Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и использование финансовых ресурсов в здравоохранении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В параграфе «Теоретические основы функционирования финансов здравоохранения в условиях рыночных отношений» рассмотрен ряд основополагающих теоретических положений, характеризующих сущность и функции финансов здравоохранения, в том числе понятий финансовая система и финансовый механизмопределены особенности финансовой системы здравоохранения, как отрасли непроизводственной сферыпоказана… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль и значение финансирования здравоохранения в проведении социальной политики государства
    • 1. 1. Теоретические основы функционирования финансов здравоохранения в условиях рыночных отношений
    • 1. 2. Особенности социально-экономического механизма финансирования здравоохранения
    • 1. 3. Нормативная база развития здравоохранения
    • 1. 4. Зарубежный опыт финансирования системы здравоохранения
  • Глава2. Источники формирования финансовых ресурсов системы здравоохранения
    • 2. 1. Структура источников финансирования здравоохранения. Финансирование здравоохранения на всех уровнях бюджетной системы
    • 2. 2. Повышение роли обязательного медицинского страхования в формировании финансовых ресурсов здравоохранения
    • 2. 3. Развитие добровольного медицинского страхования в современных условиях
    • 2. 4. Основные тенденции развития частной медицины в условиях рыночных отношений
  • Глава3. Пути повышения эффективности расходования средств, направляемых на финансирование здравоохранения
    • 3. 1. Финансовый менеджмент и его роль в использовании финансовых ресурсов системы здравоохранения
    • 3. 2. Рациональное использование финансовых ресурсов здравоохранения на основе применения инноваций в медицине
    • 3. 3. Пути повышения эффективности финансового обеспечения системы здравоохранения

Формирование и использование финансовых ресурсов в здравоохранении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Геополитические перспективы развития страны, вопросы обеспечения национальной безопасности, экономический рост и повышение благосостояния россиян напрямую зависят от уровня физического и духовного развития людей, их профессиональной активности, долголетия. Приоритетами государственной социальной политики должны являться сохранение интеллектуального и трудового потенциала нации, улучшение психофизического здоровья людей, качества их жизни.

В настоящее время состояние здоровья населения вызывает обоснованную тревогу. Анализ статистических данных свидетельствует об ухудшении демографической ситуации в стране, увеличении заболеваемости, резком росте преждевременной смертности трудоспособного населения, увеличении уровня трудопотерь от заболеваний, травм, инвалидизации, ухудшении репродуктивного здоровья населения. Смертность превышает рождаемость почти в два раза, что приводит к естественной убыли населения приближающейся к 1 млн. человек в год. Смертность трудоспособного населения в России превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 2,5 раза. По данным Всемирной организации здравоохранения по показателям средней продолжительности жизни Россия занимает среди мужчин 134-ое место, а среди женщин 100-е место в мире. [16, с.6−7].

Как было отмечено в очередном послании Президента Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию РФ, смертность населения увеличилась за три года на 10%, средняя продолжительность жизни снизилась с 67 лет в 1999 году до 64 лет в 2002 году. [7].

Социально-экономический кризис расширил круг негативных факторов, воздействующих на здоровье населения, усилил сложившиеся до него негативные тенденции. В структуре заболеваемости, наряду с кардиологическими и онкологическими заболеваниями, на первые места выходят. различного рода социопатии: туберкулез, венерические болезни, психические расстройства, алкоголизм, наркомания.

Неуклонно возрастает бремя экономических затрат общества на компенсационные выплаты, связанные с ухудшением здоровья работающих. Ежегодные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превышают 25 млрд руб., по оплате временной нетрудоспособности работающих — около 47 млрд руб. [16, с. 12].

Формирование, финансовых средств системы здравоохранения происходит в процессе производства и распределения валового внутреннего продукта (ВВП). Всемирной организацией здравоохранения рекомендуется расходовать на эти цели не менее 7% ВВП. В большинстве развитых стран расходы на здравоохранение составляют 8 — 12% валового внутреннего продукта. Расходы на здравоохранение в России из всех источников, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, муниципальные бюджеты, средства обязательного и добровольного медицинского страхования в последние годы не превышают 2−4% ВВП.

Россия сегодня нуждается в построении действенной финансово-организационной модели развития здравоохранения, учитывающей собственный опыт государственного регулирования этой сферы и лучший опыт развития рыночных отношений в здравоохранении зарубежных стран.

При этом определяющим, является вопрос формирования и эффективного использования всех источников финансирования (бюджетных и внебюджетных) системы здравоохранения.

Степень изученности темы исследования. В основу исследования актуальных вопросов теории финансов и финансирования здравоохранения были положены труды Александрова A.M., Бирмана A.M., Вознесенского Э. А. Дробозиной JI.A., Дьяченко В. П., Зверева А. Г., Романовского М. В., Родионовой В. М., Поляка Б. Г., Иваницкого В. П., Игнатова В. Г., Батурина Л. А., Бутова В. И., Шишкина С. В., Решетникова А. В., Стародубова В. И., Шеймана И. М., Здоровцева Г. И., Щепина О. П., Таранова A.M., Комарова Ю. М., Шолпо Л. И., М. Фотаки и ряда других авторов.

Цель диссертационного иссследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций по формированию и эффективному использованию различных источников финансирования системы здравоохранения РФ на основе применения современных методов финансового менеджмента, использования лучшего отечественного и зарубежного опыта в данной области.

С этой целью в работе были поставлены следующие задачи: раскрыть экономическую сущность и функции финансов здравоохранениявыявить роль финансов учреждений и организаций здравоохранения в оказании медицинских услуг населению в условиях рыночных отношенийпроанализировать существующую нормативную базу финансирования здравоохраненияпроанализировать структуру бюджетных и внебюджетных источников финансирования здравоохраненияисследовать зарубежный опыт финансирования системы. здравоохранения с целью его адаптации к российским условиямраскрыть необходимость применения новых организационных, финансовых, медицинских технологий как важного источника повышения эффективности использования финансовых ресурсов учреждений и организаций здравоохранения-. показать роль финансового менеджмента в системе здравоохранения. Объект исследования — система финансирования здравоохранения Российской Федерации.

Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в сфере здравоохранения.

Теоретической основой диссертации послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные общим вопросам финансов, бюджета, финансирования социальной сферы, финансового обеспечения системы здравоохранения, законодательные и нормативные акты, периодические издания.

Методы исследования. Исследование проводилось с использованием общих методов научного познания: наблюдения, сравнения, системного и логико-смыслового анализа, а также методов группировки, выборки, обобщения данных, графических методов. В процессе работы были использованы программные продукты компании MICROSOFT.

Эмпирическая основа исследования: данные Государственного комитета РФ по статистике, Министерства здравоохранения РФ, Российской Академии медицинских наук, финансовая отчетность организаций и учреждений системы здравоохранения РФ.

Научная новизна исследования состоит в следующем: разработаны концептуальные подходы к проблеме формирования и использования финансовых ресурсов системы здравоохранения России на современном этапераскрыта роль финансов учреждений и организаций здравоохранения в оказании медицинских услуг населению в условиях рыночных отношенийопределены основные подходы к формированию и эффективному применению нормативов финансирования системы здравоохранения и обеспечения населения РФ бесплатной медицинской помощью в рамках Программы государственных гарантий на федеральном и территориальном уровнях на современном этапепроанализирована и обобщена классификационная структура различных бюджетных и внебюджетных источников. финансирования здравоохранениядана характеристика системы обязательного медицинского страхования как действенного механизма финансирования здравоохранения и оплаты медицинских услуг и предложены пути повышения показателей обеспеченности страховыми взносами работающих и неработающих гражданобоснованы предложения по дальнейшему развитию системы добровольного медицинского страхования и частной медициныпроанализирован зарубежный опыт финансирования системы здравоохранения и даны рекомендации по его адаптации и применению в российской системе здравоохраненияобоснована необходимость применения новых организационных, информационных и медицинских технологий как важного источника повышения эффективности использования финансовых ресурсов. учреждений и организаций здравоохраненияраскрыта роль финансового менеджмента в системе здравоохранения, как одного из основных способов формирования, управления и эффективного использования финансовых ресурсов. —. ' обоснована необходимость использования средств организаций и. предприятий для обеспечения работников и членов их семей доступной профилактической и медицинской помощью.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные в результате проведения исследования теоретические и практические рекомендации и выводы могут быть использованы в дальнейшем как в работах теоретического плана, так и в практической работе, осуществляемой учреждениями и организациями системы здравоохранения.

Материалы и результаты исследования используются автором в процессе практической деятельности в качестве одного из руководителей Международного центра телемедицины (Москва) и медицинского агентства «Главный врач» (Москва).

Рекомендации, содержащиеся в диссертации, учтены в итоговых решениях I Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», а также внедрены в практику деятельности Международного центра телемедицины (Москва) и его региональных филиалов в Иркутске, Омске, Чите.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены на IV Научно-практической конференции «Проблемы стандартизации в здравоохранении» (март, 2002), I Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье» (ноябрь 2002) (симпозиум «Обеспечение здоровья работников предприятий с различными формами собственности»), II Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье» (сентябрь 2003) симпозиум «Экономические механизмы реализации программы «Здоровье работающего населения России на 2004 — 2015 гг.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 7 работ, общим объемом 2,1 пл.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих одиннадцать параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Главной целью крупномасштабных реформ проводимых в области здравоохранения большинства развитых стран является повышение эффективности функционирования системы предоставления населению медицинских услуг.

Отличительной особенностью проводимой в России реформы здравоохранения в условиях рыночных отношений является значительное ухудшение показателей здоровья нации на фоне кризиса системы управления и финансирования здравоохранения, неэффективности использования ее ресурсной базы и структур. В то же время наблюдается значительный рост расходов на здравоохранение, обусловленный опережающими темпами роста цен на медицинские товары и услугиувеличением. интенсивности потребления услугвнедрением новейших медицинских технологийдемографическими сдвигамиизменениями в структуре заболеваемости населения.

Финансирование нужд здравоохранения в настоящее время осуществляется по смешанной бюджетно-страховой модели. Основными источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются бюджетные средства, разграниченные по уровням бюджетной системы на средства федерального, региональных и местных бюджетов, направляемых на финансирование здравоохранения, средства обязательного медицинского страхования (ОМС), средства добровольного медицинского страхования (ДМС), доходы от оказания платных медициснких услуг, спонсорские и благотворительные взносы и иные источники, не запрещенные законодательством.

В ' настоящей дисертационной работе автором были рассмотрены различные аспекты проблемы формирования и использования финансовых ресурсов системы здравоохранения России на современном этапе, что позволило сделать ряд выводов и предложений.

В параграфе «Теоретические основы функционирования финансов здравоохранения в условиях рыночных отношений» рассмотрен ряд основополагающих теоретических положений, характеризующих сущность и функции финансов здравоохранения, в том числе понятий финансовая система и финансовый механизмопределены особенности финансовой системы здравоохранения, как отрасли непроизводственной сферыпоказана необходимость рассмотрения понятий здоровье и человеческий капитал, как одного из важнейших показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития обществарассмотрены противоречия, возникающие в процессе общественного потребления услуг здравоохранения в условиях рыночных отношений и показана необходимость сочетания плановых и рыночных регуляторов движения финансовых потоков в системе здравоохраненияизучены вопросы управления финансовыми ресурсами системы здравоохранения и определены централизованные и децентрализованные источники ее финансирования;

В параграфе «Особенности социально-экономического механизма финансирования здравоохранения» рассмотрены основные подходы к проблеме финансового обеспечения системы здравоохранения России, как социального государства: перечислены существующие модели социальной политики государствавыделены основные черты моделей «общества изобилия» и «государства благосостояния», рассмотрены особенности управления социальной сферой и социально-экономических механизмов в Россиидано определение понятия субсидиарного государства, призванного обеспечивать социальную помощь, исключительно нуждающимся в нейпоказаны основные принципы финансового обеспечения социальной политики государства в части оказания медицинской помощи.

В качестве главного вопроса, рассматриваемого в параграфе «Нормативная база развития здравоохранения», автором было выбрано исследование проблемы становления в России системы государственных минимальных социальных стандартов в сфере здравоохранения — «Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" — на основе изучения законодательной и нормативной базы: продемонстрирован механизм формирования программ госгарантий на федеральном и территориальных уровняхрассмотрены основные виды нормативов, используемых на сегодняшний день при составлении программ госгарантий в сфере здравоохранения, в т. ч. нормативы объемов предоставления населению РФ бесплатной медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу государственных (муниципальных) медицинских услуг, соответствующие территориальные нормативы.

В параграфе «Зарубежный опыт финансирования системы здравоохранения» выделены различные модели финансирования систем здравоохранения в зарубежных странахрасмотрены системы финансирования здравоохранения в Канаде, Испании, СШАсделан вывод о необходимости использования позитивного зарубежного опыта в сфере финансирования здравоохранения с учетом адаптации к российским условиям.

На основе исследования теоретической, законодательной и нормативной базы функицонирования финансовой системы здравоохранения, которому была посвящена первая глава настоящей работы, во второй главе подробно рассмотрены. различные источники финансирования системы здравоохранения в условиях рыночных отношений.

В параграфе «Структура источников финансирования здравоохранения. Финансирование здравоохранения на всех уровнях бюджетной системы» приведена структура финансовых ресурсов системы здравоохраненияопределены основные направления бюджетного финансирования системы здравоохранениярассмотрены понятия бюджетного процесса, бюджетной, экономической, ведомственной классификаций, применяемых в сфере государственного финансирования здравоохраненияперечислены основные направления расходования бюджетных средств и принципы формирования бюджетов учреждений и организаций системы здравоохранения и финансирования федеральных целевых программ и других расходоврассмотрены налрговые льготы, предусмотренные действующим законодательством для сферы здравоохранения.

В параграфе «Повышение роли обязательного медицинского страхования в. формировании финансовых ресурсов здравоохранения» рассмотрены проблемы создания системы ОМС в России, как финансового механизма обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование медицинских услугна основании изучения соответствующей законодательной и нормативной базы представлены принципы функционирования федерального и территориальных фондов ОМС, как государственных финансово-кредитных учрежденийрассмотрены вопросы формирования программ ОМС, источники их финансирования и направления расходования средствподнята проблема осуществления платежей в фонды ОМС за неработающее население, даны предложения по ее решениюрассмотрены перспективы введения единого социального налога и объединения систем социального и медицинского страхования.

В параграфе «Развитие добровольного медицинского страхования в современных условиях» показаны принципы формирования фондов ДМСдана оценка существущей системы ДМС в Россииуказан ряд проблем, ограничивающих развитие ДМСрассмотрены основные виды страховых продуктов, присутствующих на рынке ДМСпредложены пути повышения эффективности использования средств направляемых на финансирование программ ДМС.

В параграфе «Основные тенденции развития частной медицины в условиях рыночных отношений» дано определение понятию «частная медицина" — выделены основные проблемы, препятствующие расширению сектора частной медицины в Россиипроанализирован опыт развития частной медицины в зарубежных странахданы основы государственного регулирования частной медицины, исходя из существующей законодательной и нормативной базырассмотрен один из актуальных вопросов реформирования здравоохранения — внедрение в практику института семейной медициныданы предложения по проведению мероприятий, направленных на развитие частной медицины на федеральном и территориальных уровнях.

В числе путей повышения эффективности формирования и использования источников финансирования здравоохранения, рассматриваемых в третьей главе работы, автором выделено применение новых организационных и финансовых инструментов и методовмедицинских и информационных технологий, рассматриваемое как важный источник повышения эффективности использования финансовых ресурсов учреждений и организаций здравоохранения.

В параграфе «Финансовый менеджмент и его роль в использовании финансовых ресурсов системы здравоохранения» рассмотрены вопросы внедрения в практическую медицину финансового менеджмента с целью оптимизации управления ресурсным потенциалом системы здравоохраненияданы определения и перечислены основные задачи и функции финансового менеджмента, в т. ч. функции финансового планирования (прогнозирования) и финансового контроляв качестве примера приведено управление финансами территориального фонда ОМС.

В параграфе «Рациональное использование финансовых ресурсов здравоохранения на основе применения инноваций в медицине» рассмотрены экономические и. финансовые аспекты применения современных медицинских, информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе телемедицины, как метода дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией, позволяющего значительно сократить расходы и повысить эффективность использования финансовых ресурсов системы здравоохранения. Также рассмотрены принципы создания центров современных медицинских инноваций, консолидирующих самые передовые решения организационных, экономических, медицинских и технических проблем, стоящих перед здравоохранением и источники их финансирования.

В заключительном параграфе работы «Пути повышения эффективности финансового обеспечения системы здравоохранения» рассмотрены основные проблемы функционирования и финансового обеспечения и перспективы реформирования системы здравоохранения. В результате исследования в качестве одного из главных направлений реформирования системы финансового обеспечения системы здравоохранения автором определено сокращение дисбаланса между государственными обязательствами и реальными. финансовыми потоками в данной сфере за счет внесения ряда корректив в законодательные и нормативные основы обеспечения бесплатного медицинского обслуживании населенияповышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов бюджетов всех уровней и системы социального и медицинского страхованияусиления роли внебюджетных источников финансирования здравоохранения (ДМС, частная медицина, легальные со-платежи населения) — жесткого планирования объемов медицинской помощи и затрат на ее оказание, усиления контроля за целевым использованием финансовых ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Внебюджетные средства Минздрава России-3. СредстваОМС-
  2. Доходы от оказания платных медицинских услуг населению-
  3. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г.№ 145-ФЗ.
  4. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
  5. Закон РФ от 02 апреля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений» к Закону РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
  6. Закон РФ от 28 августа 1995 № 154-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  7. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2003 г.»
  8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г.
  9. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2002 год»
  10. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
  11. Ю.Указ Президента РФ от 26 сентября 1992 г № 1137."0 мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации"
  12. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»
  13. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387 «О мерах по стабилизации ' и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации»
  14. Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью»
  15. Н.Приказ' Министерства финансов РФ от 25 мая 1999 г. № 38н «О бюджетной классификации»
  16. Постановление Правительства Москвы от 22 января 2002 № 62−1111 О выполнении программы обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 2000г2001 гг. И мерах по охране здоровья москвичей в 2002 — 2003 гг
  17. Федеральная целевая программа «Здоровье работающего населения России на 2004 -2015 гг.». (проект) РАМН, 2002 г.
  18. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования. территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью Министерства здравоохранения РФ от 16 октября 1998 года.
  19. М.В. Международный опыт применения фармаэкономических исследований в управлении здравоохранением// Проблемы стандартизации в здравоохранении, -2000.- № 1
  20. Аналитическая записка «О состоянии медицинского обслуживания населения в связи с созданием и деятельностью Фонда обязательного медицинского страхования» одобрена коллегией Счетной палаты РФ, протокол № 25 (176) от 30 июля 1999 г.
  21. П.И., Молчанов И.П и др. под рук. Таксира К. И., Пути совершенствования системы финансирования социальной сферы вусловиях перехода к рыночной экономике., М, изд. Академии бюджета и казначейства, 2000 г.
  22. A.M., Павлова JI.H. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2000
  23. О.В. Источники финансирования медицинских услуг в современной России, канд.дисс. Ростов-на-Дону, 2001
  24. Бихари-Аксельссон С. Здравоохранение Швеции. Доклад по программе ТАСИС EDRUS 9605, Москва, 1999 г.
  25. Болыпой энциклопедический словарь. М., 1999
  26. В., Фили Ф., Шейман И., Шишкин С. Расходы населения на медицинскую помощь и лекарственные средства// Вопросы экономики, 1998, N 10
  27. Э. Система здравоохранения в Германии. Доклад по программе ТАСИС EDRUS 9605, Москва, 1998 г.
  28. Бюджетная система России. Учебник/ Под ред. Г. Б. Поляка.- М.:ЮНИТИ, 1999
  29. Введение в политологию: слов.-справ./ Сост. Г. Л. Купряшин и др., под ред. В. П. Пугачева.-М.: Аспект пресс, 1996 г.
  30. Э.А. Финансы социалистических государств. М.: Финансы, 1982
  31. Вопросы формирования нормативной базы финансирования социально-значимых расходов из бюджетов субъектов РФ./ под ред. Таксира К. И., Самарухи В. И. -М: изд. Академии бюджета и казначейства, 1999
  32. А.И. О формировании системы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью//Экономика здравоохранения.- 1997.-№ 6
  33. Н.И. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы// Экономика здравоохранения. 1997. — № 1
  34. Г. С. Страховая медицина в России начала XX века// Экономика здравоохранения.- 1998.-№ 7
  35. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. Учебное пособие. М.: МГУ, 199 535.3доровцев Г. И. Оптимизация использования финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования. -М, Финансы. 1999 г.
  36. А.И. Финансы., М., Издательство «Экзамен», 2002
  37. В.П., Пешина Э. В. Финансирование социально ориентированных затрат в воспроизводстве человека.-Екатеринбург: Академкнига, 2001
  38. В.Г., Батурин JI.A., Бутов В. И. и др. Экономика социальной сферы., Ростов-на-Дону, Издательский центр МарТ, 2001
  39. Р. А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения// Государство и право, 2001 № 8
  40. Г. М. Пути совершенствования финансового нормирования социальных расходов// Финансы. 1999. — № 9
  41. В.А., Можаров Е. А., Романов А. И. Менеджмент и маркетинг медициснких услуг, М.: Златограф, 2000
  42. Е.В. Индекс человеческого развития и тенденции его изменения в России и зарубежных странах// Вопросы статистики. — 1999. -№ 2
  43. П.П. Добровольное медицинское страхование как один из источников финансирования медицины //Финансы, № 11 — 2002
  44. Ю.М. Здравоохранение США: уроки для России НПО Медсоцэкономинформ Министерства здравоохранения Российской Федерации -М, 1998 год
  45. Ю.М. О некоторых перспективах развития здравоохранения в России// Экономика здравоохранения. -1997. № 2
  46. В.П. Состояние финансирования здравоохранения// Экономика здравоохранения. 1996. — № 1
  47. В.П. Экономическая оценка медико-демографической ситуации// Экономика здравоохранения. 1998. — № 2
  48. О., Солошенко И., Лунин Ю. Финансирование государственной программы бесплатной медицинской помощи // Экономист, № 4 2000
  49. Н.Б. Основные направление реформирования здравоохранения России. РМАПО Министерства здравоохранения Российской Федерации -М, 200 052.0бщая теория финансов. Учебник/ Под.ред.Л. А. Дробозиной. -М:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999
  50. Основные направления разработки программ финансовой стабилизации субъектов РФ./ под ред. Таксира К. И., Самарухи В. И -М: изд. Академии бюджета и казначейства, 1999
  51. Основы стандартизации в здравоохранении. Учебное пособие/ под ред. А. И. Вялкова и П. А. Воробьева, -М: Ньюдиамед, 2002
  52. Пидцэ А, Кривошеев Г., Киселев А., Проблемы выхода из кризиса российского здравоохранения// Общество и экономика- 2001 -№ 1
  53. По данным Госкомстата РФ// Экономика и жизнь. 2001. — № 6
  54. По данным Госкомстата РФ// Экономика и жизнь. 2001. — № 41
  55. По данным Минздрава РФ// Здоровье.- 2000.- № 15
  56. Г. Б., Акодис И. А., Краева Т. А. и др. Финансовый менеджмент, М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
  57. Популярная медицинская энциклопедия/Под ред. В. И. Покровского. — 5-е изд.- М.:Оникс, 1998.
  58. .Б., Шмаков Д. И. Оценка стоимости статистической жизни и экономического ущерба от потерь здоровья//Проблемы прогнозирования.-2002.- № 3
  59. Расходы населения России на медицинские услуги. Доклад Проекта законодательных инициатив в здравоохранении Бостонского университета, Москва, 1999 г.
  60. А. В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования, М., 1999 г.
  61. Россия в цифрах. Статистический сборник -М.: Госкомстат, 2001
  62. Россия в цифрах. Статистический сборник -М.: Госкомстат, 2002
  63. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник -М.: Госкомстат, 2002
  64. В.К., Архипов А. И. и др. Финансы, денежное обращение и кредит, М., «Проспектъ-Н», 2000
  65. В.И., Шейман И. М., О некоторых проблемах реформирования здравоохранения // «Медицинская газета» 1996 г.
  66. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. Центр стратегических разработок М., 2000 г
  67. Управление социальной сферой. Учебник/ под ред. В, Э, Гордина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998
  68. Учебное руководство по методам финансового планирования в сфере здравоохранения. Проект ЕС/Тасис EDRUS 9702 «Российская Федерация: Поддержка управления системой здравоохранения», М., 2000
  69. А. Шишкин С. Неформальные платежи в медицине: новый взгляд на старую проблему// Общество и экономика- 2002 -№ 10−11
  70. Н.Г. Платные медицинские услуги и ценообразование в условиях коммерциализации сферы здравоохранения в РФ// Здравоохранение. -1996.- № 6
  71. Р. «Разделение оплаты в политике здравоохранения» Доклад по программе ТАСИС EDRUS 9605, Москва, 1999 г.
  72. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения, — -М, 1998.
  73. С.В. Проблемные узлы системы финансирования здравоохранения// Общество и экономика- 2000 -№ 8
  74. С. В. Потапчик Е.Г. Салахутдинова С. К. Анализ эффективности бюджетного финансирования федеральных учреждений здравоохранения М, 2001 г.
  75. JI.H. Стимулирование развития частного (негосударственного) сектора здравоохранения в России, Доклад по программе ТАСИС EDRUS 9605, -М, 2000
  76. А.Г., Герасимов В. М. Проблемы компетенции регионов, Институт теоретико-прикладных исследований -М., 2001 г.
  77. О.П., Таранов A.M. Социально-экономические аспекты здравоохранения и обязательное медицинское страхование// Вестник обязательного медицинского страхования, № 2, 2000
  78. Щеп’ин. О.П., Тишук Е. А. Актуальные вопросы информационного обеспечения управления здравоохранением// Вопросы статистики- 2002 -№ 5
  79. Финансы СССР. Учебник/ под ред. Н. Г. Сычева. -М.Финансы, 1984
  80. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник/ под ред. В. К. Сенчагова. М: Проспект, 1999
  81. Финансы. Учебник/ под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000
  82. М. Сочетание государственного и частного в российской системе здравоохранения в свете международного опыта. Доклад по программе ТАСИС EDRUS 9605, -М, 1999 г.
  83. Экономика здравоохранения. Учебное пособие./под ред В. З. Кучеренко. — М., 1996
  84. Экономика, организация и планирование непроизводственной сферы/ Под ред Е. Н. Жильцова. М.: МГУ, 1991
  85. Health Care Financing Review, 1996. Medicare and Medical Statistical Supplement
  86. Healthy people 2000 Review, NCHS, N.Y., October, 2001
  87. National Hospital Ambulatory Medical Care Survey: 1995, NCHS, April 1997
  88. Welfare State and Welfare Society.-L., 1996
  89. Welfare Reforms Proposals.-N.Y., 1987
  90. ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ1тыс. человек)
  91. Естественны й прирост, убыль (-)
  92. Умершие в возрасте до одного года
  93. РОССИЯ И ЦИФРАХ, 2002, е. 7}
  94. ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПРИ1. РОЖДЕНИИ1число лет)
  95. Годы Всего Мужчины Женщины1992 67,9 62,0 73,81 995 64,6 58,3 71,71 996 65,9 59,8 72,51 997 66,6 60,8 72,91 998 67,0 61,3 72,91 999 65,9 59,9 72,42 000 65,3 59,0 72,22 001 64,8 58,6 72,180
Заполнить форму текущей работой