Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Библиотека как фактор сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрыто содержание категории «национальная идентичность», основу которой составляют национальные представления, общие для определенной социальной общности и сформировавшиеся в процессе внутри-культурной социализации и взаимодействия с другими нациями. Основными критериями национальной идентичности являются: 1) обособление одной однородной общности от другой, 2) чувство сопричастности с той или… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ 13−69 КУЛЬТУРЫ
  • 2. Проблема сохранения национальной идентичности в условиях 31 глобализации
  • 3. Национальная культура как составляющая часть национальной 47 идентичности
  • Гл. 2. БИБЛИОТЕКА — ХРАНИТЕЛЬ И РЕТРАНСЛЯТОР 69−125 НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
  • 1. Теоретико-методологический подход к библиотечной 69 философии
  • 2. Библиотечные фонды — основа формирования национальной 86 документальной модели культуры
  • 3. Место библиотеки в процессе сохранения памяти нации в 106 эпоху глобализации
  • 1. Сущность национальной идентичности

Библиотека как фактор сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

На рубеже третьего тысячелетия проблема национальной идентичности становится одной из важнейших философских проблем. Общества, как и люди, пытаются понять и оценить, какое место они занимают в современном мире, насколько пройденный ими путь является уникальным и неповторимым. Тот факт, что развитие цивилизации в настоящее время переживает кризис, который выражается в дегуманизации общественных связей и отношений, появлении «одномерного человека», признается сегодня практически всеми ведущими социальными философами и культурологами XX века.

В этой связи проблема сохранения национальной идентичности занимает все более важное место в научном и общественно-политическом диалоге. Не менее важна эта проблема и для современной России, в которой системный кризис и трансформация прежних идентификационных основ идет параллельно с поиском и выстраиванием новой идентичности. Актуальным представляется выяснение оптимального соотношения процессов глобализации и сохранения национальных традиций, ценностей. Попытка выявить это оптимальное соотношение для российского общества, по нашему мнению, имеет не только теоретическое значение, но и практический интерес.

В настоящее время происходит переоценка роли и места культурного наследия как в жизни общества, так и в жизни отдельного человека. Большинство ученых признает справедливость положений, сформулированных Н. А. Бердяевым о том, что «не в политике, и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества» 1. Именно этим, в первую очередь, объясняется то, что деятельность по сохранению культурного наследия рассматривается в качестве приоритетной задачи большинством развитых стран в эпоху глобализации.

В последние годы отечественная культура подверглась информационно-культурной атаке со стороны западных стран. Происходит неэквивалентная аккультурация, приводящая к снижению культурного иммунитета нашего обще.

1 Бердяев, Н. А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 162. ства, в нашу жизнь проникает все больше наднациональных культурных образцов. В итоге в начале XXI века русская нация оказалась отчужденной от ценностей национальной идентичности в масштабах, которые приобретают опасный характер для самих основ национального бытия.

Наступающая эпоха глобальной культуры меняет устоявшиеся представления об отношениях между библиотекой и обществом, делает актуальным вопрос о ее роли в меняющемся мире как социокультурного института, призванного сохранять коллективную память нации, способствовать передаче знания от поколения к поколению и обеспечивать доступ к накопленным культурным богатствам.

Эта деятельность библиотек рассматривается в рамках библиотечной философии, которая только начала складываться как наука. Сам термин «библиотечная философия» появился в конце XX века. В ее основе лежит учение об основном предназначении библиотеки в обществе, которая призвана способствовать включению конкретного человека в семантическое поле национальной идентичности, выступая не только ее ретранслятором (через духовные ценности, зафиксированные в книге), но и стимулятором творческой активности личности. Накапливая информационный багаж о нации, она становится хранителем и проводником его духовной культуры. Философское осмысление миссии, роли и функции библиотеки в глобальном обществе является актуальной задачей, от решения которой во многом зависит судьба национальной идентичности.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблема национальной идентичности является комплексной, междисциплинарной. Эволюция понятия «идентичность» в науке имеет своеобразную историю, так как его изучение происходило в разных науках: философии, социологии, психологии, культурологии и др.

Основой для анализа философского понимания национальной идентичности явились труды Б. Андерсона, Х. Бхабхи,. А. Гастингса, Э. Геллнера, А. Д. Смита, Дж. Хатчинсона, Э.Хобсбаума.

Представители модернистской философии Э. Геллнер и Э. Хобсбаум рассматривали национальную идентичность как проходящее явление, которое исчезнет вместе с прекращением существования национальных государств. В концепции Э. Геллнера1 ключевая роль в становлении национальной идентичу ности принадлежит образованию и культуре. Для Э. Хобсбаума национальная идентичность — это одно из средств поддержания контроля над массами, искусственная форма коллективной жизни.

Сторонники постмодернизма Б. Андерсон и Х. Бхабха исследуют национальную идентичность в пространстве постнационального мира и в процессе глобализации культуры. Так как для Б. Андерсона3 нации — «воображаемые сообщества», то и национальная идентичность — миф, созданный интеллигенцией, интеллектуалами и распространяемый благодаря средствам коммуникации. Национальная идентичность, согласно Х. Бхабхе4, не имеет под собой никаких иных оснований, кроме духовных, и существует исключительно в форме нарра-тивов разных народов о самих себе.

А.Гастингс и Дж. Хатчинсон изучают национальную идентичность через национальную символику: гербы и эмблемы, гимны, особенности устройства жилища, храмов и священных мест, язык. Общая для нации национальная память и способы ее передачи привязаны к географически определенным местам и становятся основой для чувства солидарности, сопричастности всех членов нации. Национальную идентичность А.Д.Смит5 определяет как идентификацию отдельных индивидуумов с отличительным наследием, набором ценностей, символов, воспоминаний, мифов и традиций. Он выделяет три типа национальной идентичности: этнический, гражданский и плюралистический, сочетая таким образом в своей концепции политическую и культурную сторону жизни нации.

1 Геллнер, Э. Нация и национализм. — М.: Прогресс, 1991. — 319 с.

2 Хобсбаум, Э. Нации и национализм после 1870 года. — Спб.: Алетейя, 1998. — 305 с.

3 Андерсон, Б. Воображаемые сообщества: размышление об истоках и распространении национализма. — М: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. — 286 с.

4 Bhabha, Homi К. Nation and Narration. — London, New York: Routledge, 1994.

5 Smith, Anthony D. Interpretations of national identity // Dieckhoff, A. Modem roots. Studies of national identity / A. Dieckhoff, Gutierrez, Natividad. — Aldershot: Ashgate, 2001.

Употребление термина «идентичность» в социально-гуманитарных науках — культурной антропологии, социологии, социальной психологии — долгое время шло по параллельному руслу с философией, практически не пересекаясь с последней. Наиболее полно и всесторонне проблема идентичности в социальном психоанализе была исследована Э. Эриксоном, который вводит этот термин в общенаучный оборот и обуславливает ее социальной и культурной детерминированностью личностного опыта.

Анализ проблемы идентичности был сделан в работах Ч. Кули, Д. Мида, Р. Мертона, А.Тэджфела. Ч. Кули и Дж. Мид1 рассматривали идентичность (сау мость) в качестве социального образования. Р. Мертон главную роль в формировании идентичности отводил коллективу. Согласно А. Тэджфелу, 3 идентичность проявляется через соотнесение себя с определенной группой и эмоциональную окраску этого соотнесения, позитивное восприятие себя самого в общем социальном и психологическом контексте.

На современном этапе вопрос о соотношении глобализационных процессов и процесса сохранения национальной идентичности затрагивается в трудах.

A.И.Арнольдова, В. Г. Бабакова, З. Баумана, О. И. Карпухина, М. С. Малахова,.

B.М.Межуева, И. Мильчина, В. И. Пантина, К. Э. Разлогова, Е. И. Троицкова, А. Я. Флиера.

В отечественной философии вопрос о сущности национальной идентичности рассматривали С. А. Булгаков, Н. А. Бердяев, Н. Я. Данилевский, И. А. Ильин, К. Д. Кавелин, К. Н. Леонтьев, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, Ф. А. Степун, Н. С. Трубецкой, Г. П. Федотов. При этом ученые выделяли в данной проблеме несколько аспектов, употребляя в своих исследованиях понятия «самобытность», «самоопределение», «самоотождествление» «национальный архетип», которые являются эквивалентными термину «идентичность» .

1 См.: Мид, Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. — М., 1996. — С. 224−227- Кули, ЧСоциальная самость // Американская социологическая мысль. — М., 1996. — С. 316−330.

2 См.: Девятко, И.Ф. Р. Мертон и его теория среднего уровня // История теоретической социологии: в 4-х т. т. 3 / Под ред. Ю. Н. Давыдова. — М.: Канон, 1997. — С.250−270.

3 Тэджфел, Г. Социальная идентичность и межгрупповые отношения. — М., 1982.

Первый из них — о сущности национального культурного архетипа. Здесь можно выделить работы Н. А. Бердяева, С. А. Булгакова, Н. С. Гордиенко, Н. Я. Данилевского, С. Ф. Денисова, Б. В. Емельянова, С. В. Ефимовой, И. А. Ильина, К. Н. Леонтьева, Ф. А. Степуна. Вторым аспектом рассмотрения русской культурной идентичности был вопрос о характере соотношения оригинальных и западных элементов в национальном самосознании, о перспективах взаимосвязи русского и западного культурного кода. Этому вопросу посвящены труды Н. А. Бердяева, С. А. Булгакова, Н. Я. Данилевского, Л. В. Денисовой, Л. М. Дмитриевой, И. В. Киреевского, Н. О. Лосского, М. Г. Писманника, Г. П. Федотова. Третьим аспектом проблемы русской культурной идентичности был вопрос о соотношении самобытных и восточных элементов в русской мен-тальности. Данный аспект раскрывался у Н. А. Бердяева, В. О. Бернацкого, И. А. Ильина, К. Д. Кавелина, К. Н. Леонтьева, Н. И. Мартишиной, А. А. Нуруллаева, Ф. А. Степуна, Г. П. Федотова, П. Я. Чаадаева.

Для раскрытия проблемы диссертационного исследования важную роль играют труды, посвященные книге и истории книгопечатания. Здесь можно привести целый список ученых, работающих в этом направлении: Н. В. Варбанец, Н. Вержбицкий, Т. В. Захарчук, И. Е. Баренбаум, В. С. Люблинский, Е. Л. Немировский, Б. С. Горбачевский и другие. Многие рассматривали в своих трудах саму библиотеку и ее историю — работы А. Г. Глухова, Б. П. Иванова, С. И. Вехова, А. А. Гинкена, F. Milkau, R. Fehrle, T.Birta. Библиотека характеризуется учеными в основном как хранилище книг. Истории библиотеки в России посвящены труды известных ученых А. Г. Глухова, Е. И. Капржак, А. И. Ванеева, М. И. Слуховского, М. Н. Тихомирова.

Среди отечественных ученых, рассматривавших место и роль библиотеки в обществе можно назвать К. И. Абрамова, А. Н. Ванеева, Б. Д. Веккера, Л. М. Инькову, А. И. Пашина, Н. А. Рубакина, В. В. Серова, Н. Ф. Федорова, В. Р. Фирсова, О. С. Чубарьяна.

В исследовании также использовались труды философов XX века, в которых ставятся вопросы о библиотеке, книге, авторе, письме, тексте, знаниях. Это работы Э. Кассирера, Х.-Г.Гадамера, М. Фуко, Р. Барта, X. Л. Борхеса, У.Эко. В их концепциях, предлагавших модели идеальной библиотеки, содержатся важные сущностные решения проблемы эффективности реальной библиотечной деятельности.

Местоположение проблемы на стыке дисциплин привело к возникновению библиотечной философии. В этой области работают М. И. Акилина, Р. Батлер, Л. Н. Гусева, Д. Дантон, М. Я. Дворкина, С. Г. Матлина, С. А. Порошин, А. И. Ракитов, А. В. Соколов, А. Е. Шапошников.

Цель диссертационной работы заключается в формировании теоретико-методологических основ библиотеки в процессе сохранения и ретрансляции национальной идентичности в условиях глобализации современного мира.

Достижение указанной цели достигается последовательным решением следующих задач:

1. раскрыть содержание категории «национальная идентичность» ;

2. определить статус библиотечной философии в системе социально-гуманитарного знания;

3. выявить функции национальной библиотеки как носителя национальной культуры;

4. определить теоретико-методологические основы исследования места и роли библиотеки в сохранении национальной культуры;

5. выявить роль книги как носителя национальной культуры для сохранения национальной идентичности.

Объектом диссертационного исследования является библиотека.

Предметом исследования выступают факторы сохранения национальной идентичности в эпоху глобализации культуры.

Методология исследования и его теоретические источники.

Методологической основой исследования явились:

— диалектический принцип системного анализа социальных явлений и процессов;

— принцип комплексного подхода к исследуемой проблеме;

— идея сущностного сходства процессов становления материальной и духовной культуры, представленная как в материалистических, так и в идеалистических версиях историко-культурного развития;

— идея культурного релятивизма, которая позволяет рассматривать взаимодействующие культуры как равноправные и признает самостоятельность и полноценность каждой культуры.

Подбор источников философской, культурологической, социологической направленности носил концептуальный характер, что соответствовало поставленным задачам. Узкоспециальная литература привлекалась по мере необходимости.

Основные результаты исследования, определившие его научную новизну, состоят в следующем:

1. Раскрыто содержание категории «национальная идентичность», основу которой составляют национальные представления, общие для определенной социальной общности и сформировавшиеся в процессе внутри-культурной социализации и взаимодействия с другими нациями. Основными критериями национальной идентичности являются: 1) обособление одной однородной общности от другой, 2) чувство сопричастности с той или иной общностью, основанное на сходстве мировоззрения, ценностей, традиций, образа жизни. Сущность категории «национальная идентичность» состоит в том, что она представляет собой единое, целостное состояние внутренней согласованности двух уровней: упорядоченного представления о себе на внутрипсихологическом уровне и упорядоченности представлений о себе в социокультурном контексте. Сформулировано определение категории «национальная идентичность», наиболее соответствующее проблеме диссертационной работы. Национальная идентичность — базовая категория философии культуры, характеризующая духовную целостность нации в глобальном мире и осуществляющая воспроизведение и трансляцию национальной культуры.

2. Определен статус библиотечной философии в системе социально-гуманитарного знания. В рамках библиотечной философии раскрывается учение об основном предназначении библиотеки (миссии библиотеки) в обществе, исследуются цели и принципы организации библиотечной деятельности.

Сущность философского подхода к библиотеке заключается в необходимости осмысления роли в обществе этого социального института, выступающего как механизм социализации человека, некое пространство, где пересекаются информационные потоки.

3. Выявлены функции национальных библиотек:

— функция сбора и хранения информации — мемориальная. В ходе выполнения этой функции происходит непрерывный процесс накопления информации, нарушить который можно только в результате вторжения в систему чуждых ей законов;

— функция организации использования документов (обеспечение доступа к информации), осуществление которой дало толчок к становлению библиотечной философии;

— информационная функция, исторически возникшая с появлением первых библиотек, когда в целях упорядочения, систематизации документов понадобился анализ их содержания.

4. Определены теоретико-методологические основы исследования места и роли библиотеки в сохранении национальной культуры. Библиотека в рамках социальной философии рассматривается на уровне абстрактного мышления как символ культуры, идеальное начало общества, обеспечивающее сохранение и передачу культурного наследия. Главное в деятельности этого института определяется только одним критерием — общественным назначением, которое остается неизменным — быть культурной памятью нации и обеспечить доступ к этой памяти. Способность библиотеки удовлетворять общественные потребности основывается на заложенном в ее природе качестве — отражать и моделировать современную культуру общества. Поэтому от состояния библиотечного дела и эффективности его развития зависит национальная и государственная идентификация каждого народа в современном глобальном мире. 5. Выявлена роль книги в эпоху глобализации как гаранта сохранения и поддержания национальной идентичности, поскольку национальное существует, прежде всего, на уровне смысла, заключенного в слове, и только потом на уровне зримого образа. Таким образом, основными носителями национальной культуры являются литературные, научные и философские тексты. На сегодняшний день книга продолжает оставаться важнейшим источником приобщения к национальной культуре, вбирая весь культурный опыт развития нации и транслируя его от поколения к поколению.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: полученные результаты позволяют уточнить перспективы дальнейшего исследования категории «национальная идентичность» в эпоху глобализации различными отраслями гуманитарного и социального знания (в социальной философии, социологии, политологии, культурологии).

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов, лекций, семинаров по направлениям социальной философии, культурологии и библиотековедения, а также при дальнейшем изучении библиотечной философии.

Идеи, основные обобщения и выводы диссертации могут быть учтены при выработке приоритетов национальной и культурной политики.

Апробация полученных результатов. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных работ. Основные положения диссертации были доведены до сведения научной общественности в статьях, тезисах и выступлениях на конференциях. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на международных и межвузовских научных конференциях, проходивших в Омске (2002, 2003, 2004).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Данная структура определена целью исследования и отражает последовательность решения познавательных задач. Содержание диссертации изложено на 146 страницах. Библиография включает в себя литературу на русском, английском и немецком языках, составляя список из 223 наименований.

Заключение

.

Процессы, протекающие в современном мире, оказывают противоречивое воздействие на национальные государства. С одной стороны, уменьшается их автономия и суверенитет, с другой стороны, международная кооперация и интеграция дают возможность государствам более эффективно отстаивать свои национальные и стратегические интересы. При этом возникает противоречие, о котором говорит большинство исследователей. Глобализация практически стирает государственные границы и таким образом приводит к кардинальным изменениям социальных отношений внутри страны, разрушает сложившиеся культурные ценности и традиции, влияет на целостность национальной идентичности.

Происходит социокультурный сдвиг, меняющий не только ценностный мир, но и основы идентификации, что свидетельствует о глубине и фундаментальности осуществляющихся трансформаций. Очевидно, что человек, чувствующий себя гражданином мира, отличается от традиционного человека, принадлежащего к определенной культуре, нации, живущего в определенном государстве и т. д. И хотя указанная трансформация еще продолжается, она получает такое широкое распространение в мире, что можно говорить о некоей тенденции, меняющей сами основы современной цивилизации.

Сложившаяся в мире ситуация требует выработки нового подхода, который позволит лучше понять друг друга, осознать и уважать разнообразие культур на фоне глобализации мира, находящей свое отражение в глобализации культуры. Глобальные процессы вывели на первый план роль межкультурной коммуникации в формирующемся пространстве глобальной культуры. Прослеживается тенденция, основные черты которой заключаются в том, что средством против обеднения или ущемления культуры одной страны служит сохранение и распространение различных национальных культур в мире.

У России на сегодняшний день не выработана стратегия поведения в сложившейся ситуации. Отсутствие стратегии развития в экономической, политической и социальной сферах усугубляет сложную ситуацию в культурной сфере. Особо актуальным и перспективным в исследовании современного гло-бализационного процесса являются вопросы, связанные с осмыслением места в нем России, взаимодействия многочисленных локальных культур в российском культурном пространстве.

Огромный накопленный российской культурой потенциал — это потенциал в значительной степени книжный, информационный, материализованный как на традиционных, так и электронных носителях, и заключающий в себе знания, опыт и мудрость, приобретенные многими поколениями россиян на протяжении всей истории страны. Этот потенциал находится в библиотеках. Сознательное его наращивание означает усиление пассионарности народа, преодоление разрыва культурного взаимодействия между поколениями, обогащение всех участников этого необходимого взаимодействия.

Библиотека тесно связана с культурной, социально-экономической, политической сферами жизни. Общество формирует этот социокультурный институт, диктуя ему свои требования. Здесь происходит циркуляция знания и разворачивается диалог, то есть действуют определенные правила и нормы поведения, библиотечная микросреда. Нормативные свойства, библиотечная микросреда, с одной стороны, и контроль за информацией, обеспечение ее сохранности, с другой стороны, позволяют считать библиотеку не только информационным, но и культурным пространством.

Современная библиотека является сложнейшей системой со своими информационными технологиями, с методологией комплектования и сохранности документов. Библиотека, с одной стороны, универсальное явление культуры. И в то же время — это и локальное явление. Каждой социокультурной общности соответствует свой тип библиотеки, который отражает ее политическую, экономическую, социальную стороны жизни, мышление, характер и особенности.

Библиотеку также следует рассматривать и как дисциплинарное пространство, т. е. место, в котором существует особый порядок, вырабатываются правила, способствующие умению читать и мыслить, складывается специфический библиотечный этос, в основе которого лежит уважение к книге, как ценности.

Современная библиотека — это культурно-информационный центр, система хранения, упорядочивания, представления социальной информации. Собственная внутренняя организация библиотеки способствует выполнению ее базисных культуросберегающих и культуроформирующих функций.

Если мы хотим жить в стране, культурно осознающей себя единой нацией, то библиотека должна стать одним из главных ее институтов, приобщающих население к письменной, литературной, духовной традиции. Она становится как бы формой генерации культурного фонда нации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. -1996. -№ 4/5.- С.91−100.
  2. , У. Этнонационализм в Европе. М.: Российск. гос. гуманит. унт, 2000. -367 с. — ISBN 5−7281−0465−7.
  3. , Б. Воображаемые сообщества: размышление об истоках и распространении национализма. М: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. — 286 с. -ISBN 5−93 354−017−3.
  4. Антология исследований культуры. СПб.: Унив. книга, 1997. — ISBN 57 914−0020−9.
  5. , А.И. Национальные культуры: современное видение. М.: Изд-воМГИК, 1992.-29 с.
  6. , С.Н. Многонациональное государство с точки зрения культурологии // Философские науки. 1990. — № 8. — С. 38−47.
  7. , А.С. Культура и реформа / А. С. Ахиезёр, А. П. Пригожий // Вопросы философии. 1994. — № 7−8. — С.37−43.
  8. , В.Г. Национальное сознание и национальная культура: методологические проблемы / В. Г. Бабаков, В. М. Семенов. М.: ИФРАН, 1996. — 70 с. -ISBN 5−20 101 915−3.
  9. , В.Г. Национальные культуры в общественном развитии России / В. Г. Бабаков, Е. В. Матюнина, В. М. Семенов // Социально-политический журнал. 1995. — № 5. — С. 29−42.
  10. Ю.Багдасарян, Н. Г. Диалог или экспансия: анализ проблемы «американизации» русской культуры // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С. 238−245.11 .Багрова, И. Есть ли у библиотек будущее в XXI веке? // Библиотековедение. -1999.-№ 1.-С. 138−150.
  11. , И. Национальные библиотеки в конце XX века: груз прошлого и очертания будущего: обзор англояз. лит. последних лет // Библиотековедение. 1999.-№ 3.-С. 130−143.
  12. , И. Фонды национальных библиотек: проблемы и стратегии 90-х годов: обзор англояз. лит. // Библиотековедение. 1999. — № 2. — С. 136−143.
  13. , С.И. Учения о культурной самобытности в философской и общественной мысли России XIX—XX вв.. // Философия и культура в России: методологические проблемы. М., 1992. — С. 91−102.
  14. Бауман, 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. -325 с. -ISBN 5−94 010−155 -0.
  15. , Н.А. Русская идея. М.: АСТ: Фолпо, 1999. — 397 с. — ISBN 5−23 703 957-Х.
  16. П.Бердяев, Н. А. Судьба России. М.: ЭКСМО-пресс, 1998. — 743 с. — ISBN 504−2 029−5.
  17. , Н.А. Учение Хомякова о национальности и национальном призвании // О Русь, волшебница суровая. Н. Новгород, 1991. — С. 189 — 207.
  18. , В.О. Интерес: познавательная и практическая функция / В. О. Бернацкий. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. — 168 с.
  19. , B.C. На гранях логики культуры: книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с. — ISBN 5−7333−0495−2.
  20. Библиотека в социально-философском аспекте: Тез. круглого стола. СПб.: РНБ, 1996.-20 с.
  21. , В.Х. Национальная культура в системе жизнедеятельности людей / В. Х. Болтков, В. М, Семенов // Философия и социология. Майкоп, 1996. -№ 4. — С. 35−60.
  22. , О.Р. К созданию концепции национального фонда экстериорики в России // Библиотековедение. 1994. — № 2 (6). — С. 59−64.
  23. , Х.Л. Оправдание вечности М.: Ди-Дик, 1994. — 548 с.
  24. , Х.Л. Тесты-пленники // Борхес, Х. Л. Письмена Бога. М.: Республика, 1994.
  25. , Л. Будущее библиотек // Научн. и техн. б-ки. 1996. — № 4. — С. 2737.
  26. , С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.- С. 178−194.
  27. , А.Н. Библиотековедение в России в конце XX века // Библиотековедение. 2000. — № 2. — С. 26 -32.
  28. , А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. М.: Книга, 1980. -232 с.
  29. , Т.Д. «Замороженная» библиотека: модель XXI века // Научн. и техн. б-ки. 1996.-№ 12.-С. 5−12.
  30. , Э.М. Национальное сознание и национальная культура // http:// www. vsu. ru/ science /schsem/ publication/docs
  31. , Б.Ф. Национальная библиотека: два гуманитарных аспекта // Библиотековедение. 1995. — № 4−5. — С. 14−19.
  32. Гадамер, Х.-Г. Текст и интерпретация: (из нем.-франц. дебатов с участием Ж. Деррида, Ф. Форгета, М. Франка и др. // Герменевтика и деконструкция. -СПб., 1999. С. 202−242.
  33. , Э. Нация и национализм. М.: Прогресс, 1991. — 319 с. — ISBN 5−1 002 692−9.
  34. , И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -704 с.
  35. , О.И. В поисках себя: культурологический аспект идентичности // Культура в теоретическом и прикладном измерениях. Кемерово, 2000.
  36. , Ю.А. Метаморфизм библиотеки и структурная реорганизация библиотечных фондов // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. М., 2001.-С. 561−564.
  37. , М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С.54−64.
  38. , Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г. Грушевиц-кая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. — 352 с. — ISBN 5238−359−5.
  39. , JI. Национальная самобытность и национальная библиотека: контуры концепции для России // Библиотековедение. 1999. — № 2. — С. 14−27.
  40. , JI.H. Профессиональная идеология, философия библиотечного дела и библиотековедение // Библиотековедение. 1996. — № 1. — С. 19−32.
  41. , Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология: XX век: антология. М., 1995.
  42. , Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. — 573 с. — ISBN 5212−482−9.
  43. , Л.Д. Национальные библиотеки в России и идея национальной культуры // Проблемы национальных библиотек и региональных библиотечных центров: сб. науч. тр. СПб., 1993. — Вып. 2. — С. 51−65.
  44. , М.Я. Библиотечная философия: что это? // Библиотековедение. -1996.-№ 1.-С. 28−33.
  45. , М.Я. От идеологии к философии библиотечного дела // Библиотековедение. 1994. — № 2 (6). — С. 51−53.
  46. , И.Ф. Р. Мертон и его теория среднего уровня // История теоретической социологии: в 4-х т. т. 3 / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Канон, 1997. -С.250−270.
  47. , М.И. Эволюция системы депозитарного хранения фондов в России / М. И. Демидова, А. Л. Илларионов // Библиотековедение. 1995. — № 3. -С.53−63.
  48. , С.В. Естественные и технические науки в мире культуры / С.В.
  49. , Л.М. Дмитриева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. — 446 с. — ISBN 5230−13 921−8.
  50. , Е. Завтрашний день публичных библиотек // Библиотековедение. 1999.-№ 7−12, — С. 17−18.
  51. , М.Д. Многокультурное образование. М., Нар. образование, 1999, — 208 с. — ISBN 5−87 953−130−9.
  52. , Л.М. Свободомыслие в истории культуры Западной Европы и России / Л. М. Дмитриева, З. А. Тажуризина. Омск: Изд-во «Знание», 1995. -163 с.
  53. , Л.М. Техническая и художественная деятельность: религиоведческий аспект / Л. М. Дмитриева, Ю. С. Вернадская. М.: Наука, 2004. — 279 с. — ISBN 5−02−32 834−0.
  54. , С.А. Стратегия сохранности фондов в библиотеках России: приоритеты и их реализация // Научн. и техн. б-ки. 1999. — № 3. — С. 56−60.
  55. , В. Глобальная сеть и киберкультура. Гипертекст и постгутенберго-вая эра // http://www.geocities.com/emelinvadim/cyberculture.html
  56. , Л. Программа «Память России»: проблемы и перспективы развития // Библиотека. 2000. — № 4. — С. 6−7.
  57. , Т.В. Россика: концепция, проблемы, перспективы для пользователей: о собр. документов «россики» в отеч. б-ках. // Библиотека. 1997. — № 8. — С. 34−37.
  58. , Т.В. Усиление роли публичной библиотеки в информационном обществе // Научн. и техн. б-ки. 1999. — № 1. — С. 71−76.
  59. , Н.В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института // Библиотековедение. 1996. — № 3. — С. 54−64.
  60. , Т.А. Проблематика научных исследований в области формирования фондов библиотек: некоторые акценты // Научн. и техн. б-ки. 1999. — № З.-С. 3−14.
  61. , С.К. Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера. М.: Прогресс: Культура, 1994. — 463 с. — ISBN 501−4 240−1.
  62. , С.Н. Г.П. Федотов о перспективах развития русской культуры и создании духовной элиты // Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998. — С. 326−341.
  63. , С.Н. П.А. Сорокин о динамике культуры // Иконникова С. Н. Очерки по истории культурологии. СПб., 1998. — С. 216−246.
  64. , Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 462 с. -ISBN 5−250−1 302−3.
  65. , В.Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997. — 462 с. — ISBN 5−86 585−037−7.
  66. , И.А. О России. М.: Студия «ТРИТЭ» — «Рос. Архив», 1991. -31с.-ISBN 5−86 566−001−2.
  67. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 430 с.
  68. , И.А. Теории национальной идентичности // http:// www.vsu.ru/ sci-ence/schsem/publication/docs/kabanovaO I .html.
  69. , О.JT. Поиски философского решения библиотечных проблем // Библиотековедение. 1996. — № 2. — С. 80−82.
  70. , К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. — 653 с.
  71. , М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. — 204 с.-ISBN 5−86 708−101-Х.
  72. , Т.Ф. Библиотека в контексте «Доктрины информационной безопасности РФ» // Библиотековедение. 2001. — № 4. — С. 40−43.
  73. , О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культурыв российском обществе // Социально-политический журнал. 1995. — № 5. -С. 160−171. Окончание. Нач. в № 4.
  74. , Л.П. Философия истории. СПб.: АО «Комплект», 1993. — 350 с. -ISBN 5−88 956−004−6.
  75. , Э. Понятийная форма в мифическом мышлении: исследования библиотеки Варбурга// Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. -С. 183−240.
  76. , К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. — 367 с. — ISBN 5−900 520−01−3.
  77. , К. Русский национальный характер. М., 1992.
  78. , В. Технология информационной цивилизации и мудрость книжной культуры // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000. -С. 76−81.
  79. , И.И. Глобализация и идентичность в современном обществе // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2004. — № 1. — С. 66−73.
  80. , И.Ф. Культура и экономическая жизнь общества // Социально-политический журнал. 1995. — № 5. — С. 105−111.
  81. , Т.Г. Глобализация общества и культура мира // Библиотековедение. 2002.-№ 5. — С. 8−19.
  82. , В.О. Методология русской истории // Цивилизация: прошлое, настоящее, будущее человека. М., 1987.
  83. Книга в пространстве культуры: сб. ст. М.: ИС, 2000. — 191 с. — ISBN 5−75 760 101−7.
  84. Книга и библиотека в контексте национальной культуры: сб. ст. / сост. З. А. Сафиулина. Казань: Медицина, 1995. — 118 с.
  85. Книжность как феномен культуры: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. — № 7−8. — С. 3−37.
  86. , Н.В. Нация и культура: (социально-философский анализ). Новгород: НовГУ, 1997.- 139 с. — ISBN 5−201−1 012−9.
  87. , Н.А. Политическая организация мира: проблемы и модели насреднесрочную перспективу // Глобальный мир: материалы междисциплинарного семинара Клуба ученых. М., 2001. — Вып. 4. -С. 10.
  88. , В.М. Библиотеки в формировании единого информационного пространства страны // Научн. и техн. б-ки. 1999. — № 1. — С. 77−80.
  89. , Т.Я. Национальные библиотеки республик России как центры информационного моделирования национальных культур // Библиотековедение. 1997.-№ 3.-С. 13−17.
  90. , Е.И. Библиотеки на службе общественному прогрессу. Модернизация и сотрудничество библиотек. Приоритеты государственной политики МК России // Научн. и техн. б-ки. 1998. — № 1. — С. 13−31.
  91. , Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М., 1996. — С. 316−330.
  92. , В.А. Культурологический смысл глобализма // Вестн. Российского ф-кого общ-ва. 2001. — № 4. — С. 78−83.
  93. , Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Негос. образовав учреждение — Высш. религ.-филос. шк., 1998.-264 с. — ISBN 5 900 291−05−7.
  94. , В.П. Основные направления деятельности Международной Ассоциации академических библиотек и научно-информационных центров // Научн. и техн. б-ки. 1996. — № 1. — С. 16−25.
  95. , К.Н. Восток, Россия и Славянство: Филос. и полит, публицистика. Духовная проза (1872 1891). — М.: Республика, 1996. — 799 с. — ISBN 5−250−1 870-Х.
  96. , Н.О. Характер русского народа // Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. — С. 237−360.
  97. , Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.:Искусство-СПб, 1994. -412 с. — ISBN 5−210−1 524−6.
  98. , В.М. Национальная культура как один из важнейших факторов жизнеспособности и жизнедеятельности этноса // Культура как фактор социализации личности. Воронеж, 1992. — С. 2−8.
  99. , М.С. Неудобство с идентичностью // Вопросы философии.1998. -№ 2. С. 43−53.
  100. , Т.Л. Информационные ресурсы российских библиотек: социальный аспект // Научн. и техн. б-ки. 2001. — № 8. — С. 12−16.
  101. , А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. -СПб.: СПбГУП, 1996. 285 с. — ISBN 5−7621 -0017−0.
  102. , Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. Омск: Изд-во ОМГТУ, 1997. — 177 с. — ISBN 5−230−13 924−2.
  103. , С.Г. Заметки на полях «философских статей» в журнале «Библиотековедение» //Библиотековедение. 1996. -№ 4/5.
  104. , С.Г. Разумный баланс между «владением» и «доступом», или Что такое распределенный библиотечный фонд // Библиотековедение. 1999. — № 4−6. — С. 20−27.
  105. , В.М. Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: От Гутенберга до Интернета. М., 2000. — С. 95−110.
  106. , В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991.- С. 255 — 271.
  107. , В.М. Национальная культура как понятие и явление // Библиотековедение. 1999. — № 2. — С. 48−59.
  108. , В.М. Философия культуры как специфический вид знаний о культуре // Философские науки. 2000. -№ 3.-С. 34−39.
  109. Мид, Д. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1996. — С. 224−227.
  110. , И. Культура как фактор американского глобального влияния // Философские науки. 2003. — № 3. — С. 27−46.
  111. , К.Х. Несколько слов о глобализации // Личность. Культура. Общество. 2003. — Т. V, вып. 3−4. — С. 55−61.
  112. , И.В. Проект «Память России»: опыт, проблемы, перспективы // Библиотековедение. 2000. — № 4. — С. 36−44.
  113. , Р.С. Вечна ли библиотека? // Научн. и техн. б-ки. 2002. -№ 1.-С. 78−81.
  114. , А.С. Книга и национальная культура // Книга: исследования материалы. М., 1991. — Сб. 61. — С. 48−60.
  115. , Н.Р. Нация и национальная культура. Тбилиси: Мецниереба, 1990. — 176 с. — ISBN 5−520−1 060−9.
  116. Национальная книга: трактовка понятия: науч. семинар в РГБ на тему «Аспекты изучения кн. культуры»: обзор выступлений. // Библиотековедение. 2000. -№ 2. — С. 54−61.
  117. Национальная культура и библиотеки: науч. семинар в РГБ: обзор выступлений. // Библиотековедение. 2000. — № 3. — С. 6−15.
  118. Национальная стратегия депозитарного и репозитарного хранения библиотечных фондов Российской Федерации: проект // Библиотековедение. -2002. № 2. — С. 22−27.
  119. , Е.В. Память России как ценность культуры: сохранение и актуализация // Библиотековедение. 2001. — № 5. — С. 8−20.
  120. Память мира. Память России: сб. методич. и инструкционных материалов. М.: Пашков дом, 1999. — 147 с. — ISBN 5−7510−0164−8.
  121. В.И. Проблемы и перспективы трансформации национально-цивилизационной идентичности современного российского общества /
  122. В.И. Пантин, В. В. Лапкин // Общественные науки и современность. -2004. -№ 1.- С. 52−64.
  123. , М.М. «Национальная книга»: трактовки понятия // Библиотековедение. 2000.-№ 2. — С. 54−61.
  124. , О.И. Проблемы сохранности библиотечных фондов. Роль РГБ как национального координирующего центра // Библиотековедение. -1998. -№ 1.-С. 82−91.
  125. , О.И. Сохранность документов ответственность перед будущим: опыт РГБ. / О. И. Перминова, Т. В. Ершова // Научн. и техн. б-ки. -1997. -№ 1.-С. 82−86.
  126. , А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. — 312 с.
  127. Понятийно-терминологический аппарат по культурному наследию (понятие «книжный памятник», кнжные памятники различных видов и категорий ценности) //http:// www.rsl.ru/KP/seml4.htm
  128. , К. Открытое общество и его враги: Т.2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие ораторы. М.: Междунар. фонд «Культ, инициатива» -Открытое общество «Феникс», 1992. — 525 с. — ISBN 5−85 042- -63−0. ISBN 585 042−65−7.
  129. , С.А. Философия библиотеки: к постановке вопроса // Библиотековедение. 1994. — № 5. — С. 123−125.
  130. Проблемы формирования фондов на современном этапе / В. В. Шилов и др. // Библиотековедение. 1996. — № 3. -С. 65−78.
  131. , В.Т. Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал. 1998. — № 2. — С.3−17.
  132. , К.Э. Книга и экран // Свободная мысль. 1997. — № 3. — С. 45−49.
  133. , К.Э. Культура в контексте социального кризиса // Свободная мысль XXI. — 2000. — № 5. — С. 83−87.
  134. , Д. Европейские проекты цифровой библиотеки // Научн. и техн. б-ки. -2002.-№ 1.-С. 114−122.
  135. А.И. Если есть такая философия. // Библиотековедение. 1996.-№ 4−5.-С. 87−88.
  136. Рац, М. Книга в «информационном обществе»: о чем речь? Взгляд методолога // Общество и книга: От Гутенберга до Интернета. М., 2000. — С. 8291.
  137. , Дж. Макдональдизация общества: традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. М., 2001.
  138. , М.А. Знание и механизмы социальной памяти // На пути к теории научного знания. -М., 1984.
  139. Роль Российской государственной библиотеки в формировании распределенного библиотечного фонда / Н. И. Хахалева, СМ. Шпанцева, Т. Г. Афанасьева, С. Г. Кузнецов // Научн. и техн. б-ки. 2000. — № 4. — С. 52−89.
  140. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. М.: Республика, 2001. — 543 с. — ISBN 5−250−1 823−8.
  141. , Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С.61−64.
  142. , С.С. К вопросу о культуре как факторе формирования национального самосознания // Духовная культура и этническое самосознание. -М., 1991.-Вып. 2.-С. 158−177.
  143. , Т.П. Проблемы становления российской нации: культурологический аспект //Современная парадигма. Саратов, 2000. — С. 143−147.
  144. , Е.Н. Сохранение или коммерциализация?: о культуре. // Свободная мысль. 1999. — № 4. — С. 67−74.
  145. , И.С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-культурной идентичности на рубеже XXI века // Полис. 2001.-№ 1. — С. 101−103.
  146. , Е.Ю. Культура мира и культура России // Полис. 1998. — № 5.1. С. 106−113.
  147. , А.В. К вопросу об особенностях русской культуры // Философия и культура в России: методологические проблемы. М., 1992. — С. 109 -114.
  148. , Ф. Национальные библиотеки будущего // Библиотеки и современное общество: материалы междунар. науч. конф., посвященной 200-летию основания РНБ. СПб., 1996. — С. 56−62.
  149. , А.В. Философия и библиотековедение: приглашение к размышлению // Научные и технические библиотеки. 1996. — № 6. — С. 3−15.
  150. , В. Сто языков российской книги // Библиотека. 2000. — № 4. -С.11−13.
  151. , П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990.
  152. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 543 с. — ISBN 5−250−1 297−3.
  153. , А.Ю. Социальные институты культуры, институты искусства, учреждения культуры в системе изучения культурной деятельности // Этнические проблемы современности. 2000. — Вып. 6. — С. 151−156.
  154. , Ю.Н. Сто лет библиотечного фондоведения // Научн. и техн. б-ки.-2001,-№ 6.-С. 16−48.
  155. , Ю.Н. Что такое библиотека? О ее сущности и исходных функциях // Библиотековедение. 1999. — № 7−12. — С. 20−33.
  156. , К.М. Проблемы обязательного экземпляра в ведущих зарубежных странах // Библиотековедение. 2000. — № 1. — С.48−50.
  157. Л.Н. Особенности развития национальных библиотек в условиях социокультурной трансформации // Информационный бюллетень РБА. -2003. -№ 25.-С. 102.
  158. , Л. Развитие национального фонда в новой информационной среде // Библиотека. 1998. — № 6. — С. 42−43.
  159. , Е.О. О Русской идее: очерк теории возрождения нации. М.: Б.и., 1994.-313 с.
  160. , Н.С. Об истинном и ложном национализме // Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. М., 1993.
  161. , В.В. Национальные библиотеки в России: от переходных моделей к оптимальной // Национальные библиотеки на пороге XXI века: материалы международного семинара, Санкт-Петербург, 9−10 дек. 1998 г. С.-П., 2000.-С. 8−11.
  162. , Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х т.- М.: Традиция, 1995. -ISBN 5−01−4 037−9.
  163. , Г. П. Лицо России // Русская нация и обновление общества. М., 1990.-С. 190−195.
  164. , Г. П. Новое Отечество // Федотов Г. П. Судьба и грехи России. -СПб., 1992.
  165. , Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. СПб., 1992. — ISBN 587 316−002−3.
  166. , В.Г. Глобальный мир и модернизация // Философские науки. -2000. -№ 1. -С.22.
  167. , Е.А. Универсальные научные библиотеки в XXI веке // Библиотековедение. 2000. — № 6. — С. 10−14.
  168. , Л. Книга // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С.34−44.
  169. , А. Цивилизация и субцивилизации России // Общественные науки и современность. 1993. — № 6.
  170. , А .Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. — № 3. — С.181−187.
  171. , Г. П. О природе библиотек: информационные ли они учреждения? // Библиотековедение. 2002. — № 4. — С.45−48.
  172. , Г. П. Библиотеки России: вступая в XXI век. М.: Б.и., 1999. — 99 с.
  173. , Г. П. Вступая в «век человека» // Библиотека. 2000. — № 10. — С. 6−11.
  174. , Г. П. О природе и социальных функциях наших учреждений //
  175. Библиотека. 2001. — № 12. — С. 9−11.
  176. , Г. П. Печатная продукция в современном мире: о роли библиотек в XXI веке. // Библиотека. 2000. — № 7. — С. 8−10.
  177. , М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. — 208 с.
  178. , С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994.-№ 1. — С. 32−48.
  179. , В.И. Библиотечная история на страницах универсальных и отраслевых энциклопедий: от прошлого к будущему // История библиотек: ис-след., материалы, документы: сб. научн. тр. / сост. И. Г. Матвеева, Б. Ф. Володин. СПб., 1996. — Вып. 1. — С. 5−24.
  180. , Н.И. Национальная библиотека как государственное книгохранилище в системе депозитариев и репозитариев // Библиотековедение. -2000.-№ 6. С. 6−9.
  181. , Э. Нации и национализм после 1870 года. Спб.: Алетейя, 1998.- 305 с.
  182. , В.Ц. Социология чтения национальной книги // Социс.1998. -№ 7. -С. 100−108.
  183. Человек и общество: культурология. Ростов н/Дону: Феникс, 1996. — 538 с.-ISBN 5−85 880−197−8.
  184. , Е.П. Библиотека живая душа науки / Е. П. Чебышев, Б.С. Еле-пов // Вестн. Рос. акад. наук. — 1999. — Т. 69, № 10. — С. 867−871.
  185. , Ю. Национальная библиотека сегодня: за и против // Библиотековедение. 1999. — № 9−12. — С. 34−39.
  186. Что думают футурологи о будущем культуры? // Библиотековедение.1999.-№ 7−12.-С.7−9.
  187. , В.Н. О роли России в разрешении цивилизационного конфликта «Запад стальной мир» // Личность. Культура. Общество. — 2003. -Т. V, вып. 3−4. — С. 75−86.
  188. , В.В. О теоретических аспектах проблемы безопасности библиотечных фондов // Проблемы безопасности библиотек и библиотечных фондов: материалы всероссийского семинара, 22−24 апр. 1997, СПб. СПб., 1997.-С. 10−25.
  189. , В.В. Обязательный экземпляр: проблемы контроля // Научн. и техн. б-ки. 1997. — № 8. — С. 3−7.
  190. , В.В. Федеральный экземпляр документов: вопросы количества и распределения / В. В. Шилов, В. В. Брагинец // Научн. и техн. б-ки. г 2001. -№ 6. С. 49−56.
  191. , С.О. О проблемах создания единого фонда книжных памятников России // Вестн. архивиста. 2000. — № 5−6. — С. 240−244.
  192. , С.М. Реализация федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» и проблемы комплектования фондов национальной библиотеки / С. М. Шпанцева, С. Г. Кузнецова // Библиотековедение. 2000. -№ 1. — С. 44−47.
  193. , Я.Л. На пути к созданию концепции Национальной электронной библиотеки // Научн. и техн. б-ки. 2000. — № 3. — С. 10−13.
  194. , М. Новая идентичность: человек и власть в пространстве посткнижной культуры России // Свободная мысль-XXI. 2004. — № 3. — С. 105−119.
  195. , Н.А. Национальная программа сохранения библиотечных фондов РФ: о заседании Коллегии Министерства культуры РФ // Библиотековедение. 2000. — № 4. — С. 21 -25.
  196. Эко, У. Средние века уже начались // Иностр. лит. 1994. — № 4. — С. 261.
  197. , Э. Идентичность: юность и кризис.'- М.: Прогресс, 1996. 340 с.-ISBN 5−01−4 479-Х.
  198. , Е.И. «Книжные памятники РФ»: аспекты реализации программы
  199. Библиотековедение. 2001. — № 5. — С. 12−15.
  200. , Е.И. Базы данных «Фонды книжных памятников России» // Мир библиографии. 2001. — № 4. — С. 78−82.
  201. , Е.И. Сохраним книгу как памятник истории и культуры // Мир библиографии. 2000. — № 1. — С. 14−18.
  202. Adriani, G. Die Klosterbibliotheken des Spatbarock in osterreich und Suddeutschland (17−18 jahrh.).- Wien, 1935.
  203. Batler, P. An introduction to library science. Chicago, 1933.
  204. Benois, J.-M. L’identite. Seminaire interdisciplinaire dirige par Le vi-Strauuss. -P., 1977.
  205. Bhabha, Homi K. Nation and Narration. London, New York: Routledge, 1994.
  206. Borden, A.K. Libraris and culturalRenassance // The Libr. 1934. — Vol.4, N 1. — P.527−551.
  207. Eco, U. Die Bibliothek. Munchen, Wien: C. Hanser verl. — 1987. — 39 S.
  208. Friedman, T. The Lexus & the Olive Tree. N.Y.: Columbia University Press, 1999, — 345p.
  209. Hodeige, F. Zur Stellung von Dichter und Buch in der Gesellschaft: eine Lit-eratursoziologische Untersuchung.- Marburg, 1949.
  210. Jochum, U. Kleine Bibliotheksgeschichte. Stuttgart: Reclam, 1993, — 232 s.
  211. Klemich, H. Absatzprobleme im Buchdruckereibetrieb. Dresden, 1934.
  212. Rossbach, U. Documenting Publications Related to the Consept of National Identity// Boemer, 1986. P. 187−192.
  213. Smith, Anthony D. «Interpretations of national identity» // Dieckhoff, A. and Gutierrez, Natividad. Modem roots. Studies of national identity. Aldershot: Ash-gate, 2001.
  214. Smith, Anthony D. Nationalism and modernism. A critical survey of recent theories of nations and nationalism. N.Y.-L.- Routledge, 1998. — 270 p.
  215. Volk, O. Die Byzantinischen Klosterbibliotheken von Konstantinopol. Thesa-lonike und Kleinasien. Munchen, 1955.
  216. Werner, G. Geschichte der Universitatsbibliothek. Altdorf von 1586−1750. -1937.
Заполнить форму текущей работой