Историческое сознание как предмет исторического познания
Диссертация
Другой, прочно укоренившийся подход к исследованию структуры исторического сознания связан с членением его предметного содержания в вертикальной и горизонтальной плоскости на так называемые макросоставляющие: формы, уровни, предметные поля. Недостаточность указанного подхода состоит в игнорировании микросоставляющих, простых и менее сложных образований, входящих в состав конкретных уровней, форм… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Историческое сознание
- 1. Проблематизация исторического сознания в истории философии
- 2. Понятие исторического сознания
- 3. Генезис исторического сознания
- 4. Структура исторического сознания
- ГЛАВА II. Историческое сознание и специфика исторического познания
- 1. Определение объекта и предмета исторического познания. Специфика исторического сознания как предмета исторического познания
- 2. Некоторые особенности методологии исследования исторического сознания
- 3. Объективность исторического познания. Историческое сознание и истина
Список литературы
- Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. — М.: Наука, 1977. — 271 с.
- Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М.: Изд-во РГТУ, 2001. — 394 с.
- Александров В. Б. Культура и историческое познание. Калинин: Изд-во КГУ, 1986.-80 с.
- Андреев В. П. Деятельность и общественные отношения // Основания социального бытия. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 15−26.
- Андреев И. Д. Методологические основы познания социальных явлений. М.: Высшая школа, 1977. — 328 с.
- Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. -Новосибирск: Наука, 1987. 242 с.
- Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997. 728 с.
- Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.: ПЭР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. — 543 с.
- Арон Р. Измерения исторического сознания // Философия и общество, 1999, № 2, с. 214−229.
- Ю.Асмус В. Ф. Образ как отражение действительности и проблема типического // Новый мир, 1953, № 8, с. 214 226.
- П.Баткин Л. М. К проблеме историзма в итальянской культуре эпохи Возрождения // История философии и вопросы культуры. М.: Наука, 1975, с. 167−189.
- Барг М. А. Историческое сознание как проблема историографии // Вопросы истории, 1982, № 12, с. 49−66.
- Барг М. А. Категории и методы исторической науки. — М.: Наука, 1984. — 342 с.
- Н.Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. — М.: Мысль, 1987. -348 с.
- Барт П. Философия истории как социология. — СПБ.: Электропечатня, 1902.-348 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1989. — 615 с.
- Барт P. S / Z. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 232 с.
- Батай Ж. Внутренний опыт. — СПб.: Аксиома, 1997. 336 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: Медиум, 1995.-323 с.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
- Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб.: Вестник знания, 1908.-69 с.
- Берус В. В., Забродин А. И. Типологические обобщения в теории социально-исторического познания конца XIX — начала XX вв. // Метаморфозы сознания. Барнаул: Изд-во АТУ, 1997, с. 117 — 121.
- Билалов М. И. Истина. Знание. Убеждение. — Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1990. — 176 с.
- Билалов М. И. Культура постижения истины. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1993. — 87 с.
- Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Боровкова О. В. К вопросу об исходных детерминантах исторического сознания // Метаморфозы сознания. — Барнаул: Изд-во АТУ, 1997, с. 79 — 84.
- Борхес X. Л. Циклическое время // Борхес X. Л. Сочинения в 3 т. — М.: Полярис, 1997, т. 1, с. 206 209.
- Брагина JI. М. Особенности исторического познания в Италии в эпоху Высокого Возрождения // Проблемы исторического познания. — М.: Наука, 1999, с. 215−224.
- Бурдина А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. — М.: Высшая школа, 1979. 175 с.
- Вазюлин В. А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. — М.: Изд-во МГУ, 1988.-328 с.
- Вайнштейн О. Л. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX XX вв. — Л.: Наука, 1979. — 270 с.
- Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, с. 495 — 546.
- Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, с. 602 — 643.
- Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. XX век.: Антология. — М.: Юрист, 1993, с. 557 603.
- Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества. — М.: Юрист, 1994, с. 7 — 42.
- Вербин А. И., Герман Ш. М. Особенности социального познания. — М.: Знание, 1973.-63 с.
- Вербин А. И., Серцова А. П. Исторический материализм и некоторые методологические вопросы общественных наук. — М.: Изд-во МГУ, 1966, с. 331 -350.
- Визгин В. П. История и метаистория // Вопросы философии, 1998, № 10, с. 98−112.
- Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. — 687 с.
- Виндельбанд В. Прелюдии. — Спб.: Издание Д. Е. Жуковского, 1904. -374 с.
- Виппер Р. Ю. Очерки теории исторического познания. — М.: Товарищество И. Н. Кушнерева, 1911. — 284 с.
- Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. -288 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988.-704 с.
- Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. -М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1960. 177 с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000 -480 с.
- Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -703 с.
- Герменевтика: история и современность. — М.: Мысль, 1985. — 303 с.
- Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. М.: Три квадрата, 2002. — 208 с.
- Гесиод. Труды и дни // Эллинские поэты VIII III вв. до н. э. — М.: Ладомир, 1999, с. 50 — 68.
- Гиндев П. Философия и социальное познание. М.: Прогресс, 1977. -366 с.
- Гобозов И. А. Смысл и направленность исторического процесса. — М.: Изд-во МГУ, 1987. 222 с.
- Горский И. Д. Понятие о реальных и идеальных типах // Вопросы философии, 1986, № 10, с. 25−35.
- Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология: Философская и социально-политическая характеристика. Л.: Наука, 1979. — 216 с.
- Грибакин А. В. Апология индивидуализма // Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999, с. 25 — 38.
- Грибакин А. В. Человек и общество // Основания социального бытия. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 5 -14.
- Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
- Грязневич П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI — VIII вв.) // Очерки истории арабской культуры (V — XV вв.). М.: Наука, 1982, с. 75−155.
- Гуйван П. Н. К характеристике исторического сознания в российском обществе // Сознание и история. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1993, с. 3 — 10.
- Гулыга А. В. Искусство истории. М.: Современник, 1980. — 288 с.
- Гулыга А. В. Историческое сознание // Тезисы докладов межвузовской научной конференции «Современные проблемы философии истории». — Тарту: Изд-во ТГУ, 1979, с. 16 18.
- Гулыга А. В. Понятие и образ в исторической науке // Вопросы истории, 1965, № 9, с. 3−14.
- Гуревич А. Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // Вестник АН СССР, 1989, № 7, с. 71−78.
- Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». — М.: Индрик, 1993.-328 с.
- Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984. -350 с.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998. — 316 с.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии, 1992, № 7, с. 136 176.
- Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995, с. 297 — 330.
- Данто А. С. Аналитическая философия истории. М.: Идея — Пресс, 2002.-289 с.
- Двадцать лекций по философии: Учеб. пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. — 408 с.
- Демичев В. А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. Кишинев: Изд-во ЦК КП Молдавии, 1969. — 216 с.
- Диалектика общего и особенного в историческом процессе. — М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе и социальном познании. JL: Наука, 1986. — 214 с.
- Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии, 1995, № 10, с. 129 -143.
- Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, 1988, № 4, с. 135 152.
- Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. — 160 с.
- Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1.: Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 762 с.
- Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. — 159 с.
- Досон К. Христианский взгляд на историю // Философия истории: Антология.-М.: Аспект Пресс, 1995, с. 248−261.
- Дубровский Д. И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания //Вопросы философии, 1988, № 1, с. 15−27.
- Дубровский Д. И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. — 228 с.
- Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. — М.: Мысль, 1974, — 190 с.
- Ельчанинов В. А. История наставница жизни. (Социальная и познавательная специфика истории и ее роль в нравственном формировании личности). — М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Ельчанинов В. А. Методологические проблемы исторической науки. -Барнаул: Изд-во АГУ, 1990. 118 с.
- Ельчанинов В. А., Мельников А. Н. О национальных особенностях исторического сознания // Сознание и история. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1993, с. 69−80.
- Ершов Ю. Г. Методологические проблемы типологизации исторического процесса // Типология социальных явлений. Свердловск: Изд-во УГУ, 1982, с. 41−50.
- Есипчук Н. М. Историческая реальность как предмет познания. — Киев: Наукова думка, 1978.- 143 с.
- Жеманов О. Н. Стиль научного мышления и типология социальных явлений и процессов // Типология социальных явлений. Свердловск: Изд-во УГУ, 1982, с. 41−50
- Жуков Е. М. Очерки методологии истории. М.: Наука, 1980. — 247 с.
- Жуков Н. И. Проблема сознания: Философский и специально-научный аспекты. Минск: Изд-во Университетское, 1987. — 207 с.
- Журавлев В. В. Общественное и индивидуальное сознание. — М.: Знание, 1963.-48 с.
- Журавлев В. В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. — М.: Высшая школа, 1980. 176 с. 101.3абияко А. П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М.: Издательский дом «Московский учебник 2000», 1998. — 205 с.
- Зуев К. Существует ли смысл истории? (К философии истории К. Поппера) // Общественные науки и современность, 1994, № 5, с. 118−128.
- Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. — Томск: Изд-во ТГУ, 1973.-224 с.
- Иванов Г. М., Коршунов А. М., Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М.: Высшая школа, 1981. — 296 с.
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. — М.: Политиздат, 1984. 320 с.
- Исаев И. А. История государства и права в России. — М.: Юрист, 1995. -448 с.
- Истина и ценности в научном познании. — М.: ИФАН, 1991. 196 с.
- Кампанелла Т. Город солнца. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954.228 с.
- Кареев Н. Теория исторического знания. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1913. 320 с.
- Карсавин Л. П. Философия истории. СПб.: АО Комплект, 1993. — 352 с.
- Касавин И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999. 408 с.
- Касавин И. Т., Сокулер 3. А. Рациональность в познании и практике. Критический очерк. — М.: Наука, 1989. 192 с.
- ПЗ.Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998, с. 7 — 154.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. — М.: Гардарика, 1998, с. 440−722.
- Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия // Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.- СПб.: Университетская книга, 2000, с. 271−434.
- Пб.Келле В. Ж. Структура общественного сознания. М.: Знание, 1964. -48 с.
- Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Общественное сознание и его формы. — М.: Политиздат, 1963. — 54 с.
- Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. — 288 с.
- Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания. — М.: Госполитиздат, 1959. — 263 с.
- Керимов Д. А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986. — 332 с.
- Кесседи Ф. X. Была ли у древних греков идея истории // Вопросы философии, 1987, № 8, с. 126 133.
- Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1987.-430 с.
- Ключевский В. О. Характеристики общественных типов // Юпоческий В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993, с. 409 — 414.
- Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. — Томск: Изд — во ТГУ, 1999.-338 с.
- Ковальзон М. Я., Макешин И. И. Общественное сознание и общественные науки. М.: Знание, 1973. — 64 с.
- Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.-439 с.
- Кожинов В. В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования. М.: ЭКСМО — Пресс, 2001. — 512 с.
- Козин Н. Г. Познание и историческая наука. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1980. 150 с.
- Козлова Н. Н., Межуев В. М., Толстых В. И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования // Вопросы философии, 1977, № 10, с. 142−157.
- Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. -485 с.
- Колосницын В. И. Религиозное отчуждение. Сведловск: Изд-во Уральского университета, 1987. — 180 с.
- Кон И. С. Проблема истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 4. Томск: Изд-во ТГУ, 1966, с. 14−55.
- Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936.-265 с.
- Константинов Ф. В. Формы общественного сознания. М.: Изд-во ВПШ, 1951.-92 с.
- Копалов В. И. Историзм как принцип социально-философского исследования. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. -172 с.
- Коршунов А. М. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984. -142 с.
- Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988.-383 с.
- Коршунов А. М., Шаповалов В. Д. Творчество и отражение в историческом познании. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 192 с.
- Косолапов В. В. Методология и логика исторического исследования. Киев: Высшая школа, 1977. 382 с.
- Косолапов Н. А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии, 1994, № 1, с. 3 24.
- Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. -218 с.
- Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебное пособие для студентов гуманитарных и экономических факультетов. — Волгоград: Комитет по печати, 1995. 352 с.
- Красильников М. Г. Общественное сознание как осознание общности // Сознание и история. Барнаул: Изд-во АГУ, 1993, с. 109 — 116.
- Кром М. М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб.: Дмитрий Буланов, 2000. — 76 с.
- Кроче Б. Теория и история историографии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 192 с.
- Куайн У. Слово и объект. М.: Логос, 2000. — 386 с.
- Кукарцева М. А., Коломоец Е. Н. Онтологическая модель философии истории: проблема формирования // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия, 1998, № 4, с. 33−42.
- Кукушкина Е. И. Познание, язык, культура. М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 264 с.
- Кукушкина Е. И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика. — М.: Политиздат, 1989. 303 с.
- Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. I II. — СПб.: Типография В. Безобразова, 1910−1913.- 802 с.
- Лашук Л. П. Введение в историческую социологию. Вып. 1. — Изд-во Московского университета, 1977.- 172 с.
- Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. -М.: Наука, 1969, с. 186−224.
- Лекторский В. А. Принципы воспроизведения объекта в знании // Вопросы философии, 1967, № 4, с. 44 54.
- Лельчук В. С., Пивовар Е. И. Менталитет советского общества и «холодная война» (к постановке проблемы) // Отечественная история, 1993, № 6, с. 63−78.
- Ленин В. И. Социализм и религия // Сборник произведений В. И. Ленина. М.: Политиздат, 1977, с. 53 — 57.
- Лернер И. Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории в школе, 1988, № 4, с. 18−24.
- Лой А. Н. Сознание как предмет теории познания. — Киев: Наукова думка, 1988.-248 с.
- Лой А. Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев: Наукова думка, 1978. — 135 с.
- Лойфман И. Я. Архетипические структуры мировосприятия: поляризация и когеренция // Человек как творец культуры. Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997, с. 244−255.
- Лойфман И. Я. Мировоззренческие штудии: Избр. работы. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. 100 с.
- Лооне Э. Современная философия истории. Таллин: Ээсти раамат, 1980. -293 с.
- Лоранд Р. Портрет интерпретации // Реферативный журнал. Сер. 3. Философия, 2001, № 4, с. 53 59.
- Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера — история. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
- Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство Санкт — Петербург, 2000.-704 с.
- Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Человеческий индивид в субъектно-объектном измерении // Основания индивидуального бытия. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 5 32.
- Максимов А. Н. «Современность» как понятие исторического познания // Проблемы методологии социального познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1985, с. 99−112.
- Мангейм К. Очерки социологии знания. Теория познания -мировоззрение историзм. — М.: ИНИОН РАН, 1998. — 249 с.
- Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с. 7 — 276.
- Манхейм К. Избранное: Социология культуры. — М.- Спб.: Университетская книга, 2000. 501 с.
- Марголис Дж. Личность и сознание. — М.: Прогресс, 1986. 420 с.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — М.: Политиздат, 1960, т. 23. 907 с.
- Маркс К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» господина Прудона // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Политиздат, 1955, т. 4, с. 65−185.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. -М.: Политиздат, 1989, с. 101 -108.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Политиздат, 1974, т. 42, с. 41−174.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988. — 574 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Письма. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М.: Политиздат, 1981, с. 527−560.
- Медушевская О. М. Источниковедение: теория, история и метод. М.: Б.и., 1996.-80 с.
- Межуев В. М. Культура и история. Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
- Метафизические исследования. Вып. 6. Сознание. СПБ.: Алетейя, 1998. -364 с.
- Мизес JI. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001. — 295 с.
- Микешина Л. А. Современная проблематизация вечной темы // Философские науки, 1989, № 4, с. 91 104.
- Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс — Традиция, 2002. — 543 с.
- Мильдон В. И. «Земля» и «небо» исторического сознания // Вопросы философии, 1992, № 5, с. 87 99.
- Мировосприятие и самосознание русского общества (XI XX вв.). — М.: РАН, 1994.-206 с.
- Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М.: Наука, 1990.-222 с.
- Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М.: Наука, 1989.- 178 с.
- Мокроносов Г. В., Мосоров А. М. Социальные отношения, их содержание и форма проявления // Проблемы общей и социальной онтологии: Альманах. Екатеринбург: Изд-во УрГТУ, 1999, с. 122- 138.
- Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1988. — 144 с.
- Молчанов В. И. Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант // Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. Под ред. В. И. Молчанова. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998, с. 70−82.
- Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. — 415 с.
- Мотрошилова Н. В. Истина и социально-исторический процесс познания.- М.: Знание, 1977. 64 с.
- Мотрошилова Н. В. Специфика феноменологического метода // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1981. — 231 с.
- Мясникова JI. А. Проблема многомерности индивида: предельные основания индивидуального бытия // Проблемы философской антропологии и философии культуры: Альманах. Екатеринбург: Изд-во УрПОА, 1999, с. 61 — 70.
- Нагивечене В. Я. Христианская религиозность как духовное становление личности, брака и семьи. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001.-208 с.
- Немировский А. И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1986. 351 с.
- Николаева Л. В. Общественное сознание и его структура. — М.: Изд-во МГУ, 1977.-36 с.
- Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1.-М.:Мысль, 1990, с. 158−230.
- Общественное сознание и его формы. Под ред. В. И. Толстых. — М.: Политиздат, 1986. 367 с.
- Общество и сознание. М.: Прогресс, 1984. — 239 с.
- Огурцов А. П. Экзистенциальность правды или объективность истины: конфликт установок творческой личности // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990, с 83 — 105.
- Останина О. А. Мировоззренческое и методологическое значение категории «смысл истории» // Сознание мировоззрение — мышление: Сборник научных статей. Вып. 2. — Киров: Изд-во Bi НУ, 1997. — 157 с.
- Останина О. А. Проблема субъективного в историческом познании. — М.: Прометей, 1997. 234 с.
- Павиленис Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
- Панарин А. С. Политология. О мире политики на Востоке и Западе. М.: Дом университетской книги, 1999. — 320 с.
- Парамонова М. Ю. «Несостоявшаяся история»: аргумент в споре об исторической объективности // Одиссей. 1997. М.: Наука, 1998, с. 336 -358.
- Парахонский Б. А. Стиль мышления. Философские аспекты анализа стиля в сфере языка, культуры и познания. Киев: Наукова думка, 1982. -119 с.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-348 с.
- Плотников Н. С. Жизнь и история. Философская программа В. Дильтея. -М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. — 232 с.
- Подкорытов Г. А. Историзм как метод научного познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1967.-190 с.
- Попов В. А. Символы власти и власть символов // Символы и атрибуты власти. СПб.: Панорама, 1996, с. 3 — 18.
- Попов В. Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1981. — 239 с.
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. — 232 с.
- Предметные основания философии права: Философия права. Вып. 1. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. 128 с.
- Принцип объективности и его роль в социальном познании. — Калинин: Изд-во КГУ, 1980.-163 с.
- Природа истины в социальном познании. Калинин: Изд-во КГУ, 1985. -186 с.
- Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989. — 256 с.
- Проблемы познания и моделирования социальных явлений. Томск: Изд-во ТГУ, 1979.-260 с.
- Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М.: Высшая школа, 1986. — 207 с.
- Пукшанский Б. Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 152 с.
- Ракитов А. И. Историческое познание: Системно — гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. — 303 с.
- Раппопорт X. Философия истории в ее главнейших течениях. — СПб.: Типография Ф. Павленкова, 1898. — 180 с.
- Рашковский Е. Б. На оси времен: Очерки по философии истории. М.: Прогресс — Традиция, 1999. — 208 с.
- Ребран В. А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. — Новосибирск: Изд-во ВПШ, 1974. — 169 с.
- Рикер П. История и истина. СПб.: Алетейя, 2002. — 400 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерк о герменевтике. М.: Медиум, 1995.-415 с.
- Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. — СПб.: Наука, 1997. — 532 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. -413 с.
- Риккерт Г. Философия жизни: Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания- Философия истории- Философия жизни— О понятии философии. — Киев: «Ника Центр" — «Вист — С», 1998. — 507 с.
- Розин В. Семиотические исследования. М.: ПЭР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — 256 с.
- Розов Н. С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов К. Поппера // Вопросы философии, 1995, № 12, с. 55 69.
- Розов Н. С. Философия и теория истории. Кн. 1. Пролегомены. — М.: Логос, 2002. 656 с.
- Россия и Запад: Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины XX века. — М.: РАН, 1998.-335 с.
- Рузаван Г. И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания, объяснения // Вопросы философии, 1983, № 10, с. 62 70.
- Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. -175 с.
- Савельева JI. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. — 800 с.
- Савцова Н. И. Специфика гуманитарного знания // Проблемы методологии социального познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985, с. 31 — 42.
- Салов В. И. Историзм и современная бурзуазная историография. М.: Мысль, 1977. — 253 с.
- Самиев А. Генезис и развитие исторического сознания. Душанбе: Донши, 1988.- 120 с.
- Санцевич А. В. Методика исторического исследования. Киев: Наукова думка, 1990.-210 с.
- Семиотика: Антология. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 702 с.
- Семиотические аспекты научного познания. Свердловск: Изд — во УрГУ, 1981.-157 с.
- Серов Ю. М. Общественное и индивидуальное сознание. М.: Мысль, 1964.-92 с.
- Скворцов Л. В. Диалектика объективного и субъективного в философии истории. М.: Знание, 1975. — 64 с.
- Скворцов Л. В. История и антиистория. К критике методологии буржуазной философии истории. М.: Политиздат, 1976. — 230 с.
- Скворцов Л. В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Скворцов JI. В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1983. — 264 с.
- Слепнев И. Н. Менталитет и аграрное развитие России в XIX — XX вв. // Отечественная история, 1996, № 1, с. 195−204.
- Смирнов А. В. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 504 с.
- Сознание в социокультурном измерении. М.: Ифан, 1990. — 142 с.
- Сознание и знание. М.: ИФАН, 1984. — 107 с.
- Сознание и познание: Тексты лекций. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета им. И. Н. Ульянова, 1994. — 108 с.
- Соколов Э. В. О некоторых элементах и структуре общественного сознания // Философские науки, 1967, № 1, с. 44 — 52.
- Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. — 822 с.
- Теория познания. В 4 т. Т. 1. Домарксистская теория познания. Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. — М.: Мысль, 1991. 303 с.
- Теория познания. В 4 т. Т. 4. Познание социальной реальности. Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. — М.: Мысль, 1995. 431 с.
- Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1-Й. М., СПб.: Университетская книга, 2000. — 463 с.
- Типы в культуре. Методологические проблемы классификации, систематики и типологии в социально-исторических и антропологических науках. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 183 с.
- Тодоров Ц. Теория символа. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. -384 с.
- Тойнби А. Христианское понимание истории // Философия истории: Антология. М.: Аспект — Пресс, 1995, с. 220 — 231.
- Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. — М.: Гнозис, 1995.-874 с.
- Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
- Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М.: Юрист, 1994. — 719 с.
- Трофимов В. К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 159 с.
- Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. — 255 с.
- Туркин А. П. Общество и личность: соотношение социального и индивидуального // Проблемы общей и социальной онтологии: Альманах. -Екатеринбург: Изд-во УрГТУ, 1999, с. 187−197.
- Уайт X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. -Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. 528 с.
- Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. -716 с.
- Уваров А. И. Гносеологический анализ теории в исторической науке. -Калинин: Изд-во КГУ, 1973. 220 с.
- Уйбо А. С. Теория и историческое познание. Таллин: Ээсти раамат, 1988.-247 с.
- Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. -268 с.
- Уледов А. К. Структура общественного сознания: Теоретико-социологическое исследование. М.: Мысль, 1968. — 324 с.
- Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994. — 432 с.
- Устьянцев В. Б. Социальные аспекты становления исторического сознания // Некоторые вопросы отечественной и всеобщей истории. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1971, с. 127−196.
- Фарман И. П. Теория познания и философия культуры. Критический анализ зарубежных идеалистических концепций. М.: Наука, 1986. -200 с.
- Февр JI. Бои за историю. М.: Наука, 1991. — 630 с.
- Фещенко Е. В. Менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе и в России: Тексты лекций по спецкурсу. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1999. 74 с.
- Филатов Г. И. К типологии ситуаций понимания // Вопросы философии, 1983, № 10, с. 71−78.
- Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. — 335 с.
- Философия истории: Учеб. пособие. Под ред. А. С. Панарина. — М.: Гардарики, 1999. 432 с.
- Франк С. J1. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Франк С. JL Духовные основы общества. М.: Республика, 1992, с. 13−146.
- Франк С. JL Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С. JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1997, с. 4 — 206.
- Франк С. JI. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания // Франк С. JL Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995, с. 36−416.
- Французова Н. П. Исторический метод в научном познании (вопросы методологии и логики исторического исследования). М.: Мысль, 1972. — 303 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. — 447 с.
- Хайдеггер М. Исследовательская работа В. Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе // Два текста о В. Дильтее. — М.: Гнозис, 1995, с. 138 — 183.
- Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки, 1989, № 4, с. 91- 104.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. — М.: Гнозис, 1993. -464 с.
- Хвостов В. М. Теория исторического процесса. Очерки по философии и методологии истории. М.: Типография Вильде, 1914. — 315 с.
- Хвостов В. М. Эволюция исторической науки и ее современное состояние. М.: Типография К. JI. Меньшова, 1916. — 51 с.
- Хвостова К. В., Финн В. К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. — М.: Наука, 1995. 176 с.
- Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии, 1996, № 9, с. 46 58.
- Хомяков А. С. «Семирамида»: Исследование истины исторических идей // Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Медиум, 1994, с. 15 — 446.
- Хомяков А. С. Церковь одна // Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. — М.: Медиум, 1994, с. 5−23.
- Чагин Б. А. Структура и закономерности общественного сознания. — Л.: Наука, 1982.-314 с.
- Черняк В. С. Социокультурные детерминанты сознания // Как формируется и функционирует сознание. — М.: Знание, 1985, с. 35 — 37.
- Чупина Г. А., Суровцева Е. В. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет // Социально-политический журнал, 1994, № 9, с. 21−30.
- Шалютин С. М. Человек индивид: его сущность // Основания индивидуального бытия. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 33−39.
- Швырев В. С. К проблеме специфики социального познания // Вопросы философии, 1972, № 3, с. 117 128.
- Шелер М. Человек и история // Шелер М. Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994, с. 70−97.
- Шептулин А. П. Диалектика единичного, особенного и общего. М.: Высшая школа, 1973.-271 с.
- Шибаева М. М. Человеческая субъективность и культура // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987, с. 135- 167.
- Шичалин Ю. Истина и история // Логос, 1996, № 7, с. 62 80.
- Шмаков В. С. Объяснение и понимание в философии истории. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 240 с.
- Шмаков В. С. Структура исторического знания и картина мира. -Новосибирск: Наука, 1990. 187 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. — М.: Мысль, 1993. — 663 с.
- Шпет Г. Г. История как проблема логики. II. Вильгельм Дильтей // Два текста о В. Дильтее. М.: Гнозис, 1995, с. 7 — 136.
- Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989, с. 11−345.
- Шпет Г. Г. Явление и смысл. Томск: Водолей, 1996. — 192 с.
- Шулевский Н. Б. Принцип объективности познания: предметное содержание и логические функции. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 199 с.
- Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. -СПб.: Алетейя, 1998. 249 с.
- Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения: Избранные сочинения. М.: Ладомир, 1999. — 488 с.
- Юнг К. Г. Алхимия снов. СПб.: Тимошка, 1997. — 352 с.
- Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Д. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. — М.: Серебряные нити, 1997. — 368 с.
- Юрганов А. Л. Категории средневековой культуры. М.: Мирос, 1998. — 448 с.
- Юсим М. А. Очевидное и истинное в историческом познании // Проблемы исторического познания. М.: Наука, 1999, с. 161 — 165.
- Ядов В. А. Идеология как форма духовной деятельности общества. — JL: Изд-во ЛГУ, 1961.-122 с.
- Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994, с. 28 — 286.
- Boehm R. G. Husserls drei Thesen uber die Lebenswelt // Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie Edmund Husserls. Frankfurt am Main: Klostermann, 1979, s. 23−31.
- Bollnow O. F. Studien zur Hermeneutik. Freiburg- Miinchen: Alber, 1983. -295 s.
- Braun O. Geschichtsphilosophie. Eine Einftihrung. — Leipzig: Felix Meiner, 1921.-127 s.
- Certeau M. Das Schreiben der Geschichte. Frankfurt am Main- New York: Campus, 1991.-300 s.
- Delp A. Der Mensch und die Geschichte. — Alsatia: Collmar, 1957. — 101 s.
- Dempf A. Kritik der historischen Vernunft. Oldenbourg, Miinchen, 1957. -152 s.
- Droysen J. G. Historik. Vorlesungen uber Enzyklopadie und Methodologie der Geschichte. Miinchen, 1958. — 444 s.
- Ehrlich W. Philosophie der Geschichte der Philosophie. Tubingen: Selbstverlag des Verfassers, 1965. — 116 s.
- Engel-Janosi F. Die Wahrheit der Geschichte. — Oldenbourg, Miinchen, 1973. -280 s.
- Fellmann F. Das Vico Axiom: Der Mensch macht die Geschichte. — Freiburg — Miinchen: Alber, 1976. — 200 s.
- Freisberg D. Das Problem der historischen Objektivitat in der Geschichtsphilosophie von Ernst Troeltsch. Emsdetten: Lechte, 1940. — 88 s.
- Geiger T. Ideologie und Wahrheit. Eine soziologische Kritik des Denkens. -Stuttgart-Wien: Humboldt, 1953.-193 s.
- Gilbert F. Geschichte Politik oder Kultur? Ruckblick auf einen klassischen Konflikt. — Frankfurt am Main- New York: Campus, 1992. — 101 s.
- Heintel E. Verstehen und Erklaren // Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg: Anton Pustet, 1971, s. 67 — 77.
- Henrich D. Selbstbewuptsein. Kritische Einleitung in eine Theorie // Hermeneutik und Dialektik. Aufsatze I. Methode und Wissenschaft Lebenswelt und Geschichte. Tubingen: J. С. B. Mohr, 1970, s. 257 — 284.
- K6hler H. Geist und Geschichte. Leipzig: Volk und Buch Verlag, 1948. -103 s.
- Kosellck R. Zeitschichten: Studien zur Historik. Mit einem Beitrag von Hans-Georg Gadamer. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2000. — 399 s.
- Kuhn H. Hermeneutik und Ontologie // Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg: Anton Pustet, 1971, s. 45 — 50.
- Kuhn H. Ideologie als hermeneutischer Begriff // Hermeneutik und Dialektik. Aufsatze I. Methode und Wissenschaft Lebenswelt und Geschichte. -Tubingen: J. С. B. Mohr, 1970, s. 343 356.
- Landgrebe L. Der Weg der Phanomenologie: Das Problem einer urspriinglichen Erfahrung. Mohn: Giitersloher Verlaghaus, 1978. — 208 s.
- Lubbe H. Zeit Erfahrungen: sieben Begriffe zur Beschreibung moderner Zivilisationsdynamik. — Stuttgart: Steiner, 1996. — 37 s.
- Marx W. Vernunft und Lebenswelt. Bemerkungen zu Husserls «Wissenschaft von der Lebenswelt» // Hermeneutik und Dialektik. Aufsatze I. Methode und
- Wissenschaft Lebenswelt und Geschichte. Tubingen: J. С. B. Mohr, 1970, s. 217−231.
- Mathias D. Die Geschichttheologie der Geschichtssummarien in den Psalmen. Frankfurt am Main: Land, 1993. — 300 s.
- Muller A. Geschichten und die Kategorien der Sozialwissenschaft. Frankfurt am Main- Bern- New York: Land, 1986. — 240 s.
- Rombach H. Phanomenologie des gegenwartigen Bewuptseins. Freiburg, Munchen: Alber, 1980. — 332 s.
- Schleiermacher Fr. D. E. Hermeneutik. Heidelberg: Carl Winter, Universitatsverlag, 1974.- 191 s.
- Schulz W. Anmerkungen zur Hermeneutik Gadamers // Hermeneutik und Dialektik. Aufsatze I. Methode und Wissenschaft Lebenswelt und Geschichte. -Tubingen: J. С. B. Mohr, 1970, s. 305 316.
- Schwarz B. Hermeneutik und Sachkontakt // Hermeneutik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg: Anton Pustet, 1971, s. 31 — 36.
- Wahrheit und Geschichte: Ein Kolloquium zu Ehren des 60 Geburtstages von Lorenz Kriiger Gottingen: Vandenhoeck Ruprecht, 1999. — 154 s.
- Zimmermann J. Wittgensteins sprashphilosophische Hermeneutik. Frankfurt am Main: Klostermann, 1975. -318 s.