Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегическое управление и обеспечение экономической безопасности Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как правило, долгосрочное прогнозирование или стратегическое планирование, приобретают проектную направленность и имеют форму увеличения физического, человеческого капитала или запасов. В инвестиционных проектах представление об инвестициях дает показатель чистой дисконтированной стоимости, а показатель предельной эффективности капитальных вложений, определяемой как внутренняя ставка дохода… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. ¡-.Стратегическое управление в системе экономической безопасности: понятия, сущность, принципы и методы
      • 1. 2. 0. сновные школы и теории стратегического управления и эволюция управленческой мысли
      • 1. 3. Современное состояние и стратегия развития экономики
  • Республики Таджикистан
    • ГЛАВА II. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТ
  • 2. 1. Институциональные проблемы реализации стратегий развития
  • 2. 2. Инновации — важнейший рычаг трансформации экономики и основа стратегии развития
  • 2. 3. Инвестиционная политика и стратегия развития
  • ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
    • 3. 1. Концепции стратегического управления
    • 3. 2. Развитие электроэнергетики и повышение экономической безопасности
    • 3. 3. Основные положения концепции развития и механизм её обеспечения
  • Стратегическое управление и обеспечение экономической безопасности Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность темы

    исследования. Современный период развития Республики Таджикистан, в условиях трансформации социально-экономических отношений, характеризуется переходом к новым формам государственного управления, регулирующим экономические отношения в целях дальнейшего развития общества.

    Это обусловлено тем, что экономика является основой развития всего общества и определяет обеспечение жизнеспособности остальных отраслей и видов деятельности. При произошедших изменениях в экономике республики, которая в советское время была достаточно стабильной и равновесной, на передний план развития выдвигается проблема обеспечения экономической безопасности, которая является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности. Она выступает гарантом независимости страны, условием обеспечения стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, а также фактором возрождения и дальнейшего развития национальной экономики.

    Поскольку, в результате гражданского противостояния и перехода к совершенно противоположной системе хозяйствования, национальная экономика претерпела ряд существенных изменений, в основном негативного характера, то перед ней ставится долгосрочная стратегическая цель: достичь и превзойти доперестроечный уровень развития и относительно выровнять деформированную структуру экономики и, в основном, её промышленного сектора. В связи с этим в работе рассматривается стратегия развития экономики Республики Таджикистан на основе обеспечения её экономической безопасности и оптимального управления.

    Тематика работ по экономической безопасности резко возросла с переходом многих стран СНГ на рыночные формы управления, поэтому в литературе можно отметить несколько разноплановых взглядов на экономическую безопасность. Так Бельков О. А. отмечает, что экономическая безопасность есть качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить, либо развивать в прогрессирующих масштабах1.

    Академик Абалкин Л. И. пишет, что экономическая безопасность есть совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность к постоянному совершенствованию2.

    В экономической науке Республики Таджикистан исследование проблем экономической безопасности находится на начальной стадии. А увязка проблем экономической безопасности с проблемами стратегического управления является практически новой и не исследованной темой.

    Главная задача, которая стоит перед национальной экономикой — это обеспечение её экономической безопасности и преобразование в эффективные субъекты рыночной экономики, способные к самосохранению и саморазвитию. Для этого необходимо обеспечение нового качества стратегического управления, способствующего своевременному устранению внутренних и внешних угроз, защищающих жизненно важные интересы и повышающих способность к выживанию в кризисных условиях.

    В свою очередь, и это надо особо отметить, исследования в сфере управления, поиск путей и методов улучшения производства любого продукта или максимизации прибыли — известны с древнейших времен. Однако наиболее активное их изучение и применение началось с конца XIX века.

    Теория управления является динамично развивающейся и постоянно эволюционирующей сферой знаний и поистине интернациональной по своему масштабу. Теория управления и даже само определение «управление» развивались, испытывая влияние со стороны классической теории управления, поведенческих подходов и количественных методов. Теории систем, вероятностей, качества, реинжиниринга, хаоса и др. внесли свой вклад в развитие знаний в.

    1. Бельков О. А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности. // Безопасность. 1994. № 3, с. 91−94.

    2. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики.

    1994. № 12, с. 4−13. сфере управления. Во все время развития теории управления наблюдалось смещение акцентов в определениях, что же такое «управление», и это продолжается до сих пор. Поэтому в настоящее время существует множество определений термина «управление», которые отражают эволюцию взглядов и теорий управления и которые нашли отражения в диссертации.

    Особо следует обратить внимание на изменение понятия и содержания термина «управление» в функции времени, так как в зависимости от времени оно заполняется различным содержанием: тактическими, среднесрочными и долгосрочными целями и задачами. Если ошибки краткосрочного управления легко и без особых потерь можно будет устранить, то ошибки долгосрочного или стратегического планирования и управления обходятся обществу или собственнику гораздо дороже. Поэтому актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений и требует скрупулезного и всестороннего осмысления.

    Степень научной разработанности темы исследования. В теории переходной экономики до сих пор нет консенсуса в отношении четкого экономического определения экономической безопасности, особенно в контексте стратегии развития. Обеспечение экономической безопасности — это теоретическая и практическая проблема, над решением которой работали и работают многие ученые, являющиеся специалистами в различных областях, определяющих экономическую безопасность.

    Разработкой проблемы обеспечения экономической безопасности занимаются такие ученые России, как: Л. Абалкин, Ю. Аболенцев, К. Багриновский, М. Бендиков, Б. Богданов, В. Бурцев, Г. Вечканов С.Викулов, Б. Волженкин, Е. Горгола, С. Глазьев, Е. Дементьев, В. Ивантер, А. Илларионов, С. Кайманаков, А. Князиков, А. Мужецкий, Н. Новосельцев, А. Пожаров, Л. Поляков, А. Прохожев, В. Сенчагов, Е. Хрусталев и др. Сферой изучения этих авторов являются различные аспекты проблемы обеспечения экономической безопасности, в частности, внутренние и внешние угрозы, индикаторы экономической безопасности и меры по её обеспечению. Эти исследования охватывают, в основном, макроэкономический и региональный уровни. Но они не в должной степени, на наш взгляд, рассматривают вопросы увязки экономической безопасности с вопросами стратегического управления.

    Одни исследователи связывают определение экономической безопасности, прежде всего, с неравномерностью экономического развития, ростом задолженности, распространением голода, циклическими колебаниями рынка и общей дестабилизацией цен в рамках мировой экономики (Л.Абалкин, А. Асалиев, И. Богданов, В. Борисов, С. Бороздин). Другие подчеркивают взаимосвязь между эффективным развитием национальной экономики и получением свободного доступа к зарубежным источникам сырья и энергии, стабилизацией внешних инвестиций и гарантией свободного обмена товарами и услугами. (Л.Брагин, Е. Бухвальд, А. Васильев, Н. Вашекин, Н. Гловацкая и С. Лазуренко).

    В отечественной научной литературе также еще не выработан единый подход к понятию экономической безопасности. Можно утверждать, что это проблема только начинает разрабатываться в Таджикистане.

    Немалый интерес, в рамках проблемы экономической безопасности, представляют результаты исследований, проводимых отечественными учеными: Ахроровой А. Д., Абдувасиевым Ф., Алимардоновым У., Бабаджановым P.M., Исламовым С. И., Камолиддиновым С. К., Катаевым А. Х., Одинаевым Х. А., Рауфи А., Рахимовым Р. К., Рахмоновым А., Саидмуродовым Л., Сангино-вым O.K., Усмановой Т. Д., Шароповой М. А., Хакимовым А., Хоналиевым Н. и др. В их работах экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному, динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, и обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. Поэтому концепция экономической безопасности нуждается в постоянном уточнении и корректировке, поскольку и сами интересы модифицируются вместе с изменением внешних условий и внутренних факторов развития экономики.

    В то же время исследование проблем экономической безопасности в увязке с проблемами стратегического управления является практически новой и не исследованной темой.

    Для обеспечения экономической безопасности и оптимизации структуры экономики, в основном его деформированного промышленного сектора, необходимо обеспечение нового качества стратегического управления, способствующего своевременному устранению возникших и возникающих угроз, что позволит защитить жизненно важные сферы экономики и сделать их активно развивающимися.

    Каждая страна, при выборе модели своего развития и реальной экономической политики, руководствуется, прежде всего, своими национальными интересами, не игнорируя складывающиеся мировые тенденции. При этом рыночные принципы выступают лишь одним из условий, а не единственным критерием выбора решения.

    Рыночная эффективность всегда имеет временные рамки, а потому носит тактический характер. Национальные интересы в своей основе опираются на стратегические цели и должны быть учтены при обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Усиление международной конкуренции еще более обостряет проблему национальной экономической безопасности.

    Актуальность темы

    и её недостаточная разработанность, дискуссионность отдельных подходов и предложений обусловили выбор темы, цели и основные задачи исследования.

    Цель и задачи исследования

    Целью диссертационного исследования является обоснование механизмов разработки форм и методов стратегического управления как фактора обеспечения экономической безопасности страны.

    Достижение поставленной цели потребовало решения, в ходе исследования, следующих основных задач:

    — рассмотрение теоретических основ стратегического управления как фактора экономической безопасности;

    — разработка Концепции стратегического управления;

    — анализ разработки стратегий развития Республики Таджикистан в рамках обеспечения экономической безопасности;

    — анализ институциональных проблем развития современной экономической системы и адаптация основных его положений к условиям формирования и развития Республики Таджикистан;

    — выделение проблем энергетической безопасности в национальной экономике как стратегической и основополагающей во всем её стратегическом развитии;

    — разработка предложений по формированию механизмов реализации стратегий развития.

    Автором сделана попытка обоснования положения о том, что обеспечение экономической безопасности страны возможно при условии эффективного управления организационными изменениями в рамках стратегического управления на макроуровне.

    Объект и предмет исследования. Объектом исследования является стратегическое управление экономики Республики Таджикистан, а также происходящие в ней организационные и институциональные изменения, направленные на обеспечение ее экономической безопасности и развития.

    Предметом исследования являются механизмы и специфика отношений, складывающихся в процессе стратегического управления, осуществляемого в рамках разработки и реализации стратегий развития Республики Таджикистан, с учетом требований экономической безопасности.

    Информационная база исследования:

    — зарубежные и национальные библиографические источники в области экономической безопасности и стратегического управления;

    — стратегии развития Республики Таджикистан на национальном, отраслевом и территориальном уровнях;

    — данные официальной статистики;

    — результаты обследований местных и международных (правительственных и неправительственных) организаций;

    — материалы, собранные автором в ходе разработки и реализации отдельных компонентов Стратегий Развития Республики Таджикистан.

    Общая методологическая основа. Методологической основой исследования являются диалектический и системный методы, предопределяющие изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Исследование проведено с использованием научного подхода, который характеризуется применением научных методов анализа и синтеза, системной ориентации и использования моделей. Этапами научного метода были: наблюдение (объективный сбор и анализ информации по проблеме и ситуации), формулирование гипотезы (формулирование гипотезы, выявление альтернатив, их последствий, прогнозов, основанных на наблюдении) и верификация (подтверждение достоверности гипотезы через наблюдение результатов принятого решения).

    Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен комплексный анализ разработки стратегий развития Республики Таджикистан в рамках обеспечения экономической безопасности и предложен механизм институционального оформления реализации стратегий развитияа также:

    — впервые в экономической литературе Республики Таджикистан вопросы экономической безопасности рассмотрены в увязке со стратегическим управлением, что нацелено на получение нового качества управления, направленного на защиту жизненно важных интересов страны в условиях рыночной экономики;

    — проведен системный анализ основных экономических школ и теорий стратегического управления в контексте их увязки с требованиями обеспечения экономической безопасности;

    — определены специфические формы проявления стратегического управления в условиях трансформируемой экономики, которые будут способствовать своевременному выявлению и устранению внутренних и внешних угроз;

    — обоснованы методологические и практические подходы к разработке концепции стратегического управления Республики Таджикистан в целях обеспечения экономической безопасности страны;

    — впервые сделана конкретная попытка увязки стратегии развития экономики и её формирующегося энергетического комплекса, который является составной частью обеспечения экономической безопасности;

    — обоснованы перспективы развития экономической среды Республики Таджикистан на основе реализации стратегического управления в рамках укрепления экономической безопасности страны.

    Практическая значимость диссертационной работы подтверждается Справками о внедрении результатов диссертационного исследования, выданных Управлением государственной службы при Президенте Республики Тадз жикистан и Проектом реформирования государственного сектора при Исполнительном аппарате Президента Республики Таджикистан. В них отмечено, что рекомендации, вытекающие из диссертационной работы, затрагивающие аспекты совершенствования механизма государственного управления в настоящее время используются при проведении функциональных обзоров министерств Республики Таджикистан, а также при совершенствовании действующей законодательной базы системы государственной службы.

    Разработанный методический подход к управлению изменениями в рамках стратегического управления и его влияния на обеспечение экономической безопасности может также применяться:

    — при разработке и реализации стратегий развития в рамках системы обеспечения экономической безопасности на макроуровне;

    — для дальнейших исследований в области стратегического управления;

    — в учебном процессе при подготовке и повышении квалификации менеджеров и консультантов по стратегическому управлению.

    Апробация основных положений диссертационного исследования.

    Основные положения диссертации докладывались на международных и республиканских научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах, а также на методологических семинарах и заседаниях Ученого совета Института экономики Академии наук Республики Таджикистан с 2007 по 2010 годы.

    По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ, в том числе 3 в изданиях, предусмотренных ВАК Российской Федерации.

    Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы и изложена на 145 стр., имеет 12 рисунков и 13 таблиц.

    Основные выводы и заключения:

    1. Инструментами государственного регулирования инновационной деятельности должны стать:

    • стратегические прогнозы в социально-экономических и научно-технических областях, прогнозы в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

    • государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

    • государственные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;

    • государственные заказы и современные контрактные системы.

    2. Задачи каждого элемента, вошедшего в структуру механизма государственного регулирования, должны стыковаться с общей программой стратегического развития национальной экономики.

    2.3. Инвестиционная политика и стратегия развития.

    Термин «инвестиции» пришел в отечественную экономическую науку недавно. Ранее, долгое время, использовался эквиваленткапитальные вложения. Эти термины по своей смысловой нагрузке почти равнозначны, но некоторое преимущество слов «инвестирование» и «инвестиции» в том, что они выражены одним словом. Кроме того, термин «инвестиции» позволяет образовывать удобные производные термины: «инвестиционный процесс- «инвестиционная политика" — «инвестиционный комплекс" — «финансово-инвестиционный комплекс» и другие, которые звучат вполне допустимо и понятно.

    Подробно о понятии «инвестиции» и его производных приводят почти все авторы работ данного направления. В стратегическом плане лучше больше опираться на термин «инвестиционная политика», поэтому кратко уточним это понятие.

    Под термином «инвестиционная политика» мы будем понимать совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления вложений в основной капитал, степень их концентрации на решающих участках отдельных секторов экономики, достижение запланированных или прогнозных результатов общественного производства, включая сбалансированность и эффективность национальной экономики и получение наибольшего прироста продукции и национального дохода. Мы подразумеваем, что инвестируются не только финансовые, но и материально-технические, трудовые, информационные и природные ресурсы. Особо надо отметить инвестирование инноваций, так как стратегия всегда подразумевает нововведения и, как нами отмечено в предыдущем параграфе, в инновации входят и организационные затраты и затраты на обучение и приобретение навыков и умений.

    Следует заметить, что инвестиции это не затраты, хотя за инвестициями и следуют определенные затраты, а это авансирование, которое отличаются тем, что средства или ресурсы вкладываются с возвратом авансированной стоимости. Как правило, этот возврат связан с возрастанием, чему и соответствует понятие «авансированный капитал», который может выступать как в денежной, так и в натурально-вещественной и информационной формах.

    Собственно инвестиционная политика и капитальные вложения связаны между собой как концентрацией капитала на ключевых направлениях экономического развития и обеспечением значительных темпов экономического роста, так и с их сбалансированностью и повышением экономической эффективности, выраженной через оптимизацию воспроизводственной и улучшение технологической структуры.

    Для большинства высказываний и определений экономической литературы характерен широкий подход. Так при определенном различии в определениях французского ученого П. Массе [84] и английского Дж. Кейнса [64], явно ощущается общий методологический подход. П. Массе пишет: «Наиболее общее определение, которое можно дать акту вложения капитала сводится к следующему: инвестирование представляет собой акт обмена удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое её удовлетворение в будущем с помощью инвестиционных благ» [84, с.27]. Дж. Кейнс определяет инвестиции как «текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода как часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления» [64, стр.117].

    Таким образом, можно считать, что инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, акции, паи и другие ценные бумаги, а также технологии, машины и оборудование, кредиты, лицензии, товарные знаки, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.

    В реальных проектах, когда речь идет о производственных инвестициях, проявляется значительная неопределенность применяемых данных, которые формируются как от отдачи капитальных вложений, так и от размеров и сроков самых инвестиций. В таких расчетах, в большинстве случаев, используются не столько реальные или оговоренные в контракте данные, сколько ожидаемые их значения, полученные в результате технико-экономического анализа более или менее правдоподобных гипотез реализации проекта. Очень часто при оценке параметров инвестиционных проектов и их эффективности применяют экспертные оценки.

    Особенности производственных инвестиций как объекта анализа и разнообразие его возможных целей привели к разработке целого ряда методик, которые можно разделить на две основные группы: «классические» — в которых оперируют стоимостными показателями без учета того, когда соответствующие денежные средства были выплачены или полученыметоды, базирующиеся на приведении денежных характеристик к одному моменту времени (обычно предшествующему) путем их дисконтирования по некоторой процентной ставке.

    Как правило, вышеназванные методы используют специально сформированные данные. Первый подход очень часто называют статическим, или бухгалтерским и он решает ряд частных задач без учета фактора времени. Второй метод называют динамическим или дисконтным и он позволяет выполнить более общий анализ инвестиционного проекта, в том числе определять различные показатели эффективности с учетом специфики распределения затрат и доходов во времени, сравнивать эффективность нескольких проектов.

    Почти во всех приведенных определениях инвестирования прослеживается тезис о том, что инвестирование есть поддержание реального основного капитала. Этот подход будет лежать в основе целей инвестирования и, соответственно, анализа для целей прогнозирования. Оценку инвестиций в основной капитал можно проводить как по абсолютному, так и по сравнительному методу. В первом случае речь будет идти о объеме вложенных средств и их возврате без учета фактора времени и сравнения с аналогичными производствами или проектами, во втором — с учетом, т. е. оценка эффективности инвестиций. Кроме того, очень важным подходом анализа инвестиционных процессов является учет долговременности вложений. В зависимости от временного характера вложений зависят и методы анализа и методы оценки.

    Как правило, долгосрочное прогнозирование или стратегическое планирование, приобретают проектную направленность и имеют форму увеличения физического, человеческого капитала или запасов. В инвестиционных проектах представление об инвестициях дает показатель чистой дисконтированной стоимости, а показатель предельной эффективности капитальных вложений, определяемой как внутренняя ставка дохода, формулирует основы принятия решения о направлении инвестирования. Эти основы являются универсальными. Нами отмечалось, что существуют финансовые и реальные инвестиции. Такое деление дает представление о двух базовых направлениях инвестирования, которые характерны для экономики Республики Таджикистан переходного к рынку периода. Альтернативами при выборе организации в процессе инвестирования являются или финансирование текущих нужд (пополнение оборотного капитала) или долгосрочное финансирование (инвестирование).

    Инвестирование происходит за счет: целевых финансовых поступлений или дотацийсобственных средств как части нераспределенной прибылидолгосрочных и среднесрочных кредитоввыпуска либо вложения в ценные бумаги. Реальный сектор экономики республики использует все виды и направления инвестирования.

    Поскольку понятие «инвестиции» более расширенные чем «капитальные вложения», то, как правило, финансовые эквиваленты поддаются строгому учету для целей анализа, а учет и оценка других носит более субъективный характер. Понятие инвестиционные ресурсы более глобально, чем капитал и приближено к понятию «интегральный потенциал организации» или в нашем случае «интегральный потенциал стратегического развития».

    Инвестиционные процессы имеют несколько отличительных признаков. Основными из них являются: зона направления использования ресурсов организацииопределяющее влияние временного фактора на получаемые результатыналичие достаточной степени новизны в действиях организации на этом направленииналичие более высокой степени риска.

    Первая отличительная особенность отличает направления использования ресурсов организации от зоны её традиционной деятельности. Учет второй особенности связан с тем, что со временем возрастают и усложняются взаимные влияния факторов внешней и внутренней среды. Это и несоответствии прогнозов и результатов, и временные неопределенности, и результаты некорректного учета и многое другое. Вторая отличительная особенность процесса инвестирования дает основание предполагать дополнительные варианты и пищу для анализа. Наличие третьей особенности в инвестиционном процессе требует нетрадиционных подходов, как к процессам преобразования ресурсов, так и к формированию и организации процессов, а также организации и осуществления процедур управления.

    Необходимыми условиями инвестиционной деятельности в экономике Республики Таджикистан являются наличие кризисного состояния во многих секторах и соответствующих инвестиционных ниш, или сектора рынка предложений товаров и услуг. Предлагаемый собственный потенциал товаров и услуг гораздо ниже спроса внешней среды. Кроме того, в результате известных событий значительно сократился кадровый и производственный потенциал почти всех секторов реальной экономики.

    Любой из видов стратегии экономики (товарно-рыночный, ресурснорыночный, технологический, интеграционний, финансово-инвестиционный, социальный и т. д.) нацелен на изменение соответствующего потенциала сектора или предприятия. Инвестиционная политика в стратегии развития заключается в опосредованном характере воздействия стратегических решений на результаты деятельности экономических субъектов различного уровня: предприятие, отрасль, регион, республика.

    Эти особенности существенно осложняют анализ последствий принятых стратегических решений и вынуждают искать показатели уровня риска в области более близких плановых горизонтов. Соответственно поэтому крайне затруднительной становится количественная оценка любых стратегических решений.

    Для секторов национальной экономики стратегической целью может быть обретение или укрепление экономической безопасности, захват нового сектора рынка, освоение принципиально новой технологии производства и т. п. Все стратегические решения обладают большой степенью риска. Управление риском в процессе достижения стратегических целей базируется на концепции прогнозируемого, приемлемого риска. Данный вывод можно апробировать на процедуре национального инвестирования строительства стратегически важного для республики и всего Центрально-Азиатского регионаРогунской ГЭС. При разработке стратегии предприятия следует стремиться к достижению такого уровня риска, который можно считать приемлемым для данной ситуации принятия стратегического решения. В ходе разработки стратегии концепция приемлемого риска реализуется в виде двухстадийного комплекса процедур оценки и управления риском. Процедуры оценивания риска стратегии развития строятся на всестороннем (социально-экономическом, техническом, технологическом и т. п.) изучении экономики и прогнозе среды его функционирования.

    Полученные оценки уровня риска, в стратегии развития, вообще говоря, могут использоваться двояко. Во-первых, для предварительного упорядочения по критерию уровня риска вариантов стратегии или ее элементов. И, во-вторых, после выбора предпочтительного в некотором смысле варианта стратегического решения полученные оценки «стартового» уровня риска используются в качестве исходных данных для управления риском, т. е. при разработке мероприятий по уменьшению риска в ходе реализации стратегии.

    В нынешних условиях, стратегия развития в Республике Таджикистан обеспечивается не только за счет собственных финансовых ресурсов, но и с помощью инвестиций. Дело в том, что в республике предстоит решить новые задачи в этой сфере, которые в нынешних условиях трудно решить без привлечения инвестиций.

    Прежде всего, необходимо отметить, что в самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития промышленного предпринимательства.

    Следует отметить, что еще в 1992 г., раньше чем в ряде стран СНГ, иностранным инвесторам в Таджикистане были предоставлены серьезные гарантии и льготы. Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Таджикистан не может быть менее благоприятным, чем для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности предприятий, организаций и граждан Республики Таджикистан.5 В настоящее время еще не достигнуто наращивание соответствующей массы финансового капитала в виде инвестиций за счет собственных ресурсов. Для осуществления необходимой структурной перестройки в сфере промышленности и формирования стратегии развития промышленного предпринимательства, необходимо уделить должное внимание привлечению иностранных инвестиций. В табл. 2.2 приведены данные, свидетельствующие о динамике иностранных инвестиций в промышленности Республики Таджикистан.

    5 Разыков В. А., Рахимов Ш. М., Сафаров C.B. «Инвестиционная политика Республики Таджикистан и основные направления её активизации». Стр. 32. Изд. «Сарпараст», 2001 г.

    Показать весь текст
    Заполнить форму текущей работой