Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств и дизайна) в эстетизации предметного мира и человека
Диссертация
Актуальной становится задача проследить специфику народных художественных ремесел, декораптвно-прикладных искусств и современного дизайна в эстетизации предметного мира человека, их место в современной художественной культуре, которая не ограничивается только художественным образом, создаваемым «чистыми» искусствами. Художественная культура проникает во все сферы практической деятельности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социокультурный процесс развития материально-художественной культуры в бытии человека
- 1. 1. Социокультурные основания эстетического бытия человека
- 1. 2. Материально-художественная культура как составная часть художественно-эстетической культуры
- Глава II. Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств) как способа эстетизации предметного мира и человека
- 2. 1. Народные художественные ремесла, декоративно-прикладные искусства и их эстетическая роль в жизни человека
- 2. 2. Эстетитсо-художественное своеобразие региональных декоративно-прикладных искусств
- 2. 3. Эстетико-художественная деятельность и декоративно-прикладные искусства в образовании
- Глава III. Дизайн как современный социокультурный способ эстетизации предметного мира и человека
- 3. 1. Культура дизайна в художественном становлении нового способа эстетизации предметной среды индустриального мира
- 3. 2. Человек и вещь в культуре предметной среды и новации дизайна в ее эстетизации
Список литературы
- Азрикан Д.А. Методологическая модель объекта дизайна// Техническаяэстетика. 1982. — № 9. — С. 10−14.
- Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935, Т.1.- 625 с.
- Американская философия искусства. Екатеринбург: Деловая книга, 1997.320 с.
- Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб.: Изд. «Литера», 1997. — 416 с.
- Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. М.: Сов. Художник, 1987.-231 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1994.- 392 с.
- Афанасьев Ю.Л. Категориальный статус и содержание понятияхудожественная культура//Этика и эстетика. Киев, 1990. — Вып. 33.
- Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории//Вопросыфилософии. 2000. — № 9. — С. 29−45.
- Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.1. Л., 1983.
- Ю.Барадулин В. Роспись крестьянского дома// Декоративное искусство. 1979. — № 3. — С. 20−23.
- П.Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. — 256 с.
- Бегенау 3 Г. Форма, функция, качество. М.: Мир, 1969. — 168 с.
- Белан Т.Г., Бордюговский Н. И., Белан П. И. Основы дизайна для старшеклассников// Техническая эстетика. 1990. — № 8. — С. 13.
- Н.Белянин В. П. Введение в психолингвистику. М., 1999. — 78 с.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избр. эссе. -М., 1996.
- Бердник Т.О., Неклюдова Т. П. Дизайн костюма. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 448 с.
- Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и художественной графики. Ростов — на Дону: Феникс, 2001, — 320 с.
- Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М:. Искусство, 1994, — 544, 510 с.
- Бердяев Н. А. Творчество и объективация. Минск: Экспресс, 2000, — 304 с.
- Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура. М.: Наука. 1989. — 418 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. — 412 с.
- Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. JL: Художник РСФСР, 1988. — 333 с.
- Боднар О.Я. Золотое сечение в природе и искусстве//Техническая эстетика. -1992.№ 1. -С.10−14.
- Бодрийяр Ж. Прозрачность зла М.: Добросвег, 2000. — 258 с.
- Бойчук А.В. Первые шаги в дизайне///Техническая эстетика. 1990, — № 9 — С. 13−14.
- Большаков В.П. Философские основания воспитания эстетической культуры. Дис. докт. филос. н. СПб., 1993. — 285 с.
- Борисевич Г. В. Предметный ансамбль древнерусского жилища// Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер — архитектура — среда. ~- М.: Изобр. Искусство, 1988. С. 140−161.
- Брагинская Н. Театр изображений// Декоративное искусство. 1979. — № 4. -С. 24−27.
- Брюханцева Н.В., Сысоева JI.C. Развитие культуры дизайна как преодоление эстетического провинциализма на рубеже XXI в. //Вестник ТТПУ. -1998. С. 68−70.
- Буровик Г. А. Родословная вещей. М.: Знание, 1991. — 232 с.
- Буткевич О. Художественность// Декоративное искусство. 1987. — № 3. — С. 22 — 27.
- Вагнер Г. Несколько тезисов о народном искусстве.// Декоративное искусство. 1988. — № 2. — С. 8−9.
- Вагнер Г. К. Древнерусский ансамбль как образ мира// Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер — архитектура — среда. — М.: Изобразительное Искусство, 1988. — С.97−140.
- Василенко В. Тайна простых образов// Декоративное искусство. 1980. — № 4. — С. 32−33.
- Ван де Вельде А. Общие замечания о синтезе искусств// Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972. — С. 83−97.
- Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания: деятельностный подход (опыт филос. анализа). Томск: Изд. ТГУ, 1992. — 153 с.
- Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 2000. — 800 с.
- Власенко В.В. Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты. Автореферат докт. дис. -СПб., 1999.-21 с.
- Волкова М. Промыслы или промышленность // Декоративное искусство. -1986. -№ 2.-С. 35−37.
- Волкогонов Д.А. Семь вождей: В 2-х книгах. Кн. 1. М.: АО «Издательство «Новости», 1996. — 496 с.
- Волышна В. Внутренняя противоречивость самодеятельности// Декоративное искусство. -1981. № 3. — С.22−26.
- Воробей Ю.Д. Созидающая сила искусства. -М.: Знание, 1980. 40 с.
- Воронов Н.В. Искусство предметного мира. М.: Знание, 1977. — 63с.
- Вулих Н. Античный сад// Декоративное искусство. 1986. — № 2. — С.41−45.
- Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов — на — Дону: Феникс, 1998, -480с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
- Галеев Б.М. Компьютеры и искусство//Человек. 2001.- № 4.С.114 -126.
- Гарибова Т. Эхо далеких времен//Декоративное искусство. 1980, — № 7. — С. 8−9.
- Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968. Том 1.-312 с.
- Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1969. Том 2. — 325 с.
- Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. Том 3. — 621 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. (в поисках образовательных концепций) М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Гилодо А. Прикладное завтра, декоративное — вчера// Декоративное искусство, — 1999. — № 1−3. — С.5−6.
- Гончаров И.А. Обломов. -М., 1983.-559 с.
- Горин С. А вы пробовали гипноз? СПб.: Лань, 1995. — 208 с.
- Геронимус Н.М. Школа мастеров// Программы. Начальные классы (1 4). -М.: Просвещение, 1998. — С. 528 — 546.
- Гомбрих Э. История искусства. М., 1998. — 688 с.
- Горячева А.П. Гуманистический потенциал предметно-пространственной среды. Автореферат дис. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1998.21 с.
- Гостев Д. Фирменный стиль как новая религия/ЛЗото Sapiens (Дом Разумный). Город, человек, дом. 2000. — № 3 (4). — С. 138−141.
- Григорьев А. Вячеслав Колейчук: «Я продолжаю классические традиции."// Мир дизайна. 2000.- № 1. — С.46−51.
- Григорьева С. Матрешка, несущая жизнь//День добрый, 13 апреля 2002 г. -С. 13.
- Гроппиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. — 287 с.
- Губман Б.Л. Западная философия культуры. Тверь: Лиан, 1997. — 288 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студ. туманит, вузов. М.: Аспект-Пресс, 1994. — 316 с.
- Гусинский Э.Н., Турганинова Ю. И. Введение в философию образования. -М.: Логос, 2000.-224 с.
- Гутнов А., Глазычев В. Мир Архитектуры: лицо города. М.: Мол. Гвардия, 1990. -350 с.
- Давыдова Е. Назад к кукле//Спутник, 1990. — № 12. — С. 108−113.
- Дайн Г. Л. Русская игрушка. М.: Советская Россия, 1987. — 195 с.
- Дивненко О.В. Эстетитка. М.: Аз, 1995. — 280 с.
- Дижур А.Л. Дизайн и проблемы перестройки образования. // Техническая эстетика. 1987 — № 9 — С. 18−19.
- Дижур А.Л. Начало Баухауза //Техническая эстетика. 1989, — № 12. — С. 2429.
- Дизайн и эстетическое воспитание: круглый стол//Техническая эстетика. -1986, — № 4. С. 7−12.
- Делиль Ж. Сады. Л.: Наука, 1987. — 229 с.
- ДерридаЖ. Письмо и различие. -М: Академический Проект, 2000. 495 с.
- Дефиниции культуры: Сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Томск: Изд. ТГУ, 1996. Вып. 2. — 200 с.
- Дёмина Л.М. По законам красоты: Эстетика труда. М.: Просвещение, 1990.- 204 с.
- Дженкс. Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. — 137 с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1975. — 192 с.
- Жуков Ю.Ю. Проблема формообразования в декоративно-прикладном искусстве культур палеолита неолита (на примере памятников Европы и бл. Востока). Автореферат дкс. — М. 1999. — 21 с.
- Зиновьева Т. Поп образ народного искусства. // Декоративное искусство. -1988. -№ 10. — С. 20−22.
- Зиновьева Т. Праздничный убор// Декоративное искусство. 1983. — № 10. -С. 17.93.3убкова Д. Общение с предметом на высшем уровне// Domo Sapiens (Дом Разумный). Город, человек, дом. 2000. — № 3 (4). — С. 100−107.
- Ибраев Б. Космогонические представления наших предков// Декоративное искусство. 1980. — № 8. — С. 40−44.
- Изобразительное искусство и художественный труд 1−8 классы. Программы для средних уч. Заведений. М.: Проев. 1982. — 130 с.
- Иконников А. В. Идеи К. Маркса и формирование предметно-пространственной среды// Техническая эстетика. 1983. — № 4. — С. 1−4.
- Иконников А.В. Искусство, среда, время. М.: Сов. Художник, 1985. — 335 с.
- Иконникова A.B. Формирование среды жилища и стиль жизни // Техническая эстетика. 1987. № 1. С. 33−35.
- Ильин М.А. Исследования и очерки. М.: Сов. Художник, 1976. — 284 с. Ильин М. Рассказы о вещах. — М., 1968. — 192 с.
- Ильин М.А. Русское народное искусство. М.: Мол. Гвардия, 1959. — 69 с. Ильин М. А. Русское советское народное искусство и художественная промышленность. — М.: Изд. МГУ, 1980. — 110 с.
- Камышев Э.Н. Социальные проблемы формирования специалиста в вузе. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. — 240 с. Канцедикас А. С. Народное искусство. — М.: Знание, 1975. — 55 с. 120 121 122,123,124,125,126,127.128 129 130 131 132 128
- Канцедикас А. С. Соблазн простых решений // Декоративное искусство.- 1987. -№ 1. С. 18−21.
- Каравашкин А. Философия прекрасного в Древней Руси//Человек. 1995.-№ 5. — С. 61−68.
- Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб, 1997. -510с.
- КарповаТ. Е. Феномен куклы в русской культуре. Автореферат канд. дис.- СПб, 1999. 24 с.
- Карцева Е.Н. Кич, или торжество пошлости. М., 1977. — 159 с. Кассин-Скотт Д. Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 192 с.
- Козлов В.М. Плетение из ивового прута. М.: Легпромбытиздат, 1994. -350 с.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-344 с. 134.135.136 137.138.139.140 141 142 143 144 144.146147
- Колесникова Р. Огнепоклонники из политехнического//Буфф сад, 27 января 2000 г. С. 16.
- Кондратьева Е. Г. Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников. Автореферат канд. дис. Чебоксары, 1998.-20 с.
- Константиди В.В. Декоративно-прикладное искусство негидальцев в системе культуры народов Приамурья. Автореферат канд дис. СПб, 1998. — 17 с.
- Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1−4 классов начальной школы «Художественный труд (основы дизайна) // Начальная школа. 1998, — № 10. — С.20 — 31.
- Корнеев В. И. Самоидентификация личности, как философско-культурологическая проблема. Автореферат канд дис. М., 2000. — 21 с.
- Косоурова Т., Раппе Т., Мебель: от Средневековья до модерна// Декоративное искусство. 1981. — № 6. — С. 48−49.
- Костенко Т.В. Школа: зерна дизайна ростки науки// Техническая эстетика. -1991. — № 11. — С. 5−7.
- Краних Э.М. Подготовка учителей для свободных школ // Учительская газета. -1991. № 48. — С.6.
- Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. М.: Парсифаль, 1993.- 38 с.
- Краних Э.М. «Я» в развитии ребенка, подростка, молодого человека// Человек, 1999. — № 6. — С. 29−44.
- Красота это страшная сила//Рек-Таймс.2000.4ноября. — С.5.
- Кривцун О.А. Эстетика. М.: Агент. Пресс, 1998. — 430 с.
- Кришталева J1. Одиссея Алессандро Мендини//8а1оп, 1999 — № 3. — С. 8291.
- Кузмичев И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота есть. М.: Мол. Гвардия, 1990. — 301 с.
- Кужель Ю. Кукла требует игры// Декоративное искусство, 1999. — № 1−3.- С. 12.
- Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1 997 480 с.
- Культурология: учебное пособие/Сост. и отв. редактор А. А. Радугин.1. М.: Центр, 1998.-304 с.
- Культурология. История мировой культуры/Под ред. А. Н. Маркова. М.:
- Культура и спорт, 1998. 577 с.
- Культурология/Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на Дону: Феникс. 1995.576 с.
- Культурология. Человек и общество. Словарь-справочник. Ростов-на
- Дону: Изд. «Феникс», 1996. 544 с.
- Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетскаякнига- ООО «Алетейя», 1998. 447 с.
- Культура как способ бытия человека в мире: Материалы I Всероссийскойконференции. Томск, 1996. — 265 с.
- Культура как способ бытия человека в мире: Материалы II
- Всероссийской конференции. Томск, 12−14 октября, 1998/Под. ред. Ю. В. Петрова. Томск: Изд. НТЛ, 2000. — 396 с.
- Культура жилого интерьера. /Сб. статей под ред. И. А. Крюковой. М.:1. Искусство, 1966. 171 с.
- Культура и творчество/ Под. ред. Губмана. Тверь, 1995. — 179 с.
- Культура и эстетическое сознание. Петрозаводск: ПТУ, 1989, — 113 с.
- Культура славян и Русь. М.: Наука, 1999. — 540 с.
- Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. — 277 с.
- Культура, техника, человек: диалектика взаимосвязи. Владивосток, 1991.- 159 с.
- Культурная антропология. СПб, 1996. — 188 с. 164 165.166167,168.169 170.171.172,173.174.175,176,177,178,179.
- Ладыгин Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельностном поле курса «Основы дизайна». Канд. дис.-М» 2000.-С. 27−63.
- Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии, 2000. — № 6. — С. 3−18.
- Ласло Э. Новая наука об эволюции// Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы. М.: Янус-К, 2000, — С. 94−108.
- Левяш И.Я. Культурология. Минск: Тетра Системе, 1999. — 543 с.
- Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. — 303 с.
- Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма// Вопросы философии. -1994,-№ 6.-С. 22.
- Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение// Вопросы философии, 2001. — № 2. — С 55−65.
- Лён С. Зураб Церетели. Постмодернизм: новое понимание новизны.// Декоративное искусство, 1998. — № 1 — 2. — С. 12−20.
- Лён С. Михаил Шемякин: от концептуализма к рецептуализму.// Декоративное искусство. — 1998 — № 1 — 2. — С. 27−31.
- Лифанов В., Защепенков В. Психологические пружины BKyca//Salon, -1999-№ 2.-С. 106−111.
- Лифанов В., Защепенков В. Психология кухни// Salon, 1999 — № 4. — С. 106−110.
- Лихачев Д.С. Принцип ансамбля в древнерусской эстетике//Культура Древней Руси. -М., 1966. С. 110−141.
- Лихачев Д.С. Поэзия садов: и семиотика садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие. 1998. — 469 с.
- Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-Традиция, 1998.-413 с.
- Луначарский А.В. Собр. Соч.: В 8 т. М.: Худ. Лит., 1967. Т.7. — 734 с.
- Луначарский А.В. Собр. Соч.: В 8 т. М.: Худ. Лит., 1967. Т.8. — 654 с. 180 181 182 183 184,185186.187,188,189.190,191,192.193.194.195.
- Лысков А.П. Пути к цивилизации. Философский аспект социальной культуры, культурной антропологии. М., 1997. — 118 с.
- Майстровская М. В поисках образа вещи// Декоративное искусство, -1999. № 1−3.-С.9−10.
- Макаров К. Профессиональное, народное, самодеятельное// Декоративное искусство СССР. 1972. — № 9. — С. 5−7.
- Макаров К.А. К понятию декоративности// Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер — архитектура — среда. М.: Изобр. искусство, 1988. — С.287−334.
- Мамфорд Л. От бревенчатого дома до небоскреба. М.: Изд-во всесоюзн. акад. арх., 1936.- 170 с.
- Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. — 347с.
- Маринский А. От ковчега до паровика// Декоративное искусство. 1979. -№ 6. — С.9−12.
- Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб.: Издательство «Лань», 1997. 384 с.
- Марголин В. Наука в дизайн-образовании: невостребованные ресурсы//Техническая эстетика. 1990. — № 12гС.19−22.
- Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.- 146 с.
- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М: Мысль, 1983. — 284 с.
- Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000. -127 с.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 41−174.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1857−1859 годов //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч 1. 559 с.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1861−1863 годов //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. 4.2. 618 с.
- Мартынов Е.Ф. Философия красоты. Минск. 1999. — 335 с. 196,197 198 199 200 201 215 215 403 008,206207,208 209
- Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972. — 590 с.
- Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство, 1969. Т.6. — 543 с.
- Материалы 1 Всероссийской конференции «Культура как способ бытия человека в мире». Томск, 1996. — 265 с.
- Махов Н. От предмета к идее// Декоративное искусство. 1999. — № 1−3. -С.20−21.
- Маюнова О.И., Сысоева JI.C. Философско-эстетическое и художественное образование как условие эстетического развития личности//Вестник ТГПУ. Серия: философия. — 1998. — С. 63 — 65.
- Маюнова О.И. Современное образование: от односторонности рационализма к универсально-эстетическому подходу//Молодежь и наука: проблемы и перспективы. Том II. Томск: ТГПУ, 1999. — С. 208 212.
- Маюнова О.И. Развитие декоративно-прикладных искусств в художественной культуре регионов и проблема эстетической самоидентификации личности/ТВестник ТГПУ. Серия: философия, культурология. — 2000. — № 7. — С. 46−52.
- Минегалимов А.Г. Экспериментальная программа по методике художественного труда. Программы педагогических институтов. М., 1989, — 32 с.
- Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. М., 1974. — 180 с.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молод, гв., 1990. — 351 с.
- МожаеваЕ.М. Русские игрушечные кони. М.: Сов. Россия, 1976. — 128 с.
- Монахова JI. Красота и польза мебели// Декоративное искусство. 1987. -№ 6. — С. 2−5.
- Моран, Анри де. История декоративно прикладного искусства от древнейших времён до наших дней с приложением статьи Ж. Г. Талабо о дизайне. — М.: Искусство, 1982. — 577 с.
- Моррис У. Искусство и жизнь. М., 1973. — 511 с.210 211 212 213 214 211 647 680 488 642 281 130 164 224
- Морозова Р. Ткани модерна// Декоративное искусство. 1977. — № 2. С. 46−48.
- Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора, или воля к разуму// Вопросы философии. — 1995. — № 9. — С. 43−53.
- Найден А. Люди и куклы // Декоративное искусство. 1987. № 5. С. 37−39. Народные мастера. Традиции, школы/Под ред. Некрасовой М. Вып. 1. -М&bdquo- 1985. — 295 с.
- Народные художественные промыслы// Россия. Энцикл. словарь. М.: Дрофа, 1998.-315 с. Народные художественные промыслы. Уч. пособие для худ. вузов/В.Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др. — М.: Высш. шк. 1982. -216 с.
- Невлер Л. Культура хамства// Декоративное искусство. 1987. — № 9. — С. 23−26.
- Некрасова М. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Сов. Россия, 1983. — 220 с.
- Некрасова М. Место народного искусства в современной культуре // Декоративное искусство. -1987. № 3. — С. 14 — 15.
- Некрасова М. Народное искусство духовный феномен// Декоративное искусство. — 2000. — № 1−2. — С.35−37. Нельсон Д. Проблемы дизайна. — М., 1971. — 208 с. 224,225.226.227.228.229.230.231.232,233,234,235.236 237,238239240
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молод. Гв., 1994. -334 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
- Николаенко Н.П. Икебана. Японское искусство аранжировки цветов. М.: Изограф, 1996.-215 с.
- Новикова Е.Ф. Аранжировка цветов. Флористика. Мн.: 1111 «МЕТ», 1994. -438 с.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985.- 89 с.
- Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991. — 280 с.
- Оганов А.А. Теория культуры. М.: Гранд, 2001. — 379 с.
- Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика//Человек. -2001. -№ 3, 4. С. 18−27.
- Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987. — 193 с.
- Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1998.-640 с.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. — 588 с.
- Ортега-и-Гассет X О точке зрения в искусстве/ http://www/philosophy.ru/library/ortega/zren.html
- Основы дизайна. Моделирование и макетирование изделий. М., 1999. -218 с.
- Основы теории художественной культуры. СПб.: Издательство «Лань», 2001.-288 с.
- Парис К. Техника и философия// Это человек. Антология/Сост., вступ. Ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк, 1995. С. 250 — 265.
- Парсонс Т. Система современных сообществ/Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под. Ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. — 270 с.
- Паттон Ф. Сделано в США. Истории вещей, которые создавали Америку: Очерки по истории американского дизайна. М.: Олимп, 1997. — 400 с.
- Педагогические мастерские в альтернативной школе. Томск, 1991. — 36с.
- Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 1998. 640 с.
- Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: британскийэксперимент//Техническая эстетика. 1987. — № 6. — С. 24−28.
- Петрочук О. Трагедия вещей// Декоративное искусство, 1999. — № 1−3.1. С.17−18.
- Петрова М.М. Теория культуры: конспект лекций. СПб.: Изд-во
- Михайлова В.А., 2000. 64 с.
- Пинский А. Без оптимистической гипотезы: Спустя два года с началараспространения вальдорфской педагогики в России, стало понятно, что чудо не состоялось // Учительская газета. 1992. — № 5. — С. 18.
- Пинский А. И Пена на вальдорфской волне// Учит, газ., 1991, — № 48.1. С. 1.
- Пинский А.А. Мысли о главном//Человек, 1999. — № 6. — С. 149−158.
- Потебня А. А. Символ и знак в народной культуре. М.: Лабиринт. 2000.480 с.
- Пригожин И. Р. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека сприродой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
- Программа с краткими методическими рекомендациями.
- Изобразительное искусство и художественный труд 1−8 классы. М.: Проев., 1982. — 130 с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М., 1997. — 352 с. 254 255,256257.258,259 260.261262263,264 265,266,267 268,269270
- Путеводитель по НЛП: Толковый словарь терминов/Сост. В. В. Морозов. -Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2001. 272 с.
- Пюрвеев Д. Дизайн юрты// Декоративное искусство. 1979. — № 5. — С. 2730.
- Райт Ф.-Л. Будущее архитектуры. М., 1960. — 247 с.
- Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. 218 с.
- Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. М.: Знание, 1987. -63 с.
- Раху Г. Харри Болей: «Дизайн должен излучать тепло."// Мир дизайна. -2000,-№ 1,-С. 29−31.
- Репин И.В. Избранные письма в 2-х т. М., 1969. 455 е., — 463 с.
- Ривош Я.Н. Время и вещи: очерки по истории материальной культуры России XX века. Минск. 1990. — 303 с.
- Рождественская С. Три формы бытования// Декоративное искусство. -1979.-№ 6.-С.21−25.
- Розин В.М. Введение в культурологию. М.: Изд. Дом «Форум», 1997. -224 с.
- Рощин А.А. Художественная культура как фактор формирования индивидуальности. Канд. дис. СПб., 1999. — 143 с.
- Ртищева Л. Метаморфозы: от предмета к вещи//Декоративное искусство. 1999. -№ 1−3. -С.19−20.
- Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. -М.: МЗ-Пресс, 2001. 252 с.
- Савельева Р. Музей культуры и быта народов Забайкалья// Декоративное искусство. 1977. № 1. — С.46−47.
- Савицкая В. Обличья кича// Декоративное искусство. 1979. — № 4. — С.38−40.
- Салтыков А.Б. Избр. труды. М., 1962. — 629 с.
- Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1969. — 295 с. 271.272.273.274.275.276.277,278.279.280.281 282,283284285,286
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. 4.1. СПб.: ООО Петрополис, 1997. — 223 с.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. 4.2. СПб.: ООО Петрополис, 1998. — 268 с.
- Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. 4.3. СПб.: ООО Петрополис, 1999. -288 с.
- Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М.: Наука, 1990. — 176 с. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. — СПб.: Союз, 1998. — 560 с.
- Свасьян К.А. 4еловек как творец и творение культуры//Вопросы философии. 1987. — № 6. — С. 132−136.
- Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. JL: Изд-во Ленинград, ун-та, 1982. — 143 с.
- Селиванов В.В. Социальная природа искусства. Л.: Знание, 1976. — 11 с. Семенов В. Е. Социальная психология искусства — Л.: Изд. Лен. Ун-та, 1988. 168 с.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной деятельности// Вопросы философии. -1984. -№ 10. С. 87−99. Сидоренко В. Ф. Образование: образ культуры// Техническая эстетика.1989. -№ 12. С. 1−2.
- Сидоренко В.Ф. Пути перестройки образования // Техническая эстетика.1990.-№ 1,-С. 5−7.
- Силоверстов В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. -М., 1990.
- Смолицкий В. Кожевенное искусство России// Декоративное искусство.1987. -№ 5. -С.14−17.
- Советское декоративное искусство, 1945 1975. — М.: Искусство, 1989.256 с.
- Современный словарь-справочник по искусству/ Научн. ред. и сост.
- А.А.Мелик-Пашаев. М.: Олимп, 1999. — 816 с.
- Соколов М.Н. Интерьер в зеркале живописи. М., 1986. — 228 с.
- Соколов М. Факультет безумных вещей//Декоративное искусство. 1989.-№ 10. С. 17−20.
- Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10 т. Т.2. М., 1998.
- Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. М.: Проев., 1993, — 160 с.
- Солодовникова О. В. Современная культурная ситуация как переход откультуры модерна к культуре постмодерна//Вестник ТГПУ. Серия: гуманитарные науки. — 2000. — № 3 (19) — С.7−9.
- Стерноу С. Арт деко. Полеты художественной фантазии. М.: Белфакс, 1997. 128 с.
- Степанян Н. Предметный мир в жизни современного человека//
- Декоративное искусство. 1999. — № 1−3. — С.1−4.
- Суслова Т.И. Традиции и новации в отечественной культуре в аспектепроблем глобализации/Культура научного поиска. Томск, 2003. — С. 89−99.
- Суханова Н.П., Амбарян С. А. Вторая жизнь цветов. М.: Колос, 1994.287.с.
- Сучков С. Полосатая лошадь с длинной шеей// Декоративное искусство.1981,-№ 6.-С. 34−36.304 305 306 307 308.309.310.311.312.313,314.315.316.317.318.
- Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически. М.: Выс. шк., 1999. -192 с.
- Сысоева JI.C. Социально-деятельностная концепция эстетического воспитания: дис. док. филос. наук, Новосибирск, 1990. — 377 с.
- Сысоева JI.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. -Томск: ТГУ, 1989. -212 с.
- Сысоева JI.C., Махлина С. Т. Материально художественная деятельность и эстетическое воспитание. — Томск: ТГУ, 1993. — 184 с.
- Сысоева Л.С., Приходько Д. Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск: ТГУ, 1980. — 162 с.
- Сысоева Л. С. Социокультурная концепция эстетического воспитания// Обновление эстетического образования учащихся и учителя. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции 7−10 января. М., 1998, — 180 с.
- Сысоева Л.С., Сайфуллина М. В. Художественная культура как способ эстетического бытия человека//Вестник ТГПУ. Серия: философия, культурология. — 2000. — № 7. — С.40−44.
- Сысоева Л. С. Антропологический образ культуры и его поиски на рубеже тысячелетий// Вестник ТГПУ. Серия: философия, культурология. -2000. — № 3. — С. 3−7.
- Танге К. Архитектура и город//Курьер ЮНЕСКО. 1985. Апрель. С. 4−6.
- Творческое наследие У. Морриса// Декоративное искусство. 1984. — № 8. — С. 27−35.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1968. — 648 с.
- Толстой А. Петр Первый. Томск: Издательство Томского университета, 1982.-768 с.
- Тостер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1994. — 464 с.
- То ($лер А. Третья волна. М:. ООО Фирма, Изд. ACT, 1999. — 784 с.
- Трушина Л.Е. Образ города и городской среды. Автореферат канд. дис. -СПб., 2000.-19 с. 319 320 321 322 323 345 408.326327328329330331332
- Ульяновский А.В. Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях. Автореферат канд. дис. СПб., 2000. -17 с.
- Уразбекова, Л., Ли К. Казахская юрта идеальный дом кочевника// Декоративное искусство. — 1980. — № 8. — С. 45−47.
- Уткин П.И., Королева П. С. Народные художественные промыслы. М.: Высш. шк. 1992. -160 с.
- Устинов А.Г. Дизайн в японской школе.// Техническая эстетика. 1988. -№ 6. — С. 11−16.
- Файфу Г. Ив Лион: Я сторонник интернациональной архитектуры//Мир дизайна. 2000. — № 2. — С. 6−10.
- Файфу Г. Школа camondo и принцип моделизации// Мир дизайна. 2000.- № 1. С.32−37.
- Филипов В.М. Гуманистическая роль образования и восиитания//Педагогика. 1999. — № 3. С. 62−65.
- Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 448 с.
- Философия как учение о человеке/Уч. пос. под ред. Петрова Ю. В. -Томск: ТГУ, 1995.-208 с.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. — 496 с.
- Флоренский П. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях// Декоративное искусство. 1982. — № 1.- С.25−29.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982. -335 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности. -М.: Наука, 1987.-222 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1987. -335 с.333 334 335 336 337 355 515 942 517 548 101 215 977 472
- Фролова Е.Н. Чистый источник: очерки о восстановлении народных промыслов. М.: Молод, гв., 1990. — 206 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. Ч. 1, 2. М.: Прогресс, Универс, 1995. -253 с.
- Фрейтаг И.П., Логовеева Г. П. Методика трудового обучения с практикумом для специальности «Педагогика и методика начального обучения».// Программы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1990. С. 230−240.
- Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. -424 с.
- Художник время — вещь// Декоративное искусство. — 1987. — № 11. — С. 838.
- Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн.: Харвест, 1999.-312 с.
- Чернышевский М.Г. Эстетика. -М., 1958. 375 с.
- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Образ и действительность. Минск: ООО «Попурри», 1998. — 688 с. Шпенглер О. Закат Европы: Всемирно-исторические перспективы. Т. 2. -Минск: ООО «Попурри», 1999. — 720 с.
- Штейнер Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки: (Пер. с нем.) М.: Парсифаль, 1993. — 39 с.
- Штейнер Р. Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего. Ереван: Ной. 1992.- 140 с. Штейнер Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения. — Ереван: Ной. 1992.- 224 с.
- Шушарин Д. Культура посада: перед зеркалом, как перед иконой// Декоративное искусство. 1989. № 4. С. 33−34.
- Эйнштейн А. Физика и реальность. Сборник статей. М.: Наука, 1965. -359 с.
- Эстетика/Под. Ред. А. А. Радугина М.: Центр, 1998. — 238 с. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М., 1983. — 303 с. Эстетическая культура. -М., 1996. — 201 с.
- Эстетическая деятельность в социалистическом обществе. М.: Искусство, 1986. — 208 с.
- Ямпольский М. Неоконченная пьеса для механического. человека//
- Декоративное искусство. 1984. — № 4. — С. 24−28.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 527 с.
- Ayllward В. Design educational in schcft. London, 1973.
- Chastel A. Introduction a l’histoire de l’art francais. Paris: Flammarion, 1993. -226 p.
- Davis F. Fashion, culture and identity. Chicago, 1992.
- De Liano I.G. Dali. Spain: Ediciones Poligrafia, S.A., 1990. — 141p.
- Gimenez-Frontin J.L. Theatre-Museu Dali. Tusquets. Electa Art Guides, 1994. -97 p.
- Dewey J. Art as Esperience N-Y.: Capricorn books, 1958. — 356 p.
- Liotard J.F. Le postmoderne explique aux enfants. Correspondance 19 821 985. Ed. Galilee, 1988. Pp. 105 — 114.
- Miller-Brockman J. A Histori of Visual Communication. N-Y., 1991.
- Minary B. The principals of japanes design education//"Domus» #3, 1978.p.20.
- Moles Abraham. Kicz czvli sztuka szczescia. Warszawa, 1978.
- Polska sztuka ludova. 1966. N 3−4. -P. 1−170.
- Sontag S. Notes on Camp// Against Interpretacion and Other Essays. N-Y.1966.-P. 251.
- Stein M. J., Heinze C.T. Creativity & the Individual. Clencoe. 1990.
- Woudhuysen J., Sudjic D. The new international style Design. London, 1991.