Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства массовой информации и социальная среда: механизмы взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

СМИ как важнейший социальный коммуникатор являются средством установления доверия населения к властивозрастает потенциал массмедиа, позволяющий им выступать в качестве деструктивного субъекта социально-политических отношений, связанных с разрушением социальных устоеввыявление идентичных современным вызовам возможностей, обеспечивающих взаимодействие и взаимопонимание между обществом и властью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа взаимодействия средств массовой информации и социальной среды
    • 1. 1. Средства массовой информации и социальные коммуникации: теоретические аспекты
    • 1. 2. Социальная среда и социальная информация: проблемы методологии
    • 1. 3. Взаимовлияние СМИ и социальной среды как социальное партнерство
  • Главе 2. Структурные и организационные аспекты механизмов взаимодействия средств массовой информации и социальной среды
    • 2. 1. Практика взаимовлияния СМИ и социальной среды: общефедеральный аспект
    • 2. 2. Особенности взаимодействия средств массовой информации и социальной среды региона
    • 2. 3. Степень и уровни влияния региональной среды на средства массовой информации

Средства массовой информации и социальная среда: механизмы взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является отражением глобальной тенденции, которой отмечен период второй половины XX — начала XXI веков, а именно тенденции перехода от традиционных моделей социального устройства к информационному обществу.

Эта тенденция оказывает возрастающее влияние на все стороны жизнедеятельности современного российского общества и становится одним из важнейших факторов, определяющих изменения не только в экономической, политической, культурной сферах. Характер и особенности межличностных, общественных, внутригосударственных и межгосударственных отношений также претерпевают изменения под воздействием новых информационных реалий.

Развитие информационного пространства и интенсификация информационных потоков не могут не влиять на социальную среду. Социальная среда, свою очередь, оказывает активное воздействие на сознание и поведение человека. Соответственно претерпевают изменения процесс его социализации и образ жизни. Изменения происходят и на уровне информационно-коммуникативного взаимодействия различных социальных групп и, как следствие, отражаются на социальной динамике российского общества в целом. Активнейшим субъектом и одновременно объектом этих процессов выступают средства массовой информации, которые являются важным фактором социального управления.

Вместе с тем социальная среда косвенно воздействует на СМИ, видоизменяя их в соответствии со своей информационно-коммуникативной природой. Социальная среда неоднородна и многолика. Различают макросреду, под которой понимается социально-политическая и экономическая система в целом, и микросреду — непосредственное окружение социальной общности, человека. Социальная среда структурирована на сегменты, которые скрепляются массовой коммуникацией. Именно в этом смысле социальную коммуникацию следует понимать как необходимую предпосылку функционирования и развития социальной среды.

Научно — практическая проблема, рассматриваемая в диссертации, состоит в том, что формирование социальной среды, осуществляемое посредством социальных коммуникаций, на коммуникативной основе и обмене информации, заключает в себе противоречие. С одной стороны, для удовлетворения потребности в социальной информации население обращается к массмедиа, а с другой — в современном обществе доминирует низкий уровень доверия к ним. Для устранения этого противоречия решающее значение имеет выявление структурных и организационных аспектов механизмов взаимодействия СМИ и социальной среды.

Из обозначенной научно-практической проблемы вытекает научная задача исследования, которая состоит в применении социально-коммуникативного и информационно-коммуникативного подходов анализу взаимодействия СМИ и социальной среды с целью выявления структурных и организационных аспектов механизмов этого взаимодействия, его особенностей и тенденций.

Актуальность темы

исследования возрастает в условиях формирования информационного общества в силу глобального и всепроникающего характера информационных процессов, неоднозначности их воздействия на социум и на власть, которая, в свою очередь, в современных условиях имеет ярко выраженную коммуникативную природу и сама является средством коммуникации. Актуальность исследуемой темы обусловлена еще и другими факторами, прежде всего, тем, что в постоянно изменяющемся информационно-коммуникативном мире:

— СМИ как важнейший социальный коммуникатор являются средством установления доверия населения к властивозрастает потенциал массмедиа, позволяющий им выступать в качестве деструктивного субъекта социально-политических отношений, связанных с разрушением социальных устоеввыявление идентичных современным вызовам возможностей, обеспечивающих взаимодействие и взаимопонимание между обществом и властью на основе грамотной информационной политики, приобретает форму социального запроса, который актуализируется субъектами социальных и политических отношенийформирование и реализация государственной информационной политики, соответствующей стратегическим задачам развития российского общества, становится необходимым аспектом и условием этого развития.

Степень научной разработанности темы. Механизмы взаимодействия средств массовой информации и социальной среды привлекают внимание философов, социологов, политологов, социальных психологов и представителей других отраслей гуманитарного знания, прежде всего с точки зрения роли информации в развитии общества и человека в становлении политической, экономической и социальной систем. Большое значение для концептуализации такой позиции имели работы Н. Винера, К. Шеннона, Н. Моисеева, У. Эшби1.

Взгляды этих исследователей получили теоретическое и логическое продолжение в трудах Р. Мертона, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэла2, которые акцентировали внимание на социальной специфике информационных обменов и трактовали социальную действительность как совокупность взаимоотношений между взаимодействующими частями, составлявшими.

См.:Винер II. Человек управляющий. СПб., 2001; Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетике М., 1963; Моисеев II. Алгоритм развития. М., 1979; Эшби У.

Введение

в кибернетику. М., 1959.

2 См.:Лассуэл Г. Д. Психология и политика. М., 2005; Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С. 138 некую целостность1. Подобная позиция во многом характерна и для У. Липпмана2.

Своеобразное, плодотворное и перспективное развитие эта тема получает в работах Ю.Хабермаса. Для диссертационного исследования важны его подход к проблематике межчеловеческого взаимодействия (то есть коммуникации, интеракции) и предложенная им социально-философская концепция, в основе которой — разделение двух сфер жизнедеятельности общества: сферы труда и сферы интеракции, включающей область межчеловеческого взаимодействия, коммуникацию3.

Весьма значимой для концепции исследования явилась точка зрения Г. Лассуэла, согласно которой, деятельность СМИ направлена, в частности, на политическое просвещение населения, способствующее осознанию населением своих интересов в сфере властных отношений. СМИ актуализируют информацию о социальных и политических конфликтах, предупреждая массовую аудиторию о необходимости выработки соответствующих форм защиты от угроз.

В работах М. К. Горшкова, И. М. Дзялошинского, Ю. А. Левады, В. Д. Попова, О. Ф. Шаброва представлены4 актуальные политологические подходы к определению СМИ как инструмента в политической системе общества, исследована взаимосвязь социально-политических норм, их влияние на общественные отношения и деятельность СМИ.

Трактовка взаимодействия средств массовой информации и социальной среды как неоднозначного, сложного, многогранного и противоречивого процесса стала возможна также благодаря интересу к этой сфере.

См.:Сухомлинова Т. П. Массовая коммуникация: исследовательские традиции и подходы //Государственная информационная политика: концепции и перспективы. Сб. статей. М., 2001 С. 16.

2 См.:Линнман У. Общественное мнение. N1., 2004 С. 38.

3Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма//Thesis, 1993, T.l. -№ 2.

4 См.:Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. М., 2000; Дзялошинский И. М. СМИ и органы местного самоуправления. Взаимодействие во имя информационной открытости власти. М.,.2002; Левада Ю. А. Пресса в обществе. N1., 2000; Шабров О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. М., 1997; Попов В. Д. Полет птицы Феникс. М., 2007 информационной действительности таких исследователей, как Г. Лебон, Г. Тард, З. Фрейд, С. Московичи, Э. Фромм, Ж. Бодрийяр, Р. Харрис и другие1.

Осмыслить новые аспекты и ракурсы взаимодействия общества и СМИ позволили работы ученых, исследующих проблемы информационного взаимодействия в контексте глобализационных процессов (Ф.Уэбстер, П. Бергер и С. Хантингтон), а также в цикле работ, посвященных изучению особенностей информационного взаимодействия социальной среды и средств массовой информации, власти и общества (Н.Луман, М. Маклюэн, П. Бурдье)3.

Знакомство с классическими трудами американского социолога Т. Парсонса, посвященными разработке теории социальной системы, теории социальной стратификации, а также изучение работ отечественных исследователей — B.C. Карпичева, Э. Ф. Макаревича, В. Д. Могилевского, А. С. Панарина, В. Л Романова и др. помогло автору выработать методологические подходы к исследованию интересующих проблем4.

Значительную помощь в освоении темы диссертационного исследования оказали работы отечественных ученых, посвященные изучению социальной сферы и социальной среды, — прежде всего, Т. И. Заславской, Ю. И. Левады, Г. И. Осадчей, Н.М. Римашевской5. ,.

См.:Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995; Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996; Фрейд 3. Психология бессознательного. СПб., 2002; Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Бодниер Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. М., 2002;Р. Харрис, Психология массовых коммуникации. Изд. 4-е М., 2002.

2 См.:Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004; Многоликая глобализация. / Под ред. Бергера П., Хантингтона С. М., 2004. Хантингтона С. Столкновение цивилизаций. М., 2001.

3 См.:Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005; Луман П. Реальность Массмедиа. М., 2005; Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М., 2003; Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. Бурдье П. О. Социология социального пространства. N1., 2003.

4 См.:Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002; Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд 2-е, М., 2002; Карпичев B.C. Организация и самоорганизация социальных систем. N1., 2001; Э. Макаревич. Социальный контроль масс. М., 2004. Могилевский В. Д. Методология систем (вербальный подход). М., 1999; Папарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. N1., 2000.

5 См.'.Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М., 2002; Заславская Т. И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М., 2004; Левада Ю. И. От.

Особую группу научных источников составляют работы российских исследователей, посвященные влиянию СМИ на массовое сознание, осмыслению проблемных аспектов развития массовой коммуникации в России, в частности, М. Г. Анохина, В. М. Горохова, Е. Е. Даниловой, И. М. Дзялошинского, Я. Н. Засурского, М. В. Шкондина и других1.

Важными для данного исследования стали работы кафедры информационной политики РАГС в той их части, где рассматриваются вопросы социального психоанализа информационных процессов, психокоррекции массового сознания (В.Д. Попов), информационной устойчивости (A.B. Шевченко), состояния информационной культуры общества (П.Н. Киричек), наличия общественного идеала (К.В. Маркелов), идеология и практика информационной политики (В.В. Воробьев), трансформационные процессы образования (Л.И. Мухамедова), структура и функции информационной политики (Т.П. Сухомлинова) .

Близкие по тематике вопросы рассматривались в диссертационных исследованиях выпускников кафедры, посвященных вопросам качества мнении к пониманию: Социологические очерки 1993;2000. N1., 2000; Осадчая Г. И. Социальная сфера: методология анализа и управления /Социальная политика в постсоветском обществе: задачи, противоречия и механизмы. N1., 2001; Римашевская ILM. Человек и реформы: секреты выживания/ РИЦ ИСЭПН. М., 2003.

См^Анохин М. Г. Технологии в политике и политико-административном управлении. М., 2005; Горохов В. М. Связь с общественностью в органах государственной службы. М., 2003; Данилова Е. Е. Информационное развитие социальных систем. М., 2002; Дзялошинский И. М. Информационное пространство России: структура особенности функционирования, перспективы эволюции. М., 2001; Засурский Я. Н. Социологические аспекты журналистской науки. //Вестник Моск. ун-та Сер. 10. 2006. № 5. Комаровкий B.C. Государственная служба и СМИ Курс лекции. Воронеж, 2003; Шконднн М. В. Организация средств массовой информации и пропаганды. М., 1986.

2 См.:Попов В. Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М., 2003; Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М., 2005; Шевченко A.B. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004; Киричек П. Н. Средства. массовой коммуникации и информационная культура общества. М., 2006; Маркелов К. В. Информационная политика и общественный идеал. М., 2006; Воробьев В. В. Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе. М., 2004; Мухамедова Л. И. Трансформация управления образованием в условиях формирования информационного общества. М., 2000; Сухомлинова Т. П. Государственная информационная политика: реакция «poct factum» или осознанная стратегия? /Массовые информационные процессы в современной России. М., 2002 информации, свободы и ответственности современной журналистики перед обществом (А. Динеев, М. Боденкова, Е. Горбачева, Е. Марков и др.).

Давая общую оценку состоянию разработанности темы диссертационного исследования, следует констатировать, что актуальность проблем взаимодействия СМИ и социальной среды в условиях динамично изменяющегося информационного контекста осознается как исследователями — теоретиками, так и государственными, политическими и общественными деятелями. Однако работ, посвященных механизмам, особенностям, эффектам и тенденциям взаимодействия и взаимовлияния СМИ и социальной среды, недостаточно, и создание определенного исследовательского задела не снимает задачи изучения избранной темы.

Динамика процессов в информационной сфере современной России, их сложность и неоднозначность продуцируют новые вызовы, адресованные личности, обществу, власти, средствам массовой информации. На каждом этапе развития страны взаимодействие СМИ и общества, в частности социальной среды, наполняется новым содержанием.

В соответствии с этим целью исследования является изучение механизмов взаимодействия средств массовой информации и социальной среды, выявление особенностей и тенденций этого взаимодействия.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

— выяснить особенности развития СМИ и социальных коммуникаций в современных условиях применительно к развитию социума;

— определить основные критерии состояния социальной среды и социальной информации в современных условиях российского общества;

— раскрыть теоретико-методологические аспекты механизмов взаимовлияния средств массовой информации и социальной среды в формате социального партнерства;

— выявить структурные и организационные аспекты механизмов взаимовлияния СМИ и социальной среды на общефедеральном уровне;

— проанализировать факторы, характеризующие механизмы взаимодействия средств массовой информации и социальной среды на уровне субъекта Федерацииуточнить механизмы воздействия региональной среды на средства массовой информации.

Объект исследования: средства массовой информации и социальная среда.

Предмет исследования: механизмы, критерии, процесс взаимодействия средств массовой информации и социальной среды.

Теоретико-методологическая база исследования. Предмет, цели и задачи исследования определяют его междисциплинарный характер. Теоретическую и методологическую базу составили положения и концепции классических работ по философии, социологии, политологии, культурологии. Особое значение в исследовании принадлежит социокоммуникативному и информационно-комуникативному подходам, а также положениям общей теории информации, теорий гражданского и информационного общества.

В работе нашли применение теория социальных систем (Т.Парсонс), теория коммуникативных кодов (Н.Луман), положения теории журналистики (Е.Прохоров).

В диссертации использованы такие методы исследования, как теоретико-методологический анализ, обобщение, сопоставление и интерпретация научных, эмпирических и статистических данных, а также методы количественного и качественного исследования, в частности контент-анализ материалов средств массовой информации. Вместе с тем сравнительный метод позволил выявить общие и специфические особенности механизмов взаимодействия и взаимовлияния средств массовой информации и социальной среды на общефедералыюм, региональном и муниципальном уровнях.

Интегративную функцию в работе выполняет социально-информациологический подход, предполагающий «изучение информации не вообще, а только той, которая отражает свойства социума и информационных отношений внутри него"1.

Элширическую базу исследования составили документы и материалы федеральных и региональных органов государственной власти, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, результаты социологических исследований ВЦИОМа, Социологического центра РАГС при Президенте РФ, социологические исследования, проведенные автором в субъектах РФ, материалы общефедеральных и региональных средств массовой информации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Применение социокоммуникативного, информационно-комуникативного и социально-информациологического подходов позволяет вскрыть структурные и организационные механизмы взаимодействия СМИ и социальной среды.

2. Социальная среда как совокупность условий и факторов, в которых развивается социум, в значительной степени есть результат воздействия СМИ на общественное сознание и социальную психику, мотивацию социального поведения членов общества. Особенно возрастает воздействующий потенциал массмедиа в условиях информационного общества.

3. Одним из важнейших качественных критериев, выявленных в механизмах воздействия СМИ на социальную среду, является уровень доверия населения к социальной информации, в частности, к информации, посвященной реализации социальных реформ и проектов. Существует противоречие между информацией официальной, медийной и повседневной, формирующейся на бытовом уровне. Современная система массмедиа не разрешает этого противоречия, а во многих случаях не столько укрепляет его, сколько обостряет.

См. гПопов В.Д., Федоров Е. С. Коммуникативные коды имиджа власти. М., 2004. С. 43.

4. Исследование механизмов взаимодействия СМИ и социальной среды показывает, что важнейшими субъектами социальной среды выступают социальные, этнические, религиозные, профессиональные и другие общности, которые развиваются на основе социальной коммуникации. Степень зависимости социальной среды от СМИ определяется уровнем соответствия и адекватности информационного продукта СМИ тем реальным событиям и процессам, которые происходят в социальной среде на региональном, федеральном и международном уровнях.

5. К числу условий, способствующих устойчивому и эффективному взимодействию СМИ и социальной среды, правомерно отнести следующие: теоретическую и практическую трактовку механизмов взаимовлияния СМИ и социальной среды в формате социального партнерстваформирование единого информационного пространства для всех членов общества на основе продвижения фундаментальных ценностей, общих для всех социальных групп и слоев обществаформирование правовой и экономической базы, способствующей развитию системы СМИ, ориентированной на удовлетворение информационных потребностей личности, различных групп населения, общества в целом на основе принципа единства свободы слова и ответственностииспользование государственной властью и СМИ потенциала информационно-коммуникативного ресурса в целях социальной адаптации личности.

6. Механизмы взаимодействия СМИ и социальной среды, порождающего изменения в самочувствии и состоянии социума, обусловлены рядом факторов, а именно качеством производства информации, ее обработки, передачи и соответственно восприятия получателем. Уровень качества деятельности средств массовой информации отражается на степени социального здоровья и мобильности общества.

Основные научные результаты, полученные автором:

1. Доказано, что мера изменения социальной среды зависит от количества и качества циркулирующей в ней социальной информации. СМИ и социальная среда находятся в субъектно-объектных и объектно-субъектных отношениях.

2. Установлено, что механизмы взаимодействия средств массовой информации и социальной среды определяеются интерпретационно-комментирующими действиями субъектов массмедиа. Эти действия, в свою очередь, порождают новые факты и комментарии участников комуникативно-информационного взаимодействия. Таким образом, потребление информации получателем имеет не меньшее значение, чем само производство информации, ее обработка и передача в информационном поле социальной среды.

3. Выяснено, что в процессе социализации у индивида формируются разные «идентификационные слои», важнейшими из которых являются «социальный» и «персональный». Важнейший механизм взаимодействия СМИ и социальной среды сводится к тому, что разрушающему воздействию на «идентификационные слои» индивида со стороны СМИ противостоит социум, коммуникативная природа которого объективно ориентирована на гармонизацию развития социума.

4. Доказано, что механизмы взаимодействия СМИ и социальной среды обретают устойчивую эффективность при их функционировании в формате социального партнерства, поскольку социальная ориентация СМИ на определенную общность, объективно связана с социальными ожиданиями и упорядочиванием различных ролей, которые выбирает индивид. «Персональный уровень» социальной идентичности предполагает самоопределение индивида по отношению к какой-либо общности, отбор элементов, ролей, проектов, моделей, «соразмерных» индивиду. Результатом становится достижение относительно устойчивой внутренней целостности, отличной от целостности других индивидов. При этом существенную роль играют границы традиционных культурных идентифитетов. Данные идентифитеты, или концепты культуры, способны формировать «коридор» становления жизнестойкости как СМИ, так и самой социальной среды.

5. Установлено, что структурные изменения общефедеральной системы массмедиа отразились на качестве информации, предлагаемой региональными СМИ. Погруженность последних в региональные проблемы, предоставление ими информационного продукта и «информационной площадки» для удовлетворения информационных потребностей населения региона порождают доверие к региональным и муниципальным СМИ.

6. Определено, что взаимозависимость социальной среды и средств массовой информации имеет свои особенности как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. В частности, анализ эмпирических данных показал, что для многих социальных групп социальная среда находится вне информационного пространства многих федеральных и отчасти региональных СМИ.

Научная новизна исследования:

1. Выявлено, что в процессе взаимодействия СМИ и социальной среды поведение последней противоречиво. С одной стороны, для удовлетворения потребности в социальной информации население обращается к массмедиа, с другой — в обществе доминирует низкий уровень доверия к ним.

2. Доказано, что для обеспечения социальной стабильности в обществе средства массовой информации в процессе взаимодействия с социальной средой должны быть ориентированы на «снятие» проблемы социальной несправедливости. В то же время субъекты социальной среды должны быть активными участниками социального творчества. Необходима социализация СМИ в соответствии коммуникативной природой социальной среды и в целях обеспечения развития социума как устойчивой социальной структуры.

3. Использование методологического аппарата немарковской парадигмы при исследовании механизмов взаимодействия СМИ с социальной средой позволило придти к выводу о необходимости учитывать существование «отпечатков» ментального прошлого в глубинной психологии на общественном и индивидуальном уровнях.

4. Выявление и анализ механизмов взаимодействия СМИ и социальной среды позволяют с позиций социально-информациологического подхода утверждать, что субъекты социальной среды могут поддерживать и укреплять уже принятые обществом позитивные ценностные установки. В то же время, в случае, если эти установки входят в противоречие со средой и повседневностью обитания и выживания ее субъектов, последние могут предпринимать усилия для их расшатывания и замены новыми. В обоих случаях СМИ играют важнейшую роль.

5. Исследование механизмов взаимодействия СМИ и социальной среды позволило установить, что воздействие СМИ на социальную среду сопровождается недооценкой духовности, высших уровней психики социума. Социальная среда без элементов духовности и нравственности сама становится разрушительной.

6. Выявлено, что региональные СМИ находятся в плотном взаимодействии с социальной средой региона. Определено, что они способствуют идентификации социальной среды региона. При этом решающее значение имеет качество циркулирующей в социуме социальной информации. В силу этого региональная социальная среда нуждается в деятельных и независимых СМИ как регионального, так и федерального уровней. При этом общая стратегическая задача национальной системы СМИ выражается в сохранении целостности России.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается следованием общенаучным теоретико-методологическим принципам, проверенным практикой, а также применением научных методов политологии, социологии, теории информации, социально-информациологического, социокоммуникативного и информационнокоммуникативного подходовиспользованием научно обоснованной методики сбора социологической информации и ее политологической интерпретациирепрезентативностью эмпирических материалов, корреляцией выводов автора с выводами других исследований соответствующей тематики.

Научно-практическая значимость исследования. Теоретические результаты диссертационного исследования могут применяться для дальнейшего изучения проблем взаимодействия СМИ и социальной среды, а также для формирования государственной информационной политики в соответствии с особенностями состояния социальной среды. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в практической деятельности государственных служащих для выбора коммуникативных стратегий при обеспечении государственной политики на конкретных ее направлениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертации обсуждались на заседаниях проблемной группы, методологическом семинаре и заседании кафедры информационной политики РАГС при Президенте РФ.

Основные положения диссертационной работы были представлены в докладах: на Всероссийской научно-практической конференции «Связи с общественностью: теория и практика» (Ижевск, 2005) — на Межрегиональной научно-практической конференции «Информационное общество и молодежь» (Ижевск, 2006).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Социально-информационый, инфомационно-коммуникативный и социально-коммуникативный подходы к исследованию теоретико-методологических и практических аспектов к изучению взаимодействия средств массовой информации и социальной среды в современной России, а так же исследование функциональных механизмов и принципов этого взаимодействия как социального партнерства позволили выделить основные проблемы и выявить механизмы функционирования, СМИ:

1. Усложнение политического процесса, протекающего в современной социальной среде, его многовариантность и неоднозначность, наличие смешанных форм собственности, идеологический плюрализм, многопартийность требуют сочетания системных синергетических системно-циклических и классических подходов к информационно-коммуникативным процессам.

2. Средства массовой информации — это полноправный, самостоятельный и наиболее активный институт политической подсистемы общественной подсистемы, обладающий системными признаками и наделенный особыми, специфическими функциями воздействия на социальную среду.

3. Уровень самостоятельности, полноправности института средств массовой информации, а также сила его воздействия и влияния на социальную среду зависят от степени развития гражданственности, демократии, соблюдения всех прав и свобод обществе.

4. Средства массовой информации и социальная среда находятся в субъектно-объектных отношениях. СМИ, используя все свои возможности, воздействуют на социальную среду, пытаясь изменить ее в соответствии с поставленными перед ним задачами и целями. Социальная среда в свою очередь с помощью обратной связи оказывает существенное влияние на СМИ, видоизменяя их деятельность и корректируя их цели и задачи.

5. Информационная эра, в которую шагнула Россия, влечет за собой развитие в Рассии информационного общества, в котором информация станет основным продуктом и главным орудием стабильного и устойчивого развития Российской Федерации. Чтобы не оказаться на обочине информационного общества, надо кардинально изменить поход к внедрению во все сферы жизнедеятельности информационных технологии.

6. Роль государства видится в создании такой законодательной базы, которая способствовала бы развитию информационного общества и, прежде всего его социальных сегментов. Существенную роль в этом должна играть информационная государственная политика.

7. Современная жизнь представляет собой, не что иное, как цепь взаимодействия индивида, группы, общества с социальной средой, СМИ являются в этой социальной среде взаимодействий связующим звеном.

8. Постоянное возобновление производства информации и введение ее в оборот средствами массовой коммуникации требует постоянной заботы о качестве циркулирующей информации.

9. При циркуляции огромного количества информации надо заботиться не о сокращении производства информации, а о выработке оптимальных способов взаимодействия СМИ и социальной среды.

10. Главная отличительная особенность взаимодействия средств массовой информации и социальной среды региона заключается в том, что здесь максимально сокращена дистанция между реальными событиями и тем, как они освещаются в печати на радио и телевидении. Возможность оперативно верифицировать и идентифицировать факт и комментарий возлагает особые обязанности на журналистов.

11.Высокая степень приблизительности работы всероссийских журналистов с «региональными материалами» открывает шлюзы всякого рода манипуляциям с населением, живущим на территории, освещенной в прессе.

В ходе исследования автором были получены научные результаты, которые состоять в следующем:

1. Доказано, что мера изменения социальной среды зависит от количества и качества циркулирующей в ней социальной информации. СМИ и социальная среда находятся в субъектно-объектных и объектно-субъектных отношениях.

2. Установлено, что взаимодействие средств массовой информации и социальной среды базируется на содержательной основе реального факта, который «живет» в социальной среде, отражается в общественном сознании. В связи с этим взаимодействие СМИ и социальной среды определяется интерпретационно-комментирующими действиями субъектов массмедиа. Эти действия в свою очередь порождают новые факты и комментарии с обеих сторон комуникативно-информационного взаимодействия. Таким образом, потребление информации получателем имеет не меньшее значение, чем само производство информации, ее обработка и передача в информационном поле социальной среды.

3. Выяснено, что в процессе социализации у индивида формируются разные «идентификационные слои», важнейшими из которых являются «социальный» и «персональный». Разрушающему воздействию, оказываемому на них со стороны СМИ, противостоит социум, коммуникативная природа которого объективно ориентирована на гармонизацию развития социума и соответственно зависит от количества и качества социальной информации.

4. Доказано, что социальная ориентация СМИ на определенную общность, объективно связана с социальными ожиданиями и упорядочиванием различных ролей, которые выбирает индивид. «Персональный уровень» социальной идентичности предполагает самоопределение индивида по отношению к какой-либо общности, отбор элементов, ролей, проектов, моделей, «соразмерных» индивиду. Результатом становится достижение относительно устойчивой внутренней целостности, отличной от целостности других индивидов. При этом существенную роль играют границы традиционных культурных идентифитетов. Данные идентифитеты, или концепты культуры, способны формировать «коридор» становления жизнестойкости как СМИ, так и самой социальной среды.

5. Установлено, что структурные изменения общефедеральной системы массмедиа отразились на качестве информации, предлагаемой региональными СМИ, которые по сравнению с федеральными, в большей мере приближены к социальной среде, так как событие и информация о нем, предлагаемая региональными СМИ, дистанцированы по отношению друг к другу и к потребителю информации в большинстве случаев минимально. По мере удаления потребителя информации от эпицентра события у СМИ появляется больше возможностей для искажения и субъективизации предлагаемой потребителю информации. Однако в современном информационном контексте реализация этих возможностей оборачивается одним из оснований отторжения СМИ социальной средой. В то же время погруженность СМИ в региональные проблемы, предоставление ими информационного продукта и «информационной площадки» для удовлетворения информационных потребностей населения порождают доверие к региональным и муниципальным СМИ.

6. Определено, что взаимозависимость социальной среды и средств массовой информации имеет свои особенности, как на общефедералыюм уровне, так и на уровне субъекта федерации. В частности, анализ эмпирических данных показал, что для многих социальных групп социальная среда находится вне информационного пространства многих федеральных и отчасти региональных СМИ.

Полученные результаты имеют теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость в научной разработке оптимальных путей взаимодействия СМИ и социальной среды и направлены на рассмотрение этих взаимодействий в формате социального партнерства на основе гуманистических ценностей и идеалов. Такой подход обеспечит постановку правильного акцента в деле преобразования современной социальной реальности исходя из будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации М., 1993 г.
  2. Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992)
  3. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995.)
  4. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1995)
  5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации М., 2000 г.
  6. Доктрина информационной безопасности М., 2000.
  7. Указ Президента Российской Федерации «Об основах государственной политики в сфере информатизации», № 170 (20.01.94).
  8. Монографии, учебники и периодические издания:
  9. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1998.
  10. В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.: Вагриус, 1999. 415 с.
  11. А.Н. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии //Вестн.Моск.ун-та.Сер. 10.Журналистика. 1998.ЖЗ.
  12. В.Г. Системность и общество. М., 1980-Социальная информация и управление обществом. М., 1975
  13. В.Г. Социальная информация. М., 1994.
  14. Е.М. Социология управления. Минск, 2000.
  15. C.B. Социология коммуникации. М., 2003
  16. А. Структурный кризис советской индустриальной системы. http.//www.russ.ru/antolog/inoe/belous.htm/belous.htm, 1995.
  17. В.П. Введение в психолингвистику. М., 1999
  18. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995
  19. А.Ф. К.Маркс и Ф. Энгельс-Журналистика и Демократия, М., 2001
  20. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003
  21. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998
  22. .В. Кибернетика и методология науки. М., 1974
  23. C.B. Социология коммуникации. М., 2003
  24. А.П. Социальная среда и сознание личности. M., 1968
  25. Л.П. Общественные отношения и общеметодологические проблемы социальной психологии. М., 1975
  26. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб., 1999
  27. М. Избранные произведение. М., 1990
  28. Н. Кибернетика. Управление и связь в животном и машине. М., 1958
  29. В.В. Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе. М., 2004
  30. O.A., Смирнова О. В. Пресса центральная и местная: пересекутся ли две параллели?/Журналистика в 1998 году. Ч.1.М., 1999
  31. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996
  32. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. М., 1997
  33. Государственная информационная политика: проблемы и технологии/Под.ред. профессора Тавокина Е. П. М., 2003
  34. Гоуайзер III., Уит Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М.: Российско-американский информационный пресс-центр, Вагриус, 1997
  35. A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий, М., 2000
  36. .А. Массовое сознание. М., 1987
  37. .А. Мнение о мире и мир мнений: проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967
  38. Д.В. Политическая культура России: преемственность эпох.// Полис. № 2. 1994
  39. П. Очередные задачи «четвертой власти»//Посев 1992.№ 2
  40. Е.Е. Информационное развитие социальных систем. М., 2002
  41. Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртэнэ, 2000
  42. Деловая пресса России: настоящее и будущее. М.: Глобус, Институт гуманитарных коммуникаций, 1999
  43. И.М. Информационные поля и пространства. Информационный бюллетень «Право жать», 2001. №№ 6−7,8−9
  44. И.М. Российский журналист в пост тоталитарную эпоху. М., 1996. 302
  45. A.B., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭ), 1997
  46. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997
  47. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход, http://ek-lit.agava.ru/eroh/index.html
  48. В.В. Власть: теории и интерпретации. Кемерово. 1998
  49. Журналистское расследование: история метода и современная практика / Под общей ред. А. Д. Константинова. СПб.: «Издательский дом «Нева" — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
  50. Законодательство и практика средств массовой информации. 1995. № 9
  51. Т.И. Социальная трансформация российского общества.: Деятельно структурная концепция. М., 2002
  52. И.И. второй республики. М., 1999
  53. Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999
  54. А.Ф. Пресса политической системы региона //Журналистика: права, возможность, ответственность. Изд-во ПТУ. 1990
  55. Э., Давидова Г., Лекторский В. Взаимодействие //философская энциклопедия. М.1960.Т.1
  56. И.А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России. Х1-ХХвв. М.: Юристъ, 1995
  57. Р.Л. «Четвертая власть»: Массовая информация в реализации политической власти посттоталитарном обществе.//Современная журналистика. Екатеринбург. 1999
  58. М.С. Философия культуры. СПб., 1996
  59. В. Советское пространство: конструкция и деструкция, http ://www. russ. ru./antolog./inoe./kagan. htm./kagan. htm
  60. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000
  61. М. В третьем секторе много организаций, созданных для реализации политических амбиций их создателей.//Региональная пресса России и структуры гражданского общества. М., 1999
  62. М. Информационная эпоха: экономика общество и культура. М. 2000
  63. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1993
  64. В.П. Социология коммуникации. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997
  65. П.В. Ведение в марксистскую гносеологию. Киев, 1966
  66. B.C. Пирамида мнений: общественное мнение природа и функции. М., 1981
  67. Корконосенко С. Г Основы журналистики М., 2001
  68. В.В. Кузбасс: Жаркое лето 89-го. М., 1990.
  69. O.A. Лях А.Н. Информационные системы для руководителей. М., 1973
  70. Г. Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX-первая половина XX века) Ростов-на-Дону, 2000
  71. Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999
  72. К. Теория поля в социальных науках// Пер. с англ. СПб.: Сенсор, 2000
  73. В.И. С чего начать?// Полн. собр. соч. Т.6.
  74. A.A. Основы психолингвистики. М., 1997
  75. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М., Институт социально-психологических исследований РАН, 1999
  76. А.Р. Язык и сознание./Под ред. Е. Д. Хомской Ростов на Дону: Феникс, 1998
  77. Е.В., Сушков В. И. Политология. Альбом схем. М., Юристь, 1998
  78. Т., Фролова М. Введение в социальную философию. М.: Международная педагогическая академия, 1995
  79. К. Проблема интелегенции., Демократизация культуры, М., 1993
  80. Информационная политика и общественный идеал. М.:Изд-во РАГС, 2005
  81. К.В. Информационно-аналитическая деятельность на государственной службе. М., 2004
  82. К. Дебаты шестого Рейнского ландтага: Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания.//Марк К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.
  83. Г. Кремлевский цензор. М.: Конфедерация союзов кинематографистов «Киноцентр», 1992
  84. И. Мрак твоих глаз. Тверь: Митин журнал, Kolonna Publications, 2001
  85. Р.Ф. «Теоретическая и практическая политология» М.1993.
  86. И.С. Информационное общество : истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999
  87. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник./Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М., 1998
  88. Ментальность россиян./Под общей редакцией Дубова И. Г. М., 1997
  89. К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси., 1973
  90. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент.//Отв. ред. канд. филос. наук. Андреенков В. Г., канд.филос.наук. Маслов О. М. М.: Наука, 1990
  91. Модели мира./Сост. к.п.н. Чудова Н. В. М.: Российская ассоциация искусственного интеллекта, 1997
  92. А.К. «Социодинамика культуры» М., 1973
  93. С. Век толп. Исторический трактат по истории масс./Пер. с фр. Емельяновой Т. П. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996
  94. Л.И. Регионально-психологические факторы профессиональной подготовки управленческих кадров в системе образования. М., 1998
  95. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.:УРСС, 1999
  96. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания./Пер. с нем. М.: Прогресс-Академия, 1996
  97. О.Коннор Д., Мак-Дермотт Я. Искусство системного мышления. Творечский подход к решению проблем и его основные стратегии./Пер. с англ. К.: София, 2001
  98. Общая и прикладная политология. Учебное пособие./Под общей редакцией В. И. Жукова, Б. И. Краснова МГСУСоюз, М., 1997
  99. Общественная экспертиза: анатомия свободы слова. М.: Наука, 2000
  100. Основы политической науки. Учебное пособие для вузов: В 2ч./ Под ред. д.ф.н., проф. Пугачева П. Н. М.: Знание России, 1994−1995
  101. Т. О структуре социального действия.- 2-е Изд.М.: Академический Проект, 2002
  102. Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002
  103. Т. Система современных обществ. М., 1998
  104. .Д. Социальная психология как наука., 1967
  105. Т. Ф.С.Сиберт, Шрам У. Питерсон Т. Четыре теории прессы М., 1998
  106. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов, М.: Логос, 1998
  107. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером./Под ред. Е. В. Егоровой-Гантман. М.: АНТИКВА, 1993
  108. Политические коммуникации. Под. ред. А. И. Соловьева. М. Аспект Пресс. 2004. С. 74.
  109. Политология: Словарь-справочник/М.А.Василик, М. С. Вершинин и др. М.: Гардарики, 2000
  110. В.Д., Федоров B.C. Коммуникативные коды имиджа власти. М.:ИД «Камерон», 2004
  111. В.Д. Журналистика как политическая наука, М., 2003
  112. В.Д. Вызов трансмутации //Государственная Служба. 2005
  113. В.Д. Тайны информационной политики М., 2003
  114. В.Д. Информациология и информационная политика, М., 2001
  115. В.Д. Информационная политика. Учебник Под общ.ред. Попова В.Д.М., 2003
  116. В.Д. Парадоксы в судьбе России (коммуникативный психоанализ власти и общества). М.: Изд-во «Камерон», 2005
  117. В.Д., Федоров Е. С. Коммуникативные коды имиджа власти. М., 2004
  118. В.Д. Социальная информациология наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2004
  119. В.Д. Экология информационной политики.//Государственная Служба. 2005
  120. С. Сознание и социальная среда. М., 1979
  121. К. Открытое общество и его враги. В 2 т М., 1992
  122. Потестарность: генезис и эволюция. СПб.: МАЭ РАН, 1997
  123. Г. Г. Информационно политические технологии, Политические коммуникации, под. ред. Соловьева А. И. 2004
  124. И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. М.: СИНТЕГ, 2000
  125. Пресса в обществе (1959−2000). Оценки журналистов и социологов. Документы./Авторы и исполнители проекта А. И. Волков, М. Г. Пугачева, С. Ф. Ярмолюк. Московская школа политических исследований, М., 2000
  126. Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: РИП-холдинг, 2000
  127. Е.П. Журналистика и демократия. М.: РИП-холдинг, 2001
  128. В. Об истоках и характере консервативного сдвигав российской идеологии, http://wvw.шss.ш/antЬlog/inoe/radaev.htm/radaev.htm, 1995
  129. Д. Медиа вирус. М., 2003
  130. Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. М.: Пульс, 2000
  131. Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996
  132. Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М.:Рольф, Айрис-пресс, 1999
  133. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М.: Институт гуманитарных коммуникаций, М., 1999
  134. Российские СМИ в избирательных кампаниях 1999 и 2000 годов. М.: национальный институт прессы./Права человека. /М., 2000
  135. Российское общество: становление демократических ценностей?/Под ред. М. Макфола и А. Рябова./ Моск. центр Карнеги. М.: Гендальф, 1999
  136. С. Московичи. Машина, творящая богов. М., 1998.
  137. А. Технический анализ социальных систем. http://vvww.lib.ru/, 1999
  138. Сборник статей «СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях». /Ред. сост. Задорин И. В. М.: Socio-Logos, 2000
  139. В.В., Хлопьев А. Т. Социальная безопасность России. М., 1996
  140. С.Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., Вагриус, 1998
  141. Система средств массовой информации России/Под ред. Засурского Я. Н. М., 2001
  142. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов/Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект пресс, 2001
  143. СМИ и выборы (юридические рекомендации). М.: Галерия, 1999
  144. В. Практическая журналистика (информационные жанры радиовешания): Учебное пособие для студентов. Ростов-на-Дону, Гефест, 1997
  145. Современные политические мифологии: содержание и механизмы функционирования./Сост.: Логунов А. П., Евгеньева Т. В. Рос. гос. гуманит. ун-т, М., 1996
  146. Современный философский словарь/Под общей ред. В. Е. Кемерова. Изд 2 испр. и доп. Лондон, Париж, Люксенбург, Москва, Минск.//"Панпринт», 1998
  147. А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995
  148. Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996
  149. Социальная информациология: Словарь / Сост. Л.И. Мухамедова- Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: Издательство РАГС, 2006
  150. Социология и пресса в период парламентских и президентских выборов в период 1995 и 1996 годов. Отчет по проекту «Мониторингсоциологических публикаций в СМИ» Фонд защиты гласности. М.: Права человека, 1996
  151. Социология массовой коммуникации./Под, ред. Минюшева Ф. И., Иванцова В. Н.: МГУ, М., 1995
  152. Т., Стер не Л. Изучи Visual Fox Pro 3.0. сегодня./Пер. с англ. Минск.: ООО «Попурри», 1999
  153. JI.H. Красота. Добро. Истина. М., 1994
  154. В.Е. Региональная и локальная периодика М., 1996-Журналист и журналистика российской провинции. Опыт исследования М., 1995
  155. Т.П. Формы и методы взаимодействия органов исполнительной власти и средств массовой информации./Политика-административное управление: Учебник/Под общ. ред. В. С. Комаровского, Л. В. Сморгунова. М.:Изд-во РАГС, 2001
  156. Т.П. Государственная информационная политика: реакция «poct factum» или осознанная стратегия? Массовые информационные процессы в современной России. М., 2002
  157. Е.П. Массовая коммуникация современной России. М., 2003- Системные основы государственной информационной политики //Государственная информационная политика: состояние и перспективы. М., 2001
  158. Тавокин Е. П Массовая коммуникация в структуре социальной информациологии. М.: Изд-во РАГС, 2005
  159. Е.П. Реформы СМИ: вместе или порознь?//государственная служба.
  160. Е.П. Социальная статистика. М., 2001
  161. Г. Психология толп. М., 1978
  162. A.A. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М.: Гендальф, 1998
  163. A.A. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000
  164. Э. Третья вольна. М., 2002
  165. Э. Футурошок. М., 1997
  166. А. Мифодизайн рекламы. СПб.: Институт личности, 1995
  167. Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М.: Наука, 1999
  168. А.Д. Проблема информации в современной науке. М., 1975
  169. В.В. У истоков публицистики. М., 1989
  170. Ф. Теории информационного общества. М., 2004
  171. Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003
  172. Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.:Изд-во МГУ, 1996
  173. И.Д. Журналистика и аудитория. М., 1976
  174. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.1989., Психология и русская мысль. М., 1994
  175. Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2001
  176. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997
  177. В.А. Газета, пропаганда, жизнь: вопросы теории и методики, М., 1982
  178. A.B. Информационная устойчивость политической системы постиндустриального общества. М.:Изд-во РАГС., 2006
  179. A.B. Психологические аспекты формирования информационной политики. Ставрополь, 1999
  180. A.B. Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе/ Под общ.ред. Маслюка С. Г. М., 20 049
  181. К.Э. Работы по теории информации и кибернетике М., 1963
  182. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973
  183. Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭ), 2000
  184. М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты. М., 2000
  185. Эшби.У. Р. Введение в кибернетику. M., 1959
  186. И.И. Информациология. M., 1996
  187. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов./Пер. с англ. М.: ЗАО «Совершенство», «Port-Royal», 1997
  188. Язык и моделирование социального взаимодействия. Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртэнэ, 1998
  189. И.Г. Власть в русской традиционной культуре: опыт культурологического анализа, доклад, прочитанный на независимом теоретическом семинаре 26 июня 1996 года. — http://scd.plus.centro.ru/3.htm
  190. Р.Г. Социальная динамика гуманитарных перемен. М., 2001
  191. Г. И. Социальная сфера: методология анализа и управления /Социальная политика в постсоветском обществе: задачи, противоречия и механизмы. М., 2001
Заполнить форму текущей работой