, причиной летальных исходов в 60 — 70% наблюдений, в отдаленные сроки после хирургического вмешательства, является генерализация злокачественного процесса, несмотря на удаление первичной опухоли толстой кишки (4, 5, 6, 19, 23, 97, 176, 209).

Вот почему одним из важнейших вопросов проблемы семейного аденоматоза толстой кишки является ранняя диагностика этого заболевания.

С одной стороны, эта задача затруднена из-за относительной редкости этого заболевания, с другой стороны — облегчается его наследственным характером (67, 70, 75, 99, 107, 149).

Создание регистра больных семейным аденоматозом и членов их семей позволяет уменьшить число пациентов с развившимся раком толстой кишки на момент установления диагноза с 70 до 3 — 5% (8, 26, 25, 61, 198, 199), определить группы риска, что облегчает раннюю диагностику болезни (16, 24, 64, 70, 99, 103).

Однако наличие регистра не дает возможности исключить из дальнейшего наблюдения родственников больных, не унаследовавших заболевание и, следовательно, являющихся здоровыми людьми, не позволяет прогнозировать течение болезни у каждого конкретного пациента (112, 130).

В связи с наследственным характером заболевания в последние десятилетия внимание ученых привлекли молекулярно-генетические исследования при семейном аденоматозе толстой кишки (119, 120, 132, 162, 207).

Установлено, что в геноме человека имеется так называемый АРС-(Adenomatous Polyposis Coli) ген, отвечающий за нормальную пролиферацию слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Этот ген располагается в длинном плече 5-й хромосомы (локус 5q21), (92, 114, 117, 147). Исследованиями многочисленных авторов (42, 116, 139, 141, 143, 186) доказано, что различные мутации, возникающие в этом гене, приводят к развитию семейного аденоматоза толстой кишки (135, 142, 146, 147, 151, 168, 193, 204).

Обнаружение таких мутаций, установление их типа и локализации в АРС-гене способствует как выявлению членов семей, унаследовавших заболевание от своих родителей, так и их здоровых братьев, сестер и других кровных родственников, избежавших передачи мутации, ответственной за развитие аденоматоза. Кроме того, детализация типа и расположения мутации в АРС-гене способствует разработке факторов прогноза течения заболевания у каждого конкретного больного.

В то же время следует отметить, что в 20−50% наблюдений у больных аденоматозом не удается выявить мутацию в АРС-гене, и причины этого явления окончательно неясны (70, 189). Изучение клинических особенностей течения болезни в подобных ситуациях по сравнению с больными, имеющими характерную мутацию в АРС-гене, также представляет большой интерес.

Известно, что в диагностике наследственных заболеваний, к которым, безусловно, относится семейный аденоматоз, огромное значение придается генетическому скринингу, то есть выявлению на основании молекулярно-генетического тестирования больных среди здоровых родственников в семьях, один или несколько членов которых страдают таким заболеванием. Однако алгоритм проведения генетического скрининга до настоящего времени не разработан. При этом среди основных задач, решаемых во время выполнения скрининга, является определение кандидатов на проведение молекулярно-генетического тестирования среди всех кровных родственников в одной семье. Другой не менее важной задачей представляется интерпретация полученных результатов молекулярно-генетического тестирования для ответа на вопрос: кто из членов семьи является здоровым человеком, не нуждающимся в дальнейшем наблюдении, а кто унаследовал болезнь и требует пристального внимания врачей, то есть дальнейшего мониторинга.

Немаловажными задачами мониторинга, наряду с определением возраста начала обследования больных родственников, является установление сроков начала специального лечения, будь то эндоскопическая полипэктомия или «радикальное» хирургическое лечение, а также разработка принципов динамического наблюдения за оперированными больными.

Решение задачи по разработке алгоритма генетического скрининга и дальнейшего мониторинга семейного аденоматоза в значительной степени способствует улучшению результатов лечения таких больных.

Однако в отечественной литературе отсутствуют сведения об использовании молекулярно-генетических исследований в скрининге и ранней диагностике семейного аденоматоза. Не разработан алгоритм проведения скрининга и мониторинга в семьях больных аденоматозом.

Клинические наблюдения за больными семейным аденоматозом показали, что сам по себе аденоматоз не является однородным заболеванием и может протекать как весьма агрессивно, так и относительно «доброкачественно» (47, 81, 86, 87, 88, 167).

Основными критериями, на основании которых проводится оценка варианта течения аденоматоза у каждого конкретного больного, являются характер поражения толстой кишки полипами, возраст возникновения рака и характерных жалоб.

При агрессивном варианте течения заболевания оно проявляется в первой декаде жизни, сопровождается появлением во всех отделах толстой кишки нескольких тысяч аденоматозных полипов на фоне глубоких метаболических нарушений, а злокачественная трансформация их наступает на 2-й — в начале 3-й декадах жизни (79, 118, 208).

При так называемом классическом варианте аденоматоза его клинические проявления возникают в период полового созревания, то есть к 14 — 16 годам, а рак развивается в 3 — 4-й декадах жизни (126, 157).

Кроме того, существовавший ранее однозначный подход к установлению диагноза семейного аденоматоза при наличии более 100 колоректальных полипов был отвергнут в связи с выделением так называемой ослабленной формы заболевания с наличием мутации в АРС-гене, при которой число полипов, локализующихся, как правило, в правых отделах ободочной кишки, может быть менее ста, а развитие рака наступает на 5−6-й декадах жизни (85, 86, 124, 126, 140, 179, 182, 188).

Выделение этих форм течения семейного аденоматоза толстой кишки способствует дифференцированному подходу к лечению каждого больного в зависимости от варианта развития болезни.

В связи с высокой склонностью полипов к малигнизации в различные периоды жизни больных, а также вероятностью развития метаболических нарушений, необходимость хирургического лечения семейного аденоматоза толстой кишки не подвергается сомнению (1, 2, 32, 60, 63, 122, 136, 164, 169, 175), однако оптимальный возраст выполнения оперативного вмешательства в зависимости от варианта развития болезни у каждого конкретного больного не определен.

Дальнейшими исследованиями было установлено, что существует определенная зависимость между локализацией мутации в АРС-гене и ее фенотипическим проявлением (56, 65, 72, 74, 81, 83, 141, 152, 160, 167, 182, 190, 192, 200), в виде того или иного варианта течения болезни. Выявление этих закономерностей в виде генотип-фенотипических корреляций должно являться значительным подспорьем в разработке факторов прогноза развития аденоматоза у больных и определении их индивидуальной лечебной тактики.

В отечественной литературе отсутствуют сведения как о выделении различных вариантов течения семейного аденоматоза толстой кишки, так и о возможных причинах такого полиморфизма. Нет сведений о практическом использовании клинико-генетических зависимостей при семейном аденоматозе толстой кишки в оценке тяжести течения заболевания и определении индивидуальных сроков хирургического лечения.

В различных же зарубежных публикациях существуют противоречивые взгляды на роль молекулярно-генетических исследований в диагностике и выборе тактики лечения больных семейным аденоматозом толстой кишки.

Исходя из этого, нами была сформулирована следующая цель и задачи работы.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования явилось улучшение ранней диагностики и результатов хирургического лечения больных семейным аденоматозом толстой кишки.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Выявить формы семейного аденоматоза толстой кишки на основании изучения основных клинических проявлений заболевания.

2. Совместно с Медико-генетическим научным центром МЗ РФ разработать методику выявления мутаций в АРС-гене у больных семейным аденоматозом толстой кишки.

3. Провести генетическое тестирование больных с различными формами заболевания и выявить генетические особенности, присущие каждому из клинических вариантов семейного аденоматоза.

4. Создать систему комплексной диагностики семейного аденоматоза толстой кишки на основании выявления мутации, определения ее местонахождения в АРС-гене и клинико-инструментальных обследований.

5. Разработать индивидуальную лечебную тактику, в зависимости от клинических и генетических особенностей различных форм семейного аденоматоза.

6. На основании клинико-генетических особенностей заболевания разработать принципы мониторинга больных, страдающих аденоматозом толстой кишки.

Для решения этих задач в ФГУ ГНЦ колопроктологии Росздрава с 2000 по 2006 г. совместно с Медико-генетическим научным центром РАМН проведено молекулярно-генетическое исследование у 85 из 235 человек, находящихся в регистре семейного аденоматоза. При этом у пациентов производился забор крови из периферической вены с последующим выделением и исследованием ядерной ДНК. Условием для генетического тестирования являлось лишь согласие больного для проведения этого исследования.

В эту группу вошли 62 больных с ранее установленным диагнозом семейного аденоматоза толстой кишки, являющихся пробандами, и 23 активно вызванных для обследования членов их семей.

Научная новизна.

1. Впервые на значительном числе наблюдений, проведя анализ клинических проявлений заболевания, выделены три клинические формы семейного аденоматоза толстой кишки: классическая, тяжелая и ослабленная.

2. Проведенные молекулярно-генетические исследования позволили установить частоту выявления мутаций в АРС-гене, детализировать места их наиболее частой локализации, определить наиболее распространенный тип этих мутаций.

3. Выявлена закономерность в идентичности локализации и типа мутации в АРС-гене у всех членов в одной семье, унаследовавших семейный аденоматоз толстой кишки.

4. Доказана эффективность молекулярно-генетических исследований в скрининге, мониторинге и выборе метода лечения больных семейным аденоматозом толстой кишки.

5. Установлены клинико-генетические корреляции при различных клинических формах семейного аденоматоза толстой кишки и определена их роль в разработке факторов прогноза течения заболевания и выборе индивидуальной лечебной тактики.

Практическая значимость работы 1. Выделение различных по своему клиническому течению форм семейного аденоматоза толстой кишки способствовало дифференцированному подходу к лечению больных в зависимости от варианта развития болезни.

2. Проведение молекулярно-генетических исследований способствовало ранней диагностике семейного аденоматоза и привело к снижению числа больных с развившимся раком толстой кишки на момент установления диагноза с 29% в группе пробандов до отсутствия таких пациентов среди их активно вызванных для генетического обследованния родственников.

3. Разработан алгоритм скрининга в семьях больных аденоматозом с использованием молекулярно-генетических методик, способствующий выявлению заболевания на доклинической стадии, а также позволяющий включать либо исключать из дальнейшего наблюдения пациентов, унаследовавших или не унаследовавших мутацию в АРС-гене.

4. Выявленные закономерности идентичного расположения мутации в АРС-гене у членов одной семьи позволили облегчить, а также ускорить проведение генетических исследований среди кровных родственников.

5. На основании выявленных клинико-генетических корреляций разработаны факторы прогноза течения заболевания у каждого конкретного больного, что способствовало определению индивидуальной лечебной тактики и сроков хирургического вмешательства.

6. Современный подход к обследованию и лечению больных семейным аденоматозом с учетом его наследственного характера и проведение клинико-генетического тестирования привели к улучшению результатов хирургического лечения больных за счет ранней диагностики заболевания и определения индивидуальных сроков оперативного вмешательства.

Положения, выносимые на защиту.

1. Семейный аденоматоз толстой кишки по своему клиническому течению не является однородным заболеванием и проявляется тремя формами: классической, тяжелой и ослабленной.

2. Выбор лечебной тактики у больных семейным аденоматозом должен быть строго индивидуален в зависимости от клинической формы течения болезни у каждого конкретного больного.

3. Изучение семейных связей позволяет составить и определить круг лиц, имеющих высокий риск развития семейного аденоматоза, но не позволяет исключить из дальнейшего наблюдения родственников, не унаследовавших характерную мутацию и, следовательно, являющихся здоровыми людьми.

4. Молекулярно-генетические исследования являются эффективным методом диагностики семейного аденоматоза толстой кишки, позволяющим как выявлять заболевание на доклинической стадии, так и исключать из дальнейшего мониторинга лиц, не унаследовавших характерную мутацию и являющихся здоровыми людьми.

5. Существует определенная зависимость между вариантами течения семейного аденоматоза толстой кишки и расположением мутаций в АРС-гене.

6. Выявленные клинико-генетические корреляции являются факторами прогноза развития заболевания, на основании которых должна определяться индивидуальная лечебная тактика, в том числе сроки хирургического вмешательства.

Результаты работы обсуждены на научных конференциях ФГУ ГНЦ колопроктологии Росздрава в 2002, 2003, 2004 гг., на 5-м Всероссийском съезде онкологов в г. Казани — 2000 г., на симпозиуме по аденоматозному полипозу, проходившему в 2000 г. в ГНЦК, на 1-м съезде колопроктологов России с международным участием в Москве — ноябрь 2003 г., на Всероссийской научно-практической конференции «Современные достижения клинической генетики» в Москве — 2003 г., на 9-ом Европейском конгрессе колопроктологов в Афинах — май 2003 г., на 1-м Учредительном съезде колопроктологов Украины с международным участием в Киевеноябрь 2003 г., на Всероссийском форуме «Изделия медицинского назначения и медицинской техники» в Москве — апрель 2004 г., на 3-м съезде онкологов и радиологов СНГ в Минске — май 2004 г., на научной конференции молодых ученых в Москве — май 2004 г., на научной конференции с международным участием, посвященной 40-летию Государственного научного центра колопроктологии в Москве, — февраль 2005.

Структура и объем диссертации

Диссертация построена по классическому типу, изложена на 126 страницах машинописи, состоит из 4 глав, введения, выводов, практических рекомендациях и указателя литературы, содержащего сведения о публикациях 38 отечественных и 172 иностранных авторов. Работа иллюстрирована 20 рисунками и фотографиями.

Выражаю глубокую благодарность директору ФГУ ГНЦ колопроктологии Росздрава, академику РАМН, профессору Воробьеву Геннадию Ивановичу за предоставленную возможность выполнения данного исследования в стенах этого научно-исследовательского учреждения.

Выражаю также искреннюю признательность за постоянное участие и поддержку в работе своему научному руководителю — заведующему 1-м хирургическим отделением ФГУ ГНЦ колопроктологии Росздрава, доктору медицинских наук Кузьминову Александру Михайловичу. Искренне благодарен доктору биологических наук, профессору Карпухину Александру Васильевичу за неоценимую помощь в проведении генетических исследований на базе Медико-генетического научного центра РАМН, а также коллективу 1 -го хирургического отделения ФГУ ГНЦ колопроктологии Росздрава за постоянную помощь и поддержку. Приношу благодарность всем моим коллегам, проявившим интерес и оказавшим помощь при выполнении настоящей работы.

ВЫВОДЫ.

1. Проведенный анализ клинических проявлений семейного аденоматоза толстой кишки позволил нам установить неоднородность этого заболевания и выделить три варианта его развития: 1. Классическую форму. 2. Тяжелую форму. 3. Ослабленную форму.

2. Методами, позволяющими выявлять и локализовать характерные для семейного аденоматоза толстой кишки мутации в АРС-гене, является электрофоретическая миграция маленьких фрагментов здоровой и мутантной ДНК (SSCA) с последующим ДНК-сиквенированием.

3. Различные по своему клиническому течению формы семейного аденоматоза толстой кишки обусловлены мутациями, располагающимися в определенных интервалах АРС-гена: для классической формы характерны мутации, занимающие интервалы кодонов 437 — 1249 и 1465 — 1596, для тяжелой — 1250 — 1464, для ослабленной — 0 — 436 и 1597 — 2843.

4. Генетический скрининг в семьях больных семейным аденоматозом является методом ранней диагностики заболевания на доклинической стадии, а выявление характерных для аденоматоза мутаций служит абсолютным показанием для проведения эндоскопического обследования больного.

5. Лечебная тактика при семейном аденоматозе толстой кишки зависит от формы течения заболевания, обусловленной определенной локализацией мутации в различных интервалах АРС-гена и должна базироваться на комплексных сведениях с привлечением данных генетических исследований, клинико-инструментальном обследовании и индивидуальном подходе к каждому конкретному больному.

6. Выявление мутации в АРС-гене у родственников пробанда, имеющего сходную мутацию, позволяет считать их больными семейным аденоматозом и требует включения всех этих членов семей в систему дальнейшего мониторинга, даже при отсутствии полипов в толстой кишкеотсутствие же поломки в АРС-гене у родственников в подобных семьях позволяет считать их здоровыми людьми, не нуждающимися в дальнейшем наблюдении.

7. При отсутствии у пробанда характерной мутации в АРС-гене все его кровные родственники находятся в группе риска развития заболевания и нуждаются в пожизненном мониторинге.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Наследственный характер семейного аденоматоза настоятельно диктует необходимость обобщения сведений о больных и их родственниках в едином аденоматозном регистре.

2. Все кровные родственники больных аденоматозом наряду с клинико-инструментальными обследованиями подлежат генетическому тестированию как можно в более раннем возрасте.

3. В случае обнаружения мутации у родственников пробанда, имеющего аналогичную мутацию, этот индивид, даже при отсутствии полипов толстой кишки на момент обследования, должен считаться больным семейным аденоматозом и быть включенным в систему мониторинга. При отсутствии мутации у родственника пробанда с мутацией этот член семьи считается здоровым человеком и может быть исключен из дальнейшего мониторинга.

4. В семьях больных аденоматозом с неустановленной мутацией все кровные родственники относятся к группе риска и требуют пожизненного проведения инструментальных обследований — колонои гастроскопии.

5. Для определения факторов прогноза течения заболевания и выбора индивидуальной лечебной тактики у каждого конкретного больного необходимо определение формы аденоматоза, который может развиваться в классической, тяжелой или ослабленной формах.

6. Базируясь на данных генетического исследования, позволяющих поставить диагноз на ранних стадиях развития семейного аденоматоза, хирургическое лечение целесообразно предпринимать до развития рака и тотального поражения толстой кишки полипами, что способствует увеличению числа органосберегающих операций с сохранением анальной дефекации и предупреждает гибель оперированных больных в отдаленные сроки от генерализации злокачественного процесса.

1. Ю.В. Обширные резекции толстой кишки. Киев, Здоровье, 1990.
  2. Ю.В., Войтенко А. А., Корсуновский А. П. О хирургическом лечении диффузного полипоза толстой кишки // Вестник хирургии им. Грекова, 1985, Т. 134, № 5. С. 62−66.
  3. Г. И. Основы колопроктологии: Учебное пособие. М., Медицина, 2001.
  4. Дё С. Е. Хирургическое лечение диффузного полипоза. М., Здравоохранение Киргизии, 1986. № 6. С.10−11.
  5. Д.К. Результаты хирургического лечения диффузного полипоза толстой кишки: Дисс. канд. мед. наук. М., 1980.
  6. Ким С. Д. Летальность при хирургическом лечении диффузного полипоза толстой кишки // В кн.: Проблемы проктологии. Вып. 8. М., 1987. С. 90−93.
  7. A.M. Субтотальная резекция ободочной кишки с брюшно-анальной резекцией прямой и низведением правых отделов в анальный канал при хирургическом лечении диффузного полипоза толстой кишки: Дисс. канд. мед. наук. -М., 1983.
  8. A.M., Чубаров Ю. Ю., Обухов В. К., Сачков И.Ю.: В сб. Амбулаторная диагностика диффузного полипоза толстой кишки // Материалы V Всероссийского съезда онкологов «Высокие технологии в онкологии». Т. 1. Казань. С. 325−327.
  9. В.И. Сочетание диффузного полипоза толстой кишки и десмоида брыжейки тонкой кишки // В кн.: Труды Ленинградского научного общества патологоанатомов. Вып. 14. Л., 1973. С. 162−164.
  10. А.И. Детская колопроктология: Руководство для врачей. Медицина, 1990. С. 253−263.
  11. К.В., Кузнецов С. М., Лужнов Н. П. Выбор метода операции при полипозе толстой кишки: В кн. Актуальные вопросы реконструктивной и восстановительной хирургии. Ч. 2. Иркутск, 1989. С. 252.
  12. Г. С. Обоснование необходимости хирургического лечения и выбор способа операции при диффузном полипозе толстой кишки: Дисс. канд. мед. наук. — М., 1979.
  13. A.M. Хирургическое лечение диффузного полипоза толстой кишки: Дисс. докт. мед. наук. — М., 1981.
  14. A.M. Выбор метода операции при хирургическом лечении диффузного полипоза толстой кишки // Хирургия. 1983. № 3. С. 67−70.
  15. A.M., Баранов О. Н., Якушин А. В., Богомазов A.M. Результаты лечения больных диффузным полипозом толстой кишки с применением мукозэктомии прямой кишки // В кн.: Проблемы проктологии. Вып. 10. М., 1989. С. 113−117.
  16. A.M., Кузьминов A.M. Лечение десмоидных фибром у больных диффузным полипозом толстой кишки: В кн. Проблемы проктологии. — Вып. 7. -М., 1986. С. 96−98.
  17. A.M., Леонов О. А., Михайлянц Г. С., Камаева Д. К., Ким С.Д. Осложнения в отдаленные сроки после операции по поводу диффузного полипоза толстой кишки // Хирургия. 1979. № 10. С. 88−93.
  18. A.M., Михайлянц Г. С., Баранов О. Н., Кузьминов А. М., Бондарев Ю. А., Бунин A.M., Якушин А. В., Ким С.Д., Камаева Д. К. Опыт и перспективы хирургического лечения диффузного полипоза толстой кишки // Хирургия. — 1987, № 4.-С. 67−71.
  19. A.M., Михайлянц Г. С., Баранов О. Н., Кузьминов A.M., Бондарев Ю. А. Бучин А.М. Диффузный полипоз толстой кишки проблема клинической онкологии // Тезисы докладов. IV Всесоюзный съезд онкологов. — Л., 1986. — С. 327−328.
  20. A.M., Михайлянц Г. С., Благодарный Л. А., Якушин А. В., Бучин A.M. О значении синдрома Гарднера при хирургическом лечении диффузного полипоза толстой кишки// Хирургия. 1986. № 1. С. 60−64.
  21. A.M., Михайлянц Г. С., Ким С.Д. Анализ осложнений и летальных исходов при радикальном хирургическом лечении диффузного полипоза толстой кишки // Вестник хирургии им. Грекова, 1984. Т. 132. № 4. С. 46−50.
  22. А.М., Михайлянц Г. С., Нычкин С. Г., Богомазов A.M. Хирургическое лечение диффузного полипоза толстой кишки // В кн.: Актуальные вопросы реконструктивной и восстановительной хирургии. Ч. 2. Тезисы итоговых работ. -Иркутск. 1989.-С. 251.
  23. A.M., Чубаров Ю. Ю., Сачков И. Ю. Клинико-генетические аспекты диффузного полипоза толстой кишки: Сб. «Проблемы колопроктологии». Выпуск 15.- 1996. С. 211.
  24. A.M., Чубаров Ю. Ю., Сачков И. Ю. Оценка эффективности создания регистра диффузного полипоза толстой кишки // Российский журнал Гастроэнтерологи. -М., 1999.
  25. B.JI. Диффузный полипоз прямой и толстой кишки (иммунологическое исследование, классификация, клиника, хирургическое лечение): Дисс. док. мед. наук. -М., 1966.
  26. Ривкин B. JL, Иноятов И. М., Славин Ю. М., Людоговская JI.A. Полипы и диффузный полипоз прямой и толстой кишки. М., 1969.
  27. Ривкин B. JL, Никитин A.M. Диффузный семейный полипоз толстой кишки. Клиническая медицина. 1985, № 2. С. 106−106.
  28. Е.Н. Клиника, диагностика и лечение ювенильного диффузного полипоза толстой кишки. Дисс. канд. мед. наук. М., 1984.
  29. Е.Н., Маркова В. В. Хирургическое лечение ювенильного диффузного полипоза толстой кишки: В кн. Проблемы проктологии Вып. 4. М., 1983. С. 92−94.
  30. В.Д. Лечебная тактика при диффузном полипозе толстой кишки (По поводу статьи проф. A.M. Аминева) // Хирургия. 1983. № 2. С. 76−80.
  31. В.Д., Дульцев Ю. В. Проктология. М., 1984. С. 281−298.
  32. В.Д., Никитин A.M. Диффузный полипоз толстой кишки. М., Медицина, 1985. С. 192.
  33. В.Д., Никитин А. М., Протасевич А. А., Мушникова В. Н., Камаева Д. К. Анализ результатов хирургического лечения диффузного полипоза толстой кишки // В кн.: О болезнях прямой и ободочной кишки. Вып. 7. — М., 1975. С. 112−118.
  34. В.Д., Никитин А. М., Семиошин Е. Н., Бучин A.M., Маркова Е. В. Хирургическое лечение ювенильного диффузного полипоза толстой кишки. Советская медицина. 1983. № 10. С. 93−96.
  35. В.И. Хирургия ободочной кишки. М., 1988. С. 95−113.
  36. А.В. Анализ трудоспособности больных, оперированных по поводу диффузного полипоза толстой кишки // В кн.: Проблемы проктологии. Вып. 8. — М., 1987. С. 96−101.
  37. Aim Т. Surgical treatment of hereditary adenomatosis of the colon and rectum in Sweden during the last 20 years. Ada Chirurgica Scandinavica. 1975, v. 141, N. 3, p. 218−237.
  38. Armitage N.C.M. Intervention studies in adenoma patients. World J. Surg., 1991, v. 15, p. 29−34.
  39. Ballo M.T., Zagars G.K., Pollack A., et al. Desmoid tumor: prognostic factors and outcome after surgery, radiation therapy, or combined surgery and radiation therapy. J. Clin. Oncol. 1999- v. 17, p. 158−67.
  40. Behrends J., Jerchow B.A., Wurtele M., et al. Functional interaction of an axon homolog, conductin, with b-catenin, APC, and GSK3b. Science 1998- v. 280, p. 596−599.
  41. Beroud C., Collod-Beroud G., Boileau C., Soussi Т., Junien C. (2000). UMD (Universal mutation database): a generic software to build and analyze locus-specific databases. Hum. Mutat., v. 15, p. 86−94.
  42. M.L., Fenger K., Bulow S., Niebuhr E., Mohr J. (1994). Familial adenomatous polyposis (FAP): frequency, penetrance, and mutation rate. Hum Mutat, v. 3, p. 121−5.
  43. Bodmer W.F., Bailey C.J., Bodmer J. Localization of the gene for familial adenomatous polyposis on chromosome 5″. Nature 1987- v. 328, p. 614−6.
  44. Brensinger J.D., Laken S.J., Luce M.C., et al. Variable phenotype of familial adenomatous polyposis in pedigrees with 3' mutation in the APC gene. Gut 1998- v. 43, p. 548−52.
  45. Brett M.C.A., Hershman M.J., Glazer G. (1994). Other manifestations of familial adenomatous polyposis. In: Phillips FSK.
  46. Bulow S. Diagnosis of familial adenomatous polyposis. World J, Surg, 1991- v. 15, p. 41−46.
  47. Bulow S. Familial polyposis. Danish Medical Bulletin 1987, v. 34, p. 1−15.
  48. Bulow S. Clinical features in familial polyposis coli: results of the Danish Polyposis Register. Dis. Colon Rectum 1986- v. 29, p. 102−107.
  49. Bulow S., Bulow C., Nielsen T.F. Centralized registrations, prophylactic examination, and treatment results in improved prognosis in FAP: results from Danish Polyposis Register. Scand. J. Gastroenterol. 1995, v.30, p. 989−93.
  50. Bulow S., Bum J., Neal K., et al. The establishment of a polyposis register. J. Colorect. Dis. 1993- v. 8, p. 34−38.
  51. Bulow S., Faurschou Nielsen T. (1996). The incidence rate of familial adenomatous polyposis. Results from the Danish Polyposis Register. Int. J. Colorectal Dis. v. 11, p. 8891.
  52. Bulow S., Svedsen L.B. Metachronous colorectal carcinoma. Br. J. Surg. 1990, v. 77, p. 502−505.
  53. Bunyan D.J., Shea-Simonds J., Reck A.C., et al. Genotype-phenotype correlations of new causative APC gene mutations in patients with familial adenomatous polyposis. J. Med. Genet. 1995- v. 32, p. 728−731.
  54. R.W. (2000). Colon cancer screening. Gastroenterology, v. 119, p. 837−53.
  55. Burt R.W., Ward K., Spirio L., et al (1992). Accurate identification of familial, adenomatous polyposis coli using newly developed genetic markers. Gastroenterology, v. 102, p. A347.
  56. Bussey H.J. Familial polyposis coli. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1975.
  57. Bussey H.J.R. Familial polyposis coli: Family studies, hys-topathology, differential diagnosis and results of treatment. Baltimore. 1975. The John Hopkins University Press.
  58. Bussey H.J.R. Historical developments of familial polyposis coli. Seminars in surgical oncology, 1987, v. 3, N.2, p. 67 70.
  59. Campbell W.J., Spence R.A.J., Parks T.G. Familial adenomatous polyposis. Br. J. Surg. 1994- v. 81, p. 1722- 1733.
  60. Caspari R., Friedl W., Mandl M., et al. Familial adenomatous polyposis: mutation at codon 1309 and early onset of colon cancer. Lancet 1994- v. 343, p. 629−32.
  61. Caspari R., Olschwang S., Friedl W., et al. Familial adenomatous polyposis: desmoid tumours and lack of ophthalmic lesions (CHRPE) associated with APC mutations beyond codon 1444. Hum. Mol. Genet. 1995- v. 4, p. 337−40.
  62. Church J.M. Anatomy of a gene: functional correlations of APC mutation. Semin. Colon Rectal Surg. 1998- v. 9, p. 49−52.
  63. Cocayne E.A. Heredity in relation to cancer. Cancer Rev. 1927, v. 2, p. 337−347.
  64. Corvisart L. Hypertrofie partielle de la muquese intestinale. Bull. Soc. Anat., 1847, v. 22, p. 400, Cited in 39.
  65. Couture J., Mitri A., Lagace R., et al. A gennline mutation at the extreme 3' end of the APC gene results in a severe desmoid phenotype and is associated with overexpression of beta-catenin in the desmoid tumor. Clin. Genet. 2000- v. 57, p. 205−12.
  66. D.M., Moore R.D., Brensinger J.D., Petersen G.M., Bass E.B., Giardiello F.M. (1998). Cost analysis of alternative approaches to colorectal screening in familial adenomatous polyposis. Gastroenterology, v. 114, p. 893−901.
  67. Curia M.C., Esposito O.L., Aceto G., et al. Transcript dosage effect in familial adenomatous polyposis: model offered by two kindreds with exon 9 APC gene mutations. Hum Mutat 1998- v. 11, p. 197−201.
  68. Davics D.R., Armstrong J.G., Thakker N., et al. Severe Gardner syndrome in families with mutations restricted to a specific region of 13.06.01. MD Consult Journal Article dp. 141 «15 the APC gene». Am. J. Hum. Genet. 1995- v. 57, p. 1151−1158.
  69. Dobbie Z., Spycher M., Hurliman R., et al. Mutational analysis of the first 14 exons of the adenomatous polyposis coli (APC) gene. Eur. J. Cancer 1994- v. 11, p. 1709−13.
  70. Dobbie Z., Spycher M., Mary J.L., et al. Correlation between the development of extracolonic manifestations in FAP patients and mutations beyond codon 1403 the APC gene. J. Med. Genet. 1996- v. 33, p. 274−280.
  71. Duckes C.E. The hereditary factor in polyposis intestini or multiple adenomata. Cancer Rev. 1930, v. 5, p. 241−56.
  72. Eccles D.M., van der Luijt R., Breukel C. s et al. Hereditary desmoid disease due to a frameshift mutation at codon 1924 of the APC gene. Am. J. Hum. Genet. 1996- v 59, p. 1193−201.
  73. Ficari F., Cama A., Valanzano R., et al. APC gene mutations and colorectal adenomatosis in familial adenomatous polyposis. Br. J. Cancer 2000- v. 82, p. 348−53.
  74. Foulkes W.O. A tale of four syndromes: familial adenomatous polyposis, Gardner syndrome, attenuated APC and Turcot syndrome. Q. J. Med. 1995, v.88, p. 853−63.
  75. Fresciuttini S., Gismondi V., Scarsello E., et al. Different expressivity of two adjacent mutations of the APC gene. Tumori. 1999- v. 85, p. 28−31.
  76. Gardner E.J. and Richards R.C. (1953). Multiple cutaneous and subcutaneous lesions occurring simultaneously with hereditary polyposis and ostemoatosis. Am. J. Hum. Genet., v. 5, p. 139−47.
  77. Gayther S.A., Wells D., SenGupta S.B., et al. Regionally clustered APC mutations are associated with a severe phenotype and occur at high frequency in new mutation cases of adenomatous polyposis coli. Hum. Mol. Genet. 1994- v. 3, p. 53−56.
  78. Gebert J.F., Dupon C., Kadmon M., et al. Combined molecular and clinical approaches for the identification of families with familial adenomatous polyposis coli. Ann. Surg. 1999- v. 229, p. 350−61.
  79. Gerald S. Hernegger, Harvey G. Moore, Jose G. Guillem. Attenuatted Familial Adenomatous Polyposis. An Evolving and Poorly Understood Entity. Dis. Colon Rectum 2002- v. 45, p. 127−136.
  80. F.M., Brensinger J.D., Petersen G.M. (2001). AGA technical review on hereditary colorectal cancer and genetic testing. Gastroenterology, v. 121, p. 198−213.
  81. Giardiello F.M., Brensinger J.D., Tersmette A.C., Goodman S.N., Petersen G.M., Booker S.V., Cruz-Correa M., Offerhaus J.A.(2000). Very high risk of cancer in familial Peutz-Jeghers syndrome. Gastroenterology, v. 119, p. 1447−53.
  82. Giardiello F.M., Brensinger J.O., Luce M.C., et al. Phenotypic expression of disease in families that have mutations in the 5' region of the adenomatous polyposis coli gene. Ann. Intern. Med. 1997- v. 126, p. 514−519.
  83. Giardiello F.M., Krush A.J., Petersen G.M., et al. Phenotypic variability of familial adenoma tous polyposis in 11 unrelated families with identical APC gene mutations. Gastroenterology 1994- v. 106, p. 1542−1547.
  84. Groden J., Gelbert L., Thliveris A., et al. Mutational analysis of patients with adenmatous polyposis: identical inactivating mutations in unrelated individuals. Am. J. Hum. Genet. 1993- v.52,p. 263−272.
  85. Groden J., Thliveris A., Samowitz W., et al. Identification and characterization of the familial adenomatous polyposis coli gene. Cell 1991, v. 66, p. 589−600.
  86. Grosfeld J.L., West K.W. Generalised juvenile polyposis. Arch. Surg. 1986, v.121, p. 530 534.
  87. Guillem J.G., Smith A.J., Calle J.P., Ruo L. Gastrointestinal polyposis syndromes. Curr. Probl. Surg. 1999, v. 36, p. 217−323.
  88. Handford H. Dissiminated polypi of the large intestine becoming malignant- strictures of the rectum and of the splenic flexure of the colon. Trans Pathol. Soc. London 1890, v. 41, p. 133−7.
  89. Harned R.K., Buck J.L., Olmsted W.W. Extracolonik manifestation of the familial adenomatous polyposis syndrome. A.J.R., 1991, v. 156, p. 481−485.
  90. Heimann T.M., Bolnic K. Results of surgical treatment for Familial Polyposis coli. Am. J. Surg. 1986, v. 152, p. 276−278.
  91. Heinimann K., Mullhaupt В., Weher W., et al. Phenotypic differences in familial adenomatous polyposis based on APC gene mutation status. Gut 1998- v. 43, p. 675−9.
  92. I., Luostarinen Т., Jarvinen H.J. (2000). Impact of screening examinations on survival in familial adenomatous polyposis. Scand. J. Gastroenterol., v. 35, p. 1284−7.
  93. Herrera L. et al. Am. J. Med. Genet. 1986, v 25, p.473−476.
  94. Horrileno E.G. Polyps of the rectum and colon in children. Cancer 1957, v. 72, p. 1210−20.
  95. Howe J.R., Guillem J.G. The genetics of colorectal cancer. Surg. Clin. North. Am. 1997- v. 77, p. 175−95.
  96. Hubbard T.B. Familial polyposis of the colon: the fate of the retained rectum after colectomy in children. The American Surgeon, 1957, v. 23, N. 6, p. 577 586.
  97. J.P. Lockart-Mummery, Dukes C.E. Familial Adenomatosis of the colon and rectum: its relationship to cancer. Lancet 1939,1:586−9.
  98. J.P. Lockart-Mummery. Cancer and heredity. Lancet 1925,1:427−429.
  99. Jarvinen H., Fransilla K.O. Familial juvenile polyposis coli increased risk of colorectal cancer. Gut. 1984, v. 25, p. 792−800.
  100. Jarvinen H.J.(1992). Epidemiology of familial adenomatous polyposis in Finland: impact of family screening on the colorectal cancer rate and survival. Gut, v. 33, p. 357−60.
  101. Jass J.R., Williams C.B., Bussey H.J.R., Morson B.C. Juvenile polyposis a precancerous condition. Histopatology 1988, v. 13, p. 619−30.
  102. Jegers H. Generalised intestinal polyposis and melanin spots of the oral mucosa, lips and digits. New. Engl. J. Med., 1949, v. 241, p. 993−1005.
  103. Johannes F. Gebert, Cecile Dupon B.S., Martina Kadmon. Molecular and clinical achievements in identification of families with FAP. Annals of Surgery 1999, v. 229, n. 3, p.41−48.
  104. Jones I.T., Jagelman D.G., Fazio V.W., et al. Desmoid tumors in familial polyposis coli. Ann. Surg. 1986- v. 204, p. 94−7.
  105. Joslyn G., Carlson M., Thliveris A., et al. Identification of deletion mutations and three new genes at the familial polyposis locus. Cell 1991, v. 66, p. 601−613.
  106. Kay Neale, Sheila Ritchie, James P. S. Thomson. Screening of Offspring of Patients with Familial Adenomatous Polyposis. The St. Marks Hospital Polyposis Register Experience Familial Adenomatous Polyposis, Alan R. Liss, Inc., 1990, p. 61−66.
  107. Kinzler K.W., Vogelstein B. Lessons from hereditary colorectal cancer. Cell, 1996, v. 87, p. 159−70.
  108. Kinzler K.W., Nilbert M.C., Su L.K., Vogelstein В., Bryan T.M., Levy D.B., Smith K.J., Preisinger A.C., Hedge P., McKechnie D., et al (1991). Identification of FAP locus genes from chromosome 5q21. Science, v. 253, p. 661−5.
  109. Landis S.H., Murray Т., Bolden S, Wingo P.A. Cancer statistics, 1998. С A Cancer J. Clin. 1998, v. 48, p. 6−29.
  110. Leppert M., Burt R., Hughes J.P. Genetic analysis of an inherited predisposition to colon cancer in a family with a variable number of adenomatous polyps. N. Engl. J. Med. 1990, v. 322, p. 904−908.
  111. Linos D.A., Dozois R.R., Judd E.S., Dahlin D.S. Does Peutz-Jegers syndrome predispose to gastrointestinal malignancy? A later look. Arch. Surg. 1981, v. 116, p. 1182−4.
  112. Lockhart-Mummery H.E., Dukes C.E., Byssey H.J.R. The surgical treatment of familial polyposis of the colon. Br. J. Surg. 1956, v. 43, p. 476−81.
  113. Longo W.E., Touloukian R.J., West A.B. Malignant potential of juvenile polyposis coli: report of a case and a review of the literature. Dis Colon Rectum 1990, v.33, p. 980−4.
  114. Lynch H.T., Smyrk T.C. Classification of familial adenomatous polyposis: a diagnostic nightmare editorial. Am. J. Hum. Genet. 1998- v. 62, p. 1288−9.
  115. Lynch H.T., Smyrk T.C., Lanspa S.J. Upper gastrointestinal manifestation in families with hereditary flat adenoma syndrome. Cancer 1993, v. 71, p. 2709−2714.
  116. Lynch H.T., Smyrk T.C., Mc. Ginn. Attenuated familial adenomatous polyposis coli. A phenotypically and genotypically distinctive variant of FAP. Cancer 1995, v. 76, p. 24 472 433.
  117. Lynch H.T., Watson P. AFAP: variety is the spice of life. Gut 1998- v. 43, p. 451−2.
  118. Matsubara N., Lsozaki H., Tanaka N. The farthest 3' distal end APC mutation identified in attenuated adenomatous polyposis coli with extracolonic manifestations. Dis. Colon Rectum 2000-v. 43, p. 720−1.
  119. Maurizio Ponz de Leon, Liliana Varesco, Piero Benatti. Phenotype-Genotype Correlation in an extended family with adenomatosis coli and unusual APC Gene Mutation. Dis. Colon Rectum 2001- v. 44, p. 1597−1604.
  120. Mc. Donald, F.D.G Morton. Predictive diagnosis of FAP with linked DNA markers: a population based study. Brit. Med. J. 1992, v. 304, p. 869−872.
  121. Mc.Coll I., Bussey H.J.R, Veale A.M.C., Morson B.C. Juvenile polyposis coli. Proc. Roy. Soc. Med. 1964, v.51, p. 896−897.
  122. Mclaughlin J.R., Fields A.L., Levy I, et al. National Cancer Institute of Canada: Canadian Cancer Statistics, 1999. Toronto: National Cancer Institute of Canada, 1999.
  123. Menzelio D. De excrescentiis verrucoso cristosis copiose in intestines crassis dysenteriam passi observantis, a DNO. Acta Medicorum Berolinensium in Incrementum Artis & Scientarium Digesta & Colecta 1721, v. 9, p. 68−71.
  124. Mestre J. The changing pattern of juvenile polyposis. Am. J. Gastroenterol. 1986, v. 81, p. 312−14.
  125. Miyoshi Y., Ando H., Nagase H. et al. Germline mutations of the APC gene in 53 familial adenomatous polyposis patients. Proc. Natl. Acad. Sci. USA 1992- v. 89, p. 4452−4456.
  126. Moertel Ch.G., Hill J.R., Adson M.A. Management of multiple polyposis of the large bowel. Cancer. 1971, v. 28, N. l, p. 160- 164.
  127. Morson B.C. Some peculiarities in the histology of intestinal polyps. Dis Colon Rectum 1962, v. 5, p. 337−344.
  128. Moslein G., Kadmon M., Friedl W., Herfarth C. Restorative proctocolectomy with J-pouch ileoanal reservoir in young children with symptomatic familial adenomatous polyposis (FAP). Indication and outcome. Chirurgerie 1995- v. 66, p. 612−618.
  129. Munemitsu S., Souza В., Muller O. et al. The APC gene product associates with microtubules in vivo and promotes their assembly in vitro. Cancer Res. 1994- v. 54, p. 3676−3681.
  130. Muto Т., Kamiya J., Savada T. Small «flat adenoma» of the large bowel with special reference to its clinico-pathologic features. Dis. Colon Rectum 1985, v. 28, p. 847−851.
  131. Nagase H., Miyoshi Y., Horn A., et al. Screening for germline mutations in familial adenomatous polyposis patients: 61 new patients and a summary of 150 unrelated patients. Hum. Mut. 1992- v. l, p. 467−473.
  132. Y. (1997). Cleaning up on beta-catenin news. Nat Med, v. 3, p. 499−500.
  133. Nance F.C. Management strategies for familial adenomatous polyposis. Ann. Surg. 1993- v. 217, p. 99−100.
  134. Naylor E.W., Lebenthal E. Gardners syndrome: recent development in research and management. Dig. Dis. Sci. 1980- v. 25, p. 945−59.
  135. K.L., Whits R.L. (1997). Nuclear and cytoplasmic localizations of the adenomatous polyposis coli protein. Proc. Nat. Acad. Sci. USA, v. 94, p. 3034−9.
  136. Nishisho I., Nakamura Y., Miyoshi Y., et al. Mutations of chromosome 5q21 genes in FAP and colorectal cancer patients. Science 1991- v. 253, p. 665−669.
  137. I., Nakamura Y., Miyoshi Y., Miki Y., Ando H., Horii A., Koyama K., Utsunomiya J., Baba S., Hedge P. (1991). Mutations of chromosome 5q21 genes in FAP and colorectal cancer patients. Science, v. 253, p. 665−9.
  138. Nora Wong, Dana Lasco, Rogelio Rabelo. Genetic Counceling and Interpretation of Genetic Tests in FAP and Hereditary Nonpolyposis Colorectal Cancer. Dis. Colon and Rectum 2001, v. 44, p. 271−279.
  139. Olschwang S., Tiret A., Laurent-Puig P., Muleris M., Pare R., Thomas G.(1993). Restriction of ocular fundus lesions to a specific subgroup of APC mutations in adenomatous polyposis coli patients. Cell, v. 75, p. 959−68.
  140. Paul P., Leltcboer Т., Celbert L. et al. Identical APC exon 15 mutations result in a variable phenotype in familial adenomatous polyposis. Hum. Mol. Genet. 1993- v. 2, p. 925−931.
  141. Pedersen I.R., Hartvigsen A., Hansen B.F. Management of Peutz-Jeghers syndrome. Experience with patients from Danish Polyposis Register. Int. J. Colorectal Dis., 1994, v. 9, p. 177−179.
  142. Petersen G.M. Genetic testing and counseling in Familial Adenomatous Polyposis. Oncology, 1996, v. 10, p. 89−94.
  143. Petersen G.M. Knowledge of the adenomatous polyposis gene and its clinical application. Ann.Med.1994, v.26, p. 205−208.
  144. G.M., Slack J., Nakamura Y. (1991). Screening guidelines and premorbid diagnosis of familial adenomatous polyposis using linkage. Gastroenterology, v. 100, p. 1658−64.
  145. Phodes M., Charman P.D. The role of regional for FAP: Experience of the North Region. Brit. J. Surg. 1991, v. 78, p. 451−452.
  146. Pilarski R.T., Brothman A.R., Benn P., Shulman Rosengren S. Attenuated familial adenomatous polyposis in a man with an interstitial deletion of chromosome arm 5q. Am. J. Med. Genet. 1999- v. 86, p. 321−4.
  147. Ponz de Leon M., Benatti P., Percesepe A., et al. Clinical features and genotype-phenotype correlations in 41 Italian families with adenomatosis coli. Ital. J. Gastroenterol. Hepatol. 1999, v. 31, p. 850−60.
  148. Powell S.M., Petersen G.M., Krush A.J., et al. Molecular diagnosis of familial adenomatous polyposis. N. Engl. J. Med. 1993- v. 329, p. 1982−7.
  149. Rabelo R., Foulkes W., Gordon P.H., et al. Role of molecular diagnostic testing in familial adenomatous polyposis and hereditary nonpolyposis colorectal cancer families. Dis. Colon Rectum 2001- v. 44, p. 437−46.
  150. Rabelo R., Lasko D., Wong N., et al. The role of molecular testing in Familial Adenomatous Polyposis and hereditary nonpolyposis colorectal cancer families. Dis. Colon Rectum (in press).
  151. Rankin F.W. Total colectomy: its indication and technic. Ann. Surg. 1931, v. 94, p. 677 704.
  152. Rhodes M., Braclburn D.M. Overview of screening and management of familial adenomatous polyposis. Gut 1992- v. 33, p. 125−31.
  153. Rogerio Rabelo, William Foulkes. Role of molecular diagnostic testing in FAP and HNCC families. Dis. Colon Rectum 2001, v. 44, p. 437−446.
  154. Rozen P., Samuel Z., Shomrat R., et al. Notable intrafa-milial phenotypic variability in a kindred with familial adenomatous polyposis and an APC mutation in exon 9. Gut 1999, v. 45, p. 829−33.
  155. Rubinfeld В., Soula В., Albert I. et al. Association of the APC gene product with beta-catenin. Science 1993- v. 262, p. 1731−1734.
  156. Sarre R.G., Jagelman D.G. Colectomy with ileorectal anastomosis for familial adenomatous polyposis. Surgery 1987, v. 101, p. 20−6.
  157. Scott R.J., Froggatt N.J., Trembath R.C., Evans D.G., Hodgson S.V., Maher E.R. Familial infiltrative fibromatosis (desmoid tumours) (MIM135290) caused by a recurrent 3' APC gene mutation. Hum. Mol. Genet. 1996- v. 5, p. 1921−4.
  158. Scott R.J., van der Luijt R., Spycher M., et al. Novel germline APC gene mutation in a large familial adenomatous polyposis kindred displaying variable phenotypes. Gut 1995- v. 36, p. 731−736.
  159. Shepherd N.A., Bussey H.J.R., Jass J.R. Epithelial misplacement in Peutz-Jegers polyps: a diagnostic pitfall. Amer.J.Surg. Pathol. 1987, v. 11, p. 743−9.
  160. Shin I.M., Yu J., Vogelstein В., Kinzler K., W. The beta-catenin binding domain of adenomatous polyposis coli is sufficient for tumor suppression. Cancer Res 2000, v.60, p. 1671−1676.
  161. Slegal В., Dror Y., Slegal A. Surgical treatment of familial polyposis. American journal of Proctology, gastroenterology and colon and Rectal surgery. 1984, v. 35, N.8, p. 16 20.
  162. Slors J.F., den Hartog Jager F.C., Trum J.W. Long-term follow-up after colectomy and ileorectal anastomosis in Familial Adenomatous Polyposis. Hepatogastroenterology 1989, v. 36, p. 109−112.
  163. Smith K.J., Levy D.B., Maupin P., et al. Wild-type but not mutant APC associates with the microtubule cytoskeleton. Cancer Res. 1994- v. 54, p. 3672−3675.
  164. Smith-Ravin J., Pack K., Hodgson S., Tay S.K., Phillips R., Bodmer W. APC mutation associated with late onset of familial adenomatous polyposis. J. Med. Genet. 1994- v. 31, p. 888−90.
  165. Soravia C., Berk Т., MadlenskyL., etal. Genotype-phenotype correlations in attenuated adenomatous polyposis coli. Am. J. Hum. Gene. t 1998- v. 62, p. 1290−301.
  166. Spigelman A., Thomason J.P.S. Familial Adenomatous Polyposis and Other Polyposis Syndromes. Edward Arnold, London, p 146−149.
  167. Spirio L, Joslyn G, Nelson L, et al. АСА repeat 30−70 KB downstream from the adenomatous polyposis coli (APC) gene. Nucleic Acids Res 1991- v.19, p. 6348.
  168. Spirio L., Olschwang S., Groden J., Robertson M., Samowitz W., Joslyn G., Gelbert L., Thliveris A., Carlson M., Otterud В., et al (1993). Alleles of the APC gene: an attenuated form of familial polyposis. Cell, v. 75, p. 951−7.
  169. Spirio L., Otterud В., Stauffer D. Lineage of a variant or attenuated form of adenomatous polyposis coli to the adenomatous polyposis (APC) locus. Am. J. Hum. Genet. 1992, v. 51, p. 92−100.
  170. Su L.K. Vogelstein В., Kinzler K.W. Association of me APC tumor suppressor protein with catenins. Science 1993- v. 262, p. 1734−1737.
  171. Su L.K., Vogelstein В., Kinzler K.W., et al. Association of the AFC tumor suppressor protein with catenins. Science 1993, v. 262, p. 1734−1737.
  172. Sumner H.W., Wasserman N.F., Mc. Clain C. J. Giant hyperplastic polyposis of the colon. Dig. Dis. Sci., 1981, v. 26, p. 85−89.
  173. Ternent C.A., Lin K.M., Adams D.R. Attenuated familial adenomatous polyposis: characteristics and lifetime risk colorectal and periampullary cancer. Dis. Col. Rectum, (in press).
  174. Varesco L., Gismondi V., James R., et al. Identification of APC gene mutations in Italian adenomatous polyposis coli patients by PCR-SSCP analysis. Am. J. Hum. Genet. 1993- v. 52, p. 280−285.
  175. Varesco L., Gismondi V., Presciuttini S., et al. Mutation in a splice-donor site of the APC gene in a family with polyposis and late age of colonic cancer death. Hum.Genet. 1994- v. 93, p. 281−6.
  176. Vasen H.F.A., van der Luijt R.B., Slors J.F.M., et al. Molecular genetic tests as a guide to surgical management of familial adenomatous polyposis. Lancet 1996- v. 348, p. 433−435.
  177. Virchov R.L.Krankhaften Geschwulste, Berlin: A. Hirshwald, 1863, p. 243, cited in 8.
  178. Vorobyov G.I., Kuzminov A.V., Karpuhin A.V., Sachkov I.Y., Chubarov Y.Y., Obuchov V.K. Clinical and genetic parallels for Fap. 9th Bienal Congress of ECC, Athens, Greece. Poster. Techniqus in Coloproctology, vol 7, suppl. l, may 2003, p.28.
  179. W.J. Campbell, R. a Spence, T.G. Parks. Screening of Familial Polyposis Coli in Northeren Irland. Coloproctology 1995, v. 17, N 1, p. 6−9.
  180. Wallis Y.L., MaelinaM. F., Hiilten M., et al. Genotype-phenotype and CHRPE expression in familial adenomatous polyposis. Hum. Genet. 1994- v. 94, p. 543−548.
  181. Wennstrom J., Pierce E.R., Mc. Kusic V.A. Hereditary Benign and malignant lesions of the large bowel. Cancer, 1974., v. 34, N.3, p. 850 857.
  182. White R.L. Tumor suppressing pathways. Cell, 1998, v. 92, p. 591−2.
  183. Wijnen J., Vasen H., Khan M., et al. Clinical findings with implications for genetic testing in families with clustering of colorectal cancer. N. Engl. J. Med. 1998, p. 339, p. 511−8.
  184. Winawer S.J., Fletcher R.H., Miller L. Colorectal cancer screening: clinical guidelines and rationale. Gastroenterology 1997, v. 112, p. 594−642.
  185. Wong N., Lasko D., Kabelo R., Pinsky L., Gordon P.H., Foulkes W. Genetic counseling and interpretation of genetic tests in familial adenomatous polyposis and hereditary nonpolyposis colorectal cancer. Dis. Colon Rectum (in press).
  186. Wu J.S., Paul P., Mc. Gannon E.A. Church J.M. APC genotype, polyp number, and surgical options in familial adenomatous polyposis. Ann. Surg. 1998- v. 227, p. 57−62.
  187. Yong-Seog Jang, Randolph M. Steinhagen, Tomas M. Heimann. Colorectal cancer in Familial Adenomatous Polyposis. Dis. Colon Rectum 1997, v. 40, p. 312−316.
  188. Young J., Simms L.A., Tarish J., et al. A family with attenuated familial adenomatous polyposis due to a mutation in the alternatively spliced region of APC exon 9. Hum. Mutat. 1998- v. 11, p. 450−5.