Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моральная компетентность современных подростков: психологическое содержание и методы оценки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новизна работы состоит в разработке нового подхода к изучению моральной компетентности подростков, а также в выявлении возможностей использования видео-технологий для ее оценки. Осуществлен теоретический анализ существующих подходов к исследованию психологического содержания моральной компетентности современных подростков и изучению возможностей оценки морального развития и измерения моральной… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 19.00.13 — Психология развития, акмеология (психологические науки)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
  • Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, академик РАО Рубцов Виталий Владимирович
  • Москва
  • ГЛАВА 1. МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. МОРАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И ОЦЕНКЕ
    • 1. 1. Моральное развитие подростков в контексте основных возрастных новообразований
    • 1. 2. Основные подходы к изучению морального развития
      • 1. 2. 1. Психоаналитическая концепция
      • 1. 2. 2. Бихевиоральная концепция
      • 1. 2. 3. Теория социального научения
      • 1. 2. 4. Когнитивный подход
      • 1. 2. 5. Социально-интуитивистский подход
      • 1. 2. 6. Отечественная психология
    • 1. 3. Моральные эмоции и эмпатия
      • 1. 3. 1. Познание и аффект. Эмоции и моральные суждение
      • 1. 3. 2. Определение эмпатии. Типьгэмпатии
      • 1. 3. 3. Источники эмпатии
      • 1. 3. 4. Функции эмпатии
    • 1. 4. Моральная компетентность
      • 1. 4. 1. Определение понятия «компетентнгсть». Подходы к изучению компетентности
      • 1. 4. 2. Рефлексия и моральные суждения
      • 1. 4. 3. Моральная компетентность и процесс принятия решений
      • 1. 4. 4. Определение моральной компетентности
      • 1. 4. 5. Система психологических условий и моральная компетентность
    • 1. 5. Проблема измерения моральной компетентности
      • 1. 5. 1. Метод измерения моральных суждений Л. Кольберга
      • 1. 5. 2. Тест моральных суждений Г. Линда
      • 1. 5. 3. Тест оперделений Дж. Реста
  • ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ВИДЕОФИЛЬМА В ЦЕЛЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИО-МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
  • Введение. Кино как способ «пережить эмоции»
    • 2. 1. Видеофильм как средство обучения. Основные положения
    • 2. 3. Телевизионное и классическое обучение
    • 2. 4. Соотношение визуального, звукового и текстового источников информации
    • 2. 5. Создание обучающего видеофильма
    • 2. 6. Цели и задачи исследования
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
    • 3. 1. Ход и результаты пилотного исследования
      • 3. 1. 1. Цели и задачи пилотного исследования
      • 3. 1. 2. Характеристика выборки
      • 3. 1. 3. Процедура и метод
      • 3. 1. 4. Технология и схема проведения исследования
      • 3. 1. 5. Процедура проведения эксперимента
      • 3. 1. 6. Ввод и обработка данных
        • 3. 1. 6. 1. Моральная задача «Подруги». Содержание опросника. Экспертные оценки и баллы
        • 3. 1. 6. 2. Моральная задача «Миша». Содержание опросника. Экспертные оценки и баллы
      • 3. 1. 7. Статистическая обработка полученных результатов
      • 3. 1. 8. Основные результаты пилотного исследования
        • 3. 1. 8. 1. Результаты претеста
        • 3. 1. 8. 2. Результаты основной части пилотного эксперимента
      • 3. 1. 9. Обсуждение результатов пилотного исследования и задачи основного исследования
    • 3. 2. Основное эмпирическое исследование
      • 3. 2. 1. Задачи основного исследования
      • 3. 2. 2. Характеристика выборки
      • 3. 2. 3. Процедура и метод. Методика «Моральные дилеммы. Эмпатия
  • Компетентность»
    • 3. 2. 4. Технология проведения и обработки методики
    • 3. 2. 5. Проведение эксперимента
    • 3. 2. 6. Ввод и обработка данных
      • 3. 2. 6. 1. Моральная задача «Наташа». Содержание опросника
  • Экспертные оценки и баллы
    • 3. 2. 6. 2. Моральная задача «Миша». Содержание опросника. Экспертные оценки и баллы
      • 3. 2. 6. 3. Моральная задача «Никита». Содержание опросника
  • Экспертные оценки и баллы
    • 3. 2. 6. 4. Моральная задача «Андрей». Содержание опросника
  • Экспертные оценки и баллы
    • 3. 2. 7. Статистическая обработка полученных результатов
    • 3. 2. 8. Результаты исследования
      • 3. 2. 8. 1. Результаты претеста
      • 3. 2. 8. 1. а. Надежность теста. Результаты по опроснику к задаче
  • Наташа"
    • 3. 2. 8. lb. Анализ статистических различий контрольной и экспериментальной групп по результатам решения задачи
  • Наташа"
    • 3. 2. 8. 1. с. Анализ тендерных различий по результатам решения подростками задачи «Наташа»
    • 3. 2. 8. Id. Анализ возрастных различий по результатам решения подростками задачи «Наташа»
      • 3. 2. 8. 2. Результаты основной части исследования
  • Задача «Миша»
    • 3. 2. 8. 2. а. Анализ возрастных различий по результатам решения подростками задачи «Миша»
      • 3. 2. 8. 2. Ь. Анализ тендерных различий по результатам решения подростками задачи «Миша»
      • 3. 2. 8. 2. с. Анализ статистических различий контрольной и экспериментальной групп по результатам решения задачи
  • Миша"
  • Задача «Никита»
    • 3. 2. 8. 3. а. Анализ возрастных различий по результатам решения подростками задачи «Никита»
      • 3. 2. 8. 3. Ь. Анализ тендерных различий по результатам решения подростками задачи «Никита»
      • 3. 2. 8. 3. с. Анализ статистических различий контрольной и экспериментальной групп по результатам решения задачи
  • Никита"
  • Задача «Андрей»
    • 3. 2. 8. 4. а. Анализ возрастных различий по результатам решения подростками задачи «Андрей»
      • 3. 2. 8. 4. Ь. Анализ тендерных различий по результатам решения подростками задачи «Андрей»
      • 3. 2. 8. 4. с. Анализ статистических различий контрольной и экспериментальной групп по результатам решения задачи
  • Андрей"
    • 3. 2. 9. Обсуждение результатов
    • 3. 3. Выводы

Моральная компетентность современных подростков: психологическое содержание и методы оценки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема морального развития остро стоит в современном обществе, предлагающем растущему субъекту различные, подчас противоречивые моральные ценности и ориентации. Особо значима эта проблема в подростковом возрасте, когда подросток с его формирующимся мировоззрением нуждается в определении собственных ценностей и четких моральных ориентиров. С середины прошлого века целый ряд фундаментальных работ, выполненных Ж. Пиаже, J1. Кольбергом, Г. Линдом и под их руководством, были посвящены изучению проблемы оценки моральной компетентности. Интересы этих авторов были направлены и на поиск оптимального метода измерения моральной компетентности. Подытоживая одну из своих работ, Г. Линд утверждает, что до сих пор между понимаемым содержанием и измерением моральной компетентности существует большой разрыв, и результаты, полученные посредством существующих методов, не дают уверенности подтверждать наличие определенной моральной компетентности, но и не опровергают этот факт. Это заключение подводит нас к выводу о необходимости продолжать как исследование психологического содержания, так и разработку адекватного инструмента для оценки моральной компетентности.

Предыдущие исследования (А.И.Подольский, О.А.Карабанова) показали, что проблема валидного измерения уровня моральной компетентности состоит не только в объективации морального конфликта проблемной ситуации, распознавании и полноценном анализе ее морального содержания, но и в использовании адекватного стимульного и измерительного материала. Опираясь на опыт исследований в области морального развития подростка, нами были поставлены задачи определения критериев выбора инструментария, который бы максимально раскрывал перед субъектом моральное содержание предлагаемой проблемы, то есть представлял реалистичную, значимую для испытуемого, эмоционально окрашенную, мотивирующую к принятию решения ситуацию, содержащую в себе моральную дилемму.

Объектом исследования является социо-моральная сфера подростка, его предметом — психологическое содержание моральной компетентности в подростковом возрасте и способы ее оценки.

В качестве основной цели исследования мы видим анализ современных подходов к психологическому содержанию моральной компетентности подростков и сопоставление эффективности различных способов предъявления экспериментальных задач, содержащих моральные дилеммы. Достижение подобной цели предполагает решение следующих теоретических и эмпирических задач:

1) Провести теоретическое изучение проблемы моральной компетентности и способов ее оценки в подростковом возрасте.

2) Разработать и снять видеофильмы, способствующие объективации основных компонентов моральной коллизии.

3) Разработать экспериментальный опросник для изучения моральной компетентности.

4) Изучить влияние способа презентации моральной дилеммы на эффективность ее решения подростками.

5) Определить зависимость изучаемого феномена от контекста моральной ситуации, пола и возраста испытуемых.

В качестве основных гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения:

1) Визуализированное представление ценностно-моральной коллизии с помощью специально разработанного и снятого видеофильма, способствуя объективации основных компонентов моральной коллизии, является более адекватным как психологическим особенностям подросткового возраста, так и содержательным характеристикам морального развития. В силу этого ожидается получение существенных различий при предъявлении морально-ценностных коллизий визуализированным и традиционным, текстовым способом.

2) Ожидаемые различия должны обнаружить зависимость от типа моральной коллизии, представленной подросткам для решения, а также пола и возраста испытуемых.

Новизна работы состоит в разработке нового подхода к изучению моральной компетентности подростков, а также в выявлении возможностей использования видео-технологий для ее оценки. Осуществлен теоретический анализ существующих подходов к исследованию психологического содержания моральной компетентности современных подростков и изучению возможностей оценки морального развития и измерения моральной компетентности. Впервые выявлены и описаны преимущества видео-технологий как средства оптимизации измерения моральной компетентности подростков. Разработан и апробирован новый диагностический инструмент для изучения моральной компетентности подростка. Выявлены возрастные и тендерные особенности изучаемого феномена моральной компетентности.

Теоретическое значение. В рамках диссертационной работы сопоставлены различные подходы к раскрытию психологического содержания моральной компетентности. Описана роль моральных эмоций, в частности, эмпатии для изучения моральной компетентности в целом. Изучены преимущества визуализированного материала, видео-технологий для различных диагностических и обучающих целей. Выявлены дополнительные возможности содержательной диагностики морального развития подростков, открываемые с помощью визуализированного предъявления задач-коллизий. Выделены возрастные и половые различия при оценке уровня моральной компетентности школьников при решении задач, содержащих моральные коллизии.

Практическое значение. Итогом диссертационного исследования стала разработка нового инструмента для оценки уровня развития моральной компетентности подростков, открывающего дополнительные возможности для диагностической и коррекционно-развивающей работы с подростками.

Положения, выносимые на защиту.

1) Важнейшим компонентом психологического содержания моральной компетентности современных подростков наряду с когнитивной составляющей, является его аффективный компонент.

2) Традиционно используемый для оценки моральной компетентности подростков стимульный материал в виде коротких рассказов, содержащих моральную дилемму, не отображает в полной степени аффективный компонент моральной ситуации и, соответственно, не предоставляет необходимых возможностей для достаточно полного раскрытия структуры моральной компетентности, в частности, ее центрального компонента — понимания содержания морального конфликта.

3) Разработка стимульного материала для оценки моральной компетентности должна осуществляться таким образом, чтобы он содержал не только значимую для подростка реалистичную моральную коллизию, но и отражал контекст ситуации в целом, давал представление об интересах и целях участников ситуации, прямо или косвенно в ней задействованных, о противоречиях их интересов, намерений, целей, о возможных вариантах их поведения на основе выделения и анализа ведущих мотивов, их переживания и взаимоотношений, то есть давал возможность испытуемым сочувствовать участникам ситуации в случаях разных исходов развития событий. Все это нужно для создания необходимой ориентировки в моральной ситуации с учетом не только когнитивных, но аффективных, эмоциональных компонентов этой ситуации.

4) Предъявление моральной коллизии в форме специально разработанного видеофильма в значительно большей степени способствует эффективному решению задач, связанных с измерением моральной компетентности. Такая форма предъявления экспериментальной задачи обеспечивает более высокий уровень моральной компетентности, чем обычное, текстовое ее предъявление.

5) Результаты представленных подросткам для решения моральных коллизий обнаруживают зависимость от типа моральной коллизии, а также пола (юноши и девушки) и возраста испытуемых (младшие и старшие подростки).

Теоретико-методологическая основа исследования.

Положения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Ж. Пиаже, Э. Эриксона о базовых характеристиках подросткового возраста. Теоретические представления Ж. Пиаже, Л. Кольберга и Г. Линда о моральном развитии в детском и подростковом возрасте и о подходах к оценке моральной компетентности. Теоретические подходы к изучению моральных эмоций, эмпатии и их взаимосвязи с моральным поведением (N.Eisenberg, J. Harold, M. Hoffman, D. Pizzaro и др.). Теоретические основы использования аудиовизуальных технологий в сфере обучения (S.Meisel, G. Smith, D. Wetzel и.

ДР-).

Методы. Для оценки уровня развития моральной компетентности был использован вариант методики «Моральные дилеммы» (А.И.Подольский, О.А.Карабанова). В работе была разработана и апробирована новая методика для исследования моральной компетентности подростка «Моральные дилеммы. Компетентность» в двух вариантах — текстовом и визуализированном.

Статистический анализ результатов проводился посредством статистического пакета SPSS for Windows, ver. 13.

Характеристика выборки. Исследование проводилось на базе трех средних общеобразовательных школ г. Москвы. Школы представляли различные административные округа города. В исследовании принимали участие ученики 6-х, 7-х, 9-х и 10-х классов (N=333, из них юношей — 163, девушек — 170) в возрасте от 11 до 18 лет.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась научно-методологической обоснованностью исследования, использованием метода, адекватного его предмету, целям и гипотезам, репрезентативностью выборки, применением аппарата математической статистики для обоснования статистической достоверности полученных результатов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии, приложений. Библиографический список включает 120 наименований, из них 30 на русском языке и 90 на английском языке.

1) Значимым компонентом моральной компетентности наряду с ее.

когнитивной составляющей является аффективный компонент. 2) Эффективность стимульного материала, используемого для оценки.

моральной компетентности, определяется как содержанием значимой для.

субъекта реалистичной моральной коллизии, так и возможностью отражать.

контекст предъявляемой ситуации в целом, давая представление об интересах и.

целях участников ситуации, прямо или косвенно в ней задействованных, о.

противоречиях их интересов, намерений, целей, о возможных вариантах их.

поведения на основе выделения и анализа ведущих мотивов, их переживаний и.

взаимоотношений, то есть предоставляя возможность подросткам.

сочувствовать участникам ситуации в случаях разных исходов развития.

событий. 3) Эффективному решению задач, направленных на оценку моральной.

компетентности, в значительно большей степени способствует предъявление.

моральной коллизии в форме специально разработанного видеофильма. Такая.

форма предъявления экспериментальной задачи создает предпосылки для.

достижения подростками более высокого уровня моральной компетентности,.

чем обычное, текстовое ее предъявление. 4) Результаты решения подростками моральных коллизий обнаруживают.

зависимость от типа коллизии, пола и возраста испытуемых. Подростки.

включаются в предложенную моральную коллизию (и, соответственно,.

показывают более высокие результаты при ее решении), если ее содержание.

соответствует принципиально значимому кругу проблем, стоящему перед.

данным возрастом, и отвечает кругу задач и интересов, приоритетных для.

данного подростка. Девушек, в сравнении с юношами, в целом можно.

определить как более эмпатичных — они демонстрируют более высокие.

показатели по большинству компонентов моральной компетентности. Старшие.

подростки по сравнению с их младшими сверстниками дают более содержательные ответы практически по всем существенным вопросам к.

предложенным моральным дилеммам, чем показывают более глубокое.

понимание предложенных проблемных ситуаций. Мы видим следующие перспективы дальнейших исследований в.

избранном нами направлении:

• Необходима более тщательная проработка критериев измерения и.

оценки уровня моральной компетентности и ее компонентов, в том числе.

доработка экспериментальных опросников,.

• Расширение батареи диагностических задач, направленных на оценку.

уровня моральной компетентности. • Помимо количественной оценки результатов, отражающих уровень.

моральной компетентности подростков необходимо более глубокий.

качественный анализ ответов, данных подростками, для измерения уровня.

морального развития. • Открытым для дальнейших исследований остался и вопрос о связи.

изучавшегося феномена с индивидуально-психологическими особенностями.

испытуемых.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.: Политиздат, -1990−494с.(20) Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.
  2. Психологические исследования II под ред. Запорожца А. В., Неверович Я.З.1. М., 1986(21) Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемыстановления личности. — М.: Мир, — 1994 — 320с.(22) Розов М. А. К методологии анализа рефлектирующих систем.
  3. Eisenberg & J. Strayer (Eds.), Empathy and its development (pp. 146−162).
  4. Cambridge: Cambridge University Press.(41) Batson, C. (1991). The Altruism Question: Towards a Social
  5. Psychological Answer^UiWsdalQ, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.(42) Batson, C, Turk, C, Shaw, L., & Klein, T. (1995). Information fiinctionof empathic emotion: Learning that we value the other? s welfare. Journal of
  6. Viewing a Television Series, British Journal of Educational Psychology, vol. 24.(45) Betancourt, H., (1990). An attribution-empathy model of helpingbehavior. Behavioral intentions and judgements of help-giving. Personality and
  7. Communications, University of Evansville, Evansville.(49) Bryant, J., Zillmann, D., & Brown, D. (1983). Entertainment features inchildrens' educft-tional television: Effects on attention and information acquisition. In
  8. Developmental Psychology, 8, pp. 363−375.158(51) Calvert, S. L., Huston, A., Watkins, В., & Wright, J. (1982). The relationbetween selective attention to television forms and children’s comprehension of content.
  9. Child Development, S3, pp. 601−610.(52) Calvert, S. L., & Scott, M. C. (1989). Sound effects for children’stemporal integration of fast-paced television content Journal of Broadcasting and
  10. Electronic Media, 33, pp. 233—246.(53) Chu, G. C, & Schramm, W. (1967). Learning from television: What theresearch says. Washington, DC: National Association of Educational Broadcasters-
  11. Kauffman, K., Lieberman, M., Nisan, M., Reimer, J., Schrader, D., Snarey, J., &
  12. Child Development, 5P, pp. 133−145(65) Friedman, A. (1993). Aggressive and pro-social television programs andthe natural behavior of preschool children. Monographs of the Society for Research in
  13. Intuitions Approach to Moral Judgment. Psychological Review, Vol.108. No.4, pp.814−834(72) Hakansson, J. (2003). Exploring the phenomenon of Empathy.
  14. Department of Psychology Stockholm University (73) Harold, J. (2000). Empathy with Fictions. British Journal of Aesthetics, 40, pp. 340−355.160(74) Hoban, F. (1953). Determinants of audience reaction to a training film.
  15. AVCommunication Review, 1, pp. 30−37.(75) Hoffman, M. L. (2000). Empathy and moral development: Implicationsfor caring and justice. Cambridge: University Press.(76) Hume, D. (1957). An inquiry concerning the principle of morals. New
  16. Social Psychology, 32, pp. 1134−1146.(84) Kubo, Y., & Muto, T. (1984). The effect of recalling one’s own similarexperiences on empathic understanding of the feeling of another person. Japanese
  17. Journal of Educational Psychology, 32, pp. 296−305.(85) Laner, S. (1954). The Impact of Visual Aid Displays showing a
  18. Street. New York: Random House (88) Lih-Juan ChanLin, (2001). The Effects of Gender and Presentation
  19. Format in Computer-Based Learning, Education Media International.(89) Lind G., (2003) Review and Appraisal of the Moral Judgment Test (MJT)(90) Lind, G. (2004) The Meaning and Measurement of Moral Competence
  20. Revisited -A Dual-Aspect Model (Revised. Original work published 1995)(91) Loevinger, J. (1976). Ego development. San-Francisco С A: Jossey-Bass (92) Marcia, J.E. (1980). Identity in adolescence. In Adelson, J. (Hrsg.),
  21. Handbook of adolescent psychology (pp. 159−187). New York: John Wiley & Sons.(93) Meyers, D. T. (1994). Subjection and Subjectivity: Psychoanalytic
  22. In: Critica 1978. Pp. 3−27. — Reprinted in: Id.: Mortal Questions. Cambridge:
  23. U.P. 1979. pp. 106−127.(97) Nillson, P. (2003). Empathy and Emotions: On the Notion of Empathy as
  24. Individual-Differences Approach (100) Piaget, J. (1976). The affective unconscious and the cognitiveunconscious. In: B. Inhelder & H.H. Chipman, eds., Piaget and his school. New
  25. York: Springer, pp. 63−71.(101) Picciotto M., Robertson I. & CoIIey R., (1989). Interactivity. Designing
  26. And Using Interactive Video.(102) Pizarro, D. (2001). Nothing More than Feelings? The Role of
  27. In D. S. Rychen & L. H. Salganik (Eds.), Defining and selecting key competencies (pp. 45−65). Seattle, WA: Hogrefe and Huber.(117) Whittington, N. (1987). Is instructional television educationally effective?
  28. A research review. The American Journal of Distance Education, 1, pp. 47−57.(118) Wright, J. C, Huston, A C, Ross, R P., Calvert, S. L., Rolande U., D.,
  29. Weeks, L. A., Raeissi, P., & Potts, R. (1984). Pace and continuity of televisionprograms: Effects on children’s attention and comprehension. Developmental
Заполнить форму текущей работой