Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Абд ар-Рахман Муниф проследил «вымышленную историю» аравийского государства (и прежде всего Саудовской Аравии), раскрыв искусственность его природы и практически полной его связанности с планами Запада (сначала Англии, а впоследствии Америки). Проследив ход развития этого государства, становление и функционирование его институтов, он показал природу произошедшего при этом исторического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ АБД АР-РАХМАНА МУНИФА
    • 1. Жизненный путь и литературное творчество Абд ар-Рахмана Мунифа
    • 2. Литература и политика в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АБД АР
  • РАХМАНА МУНИФА
    • 1. Литературный текст и реальное историческое время
    • 2. Время и место: география прошлого и будущего
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. АНТРОПОЛОГИЯ ДУХОВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И
  • СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
    • 1. Нефть как основной проводник социально-экономических преобразований
    • 2. От патриархальных отношений к «патриархату долларов»
    • 3. Радикальность внешних перемен и прочность традиционных ценностей
  • ГЛАВА. ЧЕТВЕРТАЯ. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И РАЗВИТИЕ АРАВИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ АБД АР
  • РАХМАНА МУНИФА
    • 1. Зарождение аравийского государства и этапы его развития
    • 2. Запад и авторитарное государство

Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловливается целым комплексом фактором, среди которых можно обозначить те, которые имеют непосредственное отношение к философии истории в целом, и те, которые относятся к специфике национально-исторического процесса в частности. Мировая история, являющаяся совокупностью отдельных национально-исторических процессов различных регионов земного шара, представляет собой масштабный процесс, который невозможно связать с каким-то отдельным политическим направлением, отдельной личностью, школой, доктриной, идеологией, поскольку сам анализ исторического процесса предполагает взаимодействие и противостояние различных политических направлений, школ, идеологий и личностей. Взаимодействие всех этих факторов может быть отражено в некой философской системе, в подробном описании политической истории, или же в исследованиях социологических и политологических наук. Вместе с тем, существует также и возможность литературного описания взаимодействия упомянутых факторов. Подобное описание подразумевает умение автора художественными приемами выразить свое критическое отношение к действительности, и часто содержит большой философский потенциал, расширяющий диапазон рациональной критики общественной, политической и этической жизни в том или ином государстве. Такой подход иллюстрирует то, что можно назвать «моральным, культурным и духовным соучастием» в формировании рациональных альтернатив философского мышления. В качестве примера подобного соучастия в истории новейшей арабской политической мысли и художественной литературы выступает творчество Абд ар-Рахмана Мунифа, который считается одним из корифеев современной арабской литературной и общественнополитической мысли, исследователем личности, ее индивидуальности и сущности, сумевшим адекватно отразить проблемы эмиграции. Творчество Абд ар-Рахмана Мунифа, сумевшего с точностью отобразить историю становления государственности нового типа в странах Персидского залива и критически рассмотреть ряд проблем арабского общества, представляет интерес не только для литературоведов, но и для философов, политологов и историков.

В многочисленных литературных произведениях Абд ар-Рахмана Мунифа мы обнаруживаем философское и политическое видение проблем, критическое отношение к современному арабскому государству, власти, диктатуре, моральному и духовному кризису, крушению традиций, тотальной подчиненности и зависимости Арабского Востока от Запада. В его работах показан структурный кризис государственной власти, общества, культуры и личности, вызвавший конфронтацию между структурами власти и народом.

Изображая действительность, Абд ар-Рахман Муниф отражает историю развития современного арабского государства, на различных этапах которого возникали проблемы, негативным образом воздействовавшие на перманентный «переходный период», переживаемый арабским миром. Отсюда возникло такое явление как сосуществование факторов новизны и патриархата, свободы и рабства, богатства и бедности, традиций и нигилизма. Сосуществовало все то, что в итоге создавало странный по форме и содержанию сплав, который и стал материалом критики Абд ар-Рахмана Мунифа, стержнем его фило-софско-политических и идейных интересов. Итогом размышлений Абд ар-Рахман Мунифа стал вывод о том, что любая культура представляет собой своеобразный океан, включающий разнообразие исторического бытия народов. В могуществе и силе культуры заключены судьбы целых народов. Эта идея постоянно присутствует в творчестве.

Абд ар-Рахмана Мунифа и ее реконструкция является основой метода изучения огромного философского и общественно-политического наследия мыслителя.

Значимость изучения и анализа философских и политических взглядов Абд ар-Рахмана Мунифа обусловлена, прежде всего, адекватностью отражения в них реалий государства, общества и культуры современного арабского мира. Следует также заметить, что исследование творчества Абд ар-Рахмана Мунифа имеет большое научное и практическое значение для анализа адекватного положения вещей в молодых государствах. В этом отношении арабские государства, расположенные в зоне Персидского залива, представляют собой на сегодняшний день образцы молодых государств, в которых уживаются с одной стороны патриархальные традиции, а с другой — колоссальные материальные возможности воплощения технических достижений западной культуры. Последнее позволило Абд ар-Рахману Мунифу сформировать структурные модели, которые получили образное наименование — «города из соли». Смысл и значение этой метафоры состоит в следующем: излишек соли приносит горечь, ее недостаток лишает пищу вкуса. Государства, обладающие небывалыми нефтяными ресурсами, сталкиваются с характерными культурно-политическими проблемами. Философский анализ творчества Абд ар-Рахмана Мунифа, реконструкция его философской модели истории позволяет лучше понять причины специфических проблем в истории, культуре и политике стран Персидского залива.

Актуальность диссертации обусловлена тем, что впервые в отечественной и зарубежной литературе дан анализ работ известного арабского мыслителя Абд ар-Рахмана Мунифа, в творчестве которого получила отражение понимание культуры как способ трансляции исторического бытия наций и народов. Работа по реконструкции данной идеи в художественном и критическом творчестве мыслителя позволила по-новому интерпретировать взаимодействие политики и культуры в странах Персидского залива, по иному трактовать ключевые события историко-философского процесса в этих странах. Исследование, взятое в целом, позволяет не только воссоздать в деталях ситуацию, обусловившую структурный кризис государства, общества, культуры и личности в странах Аравийского полуострова, но и понять существующую конфронтацию между гуманистическими исламскими ценностями и экстремистскими тенденциями в регионе, а в дальнейшем и способствовать ее разрешению.

Цель и задачи исследования

Основная цель предпринимаемых в диссертации изысканий состоит в том, чтобы исследовать философские и политические аспекты творчества Абд ар-Рахмана Мунифа, его критические взгляды на реалии современного арабского (аравийского) государства, их проявления в социальной, духовной и культурной сферах.

В диссертации ставятся следующие задачи:

1. дать анализ творческой биографии Абд ар-Рахмана Мунифа;

2. дать сравнительный текстологический анализ соотношения литературного текста и исторической реальности в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа;

3. проследить эволюцию представлений о политической власти и развитии государства в романах Абд ар-Рахмана Мунифа;

4. рассмотреть авторское видение феномена патриархальности в государстве и общественных отношениях;

5. показать особенности «авторитарного государства» и «нефтедолларовой культуры».

Степень и уровень изученности проблемы Романы Абд ар-Рахмана Мунифа и его литературное творчество в целом являются объектом пристального внимания и исследований теоретиков, литературоведов, культурологов, социологов, политологов, специалистов в области СМИ и историков. Его творчество имеет важнейшее значение для понимания механизмов зарождения и развития политической власти, а также становления авторитарного государства, прежде всего, в аравийском обществе. В работе проанализированы различные литературные и политические сочинения Абд ар-Рахмана Мунифа, а также многочисленные работы, посвященные изучению его творческой и жизненной биографии.

В целом можно отметить, что исследования, посвященные биографии мыслителя, акцентировали различные стороны жизни Абд ар-Рахмана Мунифа, выявляя влияние тех или иных жизненных событий на его литературное творчество и политические взгляды. Основой ряда подобных сочинений стали отрывочные интервью и статьи, написанные Абд ар-Рахманом Мунифом1. Можно отметить также наличие полноценных биографических описаний, в которых личная жизнь Мунифа отражена с первых лет до самой кончины2. И, наконец, те биографические работы, авторы которых попытались написать «портрет» мыслителя на основе его мемуаров и дневников. В частности многие авторы опирались на то, что книгу Мунифа «Писатель и эмиграция"3, где он коснулся проблем арабского романа.

Между тем многие исследователи, уделяя внимание изучению общества в странах Аравийского полуострова, рассматривали его сквозь призму творчества Мунифа, который показал характер внутренних изменений в аравийском обществе, произошедших после об.

1 Субхи ат-Таан. Литературный мир Абд ар-Рахмана Мунифа. 1-е изд. Дамаск: Дом исследований и публикаций «Канаан», 1995.

2 Мухаммед аль-Кашаами. Перелет благородной птицы. 1-е изд. Бейрут: Дар аль-Кунуз, 2003.

3 Абд ар-Рахман Муниф. Писатель и Эмиграция. 1-е изд. Бейрут: Дар ал-фикр аль-джадид, 1992. наружения нефти, и многообразные последствия этого события для разных сфер жизни. Эти работы тесно связаны с анализом антропологических, психологических и этических аспектов творчества Мунифа4. Сюда же следует отнести исследования, в которых затрагиваются проблемы места, времени, воспоминаний, истории и их отражения в жизни и творчестве5. Некоторые авторы сосредотачивалась на этических аспектах сочинений Мунифа, стремясь показать трагические стороны новой и современной арабской действительности6.

Другие авторы уделяли внимание рассмотрению политических и культурных проблем, связанных с кризисом политического строя и культуры в арабском мире, а также различных аспектов взаимоотноу шений Востока и Запада в их отражении в творчестве Мунифа. В последнем исследовании автор попытался остановиться на общих факторах кризиса арабской цивилизации, как они рассмотрены в романах Абд ар-Рахмана Мунифа, и показать таким образом проблемы, препятствующие развитию арабского общества.

Методология исследования Для решения поставленных задач в основу диссертационного исследования был положен методы историзма, философской компаративистики и структурный метод.

Новизна исследования Новизна и научная ценность исследования определяется как характером постановки, так и способом разрешения поставленных диссертантом задач, и заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной историко-философской науке.

4 Шакер ан-Наблуси. Область пустыни. 1-е изд. Бейрут: Арабский фонд исследования и публикаций, 1991.

5 Марьям Хальфан Хамд. Место в романах Мунифа / Диссертация. Каирский университет, литературный факультет, отделение арабского языка, 1992; Мустафа Абд аль-Гани. Выход из истории. Каир: Генеральное египетское объединение писателей, 1993; Наджва ар-Рияхи аь-Кустатыни. Мечта и поражение в романах Мунифа. Тунис: Факультет гуманитарных и общественных наук, 1995.

6 Абд аль-Хамид аль-Махадин. Бейрут: Арабский фонд исследований и публикаций, 1999; Наджва ар-Рияхи аь-Кустатыни. Герои и эпос крушения в романах Мунифа. Тунис, 2001; Арабский роман: реальность и перспективы. Бейрут: Дар Ибн Рушд, 1981; Ахмед Джасем аль-Хамиди. Эпический герой в романах Абд ар-Рахмана Мунифа. 1-е изд. Дамаск: Аль-Ахали.

7 Салех Ибрахим. Кризис арабской цивилизации в произведениях Абд ар-Рахмана Мунифа. 1-е изд. Касабланка: Арабский культурный центр, 2004. предпринимается опыт анализа исторических, культурных и экономических событий, произошедших в странах Персидского залива, с философской точки зрения.

1. восполнен пробел в истории современной философии Арабского Востока, благодаря чему один из важнейших ее периодов предстает в новом освещении: в контексте взаимодействия факторов новизны и патриархата, свободы и рабства, богатства и бедности, традиций и нигилизма;

2. впервые в отечественной и зарубежной литературе дано целостное представление об особенностях исторического процесса арабских стран на фоне не только одновременного взаимодействия различных идеологических влияний, но и в меняющихся общественных и политических условиях;

3. прослеживаются имплицитные аспекты, частные и общие проявления культурных преобразований, произошедших под влиянием нефтедолларовой культуры, а также их взаимодействие на политическую и культурную жизнь.

4. проанализированы черты социальных и духовных перемен, зафиксированных в литературном творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа, выявлена их важность для гуманитарных наук с точки зрения философии глобальных проблем истории и культуры в современном арабском мире.

5. в системном виде впервые в отечественной истории философии выявлена и проанализирована философия истории Абд ар-Рахмана Мунифа, отраженная в его литературном и критическом творчестве, а также проблемы культурно-политического диалога между Западом и Востоком.

Теоретическая и практическая значимость работы Научно-практическая значимость диссертации связана с возможным применением содержащихся в ней материалов и выводов при дальнейшей разработке проблем истории философии и общественной мысли Арабского Востока, подготовке учебных пособий, программ, лекционных курсов и практических занятий по истории современной арабской философской мысли.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из проблем, наиболее живо обсуждаемых представителями современной философской и политической мысли в арабском мире, является проблема государства и национализма. Не случайно в XX веке над ней задумывались многие теоретики и практики в арабском мире. С одной стороны, эта проблематика «политизировалась», с другой — служила предметом для философских и футурологических размышлений. В лице Абд ар-Рахмана Мунифа мы встречаем человека, ярко иллюстрирующего этот факт. Посвятив себя на первом этапе изучению экономики, он прошел через занятия политикой и пришел к литературе, чтобы с ее помощью вновь вернуться к политике и экономике, но уже с другими критериями и с иными воззрениями — взглда-ми человека, обогащенного познаниями в экономике и политике. Поэтому его книги в современном арабском мире являют собой яркий пример анализа проблем истории, государства, культуры и политической жизни — всего, что по своим посылкам и целям составляет основы философии, политологии и социологии.

Политика привела Абд ар-Рахмана Мунифа к созданию романов. В своей творческой работе он понял, что литература, писательский труд обладают не меньшим влиянием на людей, чем политическая жизнь, политическая работа как таковая. Поэтому литература была для него средством восприятия жизни и политических проблем. Так ему удалось соединить две области, обладавшие максимальным воздействием на людские умы и придававшие ему способность видеть истины, скрытые от других. Его жизненный путь и литературное творчество доказали, что политика — не единственный способ защититься от трудностей и проблем эпохи. Для него литература была скорее средством выражения сути этих проблем. С одной стороны, этот факт свидетельствовал о незрелости политической жизни и политических партий в арабском мире, но с другой стороны, он имел дополнительную «легитимность», так как доказывал, что драма политической жизни не является монополией политической науки. Горький политический опыт Абд ар-Рахмана Мунифа заставил его отойти от занятия политикой напрямую и найти ей замену в литературе. Это говорит об узости политики и широте духа литературы. Уход от политики побудил Абд ар-Рахмана Мунифа заняться сочинительством романов, то есть уйти на широкий, истинно демократический простор. Он ушел от мира политических партий с их межплеменными и межрелигиозными конфликтами, чтобы вернуться к жизни с ее великими вопросами, чтобы решать их в дискуссиях, диалоге и критическом пересмотре приоритетов.

В творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа зримо видна истина, гласящая, что об истинном творчестве, каким бы ни были его источник, содержание и форма, судят по его способности отображать исторические факты и реалии национального и культурного самосознания. Эта черта отличала и творчество Абд ар-Рахмана Мунифа, одновременно изображавшего действительность с ее проблемами, и вечность, следуя историческому мировоззрению, обращенному на будущее. Философское единство времени и места он перенес на жизнь во всех ее проявлениях. С помощью этого принципа он пытался показать все свойства и тонкости жизни отдельных людей, партий, обществ и государств арабского мира. И это изображение ставит проблемы прошлого и будущего как неразрывное целое, рассматривая их как проблемы реальной истории.

В центре его внимания всегда была современная история, потому что в ней он видел предпосылки к настоящему. Эти проблемы занимают центральное место в большинстве его произведений, особенно в романе «Города из соли». Он подходил к ним в высшей степени объективно, глубоко погружаясь в подробности общественной и частной жизни, чтобы подтвердить свою мысль: бытие в истории предполагает ее знание и усвоение ее уроков: лишь при таком условии можно понять настоящее и подготовиться к будущему. Что касается склонности жить в истории такой, какова она есть, то она означает, что человек остается погружен в господствующую историческую реальность, в историю, которую пишут за него его триумфаторы-хозяева, и, таким образом, вращается в орбите иллюзий. Но альтернатива есть: нужно расстаться с иллюзорной историей или с иллюзией истории, освободившись от нее и восстав против нее.

Такова критическая философия, с позиций которой Абд ар-Рахман Муниф критически подошел к истории современного арабского государства, и прежде всего — государств Аравийского полуострова. Он хотел не столько переписать или пересмотреть историю, сколько подчеркнуть, что «история» арабского государства на Аравийском полуострове — лишь вымысел, и что этот исторический вымысел власть пытается навязать всем. Отсюда его идея о том, что история этих новых государств — лишь нагромождение лжи и измышлений. Хотя история в целом является историей победителей и отражает их точку зрения, в большинстве своем они склонны одно и то же событие описывать совершенно по-разному. Не всегда это происходит из-за недобросовестности человека или забывчивости: бывает, что причиной тому становятся временные условия и диктуемые ими соображения. Иногда это следствие мелких недомолвок и вымыслов, которые, накапливаясь, создают впечатление абсолютной правды, или единственно верное изложение вымышленной истории. Абд ар-Рахман Муниф предпринял попытку покончить с верой в этот вымысел, подвергнув критике слабое государство и роль Запада (Англии и США) в его становлении.

Абд ар-Рахман Муниф проследил «вымышленную историю» аравийского государства (и прежде всего Саудовской Аравии), раскрыв искусственность его природы и практически полной его связанности с планами Запада (сначала Англии, а впоследствии Америки). Проследив ход развития этого государства, становление и функционирование его институтов, он показал природу произошедшего при этом исторического и культурного сбоя. Этот сбой, считал он, был естественным следствием ветхости самой первоосновы государства: все в нем было создано волей внешних сил, а следовательно, функционировало вне всякой связи с логикой саморазвития, понятием об общественном благе и о том, что представляет собой современное государство. Результатом этого стало увязание государства в воспроизводстве «авторитаризма» — формы правления, идеально подходящей для укрепления и расширения системы материального и духовного насилия. Он пришел к выводу, что история власти, порядков и институтов, зародившихся, сформировавшихся, получивших реальное содержание и специфические функции в крае, который Абд ар-Рахман Муниф назвал «городами из соли» — то есть в странах Аравийского полуострова (и прежде всего в Саудовской Аравии), — есть подчинение и самовластие: подчинение иностранцам и авторитаризм по отношению к обществу. Отсюда проблема внешнего (Запада) и внутреннего (репрессивной власти), взаимосвязь которых определила ход истории современного аравийского государства. Эта взаимосвязь была естественным итогом контроля западного капитализма над правительством, аппаратом и армией в государстве, державшемся на страхе и грабеже. Местному капитализму оставалось только одно: вращаться в орбите мирового империализма. Это вращение по кругу превратило «строительство экономики» в «городах из соли» в поле для тотальной коррупции, воровства, перетекания доходов от нефти в руки эмиров и их окружения, для нашествия авантюристов, прибывавших из стран империалистического Запада. Они не помышляли ни о чем, кроме обогащения, и встречали в стране лишь тех, кто сам стремился попасть им в подчинение. Жадность двигала ими, а эгоцентризм и эгоизм предопределяли каждое их слово и действие. Поэтому, был убежден Абд ар-Рахман Муниф, блестящие преобразования в странах Залива были не более чем декором. В них он видел лишь изменения, которые в своей совокупности создали достаточно странную и специфическую ситуацию. Взгляды Абд ар-Рахмана Мунифа в определенной степени отличались вкусовым интуитивизмом и националистическим духом при оценке всех происходивших вокруг него изменений. Но это нисколько не умаляло реализма в показе того, что его угнетало, и чему он хотел найти альтернативу. Не случайно проблема государства, власти и культуры составляла главный предмет его внимания как литератора, политика и мыслителя.

Он считал, что аравийское государство — это только власть, поскольку власть считала себя государством. Ибо, оценивая историю и перспективы существования аравийского государства, он считал, что оно являлось не более чем властью, подчиненной иностранной силе и слабой по своим внутренним опорам. Именно поэтому он считал его историю вымышленной и искусственной. Отсюда, по мысли Мунифа, вытекали его топтание на месте, застойность и нестабильность. И именно эта ситуация придала власти органически репрессивный, деспотический характер. Здесь не обошлось без влияния западной империалистической политики. Более того, Абд ар-Рахман Муниф подчеркивал, что сложившаяся ситуация была результатом этой политики. Империалистическим государствам удалось прибрать к рукам богатства зависимого государства. В бескрайней пустыне страны «городов из соли» огромные барыши получали сначала британские фирмы и их агенты, а впоследствии подобные же преимущества получил американский империализм, что позволило ему подготовить почву для разведки и добычи нефти. Вот какой вывод сделал Абд ар-Рахман Муниф из конечных итогов этого процесса: история Запада и история слабого авторитарного государства суть две стороны единого процесса — утраты естественной способности к саморазвитию и выживанию, засилье патриархальных и племенных традиций при выветривании прекрасных былых традиций наездничества и мужской доблести. Отсюда и последствия — духовное и физическое разрушение личности и общества, государства и культуры. Западный капитализм стремился осуществить свои планы, чтобы направить усилия по развитию экономики и промышленности в русло его собственной политики. И в этом ему в значительной мере помогла правящая элита в лице эмиров, которые больше думали о прибылях и грабеже, чем о независимом капиталистическом развитии. Поэтому главными экономическими операциями в государстве были крупные сделки, время от времени заключаемые между империалистическими монополиями и представителями зависимого капитализма, между крупными фирмами и правящими семьями. Экономика уподобилась азартной игре, авантюре, а потому стала привлекательной для всякого рода новых пиратов, как местных, так и зарубежных. «Города из соли» превратились в арену конфликтов и дуэлей между авантюристами — торговцами оружием, агентами спецслужб и ворами. А верховный правитель и члены его окружения стали больше говорить о ценах, условиях оплаты, о получении денег и подарков, чем о возведении новых объектов или о чем-либо другом. Главными и единственными предметами заботы стали для них присвоение богатств, сила и власть.

Подвергнув едкой критике историю современного аравийского государства, Абд ар-Рахман Муниф пришел к выводу: это государство представляет собой власть, не имеющую истории. Отсюда — неудача попыток его модернизации, скудость достижений и длинная череда провалов. Это — оборотная сторона живучести традиционализма, особенно патриархальности, которая пронизывает все поры государства, общества, экономики, политики и культуры. На наш взгляд, заслуга Абд ар-Рахмана Мунифа состоит в том, что он не просто затронул в своем творчестве природу, предпосылки и результаты практически тотальной эрозии ценностей в государстве, обществе и политическом строе, в условиях пагубного единства внешней «модернизации» и глубинной патриархальщины. Он показал главную политическую суть патриархального и автократического общества, так как отразил различные стороны его социальной, культурной, экономической и духовной практики, направившей власть и государство по пути, который можно назвать тупиковым. Результаты следования по этому путистрадания, бедствия и крушение надежд. Но крушение это терпит не столько индивид, сколько современное и легитимное государство, точнее, комплекс патриархальных традиций, продолжающих жить под обманчивой вывеской модернизации. Именно это положение вещей Абд ар-Рахман Муниф в своем творчестве попытался отразить, подвергнув его язвительной критике, показав его ограниченность, его социальную, политическую, экономическую и духовную несостоятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш >Л «¿-¿-А (16 1999с^ iй? ЯJ 5ЬЛ АЬ^Ь фА (17 2000^^1 (18 АлоУ!ЦЭД J J иУ^ ЯлАи^лИ I* у* Я!*J (192 001^11211 >^ ^^ ¿-¡-и^ 5(2 020 014121 (?">11 -Ы1 кл^йдЛJ <> оН"* — сЗ*^2005^^ «^Л ^¿-Ш! >4^ ^¿-а (221 973 ^ 4<^1 рлЬ^А*(231 975: (241 976Ь (25
  2. Ал! ^ «^ цк ¿-ЗЫЛ «^лыаЛи. (41 9871
  3. Ау lшyaJa&-J 49Д^Д^Ц) 4^13ЛЗ^л.}! (51 961 сЫ ой* <12 «9 Я1Л 4ЧШ1 Як4с) jj:u ?аа^и яллхи^а 4(й1 4 ймхл ^(61 995<�Я*Л ЯдДЛ1994 2ииУ1и-И J ¿-иШ 4 (757 ^ i±-±-ЛJXJ Д^зИ.) кМ^^ (819 821 993 ^¿-л* Jb (91 998 '-«Jl '27 'jSiilIc. Як* iqojII uLdP IISjai J"*-! ('о
  4. Ja V i jj^ll je. Ajuuoijx ttlijjoj t^^uiLtoJI (utubuij^lj jjjLui?.| 4 Jl j*JI JjcLuJ (' 11996cjjjjj 'Jjbi-jljj> '9−6 Як- itjjlill-^jlo-Ult (121 983
  5. JUAI! IAJJJ*.| JjJ AjuaU J Д^ЬмЯ (?i tJji JjjiJIU-S (611 973 AjjjsJI? AJjJj d) jaJ! 4^jladl j AilUUIj AjjjjI. AjjjxII
  6. SjaUII -CjjjUI t^bj^ll jUjui jb 4Ajjj"J1 jjJI ^ jj^Jl uulyi) tjusauua (621 992
  7. A tjlbll jb J—ujLuutJiul yi axu АЛjbJIUa (1 231 987 ?jjj*jxil iAjjiljaJI U3J yi (J&? ?jjjJI jcVt j (1 241 985
  8. JJJ^I jjjc CjjL-sa ^-«AJJjjil jjjlj (1 251 986 s>UlI iuKll iuUlt «jjJ JAJI iubVl t jioia. (.i*"jj jjll UJVI uUjVI «jillj (1 261 982 ujja.12−5
  9. Al- Farsy, Fouad, Modernity And Tradition (The Saudi Equation), St Ives pic, England, 1992.
  10. Antony J.D., Arab States of the Lower Gulf, People, Politics, Petroleum, Washington, The Middle East Institute, 1975.
  11. Barakat, H, Visions of Social Reality in the Contemporary Arab Novel. Washington, D.C.: Georgetown University, Center for Contemporary Arab Studies, 1977.
  12. Beckson, Karl and Ganz., Arthur, Literary Terms. New york, The Noonday Press, Third edition, 1990.
  13. Berger, Morroe, The Arab World Today. New York: Doubleday, 1962.
  14. Birks, J.S. and C.A. Sinclair, Arab Manpower: The Crisis of Development. London: Croom Helm, 1980.
  15. David E. Apter, Introduction to political analysis U.S.A Winthrop Publishers, 1977.
  16. Deiches, David, Critcal Approaches to Literature. Longman, 1981.
  17. Dickson, H.R., Kuwait and Her Neighbors, ed. C. Witting, London, Un-win, 1956.
  18. Haliday F., Arabia without sultan, Harmonden worth Penguin Book, 1947.
  19. Kelly, John B, Arabia, the Gulf and the West., New York, Basic Books London, Weidenfeld and Nicolson, 1980.
  20. Khadduri, Majid, Political Trends In The Arab World, The Johns Hopkins Press, Baltimore and London 1970.
  21. Lamb, David, The Arabs: Journies Beyond the Mirage. New York, Vintage Book, 1988.
  22. Giddens, Antony, Sociology. Great Britain, T.J. International, Third Edition, 1997.
  23. Jonathan H. Turner, The Structure of Sociological Theory U.S.A. University of California, Fifth edition, 1991.
  24. The Globalization of the World Politics: Edited by John Baylis and Steve Smith. Oxford University Press, 1997.
  25. Hemingway, The Old man and the Sea. Librairie du Liban, 1989
Заполнить форму текущей работой