Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вероятностные характеристики экстремальных ледовых нагрузок на сооружения континентального шельфа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учет воздействия торосов является одной из наиболее сложных задач при проектировании МЛП. В существующих нормативных документах по расчету ледовых нагрузок на гидротехнические сооружения учет нагрузок от торосистых образований производится с помощью коэффициента торосистости, значения которого не достаточно обоснованы. Это объясняется ограниченностью информации о морфологических и прочностных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Методы определения экстремальных ледовых нагрузок и надежность гидротехнических сооружений континентального шельфа
    • 1. 1. Морские ледостойкие платформы и их надежность
      • 1. 1. 1. Конструкции морских ледостойких платформ
      • 1. 1. 2. Надежность морских ледостойких платформ
    • 1. 2. Экстремальные ледовые нагрузки на морские ледостойкие платформы
      • 1. 2. 1. Результаты экспериментальных исследований параметров торосов и нагрузок
      • 1. 2. 2. Теоретические исследования
      • 1. 2. 3. Вероятностное описание ледовой нагрузки
    • 1. 3. Выводы
  • 2. Модели взаимодействия торосов с морскими ледостойкими платформами
    • 2. 1. Воздействие на вертикальные опоры
    • 2. 2. Воздействие на конические опоры
    • 2. 3. Учет пространственной работы киля тороса
    • 2. 4. Исследование детерминированной модели
    • 2. 5. Выводы
  • 3. Имитационная модель воздействия дрейфующих торосов на морские ледостойкие платформы
    • 3. 1. Постановка задачи
    • 3. 2. Описание имитационной модели
    • 3. 3. Алгоритм и программа реализации задачи
    • 3. 4. Исследование имитационной модели
      • 3. 4. 1. Требования к исходным данным
      • 3. 4. 2. Анализ результатов численного моделирования
    • 3. 5. Выводы
  • 4. Численное моделирование экстремальных ледовых нагрузок на платформу «Моликпак» для условий шельфа о. Сахалин
    • 4. 1. Исходные данные
    • 4. 2. Анализ результатов расчетов
    • 4. 3. Выводы

Вероятностные характеристики экстремальных ледовых нагрузок на сооружения континентального шельфа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Истощение запасов нефти и газа на суше привело к необходимости их поиска и разработки на шельфе морей и океанов.

Континентальный шельф России обладает значительными ресурсами нефти и газа. Общий нефтегазоносный потенциал российского шельфа превышает 100 млрд. т, 85% ресурсов принадлежит недрам арктических морей и 14% - дальневосточных. Освоение российского шельфа не имеет аналогов и представляет собой сложнейшую научно-техническую и инженерную проблему, связанную, прежде всего, с освоением нефтегазовых ресурсов шельфа ледовитых морей.

Мировая морская нефтегазовая промышленность имеет значительный опыт по освоению шельфовой зоны морей в условиях с умеренным климатом. Однако она еще не располагает отработанной технологией и необходимыми техническими средствами для организации в широких масштабах разведочных и эксплуатационных работ в арктических морях.

Освоение нефтегазовых ресурсов шельфа северных и дальневосточных морей в значительной степени осложняется наличием ледяного покрова. Ледовые условия в конкретных физико-географических районах определяют способ эксплуатации месторождений и, как следствие, технические решения конструкций нефтегазопромысловых объектов.

Для восприятия значительных по величине ледовых нагрузок разработаны принципиально новые виды специальных инженерных сооружений — морские ледостойкие платформы (МЛП).

Обеспечение экономичности и эксплуатационной надежности МЛП зависит главным образом от степени изученности и правильного учета ледового режима акваторий, а также достоверности определеи ния величин ледовых нагрузок, возникающих при воздействии движущихся ледяных полей на опоры сооружений. Обоснованное определение расчетных значений ледовой нагрузки существенно влияет на стоимость МЛП. Например, стоимость морской ледостойкой платформы «Моликпак», которая в 1998 г. возведена на шельфе о. Сахалин для освоения Пильтун-Астохского месторождения, оценивается в 800 млн. долларов США, а обустройство всего месторождения — в несколько миллиардов долларов.

В связи с этим требуется разработка методов расчета ледовых нагрузок для обеспечения рационального проектирования технических средств обустройства морских месторождений.

Повышение надежности ледостойких сооружений имеет огромное значение для безопасности обслуживающего персонала и защиты окружающей среды, так как авария МЛП может привести к серьезной экологической катастрофе. Поэтому проблема разработки обоснованных методов расчета ледовых нагрузок является актуальной.

Наибольшую опасность для шельфовых сооружений, возводимых на замерзающих акваториях северных морей со сложным ледовым режимом, будут оказывать дрейфующие торосы или гряды торосов, нагрузки от которых являются экстремальными.

Учет воздействия торосов является одной из наиболее сложных задач при проектировании МЛП. В существующих нормативных документах по расчету ледовых нагрузок на гидротехнические сооружения учет нагрузок от торосистых образований производится с помощью коэффициента торосистости, значения которого не достаточно обоснованы. Это объясняется ограниченностью информации о морфологических и прочностных параметрах ледяных образований, сложностью их определения и прогнозирования и сложностью моделирования как самих торосистых образований, так и процесса их взаимодействия с сооружениями.

Ледовые нагрузки от дрейфующих торосов зависят от большого количества факторов и в целом являются функциями случайных аргументов, т. е. носят случайный характер. Однако отечественные нормы составлены на основе концепции предельных состояний, которая не позволяет полностью учесть случайную природу ледового режима и воздействий на МЛП. Поэтому в последние годы при проектировании таких ответственных сооружений, как МЛП, особое внимание уделяется методам теории надежности, которые позволяют произвести наиболее полный учет всех случайных факторов.

Определение вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок позволяет при проектировании МЛП давать оценку вероятности наступления предельного состояния (отказа) сооружения, т. е. рассчитывать его надежность. Это обусловливает необходимость исследований статистических параметров ледового режима перспективных акваторий и процессов взаимодействия сооружений с торосистыми полями в течение ледового сезона и всего срока службы сооружения. Вероятностные характеристики экстремальных ледовых нагрузок используются для оценки надежности сооружений на возникновение внезапного отказа (вероятности превышения общей внешней нагрузки над несущей способностью сооружения).

Таким образом, актуальными являются исследования вероятностных характеристик ледовых нагрузок для обоснованного проектирования таких уникальных сооружений, как МЛП.

Цель работы — разработка методики определения вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок от торосов на МЛП.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— разработать детерминированную модель воздействия дрейфующих торосистых образований на сооружения;

— разработать вероятностную модель взаимодействия торосистых образований с сооружениями;

— разработать алгоритм и программу численного моделирования параметров торосов и определения функции распределения экстремальных ледовых нагрузок от торосов с учетом вероятности их столкновения с МЛП.

Во введении обоснованы актуальность, научная новизна работы, отражены основные цели, методы и результаты исследований, их практическое значение, апробация работы.

В первой главе рассмотрены вопросы, связанные с особенностями и спецификой применения различных конструкций МЛП, приведена их классификация, рассмотрены методы оценки надежности гидротехнических сооружений континентального шельфа.

Показано, что для районов с динамичным ледовым режимом ледовые нагрузки от торосов на конструкции морских гидротехнических сооружений являются определяющими. Точность определения ледовых нагрузок непосредственно влияет на надежность и экономичность технических решений МЛП.

Выполнен обзор теоретических и экспериментальных исследований экстремальных ледовых нагрузок от торосов на МЛП.

Во второй главе на основе обзора исследований разработаны теоретические модели взаимодействия торосистых образований с опорами МЛП и формирования ледовой нагрузки. Модели основаны главным образом на схемах разрушения тороса перед сооружением, описываемых методами предельного напряженного состояния.

Проведены исследования по уточнению коэффициента пространственной работы киля тороса с учетом его геометрической формы на основе теоретических предпосылок, принятых в механике грунтов.

Выполнен сопоставительный анализ ледовых нагрузок, вычисленных по моделям, предлагаемым автором, с ледовыми нагрузками по моделям других исследователей. Оценено влияние различных параметров на величину как общей ледовой нагрузки от торосов, так и ее составляющих.

В третьей главе выполнена постановка задачи вероятностного описания процесса воздействия дрейфующих торосов на сооружение.

Разработана имитационная модель формирования экстремальных ледовых нагрузок от торосов, в которой определяются силы воздействия торосов на МЛП и их вероятности. В имитационной модели используются статистические данные натурных наблюдений за параметрами торосов.

Для реализации имитационной модели разработаны алгоритм и программа расчета вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок от торосов.

Разработана методика определения вероятностного распределения экстремальных ледовых нагрузок от торосов с учетом вероятности их столкновения с МЛП. Предложенная методика позволяет определять функцию распределения превышения ледовых нагрузок от торосов за различные периоды повторяемости ледовых условий.

Выполнено исследование функционирования разработанной имитационной модели при различных исходных параметрах.

В четвертой главе приведен пример расчета вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок от торосов на модернизированную ледостойкую платформу «Моликпак», установленную в 1998 году на шельфе о. Сахалин. Исходные данные были приняты на основе натурных наблюдений ледового режима в рассматриваемой области акватории. В результате получены: функция распределения превышения ледовых нагрузок от торосов и функция распределения их наибольших крайних значений. На основе результатов расчета вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок от торосов оценена надежность платформы «Моликпак» по внезапному отказу.

В заключении приведены основные научные и практические результаты исследований, выполненных автором.

Научная новизна работы состоит в разработанном вероятностном подходе к определению нагрузок от торосов на МЛП и заключается в следующем:

— разработана методика определения вероятностного распределения экстремальных ледовых нагрузок от торосов на МЛП;

— уточнена модель формирования максимальных ледовых нагрузок от торосов на МЛП;

— разработана и реализована в виде компьютерной программы имитационная модель процесса воздействия дрейфующих торосов на морские ледостойкие платформы;

— получена функция распределения экстремальных ледовых нагрузок с учетом вероятности столкновения торосов с МЛП.

Методы исследований. В работе использовалисьметоды математического моделированияметоды теории вероятностей и математической статистикиметоды предельного напряженного состояния сплошной среды.

Практическая ценность. Практическая ценность работы заключается в разработке методики расчета вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок от торосов на проектируемые конструкции ледостойких сооружений в условиях шельфа ледовитых морей. Результаты работы могут быть использованы в технико-экономическом обосновании освоения морских нефтегазовых месторождений на шельфе ледовитых морей России при проектировании МЛП.

На защиту выносятся следующие основные результаты работы:

— методика расчета вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок для расчета надежности МЛП на внезапный отказ;

— детерминированная модель воздействия торосов на опоры МЛП;

— вероятностная имитационная модель воздействия торосов на опоры МЛП.

Достоверность научных положений и полученных результатов обоснована:

— общепринятыми апробированными исходными положениями;

— применением стандартных методов исследований и обработки результатов;

— соответствием результатов исследований, полученных автором, с результатами других исследователей в этой области.

Результаты исследований использованы:

— в отчетах по научно-исследовательской работе ДВГТУ по госбюджетной и хоздоговорной тематике (научно-технические программы: «Океанотехника», «Дальний Восток» и др.);

— в учебном процессе Строительного института ДВГТУ по дисциплине «Сооружения континентального шельфа», в курсовом и дипломном проектировании.

Апробация работы. Основные результаты исследований докладывались и обсуждались на П-ой Международной студенческой научной конференции «Студент и прогресс строительной индустрии» (Москва, 1990), на 11-м Международном студенческом форуме стран АТР (Владивосток, 1997), на международных конференциях: «Стихия. Строительство. Безопасность» (Владивосток, 1997), «Кораблестроение и океанотехника. Проблемы и перспективы» (Владивосток, 1998) — на конференциях Международного общества шельфовой и полярной технологий ISOPE (Пусан, 1996; Гонолулу, 1997; Монреаль, 1998) — на симпозиумах по проблемам изучения льда Международной ассоциации гидравлических исследований, LAHR (Потсдам, 1998) — на Международном семинаре REIFS (Момбецу, 1999) — ежегодных научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава ДВГТУ (1996;1998), и др.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 22 научные работы, в том числе 12 на английском языке, получено одно авторское свидетельство.

Автор считает своим долгом выразить глубокую признательность научному руководителю диссертационной работы, д.т.н., профессору А. Т. Беккеру за оказанную помощь и консультации, а также сотрудникам института «СахалинНИПИморнефть» за предоставленные материалы.

4.3. Выводы.

1. В главе выполнен вероятностный расчет экстремальных ледовых нагрузок, действующих на модифицированную платформу «Моликпак», установленную в сентябре 1998 г. на месторождении сахалинского шельфа «Пильтун-Астохское». Исходные данные для расчета, полученные на основе результатов натурных исследований, были предоставлены институтом «СахалинНИПИморнефть» .

2. Вероятностные характеристики экстремальных ледовых нагрузок от торосов были получены на основе детерминированной и имитационной моделей, разработанных в главах 2 и 3. Распределение экстремальных ледовых нагрузок от торосов для принятых условий подчиня ется логарифмически нормальному закону с параметрами среднего х=194,755 МН и дисперсии ?2=25 805,33.

3. Получена функция распределения превышений экстремальных ледовых нагрузок с учетом вероятности столкновения торосов с МЛП для периодов повторяемости ледовых условий Т= 1 год, 20 и 100 лет, соответственно.

4. Для более подробного описания «хвоста» распределения превышений экстремальных ледовых нагрузок от торосов использовалась теория распределений экстремальных значений. Так как распределение ледовых нагрузок от торосов подчиняется логарифмически нормальному закону, наибольшие крайние значения ледовых нагрузок распределены по двойному экспоненциальному закону, или закону Гумбеля пер/ вого типа. Для этого случая определена величина максимальной ледовой нагрузки от торосов с вероятностью превышения ср (г/)=0,99, равная РГтах=890 МН.

5. Выполнена оценка надежности платформы «Моликпак» по наступлению внезапного отказа. В качестве примера расчета надежности рассмотрен такой вид отказа, как потеря несущей способности платформы на сдвиг. Вероятность наступления отказа определялась как вероятность превышения внешних нагрузок над несущей способностью сооружения и равна ф=103, что соответствует надежности Р=0,999.

Заключение

.

Наибольшую опасность для шельфовых сооружений, возводимых на акваториях ледовитых морей с динамичным ледовым режимом, представляют дрейфующие торосы или гряды торосов.

Учет воздействия торосов является одной из наиболее сложных проблем при проектировании МЛП. Проблема определения экстремальных ледовых нагрузок от торосов включает определение их геометрических и прочностных параметров, разработку моделей взаимодействия ледяных образований с сооружениями и формирования экстремальной нагрузки и оценку вероятностного распределения ледовых нагрузок.

Особенно важным является разработка методик определения вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок от торосов в течение всего срока службы сооружения, так как погрешности, связанные с недостаточным учетом случайной природы сил, могут значительно превосходить погрешности физических моделей.

Основные научные и практические результаты исследований, выполненных автором, состоят в следующем.

1. Уточнена модель формирования максимальных ледовых нагрузок от торосов на МЛП на основе учета криволинейных поверхностей скольжения в призме выпора при разрушении киля тороса, описываемых методами предельного напряженного состояния, и обоснованием коэффициента пространственной работы киля тороса с учетом его геометрической конфигурации.

2. Выполнен сопоставительный анализ ледовых нагрузок от торосов, полученных по предлагаемой модели исследований, с нагрузками, рассчитанными по моделям других исследователей, что в целом показало работоспособность модели.

3. Установлено, что для вертикального сооружения основной вклад в общую нагрузку вносит нагрузка от консолидированной части тороса (до 70%), для сооружения с наклонной гранью — нагрузка от киля тороса (приблизительно 60%).

4. Учет пространственной работы в среднем увеличивает нагрузку от киля на 30−40%, при этом общая ледовая нагрузка от торосов возрастает в среднем на 10−15% для вертикального сооружения и на 2030% - для сооружения с наклонной гранью.

5. Разработана и реализована в виде компьютерной программы имитационная модель процесса воздействия дрейфующих торосов на МЛП и формирования экстремальной ледовой нагрузки. В имитационной модели используются статистические данные натурных наблюдений за параметрами торосов.

6. Для реализации имитационной модели разработаны алгоритм и программа расчета вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок от торосов.

Т. Разработана методика определения вероятностного распределения экстремальных ледовых нагрузок от торосов с учетом вероятности их столкновения с МЛП за различные периоды повторяемости ледовых условий.

8. Исследование функционирования разработанной имитационной модели формирования экстремальных ледовых нагрузок от торосов на МЛП показало, что при расчете вероятностных характеристик экстремальных ледовых нагрузок от торосов, и особенно при их прогнозировании за определенный период времени, необходимо обязательно учитывать корреляционные связи между параметрами ледяных образований.

9. Достоверность и работоспособность моделей были проверены на конкретном примере численного моделирования воздействия дрейфующих торосов на модифицированную платформу «Моликпак» для условий шельфа о. Сахалин. В результате получены: функция распределения превышения ледовых нагрузок от торосов и функция распределения их наибольших крайних значений.

Выполнен расчет надежности платформы «Моликпак» по внезапному отказу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П., Долгополов Ю. В. Воздействие торосистого льда на опоры гидротехнических сооружений//В кн.: Труды координационных совещаний по гидротехнике. ' Регулированиеледовых явлений на каскадах гидроузлов. Вып. 111. Л., Энергия, 1976. — с. 154−157.
  2. С.П. Морфологические и прочностные параметры торосистых образований Охотского моря. Дисс. на соискание ученой степени канд. геогр. наук. -Оха, СахНИПИморнефть, 1996. 190 с.
  3. С.П., Астафьев В. Н., Трусков П. А. Торосы и стамухи Охотского моря: монография.-С-П.: Гидрометеоиздат, 1996. -'197с.
  4. А. Т., Комарова О. А., Уварова Т. Э., Четырбоцкий А. Н., Селиверстов В. И., Ермаков В. С. Анализ ледовых нагрузок на «Моликпак» для условий шельфа Сахалина. Сборник трудов ДВО РИА, Выпуск 2.- Изд-во ДВГТУ, Владивосток, 1999 (в печати)
  5. А. Т., Лалетин С. П., Кузнецов А. М. и др. Искусственныйостров и способ его возведения/А.с. № 1 669 228, опубл. 13.01.89.
  6. А. Т., Трусков П. А., Бекецкий С. П. и др. Способ определения прочности льда/ Патент № 2 054 499.
  7. А.Т., Комарова O.A. Имитационная модель взаимодействия тороса с сооружением. Тезисы докладов XXXVIII НТК ДВГТУ. -Владивосток, ДВГТУ, 1998, стр. 22−23.
  8. А.Т., Комарова O.A. Оценка надежности ледостойких сооружений континентального шельфа. Тезисы докладов. Международная конференция «Стихия. Строительство. Безопасность», Владивосток, 8−12 сентября 1997, стр. 242.
  9. А.Т., Комарова O.A. Разработка методики определения ледовых нагрузок от торосов для оценки надежности сооруженийконтинентального шельфа. Сборник трудов ДВО РИА, Выпуск 1.-Изд-во ДВГТУ, Владивосток, 1998, стр. 79−88.
  10. A.B. Экспериментальное определение составляющих суммарной нагрузки от торосистых образований на цилиндрические опоры//В сб. науч. тр. М.: Изд-во МИСИ, 1986, с. 158−161.
  11. В.В. Методы теории вероятностей и теории надежности врасчетах сооружений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1982. 351 с.
  12. В.Е., Бекецкий С. П., Трусков П. А., Поломошнов A.M. О морфологических параметрах стамух. Тр. ААНИИ, JI., 1990, т. 418, с. 116−128.
  13. A.B., Лощилов B.C. Точность авианаблюдений и картирования морских льдов. В сб.: «Ледяной покров Северного ледовитого океана и методики расчета некоторых ледовых явлений». Тр. ААНИИ, том 257, Л., Гидрометеоиздат, 1967.
  14. С.С., Белов А. Б., Носков Б. Д., Рогачко С. И. Исследование воздействия торосистых образований на сооружения континентального шельфа.//В сб. науч.тр. «Воздействие внешних факторов на морские гидротехнические сооружения».- М: 1986, с. 148−157.
  15. Введение в теорию порядковых статистик./Под ред. А. Л. Боярского.- М., 1970.
  16. Е.С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. М., Наука, 1988 — 480 с.
  17. С.А. Воздействие льда на морские сооружения шельфа. Итоги науки и техники//Сер. Водный транспорт, Т.13.-М.: 1988. 221с.
  18. В.П., Грищенко В. Д., Лощилов B.C. К вопросу о натурных исследованиях морфологии торосов на арктических льдах и возможности моделирования процессов торошения.// Тр. ААНИИ, т. 316. Л., 1974. — с. 70−76.
  19. В.Д. Морфологические характеристики гряд торосов на льдах Арктического бассейна Тр. ААНИИ, т. 401, Л., 1988, с.46−55.
  20. З.М., Мелконян Г. И., Никифоров Е. Г. Аэродинамические исследования моделей льдин. Тр. ААНИИ, том 253, Л., Морской транспорт, 1963.
  21. З.М., Романов М. А. Метод расчета распределения мощности льдов в арктических морях в зимний период. Тр. ААНИИ, том 292, Л., Гидрометеоиздат, 1970, с.5−47.
  22. Э. Статистика экстремальных значений. М., Мир, 1965.455 с.
  23. Ю.П., Хейсин Д. Е. Морской лед.-JL: Гидрометеоиздат, 1975. 318с.
  24. В.В. Образование торосов и навалов льда при нагонах (на примере Финского залива). Тр. ААНИИ, Л., 1978, т. 354, с. 89−96.
  25. В.П. Расчет нелинейных и импульсных устройств на / программируемых микрокалькуляторах. М., 1984.
  26. Л.М. Расчет подпорных сооружений: Справочное пособие. М., Стройиздат, 1987. — 288 с.
  27. С.М. Метод Монте-Карло и смежные вопросы. М., Наука, 1971.
  28. Г. К. Строительная механика сыпучих тел. М.: Стройиздат, 1977. — 256 с.
  29. Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. Пер. с англ./Под ред. Ю. П. Адлера и В. Н. Варыгина. Вып. 1.-М., Статистика, 1978.
  30. Ю.П., Бородачев В. Е. Структура ледяного покрова Охотского моря. Тр. ААНИИ, т. 418, Л., ГМИ, 1990, с. 37−47.
  31. В.А. Образование, строение и морфологические характеристики гряд торосов из молодого льда. Проблемы
  32. Арктики и Антарктики Вып. 58, 1984, с. 91−94.
  33. С.М., Горбунов Ю. А. Изучение стамух по аэрофотоснимкам. -Тр. ААНИИ, т. 343, Л., 1977, с.127−132.
  34. Морские гидротехнические сооружения на континентальном шельфе/ Симаков Г. В., Шхинек К. Н., Смелов В. А. и др. Л.:
  35. Судостроение, 1989. 328 с.
  36. Отчет о научно-исследовательской работе «Провести исследованиянефтегазопромысловых систем обустройства для освоения месторождений Дальневосточных морей и разработать рекомендации для проектирования (промежуточный). Часть 2. Оха, изд-во
  37. СахалинНИПИморнефть, 1987. 140 с.
  38. Отчет о научно-исследовательской работе «Провести исследования нефтегазопромысловых систем обустройства для освоения месторождений Дальневосточных морей и разработать рекомендации для проектирования (промежуточный). Часть 1. Оха, изд-во
  39. СахалинНИПИморнефть, 1986. 218 с.
  40. Отчет по НИР «Надежность инженерных сооружений шельфа северных морей».-Владивосток, ДВПИ, 1991. 204 с.
  41. Проектирование морских стационарных платформ. ВСН 51.3−85/Гипроморнефтегаз.-М., 1985.-70 с.
  42. А.Р. Теория расчета строительных конструкций на надежность. М.: Стройиздат, 1978.
  43. С.И., Варданян С. С. Исследование геометрических и физико-механических параметров торосистых образований. М.: ВНИИЭгазпром, 1985 (экспресс-информация), серия «Геология, бурение и разработка газовых и морских местрождений- Вып. 1.
  44. Л.З. Элементы теории вероятностей.- М., Наука, 1970. 256 с.
  45. Г. В., Долгополов Ю. В., Марченко Д. В., Храпатый Н. Г. Нагрузки и воздействия льда на морские гидротехнические сооружения. Учебное пособие.- Л., ЛПИ, 1983. 76 с.
  46. Г. В., Храпатый Н. Г., Марченко Д. В. Ледостойкие гидротехнические сооружения континентального шельфа. Владивосток: Изд-во ДВПИ, 1984. — 52 с.
  47. СНиП 2.06.04−82. Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, — 1996, 40 с.
  48. СНиП 2.06.07−87. Подпорные стенки, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения /Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1987. — 40 с.
  49. И.М. Численные методы Монте-Карло. М.-."Наука», 1973. -311 с.
  50. В.В. Статика сыпучей среды. М., Физматгиз, 1960.
  51. Л.А., Хейсин Д. Е. Динамика морских льдов. Л., ГМИ, 1987. — 272 с.
  52. П.А., Поломошнов A.M., Бекецкий С. П. Изменчивость физико-механических свойств дрейфующих и припайных льдов. -Тр. ДВНИИ, вып. 40, 1990, с. 84−91.
  53. Н. Г., Беккер А. Т., Гнездилов Е. А. Гидротехнические сооружения на шельфе.-Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1983.-200 с.
  54. A.M., Кадачигов Г. А. Некоторые особенности, морфологии нижней и верхней поверхности припайных льдов. -Проблемы Арктики и Антарктики Вып. 56, 1981.
  55. Abdelnour R. Model tests of level ice and multy-year pressure ridges moving on to conical structures. Proc."IAHR-Symposium on Ice problems», Quebec, 1981, vol. II, pp. 728−751.
  56. АПуп N.F.B., Bein P. and Tseng J. Probabilistic Approaches to Arctic Offshore Engineering. Civil Engineering in the Arctic Offshore, San Francisco, 1985, pp. 412−420.
  57. API RP 2N. Recommended Practice for Planning, Designing and Constructing Structures and pipelines for Arctic Conditions. Second Edition, December 1, 1995. American Petroleum Institute, Washington, DC 20 005, 82 p.
  58. Beketsky S.P. Thickness Distribution of Consolidated Hummock Layer Offshore Northern Sakhalin Island. Proc. of the 8th (1998) ISOPE Conf., Montreal, Canada, May 24−29, 1998, pp. 360−363.
  59. Beketsky S.P., Astafiev V.N. and Truskov P.A. Structure of grounded hummock in the sea of Okhotsk. The 11th International Symposium on «Okhotsk Sea and Ice». Mombetsu, Hokkaido, Japan, 25−28 Feb. 1996, pp. 339−342.
  60. Bekker A.T., Komarova O.A. Method of Ridge Ice Force Analysis on Offshore Structures. Proc. of the 7th (1997) ISOPE Conference, Honolulu, May 25−30, 1997, Vol. II, pp. 461−465.
  61. Bekker A.T., Komarova O.A. Reliability Evaluation of Ice-Resistant Offshore Structure. Proc. of the Fourth (1996) Pacific/Asua Offshore Mechanics Symposium, Pusan, October 31-November 2, 1996, pp. 5760.
  62. Bekker A.T., Komarova O.A., Ryazanov A.V., Ermakov V.S. The Ice Loads from Ridges for Sakhalin Offshore Conditions. Proc. of the International Workshop on REIFS'99, 2−4 February, 1999, Mombetsu, pp. 179−185.
  63. Bekker A.T., Komarova O.A., Venkov A.V. The Determination of Extreme Ice Loads on Offshore Structures. Proc. of the 8th (1998) ISOPE Conference, Montreal, May 24−29, 1998, Vol. II, pp. 354−359.
  64. Bekker A.T., Komarova O.A., Venkov A.V. The Distribution of Extreme Ice Loads on Offshore Structures. Proc. of the IAHR Ice Symp., Potsdam, 1998, pp. 469−474.
  65. Bercha F.G. On the State of the Art of Statistical Approaches to Ice Mechanics. Proc. IAHR Ice Symp., 1984, Hamburg, Germany, August 27−31, 1984, vol. IV, pp. 209−239.
  66. Bern T.I. and Houmb G. Simulation of Offshore Operations by a Combined Statistical-Physical Model. Proc. of the 3rd Int. Offshore Mechanical and Arctic Engineering Symposium, New Orleans, Louisiana, February 1984, pp. 342−353.
  67. Bishop G.C., Chellis S.E. Sea Ice Pressure Ridges an Algorithmic Approach to Their Classification Morphology and Statistical Aspect. Ice Technology, 1986, Berlin, pp. 157−184.
  68. Blanchet D. Ice design criteria for wide Arctic structures. 13-th Canadian Geotechnical Colloquium, Canadian Geotechical Journal December, 1990, v.27, no.6, pp.701−725.
  69. Blenkarn K.A. Measurement and Analysis of Ice Forces on Cook Inlet Structures. Offshore Technol. Conf. 1970- Paper No. OTC 1261, Dallas, Texas, 1970, 72 506- pp. 366−378.
  70. Brooks L.D. Statistical Analyses of Pressure Ridge Keel Definitions and Distributions. Proc. «POAC-83», Espoo, Helsinki, Finland, April 59, 1983, vol. 1, pp. 69−78.
  71. Canadian Standarts Association, 1992. General Requirements, Design
  72. Criteria, the Environment, and Loads. National Standard of Canada, CAN/CSA-S471−92, Rexdale, Ont., Canada.
  73. Chao, J.C. An Analysis of Ice Rubble Shear Strength Data. Proc. of the 3rd (1993) Int. Conf. on Offshore and Polar Eng., Singapore, pp. 607−612.
  74. Chao, J.C. Comparison of Ridge Ice Load Prediction Methods and Experimental Data for Conical Structures. Proc. OMAE-92, Calgary, Alberta, Canada, vol. 4, pp. 195−203.
  75. Cornett and Timco G.W. Mechanical Properties of Dry Saline Ice Rubble. Proc. of the 6-th (1996) International Offshore and Polar Engineering Conference, Los-Angeles, USA, May 26−31, 1996, pp. 297 303.
  76. Croasdale K. R., Shkhinek K. N. Ice Engineering Problems Related to Design&Construction of Arctic Offshore Structures. Proc. RAO-95, 1821 Sept., 1995, pp. 267−270.
  77. Croasdale K.R. Some Implications of Ice Ridges and Rubble Fields on the Design of Arctic Offshore Structures. Proc. of NRC Workshop on Sea Ice Riding, Calgary. Technical Memo 134, National Research Council of Canada, Ottawa.
  78. Croasdale K.R., Comfort G., Frederking R., Graham B.W. and Lewis E.L. A Pilot Experiment to Measure Arctic Pack-ice Driving Forces. Proc. of the POAC-88, vol. Ill, pp. 381−395.
  79. Diachok O. I. Effects of Sea-Ise ridges on sound propagation in the Arctic Ocean. 1976, V.59, № 5, pp. 1110−1120.
  80. Dickins D. F Wetzel V.F. Multy-year pressure ridges study Queen Elizabeth Island. Proc. «POAC-81», Quebec City, Canada, 27−31 July 1981, vol. 2, pp. 765−775.
  81. Dunwoody A. B. The design ice Island for impact against an offshore structure. Proc. 15th Offshore Technology Conference, Vol. 2, pp 325−330, Paper No. 4550, Houston, Tx. 1983.
  82. Eranti E., Lee G.C. Introduction to ice problems in civil engineering. Department of Civil Engineering and Center for Cold Regions Engineering, Science and Technology (81−1), State University of New York, Buffalo, 1981,194 p.
  83. Ettema R., and Urroz-Aguirre G.E. Friction and Cohesion in Ice
  84. Fidjestoel P. Models for Simulation of Ridge Impacts on Fixed Structures. Det norske Veritas Canada Ltd., Calgary, Alta., 1983, Report No. 83−8515.
  85. Flint A. R. The treatment of safety for marine structures design codes. Proc. ASCE, vol. 107 March, 1981, pp 671 690.
  86. Fransson L., Sandkvist J. Brash ice shear properties laboratory tests. Proc. «POAC-85», Narssarssuaq, Greenland, 7−14 Sept. 1985, vol. 1, pp. 75−87.
  87. Frederking R.M.W. Exploration and Production Concepts and Projects for the Arctic Offshore. Proc. IAHR-Ice Symp. -1984, 27−31 August, Hamburg, Germany, vol. IV, pp. 387−414.
  88. Geisel F.A. Proposed standard methods for measuring and reporting Arctic pressure ridges. Proc. «POAC-83», Espoo, Helsinki, Finland, April 5−9, 1983, vol. 3, pp.122−131.
  89. Granberg H.B., Lepparanta M. Helicopterborne remote sensing of Antarctic sea ice using a laser profiler, synchronized video and 70 mm camera during FINNARP-89, IAHR Ice symposium, 1990, Espoo, pp.313 325.
  90. Gulati K.C. Design Concepts for Sakhalin Offshore Production Platforms. Proc. the 12th Int. Conf. on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions, POAC-93, 17−20 August 1993, Hamburg, Germany, vol. 2, pp. 487−496.
  91. Hibler W.D. Two dimensional statistical analysis of Arctic sea ice ridges. Sea Ice. Proc. of an International Conference Reykjavik, 1973, pp.261−275.
  92. Hoikkanen J. Measurements and Analysis of Ice Pressure Against a Structure in Level Ice and in Pressure Ridges. IAHR Ice Symposium 1984, Hamburg, August 27−31, 1984, vol. Ill, pp.151−174.
  93. Hudson R.D. Observation on the extrusion of sea ice rubble. Proc. of the 7th POAC-83 Conf., Helsinki, Finland, April 5−9, 1983, vol. 1, pp.99.108.
  94. Joensun A. Arktisille merialueille soveltuval oljijn-ja kaasunporoustanteet. Dimlomityo Helsingn tekmillien korkeakoulu, koneisinooriosasto. Otaneimi 1981, 130 p.
  95. Kamesaki K., Yoshimura N., Petty T., and Chabot L. Global Design Load Selection for Arctic Mobile Drilling Platform. IAHR-88, August 23−27, 1988, Sapporo, Japan, pp. 371−385.
  96. Kankaanpaa P., Stringer W. Baltic sea ice ridges studied by field• measurements, synthetic aperture radar, airphotos and laser profiljmeter. IAHR Ice Symposium 1990, Espoo, pp.1130 -1143.
  97. Keinonen A., Nyman T. An Experimental Model Scale Study on the Compressible, Frictional and Cohesive Behaviour of Broken Ice Mass Proc. IAHR-Symposium on Ice problems, Lulea, Sweden, 7−9 August 1978, vol. 2, pp.335−35.
  98. Komarova O.A., Sabodash R.V. The Action of Hummock on Offshore Structures. Second International Students' Congress of the Asia-Pacific region Countries, Vladivostok, FESTU, April 22−26, 1997, p. 262.
  99. Kovacs A. Characteristics of Multi-Year Pressure Ridges. Proc. «POAC-83», Helsinki, Finland, April 1983, vol. 3, pp. 173−182.
  100. Kovacs A., Sodhi D. Shore ice pile-up and ride-up. Field observations. Models. Theoretical analyses. «Cold. Regions. Scien. and Technol.», Elsevier Scien. Pub. Amsterdam, 1980, pp.209−288.
  101. Krankkala T., Maattanen M. Methods for determining ice forces due to first and multi-year ridges. Proc. «IAHR-Ice symposium-1984», Hamburg, August 27−31, 1984, vol. 4, pp. 263−287.
  102. Kreider J.R., Thro M.E. Statistical Techniques for Analysis of Sea Ice Pressure Ridge Distributions. Proc. «POAC-81», Quebec City, Canada, 27−31 July 1981, vol. 2, pp.789−797.
  103. Kry P.R. Ice Rubble Fields in the Vicinity of Artificial Islands. Proc. of the 4th Int. Conf. on Port and Ocean Eng. under Arctic Conditions «POAC-77», Newfoundland, St. John’s, Sept. 26−30, 1977, 1977, vol. 1, pp. 200−211.
  104. Kry P.R. Ice forces on wide structures. Canadian Geotechnical Journal 1980, 17(1), pp.97−113.
  105. Lehmus E., and Karna T. Shear Strength of Ice Rubble in Laboratory Tests. Proc. of the 5th (1995) Int. Offshore and Polar Engineering Conf., The Hague, The Netherlands, June 11−16, 1995, pp. 323−329.
  106. Lepparanta M., Lewis J.E., Granberg H.B. The occurrence and size of ice ridges in the Baltic sea. IAHR Ice Symposium, 1990, Espoo, pp.314−323.
  107. Lepparanta M, Hakala R. The Structure and Strength of First-year Ice Ridges in the Baltic Sea. Cold Regions Science and Technology, 1992, Vol. 20, pp 295−311.
  108. Lewis J.W., Croasdale K.R. Modelling the interaction betweenpressure ridges and conical shaped structures. Proc. «IAHR-Symp. on Ice problems», Lulea, 1978, vol.1,165−196.
  109. Luk C.H. and Chao J.C. Ice and Rubble Failure Loads on Slopping Structures by Two-Dimensional Upper-Bond Plastic Limit Analysis. -Proc. OMAE-93, ASME 1993, vol. 4, pp. 157−168.
  110. Maattanen M. Ice-force measurements at the Gulf of Bothnia by the instrumented Kemi-I lighthouse. Proc. POAC-78, Newfoundland, 1978, p.730−740.
  111. Maattanen M. Modeling the interaction between ice and structures. Proc. «POAC-83», Espoo, Helsinki, Finland, April 5−9, 1983, vol. 2, pp. 745−759.
  112. Mellor M. Ship resistance in thick brash ice. Cold Region Science and Technology 3 (1980) 4, pp. 305−321.
  113. Mellor M., Cox G.F.N., and Bosworth H.W. The Mechanical Properties of Multi-Year Sea Ice, Phase I: Techniques for Measuring the Mechanical Properties of Ice. USA CRREL Report 83−17.
  114. Mirzoev D. A. Offsore Oil and Gas Production Hydrotechnical Structures (OS) Destined for the Arctic Conditions. Proc. RAO-95, 1821 Sept., 1995, pp.306−319.
  115. Nessim M. and Nasseri T. Design and Operational Criteria for Systems Subject to Ice Environmental Conditions. POAC-88, Vol.1, pp. 353−366.
  116. Nessim M.A., Cheung M.S., and Jordaan I.J. Ice action on fixedoffshore structures: a state-of-review. Can. J. Civ. Eng. (1987), vol. 14, pp 381−407.
  117. Nevel D. E. API and CSA design ice forces. Proc. of the 16th Int. Conf. on Offshore Mechanics and Arctic Engineering and the 14th Int. Conf. on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions, 1997, Vol. IV, pp. 443−450.
  118. Nevel D., Sisodiya R. Methods for Selecting Design Ice Forces. The2nd International Conference on Development of the Russian Arctic (RAO-95), 18−21 Sept., 1995, pp. 306−319.
  119. Nordgren R.P. and Winkler M.M. Dynamic Ride Up and Crushing of Short Ice Ridges on Conical Structures. The 8th International Conf. on Offshore Mechanics and Arctic Engineering, The Hague-March 1923, 1989, pp. 287−291.
  120. Parmerter R.R., Coon M.D. Mechanical models of ridging in the Arctic sea ice cover. AIJDEX Bulletin 19 (1973), pp.59−112.
  121. Prodanovic A. Model tests of ice rubble strength. Proc. «POAC-79», Trondheim, Norway, 13−17 Aug. 1979, vol. 1, pp. 89−105.
  122. Prodanovic A. Upper bounds of ridge pressure on structures. The 6th International Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions. Quebeck, Canada, July 27−31,1981. Publ. University Laval, Quebeck, 1981, p. 1288−1302.
  123. Ralston T.D. Ice Force Design Considerations for Conical Offshore Structures. Proc. POAC-77, Memorial Univ. of Newfoundland, St. John’s, Newfoundland, Canada, Sept. 26−30, 1977, vol. II, pp. 741 752.
  124. Sanderson, T.J.O. Ice Mechanics Risks to Offshore Structures. Graham and Trotman, London, UK, 1988.
  125. Sayed M. and Frederking R.M.W. Measurement of Ridge Sails in the Beaufort Sea Canadian Journal of Civil Engineering, February 1989, Vol.16, No. l, p. 16−21.
  126. Sayed, M., Timco, G.W. and Sun, L. Testing Model ice Rubble under Proportional Strains. Proceedings OMAE'92, Vol. 4, pp.335−341,1. Calgary, AL, Canada.
  127. Schreiber R.W., Ralston T.D. and Egging D.E. Multiyear Ridge Force Variability. Proc. of the OMAE-91, vol. II, pp. 146−155.
  128. Slomski S. and Vivatrat V. Selection of Design Ice Pressures and Application to Impact Load Prediction. 7th Int. Conf. POAC-83, Helsinki, vol. 2, pp. 909−919.
  129. Spenser D., Hill B., Kirby C. and Nevel D. Properties of Multi-Year Ridges Built in IMD’S Ice Tank. Proc. of the 11th Int. Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions, POAC-91, vol.1, pp. 635−648.
  130. Surkov G. A. Probabilistic Model for Drifting Ice Ridges of the Sakhalin Offshore. Proc. of the 8th (1998) ISOPE Conf., Montreal, Canada, May 24−29, 1998, pp. 344−348.
  131. Surkov G.A. Parameters of ice ridges of the Okhotsk sea. Proc. ISOPE Conf., Honolulu, v. l, 1997, p.68−69.
  132. Timco G.W. and Sayed M. Overview of Ice Loads on Arctic Offshore Structures. Institute for Engineering in the Canadian Environment Technical Report/ 1994, 114 p.
  133. Timco G.W., Funke E.R., Sayed M. and Laurich P.H. A Laboratory Apparatus to Measure the Behaviour of Ice Rubble. Proc. of the 11th Offshore Mechanics and Arctic Engineering Symposium, OMAE-92, Calgary, Alberta, Canada, vol. IV, pp. 369−375.
  134. Truskov P.A., Beketski S.P., Surkov G.A., — Polomoshnov A.M., Bekker A.T. «Strength Parameters of Hummocks». Proc. of the Second ISOPE Conf., San-Francisco, USA, 14−19 June 1992, vol. II, pp. 783 789.
  135. Tucker W.B., Govoni J.W. Morphological investigations of first-year ice pressure ridge sails. «Cold. Region. Scien. and Technol.», 1981, vol. 5, pp. 1−12.
  136. Urroz G.E., Ettema R. Simple Shear Box Experiments with Floating Ice Rubble. Cold Reg. Sci. Tech., Vol.14, pp. 185−199.
  137. Vivatrat V. and Slomski S. A probabilistic basis for selecting design ice pressures and ice loads for Arctic offshore structures. OTC Conf., Houston, May, 1983.
  138. Wadhams P. Characteristics of Deep Pressure Ridges in the Arctic Ocean. Proc. «POAC-77», Newfoundland,! 977, vol. 1, pp. 544−555.
  139. Wang Y.S. Analysis and model tests of pressure Ridges failing against conical structures. Proc. «IAHR-Ice Symposium-1984», Hamburg, August 27−31, 1984, vol. II, pp.67−76.
  140. Wang Z., Muggeridge D.B., and Croasdale K.R. Ridge Ice Loads on
  141. Proposed Faceted Conical Structure. Proc. of the 7th (1997) Int. Offshore and Polar Engineering Conf., Honolulu, USA, May 25−30, 1997, pp.449−460.
  142. Weeks W.F., Kovacs A., Hibler W.D. Pressure ridge characteristics in the Arctic coastal environment. Proc. of the 1-st Intern. Arctic Conditions, vol.1, pp. 152−183. Technical University, Trandheim, 1971.
  143. Wheeler J.D. Probabilistic force calculations for structures in ice covered seas. The 5th Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions, Trondheim, Norway, August 13−17, 1979. Publ. The University of Trondheim, 1979, pp. 1111−1126.
  144. Wheeler J.D., Wang A.T. Dimensional Statistics for Sea-Ice Ridges. Proc. POAC-85, Narssarssuaq, Greenland, 7−14 Sept. 1985, vol. 1, pp. 339−348.
  145. Williams F.M. Ice Features and Ice Mechanical Properties in Northumberland Strait, Proc. ISOPE-95, pp. 390−397.
  146. Winkler M.M., and Nordgren R.P. Ice Ridge Ride-Up Forces on Conical Structures. Proc. IAHR Symp. on Ice, 1986, Iowa City, 1986, Iowa, USA, vol.1, pp. 171−184.
  147. Winkler M.M., and Reece A.M. Probabilistic Model for Multiyear Ice Ridge Loads on Conical Structures. Proc. IAHR Ice Symp. 1986, Iowa City, 1986.
  148. Wright B., Hnatiuk J., Kovacs A. Multi-Year Pressure Ridges in the Canadian Beaufort Sea. Proc. «POAC-79», Trondheim, Norway, 13−17 Aug. 1979, vol. 5, pp. 125−145.
Заполнить форму текущей работой