Мухаммад ал-Газзали и его отношение к философии
В нашей диссертационной работе мы проанализировали лишь малую толику проблем, по которым ал-Газзали подвергает критике философию, философское знание и философов. Основная масса проблем, изложенных ал-Газзали в «Тахофут-ал-фалосифа» осталась вне поля нашего диссертационного исследования. Но интересы взаимоотношения философии и религии, перспективы их развития и задачи объективного исследования… Читать ещё >
Содержание
Актуальность темы. Проблема взаимоотношения философии и религии относится к числу фундаментальнейших проблем науки, идеологии и политики. Проблема эта в последней четверти 20 столетия актуализировалась благодаря усилению роли религиозного фактора в жизни мирового сообщества и активизации различных религиозных движений, преследующих цель широко внедрить религию в общественное сознание и использовать ее как политический и идеологический инструмент достижения своих целей. В связи с исламскими революциями 70−90-х гг., а также распадом СССР и образованием ряда независимыхн, население которых исповедует ислам, остро встал вопрос о переоценке культурных и духовных ценностей, о возрождении и развитии национальной самобытности. В силу этих обстоятельств в наши дни усилился интерес к концепциям решения проблемы взаимоотношения философии и религии имевшим место в истории общественной мысли. В частности это касается концепции взаимоотношения философии и религии, предложенной Мухаммадом ал-Газзали -мыслителем второй половины XI начала XII вв. Традиция, заложенная ал-Газзали в истории философии поддерживалась и развивалась многими мыслителями, среди которых Алауддин ат-Туси, Ибн ал-Хасан ар-Рованди (ум. В 1178), Муслихиддин Ходжазаде (ум. В 1488), которые написали свои «Тахафут ал-фаласифа». 1 Линия ал-Газзали имеет сторонников и в наши дни. Об этом, в частности свидетельствует сочинение современного иранского ученого Бахоуддина Хуррамшохи «Фирор аз фалсафа» («Бегство от философии»), где автор пишет, что «в вопросе критики философии и неприязни к ней я нахожусь под влиянием ал-Газзали». Поскольку дело
1 См. Гулом Хусайн Иброхими Динони. Мочарои фикри фалсафи дар чахони ислом. Техрон, 1376. С. 211 -224.
2 Бахоуддин Хуррамшохи. Фирор аз фалсафа. Техрон, 1377. С. 203. обстоит таким образом, постольку необходимо исследовать и изучать идейные истоки современных концепций взаимоотношения философии и религии, дабы определить преемственность этих концепций и адекватно их интерпретировать.
Но актуальность исследования настоящей темы этим не исчерпывается. В связи с тем, что в будущем проблема взаимоотношения философии и религии не будет снята и она может принять более острые формы, то уже сейчас следует думать о стратегии и тактике взаимоотношения философии и религии на перспективу, чтобы подготовить теоретический и практический базис для оптимального развития философии. Исторический опыт взаимоотношения философии и религии, накопленный в ходе их взаимодействия и аккумулированный в различных концепциях, вполне может стать одним из важных факторов решения этой задачи. Например изучив и обобщив опыт религиозной (исламской) критики философии и философской критики религии можно четче определить предмет, границы и зоны философии с тем чтобы она не посягала на приоритеты религии и наоборот.
Говоря об актуальности темы нашего исследования следует учитывать следующий момент. Как известно одной из важных проблем философии является проблема внутренних закономерностей ее развития. В философской литературе когда речь заходит об этой проблеме обычно доказывают, что философия развивается в ходе идейной борьбы между различными философскими направлениями, в ходе борьбы между течениями и школами одного и того же направления, а так же во взаимодействии с наукой. При этом забывается, что на развитие философии, философской рефлексии, стиля философского мышления, вообще на характер философствования большое влияние оказывают формы ее взаимодействия с религией. Весь исторический опыт развития философии в мусульманском мире достаточно полно подтверждает этот вывод. Поэтому изучение проблем взаимоотношения философии и религии, религиозной критики философии, философской критики религии, и концепции взаимоотношения философии и религии, имевших место в истории философии должно рассматриваться как одна из актуальнейших задач историко-философской науки.
Актуальность изучения концепции Мухаммада ал-Газзали о соотношении философии и религии, религиозной (исламской) критики философии заключается в том, что без адекватного ее понимания и однозначной интерпретации трудно (или даже невозможно) понять тенденции развития философии в странах мусульманского мира и причины ее упадка.
Степень изученности проблемы. Об ал-Газзали существует огромная исследовательская
литература. Обзор литературы, выпущенной до 1969 г. дан в работах Г. Лея и Г. М. Керимова.1 Эта
литература показывает, что среди них нет специальных, обстоятельных исследований, посвященных проблеме соотношения ал-Газзали к философии. В числе литературы об ал-Газзали, выпущенной в 70−90-ых годах уходящего века тоже нет специальных исследований, посвященных интересующей нас теме (см.
список литературы). Однако это не означает, что ученые вообще не интересовались проблемой отношения ал-Газзали к философии. В своих работах обобщающего характера они все же касались отдельных сторон этой проблемы и пытались дать оценку позиции ал-Газзали. Среди этой литературы прежде всего следует назвать «Газзолинома» («Книга о Газзали») Джало-луддина Хумойи, в которой обстоятельно освящены вопросы жизни и творчества ал-Газзали, дана характеристика его сочинении, определено его отношение к различным течениям общественной мысли, коротко обсуждены его взгляды о сущности философского знания и рассказано об исторических судьбах и историческом предназначении наследия мыслителя.2 Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М. 1962. С. 129−136- Керимов М. ал-Газзали и суфизм. М. 19 699. С. 5−24.
2 Джалолуддин Хумойи. Газзолинома. — Техрон. -1342
Омар Фаррух в своей работе «Таърих-ал-фикр-ал-араби» («История арабской мысли») коротко излагает точку зрения ал-Газзали на учение философов-перипатетиков об изначальности и нетленности мира, божественном знании, воскресении и причинности, без того чтобы определить на чьей стороне истина — на стороне ал-Фараби и Ибн Сины или на стороне ал-Газзали.1 В обобщающем труде «История мусульманской философии», вышедшей в свет на английском языке еще в начале 70-их гг. и переведённой и изданной в 80-ых гг. на персидском языке под названием «Таърихи фалсафа дар ислом» («История философии в исламе») в общей форме, но более подробно излагается отношение ал-Газзали к философии и критика им учения философов об изначальности и нетленности, божественном познании, воскресении и т. д. Автор раздела об ал-Газзали Сайд Шейх, несмотря на отдельные замечания в поддержку ал-Фараби и Ибн Сины, в целом встаёт на позицию ал-Газзали и поддерживает его обвинения и в вероотступничестве философов. Эту свою позицию он повторяет и в своей книге «Мутолиати татбики дар фалсафаи ислом» («Сопоставительное изучение исламской философии»)3.
Известный пакистанский поэт и мыслитель Мухаммад Икбол в своем труде «Развитие философии в Иране» посвящая несколько страниц взглядам ал-Газзали отмечает, что он является одним из величайших мыслителей исламского мира, что он был могущественным скептиком, который предвосхищал метод Декарта, а также семь столетий до Юма опровергал принцип причинности и спас религиозных деятелей от угрозы философии. М. Икбол считает, что «скептицизм Газали является спокойной победой суфизма над рационалистическими направлениями его эпохи"4.
1 Омар Фаррух. Таърих ал-фикр ал-араби. Изд. 2. Бейрут. 1981.
2 Таърихи фалсафа дар ислом. Ч. 2. Техрон. 1365. С. 3−49. Саъид. Шайх. Мутолиоти татбики дар фалсафаи ислом. Техрон. 1369. С. 158−208.
4 Икбол М. Сайри фалсафа дар Ирон. -Техрон, 1354. С. 60−63.
Иранский исследователь Забехулло Сафо кратко рассматривает отношение ал-Газзали к естественным наукам: к логике, геометрии, философии на основе его книг «Меъяр — ал — улум» и «Тахафут — ал — фаласифа» и указывает на тот ущерб, который нанес ал-Газзали своей критикой философии и естественных наук на их развитие. 1
Муджтабо Минави подчеркивает заслугу ал-Газзали в примирении религиозного закона и суфизма, высоко оценивает его критическое мышление и близость его метода исследования с Декартом.
Вопросы, относящиеся к проблеме отношения ал-Газзали к философии излагаются и в книге Маджида Фахри «Сайри фалсафа дар чахони ислом» («Развитие философии в мусульманском мире»). Он шире чем Омар
2
Фаррух излагает эти вопросы, но без должного анализа и исследования. В его же предисловии к «Тахафут-ал-фаласифа» ал-Газзали, изданной в 1962 г. эти вопросы анализируются более основательно и обстоятельно.4 Вопросы об отношении ал-Газзали к философии, о сущности и предназначении его критики философского, а также о соотношении философии и религии, разума и откровения (вахй) коротко обсуждаются и Али Асгаром Халаби в его предисловии к персидскому переводу «Тахафут ал-фаласифа» ал-Газзали. Говоря о целях критики философии Мухаммадом ал-Газзали, Халаби правильно на наш взгляд отмечает, что она была направлена на «укрепление основ ашаритского калама, шафеитского мазхаба. и суфизма».5 Арабский историк философии Хуна ал-Фахури, в своей работе «Таърихи фалсафа дар джахони ислом» («История философии в мусульманском мире») заостряет внимание на проблеме отношения ал-Газзали к философии, но не дает общую оценку его позиции.6
1 Сафо Забеуллох. Таърихи улуми акли дартамаддуни исломи. -Техрон, 1331. -С. 147−149.
2 Минави М. Накди хол. -Техрон, 1368. С. 284−285.
Мачид Фахри. Сайри фалсафа дар чахони ислом. Техрон, 1372. С. 241−251.
4 Мачид Фахри. Ал-Мукаддима. -Абу Хомид Мухаммад ал-Газзали. Тахафут-ал-фаласифа. -Бейрут, 1962. -С. 7−35.
5 Али Асгар Халаби. Дебоча. -Мухаммад ал-Газзали. Тахафут ал-фаласифа. -Техрон, 1363—С. 9.
6 Хуно ал-Фахури и Халил Алджар. Таърихи фалсафа дар чахони ислом. Изд. 5. Техрон, 1377. С. 534−570.
Проблемы взаимоотношения философии и религии на различных этапах их развития анализируются в монографии иранского ученного Гулям-хусейна Иброхима Динони «Моджарои фикри фалсафа дар чахони ислом» («Скандал философских идей в мусульманском мире»). Здесь автор попытался дать широкую панораму борьбы идей с момента становления ислама как официальной идеологии до XIII в. В силу обширности темы автор по интересующей нас теме не осуществляет специального исследования, а в общих чертах оценивает традицию написания различных «Тахафут-ал-фаласифа», зачинателем которой был ал-Газзали. Вместе с тем исследования Динони содержит полезный материал о попытках Ибн Рушда и Наси-риддина Туси защитить философское знание от нападок ал-Газзали и его последователей — Мухаммада Шахристони и Фахриддина Рази. 1
Вопрос об отношении ал-Газзали к философии коротко, но содержательно анализируется в небольшой статье Эхсона Табари «Мутакаллимин ва накди фалсафа» (Мутакаллимы и критика философии), где автор излагает содержание газзалиевской критики концепции философов-перипатетиков о вечности мира, воскресении, божественном знании. Он правильно подчеркивает, что ал-Газзали подвергает философию критике с религиозной позиции и в целях укрепления ее позиций2.
Из последних работ зарубежных исследователей следует отметить работу Оштиёни «Накде бар «Тахафут-ал-фаласифа"-и Газзоли» («Критика «Та-хофут ул-фалосифа» ал-Газзали»). Несмотря на свое громкое и специфическое название в этой работе нет к сожалению глубокого анализа интересующих нас проблем. Автор увлекшись анализом множества проблем, не смог дать подобающий анализ проблем отношения ал-Газзали к философии.3
1 Гулям Хусейн Ибрахимии Динони. Мочарои фикри фалсафи дар чахони ислом. Техрон, 1376. С. 211−275.
2 Эхсон Табари. Бархе баррасихо дар бораи чахонбинихо ва чунбишхои ичтимои дар Эрон. Матбаи давла-ти, 1348. С. 204−210.
Сайд Чалолуддин Оштиёни. Накде бар «Тахафут-ал-фаласифа"-и Мухаммад Газзоли. -Техрон, 1378.
Значительный материал об ал-Газзали содержится в обобщающих трудах выпущенных в 60−90 гг. Г. М. Керимовым издана книга «Аль-Газали и суфизм», в которой автор наряду с анализом проблемы ал-Газзали и суфизм, уделяет значительное внимание общему анализу формирования взглядов мыслителя, его отношение к философии. М. Керимов более правильно, чем С. Н. Григорян определяет содержание различных этапов деятельности ал-Газзали и общий характер его отношения к философии. 1
Также необходимо упомянуть «Очерки по истории таджикской философии» А. М. Богоутдинова, монографии С. Н. Григоряна «Из истории философии народов Средней Азии и Ирана» и «Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока» и исследования И. П. Петрушев-ского «Ислам в Иране». С. Н. Григорян в своих работах лишь излагает вопрос об основных этапах становления мировоззрения ал-Газзали, не вдаваясь в анализ его концепций. На этой основе он приходит к выводу, что ал-Газзали в начале своей деятельности был сторонником линии Аристотеля -Ибн Сины. Нам думается, что этот его подход не точен, о чем будет сказано в соответствующем месте нашей работы. Верная общая оценка жизни и деятельности ал-Газзали дана в работе И. П. Петрушевского «Ислам в Иране». Из всех выдвинутых автором идей вызывает сомнение его положение
0 том, что ал-Газзали став законченным скептиком и утратив веру в ислам и в Бога, не мог создать для себя позитивной формы мировоззрения и находился в разладе с самим собой. 4 Нам, однако, думается, что сомнения ал-Газзали относительно каламистского, философского и исмаилитского пути познания нельзя трактовать как утрату им веры в ислам и в Бога. Во
1 Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм. М. 1969. С. 71−91. Богоутдинов А. М. Очерки по истории Таджикской философии. — А. М. Богоутдинов. Избранные произведения. Душанбе. 1980. С. 198−301.
Тригорян С. Н. Из истории философии народов Средней Азии и Ирана. M. 1969. С. 108. Он же. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М. 1966. С. 221.
4 Петрушевский И. П. Ислам в Иране. Л. 1966. первых, сам ал-Газзали признается, что «еще раньше (до обращения к суфизму — 3. Д.) благодаря наукам, которыми я занимался и теми путями, которыми шел при исследовании двух видов наук — религиозно — юридических и рациональных, — я проникся глубокой верой Во Всевышнего Аллаха, пророчества и судный день. Эти три основы вероисповедания глубоко укоренились в моей душе не благодаря определениям, точным доказательствам, но вследствие таких причин, обстоятельств и опытов, подробности которых передать невозможно"1.
Во-вторых, если встать на точку зрения И. П. Петрушевского, то трудно понять причину газзалиевской критики философского знания как еретического и противоверного.
Значительный вклад в изучение проблемы отношения ал-Газзали к философии внес М. Диноршоев. Он в своих работах «Философия Наси-риддина Туси», «Аз тарихи фалсафаи точик» («Из истории таджикской философии») и «Гносеология Газзали и его мировоззренческая сущность» дает краткий, но содержательный и сопоставительный анализ теории классификации «Братьев чистоты», ал-Газзали и Насириддина Туси, освящает сущность критики ал-Газзали философского знания и определяет ее мировоззренческую направленность.2
К. Олимов в исследовании «Хорасанский суфизм» не соглашаясь с мнением, бытовавшем в философской литературе о том, что ал-Газзали был основоположником примирения религиозной догматики с суфизмом, доказывает, что задолго до Газзали Суллами, Калабади, Ансори проводили линию на примирение суфизма с основными правилами шариата, а Му-хаммад Газзали продолжил и завершил это дело.3
1 Мухаммад ал-Газзали. Избавляющий от заблуждения. — С. Н. Григорян. Из истории философии народов Средней Азии и Ирана. М. 1961. С. 242−243.
2 Диноршоев М. Философия Насириддина Туси. -Душанбе, 1968. Он же. Аз тарихи фалсафаи точик. Душанбе, 1985. С. 189−200. Он же. Гносеология Газзали и его мировоззренческая сущность-Известия АН Тадж. ССР. ООН. № 4. Д. 1975. Олимов К. Хорасанский суфизм. -Душанбе, 1994. С. -261.
В последние годы в Таджикистане проблемами наследия ал-Газзали успешно занимается А. А. Шамолов. Он в своих работах «Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси», «Худжатулислом Газо-ли. Андешахои ичтимои ва сиёси», («Худжатулислам Газали. Социальные и политические воззрения»), «Место и роль разума в философии Газали"1 наряду с анализом многих проблем наследия ал-Газзали затрагивает и проблему классификации религиозных наук, соотношения религии и философии, религии и калама, места и роли разума в мировоззрении ал-Газзали. На наш взгляд было бы не лишним, если бы названный автор проанализировал и отношение ал-Газзали к так называемым рационалистическим наукам.
Проблемы жизни и деятельности ал-Газзали и его отношение к философскому знанию коротко проанализированы в наших работах «Абу Хомид Газзоли ва «Тахафут-ал-фаласифа"-и у» (Абу Хомид ал-Газзали и его «Тахафут-ал-фаласифа»), «ал-Газзали и его отношение к философским наукам» .
Таким образом, анализ существующей литературы показывает, что по проблеме отношения ал-Газзали к философии специальных исследований нет. Краткий анализ проблемы, содержащийся в обобщающих и в отдельных статьях не раскрывает все содержание отношения ал-Газзали к философии и не уясняет роль и значение религиозной критики философии в исторических судьбах философии. Этим обстоятельством и определяются цели и задачи нашего диссертационного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ основной проблематики отношения ал-Газзали к философии, определение сущности религиозной критики философского знания и ее ро
1 Шамолов А. А. «Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси». Душанбе, 1994. Он же. «Худжатулислом Газоли. Андешахои ичтимои ва сиёси». -Душанбе, 1996. Он же. «Место и роль разума в философии Газали». // Сахми олимони чавон дар инкишофи илм. -Душанбе, 1999.
3. Диноршоева. Абу Хомид Газзоли ва «Тахафут-ал-фаласифаи"-у. Мухаммад Газзоли. «Тахафут-ал-фаласифа». Д. 2000. С. 3−45. Она же. ал-Газзали и его отношение к философским наукам. Душанбе. 2000. ли в исторических судьбах философии. В соответствии с этой общей целью, диссертант ставит пред собой следующие задачи:
— освещение условий формирования мировоззрения Мухаммада ал-Газзали и их влияние на характер его мировоззрения-
— анализ основных аспектов проблемы отношения ал-Газзали к философскому знанию и философским наукам-
— анализ сущности критики ал-Газзали концепций философов по проблемам извечности мира, нетленности мира, божественного знания и воскресения.
Научная новизна работы. Состоит в том, что в ней впервые:
— осуществляется обстоятельный анализ проблемы отношения ал-Газзали к философскому знанию и философским наукам. При этом диссертант стремился изложить взгляды ал-Газзали в их динамике-
— на основе всестороннего сопоставительного анализа философской концепции вечности мира и контраргументов ал-Газзали доказывается, что он не адекватно понял и интерпретировал концепцию философов — перипатетиков и обвинение им философов в этом вопросе в вероотступничестве несостоятельно.
— дан анализ учения философов о сармаде и дахре, сармадийском и дахрийском бытии, снимающий противоречие философского понимания вечности и религиозной интерпретации сотворенности мира-
— доказано, что философская концепция божественного знания, согласно которой Бог познает все всеобщим образом, абсолютно не означает, что Бог не знает частного. Идея о том, что Бог не знает частного, о отсутствует в сочинениях философов-перипатетиков. Поэтому обвинения их в вероотступничестве совершенно не состоятельно
— установлено, что между философским и религиозным пониманием воскресения действительно есть некоторое разночтение, но на этой основе вряд ли можно классифицировать философскую концепцию воскресения как противоверную, как вероотступничество.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы являются общая теория историко-философского процесса, сравнительного и сопоставительного анализа, историко-философских феноменов, методология и методика историзма и объективизма.
Источниками исследования являлись труды Мухаммада ал-Газзали, особенно «Макасид ал-фаласифа» («Цели философов»), «Тахафут ал-фаласифа» («Опровержение философов»), «Эхе улум ад-дин» («Воскрешение религиозных наук»), «ал-Мункиз мин аз-залол» («Избавляющий от заблуждения»), «Кимиёи саодат» («Элексир счастья»), сочинения Ибн Сино, в частности «ан-Наджат» («Спасение»), «аш-Шифа» («Исцеление»), «Ишо-рот ва танбехот» («Указания и наставления»), «Азхавия» («Освящение»), а также произведения их последователей.
Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что она будет способствовать преодолению предвзятых и необъективных отношений к философскому знанию, установлению оптимальных взаимоотношений между философским и религиозным знанием. Положение и теоретические
выводы диссертации могут быть использованы в курсах истории философии, истории и теории религии и свободомыслия, на спецкурсах по истории философии средних веков, истории и теории религии и свободомыслия, читаемых в высших учебных заведениях.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации освящены в публикациях диссертанта, а так же доложены на теоретическом семинаре Института философии и права АН РТ, теоретическом семинаре Отделов истории философии Института философии и права АН РТ, на лекциях спецкурсах и семинарских занятиях для студентов Российско-Таджикского Славянского Университета.