Психолингвистические аспекты воздействия рекламных текстов
Диссертация
На сегодняшний день не вызывает сомнений актуальность изучения того, как функционирует язык в межличностной и массовой коммуникации. Выявление закономерностей и эффективная организация речевого воздействия в условиях массовой коммуникации относится к одной из главных прикладных задач психолингвистики. В рамках данной проблематики все большее значение приобретает более частный аспект, связанный… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Воздействие метафоризованных креолизованных рекламных текстов на сознание
- 1. 1. Деятель постный подход к изучению массовой коммуникации
- 1. 2. Психолингвистический подход к изучению речевого воздействия
- 1. 2. 1. Основные направления исследований в рамках теории речевого воздействия
- 1. 2. 2. Роль мотпвационных процессов
- 1. 2. 3. Моделирование речевого воздействия
- 1. 3. Метафоризованные креолизованные рекламные тексты как особый вид креолизованных текстов
- 1. 3. 1. Креолизованные тексты: объект научных исследований, проблема классификации
- 1. 3. 2. Креолизованные тексты в рекламной коммуникации
- 1. 3. 3. Основания для выделения метафоризованных креолизованных рекламных текстов
- 1. 3. 4. Распространенность МКРТ
- 1. 4. Моделирование механизмов воздействия МКРТ 56 1.4.1. Взаимодействие изобразительной и вербальной составляющих МКРТ
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности воздействия метафоризованных креолизованных рекламных текстов
- 2. 1. Гипотезы
- 2. 2. Подготовительный этап
- 2. 3. Основной этап
- 2. 4. Результаты экспериментального исследования
- 2. 4. 1. Общие итоги сравнения видов экспериментального материала
- 2. 4. 2. Анализ размещения видов экспериментального материала в четырехфакторном семантическом пространстве
- 2. 4. 3. Группировка взаимозависимых факторов
- 2. 4. 4. Анализ категории по виду экспериментального материала
- 2. 4. 5. Анализ видов экспериментального материала по категориям
- 2. 4. 6. Изучение эффективности речевого воздействия МКРТ с помощью анализа корреляции
Список литературы
- Авдеенко И.А. Структура и суггестивные свойства вербальных составляющих рекламного текста: Дис.. канд. филол.наук. Комсом. на Амуре, 2001, — 168 с.
- Агапова И.Ю. Социально-психологическое воздействие рекламного сообщения на целевую аудиторию: Дис. канд. психол.наук. М., 1999. — 234 с.
- Алексеев Б.Т. Философские проблемы формализации знания. Л.: Изд-воЛГУ, 1981.- 168 с.
- Алексеев К.И. Восприятие метафоры и его виды: Дис.. канд. психол. наук. М., 1998. — 153 с.
- Андреева В. и др. Энциклопедия символов, знаков эмблем . М.: Астрель: Миф, 2001.-556 с.
- Анисимова Е.Е. Коммуникативно-прагматические нормы немецких аппелятивных текстов: Дис.. доктора филол. наук. М., 1994. — 434 с.
- Анисимова Е.Е. Креолизованные тексты тексты XXI века? — Воронеж: ЦКЧИ, 1999.- 147 с.
- Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: на материале креолизованных текстов: учеб.пособие.- М.: Академия, 2003.- 126 с.
- Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка: Стилистика декодирования. Л.: Просвещение, 1981. — 295 с.
- Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс//Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.-С. 5−32.
- Багиров Э.Г. О знаковой природе и своеобразии языка телевидения как средства массовой информации // Предмет семиотики. Теоретические ипрактические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. — М.:Изд-во МГУ, 1975. С. 96−215
- Баранов А.Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. -М.: Помовский и партнеры, 1994. 330 с.
- Баранов А. Н., Паршин П. Б. Воздействующий потенциал варьирования метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М.: АН СССР. ИНИОН, 1989.-С. 41 -115.
- Баранов А.Н. Метафоры в политическом дискурсе: языковые маркеры кризисности политической ситуации // Linguistic Change in Europe 1990−2000 / ed. by L. Zybatow. Wien, 2000.
- Баркова Jl. А. Прагматический аспект использования фразеологизмов в рекламных текстах (на материале англоязычной журнальной бытовой рекламы): Дис. канд. филол. наук. М., 1983. — 221 с.
- Барт Р. Риторика образа // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.-С. 297−318.
- Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю. Л., Кропотов Ю. Д., Медведев C.B. Нейрофизиологические основы мышления. Л., 1985. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.
- Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: учебное пособие. М., 2001,1. С.618
- Брандсс М.П. Стилистика немецкого языка. М., 1990. 320 с. Булыгина Т. В., Крылов С. А. Денотат, Референт // Лингвистический энциклопедический словарь.-М.: Мысль, 1978. — 214 с.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980.
- Велихов Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного исследования // Вопросы философии. 1988. — № 11. -С. 3−33
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-воМГУ, 1990.-288 с.
- Впнарская Л.С. Информационная структура рекламного текста (на материале французских печатных текстов): Дис.. канд. филол. наук. М.: 1995.-254 с.
- Выготский Л.С. Из неизданных материалов Л.С. Выготского // Психология грамматики. М., 1968.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений .Т.2. М., 1982. — 504 с.
- Гипсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. -464 с.
- Головина Л. В. Взаимовлияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: Дис.. канд. филол.наук. М.: АНСССР. Институт языкознания, 1986а.- 181 с.
- Головина Л. В. Восприятие иконической и вербальной информации: проблемы взаимовлияния//Текст, контекст, подтекст. М.: АНСССР. Институт языкознания, 19 866. — С. 142 -158.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.- 104 с.
- Гримак Л. П. Гипноз и преступность. М., 1997. 303 с.
- Гримак Л. П. Гипноз рекламы (анатомия идеальной формы психической агрессии)/Реклама: внушение и манипуляция. Самара: Бахрах-М под ред. Д. Я. Райгородского, 2001.-751 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 318 с.
- Дрю Ж. М. Ломая стереотипы: реклама, разрушающая общепринятое. Спб., 2002. 272 с.
- Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса М., — Волгоград, 2003.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 159 с.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии, 1991, № 2-С. 14−36.
- Иванов B.B. Язык в сопоставлении с другими средствами передачи и храппия информации // Прикладная лингвистика и машинный перевод. -Киев, 1962.-С. 79−116.
- Каменская О. JL Коммуникативная парадигма: что дальше? // Знание и языкознание. М.: Наука, 1991. — С. 166−174.
- Каменская О. J1. Перспективы теории текста (эмоциональный аспект)//Функциональная лингвистика. Принципы организации. Материалы конференции. — Ялта, 1996. С. 62 — 63.
- Каменская О. JL Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990. -152с. Клапаред Э. Чувства и эмоции. // Психология эмоций. Тексты. / Под. ред.
- B.К. Вилюноса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. 1984. С. 93 — 107.
- Ковалев Г. А. Воздействие как психологическая теория. // Психология воздействия: проблемы теории и практики. М. 1989.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М., 1974. 81 с.
- Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России, М.: Центр, 1996. 184с.
- Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания.// Психология эмоций. Тексты. / Под. ред. В. К. Вилюноса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984.1. C. 108−119.
- Крюкова Н.Ф. Метафоризация и метафоричность как параметры рефлективного действования при продукции и рецепции текста: Дис.. доктора филол. наук. М., 2000а. — 288 с.
- Крюкова Н.Ф. Метафоризация и метафоричность как параметры рефлективного действования при продукции и рецепции текста: Автореф. дис.. док. филол. наук. М., 20 006 — 29 с.
- Кунин A.B. Двойная актуализация как понятие фразеологической стилистики // Вопросы языкознания. 1974. — Л"6.
- Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. Спб.: Питер, 2002. 368с. Леви Ю. Э. Вербальные и невербальные средства воздейственности рекламного текста: Дис.. канд. филол. наук. М., 2003. — 199 с.
- Леонтьев Л. Л. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001. 392с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистическая модель речевого воздействия//Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.- 147 с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. 1969 308 с.
- Леонтьев A.A. Языковое сознание и образ мира// Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Институт языкознания РАН, 1993. С. 1621.
- Леонтьев A.A., ред. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. // Сборник докладов на III симпозиуме по психолингвистике. М., «Наука», 1972. 142 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1.М, 1983. -391 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. // Психология эмоций. Тексты. / Под. ред. В. К. Вилюноса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. 1984. — С. 162 171.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 495 с.
- Ломов Б.Ф., Кудин П. А., Митькин A.A. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973 374 с.
- Маслова Н.М. Язык и стиль рекламы. М., 1997.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Евразия, 1999а.-430 с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Спб.: Евразия, 19 996. — 479 с.
- Мерфи Дж. Сила вашего подсознания. Ростов на — Дону, 1997.
- Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.: ИНФРА, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. — 230 с.
- Москвин В.П. Русская метафора: параметры классификации // Филологические науки № 2 20 006. С. 66−74.
- Москвин В.П. Тропы и фигуры: параметры общей классификации. Волгоград: Учитель, 2000а. 38 с.
- Музыкант В., Реклама. Международный опыт и российские традиции. М., 1996. 220 с.
- Надеин А.И. Косметика VICHY: кожа жизненно важный орган // Рекламные идеи Yes № 2 (43) 2003а. — С. 43−45.
- Надеин А.И. Метафора // Рекламные идеи Yes № 3 (44) 20 036. С. 109 117
- Ножин Е. А Проблема определения массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой комуникации. Отв. ред.: Леонтьев A.A., М., 1974. — 147с.
- О’Гилви Д. Тайны рекламного двора, М., 1993. 111 с. Ожегов СИ., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. М., 1996. -960 с.
- Попок Н.В. Лингвостилистические характеристики рекламных текстов: Дис.. канд. филол. наук. Минск, 1991. — 192 с.
- Поршнев БФ. Социальная психология и история. МЛ., 1966. 213 с. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. — М., 1998. — 216
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-392 с.
- Реформатский А.А. Лингвистика и полиграфия // Письменность и революция. М.- Л. 1933.
- Ромат Е. Реклама: история, теория, практика. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
- Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий.// Наука и жизнь. 1984. № 6.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. -328 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — 376 с.
- Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. / Под. ред. В. К. Вилюноса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. 1984. — С. 152 — 161.
- Сазонов В.В., Шошников К. О. О соотношении вербальной и визуальной информации в прессе // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовых коммуникаций. М.: Изд-во МГУ, 1975-С. 374−389.
- Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995. -598 с.
- Сонин А.Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов//Вопросы психолингвистики. Москва, 2003. № 1. С. 43−56.
- Сонин А. Г, Махнин П. Н. Экспериментальное исследование восприятия изобразительно-вербальных рекламных текстов // Вопросы психолингвистики. М., 2004. № 2. С. 43−56.
- Сонин А.Г. Комикс как знаковая система: психолингвистическое исследование на материале франкоязычных комиксов: Дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 19 996. — 236 с.
- Сонин А.Г. Комикс: психолингвистический анализ: Монография / Под ред. В. А. Пищальниковой. Барнаул, 1999а. 110 с.
- Сорокин Ю.А. Перспективы развития психолингвистики // Вопросы психолингвистики. М., 2004. № 2. С. 99−100.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф. Крсолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
- Староселец O.A. Экспериментальное исследование понимания метафоры текста: Дис.. канд. филол. наук. Барнаул, 1997. — 264 с.
- Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания//Языковое сознание и образ мира. Сборник статей/Отв. ред. Уфимцева Н. В., М., 2000.
- Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. -М., 1996.-С. 7−22.
- Тарасов Е.Ф. О формах существования сознания // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. — М.: Ин-т языкознания РАН, 1993. — С. 8697.
- Тарасов Е.Ф. Психолингвистические особенности языка рекламы // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. Отв. ред.: Леонтьев A.A., М., 1974. — 147 с.
- Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. М., Наука, 1990. — 239 с.
- Тарасов Е.Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. М., 2004. Ks 2. С. 34−47.
- Тепляков H.H., Петренко В. Ф. Психосемантический анализ публицистического воздействия на читателя // Материалы VIII симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1985.
- Толкунова Е.Г. Суггестологическое описание современных русских рекламных текстов: Дис. канд. филол. наук. Барнаул, 1998.
- Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995. 300 с.
- Уфимцева Н.В. Глобализация и языковое сознание // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: Тезисы XIV Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 29−31 мая 2003 г. -М., 2003.
- Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. — 736 с.
- Федотова J1. Реклама в социальном пространстве. М., 1996. 105 с.
- Философский словарь под ред. Розенталя М. М. М., 1970.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. MJL, 1987.-232 с.
- Хромов JI.H. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск, 1994. 308 с.
- Черепанова И.Ю. Дом колдуньи: язык творческого бессознательного. М.: КСП+, 2001.-397 с.
- Шерковин Ю.А. Реклама: недавнее прошлое и ближайшее будущее // Деловая жизнь. М., 1993. № 10. — С. 25 — 31.
- Шмелев А.Г. Ведение в экспериментальную психосемантику. М., 1983. 157 с.
- Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. -480 с.
- Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 1998, с. 431.
- Якобсон Р. В поисках сущности языка// Семиотика. М.: Радуга, 1983. -С. 102- 117.
- Baumler S. Die Kunst zu werben: Das Jahrhundert der Reklame. 1996.
- Bock M. Druckmedium und Fernsehen im Wirkungsvergleich (Literaturubersicht und ein weiterfuehrendes Experiment). -Tuebingen, 1989 .-205S.
- Brinker H. Bild und Schrift in der chinesischen Kunst/AVort und Bild. -Muenchen: Wilhelm Fink Verlag, 1979. S. 49 — 75.
- Faust M. Sprachlische Zeichen und bildliche Darstellung // Wort und Bild -Muenchen: Wilhelm Fink Verlag, 1979. S. 263 276.
- Festinger, L. A Theory of cognitive dissonance. Evanston, Ill.:Rov, Peterson, 1957.
- Gernsbacher, M. Л. (1990). Language comprehension as structure building. Hillsdale, N. J.: Lawrence Erlbaum.
- Heider F. The gestalt theory of motivation//M.R. Jones (ed.). Nebraska symposium on motivation. V. 7. Lincoln, 1960.
- Kelly H.H. Attribution theory in social psychology. In D. Levine (Hrsg.), Nebraska symposium on motivation. Bd. 15. Lincoln, 1967.
- Kintsch, W. (1988). The role of knowledge in discourse comprehension: A construction-integration model. Psychological Review, 95 (2), pp. 163−182.1.koff&Johnson, M. Methaphors we live by. Chicago- London, 1980.
- McClelland, D.C.Atkinson, J.W.Clark, R.W. & Lowell E.L. The achievement motive. New York: Appleton-Century-Crofts, 1953.
- Nerdinger F.W. Lebenswelt «Werbung»: eine sozialpsychologische Studie uber Macht und Identitat. Frankfurt a. M., 1990.
- Paivio A. Mental Representations: A Dual-Coding Approach. New York- Oxford University Press, 1986.
- Sauerbier S.D. Woerter, Bilder und Sachen (Grundlegung einer Bildsprachlehre). Heidelberg: Carl Winter Universitaetsverlag, 1985. 330S.
- Vitkovitch, M., & Humphreys, G. W. (1991). Perseverant responding in speeded naming of pictures: It’s in the links. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition, 17 (4), 664−680.
- Weiner Bernard Theorien der Motivation. 1. Aufl. — Stuttgard: Klett, 1976. -314s.
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Электронная версия, «Грамота.РУ», 2001−2002. http://gramota.ru/
- Нельсон Р. «Дизайн рекламы» http://eup.ru/Documents/2004−03−15/28FB6.asp
- КРТ креолизованный рекламный текст (имеются ввиду креолизованные рекламные тексты всех типов, включая МКРТ) МКРТ — метафоризованный креолизованный рекламный текст ДКРТ-деметафоризованный креолизованный рекламный текст