Постановка проблемы. Последнее десятилетие прошлого века показало, что в политической жизни мирового сообщества и в истории в целом, наиболее важными оказались такие процессы, как интеграция, децентрализация, дезинтеграция и др. Именно в 90-е годы XX века эти проблемы получили особую актуальность не только на постсоветском пространстве, но и во всех странах Центральной и Восточной Европы. Такой резонанс непременно должен был вызвать определенную реакцию Западноевропейского сообщества, и она не заставила себя долго ждать.
В новых условиях, когда система международных отношений (СМО) уже не являлась биполярной, но еще не оформилась как монополярнаяпрежние процессы получили новое звучание и содержание. И на этом фоне особую значимость на рубеже двух тысячелетий приобретают геополитические интересы национальных государств и их соотношение с интересами сверхдержав. В нашем случае интерес к данному аспекту продиктован двумя явлениями, которые очень актуализировались в последнее десятилетие ушедшего века.
В первую очередь, это стремление новых, молодых государств на постсоветском пространстве проводить самостоятельный внешнеполитический курс.
Во-вторую — стремление Североатлантического альянса заполнить образовавшийся геополитический вакуум в системе международных отношений после распада СССР.
Проблемность этих двух исторических тенденций заключается в их взаимозависимости и взаимосвязи. Данные линии настолько переплелись в своем развитии, что образовалось совершенно новое направление в СМО. Вот чем вызван повышенный интерес научных кругов как отечественных, так и зарубежных. Ученые пытаются установить определенную последовательность в этих двух явлениях — что первично и что вторичноили что имеет первостепенную важность, а что второстепенно. В этой связи интересно мнение Д. М. Проэктора, который ставит вопрос о новом положении в СМО так: влияет ли перемена международной политической атмосферы на роль и место военной силы как в мире, так и в масштабах отдельного региона1.
На наш взгляд такая постановка вопроса очень актуальна и важна.
Актуальность темы
Распад СССР как одного из главных субъектов биполярного мира породил новые аспекты мировосприятия. Независимость стала главным фактором внешней политики проводимой вновь возникшими государствами на постсоветском пространстве. Данные явления указывали на противоречивость исторических и политических событий, происходящих на рубеже 80−90-х гг. XX века. В обозначенный период столкнулись две тенденции в СМО — децентрализация и интеграция. Стремление новых суверенных государств интегрироваться сразу и немедленно в европейскую систему экономических, а тем более, политических отношений не было должным образом востребовано западноевропейским сообществом. Именно в этом и заключается первая проблема во взаимоотношениях между альянсом и странами, вышедшими из состава СССР, что вызывает наш интерес в качестве темы диссертационного исследования.
1990;е годы показали, что в этом направлении проблем обнаружилось немало. И это породило желание не только изучить проблемы взаимоотношений между НАТО и республиками бывшего СССР, но и придать данной теме региональный характер.
Дело в том, что именно начало 90-х гг. XX века знаменуется процессом регионализации международных отношений. В данном контексте нам особенно интересным представляется Закавказский регион, который с 1990;х гг. стал привлекать пристальное внимание исследователей в связи со своей про.
1 Проэктор Д М Политика и стратегия НАТО в меняющемся мире // МЭМО. — 1998. -С.4. тиворечивостью и взрывоопасностью. По этой причине государства, входящие в данный регион составили понятие «Евразийские Балканы"1.
Известный американский политолог З. Бжезинский в данное понятие включает девять стран — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Армению, Грузию и Афганистан. Как мы видим, Закавказский регион целиком и полностью включается в понятие «Евразийские Балканы», что по мнению автора означает географическое обозначение региона, являющегося объектом притязаний промышленно развитых стран Запада, имеющий с геополитической точки зрения важное значение2.
Подобное положение вещей в регионе указывает на двоякую необходимость вмешательства извне — политическую и экономическую. Причем, по мнению зарубежных экспертов, одно порождает другое. Стабильность политическая не может быть достигнута без экономической стабилизации и наоборот. Поскольку регион Закавказья напрямую соприкасается с запасами энергоресурсов, экономическая заинтересованность деловых кругов ведущих держав подкрепляется потребностью политических гарантий, которые должны быть обеспечены только особыми усилиями. А таковым средством на европейском пространстве, как известно, является НАТО.
Стремительные перемены в Центральной и Восточной Европе привели к тому, что НАТО столкнулась с новыми вызовами в области безопасности3. Эксперты НАТО ставят вопрос — что нужно было сделать, чтобы воспользоваться этой возможностью в области обеспечения европейской безопасности после конфронтации времен «холодной войны» и направить развитие событий по новому и более позитивному руслу? Какую помощь нужно было оказать государствам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР для упрочения их недавно приобретенной независимости и реализации их устремлений к полномасштабному участию в качестве демократических стран в решении международных проблем безопасности как на региональном уровне, так и во всем мире?4 Таким образом, уже тогда была обозначена линия радикального поворота в политике альянса.
1 Бжезинский 3 Великая шахматная доска. — М., 1999. — С.151.
2 Там же.-С. 152.
3 Партнерство в действии. — Брюссель, б.г. — С. 3.
4 Там же.
Политика трансформации НАТО вызывает неоднозначные оценки у исследователей — здесь мы встречаем как восторженно-восхваляющее ликование, так и резко критические подходы. К последним следует отнести работу Б. Уэйн Мэри. В своей статье «Delenda est NATO» он сравнивает наличие в Европе альянса с костылями для пациента, курс лечения которого завершен1. Автор объясняет данную ситуацию тем, что Европа не должна перекладывать ответственность за оборону собственных границ на неевропейскую державу, тем более при отсутствии угрозы извне.
Однако совершенно другой точки зрения придерживается известный американский политолог З.Бжезинский. В своей работе «Великая шахматная доска», говоря о роли НАТО в будущем развитии Западной Европы, он пишет, что «без НАТО Европа стала бы. уязвимой. и почти расколотой» .
Вышеозначенные точки зрения показывают, что преобразованиями, произошедшими в Европе в рамках Северо-Атлантического альянса многие неудовлетворены, в т. ч. и в самом союзе. Об этом говорится в публикации «Новая роль и задачи НАТО: информация для партнеров». Здесь указывается, что трансформация не завершена, идет поступательный процесс адаптации и реформирования с целью обеспечения способностями НАТО успешно преодолевать новые вызовы безопасности на евроатлантическом пространстве. Однако в этом процессе главное заключается в том, что Европа и Северная Америка являются уникальным единением, основанным на общих интересах3.
Следовательно, устремления НАТО в регион Закавказья продиктованы не только чисто военно-стратегическими соображениями и расчетами. Поэтому наш интерес к данной проблематике тем более обоснован, ибо сближение НАТО и Закавказья имеет обоюдную направленность, что в свою очередь требует непременного обоснования.
1 Мерри Е У «Delenda est NATO» // США и Канада. — 2003. — № 10. — С. 49.
2 Бжезинский 3 Указ. соч. — С. 96.
3 Партнерство в действии. — Брюссель, б.г. — С. 6.
Выделение данной проблемы в качестве научной достаточно ново, поскольку еще на рубеже 80−90-х годов прошлого столетия такая постановка вопроса не только не представлялась перспективной, но и казалась очень сомнительной. Однако уже в начале 90-х гг. стали складываться тенденции, которые требовали к себе все более возрастающего внимания ученых разных направлений. На наш взгляд, геополитическая обстановка, сложившаяся в закавказском регионе в результате повышенного интереса НАТО к нему требует должного изучения, как в политическом, так и экономическом аспекте. Следовательно, заявленная тема данного исследования имеет не только научную, но и общественно-политическую актуальность.
Степень изученности темы. Для расстановки и классификации всего объёма использованной литературы в нашей работе нами был применён метод проблемно-тематического подхода освещения основных аспектов исследований по заявленной теме. Такой подход позволил не только выявить те основные аспекты, которые были подняты и раскрыты в привлекаемых исследованиях, но и позволил распределить их по проблемам, положив в его основу тематический принцип подбора.
Основной проблемой нами была обозначена политика сближения государств закавказского региона с НАТО, в которую были включены публикации и исследования авторов, отразивших вопросы и тенденции сближения Закавказья с НАТО. Ввиду этого, в качестве первой проблемы мы выделили политику новой ориентации Грузии, в которую вошли издания, освещавшие формирование и становление нового политического курса республики.
Данный материал, можно подразделить на две группы. Публикации, отражающие становление и эволюцию новой внешнеполитической линии, составили первую группу. Во вторую группу вошли работы, посвящённые процессу сближения со странами Западной Европы и вхождению в структуры Европейского Союза. Эти исследования показывают, как зарождение концепции интеграции в структуры ЕС, так и её особенности и проблемы, что для нас весьма важно, поскольку позволяют проследить многогранность этих процессов. Все вышеобозначенные аспекты отражены в исследованиях.
A.Гушера, М. Лысенко, В. Мамедова, И. Мурадяна, С. Правосудова,.
B.Шорохова, Ю. Фёдорова, С. И. Чернявского, Ю. Юданова и др.1.
Вторая проблема включает в себя работы и исследования, посвященные изучению структурной трансформации Северо-Атлантического союза (САС) и эволюции её стратегической концепции. Примечательно, что второй аспект в основном получает освещение в работах, вышедших после 1994 года. На наш взгляд, такая ситуация связана с принятием САС, так называемой программы «Партнёрство ради мира», на зимней сессии в январе 1994 года, которая обозначила переходный период в развитии альянса.
Несмотря на повышенный интерес к процессам, происходящим в САС, основную массу исследований составляют статейные публикации в периодической печати. В связи с этим их, касательно нашей проблематике получивших в научных кругах обозначение «экспансия НАТО на восток», логичнее подразделить на две условные группы:
I. Исследования, освещавшие в целом процессу видоизменения САС у таких авторов, как В. И. Баранец, К. С. Гаджиев, П. Л. Иванов, В. П. Кудрявцев, А. С. Макарычев, Н. Романов, С. И. Чернявский и др.2.
II. Работы зарубежных авторов, которые в той или иной степени затронули проблемы трансформации и расширения НАТО на восток. Прежде все.
1 Гушер А. О характере вызова национальным интересам России // Деловая неделя. — 1998.
— № 26−27- Лысенко M Каспийский трубопроводный консорциум // МЭМО. — 2001. — № 12- Мамедов В Нефтяная дипломатия Баку // Международная жизнь. — 2001. — № 3- Мура-дяи И. Геоцивилизованный выбор Грузии. — http://www.ca-c.org/journal/cac-08−2000/09.muradian.shtmlПравосудов С Второе дыхание проекта Баку-Джейхан // Независимая газета. — 2001. — 16 июняШорохов В Нефть и политика Азербайджана // ЦМИ МГИМО. — 1997. — № 9- Федоров Ю. Каспийский узел // Международная жизнь. — 1996.
— № 4- Чернявский С И Россия готова сотрудничать с Азербайджаном // Международная жизнь. — 2001. — № 8- Юданов Ю Закавказье: оценки инвестиционной привлекательности //МЭМО. — 1999.-№ 11.
2 Баранец В И. Генштаб без тайн. — Кн. 2. — М., 1999; Гаджиев КС От биполярной к новой конфигурации геополитических сил // Международная жизнь. — 1993. — № 7- Иванов П. Л. Трансформация НАТО // МЭМО. — 2003. — № 1. — С. 15−26- Кудрявцев В П Политика НАТО на переломе // МЭМО. — 1992. — № 5- Макарычев, А С Регионализм во внешней политике США // Международная жизнь. — 1994. — № 8. Романов H Программа НАТО «ПРМ» // Зарубежное военное обозрение. — 1996. — № 9- Чернявский С И Южный Кавказ в планах НАТО // Международная жизнь. — 1998. -№ 9. го, это работа американского политолога З. Бжезинского «Великая шахматная доска», где автор, касаясь вопроса эволюции стратегической линии САС в условиях меняющегося мира, определяет роль организации как проводницы и защитницы интересов США в любом уголке планеты1.
Другой американский исследователь Мэрри Е. Уэйн, в своей публикации «Delenda est NATO» считает, что САС давно перестал соответствовать своим целям и задачам и представляет собой исторический пережиток. В связи с этим автор все попытки, предпринимаемые организацией перестроить Л свою структуру, считает бесполезными .
Американский ученый, ведущий аналитик фонда «Наследие» («Heritage») А. Коэн пишет, что именно присутствие и влияние США, следовательно, НАТО обеспечит как стабильность, так и гарантированность процветания не только Грузии, но и всего закавказского региона3.
Исследования и публикации, отражающие политику интеграционных процессов региона Закавказья в различные структуры Западно-европейского сообщества были выделены в третью проблему. Сюда были включены материалы, касающиеся событий и процессов, происходящих как в Грузии, так и вокруг нее в рассматриваемый период. Привлечённый материал мы сочли целесообразным подразделить на три группы. В первой сосредоточены исследования, показывающие процесс развития независимой Грузии на внешней арене. Это позволило проследить эволюцию её внешнеполитической линии, установить хронологические рамки и выделить определённые этапы её развития. Вторая группа охватывает материалы и сведения, отразившие тенденции и особенности внешнеполитической интеграции Грузии в 90-е годы XX века. Это помогло выявить характерные особенности и проблемы данного процесса. В третью группу были включены публикации и исследования, отразившие процесс сближения с ЕС и её интеграцию в региональные и меж.
1 Бжезинский 3 Указ соч. — С. 97.
2 Мерри Е У. Указ. соч. — С. 60.
3 Коэн, А США, страны Центральной Азии и Кавказа: проблемы, перспективы взаимоотношений. — http://www.ca-c.org/journal/cac-08−2000/05.kohen.shtml. дународные политические структуры. Данные и другие аспекты обозначенных направлений отражены у авторов: Е. П. Борисенко, Л. А. Виноградовой, А. Гончаренко, А. Гушера, И. Кикнадзе, Д. Б. Малышевой, Р. Мамедова, Б. Парахонского, С. И. Чернявского и др.1.
В качестве четвертой проблемы, как особо важной, нами была выдвинута необходимость рассмотрения характера взаимоотношений независимой Грузии с Российской Федерацией. О них последние пятнадцать лет сказано достаточно много. Однако авторы не всегда рассматривают проблемы межгосударственных отношений России и Грузии сквозь призму новой ориентации внешнеполитического курса последней. Нам представляется, что наиболее глубоко и аргументировано обозначенную проблему осветили такие авторы как А. Гушер, А. Дидебулидзе, И. Мурадян, И. Хаиндрава и др.
Особо следует выделить в рамках обзора литературы диссертационные работы, которые были включены в тематику нашего исследования. Они внесли очень весомый вклад в раскрытие проблематики заявленной темы. Процессы, протекавшие в регионе Закавказья в области политических отношений, были отражены в работах следующих авторов: Л. Р. Ахундовой, Г. Л. Гваришвили, О. В. Васильевой, А. В. Журкина, Г. Р. Петросяна, Э. П. Полухо.
— Борисенко Е П. Черноморская зона свободной торговли // Международная жизнь — 1999.
— № 1- Виноградова Л А. Экономическая интеграция СНГ и опыт третьего мира // Международная жизнь. — 1994. — № 9- Гончаренко, А ГУУАМ и проблемы безопасности черно-морско-каспийского региона. — http://www.ca-c.org/journal/rus-03−200]/09^опсрпги.з1пт1- Гушер, А О характере вызова национальным интересам России // МЖ. — 1999. — № 26- Кикнадзе, А Грузия и Британия: двусторонние отношения // Вопросы истории. — 2002. — № 8- Малышева Д Б Феномен этносепаратизма на Кавказе и мировой опыт // Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. — М., 1997. — С.267−282- Мамедов Р Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра. -http://www.ca-c.Org/journal/cac-07−2000/08.muradyan.i.htmlПарахопский Б ГУУАМ: путь к стратегической стабильности на Кавказе. — http://www.ca-c.org/journal/rus-06−2000/03.рагаЬ.81Ит1- Чернявский С И Западная активность в Закавказье // Международная жизнь. — 1998.-№ 6.
2 Гушер, А О. Россия — Грузия: утраченное доверие // Азия и Африка сегодня. — 2002. — № 6- Дидебулидзе А, Торхан-Моурави Г. Энергетические перспективы Грузии. -http://www.ca-c.org/journal/cac-02−1999/st14didebul.shtmlМурадян И Геоцивилизованный выбор Грузии. — http://www.ca-c.org/journal/cac-08−2000/09.muradian.shtmlХаиндра-ва И Грузия перед выборами — Грузия без выбора. — http://www.ca-c.org/journal/cac-01−1998^ 14 ЬаЫгауа. зЬИп! ва, М. Б. Сафаряна и др.1.
В этих работах были предприняты весьма серьёзные попытки осмысления и обобщения накопленного фактологического материала и придания им системного характера. Однако следует отметить, что каждый автор освещает в основном отдельные аспекты или период, что не даёт возможность создать целостное видение проблемы взаимоотношений между регионом и САС.
К работе также были привлечены публикации в периодической печати таких изданий как — газеты «Свободная Грузия», «Коммерсант и власть», «Независимая газета», «Ахали таоба», «Политика» и др. Важное значение для нас имеют такие издания, как «Справочник НАТО» и Информационный бюллетень НАТО Отдела информации и печати. Они содержат обширную и ценную информацию как о самой организации, так и о её намерениях и решениях. Эти сведения важны, поскольку отражают суть организации без интерпретации. Материал данных публикаций позволил нам глубже взглянуть на проблемы интеграции государств региона как на региональном, так и на международном уровне.
Для расширения круга изучаемого материала и привлекаемого объема научных исследований по нашей проблематике был использован Интернет материал.
Проведенный обзор литературы показал, что несмотря на наличие достаточно широкого круга научных исследований, у нас нет веских оснований для утверждения, что выдвинутая проблема раскрыта в полной мере. На наш взгляд, на данном этапе не получили должного освещения или не до конца.
1 Ахундова Л Р Азербайджан и европейские структуры — М., 2000; Гваришвичи Г Л Грузия и Европа: Дис. к.п.н. — М., 1999; Васильева О. Б Российский фактор во внешней политике Грузии (1990;1995 гг.): Дис. к.и.н.: 07.00.03. — М., 1997; Журкин, А В Эволюция антикризисной стратегии НАТО (1990;1995 гг.): Дис. к.п.н.: 23.00.04. — М., 1997; Пет-росян Г. Р. Основные направления политики США в Закавказье: Дис. к.п.н.: 23.00.04. -М., 1997; Полухов Э П Внешняя политика Азербайджанской республики после обретения суверенитета: Дис. к.и.н.: 07.00.15. — СПб, 1999; Сафарян М. Б Формирование системы коллективной безопасности стран Содружества независимых государств: Дис. к. п н.: 23.00.04.-М., 1999. изучены такие аспекты заявленной тематики как роль закавказского региона в СМОроль его отдельных субъектов в складывании особой геополитической ситуации в регионероль ЗЕС и США в формировании внешнеполитического курса государств регионароль политических кругов республики на различных этапах определения линии ориентации внешних сношенийроль экономических и социальных факторов и структур в определении основного вектора дипломатии молодых республикроль Российской Федерации как ближайшего соседнего государства и потенциального партнераи, наконец, роль СНГ как малоэффективного и безынициативного конгломерата государств на постсоветском пространстве.
Источниковая база исследования. При работе над темой был использован достаточно широкий круг источников различного направления. На этом фоне очень важно произвести их характеристику и классификацию. Мы подразделили их условно на несколько групп:
В первую группу были сосредоточены издания официального происхождения и предназначения 1990;1999;х гг. (Законы, нормативные акты и документы). Они опубликованы на грузинском и русском языках (Ведомости Парламента Грузии), что гарантирует их подлинность и аутентичность текста.
В работе рассмотрены и использованы документы, носящие международный характер — Парламента и Правительства РГполитико-правовые акты НАТОмеждународные соглашения и договора, опубликованные в официальных изданиях, как то:
1. Дипломатический вестник МИД РФ.
2. Бюллетень международных договоров 9издательство аппарата Президента РФ).
3. Ведомости Парламента Грузии (за 90-е гг. XX века).
4. Справочник НАТО.
В этих изданиях опубликованы важнейшие документы отражающие результаты официальных переговоров между РГ и НАТО, РГ и РФ, и другими государствами. Они имеют большую ценность и позволяют раскрыть характер и особенности процесса становления независимого курса Закавказских республик.
На наш взгляд среди них нужно выделить некоторые, заслуживающие особого рассмотрения. К таковым следует относить:
— соглашение об учреждении межправительственного совета по нефти и газу от 2 марта 1993 г., подписанное главами правительств Азербайджана, Армении, Грузии, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, РФ, Таджикистана, Узбекистана, Украины1;
— решение об утверждении Положения о коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве независимых государств от 19 января 1996 г.2;
— договор о создании экономического союза между государствами содружества, подписанное главами правительств от 24 сентября 1993 года3;
— договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Грузия и Республикой Азербайджан от 19 февраля 1993 года4;
— доклад Председателя Парламента Грузии — Главы государства Э. Шеварднадзе о визитах официальной делегации Республики Грузия в НАТО и королевство Бельгии 23 -26 июня 1993 года5;
— договор между правительствами РГ и Республика Турция в сферах военного обучения, техники и науки от 4 апреля 1996 г.6;
— резолюция, принятая на юбилейной сессии стран НАТО в Вашингтоне от 23−24 апреля 1999 года7;
— Программа «Партнерство ради мира: Рамочное соглашение"1.
1 Бюллетень международных договоров. — 1994. -№ 1. — С. 3.
2 Там же. — 1996. — № 4. — С. 3.
3 Там же. — 1995.-№ 1.-С. 3−10.
4 ??бс^ЭабфоЪ njftjg&g&o. — 1993. -№№ 5−8 (622−625). — аз. 396.
5 Там же. — С. 551.
1996.
21−27. -аз.52.
7 The Alliance’s Strategic Concept. Approved by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Washington D.C. on 23rd and 24th April 1999. — NATO Headquarters, Brussels, 1999.
В данных документах содержится материал, который не только даёт представление об определённых событиях рассматриваемого периода, но и позволяет судить о тенденциях, которые стали доминировать в региональных отношениях в 1990;е годы и начале XXI века. Эти сведения ценны ещё и тем, что они, как правило, носят официальный характер и позволяют не подвергать сомнению их достоверность.
Во вторую группу вошли такие источники как заявления, обращения, меморандумы, официальные сообщения и информационные статьи, опубликованные в средствах массовой информации (периодической печати, сети л.
Интернет и т. д.). Особого внимания заслуживают такие источники как:
— речь президента РГ М. Саакашвили в Парламенте РГ от 14.02.2006 ;
— Бакинская декларация от 25 мая 2005 г. 4.
Материал этих документов позволил раскрыть основные аспекты внешнеполитического курса независимой Грузии и выявить его основные тенденции на современном этапе.
Постановка обозначенного вопроса в качестве диссертационного исследования позволяет не только рассмотреть его с учетом различных факторов (географических, геополитических, военно-стратегических, экономических, этно-национальных и др.), но и выдвинуть рабочую гипотезу — интересы НАТО к закавказскому региону обусловлены не столько военно-политическими расчетами, сколько экономическими критериями. В то же время появление здесь альянса должно сыграть роль стабилизирующего фак.
1 Partnership for Peace: Framework Document. — NATO Headquarters, Brussels, 10−11 January 1994. ounij. — 1997. — 27? дз^б" (Новое поколение. — 1997. — 27 августа) — ¿-зпйоЪ Злсгофба. — 2004. — 19−25 ¿-Зйоеоп. — 33.11. (Воскресная палитра. — 2004. — 19−25 апреля. -С.11) — - 2000. — 23 бг>3эг.36о. — аз. 6 (Табло. — 2000. — 23 ноября. — С.6) — фзп^оЪпЪ.
•д^уд^бп. — 1997. — 10 отз^з^злсоп. — 33.4 (Тбилисские новости. — 1997. — 10 февраля. -С.4) — Зсче^пб0^- - 2001. — 13 o^fyi^Eon. — 33. 5 (Политика. — 2001. — 13 февраля. — С.5) — (^"gocnnlioljэ^аэ^" - - 1997. — 10 отз&зйз^о. — 33. 4 (Тбилисские ведомости. — 1997. — 10 февраля. — С.4).
Отчет президента Грузии М. Саакашвили // Свободная Грузия. — 2006. — 15 февраля.
4 Бакинская Декларация. 25.05.2005. — httpV/www.mediaclub.kz/node 46/node 19 837. тора, что, безусловно, облегчит процесс проникновения и утверждения в регионе крупных транснациональных корпораций.
Цель данной работы — рассмотреть особенности взаимоотношений между Республикой Грузия и НАТО, выявить основные противоречия и проблемы.
Достижение обозначенной цели обеспечивается решением нижеследующих задач:
— изучить и охарактеризовать процесс становления внешнеполитического курса Республики Грузия в 1990;е гг.;
— выявить и проанализировать основные причины, проблемы и особенности курса сближения Грузии и НАТО;
— выявить сущность и направленность кавказской стратегии САС и установить почему Закавказье является объектом особых интересов;
— показать роль и место региональных отношений РГ в рассматриваемый период;
— показать роль и место взаимоотношений РГ и РФ в формировании геополитической ситуации в регионе;
— выявить через сравнительный анализ противоречивый характер курса интеграции Грузии в структуры НАТО.
Объект исследования — новая геополитическая обстановка в регионе Закавказья после распада СССР.
Предмет исследования — проблемы взаимоотношений республики Грузия как государства закавказского региона с Северо-Атлантическим союзом, претендующим на роль ведущей силы в данном геополитическом пространстве.
Хронологические рамки исследования. Для более яркого выявления тенденции — сближение НАТО и РГ нами были определены четкие хронологические рамки темы исследования — 90-е гг. XX — начало XXI веков. Такой подход не случаен и продиктован как практическими, так и научными соображениями. На наш взгляд, точкой отсчета следует считать 9 апреля 1991 года, когда был принят акт о восстановлении государственного суверенитета страны и начат независимый внешнеполитический курс. Конечным моментом исследования является 14 февраля 2006 года, т. е. место и время провозглашения официального курса РГ на вступление в НАТО, прозвучавшее в отчетной речи президента М. Саакашвили на заседании парламента.
Методологическая база исследования основывается на трудах таких ученых как В. И. Гантман, К. С. Гаджиев, С. И. Чернявский, Л.Г.Ивашов1. В работах данных авторов содержится материал, имеющий как научную, так и методологическую ценность. В. И. Гантман в своей работе раскрывает методику изучения принципов международных отношений и показывает систему их анализа, что по-нашему мнению играет очень важную роль при освещении международных проблем на современном этапе.
Работа К. С. Гаджиева послужила прекрасным подспорьем и помогла разобраться в сложных перипетиях геополитических процессов в регионе Закавказья.
Исследования Л. Г. Ивашова содержат не только превосходный фактологический материал, но и показаны приемы, высветившие военно-политическую зависимость НАТО от политических амбиций США. Концепция автора позволяет проследить, какова степень влияния Вашингтона на процесс развития новой стратегической линии САС в рассматриваемый период.
Научная концепция С. И. Чернявского заключается в определении сути кавказской стратегии НАТО. Он считает, что САС проводит линию сближения государств региона различными методами, что облегчает процесс воздействия на их внешнеполитический курс. Для нас это очень важно, ибо как нам представляется, взаимосвязь Грузия — НАТО — многогранна, особенно с 1994 года.
1 Гантмст В И. Система, структура и процесс развития современных международных отношений. — М., 1984; Гаджиев КС Геополитика Кавказа. — М., 2001; Чернявский СИ Кавказская стратегия Вашингтона // Международная жизнь. — 1998. — № 6- Ивашов Л Г Вашингтонская стратегия НАТО // Военно-исторический журнал. — 2000. — № 1.
I" 17.
В то же время мы считаем, что наиболее успешным проявлением раскрытия всех аспектов заявленной проблемы может являться совокупность вышеперечисленных факторов, поскольку они отражают не только суть, но и показывают целостную картину сложных и противоречивых взаимоотношений в регионе и за ее пределами.
Методы исследования. В процессе работы над темой исследования, для реализации поставленных нами задач и цели, применялись различные |1 методы и приемы научной работы. Прежде всего, это общенаучные методы научного познания — абстрагирование, анализ, синтез, аналогия и обобщение. Использовались также логические умозаключения.
В ходе работы нами также применялись конкретно-исторические методы научного исследования. При этом особый акцент был перенесен на следующие методы: историко-генетический, историко-хронологический, исто-рико-проблемный, историко-сравнительный, историко-системный. Данные методы позволили проследить процесс зарождения и развития нового внеш-^ неполитического курса Грузии и, систематизировав полученные сведения, не только определить их характер, но и сгруппировать их в отдельную проблематику. Это помогло нам выделить и подвергнуть научному анализу различные аспекты взаимоотношений Грузии как с государствами региона, так и с субъектами ЕС и НАТО.
Нами для раскрытия различных аспектов нового курса РГ был применен междисциплинарный подход, который позволил проанализировать различные данные экономического, социального, политического, военного и иного характера. В работе также были использованы в качестве вспомогательных методик — принципы математического анализа, что было отражено в сравнительных таблицах, использованных в качестве анализа экономических и структурных показателей как внутри текста, так и в виде приложения.
Научная новизна исследования.
Совокупность вышеизложенных методов научного познания и исследования и определили в целом наш подход к теме диссертационной работы. В работе во многом впервые применительно к рассматриваемой теме были использованы источники и документальные материалы о взаимоотношениях независимой Грузии с субъектами международного права (в том числе на языке оригинала). Нами впервые была предпринята попытка целостного изучения политического курса независимой Грузии по вопросам сближения и вступления республики в структуры НАТО. Также был рассмотрен характер региональных отношений сквозь призму независимого внешнеполитического курса Республики Грузия. Результаты исследования дают представление о процессах, тенденциях и проблемах реализации, вызванных выбором данной ориентации грузинским руководством 90-е годы XX — начала XXI веков.
Практическая значимость данного диссертационного исследования определяется ее прикладным характером, что позволит использовать ее не только в качестве отдельных публикаций или для новых научных исследований по данной проблематике, но и применять в процессе преподавания, как в системе высшего, так и в области среднего и средне-специального образования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в опубликованных статьях. Основные выводы и положения работы обсуждались на ряде научных конференций, как-то: Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции в преподавании иностранных языков» (Набережные Челны, 2003), Всероссийская научно-практическая конференция (Казань, 2005), Международная научная конференция «Мировое политическое и культурное пространство: История и современность» (Казань, 2006).
Обозначенные цели и задачи исследования обусловили структуру диссертационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, а также оснащена приложениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Перемены, произошедшие в мире, регионального и глобального масштаба породили в системе международных отношений изменения как геополитического, геостратегического, так и структурного характера. Эти изменения затронули отношения между государствами и международными организациями не только в политической, но и в экономической и военно-политической областях. Они на протяжении нескольких десятилетий обрели характер определяющего фактора в СМО. Поэтому любые видоизменения, носящие масштабы местного или локального уровня, стали сказываться на политической конъюнктуре мирового масштаба. Именно в 90-е годы XX века изменения подобного рода (децентрализация, дезинтеграция и интеграция нового масштаба) стали актуализироваться с особой силой как на постсоветском пространстве, так и во всей Центральной и Восточной Европе.
В результате сближения и попыток адаптирования этих тенденций практически сразу обозначились несколько проблем, превратившиеся впоследствии в препятствия на пути достижения и реализации намеченных процессов интеграции.
Исследование позволило выявить, что процесс сближения породил проблему сроков и степени интеграции, связанную со стремлением закавказских республик немедленно и всецело внедриться в структуры альянса. С другой стороны, это было вызвано неготовностью САС дать ответы на все запросы предполагаемых партнеров. Поэтому в течение последнего десятилетия XX века процесс сближения приобрел вялотекущий характер и не трансформировался в договорные, тем более в союзнические отношения.
Такое несовпадение подходов привело к тому, что к середине 90-х годов НАТО именно здесь сталкивается с таким противоречием как несоответствие своей оборонной стратегии новым политическим запросам, которое настоятельно требовало принятия передовых и превентивных решений.
Грузинская политическая элита начала 90-х годов, желая установить контакты со структурами Западного сообщества, представляла роль НАТО не столько как способ расширения экономических связей, сколько как возможность и гарантию своей независимости и политической стабильности. Такой подход накладывал отпечаток на характер складывания взаимоотношений и не позволял перевести их в плоскость равнозначных и обоюдовыгодных. Таким образом, уже на первоначальном этапе сближения Закавказья и НАТО обозначились проблемы, требующие непростого и неоднозначного решения.
С другой стороны, нам представляется, что на поворот альянса в сторону региона повлияли два обстоятельства. Во-первых, это позиция деловых кругов Запада, которые только к середине 90-х годов начинают проявлять интерес к государствам Закавказья, поскольку они не желали рисковать ни своим капиталом, ни репутацией и, тем более, бизнесом, учитывая ситуацию в регионе, прозванные «Евразийскими Балканами». Во-вторых, это образование на пространстве региона ситуации политического вакуума, которая угрожала превратить Кавказ в зону особо острых противоречий, следовательно требовало миротворческих усилий и гарантий безопасности. Как трансформация САС, так и закавказская направленность ее новой стратегической линии порождены объективными и логическими причинами, отразившими историческую закономерность развития любых явлений.
На наш взгляд, в этом историческом повороте НАТО немаловажную роль сыграли такие политические деятели как Г. Алиев — президент РА, Э. Шеварднадзе — президент РГ, генеральный секретарь НАТО — X. Солана. То есть налицо присутствие субъективного фактора, что безусловно предопределило как общий ход событий, так и темп их развития.
Следовательно, учитывая слияние двух таких факторов, как объективный и субъективный, мы можем констатировать следующее — процесс сближения и интегрирования Закавказья и НАТО носил закономерный и неизбежный характер.
В связи с этим руководством Грузии с самого начала предпочтение было отдано западному направлению, как наиболее приемлемому, выгодному и оправданному с точки зрения сохранения национального достоинства. Отсюда и возникает в политических и научных кругах понятие о переориентации внешней политики Грузии на Запад.
С самого начала политическое руководство Грузии было твердо намерено установить контакты не просто со странами Западной Европы как таковыми, а именно с НАТО с целью военного сотрудничества. На наш взгляд, в этом и состоит первая и главная особенность стратегии внешней деятельности независимой Грузии, суть которой заключалась в утверждении позиций республики как субъекта международного права и как суверенного государства в целом.
Таким образом, на начальном этапе своего развития независимая и свободная Грузия не смогла продвинуться на внешней арене в желаемом направлении. Здесь в большей степени отрицательную роль сыграли непомерные амбиции тогдашнего политического руководства страны.
Начало следующего этапа в становлении и формировании новой стратегической линии внешней политики РГ связано с приходом к власти Э. А. Шеварднадзе, который, имея огромный опыт политической и государственной деятельности, попытался внести необходимые корректировки проводимого курса. Новое руководство предпринимало всевозможные меры по преодолению как внутренних, так и внешних противоречий. Это по их мнению должно было позволить интегрироваться в западноевропейское сообщество, опираясь на принципы многосторонней дипломатии и, что самое главное, это курс сближения с НАТО.
Следовательно, к середине 90-х годов во внешней политике суверенной Грузии вырисовываются четыре основных направления:
— региональное (Азербайджан, Армения, Турция и страны бассейна.
Черного моря);
— западное (НАТО, ФРГ, Франция, Великобритания, США);
— СНГ (Украина, Молдова, Казахстан, Туркменистан);
— северное (отношения с Российской Федерацией).
Таким образом, грузинские власти в своей деятельности в целом придерживаясь принципов многовекторной дипломатии, достаточно быстро стали ее переориентировать на главное — западное, которое в дальнейшем становится не просто доминирующим, но и определяющим фактором ведения политики на всех направлениях.
Именно в этих противоречивых условиях появляется концепция стратегического сближения и интегрирования в НАТО под названием «срединное государство», изложенная Э. А. Шеварднадзе в 1993 году. Однако с первых же шагов по реализации этой концепции руководство Грузии столкнулось с серьезными препятствиями, которые впоследствии, благодаря противоречивой политике окружения Э. А. Шеварднадзе превратились в проблемы неразрешимого характера. В связи с этим, несмотря на то, что уже в 1994 году Грузия подписала рамочное соглашение о присоединении к программе ПРМ, процесс сближения с НАТО не отличался высокой эффективностью, особенно в области установления договорных отношений.
Как показало исследование, такое положение в развитии внешнего курса РГ рождает проблемы и метаморфозы концепции «срединного государства». Основная и самая сложная проблема, обозначившаяся еще в конце 80-х годов XX века, — нестабильность в политике и экономике республики, которая и породила первую метаморфозу в практической реализации концепции «срединного государства». Стратегия и тактика основного направления, призванная преодолеть и ликвидировать источник нестабильности и противоречия в обществе, приводит к обратному результату.
Вторая метаморфоза вызвана наличием проблемы в процессе углубления взаимоотношений с САС, связанная с затягиваем их перевода в плоскость договорных, несмотря на все попытки Э. А. Шеварднадзе и его окружения. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к глубокому кризису власти и общества в целом в рассматриваемый период.
Третья метаморфоза связана с разочарованием как в концепции, так и в результатах сближения с НАТО за рассматриваемый период нашего исследования. Процесс дальше установления и обозначения взаимоотношений не пошел. Это породило недоверие к данной политике (и к ее проводникам) как нежизнеспособной и потребовало от политического руководства страны перехода к новым моделям и формам развития сотрудничества в рамках выдвинутой внешнеполитической концепции.
С 1997 года Грузия максимально активно подключается к различным идеям и проектам развития и расширения транспортно-коммуникационных сетей, связанных с идеей возрождения «Великого шелкового пути». Наиболее успешной и адекватной представлялась реализация проекта ТЯАЗЕСА, позволявшая по мнению политических и деловых кругов республики, привязать к нему концепцию «срединного государства». Это непременно вызвало активное сближение с РА, которая, в свою очередь, пыталась реализовать концепцию «нефтяной дипломатии». Таким образом. Были найдены экономические и политические основы продвижения на Запад. Казалось, именно эта основа облегчала процесс сближение и интеграции с НАТО.
Однако в процессе реализации всех предполагаемых проектов руководство республики столкнулось с различными препятствиями, которые обозначились в виде неоднозначных подходов к вопросу транспортировки и прокладки трубопроводов от Каспия до Черного моря через Южный Кавказ. Транспортировка нефти с одной стороны представлялась как наиболее эффективное и беспроигрышное предприятие. С другой стороны, присутствует умеренный подход в оценках и прогнозах выгодности данного проекта, поэтому несмотря на все аргументы, приводимые как политиками, так и экономистами в пользу данной линии проекта (Баку — Супса — Джейхан), многие державы и организации не торопятся перевести его в разряд первостепенных или особо важных. Третий подход — настороженность и в определенной степени отторжение от данной идеи как не имеющей реального обоснования.
На наш взгляд, именно эти моменты не позволяют достичь общего понимания и нахождения адекватного подхода к вопросу. Поэтому практически любая попытка его актуализации и активизации приводит к очередному обострению ситуации в регионе.
Геополитическое положение и культурно-исторические особенности обусловили особое и «ключевое» значение Грузии в современной региональной политической конструкции. Многие геополитические и геоэкономические факторы, благоприятствующие экономическому развитию, параллельно обусловливают внешнеполитическую и внутриполитическую уязвимость Грузии. Такая неоднозначность международного положения страны оказывает весомое влияние на внешнюю политику соседних с ней государств, а также ведущих держав «Большого Ближнего Востока» и Запада, имеющих стратегические интересы в Кавказско-Каспийском и в пограничных регионах.
Таким образом, как нам представляется, руководство Грузии политику сближения с НАТО рассматривало как политическое средство, а проект ТЯАЗЕСА как экономический способ реализации концепции «срединного государства». В этом и заключается, на наш взгляд, главная особенность нового внешнего курса Грузии — сочетание различных способов и направлений для достижения целей.
Выявление основных черт, присущих тенденции сближения Закавказья с НАТО, позволило также нам определить главную особенность стратегической линии САС в регионе Закавказья — экономический фактор в процессе сближения и проникновения является довлеющим, поскольку альянс использует тактику экономического подчинения в качестве постепенного утверждения в регионе.
Следует отметить, что закавказские республики и НАТО в поисках путей партнерства достигли определенных успехов. Мы считаем, что политика НАТО по вовлечению региона в свою зону влияния и «жизненных интересов» не привела в регионе за рассматриваемый период к политической, а тем более экономической стабильности, поскольку она порождает процесс столкновения интересов, который в начале XXI века уже приобретает кон-фронтационный характер и играет роль дестабилизирующего фактора. В этом и заключается противоречивость курса переориентации внешней политики Республики Грузии в исследуемый период.