Моральная компетентность современных подростков: психологическое содержание и методы оценки
![Диссертация: Моральная компетентность современных подростков: психологическое содержание и методы оценки](https://westud.ru/work/5061274/cover.png)
Диссертация
Новизна работы состоит в разработке нового подхода к изучению моральной компетентности подростков, а также в выявлении возможностей использования видео-технологий для ее оценки. Осуществлен теоретический анализ существующих подходов к исследованию психологического содержания моральной компетентности современных подростков и изучению возможностей оценки морального развития и измерения моральной… Читать ещё >
Содержание
- Специальность 19.00.13 — Психология развития, акмеология (психологические науки)
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
- Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, академик РАО Рубцов Виталий Владимирович
- Москва
- ГЛАВА 1. МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. МОРАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И ОЦЕНКЕ
- 1. 1. Моральное развитие подростков в контексте основных возрастных новообразований
- 1. 2. Основные подходы к изучению морального развития
- 1. 2. 1. Психоаналитическая концепция
- 1. 2. 2. Бихевиоральная концепция
- 1. 2. 3. Теория социального научения
- 1. 2. 4. Когнитивный подход
- 1. 2. 5. Социально-интуитивистский подход
- 1. 2. 6. Отечественная психология
- 1. 3. Моральные эмоции и эмпатия
- 1. 3. 1. Познание и аффект. Эмоции и моральные суждение
- 1. 3. 2. Определение эмпатии. Типьгэмпатии
- 1. 3. 3. Источники эмпатии
- 1. 3. 4. Функции эмпатии
- 1. 4. Моральная компетентность
- 1. 4. 1. Определение понятия «компетентнгсть». Подходы к изучению компетентности
- 1. 4. 2. Рефлексия и моральные суждения
- 1. 4. 3. Моральная компетентность и процесс принятия решений
- 1. 4. 4. Определение моральной компетентности
- 1. 4. 5. Система психологических условий и моральная компетентность
- 1. 5. Проблема измерения моральной компетентности
- 1. 5. 1. Метод измерения моральных суждений Л. Кольберга
- 1. 5. 2. Тест моральных суждений Г. Линда
- 1. 5. 3. Тест оперделений Дж. Реста
- 2. 1. Видеофильм как средство обучения. Основные положения
- 2. 3. Телевизионное и классическое обучение
- 2. 4. Соотношение визуального, звукового и текстового источников информации
- 2. 5. Создание обучающего видеофильма
- 2. 6. Цели и задачи исследования
- 3. 1. Ход и результаты пилотного исследования
- 3. 1. 1. Цели и задачи пилотного исследования
- 3. 1. 2. Характеристика выборки
- 3. 1. 3. Процедура и метод
- 3. 1. 4. Технология и схема проведения исследования
- 3. 1. 5. Процедура проведения эксперимента
- 3. 1. 6. Ввод и обработка данных
- 3. 1. 6. 1. Моральная задача «Подруги». Содержание опросника. Экспертные оценки и баллы
- 3. 1. 6. 2. Моральная задача «Миша». Содержание опросника. Экспертные оценки и баллы
- 3. 1. 7. Статистическая обработка полученных результатов
- 3. 1. 8. Основные результаты пилотного исследования
- 3. 1. 8. 1. Результаты претеста
- 3. 1. 8. 2. Результаты основной части пилотного эксперимента
- 3. 1. 9. Обсуждение результатов пилотного исследования и задачи основного исследования
- 3. 2. Основное эмпирическое исследование
- 3. 2. 1. Задачи основного исследования
- 3. 2. 2. Характеристика выборки
- 3. 2. 3. Процедура и метод. Методика «Моральные дилеммы. Эмпатия
- 3. 2. 4. Технология проведения и обработки методики
- 3. 2. 5. Проведение эксперимента
- 3. 2. 6. Ввод и обработка данных
- 3. 2. 6. 1. Моральная задача «Наташа». Содержание опросника
- 3. 2. 6. 2. Моральная задача «Миша». Содержание опросника. Экспертные оценки и баллы
- 3. 2. 6. 3. Моральная задача «Никита». Содержание опросника
- 3. 2. 6. 4. Моральная задача «Андрей». Содержание опросника
- 3. 2. 7. Статистическая обработка полученных результатов
- 3. 2. 8. Результаты исследования
- 3. 2. 8. 1. Результаты претеста
- 3. 2. 8. 1. а. Надежность теста. Результаты по опроснику к задаче
- 3. 2. 8. lb. Анализ статистических различий контрольной и экспериментальной групп по результатам решения задачи
- 3. 2. 8. 1. с. Анализ тендерных различий по результатам решения подростками задачи «Наташа»
- 3. 2. 8. Id. Анализ возрастных различий по результатам решения подростками задачи «Наташа»
- 3. 2. 8. 2. Результаты основной части исследования
- 3. 2. 8. 2. а. Анализ возрастных различий по результатам решения подростками задачи «Миша»
- 3. 2. 8. 2. Ь. Анализ тендерных различий по результатам решения подростками задачи «Миша»
- 3. 2. 8. 2. с. Анализ статистических различий контрольной и экспериментальной групп по результатам решения задачи
- 3. 2. 8. 3. а. Анализ возрастных различий по результатам решения подростками задачи «Никита»
- 3. 2. 8. 3. Ь. Анализ тендерных различий по результатам решения подростками задачи «Никита»
- 3. 2. 8. 3. с. Анализ статистических различий контрольной и экспериментальной групп по результатам решения задачи
- 3. 2. 8. 4. а. Анализ возрастных различий по результатам решения подростками задачи «Андрей»
- 3. 2. 8. 4. Ь. Анализ тендерных различий по результатам решения подростками задачи «Андрей»
- 3. 2. 8. 4. с. Анализ статистических различий контрольной и экспериментальной групп по результатам решения задачи
- 3. 2. 9. Обсуждение результатов
- 3. 3. Выводы
Список литературы
- М.: Политиздат, -1990−494с.(20) Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.
- Психологические исследования II под ред. Запорожца А. В., Неверович Я.З.1. М., 1986(21) Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемыстановления личности. — М.: Мир, — 1994 — 320с.(22) Розов М. А. К методологии анализа рефлектирующих систем.
- Eisenberg & J. Strayer (Eds.), Empathy and its development (pp. 146−162).
- Cambridge: Cambridge University Press.(41) Batson, C. (1991). The Altruism Question: Towards a Social
- Psychological Answer^UiWsdalQ, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.(42) Batson, C, Turk, C, Shaw, L., & Klein, T. (1995). Information fiinctionof empathic emotion: Learning that we value the other? s welfare. Journal of
- Viewing a Television Series, British Journal of Educational Psychology, vol. 24.(45) Betancourt, H., (1990). An attribution-empathy model of helpingbehavior. Behavioral intentions and judgements of help-giving. Personality and
- Communications, University of Evansville, Evansville.(49) Bryant, J., Zillmann, D., & Brown, D. (1983). Entertainment features inchildrens' educft-tional television: Effects on attention and information acquisition. In
- Developmental Psychology, 8, pp. 363−375.158(51) Calvert, S. L., Huston, A., Watkins, В., & Wright, J. (1982). The relationbetween selective attention to television forms and children’s comprehension of content.
- Child Development, S3, pp. 601−610.(52) Calvert, S. L., & Scott, M. C. (1989). Sound effects for children’stemporal integration of fast-paced television content Journal of Broadcasting and
- Electronic Media, 33, pp. 233—246.(53) Chu, G. C, & Schramm, W. (1967). Learning from television: What theresearch says. Washington, DC: National Association of Educational Broadcasters-
- Kauffman, K., Lieberman, M., Nisan, M., Reimer, J., Schrader, D., Snarey, J., &
- Child Development, 5P, pp. 133−145(65) Friedman, A. (1993). Aggressive and pro-social television programs andthe natural behavior of preschool children. Monographs of the Society for Research in
- Intuitions Approach to Moral Judgment. Psychological Review, Vol.108. No.4, pp.814−834(72) Hakansson, J. (2003). Exploring the phenomenon of Empathy.
- Department of Psychology Stockholm University (73) Harold, J. (2000). Empathy with Fictions. British Journal of Aesthetics, 40, pp. 340−355.160(74) Hoban, F. (1953). Determinants of audience reaction to a training film.
- AVCommunication Review, 1, pp. 30−37.(75) Hoffman, M. L. (2000). Empathy and moral development: Implicationsfor caring and justice. Cambridge: University Press.(76) Hume, D. (1957). An inquiry concerning the principle of morals. New
- Social Psychology, 32, pp. 1134−1146.(84) Kubo, Y., & Muto, T. (1984). The effect of recalling one’s own similarexperiences on empathic understanding of the feeling of another person. Japanese
- Journal of Educational Psychology, 32, pp. 296−305.(85) Laner, S. (1954). The Impact of Visual Aid Displays showing a
- Street. New York: Random House (88) Lih-Juan ChanLin, (2001). The Effects of Gender and Presentation
- Format in Computer-Based Learning, Education Media International.(89) Lind G., (2003) Review and Appraisal of the Moral Judgment Test (MJT)(90) Lind, G. (2004) The Meaning and Measurement of Moral Competence
- Revisited -A Dual-Aspect Model (Revised. Original work published 1995)(91) Loevinger, J. (1976). Ego development. San-Francisco С A: Jossey-Bass (92) Marcia, J.E. (1980). Identity in adolescence. In Adelson, J. (Hrsg.),
- Handbook of adolescent psychology (pp. 159−187). New York: John Wiley & Sons.(93) Meyers, D. T. (1994). Subjection and Subjectivity: Psychoanalytic
- In: Critica 1978. Pp. 3−27. — Reprinted in: Id.: Mortal Questions. Cambridge:
- Cambridge U.P. 1979. pp. 106−127.(97) Nillson, P. (2003). Empathy and Emotions: On the Notion of Empathy as
- Individual-Differences Approach (100) Piaget, J. (1976). The affective unconscious and the cognitiveunconscious. In: B. Inhelder & H.H. Chipman, eds., Piaget and his school. New
- York: Springer, pp. 63−71.(101) Picciotto M., Robertson I. & CoIIey R., (1989). Interactivity. Designing
- And Using Interactive Video.(102) Pizarro, D. (2001). Nothing More than Feelings? The Role of
- In D. S. Rychen & L. H. Salganik (Eds.), Defining and selecting key competencies (pp. 45−65). Seattle, WA: Hogrefe and Huber.(117) Whittington, N. (1987). Is instructional television educationally effective?
- A research review. The American Journal of Distance Education, 1, pp. 47−57.(118) Wright, J. C, Huston, A C, Ross, R P., Calvert, S. L., Rolande U., D.,
- Weeks, L. A., Raeissi, P., & Potts, R. (1984). Pace and continuity of televisionprograms: Effects on children’s attention and comprehension. Developmental