Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурологический подход к изучению искусства современными школьниками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с тем, что в мировой художественной культуре изначально заложена интеграция разных видов искусства, способствующих эстетическому восприятию школьника, информационные технологии как нельзя лучше способствуют интенсификации личностного интереса. Возможность на уровне виртуального посещения музеев мира, детального рассмотрения или восприятия трехмерного изображения памятников 1 искусства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основания формирования личностного модуса в изучении школьниками мировой художественной культуры
    • 1. 1. Игровой аспект методологии
    • 1. 2. Коммуникативный аспект методологии
  • Глава 2. Актуальные образовательные практики формирования личностного модуса в изучении художественной культуры
    • 2. 1. Трансформации традиционного опыта изучения художественной культуры
    • 2. 2. Личностный модус использования новых информационных технологий при изучении мировой художественной культуры

Культурологический подход к изучению искусства современными школьниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для изучения мировой художественной культуры современными школьниками особую актуальность имеет личностный модус, формирование которого столь важно в условиях деперсонификации юных людей, живущих в информационном обществе. Не просто обучение как приобретение корпуса знаний, не просто научение определенным навыкам анализа либо обобщения впечатлений, но эстетическое воспитание как непрерывный процесс личностно мотивированного взаимодействия ребенка с миром художественных ценностей — вот та культуросообразная ситуация, которая рассматривается нами на практике и обобщается теоретически.

Немаловажно учитывать и процессы, происходящие непосредственно в современном образовании как культурной институции: имеется в виду попытка сместить акцент с формальной эффективности передачи знаний на изучение глубинных оснований, на создание условий для формирования атмосферы учебной деятельности, превращающей ученика в субъект, заинтересованного в учении как саморазвитии. Поэтому среди задач, стоящих перед школой школы, как мы считаем, важнейшей и подлежащей реализации именно в ходе изучения детьми искусства, в ходе преподавания педагогами курса мировой художественной культуры, формирование опыта «самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» (речь о ключевых компетенциях, определяющих современное качество образования [74,108].

Сегодня в российском образовании внимание справедливо уделяется личностно-ориентированному обучению, под которым, в отличие от традиционного, знаниевого, понимается активная разносторонняя деятельность учащегося любого возрастав ходе такого обучения происходит становление и развитие личности в многообразии ее способностей, имеющих общественную значимость. В то же время актуальной является проблема, связанная с моделированием образовательной среды. С одной стороны, мы говорим об обязательных личностно-ориентированных учебных программах, 3 планах, разнообразии учебной литературы, организационных форм, методов, приемов обучения, о необходимости творческого развития личностис другой стороны, и это прописано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», — о необходимости «разработать и ввестив действие государственные стандарты общего образования», «отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [74, 100]. Подобное противоречие заставляет учителя средней общеобразовательной школы решать поставленные задачи в реально сложившемся образовательном поле.

Актуальность нашего исследования, прежде всего, связана с тем, что оно опирается не только на традиционное представление о художественной культуре как единстве образного богатства, несущего в себе преломленную в соответствии с определенными эстетическими идеалами картину мира, но и на новейшие представления об опыте индивидуального творчества вкупе с опытом его восприятия. Таким образом, личность творца и личность реципиента как модераторов в сфере искусства актуализируют свое взаимодействие благодаря процессам постижения искусства при обучении школьников предмету «Мировая художественная культура».

Изучение мировой художественной культуры в современной школе изначально было направлено на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов, на освоение учащимися приемов интеллектуальной и практической деятельности, на овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Однако далеко не все названные результаты потенциально заложены в самом предмете, который требует глубокого проникновения ребенка в специфику художественного образа и творческого процесса гениев мирового искусстваважно еще и проникновение педагога во внутренний мир ребенка, соединение в единое целое мышления и эмоций, сознания и деятельности, расстановка изначальных акцентов не на передаче готовых знаний, а на духовном общении. Это объясняется тем, что духовные ценности a priori имеют личностный характер и должны быть выработаны самостоятельно.

Отсюда следует еще один из аспектов актуальности исследования, основанный на нашем убеждении, что «общение» с искусством вообще и в частности восприятие художественной культуры — процесс исключительно индивидуальный, личностный, и в нем, как ни в каком другом, важны выбранные приемы, методы и формы организации урока мировой художественной культуры. Это, в свою очередь, позволяет утверждать эффективность использования в интересах школьного изучения художественной культуры новых технических средств, что становится одним из продуктивных путей формирования личностного модуса школьников. Следует подчеркнуть, что географическая удаленность от культурных центров, а таюке удаленность школ внутри населенных пунктов от так называемых «очагов культуры» (это касается, в числе прочих, школ, расположенных и в крупных городах, но в «спальных» районах, тем более — в сельских и муниципальных образованиях без серьезных художественных коллекций) придает поставленной нами проблеме особую остроту и актуальность.

Актуальное для восприятия и понимания искусства, для «научения» тому и другому понятие «личностный модус» в изучении художественной культуры каждым субъектом образовательного процесса воспринимается по-разному:

1) для педагога — это поиск и выбор новых лично для каждого, актуальных, эмоционально действенных способов преподавания учебного предмета, постижение которого позволяет формировать как конкретный эстетический опыт, так и в целом личность ученика как зрителя, слушателя и читателя;

2) для ученика — это восприятие искусства с помощью привычных лично ему либо или, напротив, новых лично для него форм, способов, путей, приемов восприятия (понимания) явлений искусства в их уникальности и целостности.

Проблема исследования состоит в изучении школьниками художественной культуры на основе концептуализации практического опыта и теоретических обоснований развития личностного модуса.

Объект исследования: культурологические и корреспондирующие с ними эстетические и искусствоведческие аспекты изучения школьниками мировой художественной культуры как средоточия опыта духовного развития личности, зафиксированного в произведениях искусства.

Предмет исследования: особенности формирования личностного модуса изучения мировой художественной культуры современными школьниками.

Цель исследования: обосновать значимые с точки зрения формирования личностного модуса, лежащего в основе эстетического воспитания, подходы к преподаванию мировой художественной культуры.

В соответствии с поставленной целью ставятся следующие задачи.

1. Выявление существенных для изучения мировой художественной культуры особенностей игры в ее бытийном, прагматическом и эстетическом аспектах.

2. Обоснование смыслов и определение практических основ коммуникации, осуществляемой с помощью новых информационных технологий в традиционном и дистанционном обучении.

3. Отбор и формирование комплекса аудиовизуальных средств обучения, необходимых для актуализации личностного модуса в ходе современного урока мировой художественной культуры.

4. Теоретическое обоснование и эмпирическая апробация принципов использования интернета на уроках мировой художественной культуры.

Гипотеза исследования строится на предположении, что личностный модус, значимый для изучения школьниками предмета «Мировая художественная культура» и, соответственно, в ходе их эстетического воспитания, наиболее результативно и при этом последовательно реализуется:

— при моделировании образовательной среды на основе сочетания игровых и информационных технологий;

— при активном использовании коммуникационных каналов, с помощью которых происходит спонтанное усвоение информации во внеурочное время;

— при учете не только познавательных, но и коммуникативных аспектов образовательной деятельности, в частности, при актуализации приемов игры.

Согласно нашей гипотезе, по аналогии с традиционным алгоритмом взаимодействия на уроке (учитель — учебник — ученик) и личностно-ориентированным обучением (ученик — учебник — учитель) можно выстроить следующую схему взаимодействия на уроках мировой художественной культуры в современной — подчеркнем это особо, имея в виду уровень информатизации образовательного процесса: «ученик — художественный образ — информационные технологии — учитель». Гипотеза включает в себя также предположение, что в зависимости от наличия личностного модуса взаимосвязь «художественный образ — информационные технологии» может быть обратной, так как информационные технологии расширяют возможности восприятия художественного образа.

Методы исследования. В соответствии с поставленной целью работы и вытекающими из нее задачами были использованы следующие методы. На теоретическом уровне исследования были задействованы аналитическая и синтетическая оценка информации, представленной в философской, педагогической, психологической, методической и дидактической литературе по проблеме моделирования образовательной среды с учетом личностного модуса. С позиций возможности индивидуализации изучения культурологической проблематики были проанализированы нормативные документы («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Методическое письмо о преподавании учебного курса „Мировая художественная культура“ в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре», «Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре») — проведено исследование роли коммуникации в информационном обществе (Е. Басин, Ю. Лотман, Г. Почепцов) — обобщен философский подход к игре (X.-Г. Гадамер, Й. Хёйзинга, Э. Финк) — проанализированы идеи, положенные в основание гуманистического подхода к обучению детей (Ш. Бюлеро, А. Маслоу, К. Роджерс), теоретические и эмпирические подходы к эстетическому воспитанию (Н. Киященко).

Что касается эмпирических методов, то для исследования были востребованы: анкетирование старшеклассниковсамооценка учащихся и автора диссертационной работыэкспертная оценкапричинно-следственный анализдлительное включенное наблюдение за работой учащихся, нацеленное на выявление особенностей формирования личностного модуса, разработка построения современного урока мировой художественной культуры.

Теоретико-методологической основой исследования явились следующие научные положения и идеи:

— концепция гуманистической психологии и педагогики (JI. Выготский, Я. Корчак, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сухомлинский) и личностно-ориентированного обучения (Ш. Амонашвили, В. Сухомлинский, И. Якиманская);

— теория интерпретации художественных произведений (М. Бахтин, В. Библер, Х.-Г. Гадамер);

— принципы деятельностного метода как средства реализации современных целей образования (JI. Выготский, В. Давыдов, JI. Занков, А. Леонтьев, JI. Петерсон);

— теория компетентностного подхода (А. Бодалев, Г. Голуб, А. Дахин, О. Лебедев, П. Третьяков, А. Хуторской, О. Чуракова);

— интегрированный подход к процессу обучения искусству (Ю. Лотман, Л. Пешикова, Л. Предтеченская);

— концепции культурологического образования (Г. Драч, Е. Ермолин, Т. Злотникова, Т. Кузнецова).

— концепция эстетического воспитания (Н. Киященко);

— концепция целостного процесса формирования личности (Б. Ананьев, Л. Божович, М. Каган);

— исследование познавательных стратегий учащихся (А. Плигин);

— идеи комплексного подхода к обучению и воспитанию (Дж. Дьюи, А. Макаренко, М. Монтессори, К. Ушинский), к активизации и интенсификации деятельности учащихся (Е. Ильин, В. Шаталов);

— информационные и коммуникационные технологии в общем среднем образовании (В. Беспалько, Е. Полат, Н. Савченко), идея обучения в режиме дистанционных технологий (Е. Полат), обоснование принципов использования видеои аудиотехники для развития общеучебных умений учащихся (В. Богин, Ю. Усов).

Степень научной разработанности проблемы. Анализ существующей культурологической, немногочисленной научной литературы показал, что вопрос формирования личностного модуса как основы эстетического воспитания сегодня высшей степени актуален. В первую очередь, это связано с декларацией перехода современной российской школы на личностно-ориентированное обучение, в котором при педагогическом взаимодействии акцентируется личность ученика. Все исследователи обосновывают такой подход к обучению, где внимание педагога будет сконцентрировано на развитии целостности личности, а не на отдельных ее качествах (Е. Полат,.

И.Якиманская). В связи с этим в литературе большое внимание уделяется описанию соответствующих педагогических технологий (С. Конюшенко, С. Кульневич и Т. Лакоценина, Е. Полат, Г. Селевко).

Разработанность проблемы в определенной степени обнаруживается в наличии, во-первых, учебных программ и учебников по мировой художественной культуре и эстетическому воспитанию, применимых к опыту общеобразовательных школ (JI. Емохонова, Н. Киященко, Л. Рапацкая) — во-вторых, учебными комплексами по курсу «Культурология» в высшей школе и отдельными учебными пособиями, где выделяются, в частности, проблема личности в культуре и проблема актуальных социально-культурных процессов (Г. Драч, Е. Ермолин, Т. Злотникова, JI. Ионин, М. Каган, И. Кондаков).

Однако пока мало исследуется интересующая диссертанта проблема, которую мы видим в том, что в условиях стандартизации российского образования усложняется процесс актуализации личностного модуса современных школьниковв то же время появляется возможность находить новые способы и пути формирования личностного модуса, в том числе за счет применения современных технических средств.

Материал исследования составили как теоретические, методические, историко-культурные, искусствоведческие тексты, актуализируемые в процессе практической деятельности учителя мировой художественной культуры, так и уроки, непосредственно проводившиеся автором диссертации в реальном и виртуальном режиме.

Хронология процесса исследования. Диссертационная работа обобщает результаты исследования, проведенного автором с 1999 по 2008 год. Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе (1999 — 2002 гг.) проводился предварительный анализ психолого-педагогической литературы по интересующей нас проблематике и апробация на практике авторских приемов преподавания мировой художественной культуры. Особое внимание уделялось изучению и совершенствованию методических приемов построения уроков мировой художественной культуры с помощью игровых технологий.

На втором этапе (2003 — 2005 гг.) были углубленно изучены и систематизированы наиболее значимые представления об игре в философско-педагогическом аспектесформулированы задачи, объект и предмет исследованияразработан понятийный аппаратсформулирована рабочая гипотезаопределены методология и методики исследования. В собственной практике преподавания мировой художественной культуры на данном этапе были внедрены информационно-коммуникативные технологиипроведено анкетирование старшеклассников.

На третьем этапе (2006 — 2008 гг.) систематизировались результаты исследования. Был осуществлен качественный анализ и обработка данных, полученных с помощью анкетирования, наблюдения, самооценки по подводу актуализации личностного модуса современных школьников на уроках мировой художественной культуры. Была подготовлена и оформлена рукопись диссертационного исследования.

Организационная база исследования: общеобразовательная школа № 77 и гимназия № 3 г. Ярославля. В ходе исследования было проанкетировано порядка 130 учащихся 10—11 классов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем.

— обоснована необходимость сочетания игровых и информационных технологий для актуализации личностного модуса при построении современного урока мировой художественной культуры;

— выявлены особенности дистанционного способа моделирования образовательного пространства в изучении мировой художественной культуры;

— определены методологические и дидактические основы применения аудиовизуальных средств;

— апробированы обнаруженные особенности процесса формирования личностного модуса при изучении художественной культуры.

Теоретическая значимость работы. В ходе исследования определяющей роли личностного модуса в изучении школьниками мировой художественной культуры было осуществлено соотнесение понятия «игра» с философскими категориями «бытие», «свобода», «личность» и «религия». Была обоснована значимость коммуникации, осуществляемой при помощи информационных технологий, для постижения искусства как квинтэссенции мировой художественной культуры в традиционном и дистанционном обучении. Обобщены и классифицированы способы формирования личностного модуса школьников, изучающих мировую художественную культуру.

Практическая значимость работы. В ходе исследования обоснованы новые подходы к организации уроков мировой художественной культуры с позиции личностного модуса. В работе описан опыт моделирования образовательной среды с применением игровых методов обучения и информационных технологий, включающих компьютерные презентации и использование интернет-ресурсов. Определены методические приемы моделирования такой образовательной среды на основе применения интернета, аудиовизуальных средств обучения. Обобщен и апробирован авторский опыт использования игровых методов обучения на уроках мировой художественной культуры (опубликовано пособие «Методические рекомендации по преподаванию мировой художественной культуры. Вариативные формы уроков»).

Личный вклад автора. В исследовании на основе десятилетнего опыта работы систематизированы эффективные методы и приемы организации уроков мировой художественной культуры в аспекте формирования личностного модуса в художественном образовании учащихся. Представлен алгоритм создания вариативных форм уроков.

В исследовании раскрыта и обоснована необходимость моделирования образовательного пространства с помощью игровых и информационных технологий.

Автором апробированы в педагогической практике методические приемы организации процесса обучения с использованием интернет-ресурсов и аудиовизуальных средств, а также с применением дистанционной формы обучения. Теоретически обобщен опыт применения вариативных форм уроков с целью формирования познавательного интереса к урокам мировой художественной культуры. !

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мировая художественная культура и, в частности, искусство как объект изучения в современной школе требуют комплексного подхода, поскольку обучение как процесс личностного становления обуславливает и стимулирует особое внимание к личности в культуре, разнообразным ее творческим проявлениям, к процессу ее самореализации.

2. С личностным модусом в качестве основания и механизма его осуществления тесно связана игра как глубоко и личностно мотивированная деятельность, что особенно важно с учетом своего рода «моды» на применение игры с присущим ей эмоционально эффективным способом интеграции человека и мира, адаптации человека к условиям жизни, в том числе в образовательной деятельности.

3. Личностный модус успешно формируется, если коммуникация рассматривается не столько как средство (что само собой разумеется), сколько как органическое следствие приобщения к искусству, когда личностный модус освоения произведения и художественной культуры в целом становится коммуникативным феноменомв таком случае человек, для которого затруднена межличностная коммуникация, более успешно социализируется, психологически осваивает принципы межличностной коммуникации через приобщение к искусству.

4. Курс мировой художественной культуры, интегративный по своей сути, предполагает целесообразное сочетание использования информационных технологий с традиционным опытом изучения художественной культуры.

Апробация результатов работы проходила на заседаниях кафедры культурологии и журналистики ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского" — на научно-практических конференциях и семинарах: II Международном мастер-классе программы Intel «Обучение для будущего» (Санкт-Петербург, 2004), конференции «Итоги реализации программы Intel «Обучение для будущего» в Ярославском регионе» (Ярославль, 2005), межрегиональной научной конференции «Столицы и столичность в истории русской культуры» (Ярославль, 2005), межвузовской научно-практической конференции «Проблемы методики вузовского образования» (Ярославль, 2006), межрегиональной научно-практической конференции «Коммуникативные стратегии в культурном поле провинции» (Ярославль — Санкт-Петербург, 2006), I Международном коллоквиуме молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» (Москва — Ярославль, 2007), семинаре-практикуме «Методическое обеспечение использования ИКТ в образовательном процессе» (Ярославль, 2007). Результаты исследования отражены в 11 публикациях, в том числе одной, осуществленной в научном издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав: «Методологические основания формирования личностного модуса в изучении мировой художественной культуры» и «Актуальные образовательные практики формирования личностного модуса в изучении художественной культуры», заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, включающего 200 наименований. Общий объем работы — 189 с.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволило систематизировать результаты десятилетней практической работы автора по формированию личностного модуса как основы эстетического воспитания на уроках мировой художественной культуры. В исследовании учитывался опыт работы, основанный на применении традиционных и инновационных (в том числе информационно-коммуникативных) педагогических технологиях. Все это позволило обобщить приемы проведения уроков, направленных на углубленное, личностно мотивированное постижение искусства.

В ходе исследования мы установили, что изучаемый школьниками курс «Мировая художественная культура» может и должен быть ориентирован на глубокое проникновение во внутренний мир ребенка, на соединение в единое целое мышления и эмоций, сознания и деятельности. Поэтому предмет, вводящий учеников в мир искусства, должен преподаваться если не буквально по законам самого искусства, то с учетом этих законов. Это позволяет не только дать знания, но и позаботиться о внутреннем мире человека, развить его чувства, его мышление.

В ходе углубленного изучения наиболее значимых представлений об игре в ее философских аспектах, детерминирующих личностный модус, мы выявили такие составляющие игры, как субъект игровой деятельности, самоиндентификация в игре, правила игры, фигура зрителя, связь игры с сакральной традицией.

Игровые технологии обучения, представленные в работе в конспектах уроков, апробированных в 6 — 11 классах, позволили диссертанту использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящего через преобразующий к творческому. Мы убедились в том, что именно через игровую деятельность ученик может осознать себя личностьюпроникновению же в мир искусства способствует то, что ученик переживает радость, удовольствие от самого процесса деятельности.

В ходе исследования роли коммуникации, осуществляемой с помощью I информационных технологий, мы установили!, что складывающийся сегодня дефицит живого, непосредственного общения — одно из следствий развития информационных технологий — может быть восполнен посредством общения школьников с миром художественных ценностей. Это связано, в первую очередь, с тем, что именно в процессе восприятия художественной культуры осуществляется межличностная коммуникация в виде обмена личными впечатлениями, что, в свою очередь, стимулирует личностную активность современного школьника.

В диссертации удалось доказать: оставаясь1 главными источниками информации, учитель и учебник в современном образовательном процессе уже не могут быть единственными. В учебном процессе могут и должны задействованы разные источники информации, которые могут стимулировать личностную активность школьника: интернет, электронные издания, аудиовизуальные средства. Прагматически ориентированные возможности информационных технологий, психологический настрой на работу в системе on-line, на работу в группе, на деятельность, в ходе которой от человека зависит больше, чем в случае, например, с использованием «безличных» аудиовизуальных средств, создает новый фон и новый контекст изучения культурологически детерминированной ситуации, формирует и активизирует личностный модус.

В связи с тем, что в мировой художественной культуре изначально заложена интеграция разных видов искусства, способствующих эстетическому восприятию школьника, информационные технологии как нельзя лучше способствуют интенсификации личностного интереса. Возможность на уровне виртуального посещения музеев мира, детального рассмотрения или восприятия трехмерного изображения памятников 1 искусства, особенно тех, которые могут быть воссозданы только благодаря современным компьютерным программам, обеспечивает высокую мотивацию учащихся к изучению мировой художественной культуры в школьном курсе. Личностный модус обусловливается и, соответственно, формируется благодаря тому, что современные школьники имеют возможность получить образование на расстоянии, общаться со сверстниками не только в своем городе и стране, но и в других странах мира, тем самым расширяя границы образовательной среды. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании значимо как один из основных видов самостоятельной познавательной деятельности школьников, способствуя многогранному развитию учащихся.

Таким образом, свойственное искусству экзистенциальное миропонимание (в понятном детям варианте — как поиск ответа на проблемные вопросы, самостоятельное формулирование проблемы) экстраполируется в сферу учебной деятельности. Искусство в ходе его восприятия и постижения позволяет осуществлять субъектам коммуникации, а именно, педагогу и детям, совместное принятие решений по теме урока, самостоятельную работу, осваивать игровые приемы деятельности, использовать коммуникативные средства. Все это подтверждает значимость для эстетического воспитания современных школьников культурологического подхода к поиску и апробации разнообразных и взаимно интегрируемых педагогом в образовательную деятельность способов приобщения детей к ценностям мировой художественной культуры.

По итогам работы над диссертацией можно утверждать: наше исследование, проведенное на базе ряда общеобразовательных учебных заведений в течение 10 лет, необходимо продолжать с новыми поколениями учащихся, проводя освоение новых способов актуализации личностного модуса, столь значимого для постижения искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Проблемы психологии искусства в школе С. JI. Рубинштейна Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. JI. Дорфмана [и др.]. — М.: Наука — Смысл, 2000. — С. 122—144.
  2. , Е.В. Медиаторы и самопрезентация искусства Текст. // Науки о культуре в новом тысячелетии: материалы I Международного коллоквиума молодых ученых. — М. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007.-Часть 1.-С. 10−13.
  3. , Л.Я. Современные проблемы Интернет-обучения Текст. / Л. А. Аверьянова // Информатика и образование. — 2003. — № 5.-С. 70−75.
  4. , М.В. Немеркнущее наследие Текст.: Кн. для учителя / М. Алпатов — сост. С. П. Истратова — авт. предисл. И. Е. Данилова — М.: Просвещение, 1990. 330 е.: ил. j
  5. Анализ и интерпретация произведения искусства Текст.: худож. сотворчество: учеб. пособ. для студ. пед. высш. учеб. заведений / [Н.А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец и др.] - под ред. Н. А. Яковлевой. М.: Высш. школа, 2005. — 549, 1. с.: цв. ил.
  6. , Е.Е. Лингвистика текста и межкультурнаякоммуникация (на примере креолизированных текстов) Текст. :учебное пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов / Е.Е.
  7. . М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 128 с. i
  8. Анисимова, Н.С. Психолого-педагогические аспекты использования
  9. Интернет-технологий в образовании Текст. /Н.С. Анисимова // Информатика и образование. 2002. — № 9. — С. 46 — 50.
  10. , Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям Текст. / Ш.
  11. А. Амонашвили. / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. -М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998. 539 с.
  12. Психологи Отечества: Избр. психол. тр.: В 70-ти т. / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн). !
  13. , Р. Новые очерки по психологии искусства Текст. / Р. Арнхейм — пер. с англ. — науч. редакция и вступительная статья проф. В. П. Шестакова. М.: Прометей, 1994. — 352 с.
  14. , Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Психологические последствия информатизации Текст. / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Психологический журнал. 1998. — Т.19.-№ 1.-С. 89−100.
  15. , М. Эстетика словесного творчества. Текст. [Сб. избр. тр.] / М. Бахтин — примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — 423 е., 1 л. портр. — (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
  16. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.Текст. / Э. Берн — пер. с англ. — общ. ред М. С. Маковецкого. СПб: Лениздат, 1992. — 400 с.
  17. , П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. -2003.-№ 4. -С. 46−50.
  18. , JI.B. Мировая художественная культура Текст.: Пособие для учителя / Л .Я. Блохина, Т. Я. Вазинская. — Мн.: ООО «Юни-пресс», 2002. 624 с.
  19. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) Текст. Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд., т-М.: «Советская энциклопедия», 1971.
  20. Т.4. Брасос Веш. — 1971. — С. 183 — 185.
  21. , Е.А., Журин, А.А., Милютина, И. А. Технические средства обучения в современной школе Текст.: Пособие для учителей и директора школы / Под ред. А. А. Журина. М.: «ЮНВЕС», 2004.-416 с.
  22. , Л.Д. Игра в процессе обучения Текст. / Л. Д. Бондарь // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. СПб:: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 265 —273.
  23. , В.М. Педагогическое таинство дидактических игр Текст.: Учебно-методическое пособие / В. М. Букатов. — 2-е изд. испр. и доп. -М.: Московский Психолого-социальный институт: Флинта, 2003.152 с., 1
  24. , В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения Текст. Книга для учителя / В. М. Букатов, А. П. Ершова. М.: Издательство «Первое сентября», 2000. — 224 е.- ил.
  25. , В.В. Эстетика Текст. / В. В. Бычков. М.: Гардарики, 2005. -556 с. I
  26. , П. Об искусстве Текст.: Сборник. Пер. с фр. / П. Валерии. — 2-е изд. М.: Искусство, 1993. — 507 е., ил.
  27. , А.Е. Я говорю, мы говорим.Текст.: Очерки о человеческом общении / А. Е. Войскунский. 2-е изд. — М.: Знание, 1990.-240 с.
  28. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: Психол. очерк.: Кн. для учителя / Л. С. Выготский /
  29. . В.В. Давыдова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 90, 2] с.: ил.
  30. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с. I
  31. , JI.C. Психология искусства Текст. / JI.C. Выготский — общ. ред. В. Иванова — Предисл. А. Н. Леонтьева — Коммент. Л. С. Выготского, B.C. Иванова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1968.-57 с.
  32. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики Текст.: / Х-Г. Гадамер — пер. с нем. — общ. ред. и вступ. Ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 699, 1. с. I
  33. Гин, А.А. «Код искусства» Текст.: ! [игровые тренинги дляIподготовки к восприятию искусства, самостоятельное решение творческих задач из сферы искусства. / А. А. Гин // Пед. техника. -2006.-№ 5.-С. 16−23.
  34. Гин, А. А. Приемы педагогической техники Текст.: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей / А. А. Гин. Луганск: СПД Резников B.C., 2006. — 88 с.
  35. , Л.В. «Воспитание» чувств Текст. / Л. В. Грачева // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, 2003. С. 614 — 626 — (Библиотека практической психологии).
  36. , В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений Текст. / В. В. Гузеев // Завуч. 2004. — № 3. — С. 64−96.
  37. , М.А., Зеликова, Н.В. Учебный путеводитель по художественной культуре России: (Древность XX век) Текст.: Кн. для учащихся / М. А. Гузик, Н. В. Зеликова. — М.: Просвещение, 2002. — 272 с.: ил. 1 I
  38. , С.И. Использование интернет-технологий на уроках искусства / С. И. Гудилина // Информатика и образование. 2003. — № 10.-С. 74−79.
  39. С.И. Некоторые подходы использования компьютерных программ и интернет-ресурсов на уроках искусства // (http://conf.cpic.ru/eva2004/rus/reports/themel 04. html). Проверено 20.09.2008.
  40. П. Философия культуры Текст.: Учеб. пособие для студентов гуманит. Вузов / П. Гуревич. I — 2-е изд., доп. М.: Аспект прессе, 1995. — 286, [2] с.
  41. , В.И. Толковый словарь живого русского в 4 т. Текст. Т. 2. И О — М.: Рус. яз., 1989 — С. 7.
  42. , Г. И. Мировая художественная культура : от XVII века до современности. Профильный уровень Текст.: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2006. — 399, 1. е.: ил.
  43. , Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века Текст.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г. И. Данилова. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 333, [3] с.: ил.
  44. , А.Б. Феномены человеческого бытия Текст. / А. Б. Демидов. Минск: Экономпресс, 1999. — 180 с.
  45. , Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе Текст.: Игровые упражнения / Н. И. Дереклеева М.: 5 за знания, 2005. — 192 с.
  46. , Д., Джонсон, Р., Джонсон-Холубек, Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве Текст. / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек, — пер. с англ. З. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001. — 256 с.
  47. , Н.А. Краткая история искусств Текст. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки / Н. А. Дмитриева. 5-еIизд., стереотип. — М.: Искусство, 1985. — 319 е., ил.
  48. , Н.А. Краткая история искусств Текст. Вып. 2: Северное Возрождение — страны Западной Европы XVII и XVIII веков — Россия XVIII века / Н. А. Дмитриева. 3-е изд., доп. — М.: Искусство, 1990. — 318 е., ил.
  49. , Л.Г. Мировая художественная культура Текст.: программа для 10−11 классов: среднего (полного) образования (базовый уровень) / Л. Г. Емохонова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 16 с.
  50. , Е.А. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса. Монография. Электронный документ. / Е. А. Ермолин < Москва, 2005 (http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Ermol/index.php). Проверено 20.09.2008.
  51. , Т.И. Преподавание Мировой художественной культуры в 10−11 классах с углубленным изучением гуманитарных предметов Текст.: Рабочая программа и методические рекомендации по спецкурсу / Т. И. Ерохина. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. — 40 с.
  52. Жук Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения иоценки Текст. / Н. Жук // Директор школы. 2006. — № 2. — С. 53 — 59.
  53. , Т.С. История мировой художественной культуры. Культурология Текст.: Программа изучения материала. Задания. Тесты / Т. С. Злотникова / ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 1999. — 92, [4] с. — (В помощь абитуриенту и учителю).
  54. , Т.С. История мировой художественной культуры Текст.: Методические рекомендации по изуч. курса на заоч. отд. гуманит. фак-ов пед. ун-тов (ин-ов) / Т. С. Злотникова / ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. — Ярославль, 1995. 33, 1. с.
  55. , Т.С. Семиотика коммуникации в визуальных видах искусства / Т. С. Злотникова // Человек в информационном мире: мат-лы междунар. научно-практ. конференции. — Воронеж — Ярославль, 2004. С. 76 — 80. j
  56. , Т.С. Человек хронотоп —! культура Текст. / Т. С. Злотникова. — Ярославль: Александр Рутман, 2003. — 172 с.
  57. И все-таки виртуальность становится реальностью! Текст. Продолжаем разговор о внедрении в школьную жизнь информационных технологий // Директор школы. — 2004. № 2. — С. 76−84.
  58. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна Текст. / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 224 с.
  59. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический! анализ) Текст. / С.Б.
  60. , А.В. Шариков, С.Н. Щеглов. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 128 с.
  61. Информационные ресурсы Интернета для учителя Текст.: Практическое пособие / Авт.-сост. С. М. Конюшенко. Калиниград: Изд-во КГУ, 2003.-31 с.
  62. , JI. Социология культуры Текст.: Учеб. пособие для студ. гуманитарных и социально-экономических направлений и специальностей высш. учебных заведений / Ин-т «Открытое общество» / JI. Ионин. М.: Логос, 1996. — 280 с.
  63. Искусство в системе культуры Текст. [Сб. ст.] Ан СССР Науч. совет по истории мировой культуры, Секция по теорет. пробл. Культуры — Сост. и отв. ред. М. С. Каган. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. -272 с.
  64. История мировой культуры Текст.: Учеб. пособие для студ. ВУЗов, обуч. по гуман. спец. и направлениям / Под науч. ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 512с.
  65. , Р. Миф и человек. Человек и сакральное Текст. / Р. Кайуа — редкол. А. С. Архипова (ред. серии) и др. — пер. с фр., вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003. — 292 1. с. — (Антропология / Фольклор. Научное наследие).
  66. , М.С. Мир общения Текст.: Пробл. межсубъект, отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 315 [4] с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  67. , М.С. Философия культуры Текст. / Акад. Гуманитарн. Наук и др. / М. С. Каган. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -414, 1. с.
  68. , Э. Критика способности суждения Текст. / Э. Кант // Собрание сочинений в 6 томах. Т.5. [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т.И. Ойзермана]. М.: «Мысль», 1966. — 564 с. -(Философ, наследие. Акад. наук СССР. Ин-т философии).
  69. , В.В., Белкин, E.JL, Харнаш, П.И. Психолого-педагогические основы использования технических средств в учебном процессе Текст.: Учебное пособие / В. В. Карпов, E.JI. Белкин. Ярославль: Изд. ЯГПИ, 1983.-117 с. !
  70. , Н.И. Эстетика жизни. Текст.: Учебн. пособ. для учащ. лицеев и гимназий: В 3 ч. Ч. 1 / Н. И. Киященко. М.: Инфра — М, 2000. — 102, [2] с. — (Шк. учебник).
  71. , Н.И. Эстетика жизни. Текст.: Учебн. пособ. для учащ. лицеев и гимназий: В 3 ч. Ч. 2 / Н. И. Киященко. М.: Инфра — М, 2000. — 123, 1. с. — (Шк. учебник).
  72. , Н.И. Эстетика жизни. Текст.: Учебн. пособ. для учащ. лицеев и гимназий: В 3 ч. Ч. 3 / Н. И. Киященко. М.: Инфра — М, 2000. — 116, [2] с. — (Шк. учебник).
  73. , Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 256 с.
  74. , Ю.А., Степанова Т. А. Православие и русская культура Текст.: Учебное пособие / Ю. А. Колбовский, Т. А. Степанова. Ярославль — Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2004. — 320 е., ил.
  75. Концепция модернизации российского образования до 2010 года Текст. // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 97 — 126.
Заполнить форму текущей работой