Культурологический подход к изучению искусства современными школьниками
Диссертация
В связи с тем, что в мировой художественной культуре изначально заложена интеграция разных видов искусства, способствующих эстетическому восприятию школьника, информационные технологии как нельзя лучше способствуют интенсификации личностного интереса. Возможность на уровне виртуального посещения музеев мира, детального рассмотрения или восприятия трехмерного изображения памятников 1 искусства… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методологические основания формирования личностного модуса в изучении школьниками мировой художественной культуры
- 1. 1. Игровой аспект методологии
- 1. 2. Коммуникативный аспект методологии
- Глава 2. Актуальные образовательные практики формирования личностного модуса в изучении художественной культуры
- 2. 1. Трансформации традиционного опыта изучения художественной культуры
- 2. 2. Личностный модус использования новых информационных технологий при изучении мировой художественной культуры
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Проблемы психологии искусства в школе С. JI. Рубинштейна Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. JI. Дорфмана [и др.]. — М.: Наука — Смысл, 2000. — С. 122—144.
- Аверьянова, Е.В. Медиаторы и самопрезентация искусства Текст. // Науки о культуре в новом тысячелетии: материалы I Международного коллоквиума молодых ученых. — М. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007.-Часть 1.-С. 10−13.
- Аверьянов, Л.Я. Современные проблемы Интернет-обучения Текст. / Л. А. Аверьянова // Информатика и образование. — 2003. — № 5.-С. 70−75.
- Алпатов, М.В. Немеркнущее наследие Текст.: Кн. для учителя / М. Алпатов — сост. С. П. Истратова — авт. предисл. И. Е. Данилова — М.: Просвещение, 1990. 330 е.: ил. j
- Анализ и интерпретация произведения искусства Текст.: худож. сотворчество: учеб. пособ. для студ. пед. высш. учеб. заведений / [Н.А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец и др.] - под ред. Н. А. Яковлевой. М.: Высш. школа, 2005. — 549, 1. с.: цв. ил.
- Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурнаякоммуникация (на примере креолизированных текстов) Текст. :учебное пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов / Е.Е.
- Анисимова. М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 128 с. i
- Анисимова, Н.С. Психолого-педагогические аспекты использования
- Интернет-технологий в образовании Текст. /Н.С. Анисимова // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 46 — 50.
- Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям Текст. / Ш.
- А. Амонашвили. / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998. 539 с.
- Психологи Отечества: Избр. психол. тр.: В 70-ти т. / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн). !
- Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства Текст. / Р. Арнхейм — пер. с англ. — науч. редакция и вступительная статья проф. В. П. Шестакова. М.: Прометей, 1994. — 352 с.
- Бабаева, Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Психологические последствия информатизации Текст. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Психологический журнал. 1998. — Т.19.-№ 1.-С. 89−100.
- Бахтин, М. Эстетика словесного творчества. Текст. [Сб. избр. тр.] / М. Бахтин — примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — 423 е., 1 л. портр. — (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.Текст. / Э. Берн — пер. с англ. — общ. ред М. С. Маковецкого. СПб: Лениздат, 1992. — 400 с.
- Беспалов, П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. -2003.-№ 4. -С. 46−50.
- Блохина, JI.B. Мировая художественная культура Текст.: Пособие для учителя / Л .Я. Блохина, Т. Я. Вазинская. — Мн.: ООО «Юни-пресс», 2002. 624 с.
- Большая советская энциклопедия (в 30 томах) Текст. Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд., т-М.: «Советская энциклопедия», 1971.
- Т.4. Брасос Веш. — 1971. — С. 183 — 185.
- Бондаренко, Е.А., Журин, А.А., Милютина, И. А. Технические средства обучения в современной школе Текст.: Пособие для учителей и директора школы / Под ред. А. А. Журина. М.: «ЮНВЕС», 2004.-416 с.
- Бондарь, Л.Д. Игра в процессе обучения Текст. / Л. Д. Бондарь // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. СПб:: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 265 —273.
- Букатов, В.М. Педагогическое таинство дидактических игр Текст.: Учебно-методическое пособие / В. М. Букатов. — 2-е изд. испр. и доп. -М.: Московский Психолого-социальный институт: Флинта, 2003.152 с., 1
- Букатов, В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения Текст. Книга для учителя / В. М. Букатов, А. П. Ершова. М.: Издательство «Первое сентября», 2000. — 224 е.- ил.
- Бычков, В.В. Эстетика Текст. / В. В. Бычков. М.: Гардарики, 2005. -556 с. I
- Валери, П. Об искусстве Текст.: Сборник. Пер. с фр. / П. Валерии. — 2-е изд. М.: Искусство, 1993. — 507 е., ил.
- Войскунский, А.Е. Я говорю, мы говорим.Текст.: Очерки о человеческом общении / А. Е. Войскунский. 2-е изд. — М.: Знание, 1990.-240 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: Психол. очерк.: Кн. для учителя / Л. С. Выготский /
- Послесл. В.В. Давыдова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 90, 2] с.: ил.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с. I
- Выготский, JI.C. Психология искусства Текст. / JI.C. Выготский — общ. ред. В. Иванова — Предисл. А. Н. Леонтьева — Коммент. Л. С. Выготского, B.C. Иванова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968.-57 с.
- Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики Текст.: / Х-Г. Гадамер — пер. с нем. — общ. ред. и вступ. Ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 699, 1. с. I
- Гин, А.А. «Код искусства» Текст.: ! [игровые тренинги дляIподготовки к восприятию искусства, самостоятельное решение творческих задач из сферы искусства. / А. А. Гин // Пед. техника. -2006.-№ 5.-С. 16−23.
- Гин, А. А. Приемы педагогической техники Текст.: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей / А. А. Гин. Луганск: СПД Резников B.C., 2006. — 88 с.
- Грачева, Л.В. «Воспитание» чувств Текст. / Л. В. Грачева // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 2003. С. 614 — 626 — (Библиотека практической психологии).
- Гузеев, В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений Текст. / В. В. Гузеев // Завуч. 2004. — № 3. — С. 64−96.
- Гузик, М.А., Зеликова, Н.В. Учебный путеводитель по художественной культуре России: (Древность XX век) Текст.: Кн. для учащихся / М. А. Гузик, Н. В. Зеликова. — М.: Просвещение, 2002. — 272 с.: ил. 1 I
- Гудилина, С.И. Использование интернет-технологий на уроках искусства / С. И. Гудилина // Информатика и образование. 2003. — № 10.-С. 74−79.
- Гудилина С.И. Некоторые подходы использования компьютерных программ и интернет-ресурсов на уроках искусства // (http://conf.cpic.ru/eva2004/rus/reports/themel 04. html). Проверено 20.09.2008.
- Гуревич П. Философия культуры Текст.: Учеб. пособие для студентов гуманит. Вузов / П. Гуревич. I — 2-е изд., доп. М.: Аспект прессе, 1995. — 286, [2] с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого русского в 4 т. Текст. Т. 2. И О — М.: Рус. яз., 1989 — С. 7.
- Данилова, Г. И. Мировая художественная культура : от XVII века до современности. Профильный уровень Текст.: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2006. — 399, 1. е.: ил.
- Данилова, Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века Текст.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г. И. Данилова. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 333, [3] с.: ил.
- Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия Текст. / А. Б. Демидов. Минск: Экономпресс, 1999. — 180 с.
- Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе Текст.: Игровые упражнения / Н. И. Дереклеева М.: 5 за знания, 2005. — 192 с.
- Джонсон, Д., Джонсон, Р., Джонсон-Холубек, Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве Текст. / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек, — пер. с англ. З. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001. — 256 с.
- Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств Текст. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки / Н. А. Дмитриева. 5-еIизд., стереотип. — М.: Искусство, 1985. — 319 е., ил.
- Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств Текст. Вып. 2: Северное Возрождение — страны Западной Европы XVII и XVIII веков — Россия XVIII века / Н. А. Дмитриева. 3-е изд., доп. — М.: Искусство, 1990. — 318 е., ил.
- Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура Текст.: программа для 10−11 классов: среднего (полного) образования (базовый уровень) / Л. Г. Емохонова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 16 с.
- Ермолин, Е.А. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса. Монография. Электронный документ. / Е. А. Ермолин < Москва, 2005 (http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Ermol/index.php). Проверено 20.09.2008.
- Ерохина, Т.И. Преподавание Мировой художественной культуры в 10−11 классах с углубленным изучением гуманитарных предметов Текст.: Рабочая программа и методические рекомендации по спецкурсу / Т. И. Ерохина. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. — 40 с.
- Жук Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения иоценки Текст. / Н. Жук // Директор школы. 2006. — № 2. — С. 53 — 59.
- Злотникова, Т.С. История мировой художественной культуры. Культурология Текст.: Программа изучения материала. Задания. Тесты / Т. С. Злотникова / ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 1999. — 92, [4] с. — (В помощь абитуриенту и учителю).
- Злотникова, Т.С. История мировой художественной культуры Текст.: Методические рекомендации по изуч. курса на заоч. отд. гуманит. фак-ов пед. ун-тов (ин-ов) / Т. С. Злотникова / ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. — Ярославль, 1995. 33, 1. с.
- Злотникова, Т.С. Семиотика коммуникации в визуальных видах искусства / Т. С. Злотникова // Человек в информационном мире: мат-лы междунар. научно-практ. конференции. — Воронеж — Ярославль, 2004. С. 76 — 80. j
- Злотникова, Т.С. Человек хронотоп —! культура Текст. / Т. С. Злотникова. — Ярославль: Александр Рутман, 2003. — 172 с.
- И все-таки виртуальность становится реальностью! Текст. Продолжаем разговор о внедрении в школьную жизнь информационных технологий // Директор школы. — 2004. № 2. — С. 76−84.
- Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна Текст. / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 224 с.
- Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический! анализ) Текст. / С.Б.
- Цыбмаленко, А.В. Шариков, С.Н. Щеглов. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 128 с.
- Информационные ресурсы Интернета для учителя Текст.: Практическое пособие / Авт.-сост. С. М. Конюшенко. Калиниград: Изд-во КГУ, 2003.-31 с.
- Ионин, JI. Социология культуры Текст.: Учеб. пособие для студ. гуманитарных и социально-экономических направлений и специальностей высш. учебных заведений / Ин-т «Открытое общество» / JI. Ионин. М.: Логос, 1996. — 280 с.
- Искусство в системе культуры Текст. [Сб. ст.] Ан СССР Науч. совет по истории мировой культуры, Секция по теорет. пробл. Культуры — Сост. и отв. ред. М. С. Каган. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. -272 с.
- История мировой культуры Текст.: Учеб. пособие для студ. ВУЗов, обуч. по гуман. спец. и направлениям / Под науч. ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 512с.
- Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное Текст. / Р. Кайуа — редкол. А. С. Архипова (ред. серии) и др. — пер. с фр., вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003. — 292 1. с. — (Антропология / Фольклор. Научное наследие).
- Каган, М.С. Мир общения Текст.: Пробл. межсубъект, отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 [4] с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Каган, М.С. Философия культуры Текст. / Акад. Гуманитарн. Наук и др. / М. С. Каган. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -414, 1. с.
- Кант, Э. Критика способности суждения Текст. / Э. Кант // Собрание сочинений в 6 томах. Т.5. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана]. М.: «Мысль», 1966. — 564 с. -(Философ, наследие. Акад. наук СССР. Ин-т философии).
- Карпов, В.В., Белкин, E.JL, Харнаш, П.И. Психолого-педагогические основы использования технических средств в учебном процессе Текст.: Учебное пособие / В. В. Карпов, E.JI. Белкин. Ярославль: Изд. ЯГПИ, 1983.-117 с. !
- Киященко, Н.И. Эстетика жизни. Текст.: Учебн. пособ. для учащ. лицеев и гимназий: В 3 ч. Ч. 1 / Н. И. Киященко. М.: Инфра — М, 2000. — 102, [2] с. — (Шк. учебник).
- Киященко, Н.И. Эстетика жизни. Текст.: Учебн. пособ. для учащ. лицеев и гимназий: В 3 ч. Ч. 2 / Н. И. Киященко. М.: Инфра — М, 2000. — 123, 1. с. — (Шк. учебник).
- Киященко, Н.И. Эстетика жизни. Текст.: Учебн. пособ. для учащ. лицеев и гимназий: В 3 ч. Ч. 3 / Н. И. Киященко. М.: Инфра — М, 2000. — 116, [2] с. — (Шк. учебник).
- Коджаспирова, Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 256 с.
- Колбовский, Ю.А., Степанова Т. А. Православие и русская культура Текст.: Учебное пособие / Ю. А. Колбовский, Т. А. Степанова. Ярославль — Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2004. — 320 е., ил.
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года Текст. // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 97 — 126.