Национальная история в русской классической опере
Диссертация
Символическая структура находит в каждой из опер уникальное, свойственное только данному произведению воплощение. Это связано не только с тем, что каждое произведение принадлежит к шедеврам русской оперной классики, но и с изменениями во взгляде на «национальное», происходящими в русском обществе в течение эпохи. Третья глава — «Символ «национального» «включает в себя анализ каждой оперы с точки… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. РУССКАЯ ИСТОРИЯ НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ
- 1. Историческая опера? /. Примеры для лнллизл. 2. Uра в да и вымысел истории
- 1. 3. Символическая фор т
- 2. 30-е — 60-е годы XIX века
- 2. 1. Премьера «Жизни за царя»
- 2. 2. От «Жизни за царя» до «Рогнеды»
- 2. 3. «РОГнеда». '
- 2. 4. Основные тенденции
- 3. 70-е — 90-е годы XIX века
- 3. 1. «Псковитянка»
- 3. 2. «Борис Годунов»
- 3. 3. «Хованщина» и «Князь Игорь»
- 3. 4. Основные тенденции
- 4. Рубеж веков
- 4. 1. Премьера «Китежа»
- 4. 2. «Золотой петушок» в контексте «исторических» представлений
- 4. 3. В последние годы империи
- 5. Советская эпоха
- 5. 1. Введение
- 5. 2. Новый символ: «Иван Сусанин»
- 5. 3. Б. В. Асафьев об опере «Иван Сусанин»
- 5. 4. Советское музыкознание об онерах Мусоргского
- ГЛАВА II. СИМВОЛИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОПЕРЫ
- 6. «Национальное» как миф
- 6. /. «Национальное» как культурный и политический феномен
- 6. 2. «Националистическийдискурс»
- 6. 3. Мифологический символ
- 6. 4. Типологические признаки онеры на «исторический» сюжет
- 7. Царь
- 7. 1. «Царь» в системе русской культуры
- 7. 2. Три царя. 77 7.i. Z/лриbpусскойопере
- 8. Враг
- 8. 1. Понятие «Враг»
- 1. Историческая опера? /. Примеры для лнллизл. 2. Uра в да и вымысел истории
- 8. 3. Внешний враг в русской опере: Запад
- 8. 4. Внешний враг в русской опере: Восток
- 9. Народ и символический персонаж, провозглашающий Исгнну
- 9. 1. «Народ» в русской культуре XIX века. 9.2. Народ русской оперы
- 9. 3. Символический персонаж- голос Истины
- 10. 1. «Жизнь за царя»
- 10. 2. «РОГНЕМ»
- 10. 3. «Князь Игорь»
- 11. «Скоро Враг придет.»
- 11. 1. «Псковитянка». из 0 11.2. «Борис Годунов»
- 11. 3. «хова hi ни на «
- 11. 4. «Золотойпетушок»
- 12. Опера — символ — миф
- 12. 1. Опера как дискурсивная практика, или Последний раз о >kai /ре
- 12. 2. Империя и модернизация
- 12. 3. Модернизация в РоссииXIX века
- 12. 4. Онера как миф о «наниоиалыюм»
Список литературы
- Абрамовский Г. Опера Серова «Рогнеда». // Советская музыка 1976 № 12.
- Anderson В. Imagined communities: Reflection on the origin and spread of nationalism. L., 1983.
- Арановский M. Г. Симфонические искания. JI., 1979.
- Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке. // Музыкальный современник. М., 1987. Вып. 6.
- Асафьев Б. В. К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского. М., 1928.
- Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. М-Л., 1930.
- Асафьев Б. В. Избранные труды. М., 1952. Т. I.
- Асафьев Б. В. Избранные труды. М., 1954 Т. II. Ю. Асафьев Б. В. Избранные труды. М., 1957. Т. III.
- Асафьев Б. В. Симфонические этюды. Л., 1970.
- Асафьев Б. В. Об опере. Л., 1976. 1 З. Асафьев Б. В. Глинка. М., 1978.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
- Безансон А. Убиенный царевич. М., 1999.
- Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский. М., 1972.
- Бердяев Н. А. О русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 2.
- Берков В. Протопопов Вл. «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. М., 1985.
- Блок А. Собрание сочинений. М-Л., 1962. Т. 6.
- Brennan Т. The national logging for form. Nation and Narration L., N.Y., 1990.
- Блок M. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.
- Вернадский В. Г. Монголы и Русь. М., 1997.
- Временник Ивана Тимофеева. М.- Л., 1951.
- Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1995.
- Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
- Герцен А. И. Собрание сочинений: в 30-ти т. М., 1956. Т. 3.
- Глинка в воспоминаниях современников. М., 1955.
- Глинка. Исследования и материалы. Под ред. А. В. Оссовского. М., 1950.
- Глинка. Исследования и материалы. Под ред. Т. Н. Ливановой. М., 1950.
- Глинка. Сборник материалов и статей. Под ред. М. Гордеевой. М., 1958.
- Глинка М. И. Записки. М., 1988.
- Гнесин М. Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове.
- Гозенпуд А. А. Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества. М., 1957.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836−1856. Л., 1969.
- Гозенпуд А. Оперное наследие Серова. // Гозенпуд А. Избранные статьи. М., 1971.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857−1872. Л., 1971.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873−1889. Л., 1973.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв.еков и Ф. И. Шаляпин. 1890−1904. Л., 1974.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций. 19 051 917. Л., 1975.
- Головинский Г. JI., Сабинина М. Д. Модест Петрович Мусоргский. М., 1998.
- Градовский А. Д. Собрание сочинений. М., 1901. Т. VI.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1991. Т. 4.
- Денкэн Ж. М. Политическая наука. М., 1993.
- Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 30 т. Л., 1974. Т. 5.
- Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 30 т. Л., 1981. Т. 22.
- Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952.
- Дулат-Алеев В. Р. Оперное творчество А. Н. Серова в контексте развития национальной композиторской школы: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1995.
- Дулат-Алеев В. Р. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке. Казань, 1999.
- Дулат-Алеев В. Р. Поиск «идеала» русской оперы в 30−50-х годах XIX века: лекция по курсу «История русской музыки». Казань, 2002.
- Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1997.
- Ерофеева И. В. Русская имперская идея в истории (К проблеме западно-восточного культурно-идеологического синтеза). // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М., 1993 Т. 2.
- Живов В. М., Успенский Б. А. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России. // Успенский Б. А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1.
- Зарубин В. И. Большой театр: Первые постановки опер на русской сцене. 1825−1993. М., 1994.
- Иванов М. М. История музыкального развития России. СПб., 1910. Т. 1.
- Иванов М. М. История музыкального развития России. СПб., 1912. Т. 2.
- Ионин J1. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
- История русской музыки в 10-ти т. М., 1994. Т. 7. 70−80-е годы XIX века. Ч. 1.
- История русской музыки в 10-ти т. М., 1994. Т.9. Конец XIX начало XX века.
- Кандинский А. История русской музыки. Т. 2. Кн. 2. Вторая половина XIX века. М., 1979.
- Кандинский А. Цена подлинника. // Советская музыка 1990 № 8.
- Кандинский А. О трагическом в «Борисе Годунове» Мусоргского. // О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов. Научные труды МГК им. Чайковского. Сб. 3. М., 1993.
- Каппелер А. Россия многонациональная империя. М., 1997.
- Каратыгин В. «Хованщина» и ее авторы. // Музыкальный современник. Журнал музыкального искусства. Под. ред. А. Н. Римского-Корсакова. Янв.- фев. 1917. Кн. 5−6.
- Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993.
- Каспэ С. И. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика. М., 2001.
- Кирилилна Л. Драма опера — роман. // Музыкальная академия, 1997 № 4.
- Красильщиков В. А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций. М., 1998.
- Красовская В. Балетный театр. От возникновения до середины XIX века. Л-М., 1958.
- Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке: Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Л., 1954. Т. 1: 18 251 860.
- Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке: Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. JL, 1958. Т. 2: 18 611 880.
- Кремлев Ю. А. Русская мысль о музыке: Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. JI., 1960. Т. 3: 1881−1
- Кудрявцев А. В. «Художественная музыка» и «национальное» содержание: на примере татарской музыки 1980−1990 г. г. // Ab imperia, 2001 № 3.
- Кунин И. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах. М., 1974.
- Кюи Ц. Избранные статьи. Л., 1952.
- Лавров П. А. Избранные сочинения на социально-политические темы. В 8 т. М., 1934. Т. 2.
- Лапин В. «Сказание о невидимом граде Китеже» и русская свадьба. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. Л., 1975.
- Ларош Г. А. Избранные статьи. Вып. 1. М. И. Глинка. Л., 1974.
- Ларош Г. А. Избранные статьи. Л., 1976. Вып. 3.
- Левашова О. Е. Михаил Иванович Глинка. М., 1987. Кн. 1.
- Левашова О. Е. Михаил Иванович Глинка. М., 1988. Кн. 2.
- Левашова Е. В. К вопросу о понятии «народность» в отечественном музыкознании. Дипломная работа. Казань, 1996.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.
- Ливанова Т. Н. Оперная критика в России. Т. 1. Вып. 1. М., 1966.
- Ливанова Т. Н. Оперная критика в России. Т. 1. Вып. 2. М., 1967.
- Ливанова Т. Н. Оперная критика в России. Т. 2. Вып. 3. М., 1969.
- Ливанова Т. Н. Оперная критика в России. Т. 2. Вып. 4. М., 1973.
- Ливанова Т. Н., Протопопов Вл. Глинка: Творческий путь. Т. 1,2. М., 1950.
- Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М., 1994.
- Лопухов Ф. 60 лет в балете. М., 1966.
- Лосев А. Ф. Философия имени. М., 1990.
- Лосев А. Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.
- Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XIX века). // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1997.
- Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. М., 1994.
- Мейерхольд в русской театральной критике 1892−1918. М., 1997.
- Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.
- Мифология. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
- Мордвинов Б. Как создавался спектакль «Иван Сусанин». // Советская музыка. 1938 № 2.
- М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти (1881−1931). Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша и В. Яковлева. М., 1932.
- Мусоргский М. П. Письма. М., 1984.
- М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. М., 1989.
- Музыкальный театр. Серия: проблемы музыкознания. Вып. 6. СПб., 1991.
- Найдыш В. М. Философия мифологии. М., 2002.
- Нестьев И. В. Дягилев и музыкальный театр XX века. М., 1994.
- Неясова И. Ю. Русская историческая опера XIX века (к проблеме типологии жанра). Автореф. дисс. канд. искусствоведения, Магнитогорск, 2000.
- Новиков М. П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М., 1991.
- Орлова А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского. М., 1963.
- Осповат А. Л., Рогинский А. Б. Историческая проза и государственный миф. // Старые годы. Русские исторические повести и рассказы первой половины XIX в. М., 1999.
- Оссовский JL В. Избранные статьи, воспоминания. Л., 1961.
- Панченко А. М. Русская история и культура. СПб, 1999.
- Парин А. В. Хождение в невидимый град. Парадигмы русской классической оперы. М., 1999.
- Петровский Е. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // Музыкальная академия 1994 № 2.
- Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995.
- Политическая наука. Национализм новейшие исследования. Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. М., 2002.
- Полосин В. С. Миф. Религия. Государство. М., 1999.
- Порфирьева А. Магия оперы // Музыкальный театр. Серия: проблемы музыкознания. Вып. 6. СПб., 1991.
- Пропп В. Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа). Комментарии Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой. М., 1998.
- Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. М., 1961.
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1980.
- Римский-Корсаков и модернизм. Сб. статей. М., 1936.
- Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи: Мемуары современников. // Под. ред. И. А. Федосова. М., 1989.
- Сабанеев Л. История русской музыки. М., 1924.
- Сабинина М. К развязке драмы совести в «Борисе Годунове». // Музыкальная академия 1993 № 1.
- Сартр Ж. П. Бытие и ничто. М., 1998.
- Сергей Дягилев и русское искусство. М., 1982.
- Серебрякова Е. Китеж: откровение «Откровения». // Музыкальная академия 1994 № 2.
- Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1984. Т. 1.
- Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1985. Т. 2а.
- Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1986. Т. 26.
- Серов А. И.' Статьи о музыке. М., 1987. Т. 3.
- Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1988. Т. 4.
- Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1989. Т. 5.
- Серов А. Н. Статьи о музыке. М., 1990. Т. 6.
- Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки средневековой концепции (XV-XVI в. в.). М., 1998.
- Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. M-JI., 1965.
- Стасов В. В. Избранные статьи о М. И. Глинке. М., 1955.
- Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1974. Т. 1.
- Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1976. Т. 2.
- Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1977. Т. 3.
- Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1978. Т. 4.
- Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1980. Т. 5-а.
- Стасов В. В. Статьи о музыке. М., 1980. т. 5−6.
- Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
- Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия (М. И. Катков и его издания). М., 1978.
- Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М, 1995. Т. 1.
- Туровский Р. Ф. Русская геополитическая традиция. // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 1996 № 5.
- Тюлин Ю. Н. Об опере «Борис Годунов» в редакциях Мусоргского и Римского-Корсакова. // Вопросы оперной драматургии. М., 1975.
- Федотов Г. Святые древней Руси. М., 1990.
- Федотова В. Г. Плюсы и минусы модели «догоняющей» модернизации. // Модернизация и национальные культуры. М., 1995.
- Финдейзен Н. Ф. Н. А. Римский-Корсаков. Очерк его музыкальной деятельности. СПб., 1908.
- Флиер А. Я. Об исторической типологии Российской цивилизации. // Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994.
- Фрид Э. JI. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. Л., 1974.
- Фрид Э.Л. М. П. Мусоргский. Проблемы творчества. Исследование. М., 1981.
- Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
- Хорос В. Г., Чешков М. А. Политическая модернизация в постсовременных обществах // Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.
- Хорошкевич А. Л. История государственности в публицистике времен централизации // Общество и государство феодальной России. М., 1975.
- Хубов Г. Иван Сусанин. // Советская музыка 1938 № 2.
- Хубов Г. Мусоргский. М., 1969.
- Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
- Черкашина М. Историческая опера как метажанр (на примере «Коронации Поппеи» Монтеверди, «Юлия Цезаря в Египте» Генделя, «Гугенотов» Мейербера) //' Музыкальная академия 1997 № 1.
- Чешихин В. Е. История русской оперы. СПб., 1905.
- Ширинян Р. Оперная драматургия Мусоргского. М., 1981.
- Шлифштейн С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба. М., 1975.
- Щербакова Т. «Жизнь за царя»: черты священнодействия. // Музыкальная академия 2000 № 4.
- Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
- Энгель Ю. В опере: сб. статей об операх и балетах. М., 1911.
- Энгель Ю. Глазами современника. М., 1971.
- Яковенко И. Православие и исторические судьбы России.// Общественные науки и современность. 1994 № 2.
- Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. М., 1952.
- Ястребцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания. В 2-х т. Л., 1960. Т. 2.