Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен куклы в русской культуре: Историко-культурологические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, исследование истории кукол помогает понять ее сущность, что в свою очередь объясняет механизм взаимодействие человека и куклы в современном мире. Для понимания значения кукол в жизни взрослого человека необходимо рассмотреть способы влияния куклы на ребенка, так как многие стереотипы отношения к кукле закладываются именно в детстве. «Мир не только строится из детской, но и разрушается… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен куклы: природа и функции
    • 1. 1. Образ куклы в историческом контексте
    • 1. 2. Кукла и игра
    • 1. 3. Кукла как телесная модель человека
  • Глава 2. Человек и кукла в современном мире
    • 2. 1. Кукла в социо-культурном пространстве
    • 2. 2. Кукла в жизни современного ребенка
    • 2. 3. Типология современной русской куклы

Феномен куклы в русской культуре: Историко-культурологические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образ куклы привлекает внимание многих исследователей. Она постоянно сопутствует человеку, начиная с самой глубокой древности Практически не существовало народов, не знавших какого-либо вида кукол.

Актуальность культурологического исследования феномена куклы связана с неразрывностью исторической традиции, а также — с повышением интереса к культурным образованиям, которые до известных пределов раздвигают границы человеческого опыта. Являясь своеобразным отражением человека, кукла дает ему возможность взглянуть со стороны на самого себя.

Кукла вызывала и продолжает вызывать у людей противоположные чувства и, соответственно, различные объяснения. Однако ни одно из суждений о ней нельзя назвать исчерпывающим. Они постоянно балансируют на грани перехода к полному отторжению куклы или же наоборот, чрезмерному увлечению ею. «До тех пор, пока кукла остается куклой, сохраняется и гармония ее отношений с миром, с человеком, с собственным положением, когда же в ней просыпается человек,. происходит трагедия .» ' Важно найти ответ на вопрос: при каком же условии сохраняется гармония отношений человека и куклы?

Являясь своеобразным портретом той или иной культуры, так же, как и игрушка, кукла оказывается глубинно соотнесенной с ценностями этноса или социального слоя, нации или культуры. «Так на каждой ступени ее развития, в каждом этносе и социальном слое одной и той же нации игрушка создает точгу ный портрет данного типа культуры» .

Принято разделять общее понятие «кукла» на несколько почти не связанных между собой смысловых областей. Самой изученной из них является область, связанная с театральной куклой. Именно ей посвящено большинство исследований.

1 Некрылова А. Ф. Кукольники в Петербурге. // Куклы и Петербург. — СПб., 1995 — С. 24.

2 Каган М. С. Философия культуры. — СПб., 1996. — С. 102.

История театральной куклы проанализирована в работах К. Гагемана, Г. Клейста, Г. Крэга, Ш. Маньяна, III. Нодье, Пьетро Ферриньи (написанная под псевдонимом Йорик), Ж. Спейта, X. Юрковского. Из отечественных авторов можно назвать Н. Д. Бартрама, Б. П. Голдовского, А. А. Иванову, ПК. Крыжицко-го, А. П. Кулиша, А. Ф. Некрылову, В. П. Новацкого, С. В. Образцова, Т. А. Пу-тинцеву, Н.Я. Симонович-Ефимову, ЮЛ. Слонимскую, Н. И. Смирнову, И. Н. Соломоник, И. П. Уварову, О. М. Фрейденберг. Попытку целостного культурологического рассмотрения театральной куклы представляет работа X. Калинской «О культурологическом подходе к исследованию кукольного театра» .

В отличие от театральной куклы, кукла-игрушка исследована не так обстоятельно. Ей посвящены преимущественно отдельные статьи. Фольклорная кукла рассматривалась в одном ряду с другими традиционными игрушками для детей. (Работы Н. Д. Бартрама, Г. Л. Дайн). Что касается современной куклы-игрушки, то она почти не исследована. Существуют статьи отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих проблему современных игрушек.1 Почти нет серьезных работ о телевизионных и мультипликационных куклах.2 Возрождающийся в конце XX века вид салонных или интерьерных кукол также нашел отражение пока в нескольких журнальных или газетных статьях.3 Что же касается недавно появившихся художественных или авторских кукол, которые создаются художниками и предназначены для выставок как произведения искусства, то они почти совсем не исследованы4.

Предпринятые исследования различных видов кукол были осуществлены преимущественно на основе историко-культурного изучения феномена куклы. На этом фоне особой значимостью обладают новые подходы к изучению феномена куклы. II. Г. Богатырев применил методику структурно-функционального анализа феномена театральной куклы. Ю. М. Лотман исследовал феномен куклы.

1 Барт Р. Игрушки. //Мифологии. — М., 1996.

2 Каранович А. Мои друзья куклы. — М., 1971, Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. — М., 1957.

3 Гсдымин А. Кукольных дел вселенная. // Салон. — 1996. — С.73−77, Уварова И. Их величества куклы. //Красота. — 1996. — сентябрь-октябрь — С.28−30.

4 Васильев Б. Взрослые игры. // Культура. — 1997 — № 49. на основе семиотики культуры (кукла как текст культуры). Автор сделал вывод, что: «В нашем культурном сознании сложилось как бы два лица куклы: одно манит в уютный мир детства, другое ассоциируется с псевдожизнью, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью. Первое глядится в мир фольклора, сказки, примитива, второе напоминает о машинной цивилизации, отчуждении, двойничестве» .1 На протяжении веков кукла постоянно демонстрирует человеку то одно свое лицо, то другое. Она то стремится к предельному подражанию человеческому облику, то становится предельно условной и обобщенной.

В конце XX века наблюдается необыкновенная популярность куклы, причем в большей степени — ее антропоморфного изображения. Куклы, находящиеся раньше в основном в театре или в доме, теперь активно используются в политических телепередачах, становятся равноправными участниками художественных выставок, используются при оформлении интерьеров. Куклы способны становиться предметом, определяющим материальное благосостояние человека и даже, в некоторой степени его социальный статус. Следует сказать, таким образом, что отношения человека и куклы, всегда бывшие непростыми, сейчас обострились до предела. Это соотношение: кукла — человек, человеккукла, крайне неустойчиво. Кукла часто претендует на то, чтобы занять место человека, а человек может быть уподоблен зависимой или бездушной кукле.

Куклы пытаются повторить все принципиально значимые стороны человеческой жизни. В спектакле кукла часто является моделью человека, а сам кукловод олицетворяет собой некие надличностные силы и обстоятельства. Для некоторых кукольников театральная игра — это своеобразное исследование отношений человека с судьбой, с космосом.

Таким образом, кукла может стать поводом для глубоких философских размышлений. Кукла-игрушка на свой манер стремится повторить человека.

1 Латан Ю. М. Куклы в системе культуры. //Кукарт № 5, 1994, с. 53.

Расхожие игрушки это обязательно мир взрослых в миниатюре.. Обязательно что-то означают, что-то социализированное, образованное из мифов и навыков современной взрослой жизни" .1 На протяжении всего XX века кукла-игрушка претерпевала изменения, связанные с политическими переменами. Таким образом, кукла является знаком, фиксирующим накопленные модели окружающей действительности, в ней отражается представление человека о себе самом, о мире, о происходящих в нем процессах.

Тем не менее, образ куклы как феномен культуры не рассматривался еще в работах искусствоведов, культурологов, историков, этнографов, педагогов во всей своей полноте. Искусствоведы нередко оставляют без должного внимания этнографическую куклу, а этнографы, изучающие игрушку, часто далеки от куклы театральной. Ю. М. Лотман посвятил кукле статью, которая является первым опытом рассмотрения всех видов этого феномена. Автор считал, что кукле в системе культуры «.присущи исключительно серьезные и широкие возмож-ности». Поэтому следует попытаться подойти к изучению куклы с более обобщенной позиции, объединив воедино отдельные ее виды и выделив некие общие ее черты, присущие каждому из них.

Целью работы является историко-культурологическое исследование феномена куклы в русской культуре.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

— обозначить исходные понятия — «феномен куклы» и «мир куклы» ;

— проследить генезис и функционирование феномена куклы в русской культуре;

— проследить инвариантные и вариативные признаки и особенности феномена куклы;

— рассмотреть феномен куклы в философско-антропологическом измерении, как своеобразную модель человека;

— систематизировать виды современных кукол по функциональному признаку;

1 Барт Р. Игрушки. И Мифологии. М., 1996. — С. 102.

2 Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры // Кукарт — 1994 — № 5. — С.53.

Объектом исследования является феномен куклы в русской культуре. Предмет исследования — генезис, становление и современное бытование куклы как феномена русской культуры.

Решение поставленных задач изначально затруднено тем, что понятие «кукла» охватывает большой круг предметов. Прежде всего, следует разобраться, что может быть названо куклой. Для этой цели следует обратиться к словарям.

1) «Кукла-куколка — небольшое изображение человеческое или животного, сделанное из дерева, бумаги или воску и служащее для забавы малым детям» .1.

2) «Кукла — сделанное из тряпья, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая или повивальная, фантом, разборное подобие человека для обучения. // У валяльщиков и др. Мастеровых: болван, форма. // Пек. Около 20 фунтов чистого льна в связке. // Кал. Орл. Завертка, закрутка, закрута в хлеб. // Выпускная кукла, механическая, что сама бегает, живая // Щеголеватая, но глупая или бездушная женщина, одетая куклою» .2.

3) «Кукла. 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. 2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая из-за ширмы актером. 3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело. Кукла в витринах магазинов» .3.

4) «Кукла — игрушка в виде фигуры человека, ребенка» 4.

5) «Кукла — игрушка в виде фигуры человека, чаще всего нарядной девочкифигурка человека или животного в специальных театральных представлениях» .5.

6) «Кукла. 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. // Устар. Статуэтка. // Фигура человека или животного из дерева, тряпок и т. п. в спец. театральных представлениях. 2. 0 бездушном и пустом человеке (чаще женщине). 3. Человек,.

1 Словарь Академии Российской, ч. 1−6. — СПб., 1789−1794.

2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, М., 1979.

3Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1989.

4 Краткий толковый словарь русского языка под ред. В. В. Розановой. — М, 1982.

5 Черных В. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — М., 1989. действующий по воле другого" .1.

7) «Кукла — разг. сверток, пачка, упаковка с нарезанной бумагой, даваемые мо-шенником вместо денег». о.

8) «Кукла-робот — робот, похожий на человека» .

Можно сделать вывод, что исторически куклой, прежде всего, принято было считать детскую игрушку в виде человека, ребенка. Затем куклой стали называть фигурку для театральных представлений. Однако существуют и другие значения этого слова: кукла, используемая для украшения в витринах магазинов, а также — разборная кукла-фантом для медицинского обучения. И в том, и в другом случае кукла представляет собой фигуру человека. Следует добавить, что в традиционном русском языке слово «кукла» обозначало какой-либо сверток или болванку.

В современном представлении, кукла-игрушка, это, прежде всего, антропоморфное изображение, а театральная кукла может быть еще и зооморфным образом. Однако творчески превратить в куклу можно любую вещь, в этом случае она как бы превозмогает свою предметность и обнаруживает некие новые свойства. Например: в игре дети часто используют вместо куклы различные бытовые предметы. В спектакле театральной куклой также может стать абсолютно любая вещь, более того — рука самого актера. Таким образом, понятие «кукла» можно расширить. «Кукла есть любая вещь, которая вовлечена в круг содержания человеческих, человечных ассоциаций и участвует в сценическом творчест.

95 4 ве.

Можно сказать, что в современной культуре постоянно расширяется семантическое поле феномена куклы, существуют понятия, которые далеки от исторически сложившегося значения слова «кукла» (например — упаковка в виде Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт р. л. — М, 1982.

2 Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения. Рос. Академия наук. Институт лингвистических исследований. — СПб., 1998.

3 Новое в русской лексике. Словарные материалы — 80 — М., 1984.

4 Колмановский Е. С. Театр кукол, день сегодняшний. Из записок театральных критиков. — М., 1995. — С.17 обманки). Тем не менее, они также включены в особое парасемантическое пространство, возникающее вокруг данного феномена в культуре. В этом случае, кукла является на содержательном уровне симулякром, 1 представляет абсолютную пустоту.

Таким образом, возникают как бы два полюса: с одной стороны куклаэто подобие человека, оживляемое движением, с другой — кукла является выражением абсолютного обмана, недоверия, пустого содержания. Следует отметить, что в социо-культурном пространстве слово «кукла» присваивается самым разным предметам. Изготовители игрушек называют куклой одно, коллекционеры — другое, дети считают куклой третье. Кукла может обозначать еще и техническое устройство, имеющее антропоморфный облик (кукла-робот).

Несмотря на это, следует определить природу куклы, разные ступени «кукольности» Чаще всего куклой принято называть все-таки антропоморфное изображение. Если ребенок в игре превращает какую-либо вещь в одушевленное существо, то он только тогда называет ее куклой, когда она играет роль человека. Если же она изображает животное или просто «оживает», то не получает названия «кукла». Только в театре любая вещь, играющая какую-либо роль, называется «куклой»: человек это, животное или зонтик. Однако следует отметить, что и всем этим вещам присуща некоторая антропоморфность. «. форма, ограничивающая собой предмет, все же сохраняет в себе частицу природы, присущую человеческому телуто есть всякая вещь в глубине своей антропо-морфна» Кроме этого, например, зонтики актера Жоли ведут себя на сцене совсем как люди, а руки Сергея Образцова буквально создают образ человека. Но ведь и животные в кукольном театре обнаруживают антропоморфность: они говорят, думают, переживают совсем как люди. Даже техническое.

Симулякр, симулакр — (франц. — стереотип, псевдовещь, пустая форма) — одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики, занимающее в ней место, принадлежащее в классической и эстетической системах художественному образу. Симулакр — образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит к.-л. реальность.

2 Бодрийяр Ж. Система вещей. М, 1995, с. 23. устройство театральной куклы часто основывается на принципах работы человеческого организма.

Таким образом, можно сделать вывод, что антропоморфность в разных ее модификациях имманентна кукле. Следует еще отметить, что первых театральных кукол, появившихся на Руси, собственно «театральными» стали называть далеко не сразу. Вплоть до начала XX века их считали «выпускными», «механическими», «итальянскими» и т. д. Фигурки, выступающие в театрах, в России стали называть куклами благодаря их похожести на кукол уже известных — игрушечных.

Следовательно, в целях избежания путаницы необходимо предельно сузить круг предметов, определяемых понятием «кукла» на основе набора некоторых признаков, присущих анализируемому феномену.

Прежде всего, в поле исследования попадает кукла — антропоморфное изображение. Такие куклы во множестве встречаются среди театральных, а также являются основным персонажем среди игрушек. Итак, в диссертационном исследовании речь пойдет о кукле — антропоморфном изображении. Кроме того, театральные куклы, а также многие куклы-игрушки могут приводиться в движение, им можно придавать различные позы, большинство кукол можно одевать, даже плоских, бумажных.

Театральная кукла и кукла-игрушка выполняют одну общую функциюони используются в игре (актером или ребенком). Для этой же цели предназначены и различные телевизионные куклы, а также фигурки из мультфильмов. Салонные куклы так же, как и их близкие родственники — манекены, созданы в основном для украшения интерьера. Такими куклами можно при желании поиграть, однако главная их функция — украшение, а также пропаганда моды. Сувенирная кукла является своеобразным знаком страны, напоминанием об истории, но и она используется для дополнения интерьера.

Итак, подытожив все вышесказанное, можно отметить, что предметом исследования является кукла — антропоморфное изображение, созданное для игры и или украшения, которому можно придавать различные позы, а также она может носить одежду. Почему в работе осуществляется отбор кукол именно по перечисленным выше признакам? Антропоморфная кукла, в конечном счете, способна выражать отношение человека к самому себе, его представление о собственном облике и образе.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать исходную гипотезу исследования, вытекающую из того, что историко-культурологическое исследование феномена куклы в культуре дает возможность проследить генезис феномена, его развитие, типологизировать феномен куклы и соотнести его с актуальными ориентирами современной российской культуры. Программа исследования предопределила методологию и методику изучения феномена куклы в культуре.

Диссертационное исследование опирается на сравнительно-исторический анализ при рассмотрении фактографических источников историко-культурного бытования куклы. В работе соблюдается принцип единства исторического и логического. Важное значение для исследования имеют работы культурологов, философов, этнографов, искусствоведов, педагогов, посвященные проблемам понимания, общения, описания и столкновения феноменов кулмуры. Для раскрытия темы привлекается большой искусствоведческий материал.

Объект и предмет исследования обусловили применение историко-сравнителъного метода ретроспективного моделирования, который позволяет выявить структуру предмета исследования и проследить его эволюцию.

Методологической базой исследования явились разработки в области теории и истории культуры, философии, филологии. Таковыми по разным позициям выступают труды С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, К. Г. Исупова, М. С. Кагана, И. Ф. Кефели, Ю. М. Лотмана, JI. М. Мосоловой, В. А. Подороги, В.Я.

К. А.

Проппа, И. Хейзинги.

Научная новизна исследования состоит в следующих положениях:

— феномен куклы следует рассматривать не по отдельным его видам, а в комплексе, как целостную данность культуры, так как все его виды имеют общие признаки и выполняют общие функции;

— феномен куклы в значительной степени характеризует определенный тип культуры, ее особенности и характер;

— образ куклы не остается стабильным, изменяясь в процессе историко-культурного развития, но феномен куклы сохраняет свою сущностную целостность;

— в каждом историческом периоде выделяется ценностная и морфологическая доминанта феномена куклы;

— современная кукла как бы предельно ориентирована на моделирование тех состояний и характеристик человека, которые свойственны концу XX века.

Основное содержание работы. Диссертационное исследование состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе используется диахронический принцип изучения материала. Образ куклы рассматривается в историческом контексте. Выявляется природа куклы, и рассматриваются ее функции. В первом параграфе прослеживается путь изменения куклы от ее зарождения до современности. Во втором параграфе исследуется игровое начало куклы, ее бытие в игре. Третий параграф раскрывает способность куклы быть моделью человеческого тела, отражать облик человека. Вторая глава посвящена роли куклы в современной культуре. В первом параграфе рассматривается образ куклы в социо-культурном пространстве. Второй параграф раскрывает взаимодействие современного ребенка и куклы, значение куклы для формирования взрослого человека. В третьем параграфе осуществляется попытка типологизировать имеющиеся виды современной куклы. В Заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы, намечается перспектива дальнейшей разработки проблемы.

Заключение

.

В диссертации было проведено комплексное исследование феномена куклы. В первой главе осуществлена попытка определить природу куклы и ее основные функции. Для этого потребовалось выявление генезиса исследуемого феномена.

Рассмотрение куклы в историческом контексте показало, что изначально она была связана с культом предков и использовалась в обряде, но, постепенно переходя из области мифологии в область культуры, кукла изменялась, и соответственно трансформировались ее функции. Каждый исторический период создавал определенные образы кукол, способствуя преобладанию того или иного их вида.

Исследование истории русской куклы показало, что сильное влияние на нее оказали европейские образцы. Кукольный театр как вид искусства не существовал в России до XVII века (по предположению специалистов). Большинство кукольников появилось в Петербурге лишь в 30-х годах XVIII столетия. Однако этот вид искусства прижился в России, приобрел новые, характерные дня отечественной культуры черты.

Некоторые культуры на протяжении столетий знали лишь один вид театральных кукол и одну систему управления ими. Существуют примеры органичного существования нескольких видов кукол. В отдельные исторические периоды признавались лишь куклы, управляемые автоматически, однако, были времена, когда автомат отрицался категорически, как угрожающая человеку бездуховная машина. «В романтической литературе становится общепринятым уподобление механизма мертвецу» .1 Позднее, механическую куклу сменила марионетка, являющаяся своеобразным символом диалектического единства свободы и зависимости человеческого Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки и ли апология механицизма.

— СПб., 1998. — С.25. существования. Спустя некоторое время автоматы снова становятся популярными: «.негативное отношение ко всему механическому сменяется экзальтированным ему поклонением в эстетике футуризма, конструктивизма и некоторых других течений начала XX века» .1 При этом следует отметить, что в отдельные исторические периоды в России преобладал тот или иной вид кукол. Например: из театральных — с 1917 года официально признавалась перчаточная кукла, марионетка считалась символом чуждого, упаднического искусства. Салонная кукла в этот период исчезла совсем и не появлялась вплоть до 90-х годов XX века.

На основе изложенного материала можно заключить, что кукла отражала особенности различных культур. Отечественная кукла представляет собой своеобразный синтез русской и европейской культур и способна отражать их сложное взаимодействие.

Для того чтобы изучить природу куклы, потребовалось обращение к игре. Рассмотрение бытия куклы в игре показало, что она является имманентным качеством как театральной, так и детской куклы. Кукольная игра в своих истоках связана с ритуалом. Можно обнаружить общие свойства актерской и детской игры с куклой. Для этой игры создаются самые разные пространства. В игре кукла способна моделировать образ человека. Более того — во все времена кукла являлась моделью человеческого тела. Внешний облик куклы показывал соотношение физического и духовного в различные историко-культурные периоды. Театральные куклы различных систем обладают разной «телесностью»: от гротескного тела Петрушки до бестелесной марионетки, являющейся лишь знаком человеческой фигуры. Современные куклы, особенно коллекционные, могут буквально повторять все особенности человеческого тела, быть его двойником, уменьшенной копией.

Изучение истории отечественной куклы, выявление ее природы позволило подойти к проблеме взаимодействия человека и куклы в современной культуре. В конце XX века необычайно возрос интерес к куклам. Это явление пытаются осмыслить журналисты, по-своему его интерпретируя: «.на исходе XX века народом овладела какая-то кукломания, и коллекционеры стали гоняться за игрушечными фигурками с таким остервенением, с каким прежде собирали бриллианты и картины. В Европе кукломанию уже окрестили болезнью XX века. Теперь игрушечные страсти докатились и до нас» .1 «Художники оставили монументальную живопись и получают огромное удовольствие, вылепливая и обшивая кукол. Галеристы успешно и бойко ими торгуют, открываются кукольные музеи, куклы везде: в телевизоре, на карикатурах, в рекламе. Появился даже термин: кукольный стиль — все такое сладенькое, сусалъненькое, приторное. Откуда взялся этот общественный интерес к куклам, сто его спровоцировало? Или это имитация интереса?» 2 Следует отметить, что публикаций, связанных с куклой (чащеколлекционной), сейчас появляется множество. Как правило, заголовки подобных статей носят пугающий или интригующий характер: «Младшая сестра из мертвой семейки» или «Кукла — убийца». Бесспорно, журналистами создается некий «кукольный миф». Однако существуют попытки и объективного взгляда на ситуацию: «Кукла, особенно старая, связана с гнездом, уютом, это попытка удержать патриархальность от полного развала.» Так объясняет свое увлечение куклами художник Л.Булатникова. Следует отметить, что в Европе кукольная культура не умирала. Однако еще рано говорить о подобном явлении в России: «.у нас же пока это только любопытство и появившееся денежные возможности» 4 Зав. лабораторией социальной психологии РАН А. Журавлев называет несколько причин возросшей популярности куклы. Во-первых, появился новый тип кукол: большие размеры, способность передвигаться, похожесть на конкретных.

1 Амелькина А. Куклы — как люди, только плачут реже! //Комсомольская правда, -1999. — 22 января. — С.40.

2 Богатырева М, Младшая сестра из мертвой семейки. // Новое время. — 1998. — 5 апреля. — С.40.

3 Там же. — С.40.

4 Там же. — С 41 людей. Новизна неизбежно вызывает интерес. Во-вторых, кукольный стиль широко и в самых разных формах распространяют средства массовой информации. В-третьих, куклы решают проблему потребности человека в самореализации. Кукла позволяет ему «высказаться». «Сегодня с помощью кукол делается политика, формируются взгляды и настроения других людей, может, политические убеждения» .1 Однако А. Журавлев предвидит неизбежное снижение остроты ситуации, так как куклы, по его мнению, это виртуальный мир, где нет и не может быть реального эффекта.

Итак, кукольная культура только зарождается в России, хотя повальное увлечение ими наблюдается уже несколько лет. Возможно, появление кукольного мотива в культуре связано, как уже отмечалось выше (2.1), с «архетипом младенца», который является знаком исчерпанности и пророчеством возрождения в периоды потери ориентации и в переломные моменты истории. Именно в этот период многие исследователи обращаются к традиции, стараясь понять ее тайные законы, объясняющие скрытые течения современных явлений. К традиции обратились в 90-е годы многие кукольные театры, меняя в соответствии с ней свою структуру и технологические системы. К прерванной традиции обращаются и художники, создающие авторских кукол.

Следует уточнить, что обращение к истории характерно для всего искусства постмодерна, к практикам которого применима метафора палимпсеста (рукописи, написанной поверх смытого или соскобленного текста).2 Обращение к традиции, таким образом, часто носит характер неточного пересказывания, реконструкции прошлого не несут познавательного смысла. «Палимпсест может служить метафорой современной, или, точнее, постсовременной — постмодернистской культуры в целом и визуальных.

1 Там же, С. 41.

2 Кусков С. Палимпсест пост модернизма как «сохранение следов традиции» //Вопросы искусствознания. -1993.-№ 2−3. С.213−214 искусств в частности Ему можно уподобить типично модернистскую констатацию заведомой цитатности и вторичности, обреченности на бесконечное нетождественное, (как в палимпсесте) переписывание тотального архива накопившейся избыточной культуры, и поиск своего — лишь циркуляция, блуждание в зазорах, неясностях текста." Эта тенденция, бесспорно, отражается и в искусстве кукольного театра при возрождении рождественских представлений, в спектаклях с Петрушкой, а также — в увлечении старинными куклами, в самой попытке привить России «кукольную культуру» .

Итак, исследование истории кукол помогает понять ее сущность, что в свою очередь объясняет механизм взаимодействие человека и куклы в современном мире. Для понимания значения кукол в жизни взрослого человека необходимо рассмотреть способы влияния куклы на ребенка, так как многие стереотипы отношения к кукле закладываются именно в детстве. «Мир не только строится из детской, но и разрушается из неездесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели» .1 Современных детей окружает множество кукол, среди которых очень трудно ориентироваться. При помощи различных игрушек, представляющих мир взрослых в миниатюре, ребенок должен постепенно адаптироваться во взрослом мире. Какими будут куклы, присутствующие в жизни ребенка, зависит от взрослых, следовательно, они ответственны за формирование мировоззрения маленького человека, его взаимоотношения с людьми. «При том мощном напоре информации, который дала нам цивилизация в виде рекламы, TV, компьютерных игр, массовой культуры, ребенку необходимо дать нравственные ориентиры, которые помогут ему сохранить свою личность.» 2 Для решения этой проблемы успешно используется арттерапия, как метод психологической работы, т. е. воздействие при помощи искусства на интеллект, эмоциональное, личностное развитие.

1 Ильин И. А. Путь к очевидности. — ML, 1993. — С. 193.

2 Куртова Н., Кокурива И. О детях, древних египтянах и ученых мужах.//Новый мир искусства.- 1998, № 2 -С.39 ребенка. Кукла является одним из самых результативных средств этого метода. Она помогает ребенку раскрепоститься, высказаться, преодолеть различные комплексы. Характер отношения ребенка к куклам проявляется потом во взрослом возрасте в отношении к людям и собственным детям, следовательно эта проблема заслуживает серьезного изучения.

Для того чтобы решить задачу упорядоченного описания и объяснения множества различных видов кукол, потребовалось составление ее типологии. Более других оснований для классификации куклы подходит деятельно-функциональный принцип, позволяющий объединить все имеющиеся виды кукол. Две основные функции, выполняемые куклами, это украшение и игра. В диссертации рассматривается группа игровых кукол, а также куклы, созданные для реализации чисто эстетического удовольствия. Сюда можно отнести и музейные образцы, отражающие историю отечественной и зарубежной кукол.

Таким образом, рассмотрев историю куклы, можно сделать вывод, что она является неотъемлемой частью культуры. Способность куклы отражать человеческий облик, моделировать в игре поступки человека, выделяет ее из мира вещей современности. «В нашей городской цивилизации все быстрее сменяют друг — друга новые поколения продуктов, приборов, „гаджетов“, в сравнении с которыми человек выступает как вид чрезвычайно устойчивый. Бытовые вещи стремительно размножаются, потребностей становится все больше.» 1 Кукла стремится повторить человека, закрепить его внешний облик, она пытается подражать человеческим движениям, т. е. стать своеобразным двойником. Несмотря на это, кукла является вещью, следовательно, она представляет собой симулякр человека. С другой стороны, во время движения мертвого предмета происходит чудо оживления: если фигурка движется, значит, она живая, следовательно, способна мыслить, и далее — если мыслит, то имеет волю и желания. Таким образом, кукла,.

1 Бодрийяр Ж. Система вещей. — М., 1995. — С. 168 относясь к миру вещей, одновременно причастна к некоему «виртуальному миру». С одной стороны, она вещественно ощутима, с другой — ее образ ускользает, он загадочен и непостижим. Поэтому изучение кукольной природы дает возможность приблизиться к пониманию механизма возникновения всевозможных виртуальных образов. «Образы, наводняющие нашу жизнь (и, надо заметить, способные размножаться до бесконечности, в то время как расширение значения всегда ограничено, небеспредельно), неудержимо заполняющие все поры реальности, расползаясь подобно эпидемии, гак вотэти образцы делают весь наш мир таким же бесконечным или, по крайней мере, стремящимся к бесконечности. Он загнан в ловушку бесконечной гонки за образами, фатально околдован, о чем можно судить по тому, какое место занимают теперь видео и прочие электронные системы» .1 Кукла находится в некотором промежуточном положении между обычной вещью и виртуальным образом. Однако, в отличие от множества размножающихся виртуальных образов, которые часто ничего не обозначают, кукла почти всегда является знаком творческого и жизнестроителъного состояния человека.

1 Бодриняр Ж. Злой демон образов. //Искусство кино. — № 10,1992. — С.69.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Элементы театра в первобытном строе. Л-М., 1859.
  2. А. Куклы как люди, только плачут реже! //Комсомольская правда — 1999,22 января.
  3. Ашкинази 3. Бессмертный Петрушка. // Ежегодник иператорских театров.-1914, вып. IV.- С. 2.
  4. А.К. Английская книга о театре Петрушки. // Живая старина 1994, № 3.- С. 58.
  5. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян .П., 1983.
  6. А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.
  7. И.И., Голякова Л. Ф. Материалы по детству и воспитанию в коллекциях ГМЭ Народов СССР по русской этнографии. // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР.- Л ., 1991.
  8. Ю.Барт Р. Игрушки. //Мифологии. М., 1996. — С. 102−104.
  9. П.Бартрам Н. Д. Воспоминания о художнике. Избранные статьи. М., 1973
  10. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1965.
  11. А. Старинный театр в России, — М., 1923.
  12. Н.Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М. 1973
  13. П.Г. Чешский кукольный и русский народный театр. // Сб. по теории поэтич. языка. -В. VI.- Берлин, 1923−24.
  14. М. Младшая сестра из мертвой семейки. //Новое время. 1998, 5 апр. — C.40−4I.
  15. П.Бодрийяр Ж. Злой демон образов. //Искусство кино. 1992, № 10. — С.64−70
  16. . Система вещей. М., 1995.
  17. Н.В. Театр изображений. О неклассических зрелищных формах в Античности. // Театральное пространство. Мат. науч. конф. М., 1979- С. 41.
  18. А. Старинный театр в Европе. М., 1870.21 .Владимирова Н. Ш. Театр и молодежь: Драматитеские игры детей. //Искусство и образование. 1996, № 2. — С. 52−66.
  19. Всеволодский-Генгросс В. Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче.- СПб., 1914.
  20. Всеволодский-Генгросс В. У истоков театра. // Театр .- 1960, № 12.
  21. А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. М., 1997.
  22. Г инзбург С. Рисованный и кукольный фильм. М., 1957.
  23. ВВ. Люди и куклы в сатире Салтыкова. //Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М., Л., 1966. С.295−330
  24. . Летопись театра кукол в России. XIX века (1800−1874). -М, 1.994.
  25. Т. Православие и постмодернизм. Л., 1991.
  26. А. «Дети, идите в свой музей!» // Народное творчество.- 1997, № 5,-С.8,47.
  27. А.А. Константы культуры и эстезис. //В лабиринтах культуры. Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 2. -СПб., 1997.
  28. А. А. Мета-физика письма и константы культуры. // Ситуации культурного перелома. Материалы научно-теоретического семинара. -Петрозаводск, 1998. С. 47−50
  29. А. А. Философия детства и образы мира. //Дети Севера. Тезисы докладов и сообщений IV междунар. конференции «Ребенок в современном мире» СПб., 1997,-С.6−7.
  30. В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993.
  31. М.Г. Вертепное представление восточных славян: текст и контекст в народной культуре. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. исск-я. СПб., 1998.
  32. Е.В. В сторону куклы. //ДИ СССР. 1983, № 12. — С.16−17,22.
  33. Дайн Г Л. Народная игрушка. М, 1981.
  34. И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М, 1984.
  35. С. «Мир искусства» в ретроспективе постмодернизма. //Новый мир искусства. 1999, № 1(6). — С. 7−8.
  36. С.М. Искусство видеть. Л., 1996.
  37. В.П. Кукольный театр средневековья. //Панорама искусств. -М., 1985.41 .Деммени Е. Детский театр Петрушки. // Советское искусство. 1926. № 1.
  38. И.Г. Семиотический анализ художественной культуры. Дис. канд. культурол. наук. Спб., 1996.
  39. А. Магический реализм Густава Майнринка. //Майнринк Г. Голем. Вальпургиева ночь. М., 1990.
  40. И. Об искусстве и художниках. М., 1990.
  41. Н., Платонова О., Рисунок не бывает неправильным. //Новый мир искусства. 1998, № 2. — С.37.
  42. А.А. Театр кукол: содержательность традиционных технологических систем. Дис. на соиск. уч. ст. канд. иск. наук. СПб., 1996.
  43. Л .М. Обряд. Игра. Театр. (К проблеме типологии игровых явлений). -Л., 1974.
  44. М. Вновь обрести доверие к кукле. // Театральная жизнь.- 1986, № 5, — С. 14.
  45. Йорик. История марионетки. М., 1990.
  46. М.С. Морфология искусства. Л., 1972
  47. М.С. Проблема диалога в современной философской мысли. //Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры. Вып.6. СПб., 1998.
  48. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  49. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  50. X. О культурологическом подходе к исследованию кукольного театра. // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Л., 1987.
  51. А.Г. Мои друзья куклы. М., 1971.
  52. Е. Э. Городские светские праздники Перербурга XVIII-XXbb. Историко-культурный контекст. Автореф. на соиск уч. ст. канд. культурол. наук. Спб., 1997.
  53. И. Ф. Аксенова Л .И. О структуре лекционного курса по культурологии. // Культурология в системе гуманитарного образования. Технические и естественные специальности: проблемы методологии и методики преподавания. СПб., 1994
  54. Г. О театре марионеток. //Клейст Г. Избранное. М., 1977.
  55. Е.С. Театр кукол, день сегодняшний. Из записок театрального критика.-Л., 1977.
  56. М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., 1973.
  57. Г. Актер и сверхмарионетка. // Крэг Г. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988.
  58. С. Пульчинелла, Петрушка и Панч. //Кукарг. 1993,№ 2. С.23−25.
  59. А.П. Истоки театральной куклы. В профессиональной школе кукольника. Сборник научных трудов. Л., 1979. — С. 148−143.
  60. А.П. Петрушка «лицо неразгаданное, мифическое». (К вопросу о генезисе героя народной уличной комедии). //В профессиональной школе кукольника. Сб. науч.тр. Л., 1987. — С. 132−137.
  61. А.П. Эстетические функции театральной куклы. Автореф. дис. На соиск. уч. степ. канд. исск-я. Л., 1979
  62. Н. Кокурина И. О детях, древних египтянах и ученых мужах. //Новый мир искусства. 1998, № 2. — С. 38−39.
  63. И.М. Кукольные игры в свадьбу и метище. //Искусство Севера. -1928.
  64. Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 1984.71 .Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры.//Кукарт. 1994, № 5.
  65. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  66. А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М., 1981.
  67. Е. Вначале было детство. М., 1983.
  68. Н.Б. Париж со змеями (введение в эстетику постмодернизма). -М, 1995.
  69. Ш. История марионеток у древних. // «Пантеон», — 1850, август, отд. 3
  70. Массовые празднества. Л., 1926.
  71. А. Крашеная Барби с двусмысленным прищуром. // Культура. -1997, 8 марта.-С. 14.
  72. В .Я. Зачем детям нужен кукольный театр? //Педагогика. 1997, № 3. С. 14−18
  73. Л.М. Введение в теорию художественной культуры. СПб., — 1993.
  74. Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и о своем искусстве. -М., 1983.
  75. Мусахайов J1 .Р. Эмансипированная кукла «Барби» (Barbie). //Культурологические записки. Вып. 3. Эрос в культуре. СПб., 1998 — С. 180−193
  76. А.Ф. Кукольники в Петербурге. //Куклы и Петербург. Спб., 1995. -С. 18−25.
  77. А.Ф. Традиционная архитектоника уличной комедии. //Междунар. симпозиум историков и теоретиков театра кукол. М., 1984.
  78. А.Ф., Гусев В. Е. Русский народный кукольный теаф. Уч. нос. ЛГИТМИК.- 1983.
  79. С. В. Кукла- актер. // «Игрушка», — 1937, № 4. 87. Образцов С. В. Актер с куклой. М-Л., 1938. 88.0бразцов С. В. Моя профессия. — М., 1981.89.0леарий А. «Подробное описание путешествия Голштинского посольства"-СПб., 1906.
  80. В. Кукольный театр на Руси. Исторический очерк. // Ежегодник императорских театров. Сезон 1894−1895, книга 2-я.- СПб., 1895.
  81. В. «Мочить» политиков дело благородное. // Искусство кино. 1996, № 1, — С.37−41.
  82. А.Г. Философия заводной игрушки или апология механицизма. СПб., 1998.
  83. ПодорогаВ. Феноменология тела. М., 1995.
  84. ПодорогаВ.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философии культуры XIX-ХХвв.- М., 1993.
  85. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. СПб., 1994.
  86. О. Театр кукол и детский рисунок. // Что же такое театр кукол? Сб. ст. -М, 1990. -С. 208.
  87. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л ., 1986.
  88. В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.
  89. Н.Ф. Марионетка в истории русского театра кукол. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. иск-я. М., 1988.
  90. Салтыков-Щедрин М. Е. Игрушечного дела людишки. Собр. соч. в 100 т., т.8. м., 1988. — С.409- 440.
  91. ЮЗ.Сац Н. Дети приходят в театр. М., 1961.
  92. А. Площади наши палитры. — М., 1992.
  93. Симонович Ефимова Н. Я. Записки петрушечника. Л., 1980.
  94. Ю. Л. Марионетка. //Что же такое театр кукол? Сб. ст. М., 1990.
  95. Л. Куклы как пространство. // Междунар. симпозиум историков и теоретиков театра кукол. М., 1979.- С. 107.
  96. Ю8.Смирнов Л. Эволюция маски в чучело. //Театр. 1987, № 7. — С.133−140.
  97. Н. Советский театр кукол. М., 1963.
  98. О.Смирнова Н. И. Искусство играющих кукол. М., 1983.
  99. I .Соловьев В. Я. О необходимости восстановления в правах отечественной многонациональной народной игрушки. //Мир детства и традиционная культура. Материалы III чтений памяти Г. С. Виноградова (Виноградовские чтения). М., 1990. — С. 126−128
  100. В.Я. Тихий голос русской игрушки. //Нардное творчество. 1996, № 1. — С. 14.
  101. И.П. Куклы выходят на сцену. М., 1993.
  102. Е.В. Повесть о странном жанре.- М., 1971.
  103. А. Кукольный театр старого Петрограда. //Жизнь искусства. -Спб., 1920.
  104. А. О. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания. // Ранние формы искусства. М., 1972.
  105. Н.М. Сакральная география Русского Севера. Архангельск. 1993.
  106. В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе. //Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование в области мифопоэтического. -М., 1.995.
  107. И.П. Вожди и куклы в нашем доме. //Искусство кино. 1995, № 1 -С.45−46.
  108. И.О. Их величества куклы. //Красота. 1996, сент.- окт. — С.28−30.
  109. И.П. Театр оживающей скульптуры. //Театр. 1982, № 7.
  110. А. Анатомия театральной куклы. М., Л., 1944.
  111. П.А. О кукольном театре Ефимовых. //Ефимов И. Об искусстве и художниках. М., 1977.
  112. О.М. Семантика постройки кукольного театра. //Кукарт. -1997, № 6.
  113. М. Кукла-актер и кукла-вещь. //Пластика сценического пространства. Киев, 1987. — С. 111−125.
  114. М. Слова и вещи. Спб., 1994.
  115. Д.А. Средневековый мастер и его представления о вещи. //Художественный язык средневековья. М., 1982.
  116. А.Г. Актер человек среди актеров-кукол. //Что же такое театр кукол? В поисках жанра. М., 1980.
  117. В.И. Проблема «Восток-Запад «в истории отечественной культурологии (на материале исследований художественной культуры XIX—XX вв.). Дис. канд. иск. наук.- Спб., 1995.
  118. X. Кукла между ритуалом и театром. //Кукарт. 1992, № 1 -С.52−55.
  119. X. Стимуляторы развития театра кукол. //Кукарт. 1994, № 5. -С.55−59.
  120. Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина. //Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
  121. К. Смысл и назначение истории. СПб., 1995.
  122. Asche К. Marioettenspieler und Gaukler mit keiserlischem Privileg Drei norddeutsche Programmzettel des 17 Jarhunderts. In: Wanderblhne Theaterkunst als fahrendes Gewerbe. Berlin, 1988. — S. 61−73
  123. Bernstengel O. Taube G. Weinkauff G. Geschichte der lustigen Figur im Puppenspiel.- Miinchen, 1994
  124. Gregor J. Das Theater des Volkes in der Ostmark. Wein, 1943
  125. Rabe J. E. Kasper Putschenelle. Historischen uber die Handpuppen und hamburgische Kasperspiele. Hamburg, 1924
Заполнить форму текущей работой