Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Улучшение основных показателей газовой модификации дизеля путем совершенствования рабочего процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате расчетно-теоретических исследований установлено, что сгорание в газовом двигателе может быть представлено как совокупность развивающихся процессов — воспламенения, быстрого сгорания части газового топли ва в воздушной среде и распространения фронта турбулентного пламени от очага воспламенения до стенки камеры сгорания. Определяющим параметром для описания фазы сгорания является… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • Глава 1. Анализ состояния вопроса и задачи исследований
    • 1. 1. Применения природного газа и снижения токсичности отработавших газов в двигателях внутреннего сгорания
    • 1. 2. Регулирование состава газовоздушной смеси
    • 1. 3. Регулирование мощности газовой модификации дизеля
    • 1. 4. Особенности рабочих процессов ¦'
    • 1. 5. Анализ применения технических средств для систем приготовления газовоздушной смеси
    • 1. 6. Концепция модернизации системы приготовления газовоздушной смеси
    • 1. 7. Схема системы приготовления газовоздушной смеси. 32 >
    • 1. 8. Выводы
  • Глава 2. Разработка комплекса модернизированных моделей по расчету, физического состояния рабочего тела и рабочего цикла газового двигателя
    • 2. 1. Модель физического состояния рабочего тела
    • 2. 2. Коэффициенты переноса газов моторных топлив
    • 2. 3. Математическая модель процесса газообмена при регулируемом теплообмене на впуске
    • 2. 4. Методика расчета рабочего процесса газовой модификации дизеля
      • 2. 4. 1. Термодинамическая модель рабочего цикла
      • 2. 4. 2. Физическая и математическая модель выгорания и тепловыделения
      • 2. 4. 3. Скорость распространения пламени
        • 2. 4. 3. 1. Ламинарная скорость распространения пламени
        • 2. 4. 3. 2. Турбулентная скорость распространения пламени
      • 2. 4. 4. Определение параметров тепловыделения. 75 2.4.4.1 .Влияние характеристик выгорания на показатели рабочего цикла
    • 2. 5. Выводы
  • Глава 3. Методика экспериментального исследования
    • 3. 1. Общая методика эксперимента
    • 3. 2. Экспериментальные установки. 87 3.3 Приборы и оборудование, используемые при исследованиях
    • 3. 4. Обработка результатов исследования
    • 3. 5. Индикаторные показатели
    • 3. 6. Оценка погрешностей результатов экспериментального исследования
    • 3. 7. Выводы

    Глава 4. Результаты экспериментального исследования рабочего процесса газовой модификации дизеля. 105 4.1. Программа экспериментов. 105 4.2.Основные параметры и характеристики газовой модификации дизеля

    4.2.1. Расходы воздуха и газа.

    4.2.2. Коэффициент избытка воздуха.

    4.2.3. Эффективный КПД.

    4.2.4. Температура отработавших газов.

    4.3. Параметры рабочего цикла.

    4.3.1. Максимальное давление цикла.

    4.3.2. Скорость нарастания давления.

    4.4. Влияние угла опережения зажигания на период воспламенения

    4.5. Характеристика тепловыделения.

    4.5.1. Показатели первой фазы тепловыделения.

    4.5.2. Продолжительность второй фазы сгорания.

    4.6. Экологические показатели газовой модификации дизеля.

    4.7. Выводы. 127

    Заключение. 128

    Литература. 131

    Приложение.

    Условные сокращения.

    ВМТ — верхняя «мертвая» точка-

    ПКВ — поворот коленчатого вала-

    ДВС — двигатель внутреннего сгорания-

    ОГ — отработавшие газы-

    XX — холостой ход-

    ГА — газовая аппаратура-

    KB — коленчатый вал-

    КПД — коэффициент полезного действия-

    СУГ — сжиженные углеводородные (нефтяные) газы-

    КПГ — компримированный природный газ-

    ТЭ — топливная экономичность-

    НМТ — нижняя «мертвая» точка-

    ЭУ — электронное управление-

    БЭУ — блок электронного управления-

    ОМЧВ — ограничения минимальной частоты вращения-

    ЧН — частичная нагрузка-

    ПМ — полня мощность-

    ЭВМ — электронная вычислительная машина-

    УОЗ — угол опережения зажигания-

    КШМ — кривошипно-шатунный механизм-

    ГД — газовый дозатор-

    ГМД — газовая модификация дизеля.

Улучшение основных показателей газовой модификации дизеля путем совершенствования рабочего процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из основных задач проектирования современного автомобиля является достижение экологической чистоты двигателя. Предельно допустимые выбросы вредных веществ для европейских стран ужесточаются каждые пять лет.

В нашей стране эксплуатируется огромный парк автомобилей, не удовлетворяющих требуемым нормам токсичности. Данное положение заставляет искать новые технические решения, позволяющие снизить выбросы вредных веществ без существенного изменения конструкции двигателя. Применение газовых топлив является одним из путей решения данной проблемы.

В настоящее время все большее распространение получают в качестве моторных топлив сжиженные углеводородные (нефтяные) газы (СУГ) и природный газ. Контроль выбросов вредных веществ для автомобилей, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, выполняется в соответствие с ГОСТ Р 41.8399, ГОСТ Р 52 033;2003 и ГОСТ 17.2.02.06−99.

Наиболее перспективным альтернативным топливом для ДВС, как с экономической, так и с экологической точек зрения является природный газ. При этом одним из важнейших направлений является использование газа в качестве моторного топлива для ДВС в целях замены жидких топлив (дизельных и бензиновых), т. е. для расширения ресурсов топлив в стране и для снижения токсичных выбросов автомобильным транспортом и другими установками с ДВС.

Проведя сравнительную оценку влияния различных топлив на экологические показатели двигателей с принудительным воспламенением относительно традиционного топлива — бензина по методикам правил 83.01 ЕЭК ООН и 83.03 ЕЭК ООН можно сделать следующие выводы:

1. Применение КПГ имеет большие резервы по снижению токсичности, чем стандартные виды топлив.

2. Применение КПГ и СУГ в качестве моторного топлива для автотранспорта обеспечивает снижение токсичности, однако не позволяет отказаться от дорогостоящих систем впрыска топлива и удовлетворять действующим нормам ГОСТ Р 41.83−99 (правила 83.03, ЕЭК ООН).

3. Использование антитоксичных систем является обязательным для достижения перспективных норм токсичности.

На природном газе могут работать как бензиновый и дизель, так и другие виды двигателей. Но накопленный опыт в соответствии с политикой отечественного рынка двигателестроения распространяется только на двигатели, конвертируемые для работы на природном газе. Разработанные газовые модификации на базе стандартных двигателей, обуславливают простату перевода двигателя с одного топлива на другое при минимальных изменениях конструкции.

Для получения адекватного экономического эффекта от конвертации дизеля на газовый рабочий процесс при этом необходимо поддерживать эффективный КПД на заданном уровне. Реализация такой задачи возможна в процессе исследовательской работы по оптимизации рабочего процесса газовой модификации дизеля (ГМД). Несомненно, что такая оптимизация нуждается в теоретическом обосновании с использованием методов математического моделирования и должна базироваться на понимании процессов происходящих в камере сгорания ГМД, с прогнозированием технических мероприятий с экспериментальной оценкой их эффективности. Так, необходимо представлять суть физических и химических процессов, инициирующих и сопровождающих сгорание топлива при газовом рабочем процессе.

Цель исследования заключается в создании физически обоснованной математической модели рабочего процесса и разработке на ее основе направлений совершенствования рабочего процесса ГМД. Реализация поставленных целей, в результате анализа состояния теории газовой модификации дизеля на данном этапе, потребовала решения следующих задач:

1. Проведения углубленных экспериментальных исследований с целью выявления влияния различных факторов на параметры рабочего процесса ГМД.

2. Проведения теоретических исследований для установления рода зависимостей от основных параметров, определяющих скорость распространения фронта пламени в газовоздушных смесях.

3. Усовершенствования системы регулирования подачи газа и воздуха для ГМД.

4. Получения зависимостей, позволяющих адекватно описывать характеристику тепловыделения.

5. Создания комплекса модернизированных математических моделей и алгоритма расчета рабочего процесса ГМД, и апробирования программы расчета на ПЭВМ.

В диссертационной работе проведен анализ особенностей рабочего процесса ГМД, вариантов его практической реализации, а также модернизированных моделей и методик расчета динамики тепловыделения двигателя. В результате анализа определены основные направления их развития. Газовый двигатель обладает рядом преимуществ по сравнению с дизелем, в том числе меньшим уровнем шума, большим моторесурсом, отсутствие нагара на поршнях и свечах, а также в отработавших газах, отсутствие детонации (октановое число газа 105−115), более длительный срок моторного масла (в 1,5,-2 раза), лучшими экологическими показателями, и наконец, топливной экономичностью.

Многообразие схем и конструкций электронного управления подачей топлива в ГМД свидетельствуют о сложной взаимосвязи между факторами, определяющими эффективность процесса, и отсутствии единого подхода к решению проблемы. Противоречивость данных, приводимых различными авторами о рабочем процессе и протекании сгорания в газовом двигателе, во многом определяется тем, что в рассмотренных случаях, скорее всего использовались различные виды газовых топлив, а также способы регулирования и виды газовой аппаратуры. Это не позволяет выработать конкретные рекомендации по оптимизации рабочего процесса с применением электронной системы управления при конвертации дизельных двигателей для работы на природном газе. Обзор математических моделей газового рабочего процесса показал, что работы в этом направлении ведутся с недостаточной интенсивностью, что связано со сложностью описания процесса. Сформулированы задачи исследования (гл. 1).

Во второй главе предложен комплекс модернизированных моделей и методик расчета рабочего процесса газовой модификации дизеля. Представлена модель физического состояния рабочего тела, а также модернизированная модель процесса газообмена при регулируемом теплообмене на впуске газовой модификации дизеля. Рассмотрено влияние различных физических факторов, определяющих сгорание в цилиндре двигателя. Выбрана формула для описания динамики тепловыделения ГМД. Получены зависимости параметров характеристик тепловыделения при использовании природного газа и режима работы двигателя. Исследованы пути решения по определению рационального способа регулирования ГМД.

Экспериментальному исследованию рабочего процесса ГМД посвящена третья глава. Сформулированы цели экспериментальных исследований и методика их проведения. Для реализации экспериментов разработана экспериментальная установка, позволяющая установить зависимость основных показателей работы двигателя от режимных и регулировочных параметров, а также оценить влияние различных факторов на индикаторный КПД, угол опережения зажигания, максимальное давление сгорания и скорость повышения давления. Для исследования параметров рабочего процесса газового двигателя разработан и реализован информационно-измерительный комплекс на базе ПЭВМ. Произведена оценка погрешности измерений.

В заключительной четвертой главе определено адекватность результатов расчетных и экспериментальных данных, в ходе проведенных исследований. Приведены количественные оценки влияния отдельных величин и факторов на параметры рабочего процесса. Получены зависимости характеристик тепловыделения от долей теплоты газа и режимов работы ГМД. Выполнена сравнительная оценка эффективности работы ГМД в зависимости от сочетания различных входных параметров.

Научную новизну работы представляет:

1. комплекс моделей и методику расчета для обоснования и разработки модернизированной системы управления рабочим процессом ГМД.

2. Сформулированная физически обоснованная модель сгорания и тепловыделения в ГМДпредложенные зависимости для определения ее параметров.

Практическая значимость:

1. Рекомендации по реализации результатов расчетных теоретических и экспериментальных исследований.

2. Рекомендации по улучшению показателей газовой модификации при работе по нагрузочной и внешней скоростной характеристик.

3. Модернизированная система электронного управления рабочим процессом ГМД.

4. Зависимости, полученные путем экспериментально-теоретического исследования, могут быть использованы для расчетного прогнозирования параметров газового двигателя и выбора рациональных регулировочных решений.

5. Усовершенствованная технологическая схема и параметры ее элементной базы, а также модернизированная структура системы электронного управления составом газовоздушной смеси использованы при разработке предложений в эскизный проект газопоршневого двигателя 12ГЧН18/20 в ОАО «Звезда» г. Санкт-Петербург.

На защиту выносятся:

1. Комплекс модернизированных математических моделей протекания рабочего процесса ГМД.

2. Модернизированная система электронного управления ГМД.

3. Результаты экспериментального исследования специфики рабочих процессов в газовом двигателе.

4. Физически обоснованные и экспериментально подтвержденные зависимости параметров тепловыделения в газовом двигателе от исходных условий в цилиндре.

5. Полученные зависимости регулирования состава газовоздушной смеси и угла опережения зажигания топлива ГМД.

По теме диссертации опубликовано 14 печатных работ.

4.7. Выводы.

1. Перевод дизеля на газовый рабочий процесс обеспечивает возможность сохранения мощности базового двигателя без ухудшения показателей экономичности и существенного повышения нагрузок на детали КШМ.

2. Основными факторами, влияющими на протекание рабочего процесса, мощ-ностные, экономические и экологические показатели газового двигателя являются, применения смешанного регулирования газовоздушной дополнительный информационно измерительный канал системы электронного управления ГМД, угол опережения зажигания, а также коэффициент избытка воздуха. Последний фактор играет решающую роль в изменении параметров двигателя при работе по нагрузочной характеристике.

3. Данные, полученные при исследовании влияния дросселирования газовоздушной смеси на эффективный КПД позволяют делать выводы о предпочтительности смешанного регулирования.

4. При работе по газовому рабочему процессу концентрация СО в ОГ при 0=18° ниже на 1,62 г/кВт-ч, при 0=12° на 1,0 г/кВт-ч. Концентрация СН при 0=18° повышается на 0,07 г/кВт-ч и при 0=12° понижается на 7,83 г/кВт-ч. Выбросы NOx при 0=18° выше на 1,67 г/кВт-ч и при 0=12° ниже на 0,77 г/кВт-ч.

5. При рассмотрении нагрузочных характеристик представленных на рис. 4.20.4.23 видно, что с уменьшением надпоршневого зазора, концентрация СО в ОГ снижается на всех режимах работы двигателя. Концентрация NOx снижается при 0=12° и повышается при 0=18° снижается температура ОГ в среднем на 30° и улучшается топливная экономичность двигателя в среднем на 10 г/лсч. При 0=15° концентрации СН уменьшаются незначительно по NOx и СО результаты ухудшаются нежели при 0=12° это заметно по рис. 4.23. Выбросы углеводородов могут быть уменьшены при использовании каталитического нейтрализатора отработавших газов.

Заключение

.

Научная новизна работы представляет:

1. комплекс модернизированных моделей и методику расчета для обоснования модернизированного управления рабочим процессом газового двигателя.

2. Сформулированная физически обоснованная модель сгорания и тепловыделения в газовом двигателе и предложены зависимости для определения ее исходных параметров.

Практическая значимость:

1. Рекомендации по реализации результатов расчетных теоретических и экспериментальных исследований.

2. Рекомендации по улучшению показателей газовой модификации при работе по винтовой и внешней скоростной характеристик.

3. Модернизированная система электронного управления рабочим процессом газового двигателя.

4. Зависимости, полученные путем экспериментально-теоретического исследования, могут быть использованы для расчетного прогнозирования параметров газового двигателя и выбора рациональных регулировочных решений.

5. Усовершенствованная технологическая схема и параметры ее элементной базы, а также модернизированная структура системы электронного управления составом газовоздушной смеси использованы при разработке предложений в эскизный проект газопоршневого двигателя 12ГЧН18/20 в ОАО «Звезда».

В результате исследований, которое включали: анализ схем, конструкций и управления газовыми двигателями 8ГЧ12/12 и 12ГЧН18/20, методов их исследования, существующих данных по рабочим процессам, разработку и создание t экспериментальной установки, можно сделать следующие выводы:

1. Установлено, что длительность движения фронта пламени достаточно полно описывается совокупностью параметров, которые, согласно теории горения, определяют скорость его распространения.

2. На основе теоретических положений и результатов эксперимента получено математическое описание процессов воспламенения и сгорания в газовом двигателе, учитывающее турбулентную скорость распространения фронта пламени по углу поворота коленчатого вала, при этом предложены методы определения основных его параметров.

3. Комплекс показателей — коэффициент избытка воздуха (а), средняя температура за время распространения сгорания в газовоздушной смеси (7), частота вращения KB («), объем поступающей в цилиндр газовоздушной смеси (V), а также зависимости, полученные в ходе исследований, описывают характер протекания рабочего процессапри этом изменение скорости распространения фронта пламени внутри цилиндра, определяется информационно-измерительным комплексом, выражая полученные значения в единицах угла ПКВ.

4. Предложенная модернизированная схема системы электронного управления с применением дополнительного информационно-измерительного канала, обеспечивает возможность оценки основных параметров и характеристики показателей рабочего процесса газового двигателя на основании комплексных показателей (а, Т, п, V).

5. В результате расчетно-теоретических исследований установлено, что сгорание в газовом двигателе может быть представлено как совокупность развивающихся процессов — воспламенения, быстрого сгорания части газового топли ва в воздушной среде и распространения фронта турбулентного пламени от очага воспламенения до стенки камеры сгорания. Определяющим параметром для описания фазы сгорания является — длительность движения фронта пламени, выраженная в углах поворота коленчатого вала. Установлено, что с увеличением, а от 1 до 1,35, определяемый угол ПКВ характеризует увеличение скорости распространения фронта пламени внутри цилиндра на 25.30%.

6. Результаты экспериментальных исследований экологических и топливно-экономических показателей характеризуют преимущество работы исследуемого двигателя 8ГЧ12/12, при этом выбросы NOx снижаются на 3%, СО — 7,5%, уро вень СН~уменьшается при использовании сравнительно простого окислительного нейтрализатора на 10 — 15%, в сравнении с требованиями правил № 49−02 (Ев-ро-2). Удельный расход топлива (ge) исследуемого двигателя 8ГЧ12/12 уменыиается на 7,2. 15% по сравнению с двигателем 12ГЧН18/20 и на 1.1,5% с прототипом 8ГЧ12/12.

7. При использовании полученной математической модели рабочего процесса, с учетом результатов экспериментов по оценке факторов, определяющих токсичность отработавших газов двигателя, определен рациональный способ регулирования газовых двигателей, обеспечивающий обоснованный компромисс между требованиями максимального КПД двигателя и ограничениями, накладываемыми необходимостью минимизации токсичности отработавших газов исследуемого двигателя.

8. Усовершенствованная технологическая схема и параметры ее элементной базы, а также модернизированная структура системы электронного управления составом газовоздушной смеси использованы при разработке предложений в эскизный проект газопоршневого двигателя 12ГЧН18/20 в ОАО «Звезда» г. Санкт-Петербург.

9. Полученные результаты подтверждают достижение цели диссертационной работы: улучшение основных показателей газовой модификации дизеля путем совершенствования рабочего процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильный справочник. 1-е изд. перевод с англ., М.: изд-во «За рулем», 2000. — 895 с.
  2. И.А. Измерение давлений при быстропротекающих процессах. М.: «Энергия», 1970. — 64 с.
  3. Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях. М.: «Машиностроение», 1969−48 с.
  4. Ю.Н. Методические рекомендации по тепловому расчету ДВС. -М.: ВНИИГаз, 1980. 45 с.
  5. И.И. Новое о рабочем цикле двигателей. М.: Машгиз, 1962. — 271 с.
  6. М.П., Новиков И. И. Уравнение состояние реальных газов. // М.: Госэнергоиздат, 1948. 338 с.
  7. А.Н. Процессы сгорания в быстроходных поршневых двигателях. -М.: Машиностроение" 1965. 212 с.
  8. Л.Я. Методы измерений в двигателях внутреннего сгорания — М. — Л.: Машгиз, 1966.-272 с.
  9. Газодизельные КамАЗы. // Автомобильная промышленность. 1989. — № 1. -С.6−8.
  10. Ф.Г., Гриценко А. И., Васильев Ю. Н., Золотаревский Л. С. Природный газ как моторное топливо на транспорте. — М.: Недра, 1986. — 327 с.
  11. К.И. Газовые двигатели. М.: Машиностроение, 1977.
  12. К.И. Анализ и расчет влияния сгорания на рабочий процесс в двигателе с искровым зажиганием. Поршневые ДВС. М.: АН СССР, 1952.
  13. К.И. Экономия топлива за счет применения бедных смесей и оптимального регулирования. // Автомобиль 1951. — № 8 — С. 29 — 32.
  14. Дж., Кертис Ч., Берд Р. молекулярная теория газов и жидкостей.
  15. Н.А., Аксенов В. Л., Куц В.П. Сравнение экологических показателей дизельного и газодизельного двигателей // Химическая технология. 1988. — № 5. — С. 8 — 13.
  16. А. А. О перспективах развития топливного производства в двигателестроении // Химия и технология топлив и масел. 1980. — № 9 — С. 22−23.
  17. Двигатели внутреннего сгорания. Том 1. Теория рабочих процессов.// Под. ред. В. Н. Луканина. М.: Высшая школа, 1995. 369 с.
  18. Двигатели внутреннего сгорания. Система поршневых и комбенированных двигателей. 2-е изд. А. С. Орлин, В. П. Алексеев, Д.Н. вырубов и др. М.: Машиностроение, 1973. — 480 с.
  19. Двигатели внутреннего сгорания. Т. II. Авиационные двигатели сост. Д. Р. Пай. / Пер. Г. И. Гервасияи, Н.Т. Ожгихина- под ред. А. А. Добрынина. М.: Гос. изд. обон. пром. 1940. — 261 с.
  20. Н.Х., Пугачев Б. П., Магидович Л. Е. Определение основных параметров характеристики тепловыделения // Труды ЛПИ № 316 Л. 1970. -С. 76−82.
  21. Н.Х., Пугачев Б. П., Магидович Л. Е. Определение основных параметров характеристики тепловыделения // Труды ЛПИ № 316 Л. 1970. С. 76−82.
  22. К.Е., Лисовал, А.А., Колесник Ю. И. Система питания и регулирования для переоборудования дизелей в газодизели // Двигателестроение. — 1995. № 2 — с. 6 — 10.
  23. Н.Ф. Справочник по углеводородным топливам и продуктам их сгорания. М. — Л.: Госэнергоиздат, 1962. — 288 с.
  24. В.И. Совершенствование систем питания. Диссертация на соискание ученой степени д-ра техн. наук: 05.04.02. М., 1996. — 384 с.
  25. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. — М.: Машиностроение, 1973. 199 с.
  26. А.С. Основы сжигания газового топлива. Справочное руководство. Л.: Недра, (Ленингр. отд-ние), 1980. 263 с.
  27. А.Б., Петриченко P.M. Расходные характеристики и особенности течения сжимаемого газа через малые отверстия прямоугольные сечения. // Изв. вузов СССР. Сер. Энергетика. 1985. — № 5. — С. 24 — 27.
  28. В.П., Соколик А. С. О влиянии давления на скорость ламинарного и турбулентного горения. М. ДАН СССР, 1960 — т. 132 — № 6 — 1341с.
  29. JI.K. Газовые двигатели поршневого типа. // 2-е изд. перераб. JL: Машиностроение, 1968 248 с.
  30. Ю.Ю., Серебренников В. А. Техника и планирование эксперимента. JL: ЛПИ, 1986 — 70 с.
  31. О.Г., Матвеев В. В. Численное моделирование рабочего процесса дизелей, газовых двигателей и газодизелей // Двигателестроение. — 1990. -№ 11. С. 11−13.
  32. Н.В. Физико-химические основы процесса горения топлива. — М.: Наука, 1971.-272с.
  33. В.А. Природный газ как моторное топливо для тракторных дизелей. Киров: ГИПП «Вятка», 2002. — 277 с.
  34. В.В. Пьезорезонансные датчики. М.: Энергоатомиздат, 1989. — 272 с.
  35. М.Д. Работа дизеля на сжиженном газе. — М.: Машиностроение, 1980.-151 с.
  36. В.П. Газовое топливо и его сжигание. — Л.: Недра, 1966. — 327с.
  37. В.П., Медников Ю. П. Сжигание природного газа. JL: Недра, 975. -391с.
  38. В.П. Газовое топливо и его сжигание. Л.: Недра, 1966.- 327с.
  39. А.В. Исследование рабочего процесса автомобильного двигателя с факельным зажиганием при карбюраторном смесеобразовании и впрыске легкого топлива: Дис. Канд. техн. наук. Л., 1961, 156 с.
  40. А.В. Улучшение топливно-энергетических и экологических показателей автотракторных двигателей. Л.: ЛСХИ, 1990. -46 с.
  41. А.В., Капустин А. А., Дыбок В. В., Хакимов Р. Т. Обоснование концепции системы приготовления газовоздушной смеси. // Сб. науч. тр. междунар. науч.-техн. конф. СПб.: СПбГАУ, 2004. — С. 330 — 340.
  42. А.В., Хакимов Р. Т., Капустин А. А. Совершенствование системы питания модернизированного дизеля при работе на газовоздушной смеси. // техника и технологии агропромышленного комплекса. / Вестник
  43. Московского Государственного Аграрного Университета 2004. — № 4(9) -С. 47 — 52.
  44. А.В., Хакимов Р. Т. Улучшение экологических, топливно-экономических и ресурсных показателей путем совершенствования технического обслуживания тракторных дизелей. // Сельский механизатор -2004.-№ 11-С. 4−5. ~
  45. А.В., Шкрабак B.C. Энергетические установки и машины. Двигатели внутреннего сгорания: Учеб. Пособие. СПб.: СПбГАУ, 2004. -438 с.
  46. Г. П. Двигатели внутреннего сгорания, автомобили, тракторы и их эксплуатация. М.: изд-во Высшая школа, 1989. — 319 с.
  47. Перевод двигателей внутреннего сгорания на газообразное топливо. // Под ред. Д. Н. Вырубова. -М.: Машгиз, 1946. 239 с.
  48. Петриченко Р. М Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания. Учеб. Пособие. Л.: Ленинград. Ун-тет, 1983 -244с.
  49. P.M., Оносовский В. В. Рабочие процессы поршневых машин. -Л.: Машиностроение, 1972. — 167 с.
  50. А. А. Унифицированные газовые дизельные двигатели. — М.: Недра, 1967.-196 с.
  51. Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях. Харьков: Высшая школа, 1980 — 169 с.
  52. И .Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. — М.: Высшая школа, 1975. 320 с.
  53. В.А. и Родичева Г.И. Тракторы и автомобили. М.: Высшая школа, 1982.-320с.
  54. Г. Б., Виленский П. И., Горелик Я. И. Датчики с проволочными преобразователями для исследования двигателей внутреннего сгорания. — М.: Машиностроение, 1966. 136 с.
  55. Р.В. Двигатели автомобилей и тракторов. Устройство и расчёт систем двигателей. С-Пб.: СПбГТУ, 1998 — 120с.
  56. Т.Ю. Экологический мониторинг окружающей среды при эксплуатации автотракторной техники. — СПб.: Индикатор, 1998. — 80 с.
  57. Ю.Б. Принципы построения обобщенной теории сгорания в дизелях // Двигателестроение 1980. — № 9 — с. 21 — 23.
  58. Семенов Н. Н Развитие теории цепных реакций и теплового воспламенения. -М: Знание, 1969.-95с.
  59. Н.Н. О типах кинетических кривых цепных реакций (1-закономерности автокабалитического типа). // Доклады АН СССР. М., 1944.-т. ХШ-№ 8.
  60. А.С., Воинов А. Н., Свиридов Ю. Б. Влияние химических и турбулентных факторов на процесс сгорания в двигателях. // В сб. Сгорание в транспортных поршневых двигателях М.: АН СССР, 1961 — С. 153 — 166.
  61. В.М. Справочник по тепловому расчету рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания. 3-е изд. перераб. Л.: изд-во «Речной транспорт», 1961. — 417 с.
  62. Теория двигателей внутреннего сгорания. // Под ред. Н. Х. Дьяченко Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1974. — 552 с.
  63. Теплонапряженность двигателей внутреннего сгорания. // Справочное пособие. / А. К. Костин, В. В. Ларионов, Л. И. Михайлов Л.: Машиностроение. Ленингр. отдел., 1979. — 222 с.
  64. Теплотехнический справочник. 2-е изд., перераб. // Под ред. В. Н. Юренева и П. Д. Лебедева. Т.1. — М.: «Энергия», 1975. — 744 с.
  65. Термодинамические свойства газов. / М. П. Вукалович, В. В. Кириллов, С. А. Ремизов и др. М.: ГНТИ, 1953. — 376 с.
  66. А.А. Дизели и газовые двигатели. Каталог-справочник. М.-Л.: Машгиз, 1961.-128 с.
  67. А.В. Расчет и проектирование индуктивных измерительных устройств. — М.: Машиностроение, 1979. 173 с.
  68. Р.Т. Постановка частичных задач для решения проблем создания газодизеля. // Инновационные подходы к развитию сферы сервиса. Материалы конференции. / Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики 2003. — т. I — С. 201 — 204.
  69. З.А., Генин А. Б. Судовые газосиловые установки. JL: Издательство министерство речного флота СССР, 1951. — 372 с.
  70. Л.Н. Физика горения и взрыва. М.: МГУ, 1957. — 442 с.
  71. В.М., Шур И.А. Сжигание газов в топках котлов и печей и обслуживание газового хозяйства предприятий. 7-е изд. перераб. Под. ред. В. Е. Берхмана. Л.: Недра (Ленингр. отд-ние), 1980. — 282 с.
  72. Е.А., Генкин К. И. Транспортный газовый двигатель с внутренним смесеобразованием. М., Изд. АН СССР, 1954 — 224 с.
  73. Г. Е. Газодизель ГД-700. // Транспортное машиностроение. М.: ЦИНТИмаш, 1962 — сер. VI.
  74. Г. Е. Исследования рабочего процесса четырехтактного газодизеля с наддувом на природном газе. М., М-во тяжелого, энерг. и трансп. машиностроения, научно исследоват. ин-т информации по тяжелому, энерг. и трансп. машиностроению (ДВС), 1968 — 31 с.
  75. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС. Алгоритмы прикладных программ. // Под. ред. д-ра техн. наук проф. P.M. Петриченко. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние.), 1990. 328 с.
  76. Weaver C.S. and Turner S. H. «Dual Fuel Natural Gas/Diesel Engines: Technology, Performance, and Emissions,» SAE Paper 940 548.
  77. Dugger G.L., Weast R.C., Heimel S., Flame Velocitu and Preflame reaction in Heated Propane-Air Mixtures, Ind. Engng. Chem., 1955, v. 47. № 1
  78. W.E., Thrasher W. И., ''Natural Gas as a Stationary and Vehicular Fuel," SAE Paper 912 364.
  79. P., Dirnhoiz M., «Time-Controller Pilot Injection for Stationary and Heavy-Duty Gas Engines,» SAE Paper 971 713.
  80. Gebert K., Beck N. J., Barkhimer R. L., Wong, H., «Strategies to Improve Combustion and Emission Characteristics of Dual Fuel Pilot Ignited Natural Gas Engines,» SAE Paper 971 712.
  81. Liu Z., Karim G. A., «The Ignition Delay Period in Dual Fuel Engines,» SAE Paper 950 466.
  82. Gebert K., Beck N. J., Barkhimer R. L., Wong, H., «Development of Pilot Fuel Injection System for CNG Engine,» SAE Paper 961 100.
  83. Liu Z., Karim G. A., «A Predictive Model for the Combustion Process in Dual Fuel Engines,» SAE Paper 952 435.
  84. N., Matsumoto S., Katoh К., Tanaka Т., Harada J., Takahashi N., Yokota K., Sugiura M., Kasahara K., «Development of a new Concept Three-Way Catalyst for Automotive Lean-Burn Engines,» SAE Paper 950 809.
  85. Degobert P., Automobiles and Pollution, SAE Publications, Warrendale, PA, 1995.
  86. John D. Maples, James S. Moore, Jr., Philip D. Patterson, Vincent D. Schaper, Alternative Fuels for U.S. Transportation, 2000.1. АКТ
  87. О внедрении результатов диссертационной работы1. Хакимова Р.Т.
  88. Ofy> /
  89. Председатель комиссии: Члены комиссии:
  90. Н.Е. ' Зяблов В.Н.1. Цг—всокин Н.Г.
  91. О внедрении результатов диссертационной работы Хакимова Р.Т.
  92. Технология обслуживания транспортных средств" СПбГУСЭ, д.т.н., профессор. А.А. Капустин
  93. Утверждаю: ВИО «Санкт-Петербургского эщАграрного Университета"йЩГПрофессор Ефимов В.А.2006 г. 2006 г.1. СПРАВКА
  94. Об использовании результатов НИР Хакимова Р. Т. в учебном и научно-исследовательских процессах
  95. Автомобили и автомобильное хозяйство
  96. Д.т.н., профессор Г. А. Курмашев
Заполнить форму текущей работой