Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система правового регулирования возмещения вреда, причинённого гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость работы. Основные положения диссертационного исследования позволяют развивать и дополнять отдельные правовые институты конституционного, административного, гражданского права и иных отраслей. Результаты исследования в праве используются и могут быть использованы в процессе научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, практических работников, полученные… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Институт правового регулирования реализации конституционных прав граждан при чрезвычайных ситуациях
    • 1. 1. Понятие, содержание и сущность института правового регулирования обеспечения конституционных прав граждан при чрезвычайных ситуациях
    • 1. 2. Общая характеристика чрезвычайного правоотношения
    • 1. 3. Ограничения конституционных прав в условиях чрезвычайной ситуации
  • Глава 2. Механизм правового регулирования возмещения вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях
    • 2. 1. Понятие, сущность и содержание механизма правового регулирования возмещения вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях
    • 2. 2. Правовые средства и способы возмещения вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях
  • Глава 3. Полномочия и предметы ведения системы органов МЧС России по обеспечению безопасности граждан при чрезвычайных ситуациях
    • 3. 1. Понятие и сущность полномочий органов системы МЧС России по обеспечению безопасности граждан при чрезвычайных ситуациях
    • 3. 2. Порядок и особенности обеспечения деятельности системы МЧС России при чрезвычайных ситуациях

Система правового регулирования возмещения вреда, причинённого гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Основополагающим конституционным принципом, провозглашенным в Российской Федерации, является признание, соблюдение и защита человека, его прав и свобод. Реализация указанного принципа невозможна без законодательного закрепления системы безопасности государства, личности, общества. Именно это и предопределило необходимость разработки и принятия в 1997 году Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в развитии которой 12 мая 2009 года Указом Президента РФ была принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которой указывается, что «национальная безопасностьсостояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество жизни граждан, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства"1. В условиях чрезвычайной ситуации увеличивается вероятность наступления неблагоприятных последствий для граждан. Следовательно, в условиях чрезвычайной ситуации, ее предотвращения и ликвидации необходимо с одной стороны обеспечение безопасности участников общественных отношений, и с другой стороны возмещение вреда, причиненного конституционным правам гражданина. Чрезвычайные ситуации существенно воздействуют на имущественные и связанные с ними неимущественные отношения граждан, находящихся в пределах их зон. Особую сложность представляет правовая регламентация возмещения вреда, причиненного конституционным правам граждан, которая в целом представляет собой систему: правовых норм, полномочий и предметов.

1 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г.№ 537 «О стратегии Национальной безопасности до 2020 года"// СЗРФ.-2009.-№ 20.-Ст.2444 ведения органов и должностных лиц, уполномоченных обеспечивать предотвращение, ликвидацию и возмещение вреда, причиненного гражданам в условиях чрезвычайных ситуаций.

Понятие «система» является неоднозначным, существует большое количество различных определений указанной категории. Система (от греч. 5уз1ета — целое, составленное из частей, соединение) — это множество элементов, находящихся в отношениях и в связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство3.

В широком смысле система правового регулирования возмещения вредапричиненного гражданам, при чрезвычайных ситуациях представляет собой систему норм специального (чрезвычайного) законодательства, специальных юридических средств, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе защиты и восстановления конституционных прав1 граждан. Правовую базу специального (чрезвычайного) законодательство, представляют Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Конституции и Уставы субъектов Российской. Федерации и другие законы и подзаконные акты.

2 Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22 изд,-М.'Рус.яз., 1990.-С.352.

3 Лбдеев Р. Ф. Механизм управления, его генезис и системообразующая роль//Философские науки,-1994.-№ 4- Проблемы методологии системного исследования: Сборник статей/ Под ред. И. В. Блаубеога, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина, — М.: Мысль, 1970; Месарович М. Основания общей теории систем// Общая теория систем-. М.: Мир, 1996., Атаманчук Г. В. Теория государственного управления.- М.: Омега-Л, 2006.-С.38−61.

Практика свидетельствует о том, что возрастающую опасность не только в России, но и в других государствах, представляют техногенные чрезвычайные ситуации: крупные пожары, аварии на потенциально опасных объектах и энергетических системах, системах жизнеобеспечения). Подтверждением тому является следующая оперативная обстановка по чрезвычайным ситуациям за 2006 -2009г. В 2007 году оперативная обстановка с пожарами в Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом 2006 года характеризовалась следующими основными показателями: зарегистрировано 211 163 пожара (-3,7%) — погибли 15 924 человека (-7,0%), в том числе 597 детей (-14,8%) — получили травмы 13 646 человек (+1,6%) — прямой материальный ущерб составил 8551,2 млн руб. (+1,6%). В 2007 году в Российской Федерации ежедневно происходило 579 пожаров, при которых погибало 44 человека и 37 человек получали травмы. Ежедневный материальный ущерб составил 23,4 млн. рублей. Согласно статистическим данным в 2008 году в Российской Федерации произошло 2146 чрезвычайных ситуаций, в том числе 1596 техногенного, 161 природного и 37 биолого-социального характера. В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 4441 человек и пострадало 27 335 человек.

Количество природных ЧС прогнозируется в пределах 200−235 ЧС, что на 25−35% выше показателей 2008 года. В 2009 году количество техногенных чрезвычайных ситуаций (без учета техногенных пожаров) прогнозируется на уровне 2008 года (350−400 ЧС). Прослеживается тенденция роста возникновения чрезвычайных ситуаций, которые причиняют и могут причинить значительный вред конституционным правам граждан, в частности их жизни и здоровью.'1 Именно поэтому особым пунктом в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года выделено, что «обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных.

4 Портал МЧС России[ электронный ресурс] / Статистика. Прогнозы, — М., 2009;Режим доступа: http://www.rrichc.gov.ru/ ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которая сформирована и действует в настоящее время, объединяя органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Анализ действующего законодательства показывает, что имеющиеся правовые средства не полной мере отражают специфику складывающихся в зоне чрезвычайных ситуаций, общественных отношений, что влияет на состояние защищенности личности, а, значит и на безопасность. Комплекс данных правовых средств необходимо систематизировать, выявляя его особенности.

В процессе исследования сущности и содержания механизма возмещения вреда, причиняемого гражданам в зоне чрезвычайной ситуации применялись не только гражданско-правовые средства и способы, но и способы компенсационного и социального характера.

Степень разработанности темы. Имеются работы, посвященные теории и практике защиты прав и свобод человека и гражданина. В дореволюционной русской юридической литературе заметное место занимают работы В. П. Данилевского, П.Е.' Казанского, Л. А. Комаровского, Ф. Ф. Мартенса. В последующие периоды развития советского и российского государства указанной проблематикой занимались ученые-правоведы: С. С. Алексеев, A.B. Зиновьев, O.E. Кутафин, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева, И. И. Лукашук, М. Н. Марченко, Н. И. Матузов, P.A. Мюллерсон, C.B. Поленина, О. И. Тиунов, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, В. Г. Томин, Г. И. Тункин и другие.

Особое внимание уделено изучению работ авторов, которые в той, или иной мере рассматривали вопросы общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в России, ограничения прав человека в условиях режима чрезвычайного положения: В. А. Акимова,.

С.А. Аникиенко, Г. К. Артамоновой, Т. В. Апаровой, И. Л. Бачило, Ю. В. Бражникова, Ю. Л. Воробьева, М. Х. Гельдибаева, П. П. Глущенко, В. Ю. Голубовского, Ф. М. Городинца, Н. В. Григорьева, А. В. Грязнова, В. В. Гущина, Ш. Ш. Дагирова, Ю. Н. Демидова, А. Н. Дорина, В. Я. Кикотя, A.M. Ларина, Е. А. Маркиной, И. Л. Петрухина, C.B. Пчелинцева, О. А. Ралитной, Ф. М. Решетникова, В. А. Толстика, В. С. Устинова, Н. И. Уткина, С. К. Шойгу, Ю. Г. Шляковского, А. В. Эльмурзаева, Н. Г. Янгола.

Несмотря на значительное количество работ, посвященных различным аспектам правового регулирования чрезвычайных отношений, возникающих в зоне чрезвычайных ситуаций, всестороннего теоретического и практического исследования настоящей проблематики ранее не предпринималось. Впервые предпринято специальное комплексное монографическое исследование в процессе которого определен, обоснован и раскрыт механизм возмещения вреда причиняемого гражданам, в зоне чрезвычайных ситуаций с позиций конституционного административного и гражданского права.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые чрезвычайным законодательством, возникающие в связи с защитой и восстановлением нарушенных конституционных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является законодательство, определяющее полномочия и предметы ведения субъектов правоотношения возникающее в условиях чрезвычайных ситуаций, конституционно-правовой статус граждан, а также материалы судебной практики, материалы практики деятельности МЧС России, статистические данные, источники научной и учебной литературы, другие материалы и разработки по настоящей проблематике.

Цели и задачи исследования. Целями исследования являются:

— сравнительно-правовой анализ сущности и содержания законодательства, регламентирующего деятельность субъектов правоотношений возникающих при чрезвычайных ситуациях;

— комплексное, системное исследование сущности, содержания и особенностей конституционного, административного и гражданского законодательства, применяемого для предотвращения, возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— выработка и обоснование основных направлений дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего возмещение вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях и механизма его применения;

— выявление, обоснование и раскрытие сущности и содержания системы правового регулирования возмещения вреда, причиняемого гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав.

Для реализации указанных целей поставлены и решались следующие задачи:

— изучение и обобщение законодательной и источниковедческой баз российского и зарубежного уровней, регламентирующих правоотношения возникающие вследствие нарушения конституционных прав граждан, причиненных при чрезвычайных ситуациях;

— рассмотрение содержания и сущности конституционно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайной ситуации;

— определение сущности и содержания правоотношений, возникающих при чрезвычайной ситуации;

— определение правового режима чрезвычайной ситуации и правомерности ограничений конституционных прав граждан в условиях данного режима;

— выявление и обоснование условий, способствующих осуществлению эффективной защиты конституционных прав в условиях чрезвычайной ситуации;

— исследование механизма возмещения вреда, причиняемого гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав;

— определение категорий: «противоправное деяние», «вред» и «убытки», «система правового регулирования» применяемых в условиях чрезвычайной ситуации;

— изучение современных проблем социально-правовой защиты населения от последствий чрезвычайной ситуации;

— выявление сущности теории, практики и механизма социально-правовой защиты граждан в условиях чрезвычайной ситуации;

— исследование полномочий и предметов ведения органов системы МЧС России по обеспечению реализации и защиты конституционных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций;

— выработка и обоснование предложений по совершенствованию законодательства регулирующего условия введения правового режима чрезвычайной ситуации и его применения.

Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, правоприменительная и интерпретационная практика Конституционного Суда РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, международно-правовые договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты, законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие реализацию, охрану, защиту и восстановление конституционных прав граждан, нарушенных при чрезвычайных ситуациях.

Методологической базой исследования послужили современные методы познания, выявленные юридической наукой и апробированные практикой. Работа основана на использовании положений диалектической философии, общенаучных методов — исторического и логического анализа, синтеза, индукции, дедукции. Помимо общенаучных, применялись и частные методы: системный, функциональный, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический и другие.

Теоретическая основа исследования. Комплексный характер исследуемой проблемы предопределил многоплановость поставленных в настоящей диссертации вопросов и обращения к правовой и источниковедческой базам, имеющим отношение к различным аспектам темы в рамках социологии, философии и истории права, конституционного, административного права, уголовного, гражданского процесса и иных отраслей права.

Отдельные вопросы относящееся к настоящей проблематике и касающиеся данной области теоретических знаний, рассмотрены исследовали: С. И. Архипов, В. К. Бабаев, С. Н. Бабурин, М. И. Байтин, В. М. Баранов, П. П. Баранов, И. Н. Барциц, В. В. Борисов, С. Н. Братусь, В. М. Ведяхин, А. Б. Венгеров, Н. В. Витрук, H.A. Власенко, Л. Д. Воеводин, H.H. Вопленко, С. А. Глотов, В. В. Гошуляк, Н. Н. Жильский, В. М. Жуйков, В. Б. Исаков, В. А. Карташкин, В. Н. Карташов, В. П. Кашепов, Д. А. Керимов, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лазарев, В. М. Лебедев, В. И. Леушин, Р. З. Лившиц, Е. А. Лукашева, Н. С. Малеин, A.B. Малько, Г. В. Мальцев, В. М. Манохин, H.H. Матузов, А. В. Мицкевич, А. С. Мордовец, Л. А. Морозова, В. С. Нерсесянц,.

A.И.Овчинников, И. Л. Петрухин, А. С. Пиголкин, С. В. Поленина,.

B.И.Радченко, В. И. Рохлин, О. Ю. Рыбаков, И. Н. Сенякин, В. Н.СинюковДО.Н.Старилов, В .М.Сырых, Ю. А. Тихомиров, П. М. Филиппов,.

A.Г. Хабибулин, О. И. Цыбулевская, Н. М. Чепурнова, Д. М. Чечот,.

B.Е.Чиркин, В. М. Шафиров, Б. С. Эбзеев, А. И. Экимов, Л. С. Явич и др Вопросы обеспечения общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера исследовались в работах В.Л.

Анисимова, B.B. Гущина, Б. П. Кондрашова, A.B. Мелехина, Н. Ф. Поповой, С. А. Старостина и др.

Различные аспекты правового регулирования и организационного обеспечения режима чрезвычайного положения рассматривались в трудах Д. М. Власова, А. Н. Домрина, В. В. Лозбинева, С. П. Щербы и др.

Вопросам защиты населения в чрезвычайных ситуациях посвящены груды Ю. Л. Воробьева, Н. Г. Жаворонковой, Г. В. Федулова, С. Б. Федотова, Ю. Г. Шпаковского, С. К. Шойгу и др.

Кроме того, необходимо отметить статьи, посвященные исследованию безопасности в чрезвычайных ситуациях, С. В. Аленкина, Д. М. Демичева, А. И. Лагуновой, C.B. Пчелинцева, И. С. Розанова, П. А. Смирнова, Ю. Г. Шпаковского и др.

При обосновании положений диссертации теоретического характера автор опирался на работы таких зарубежных ученых-юристов, как А. Барак, Ж.-Л. Бержель, Э. Бредли, Р. Давид, М. Дженис, Э. Дженкс, Г. Еллинек, К. Жоффре-Спинози, Р. Иеринг, Р. Кэй, Г. Кельзен, Ф. Люшер, Ж. Пиктэ, К. Савиньи, Л. Фридмэн, А. Шайо, а также на классические философские произведения Г. Гегеля, Т. Гоббса, И. А. Ильина, И. Канта, Д. Локка, К. Маркса, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, B.C. Соловьева, Г. Спенсера, Ф. Энгельса и др.

Научная новизна диссертации предопределена как в самом подходе к исследованию поставленных проблем, рассматриваемых комплексно и многопланово, так и в предлагаемых решениях ряда конкретных вопросов.

В пределах проведенного исследования в работе впервые:

— обоснована необходимость дальнейшей разработки системы правовых актов, регулирующих возмещение вреда, причиняемого конституционным правам граждан в условиях чрезвычайных ситуаций;

— определено содержание правового режима вводимого в условиях чрезвычайной ситуации;

— доказано, что в целях наиболее полного возмещения вреда, причиняемого конституционным правам граждан необходимо активно использовать различные механизмы правовой защиты: страховой механизм, социальное страхование;

— с позиций обеспечения безопасности граждан, государства и общества в условиях чрезвычайной ситуации исследовано соотношение субъективных прав, обязанностей, права и государства, права и закона, убеждения и принуждения;

— сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательства, регламентирующего различные виды отношений, возникающие в условиях чрезвычайной ситуации.

Проведенное диссертационное исследование способствовало:

— научному осмыслению и анализу проблем обеспечения безопасности граждан в условиях чрезвычайной ситуации;

— инновационному пониманию концепции прав и свобод человека и гражданина, форм и способов их защиты в условиях чрезвычайной ситуации;

— выявлению и обоснованию проблем организации и совершенствования качества правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации направленной на обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях;

— обоснованию необходимости совершенствования государственно-правовой политики в области осуществления безопасности граждан в условиях чрезвычайной ситуации на современном этапе;

— выработке направлений способствующих эффективности обеспечения самозащиты прав, свобод и законных интересов граждан как средства реализации их безопасности.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

1. Институт правового регулирования возмещения вреда, причиненного гражданам вследствие нарушения их конституционных прав представляет собой совокупность правопредписаний, определяющих полномочия субъектов и участников чрезвычайных правоотношений.

2. Система правового регулирования возмещения вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав, представляет собой совокупность императивных и диспозитивных норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, обеспечивающих защиту личности и безопасность государства.

3. Чрезвычайное правоотношение представляет собой охраняемое государством и урегулированное нормами чрезвычайного законодательства общественное отношение, складывающее в процессе установления режима чрезвычайной ситуации.

4. Под правовым режимом, вводимым при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, мы понимаем законодательно обеспеченный особый порядок деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, общественных институтов, жизни населения, вводимый на определенной территории, и на установленный срок, с целью предотвращения опасности для общества или государства, в той или иной кризисной ситуации природного или техногенного характера, при котором происходит перераспределение полномочий органов власти, возложение дополнительных обязанностей на граждан и юридических лиц, а также возможно ограничение прав человека и гражданина.

5. В развитии ст. 5 5 Конституции РФ, предусматривающей ограничение прав и свобод человека и гражданина, только федеральным законом, объективной необходимостью является разработка и принятие ФКЗ «О чрезвычайной ситуации».

6. Учитывая то, что чрезвычайная ситуация может явиться основанием введения режима чрезвычайного положения, органам и должностным лицам, уполномоченным устанавливать вводить режим в зоне чрезвычайной ситуации, требуется учитывать о существенном отличии положений ст. 56 и ст. 55 Конституции РФ.

7. Механизм правового регулирования возмещения вреда, причиняемого гражданам при чрезвычайных ситуациях, представляет собой систему правовых средств и способов, на основе которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций. С точки зрения структуры механизма правового регулирования— это сложная система, имеющая свои элементы: юридические нормы, нормативные правовые акты, акты официального толкования, акты реализации права, правоприменительные акты, а также чрезвычайную ситуациюкак юридический факт и чрезвычайное правоотношение. Элементами механизма также являются правосознание граждан, должностных лиц и соблюдение ими режима законности.

8. Страховой механизм обеспечения безопасности при чрезвычайной ситуации, как элемент механизма правового регулирования возмещения вреда, причиняемого гражданам при чрезвычайной ситуации, является комплексным институтом, призванным минимизировать потери имущественного и личного характера, ориентированный на правовую защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, основанный на договорных и недоговорных отношениях.

9. Учитывая, что страхование сотрудников аварийно-спасательных подразделений МЧС России и лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации относится к личному страхованию, с преобладанием обязательного государственного страхования, предлагаем дополнить ст. 31 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», текстом следующего содержания «страхование спасателей, осуществляемое за счет соответствующего бюджета относиться к обязательному государственному страхованию». Одновременно, это требует необходимость замены название ст. 31 данного Закона на «Страховые гарантии спасателей. Меры социальной защиты».

10. Закрепленная в законе минимальная страховая выплата 20 тысяч рублей не может компенсировать причиненный спасателям вред, в силу чего предлагается Федеральном законом от 22 августа 1995 г. № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» закрепить конкретный размер страховой суммы и размеры страховых выплат в зависимости от страхового случая.

11. Юридическим фактом для возникновения правоотношений по возмещению вреда, причиненного органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами и сотрудниками, в условиях чрезвычайной ситуации, является их противоправная деятельность. В рамках настоящего исследования предлагаются определения понятий: «противоправная деятельность», «вред» и «убытки» в условиях чрезвычайных ситуаций.

Под противоправной деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц следует понимать действие либо бездействие, противоречащее нормам Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, Законов субъектов Российской Федерации, актов Министерств и иных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, и нарушающее субъективное право лица, которому причинен вред в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Под вредом следует понимать негативные последствия противоправной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, представляющее собой умаление имущественных и/или/ личных неимущественных благ потерпевшего в результате чрезвычайной ситуации.

Под убытками следует понимать негативные последствия, возникшие в имущественной сфере потерпевшего в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в виде противоправного действия или бездействия государственных органов и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, и влекущее обязанность публично-правового образования— Российской Федерации— восстановить имущественное положение потерпевшего за счет Федеральной казны.

12. Социально-правовая защита населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера основана на конституционных, основополагающих принципах, имеющих наиболее общие фундаментальные положения, в силу их конституционного закрепления и прямого действия на всей территории России, а также определяющих существо содержания, социальную направленность и особенность правового регулирования, в т. ч. специфику механизма управления социально-правовой защиты населения в соответствующей сфере.

13. Важным значением в решении проблем возмещения вреда, причиняемого гражданам в чрезвычайных ситуациях является правильное понимание и применение различных уровней правового регулирования возмещения вреда.

Первый уровень представляет собой нормы основополагающих нормативных правовых актов, национального и международного характера, в котором закреплены основные понятия и принципы охраны и защиты конституционных прав.

Второй уровень представляют нормы, регулирующие способы реализации права на возмещение вреда: в сфере страховых, гражданских, социальных правоотношений,.

Третий уровень представляют нормы, содержащиеся в законодательстве, обеспечивающем безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и регулирующие организационные мероприятия.

Теоретическая значимость работы. Основные положения диссертационного исследования позволяют развивать и дополнять отдельные правовые институты конституционного, административного, гражданского права и иных отраслей. Результаты исследования в праве используются и могут быть использованы в процессе научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, практических работников, полученные результаты и выводы являются основой для дальнейших разработок по настоящей проблематике. Отдельные выводы и предложения могут быть использованы как для совершенствования имеющегося законодательства, так и для принятия новых нормативных правовых актов, регулирующих возмещение вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения используются в учебном процессе по дисциплинам «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право» и «Право социального обеспечения», «Правоведение» а также для разработки учебно-методической литературы, пособий, диссертационных исследований, и практической деятельности органов системы МЧС России.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования: —изложены в монографиях, научных статьях журналов и других работах, опубликованы, в том числе в изданиях, рекомендованных в перечне ВАКприменяются в деятельности правового управления МЧС России- —применяются в деятельности комиссии по законности и правопорядку Законодательного Собрания Ленинградской области.

Выводы и положения диссертации представлялись автором на международных, всероссийских и региональных конференциях в Санкт-Петербурге, Смоленске, Сыктывкаре.

Диссертационный материал используется в учебном процессе с курсантами и слушателями, обучаемыми по специальности «Юриспруденция» специализации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» по дисциплинам специализации «Гражданско-правовые аспекты предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» «Страховое право».

Под руководством автора диссертационного исследования на кафедре гражданско-правовых дисциплин СПбУГПС МЧС России проведены научные исследования, в том числе защищены кандидатские диссертации, затрагивающие отдельные проблемы данной работы.

Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, кафедр государственного и международного права, трудового права и охраны труда СПбАУиЭ.

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993 года.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301- 1996. № 5. Ст.410- 2001. № 49. Ст. 4552- Ст. 4553.

3. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик // Ведомости ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

4. Гражданский Кодекс РСФСР 1964 г. // ВВС РСФСР. 1964. № 2. Ст. 406.

5. Гражданский Кодекс РСФСР 1922 г. // Вестник государственного страхования. 1923. — № 3−5. С. 93 — 94.

6. Таможенный кодекс Российской Федерации // Российская газета от 3 июня 2003.

7. Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446−1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992.№ 15.Ст.769.

8. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3503.

9. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС РФ. № 8. Ст. 366.

10. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.

12. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» // СЗ РФ. 1999 г. № 16. Ст. 1935.

13. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СЗ РФ. 1995. № 17.

14. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

15. Закон РФ от 14 июля 1992 года № 3297−1 «О закрытом административнотерриториальном образовании"// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992,№ 33.Ст. 1915.

16. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

17. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

18. Федеральный закон РФ 31 июля 1995 г. № 119 «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

19. Федеральный закон от 22 января 1993 г. № 4338−1 «О статусе военнослужащих» (утратил силу) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 6. Ст. 188.

20. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56.

21. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

22. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

23. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487−1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

24. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244−1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // ВВС РСФСР. 1991 г. № 21. Ст. 699.

25. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

26. Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» // СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4348.

27. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 дек. 1997 г. № 1300 // Российская газета. 1997. № 247.

28. Указ Президента РФ от 10 янв. 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 2. — Ст. 170.

29. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.

30. Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 15. Ст. 1174.

31. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 118.

32. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1018.

33. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» // СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 902.

34. Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 года № 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998;2000 годах» // СЗ РФ. 1998. № 40. Ст. 4968.

35. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 3998.

36. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2002 года № 1361-р // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3852.

37. Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» // Российская газета от 27 мая 2003 г.

38. Письмо Минфина РФ от 23 ноября 2005 № 05−04−07/01 «О признании не подлежащими применению ряда актов Росстрахнадзора и Минфина РФ» // Финансовая газета. 2005. — № 50.

39. Постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1990 г. № 1393 «О государственном страховании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» (утратило силу) // СП СССР. 1991. № 4. Ст. 16.

40. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утв. Постановлением Правительства РФ от 30 дек. 2003 г. № 794 -II Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 2. — Ст. 121.

41. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868.

42. Приказ МЧС РФ от 25 декабря 2002 г. № 608 «О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России» // Справочно-правовая система «Гарант».

43. Приказ МВД РФ от 16 декабря 1998 г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 7.

44. Приказ Федеральной службы налоговой полиции РФ от 7 июня 1999 г. № 192 «Об организации обязательного государственного страхованияжизни и здоровья сотрудников федеральных органов налоговой полиции» // Российская газета от 7 сентября 1999 г.

45. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990. 290 с.

46. Международный пакт о гражданских и политических правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989.680 с.

47. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. 680 с.

48. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. 680 с.

49. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 год // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. 680 с.

50. Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на 44 сессии. Нью-Йорк, 1990. С. 288 291.1. Судебная практика.

51. Определение Конституционного Суда РФ от 7 июня 2001 г. № 140−0 «По жалобе гражданина Кислова C.B. на нарушение его конституционных прав ст. 25 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. № 1.

52. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 2003 г. № 75 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2004. — № 1.

53. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2006 года» // Бюллетень ВС РФ. 2007. — № 6.

54. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2004 г. «Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 г. (по гражданским делам)» // Бюллетень ВС РФ. 2004. — № 7.

55. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 09 июля 1999 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1999 года» // Бюллетень ВС РФ.-1999.-№Ю.

56. Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 26 мая 2006 г. № 20-В05−42 // Источник Интернет: http://www.supcourt.ru.

57. Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 26 января 1996 б/н // Бюллетень ВС РФ. 1996. № 7.

58. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2003 г. >ТКАС03−105 // Справочно-правовая база «Гарант-Максимум».

59. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2002 № ВКПИ02−131 // Справочно-правовая база «Гарант-Максимум».

60. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 января 2006 г. № КГ-А40/13 123−05 // Справочно-правовая база «Гарант-Максимум «.

61. I. Учебная и научная литература.

62. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс лекций в 2-х томах.М., 1981. 570 с.

63. Аксенов С. Г. Организационно-правовые основы деятельности государственной противопожарной службы в России во второй половине XVIII века (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2007. -№ 11.

64. Алехина И. Г. Обязательное страхование: сравнительно-правовой анализ // Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии. 2008. — № 1.

65. Антонович А. Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Киев, 1890.

66. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. СПб, Питер, 2001.

67. Белов В. К. Выгодоприобретатели по обязательному государственному страхованию жизни и здоровью военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 1999. — № 6.

68. Белов В. К. Страховой случай в обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 1999. — № 7.

69. Белов В. К., Арбатов А. Комментарий законодательства о страховании военнослужащих и приравненных к ним лиц: Законодательство, комментарии и разъяснения, судебная практика, образцы документов / Предисл. А. Арбатова. М.: За права военнослужащих, 1999.

70. Бондарь C.B. Обязательное государственное страхование отдельных категорий государственных служащих // Чиновник. 2003. — № 4. (26).

71. Брагинский М. И. Договор страхования. М., 2000.

72. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М., 1997.

73. Викторов В. В. Обязательное государственное страхование и единовременные пособия для военнослужащих, получивших повреждение здоровья. Серия «Право в Вооруженных Силахконсультант». М.: «За права военнослужащих», 2004.

74. Викторов B.B. Размышления (застрахованного лица) у парадного подъезда (Конституционного суда) (по материалам постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-п) // Право в Вооруженных Силах. 2003. — № 5.

75. Военное право: Учебник / Под ред. В. Г. Стрекозова, A.B. Кудашкина. -М., 2004.

76. Воеводин Л. Д. Пределы осуществления прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Права человека в условиях становления гражданского общества: Материалы междунар. науч,-практ. конф. (г.Курск, 15−16 мая 1997 года). Курск, 1997.С.11−24.

77. Воробьев Ю. Л. Вступительное слово // О создании Государственной пожарно-спасательной службы: Материалы нач,-практ. конф. — М.: ВНИИПО, 2002. С. 3.

78. Гельдибаев М. Х. Права человека и содержание под стражей в уголовном процессе: теория, история, практика.СПб., 2001.

79. Гущина С. И. Безопасность личности как составляющая национальной безопасности // Проблемы внутренней безопасности России в XX веке. М.: Фонд «Отечество», 2001. С. 45.

80. Голушко Г. К., Дедиков C.B. О системе страхового законодательства // Юридическая и правовая работа в страховании. -2006. -№ 1.

81. Гольцов В. Б. Договор страхования и чрезвычайные ситуации: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005.

82. Граве К. А., Лунц Л. А. Страхование. М., 1960.

83. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая. / Под. ред. О. М. Козырь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.

84. Гражданское право Древнего Рима / Муромцев С.А.- Отв. ред.: Рудоквас А.Д.- Науч. ред.: Ем B.C. М.: Статут, 2003.

85. Гражданское право. В Зт. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

86. Гражданское право. Том II. Полутом 2 / под ред. доктора юридических наук, профессора Е. А. Суханова. М.: Издательство БЕК, 2003.

87. Гражданское право: В 2 т. Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2000.

88. Грудцына Л. Ю. Правовые способы защиты прав страхователей // Законодательство и экономика. 2005. — № 3.

89. Емельянов A.C. О понятии обязательного страхования // Хозяйство и право. 1997. — № 12.

90. Ермаков Д. Н. Правовое обеспечение обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих // Право: теория и практика. 2006. — № 11.

91. Жилкина М. Обязательное страхование: зарубежная практика // Страховое ревю. 2000. — № 3.

92. Иванов В. Л. Особенности государственного регулирования в условиях развивающейся экономики. Международное страховое рандеву 99 «Российский страховой рынок и стратегия его развития». — М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2000.

93. Игбаева Г. Р., Немченко С. Б., Смирнов В. И. Страховое право: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, 2007.

94. Инструкция для инспекций и управлений Госстраха о порядке проведения личного страхования, 28-окт. 1948 г. № 1042. М., Госфиниздат, тип. Высш. парт, школы при ЦК ВКП (б), 1949.

95. Калинычев Ф. И. Правовые вопросы военной организации Русского государства второй половины XVII века. М., 1954.

96. Кишкурно В. Т. Правовые, материально-технические и кадровые аспекты создания ГПСС // О создании Государственной пожарно-спасательной службы: Материалы нач.-практ. конф. М.: ВНИИПО, 2002.

97. Климова М. А. Страхование: Учебное пособие. М.: Изд-во МГПУ, 2000.

98. Ковалевский М. А. Конституционные принципы в обязательном страховании военнослужащих и проблема ответственности страховщика // Страховое право. 2002. — № 4.

99. Ковалевский М. А. Правовое регулирование обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. унта, 2003.

100. Коломин Е. Закон РФ «О страховании» и перспективы его совершенствования // Застрахован на душе спокойнее. Новые документы, нормативы, комментарии специалистов / Под. Ред. Л. П. Кравченко, Л. Г. Гаврилова. -М., 1996.

101. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. -М.: «Юрайт-Издат», 2005.

102. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный). 3-е изд. / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1998.

103. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова и Г. В. Баландиной. -М.: «Норма», 2004.

104. Корякин В. М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2003.

105. Корякин В. М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005.

106. Корякин В. М. Самоубийство военнослужащего как юридический факт: правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. 2002. -№ 2.

107. Кардашова И. Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. — № 2.

108. Куликов В. В., Уманский М. А., Ковальский О. Н. Военно-врачебная экспертиза травм и страхование военнослужащих / Военно-медицинский журнал. 1998. — № 4.

109. Лукашева Е. А. Права человека и политика // Право и политика современной России. М., 1996. 590 с.

110. Лунц Л. А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. -М.: Статут, 1999.

111. Лушникова М. В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно-правовое исследование). Ярославль: «Подати», 1997.

112. Мачульская Е. Е. Круг лиц, подлежащих государственному (обязательному) социальному страхованию // Вестник МГУ. Сер. II. Право. 1998. -№ 6.

113. Малько A.B. Конституционные ограничения прав человека и гражданина//Конституционное развитие России. Саратов, 1993.267 С.

114. Малько A.B. Об ограничении прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции РФ //Государство и право. 1994. N 3. 67 с.

115. Марченко. Теория права. М., 1998.Т.2. 680 с.

116. Михайлова JI.A. Концепция проекта Федерального закона «О страховом деле» // Юридическая и правовая работа в страховании. -2005. -№ 3.

117. Микеев А. К. Потенциально опасным объектам надежную защиту от террористов // Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом: Сборник научных статей. М., 2003. С. 88.

118. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов/ М., 1990.С.20−32- 32−35.

119. Мейер Д. И. Русское гражданское право. В 2-х частях. Ч. 2. М., 1997. 160 с.

120. Нерсесянц B.C. Права человека в истории политической и правовой мысли. М., 1989. 137 с.

121. Петрухин И.JI. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. N 10.

122. Права человека и интересы национальной безопасности / О. Хлобустов и др. М.: Моск. школа прав человека, 1999. 234 с.

123. Российская юридическая энциклопедия/ Под ред. А. Я. Сухарева.М., 1999. 950 с.

124. Соловьев А. И. Институт чрезвычайного положения как инструмент защиты демократии и стабильности // Право и жизнь. 2001. N 35.

125. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с постатейными материалами) / Под общей редакцией А. П. Москальца. М., 1999.

126. Нечипорук Л. В. Закон Украины «О страховании»: Научно-практический комментарий. Издание четвёртое, дополненное и переработанное. X.: ООО «Одиссей», 2006.

127. Ноткин O.A. Страхование имуществ по русскому законодательству. -Киев, 1888.

128. Обеспечение пожарной безопасности на территории Российской Федерации: Методическое пособие / С. П. Амельчугов, И. А. Болодьян, Г. В. Боков и др.- под общ. ред Ю. Л. Воробева. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2006.

129. Пастухов Б. Мы гарантируем // Милиция. 2002. — № 11.

130. Пионтковский A.A. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963.

131. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. М.: Юрист, 2004.

132. Потоцкий В. М. Краткий популярный курс страхования. М., 1925.

133. Правовые основы деятельности государственных органов по организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях // Право и образование. 2005. — № 6.

134. Проблемы государственной политики в области страхования. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Информационно-аналитическое управление. -1998. -№ 17(84).

135. Пчелинцев C.B. Права и свободы граждан в условиях чрезвычайного положения// Законность.2003. № 4.

136. Пчелинцев C.B. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве//Журнал российского права.2003. №.11.

137. Пчелинцев C.B. Соотношение норм международного права и Российского законодательства о правах и свободах граждан: проблемы и перспективы//Юрист-международник.2006.№ 2.

138. Пчелинцев C.B. Концептуальные подходы к формированию теории ограничения прав и свобод на современном этапе// Конституционное и муниципальное право.2006 № 5.

139. Пчелинцев C.B. О понятиях «пределы осуществления прав и свобод граждан» и «пределы ограничения прав и свобод граждан»: теоретические аспекты// Российский судья.2006 № 4.

140. Пчелинцев С. В. Обеспечение безопасности личности и государства как цель ограничения прав и свобод граждан: теоретические аспекты. Вопросы безопасности: Сборник статей.

141. Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования. M.-J1., 1947.

142. Роик В. Д. Защита от профессиональных рисков // Человек и труд. -1995. -№ 2.

143. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. -М.: Юрид. лит., 1985.

144. Рыбников С. К вопросу об организации страхования жизни в P.C.Ф.С.Р. // Вестник государственного страхования. 1923. — № 6.

145. Сербиновский Б. Ю., ГарькушаВ.Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.

146. Серебровский В. И. Очерки советского страхового права. В кн.: Избранные труды по наследственному и страховому праву. М., 2003.

147. Синайский В. И. Русское гражданское право. Киев, 1918.

148. Смирнова М. Б. Страховое право учебное пособие. — М.: Юстицинформ, 2007.

149. Спектор A.A. Страхование: Учебное пособие. Пермь. «Пермский университет», 1998.

150. Сплетухов Ю. А., Дюжиков Е. Ф. Страхование. Учебное пособие. М.: ИнФРА, 2002.

151. Справочник спасателя-пожарного / В. В. Теребнев, Н. С. Артемьев, В. А. Грачев. М.: Центр Пропаганды, 2006.

152. Страхование в вопросах и ответах: учеб. пособие / М. М. Ардатова, B.C. Балинова, А. Б. Кулешова, Р. З. Яблукова. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

153. Страхование в Республике Казахстан (том 1). Сборник нормативно-правовых актов из серии «Финансы и кредит Казахстана». Алматы: Информационное агентство «EconoMix Data», 2000.

154. Страхование: теория и практика / В. Ю. Абрамов М.: Волтерс Клувер, 2007.

155. Страхование: Учебник / под ред. Т. А. Фёдоровой. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Экономист, 2006.

156. Страховое право: Учебник // Под ред. В. В. Шахова, В. П. Григорьева, А. П. Архипова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.

157. Страховое право: учебное пособие / А. К. Шихов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

158. Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000.

159. Суворова M. Д. О частноправовом характере института страхования // Правоведение. 1997. — № 4.

160. Тер-Акопов A.A. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М: Изд-во МНЭПУ, 1998.

161. Теняков Б. Страховой механизм защиты территорий и населения в чрезвычайных ситуациях // Финансовая газета. Региональный выпуск.2001. -№ 13.

162. Тишкин П. И. Страховая защита военнослужащих // Актуальные проблемы развития российского законодательства. Томск: Изд-во Томского университета, 2005.

163. Уткин Н. И., Муталиева JI.C., Рыбкина М. В. Страхование как способ обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях // Проблемы управлении риском в техносфере. 2007. — № 1.

164. Федоров C.B. Совершенствование реализации права военнослужащих на обязательное государственное страхование жизни и здоровья // Право в вооруженных силах. 2006. — № 11.

165. Фогельсон Ю. Б. Комментарий к страховому законодательству. М., 2002.

166. Хрестоматия по древней истории / под ред. В. В. Струве. Т.1, 1936.

167. Шахбазов P.A. Правовое регулирование социальной защиты военнослужащих: очерки российской истории // Военно-юридический журнал. 2007. — № 6.

168. Шахт A.A. Система ликвидации пожарных убытков. Первое теоретическое и практическое руководство, посвящаемое деятелям страховых обществ. СПб., 1914.

169. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. II: Товар. Торговые сделки. -М.: «Статут», 2003.

170. Шихов А. К. Страховое право: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

171. Шойгу С. К. «Итоги деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2007 г. и задачи на 2008 г. // Спасатель от 12 февраля 2008 г.

172. Щаблов H.H., Виноградов В. Н., Артамонов B.C., Миляев A.A. Огненное страхование: (История создания обществ и компаний страхования от огня) / Под ред. Н. И. Уткина. СПб.: СПб ин-т ГПС МЧС РФ, 2004.1. Диссертации и авторефераты.

173. Арзамасцев Н. И. Административно-правовое обеспечение органами внутренних дел общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. — 20 с.

174. Артамонова Г. К. Человек и система государственного управления: Теоретический и организационно-правовой анализ: дисс. на соиск. уч. степени д-ра юрид. наук. СПб.: 1997. — 396 с.

175. Васильев А. И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1999.-340 с.

176. Глотов С. А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека: Автореф. дис.: докт. юрид. наук. Саратов, 1999. 340 с.

177. Гущин B.B. Правовое и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях: дис.. докт. юрид. наук М., 1998. — 448 с.

178. Бондарь C.B. Гражданско-правовое регулирование обязательного государственного страхования государственных служащих военной и правоохранительной служб: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004.

179. Долотина P.P. Правовое регулирование обязательного страхования профессиональной ответственности: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Казань, 2007.

180. Емельянов A.C. Правовые основы обязательного государственного страхования: На прим. органов внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998.

181. Корнилова Н. В. Развитие страховых понятий в современном законодательстве: Дис. канд. юрид. наук. Владивосток, 2002.

182. Коряковцев Ю. Н. Обеспечение пожарной безопасности: административно-правовое регулирование: автореф. дис.. канд. юрид. наук.-СПб., 1999.-22 с.

183. Кудрявцев И. А. Ограничения гражданских прав с целью обеспечения безопасности государства: Автореф. дис.: канд.юрид.наук.Краснодар.2004.21 с.

184. Купцова О. Б. Экономическая функция современного Российского государства: Дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.

185. Лумпова A.A. Правовое регулирование обязательного государственного страхования: Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2003.

186. Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве (теоретико-информационный аспект): Дис. .докт. юрид. наук. М., 1995. 320 с.

187. Соловьев А. И. Конституционно-правовое регулирование режима чрезвычайного положения в Российской Федерации: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 2001.330 с.

188. Прудников А. С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовое исследование): дис.. докт. юрид. наук / A.C. Прудников. М., 1999. — 38 с.

189. Скопинов Д. А. Обязательное личное страхование сотрудников силовых структур. Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2001.

190. Степашин СВ. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: дис.. докт. юрид. наук / СВ. Степашин. СПб., 1994. — 41 с.

191. Сыдорук И. И. Государственно-правовой механизм обеспечения правопорядка в Российской Федерации (Теоретическое административно-правовое исследование): автореф. дис.. докт. юрид. наук / И. И Сыдорук. М., 2002. — 48 с.

192. Тюрина Т. Б. Правовая безопасность личности в современном Российском государстве (вопросы теории и практики): автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2005. — 26 с.

193. Уткин И. И. Карельская национальная государственность и безопасность Северо-Запада России: Историко-правовой анализ: дисс. на соиск. уч. степени д-ра юрид. наук. СПб.: 2000. — 467 с.

194. Шишенина И. В., Рудинский Ф. М. Механизм обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и основные международные стандарты прав человека//История государства и права.2006 № 9.

195. Яковлев В. Г. Страховой механизм обеспечения безопасности сотрудников аварийно-спасательных подразделений МЧС России в условиях чрезвычайных ситуаций. Дисс. канд. юрид. наук. СПб.,.

196. Янова С. Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения: организация и финансовый механизм. Автореф. дисс. д-ра экономических наук. СПб., 20 012 008.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой