Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX-XX вв.: На прим.
творчества С. В. Рахманинова
Диссертация
Духовная музыка рубежа Х1Х-ХХ вв. привлекает внимание исследователей по многим причинам. Это не только освоение музыкального наследия прошлого, которое стало возможным в последние годы. Это диалог столетий, при котором открываются духовные ценности, созвучные нашему времени. Церковное искусство указанного периода складывалось на пересечении двух тенденций: религиозное выступало в облике… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СТРУКТУРА КАНОНА РЕЛИГИОЗНО-ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
- 1. 1. Структурный и семантический аспекты церковно-музыкального канона
- 1. 2. Композиционная и смысловая логика обрядов Литургии и Всенощного бдения
- 1. 3. Константные свойства канонической модели религиозно-духовной музыки
- ГЛАВА 2. АВТОРСКОЕ НАЧАЛО В УСЛОВИЯХ КАНОНА
- 2. 1. Способы проявления авторского начала
- 2. 2. Становление авторского самосознания
- 2. 3. Авторская рецепция канона в романтическую эпоху
- ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ АВТОРСКОГО И КАНОНИЧЕСКОГО В ДУХОВНЫХ СОЧИНЕНИЯХ С. РАХМАНИНОВА
- 3. 1. Объективная и субъективная формы выражения авторской позиции
- 3. 2. Модификация канона в духовных сочинениях композиторов рубежа XIX—XX вв.еков
- 3. 3. Индивидуальная каноническая модель С. Рахманинова
Список литературы
- Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.- 1988, — № 9. —С. 209 —220.
- Арановский М. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества.— Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. — Вып. 130.—1994. —С. 56 — 77.
- Арановский М. Романтизм и русская музыка XIX в. // Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 4. — M.-JL, Изд. Музыка, 1965.— С. 87— 105.
- Арановский М. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора (К постановке проблемы) // Вопросы музыкального стиля. — Л., 1978.
- Артамонова Ю. Проблемы изучения древнерусского пения по моделям- терминология и репертуар // Музыкальная культура православия.—Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. — М., 1994. —С. 142— 150.
- Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. — Автореф. на соискание уч. ст. доктора психологич. наук. — М., 1987. — 32 с.
- Архимандрат Алипий (Кастальский-Бороздин), Архимандрат Исайя (Белов). Догматическое богословие. — Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994. —288 с.
- Асафьев Б. Избранные труды. — Т. П. — М., 1954. — 348 с.
- Асафьев Б.. О хоровом искусстве. Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. — Л., Музыка, 1980. — 216 с.
- Асафьев Б. Русская музыка XIX — начала XX вв. — Л-М., 1979.
- Баранова Т., Владышевская Т. Церковная музыка // Музыкальная энциклопедия. — Т. У1. — М., 1982. — С. 118 — 134.
- Баткин Л. М. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура: индивидуальность вистории культуры. — Отв. ред. А. Я. Гуревич. — М., Наука, 1990. — С. 126— 163.
- Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Работы 20-х годов. — Киев, 1994. — С. 69 — 256.
- Безуглова И. Ф. Каноническое и индивидуальное в творчестве роспевщиков ХУП в. (Опекаловский роспев). — Автореф. дис. на со-иск. уч. степени канд. искусствоведения. — Д., 1982. — 18 с.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. — В 2-х т. Т. 1. — М., Искусство, 1994. — С. 37 — 341.
- Берков В. О. Рахманиновская гармония // Избранные статьи и исследования. — М., 1977. — С. 345 — 353.
- Бернштейн Б. М. Традиция и канон. Два парадокса // Сов. искусствознание, 80. — М., Сов. худ., 1981. — С. 112 — 153.
- Бершадская Т. Монодийные принципы в музыкальном мышлении Рахманинова // Рахманинов в художественой культуре его времени: тезисы докладов науч. конференции. — Ростов, РГК, 1994. — С. 93 — 95.
- Бершадская Т. О гармонии Рахманинова // Русская музыка на рубеже XX века / Статьи, сообщения, публикации. — под общей ред. М. К. Михайлова, Е. М. Орловой. — М.-Л, Музыка, 1996. — С. 149 —175.
- Бобровский В. О музыкальном мышлении Рахманинова / Советская музыка, 1985, № 7. — С.
- Бобыкина И. Некоторые вопросы объединения цикла в симоф-нических произведениях Рахманинова // Вопросы теории музыки. Вып. 3. / Ред.-сост. Т. Мюллер. — М., Музыка, 1975. — С. 157 — 175.
- Бобыкина И. А. Позднее симфоническое творчество Рахманинова / Мелодический тематизм и его формообразующие проявления. — Дис. на соиск. уч. степ, канд искусствовед. — М., 1978. — 184 е., нот.
- Богомолова Л. М. К стилистике современной старообрядческой певческой культуры: письменные и устные традиции // Из истории музыкальной жизни России (XIX — XX вв.). — Сб. науч. трудов. — Отв. ред. Е. Кулова. — М., 1992. — С. 23 49.
- Брагииа Н. В. Интонационный словарь эпохи и русской музыки начала XX в. (аспекты жанрово-стилевого анализа). — Дис. на соиск. уч. степ, канд искусствовед. — Киев, 1990. — 201 е., нот.
- Бражников М. Древнерусская теория музыки. — Л., Музыка, 1972. —424 с.
- Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. — М., 1976.
- Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. 1 — Изд-ий отдел Моск. Патриархата, 1993. — 944 с.
- Вагнер Г. К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников середины XIX — начала XX вв. — М., иск-во, 1993. — 176 с.
- Вагнер Г. К.. Канон и стиль в древнерусском искусстве. — М., 1987.
- Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М., 1974.
- Валькова В. Б. Религиозное сознание и музыкальный тематизм (на материале европейского средневековья) // Музыкальное искусство и религия. Материалы конференции / РАМ. им. Гнесиных. — М., 1994. — С. 149 — 159.
- Валькова В. Б. Музыкальный тематизм — мышление — культура. — Н. Новгород: Изд-во Нижегор. Ун-та, 1992. — 163 с.
- Вартанова Е. И. Черты стиля позднего симфонического творчества Рахманинова. — Дис. на соиск. уч. степ, канд искусствовед. — Саратов, 1988. — 184 с.
- Владыгиевская Т. Ф. Византийская музыкальная эстетика и ее влияние на певческую культуру Древней Руси // Византия и Русь. — М., 19, С. 145 — 159.
- Владыгиевская Т. Ф. Музыка Древней Руси // Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская Искусство Древней Руси. — М., 1993. — С. 172 — 246.
- Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства. — Дис. на соиск. уч. степ, канд искусствовед. — М., 1975. — 201 с.
- Вобликова А. Б. Литургические симфонии А. Шнитке в контексте соотнесения культа и культуры // Культура — религия. — Всерос. науч. конференция / Сост. Лесовиченко А. М., отв. ред. Шиндин Б. А. — Новосибирская гос. коне., 1992 — С. 426 — 438.
- Волошин М. Чему учат иконы? // Наука и религия, 1995, — № П. —С. 6—7.
- Воронцов Г. О содержательной и формообразующей роли эмоций в музыке. — М., 1988. — 128 с.
- Воспоминание о Рахманинове в 2-х томах., — 4-ое издание, — М., 1974.
- Всенощное бдение. Литургия. — Изд. Моск. патриархии.— 1982. —96 с.
- Выгодский Л. С.. Психология искусства. — М., 1987. — 341 с.
- Гаврюшин Н. К. Вехи русской религиозной эстетики (предисловие). //Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. (Сост., ред. и предисловие Гаврюшина Н.К.— М., 1993. —С. 7 —33.
- Генисаретекий О. И. Личность и творчество в целостности средневековой культуры. // Упражнения в сути дела. — М., 1993. — С. 166— 195.
- Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. — без указания года. Печатается по изд. — М., 1959. — 124 с.
- Герасимова-Персидская Н. А. Вступительная статья к сб.: Н. Дилецкий Хоровые произведения. — вст. ст., комментарий, ред. нот Н.А.Герасимовой-Персидской. — Киев, 1981. — С. 4 — 23.
- Герасимова-Персидская Русская музыка XVII века: — Встреча двух эпох. — М., 1994. — 126 е., нот.
- Гивенталъ И. А. Творчество молодого Рахманинова (конец 80 — 90-е годы XIX в.). — Автореферат на соискание уч., ст. канд. искусствовед., — М., 1968. — 16 с.
- Гливинский В. И. Ф. Стравинский и русская христианская философия рубежа XIX — XX вв. // Культура — религия — церковь. — Всерос. научн. конференция, Новосибирская гос. коне., 1992— С. 396 — 404.
- Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения (Сост. Назаренко И. А., Назаренко А. И. — Краснодар, 1992.
- Глядешццца. 3. Гармония Рахманинова. //Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. III, — М., 1989.— С/ 36 — 57.
- Григорович Н. Е. К вопросу о роли индивидуальности художника в творчестве тропической Африки (на материале традиционной скульптуры йорубов). //Советское искусствознание, 76, Вып. 1, — Сб. ст.,—М, 1976. —С. 215 —221.
- Гоголь Н. В. Размышления о Божественной Литургии. (Репринтное изд., М., 1990. — 124 с.
- Головинский Г. Композитор и фольклор: из опыта мастеров XIX — XX вв. Очерки. — М., 1981. — 279 е., нот.
- Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. — Сост. Н.В. Гумилева- пред., коммент., общ. ред. А. И. Куркчи. — М., 1994. —554 с.
- Дабаева И. Духовные произведения С.В, Рахманинова в свете музыкально-эстетических идей нового направления (московская школа). // С. Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему, — Ростов на Дону, РГК, 1994. — С. 109 — 117.
- Дабаева И. П. Ладогармоническая основа русской духовной музыки конца XIX — начала XX в. // отечественная культура XX в. и духовная музыка. / Тезисы докладов Всесоюзной научно-практ. конференции.— Ростов на Дону, 1990. — С. 137—138.
- Дантова И. В.. Эмоциональная выразительность в русской вокальной школе по сравнению с итальянской. // Художественный тип мышления. — Изд. МГК, 1994. — С. 170 —179.
- Демченко А. И. Проблема духовности и русская культовая музыка начала XX в. // Отечественная культура XX в. и духовная музыка. / Тезисы докладов Всесоюзной конференции. — Ростов на Дону, 1990. — С. 128— 130.
- Демченко А. И. Отечественная музыка начала XX в.: к проблеме создания художественной картины мира. — Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 1990, — 109 с.
- Додонов Б. И. Эмоциональная направленность личности. — Ав-тореф. дис. на соиск. уч., степ. канд. искусствоведения, — М., 1979.— 29 с.
- Дуков Е. Слушатель в мире музыки с культурно-исторической точки зрения. // Вопросы социологии музыки. — Сб. тр. ГМПИ им. Гне-синых, ред. — сост. Е. В. Дуков. — М., 19 900. — С. 86 — 99.
- Евин И. А. Синергетика искусства. — М., 1993. — 171 с.
- Евдокимова Ю., Назайкинский Е. Актуальные проблемы стиля. //Сов. Музыка, 1983,№ 8.
- Ерошкина Т. П. Индивидуализация личности в художественной культуре. — M., 1991. — 200 с.
- Ефимова И. В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII — начала XVIII вв. — дис. на соиск. уч. степ, канд. искусствоведения, — JL, 1984.
- Ефимова И. В. Музыкально-теоретические основы интерприта-ции крюковых партитур. // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория практика. — Материалы международных научных конференций. / РАМ им. Гнесиных. — М., 1994. — С. 231 — 242.
- Жданов В. Ф.. Эмоционально-образное мышление певца и его развитие в классе оперной подготовки. // Художественный тип мышления. — Изд-во МГК, 1994. — С. 214 — 230.
- Журавлева О. Философские тенденции «любомудрия» и их влияние на духовные сочинения С. Рахманинова. // Музыкальное искусство и религия: материалы конференции. / РАМ им. Гнесиных. — М., 1994 —С. 92— 103.
- Зайцева Е. Русские народные песни в обработке Рахманинова. II C.B. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения, / Научн. тр. МГК. — М, 1996, —С. 161 — 172.
- Зацепина Т. М. Традиции национальной певческой музыкальной культуры в русской хоровой музыке. —Автореф. на соиск. уч. степ, канд. искусствоведения., М., 1981 —216 с.
- Захарьина Н. Б. Интонационный словарь и композиция песнопений — осмогласников знаменного распева. — Автореф. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения, — С-Пб., 1992. — 25 с.
- Земцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды — JL, Сов. комп., 1977. — 175 с.
- ЗолтаиД. Этос и аффект, М., 1977. — 372 с.
- Ивашкин А. Культ оригинальности или склонность к самоанализу? // Московский музыковед., Вып. 2, М., 1991. — С. 177 — 184.
- Ивашкин А. Канон в музыке как эстетический принцип. Диен, на соиск. уч. степ, искусствоведения, — М., 1978. — 449 е., нот.
- Игнатьева А. А. Богослужебное пение Православной Русской церкви с конца XVI до начала ХУП вв. Казань, 1961. — 546 с.
- Игумен Вениамин (Новик) О православном миропонимании (отологический аспект). // Вопросы философии, 1993, № 4, С. 135 -149.
- Ильин И. О православии и католичестве. // Москва, 1993, № 3. -С. 3−8.
- Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. Ч. 2, М., 1985.-232 с.
- Иордан И., Киркор Г. Рахманинов. Три хора б/сопр., М., 1972 (вст. Ст.).
- Историческое, догматическое и таинственное изъяснение божественной Литургии. Сост. И. Дмитриевский. — Изд. Отдел Моск. Патриархата, 1993. — 428 с.
- Казанцева Л. Образ автора в музыке Рахманинова. // Рахманинов в художественной культуре его времени. Тезисы докладов науч. конференций, Ростовская гос. коне., 1994. — С. 69 — 72.
- Казанцева Л. Книга Ирмологий в отечественной и зарубежной науке XIX- XX веков. // Современная интерпретация проблем истории и теории русской музыки ХУП XIX вв. / Сб. тр. РАМ им. Гнесиных, Вып. 126,-М., 1994.-С. 24−44.
- Калиниченко Н. Н. Малый знаменный роспев в творчестве древнерусских роспевщиков. Автореф. На соиск. Уч. степ. канд. искусствовед. , — М., 1994, — 17 с.
- Калошина Г. Религиозно-философская символика в монументальных сочинениях Рахманинова и его современников начала XX в. //
- Рахманинов в художественной культуре его времени, Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1994, — С. 102 — 109.
- Калужникова Т. И. Интонационные основы партесного многоголосия. Дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения, — Свердловск, 1986, — 240 с.
- Кандинский А. А. О взаимовлиянии композиторского и исполнительского творчества Рахманинова. Автореф. На соиск. уч., степ, канд. искусствоведения, — М., 1980. — 22 с.
- Кандинский А. И. О симфонизме Рахманинова. // Сов. музыка, 1973, № 4 .
- Кандинский А. И. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков. // Сов. музыка, 1991, № 5.
- Кандинский А. И. Литургия св. Иоанна Златоуста. // Муз. академия, 1993, № 3.- С. 148- 155.
- Кандинский А. И. Хоровой цикл ор. 31 С. В. Рахманинова в контексте литургического богослужения. // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения. Научн. тр. МГТС, — М., 1995. — С. 15 — 29.
- Кандинский А. И. Песнопения Всенощного бдения в интерпретации Рахманинова (из истории памятников русской хоровой музыки). // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2 (Тезисы докладов и конференций) Сост. и ред. Т. А. Владышевская, -М., 1992.
- Кандинский-Рыбников А. Проблема Судьбы и автобиографичность в искусстве Рахманинова. // см. № 95, С. 90 — 110.
- Карцовник В. Г. О романтической рецепции средневекового хорала. // Музыка. Язык. Традиции. / Проблемы музыкознания. Вып. 5, -ЛГИТМиК, 1990. С. 142 — 151.
- Кастальский А. Д. Из записок. // И. Ф. Стравинский: Статьи и материалы. М., 1973. — С. 207 — 213.
- Келдыш Ю. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI в. // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978. — С/ 174- 199/
- Келдыш Ю. Древняя Русь XI XVTI веков // История русской музыки. Т. 1,-М., 1990. .8- 125.
- Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. -М., 1978.
- Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М., 1973. — 470 с.
- Киракосова М. Рахманинов и поэзия (о принципах выбора поэтического текста в романсах Рахманинова). // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения, науч. тр. МГК, — М., 1995. — С. 155 — 161.
- Кирнос В. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.- 172 с.
- Киселев В. А., Савенков А. И. Место религиозных и светских ценностей в гуманитарном образовании. // Гуманизация образования: мифология, религия, искусство, Тезисы докладов науч.-метод. конференции. / Обл. ИУУ, 1992. — С. 64 — 68.
- Коляда Е. Древнерусская гимнография и иконопись: некоторые общие закономерности формирования жанров. // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. Материалы на-учн. конференций. / РАМ им. Гнесиных. — М., 1994. — С/ 4 — 44/
- Комеч А. И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве. // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. —. 209 -223.
- Конен В. Театр и симфония. М., 1968. — 352 с.
- Корабелъникова Л., Рахманова М. Вступительная статья в нотах: П. Чайковский сочинения для хора без сопровождения. М., 1990.- С. 9 16.
- Коробова А. Ноуменальное и феноменальное в музыкальном произведении и жанрово-коммуникативный опыт культовой музыки. //
- Музыкальное искусство и религия. Материалы конференции. — РАМ им. Гнесиных, -М., 1994. —. 189 — 198.
- Красилин М. М., Рахманова М. П. Духовная музыка отечества: музей или храм? // Муз. академия, 1993, № 3. С/ 74 — 80/
- Кронштадский И. В мире молитвы. М., 1994. — 279 с.
- Кручинина А. Композиция музыкально-поэтического текста в древнерусском чинопоследовании. // Музыкальная культура православного мира. / РАМ им. Гнесиных, 1994. С. 130−141.
- Крылова Л. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке. // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. Сб. ст. (Ред. — сост. Е. В. Назайкинский). — М., 1978. — С. 59 — 77.
- Крылова Л. Функции цитаты в музыкальном тексте. // Сов. музыка, 1975, № 8.
- Кузмин М. А. О церковном уставе и о церковном пении. / Ком. и послесловие Рахмановой М., // Муз. Академия, 1992. № 3. — С. 37 -44.
- Кураев А. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк. -М., 1995.- 416 с.
- Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера,-М., 1975.-552 с.
- Лазарев В. Н. О методе работы в рублевской мастерской. // Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. — С. 205 — 210.
- Лебедева-Емелина А. В. Русская хоровая культура второй половины XVIII в. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения, -М., 1993.-31 с.
- Левашев Е. От Глинки до Рахманинова. // Музыкальная Академия, 1992,№ 2,-С. 2- 12.
- Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Т. 1,-М, 1972.
- Левая Т. Русская музыка XX в. в художественном контексте эпохи: исследование, -М., 1991. 166 с.
- Левитов Н. Вопросы психологии характера, М., 1956. — 368 с.
- Лесовиченко А. М. Диалектика статического и динамического в средневековом хорале. // Культура-религия-церковь. Всерос. научн. конференция, — Новосибирская гос. коне., 1992. — С. 100 — 107.
- Лесовиченко А. М. Западная музыкальная традиция и средневековое религиозное сознание, Дис. На соиск. уч. степ. канд. искусствоведения, — Улан-Удэ, 1990. — 181 с.
- Лихачев Д. С. Земля родная, М., 1983. — 256 с.
- Лозовая И. Знаменный распев и русская народная песня (о самобытных чертах столпового знаменного распева). // Русская хоровая музыка XVI XVIII вв. — сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 83, — М., 1986.-С. 26−45.
- Лозовая И. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси. // Музыкальная культура православного мира. -Материалы научн. концеренций / РАМ им. Гнесиных, М., 1994. — С. 79 -90.
- Лозовая И. Самобытные черт ы знаменного роспева, Авто-реф. На соиск. уч. степ. канд. искусствоведения, — Киев, 1987. — 24 с.
- Лосев А. Ф. Диалектика творческого акта. //Контекст, 1981. -М., 1982.- С. 48−79.
- Лосев А. Ф. Художественный канон как проблема стиля. // Вопросы эстетики, 1964, № 6. С. 351 — 399.
- Лосев А. Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. -М., 1976.-367 с.
- Лосев А. Ф. О понятии художественного канона. // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.-С.6−15.
- Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — С. 21 — 186.
- Лосский Н. О. История русской философии. М., 1994. — 46ос.
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. — 288 с.
- Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс. // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. — С. 16 — 22.
- Лохтина М. П. Личность художника и ее проявление в произведениях искусства. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения,-Л., 1987.- 16 с.
- Мозель Л. О мелодии. М., 1952.-300 с.
- Малков Ю. Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии. // Сов. искусствознание, 77. Вып. 2. — М., 1978. — С. 93 — 121.
- Мартынов В. К проблеме изучения форм древнерусского богослужебного пения. // Музыкальное искусство и религия. Материалы конференций / РАМ им. Гнесиных, — М., 1994. — С. 9 — 19.
- Медушевский В. Мысли о православной психологи и музыки. // Альманах муз. психологии, М., 1994, — С. 48 — 75.
- Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., 1993. -262 с.
- Медушевский В. О церковной и светской музыке. // Музыкальное искусство и религия. Материалы конференций, /РАМ им. Гнеси-ных, — М., 1994.-С. 20−45.
- Медушевский В. Религиозная природа музыкального слуха. // Альманах музыкальной психологи и, 95. М., 1995. — С. 8 — 16.
- Медушевский В. В. Таинственные энергии музыки. // Музыкальная Академия1993, № 3. С. 54 — 57.
- Медушевский В. В. Художественная форма музыки. // Спутник учителя музыки. / Сост. Т. В. Челышева, М., 1993. — С. 89 — 125.
- Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект. // Сов. музыка, 1979, № 3. С. 30 — 39
- Менъ А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. -М., 1991.-191 с.
- Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России, Свято-Троицкая Лавра, 1995. — 148 с.
- Мещерякова Н. А. К проблеме претворения религиозных традиций в отечественной хоровой музыке. // Отечественная культура XX в. и духовная музыка. Тезисы докладов конференций, Ростов-на-Дону, 1990.-С. 147- 149.
- Мирошникова Л. А. Некоторые особенности гармонии Рахманинова. // Творческие проблемы музыки XX в. Вып. 1. М., 1967. — С. 210−237.
- Михайлов М. Стиль в музыке: Исследование. Л., 1981. — 264 е., нот.
- Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. / Сост., и примеч. А. Вульфсона- Вст. статья М. Арановского. Л., 1990. — 288 с.
- Мочалова Н. Ю. Сокровенный мир человека и его творческая реализация в искусстве, Дис. на соиск. уч. ст. канд. психологии. -Свердловск, 1990. — 169 с.
- Музыкальная эстетика России XI XVIII вв. / Сост. текстов, переводы и вст. Статья А. И. Рогова, — 1973. — 246 с.
- Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.-319с.
- Назайкинский Е. Символика скорби в музыке Рахманинова (к прочтению Второй симфонии). // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения. Научн. труды МГК, — М., 1996. — С. 29 — 41.
- Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. — 287 с.
- Никольский H. М. История русской церкви. 3-е изд., — М., 1985.-438 с.
- Орлова Е. Церковное, религиозное, духовное. // Сов. музыка, 1991. № 5.
- Основы религиоведения. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков. M., 1994. — 368 с.
- Пальмова В. А. Теория лада в русском музыкознании второй половины XIX в. Дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения, -М, 1988.-225 с.
- Панпурин В. А. Структура внутреннего мира личности. Авто-реф. на соиск. уч. степ, философских наук, — Свердловск, 1986. — 17 с.
- Пантиелев Г. Я. Херувимская песнь как предмет культурологического анализа. // Отечественная культура XX в. и духовная музыка. Тезисы докладов конференции, — Ростов-на-Дону, 1990. — С. 90 — 92.
- Пастон Э. Парадоксы Виктора Васнецова. Наше наследие, 1991,№ 4.-С. 5−18.
- Плахов Ю. Н. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии, Ташкент, 1988. — 159 с.
- Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI XVn вв. — Челябинск, 1993.-347 с.
- Плотникова И. Ю. К вопросу об истории восстановления древне-церковного пения в XIX в. // Культура-религия-церковь. Все-рос. нучн. конференция Новосибирской гос. коне., 1992. — С. 343 — 352.
- Поспелова Р. Этос ритма в музыке христианской традиции // Муз. культура православного мира, Материалы научн. конференций, / РАМ им. Гнесиных, — М., 1994. — С. 103 — 113.
- Преображенский А. В. Культовая музыка в России, Л., 1924.
- Протопопов В. О музыкальной системе осмогласия в древнерусских песнопениях (знаменный распев).
- Психология личности. Тесты. -М., 1982.-288с.
- Рамазанова Н. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла. // Муз. культура Средневековья. Вып. 2. Тезисы докладов и конференций , — М., 1992.
- Рахманова М. П. «Величит душа моя Господа» // Муз. Академия, 1992. № 2.
- Рахманинов С. Воспоминания, записанные О. Фон Ризема-ном, — М., 1992.-256 с.
- Рахманова М. Заключительное слово. // Муз. Академия, 1993. -№ 3.-С.48−51.
- Рахманова М. П. Музыка. // Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М., 1991. — С. 45 — 91.
- Рахманова М. П. «Всенощное бдение» Рахманинова в контексте «нового направления» русской духовной музыки. // Международная конференция «С. В. Рахманинов и мировое искусство» (тезисы), Тамбов, 1993.-С. 13−14.
- Рейнвальд Н. И. Психология личности, М., 1987. — 200 с.
- Романов JI.. Музыкальное искусство в структуре православного культа, Автореф. на соиск. степ. канд. философских наук. — М., 1974.- 17 с.
- Русская хоровая музыка XVI XVIII вв., — Сб. научн. трудов. Вып. 83, — ГМПИ им. Гнесиных, 1986, — 175 с.
- Ручъевская Е. А. Стиль как система отношений. // Сов. музыка, 1984.-№ 4-.
- Ручъевская Е. Функции музыкальной темы. Л., 1973.
- Сенков С. Первая фортепианная соната С. В. Рахманинова: История, Концепция. Судьба. // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения, Сб. научн. трудов, — М., 1995. — С. 110−119.
- Сенков С. Е. Специфика стиля и проблемы интерпретации фортепианных сонат и вариаций С. В. Рахманинова, Дис. на соиск. уч. степен. канд. искусствоведения, — М., 1991. — 230 с.
- Серегина Н. С. О ладовом и композиционном строении песнопений знаменного роспева. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14.-Л., 1975.-С. 65−79.
- Сидорович Л. «Рифмотворная псалтырь» С. Полоцкого В. Титова. Культура-религия-церковь. — Всерос. научн. конференция, -Новосибирская гос. коне., 1992.
- Синявская Л. О симфонизме Рахманинова. К уточнению жанровой природы. // С. В. Рахманинов. К 120-летию. Научн. труды МГК, -M., 1995.-С. 53 -63.
- Скафтымова Л. О Dies irae у Рахманинова. // С. В. Рахманинов. К 120-летию. Научн. труды МГК, М., 1995. — С. 84 — 90.
- Скафтымова Л. О мелодике Рахманинова.//Страницы истории русской музыки, Л., 1973. — С. 103 — 122.
- Скафтымова Л. А. Основные черты стиля Рахманинова предоктябрьского десятилетия, Дис. на соиск. уч. степен. канд. искусствоведения,-Л., 1979. — 160 с.
- Скафтымова Л. А. О формообразующей функции гармонии у Рахманинова (средний и поздний периоды). //' Вопросы теории музыки, Сб. трудов ГМПИ, им. Гнесиных. Вып. 30, — М., 1977. — С. 90 — 100.
- Скафтымова Л. Рахманинов и символизм. // С. Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. Сб. ст. — Ростов-на-Дону, 1994. -С. 16−27.
- Сквирская Т. 3. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях, Автореф. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения, — С. Пб, 1993. -24 с.
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей, -М, 1973.-448 с.
- Скребков С. Русская хоровая музыка ХУП начала X VIII вв. -М., 1969.
- Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. М., 1985. — 285 с.
- Скурко Е. Ожанрово-стилистических предпосылках вариантности в инструментальной музыке С. Рахманинова. // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения. Сб. научн. трудов МГК, 1995. — С. 147 -154.
- Скурко Е. Р. О роли вариантно-вариационного метода развития в творчестве С. Рахманинова. Дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения, — Л: 1978.-200 с.
- Смирнова Е. М. Структурные особенности и выразительные функции фактуры в музыке Рахманинова. Автореф. на соиск. уч. степ, канд. искусствоведения, — Л., 1989. — 26 с.
- Соколов А. С. О типологии методов художественного мышления. // Художественный тип человека. М., 1994. — С. 52−65.
- Соколов, А С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества, М., 1992. — 23о с.
- Соколова О. Хоровые и вокально-симфонические произведения Рахманинова, М., 1963. — 149 с.
- СоловцовА. С. В. Рахманинов, М., 1969. — 174 с.
- Сорокина Е. Фортенианные сонаты С. В. Рахманинова. // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М., 1976. — С. 146 — 180.
- Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности, Автореф. на соиск. уч. степ, доктора психологич. наук. — М., 1992. — 30 с.
- Сохор А. Стиль, метод, направление (к определению понятий). Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. Л., 1965. — С. 3 — 15.
- Степанов А. Ладогармонические основы русской хоровой музыки XVI XVII столетий. // Очерки по истории и гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1, -М., 1985. — С. 5 — 18.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX вв., М., 1970.-293 с.
- Стогний И. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема. // Музыкальный язык в контексте культуры. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106,-М., 1989.-С. 23−41.
- Субботин К. Руководство к изучению устава богослужения православной церкви. С-Пб, 1994. — 228 с.
- Тараева Г. Христианская символика в музыкальном языке. // Муз. искусство и религия, Материалы конференций / РАМ им. Гнесиных,-М., 1994.-С. 129- 148.
- Толковый Типикон. / Сост. М. Скабаллонович, изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. — 416 с.
- Урманцев Ю. А. О формах постижения бытия. // Вопросы философии, 1993, № 4. С. 89 — 105.
- Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. М., 1989.-475 с.
- Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство, 2-ое изд., -М., 1971. 1971.-624 с.
- Федорова Г. С. Ладовая система русской монодии (на материале нотолинейных певческих книг). Автореф. на соиск. уч. степ, канд. искусствоведения, — М., 1988. — 20 с.
- Федосова Э. 77. Традиции духовности и композиторское творчество. // Отечественная культура XX в. и духовная музыка. / тезисы докладов Всесоюзн. конференции, Ростов-на-Дону, 1990. — С. 38 — 41.
- Флоренский 77. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. С., 1993. — 324 с.
- Флоренский 77. Догматизм и догматика. // Флоренский П. А. Соч. В 4-х т. Т. 1., -М, 1994.-С. 550−570.
- Флоренский 77. Иконостас. // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. — Антология. Вып. 1. — М., 1993. — С. 265 -280.
- Фролов С. Рахманинов в Петербурге. // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения. Научн. труды МГК, — М., 1995. — С. 73 -84.
- Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986.- 104 с.
- Хейзинга Й. Осень Средневековья: Соч. В 3-х тт., Т. 1., / Вст. ст. и общая ред. В. И. Уколовой,-М., 1995. 416 с.
- Холина М. В. К вопросу о творческом методе Павла Кузнецова. Стиль, канон, иконография. // Сов. искусствознание, 80. -М., 1981.
- Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления. // Проблемы и новаторства в современной музыке, -М, 1982.-С. 52- 104.
- Холопов Ю. Канон. Генезис и ранние этапы развития. // Теоретические наблюдения над историей музыки. Сб. ст., — М., 1978. — С. 127- 157.
- Холопов Ю. О ритмике русской монодии. // Современная интерпретация проблем истории и теории русской музыки ХУП XIX веков. — Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 126 / отв. ред. и сост. канд. искусствоведения В. А. Пальмова, — М., 1995. — С. 4 — 23.
- Холопов Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия /У Вопросы философии, 1993, № 4. С. 106 — 114.
- Холопова В. К Музыка как вид искусства, в 2-х частях. Ч. 1, -М., 1990.- 140 с.
- Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика, М., 1983. -281 с.
- Хоружий С. Проблема личности в православии- мистика иси-хазма и метафизика всеединства. // «Здесь и теперь», М., 1992. — С. 94 — 106.
- Цуккерман В. Жемчужина русской лирики. // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. — С. 505 — 528.
- Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Вып. 1 и 2. -М, 1994.
- Шабалина Л. К. Религиозная музыка и проблемы родовой дифференциации искусства. // Культура-религия-церковь. Всерос. на-учн. конференция, — Новосибирская гос. коне., 1992. — С. 17−26.
- Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма. -М., 1983. 152 с.
- Шелудякова О. Е. Мелодика эпохи позднего романтизма: стилевые аспекты, Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения,-М., 1996.-23 с.
- Шеховцева И. Гимн и проповедь: две традиции в византийском гимнографическом искусстве. // Муз. культура православного мира. Материалы научн. конференций / РАМ им. Гнесиных, — М., 1994. -С. 8−33.
- Шиндин Б. А., Ефремова И. Е. Демественный роспев. Монодия и многоголосие. Новосибирск, 1991. — 1991. — 255 с.
- Шиндин Б. А. Певческая рукопись Тихомировского собрания № 448. // Культура-религия-церковь. Всесоюзн. Конференция, — Новосибирск, 1992. — С. 283 — 294.
- Шиндин Б. А. Об изучении жанров древнерусского певческого искусства. // Традиции музыкальной науки, Л., 1989. — С. 89 — 103.
- Шишкова Т. Музыкальный язык «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова. // Рахманинов в художественной культуре его времени. -Тезисы докладов научн. конференций. Ростовская гос. коне., 1994. -С. 107- 109.
- Школьник И. Г. Византийская стихира V ХП вв. (Музыкальный и литергический аспекты), — Автореф. дис. на соиск. уч. степ, искусствоведения, — М., 1994. — 25 с.
- Ягодовская А. Т. Автор и герой в картинах советских художников,-М., 1987.-272 с. 1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫар.•лгмnrjg-p ^ i1. Ныне Аоюпгйя/ QilTvwx1. Л=1t1 i ! 1t I it} < ?4 $ *j / /s—*1. Г «Г Г г Г Г f Г Г f г Tii «ТПЧ ща-е-LUH Ибс* lao-e-rfc, OAi