Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся старших классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительные результаты до реализации программы формирования толерантных отношений школьников и после реализации программы позволили констатировать, что произошли изменения разных компонентов толерантности, так, например, активно включаемый, адекватный нелояльный (агрессивный), фиксированный на фрустрации тип поведения снизился у учащихся*'с 35% до 13%, высокий уровень толерантности увеличился… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Формирование толерантных отношений в поликультурной среде старшеклассников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Теоретический анализ исследований толерантности и 12 толерантных отношений в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 2. Психолого-педагогические условия формирования толерантных 34 отношений учащихся в поликультурной образовательной среде
    • 1. 3. Влияние возрастного фактора на формирование толерантных 60 отношений в поликультурной среде учащихся старших классов
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО 78 ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация эмпирического исследования
    • 2. 2. Описание методов эмпирического исследования
    • 2. 3. Структура и содержание комплексной программы 100 формирования толерантных отношений учащихся старших классов
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 124 ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 3. 1. Диагностика особенностей толерантных отношений учащихся 124 старших классов
    • 3. 2. Исследование готовности учителей к реализации программы 150 формирования толерантных отношений в среде учащихся старших
  • ----- классов
    • 3. 3. Технологии современной работы по формированию и развитию 160 толерантных отношений в среде старшеклассников
  • Выводы по главе III

Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся старших классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современный этап развития общественных отношений в нашей стране характеризуется нарастанием ряда проблем, в том числе проблем межкультурного и межэтнического взаимодействия представителей различных этносов. Значимость этих проблем обусловлена увеличивающейся мобильностью трудовых мигрантов как в самой России, так и представителей других этносов из стран бывшего СНГ.

Несмотря на то, что в настоящее время проблема формирования толерантности нашла отражение в психологической теории, она не получила должной реализации* в практике общеобразовательных учреждений. Между тем, современная школа не только в мегаполисе и крупных городах, но в большинстве российских средних городов являет собой сегодня поликультурную среду. В связи с этим, актуализируется необходимость психолого-педагогического обоснования системы основных направлений деятельности образовательного учреждения в русле проблемы формирования толерантных отношений в среде учащихся старших классов, использования потенциала учебно-воспитательного процесса и других ресурсов школы в целях формирования и развития толерантной личности, обладающей готовностью выстраивать соответствующие отношения в ситуациях межличностного, межгруппового и межэтнического взаимодействия.

— —Открытость-к—принятию—иной—точки ^зрения—становится—одним—из-критериев личностного роста человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями, способного к восприятию и усвоению новой информации, к адаптации в условиях меняющегося мира. Исходя из этого, разработка комплексной программы и выявление необходимых психолого-педагогических условий формирования и развития толерантности в среде учащихся старших классов выступает и как фактор успешного развития современного общества, и как социальный заказ системе образования.

Вместе с тем, в настоящее время можно констатировать следующие противоречия:

— между расширением поликультурного пространства образования и дефицитом готовности старшеклассников к межэтническому, межгрупповому и межличностному общениюмежду актуальностью проблемы формирования толерантного отношения к различным этническим группам и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса;

— между потребностью современной образовательной системы в целенаправленной деятельности по формированию толерантных отношений в поликультурной среде учащихся и недостаточной готовностью учителей к организации психолого-педагогического сопровождения учащихся, особенно старшеклассников.

Рефлексия обозначенных противоречий обусловила определение исследование проблемы, которая заключается в преодолении противоречия между потребностью в целенаправленном процессе формирования толерантных отношений в поликультурной среде учащихся старших классов и дефицитом теоретического обоснования и практических разработок комплекса психолого-педагогических условий, способствующих эффективному решению «обозначенной потребности.. * ——;

Установленная проблема послужила основанием для выбора темы диссертационного исследования «Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся старших классов».

Объект исследования: толерантные отношения в поликультурной среде старшеклассников.

Предмет исследования: формирование толерантных отношений в поликультурной среде старшеклассников как психолого-педагогический феномен.

Цель диссертационного исследования: обосновать психолого-педагогические условия, а также разработать и апробировать комплексную программу формирования толерантных отношений в поликультурной среде учащихся старших классов.

Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Проанализировать основные теоретические подходы по проблемам формирования толерантности в отечественной и зарубежной науке.

2. Обосновать психолого-педагогические условия формирования толерантных отношений учащихся в поликультурной образовательной среде.

3. Определить и научно обосновать выбор инструментария, а также экспериментально исследовать особенности формирования и развития толерантных отношений учащихся старших классов, а также готовность учителей к работе по их формированию и развитию в поликультурной образовательной среде современной школы.

4. Разработать комплексную программу формирования толерантных отношений школьников старших классов и обосновать рекомендации по ее реализации.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:

• характер толерантных отношений в поликультурной среде учащихся старших классов изменяется при соблюдении целенаправленных психолого-педагогических, профессионально грамотных и обоснованных технологий осуществления процесса обучения и воспитания;

• достижение эффективных результатов в решении исследуемой проблемы реализуется в процессе комплексной программы формирования толерантных отношений старшеклассников, предполагающей целенаправленное активное и согласованное взаимодействие всех субъектов образовательного пространства (учеников, учителей, родителей).

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— положения о системности и культурно-исторической обусловленности формирования психики и сознания человека (Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Петровский и др.), теории становления самосознания (B.C. Мухина, В. Ю. Хотинец и др.);

— теоретические принципы и результаты исследований в области этнологии, этносоциологии и этнической психологии (Ю.В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей, Е. М. Галкина, Л. М. Дробижева, В. И. Козлов, B.C. Кукушин, Н. М. Лебедева, Ф. М. Малхозова, В. К. Малькова, A.A. Налчаджян, Б. Ф. Поршнев, Т. П. Скрипкина, Г. У. Солдатова, Г. В. Старовойтова, Т. Г. Стефаненко и др.);

— концептуальные аспекты изучения проблемы толерантности (А.Г. Асмолов, С. Л. Братченко, С. К. Бондырева, P.P. Валитова, Д. В. Зиновьев, В. М: Золотухин, Д: В. Колесов’В. А. Лекторский, Б. Риэрдон, Л. В. Скворцов, В. А. Тишков, М. Уолцер, В. В. Шалин, Е. И. Шлягина и др.) —. 1,.

— концепции' становления личности в старшем подростковом и юношеском возрасте (Л.И: БожовичИ.С. Кон, A.A. Реан, X. Ремшмидт, A.M. Прихожан, Д. И. Фельдшейн, Л. М. Фридман и др.);

— концепции идентичности и адаптации личности, разработанные отечественными (Н.М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, Г. Г. Шпет и др.) и зарубежными учеными (Э. Эриксон, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Дж. Бери и др.);

— теории общения (Г.М.Андреева, A.A. Бодалев, А. И. Донцов, A.B. Мудрик, Л. А. Петровская, В. А. Соснин и др.);

— научные работы, посвященные проблемам самоактуализирующейся, зрелой личности и механизмах эмпатии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Эриксон);

— теории воспитания (П.Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, A.A. Ухтомский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.).

Методы исследования:

Теоретический анализ, изучение и обобщение психологических и педагогических исследований в рамках исследуемой проблемы.

Психологический эксперимент с применением диагностических методик и анкет, предназначенных для учащихся: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (B.C. Мухина, К.А. Хвостов), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, O.A. Кравцова, O.E. Хухлаев, JLA. Шайгерова), тест культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд, вариант Л.Г. Почебут), опросник «Этническое самосознание» (К.А. Налчаджян), анкета «Внешний имидж страны» (О.П. Горбушина), анкета «Восприятие национальности человека» (авторская, анкета), анкета (Ильченко Л.П.) — для учителей: анкета «Готовность учителя к работе в условиях поликультурной образовательной среды» (авторская анкета), методика «Вашиэмпатические способности» (В.В.Бойко), тест коммуникативной толерантности (В.В .Бойко).

Методы лштелштической обработки данных: качественный анализ полученных результатов, математические методы статистической обработки, данных с вычислением коэффициента корреляции Спирмена (коэффициент ранговой корреляции). Статистическая обработка результатов проводилась с использованием методов математической статистики: пакета программ STATISTICA 6.0 фирмы StatSoft www.statsoft.ru.

Этапы исследования:

На первом этапе — поисково-теоретическом (2004;2005 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической и педагогической, социально-педагогической, научно-методической литературы, анализировался передовой педагогический опыт различных регионов страны по проблеме формирования толерантности и исследования этнического самосознания. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе — экспериментальном (2006;2008 гг.) — проводилась экспериментальная работа, осуществлялась систематизация полученных данных, анализ результатов и их использование при корректировке разработанной комплексной программы по формированию толерантных отношений школьников.

На третьем этапе — обобщающем (2008;2009 гг.) — осуществлялось обобщение результатов формирующего эксперимента, подготовка выводов и рекомендаций, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что уточнено понятие «формирование толерантности» на перцептивном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Разработана комплексная программа по формированию и развитию толерантных отношений в поликультурном общеобразовательном учреждении с учетом особенностей их моделирования в работе со старшим школьным возрастом, а также личностной и профессиональной готовности учителей к данной деятельности.

Установлена взаимосвязь между проявлениями толерантных отношений старшеклассников и профессионально смоделированными психолого-педагогическими условиями их обучения и воспитания в полиэтнической среде школы.

Выявлено влияние психолого-педагогических условий и направлений реализации разработанной автором комплексной программы на динамику формирования толерантности учащихся старших классов.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении психолого-педагогического знания сущности и основных причин, затрудняющих процесс формирования толерантных отношений старшеклассников в поликультурной образовательной среде.

Обоснованы на теоретическом, содержательном и процессуальном уровнях рекомендации для учителей школ, раскрывающие специфику реализации комплексной программы формирования толерантных отношений в среде старшеклассников современного поликультурного общеобразовательного учреждения.

Полученные результаты исследования особенностей формирования толерантных отношений старшеклассников и готовности учителей к деятельности по их развитию позволили обоснованно подготовить рекомендации для проектирования и реализации психолого-педагогических технологий, направленных на более эффективное осуществление данного процесса в поликультурном пространстве современного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:

• в процессе проектирования и осуществления системы целенаправленной деятельности общеобразовательного учреждения, ориентированной на формирование и развитие толерантного поведения учащихся старших классов;

• в определении региональной стратегии по управлению социальными процессами, связанными с воспитанием и оптимизацией работы в системе школьного образования по формированию и развитию межэтнического взаимодействия в среде учащихся старших классов;

• при разработке и реализации вариативных форм, методов и средств формирования и развития толерантных отношений старшеклассников;

• в системе повышения квалификации учителей в аспекте совершенствования их профессиональной готовности к работе в поликультурном образовательном пространстве по формированию и развитию толерантных отношений старшеклассников;

• в совершенствовании деятельности психологических служб и работы школьных психологов для решения названных проблем по формированию и развитию толерантных отношений в среде учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования толерантных отношений учащихся старших классов, являются: гуманистическая диалоговая, субъект-субъектная основа общения в поликультурной образовательной средеучет особенностей межличностной и межэтнической перцепции в процессе общения, вариативность способов, форм и методов межличностного, межэтнического и межгруппового взаимодействия всех субъектов деятельностиобеспечение системного подхода в привлечении ресурсов таких ведущих социокультурных институтов воспитания как семья и школа.

2. Формирование толерантных отношений старших школьников в поликультурном общеобразовательном учреждении обретает конструктивный характер в процессе реализации комплексной программы.

3. Интерпретация результатов исследования формированияи развития толерантных отношений старшеклассников, а также личностной" и профессиональной готовности учителей к указанной деятельности позволяет оптимизировать данный процесс в поликультурной образовательной среде современной школы.

Достоверность, и обоснованность результатов исследования обеспечены обоснованностью исходных теоретических положений и методологических позиций, адекватностью использованных методов цели, задачам и логике проведенной работы, исследованием различных аспектов изучаемого феномена. Комплексность стандартизированных взаимодополняющих процедур сбора и анализа эмпирических фактов, сочетание количественных и качественных методов позволили провести разносторонний анализ изучаемого феномена, проведены исследования учителей и учеников 10 и 11 классов, полученные методами тестирования и анкетирования, результаты были проанализированы с использованием методов математической статистики: пакета программ.

БТАтаТГСА 6.0.

Апробация результатов исследования и основные положения работы были представлены в ходе участия в конференциях: Ежегодной научно-теоретической конференции студентов, аспирантов, преподавателей Московского государственного областного университета (2005) — Международной научной конференции «Первые Левитовские чтения» (Московский государственный областной университет, 2006 года) — Третьей.

Всероссийской научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (г. Набережные Челны, 2006) — Международной научно-практической конференции (Пензенский филиал НОУ МНЭПУ, МГОУ, ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007). Разработанный спецкурс «Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся старших классов» был прочитан в ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» и в НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт».

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и 13 приложений. Текст диссертации иллюстрирован 22 таблицами, 8 рисунками. Библиография содержит 270 наименований, в том числе 5 — на иностранном языке.

Выводы по главе П1.

На основе проведенного исследования! поформированию толерантных отношений старших школьников определеныособенности реализации данной работы, сложности, связанные с содержанием и организацией деятельности, предложения' и рекомендации для учителей школ.

К наиболее сложным компонентам эмпирического исследования относились: формирование толерантности на перцептивном и поведенческом уровнях. Первый уровень детерминирован личностными особенностями*' и ценностными ориентациями* как взрослых (учителей), так и старших школьников, второйуровень — требовал ситуативной включенности и реализации корректирующих воспитательных мероприятий состороны взрослых на основе совместнойпознавательной' деятельности. Формирование толерантности на когнитивном уровне имело* сложности не столько информационного характера, сколько развшжг понимания, осознанного отношения и внутренней мотивации к приобретению и внутреннему принятию этой информации, а также готовности следовать толерантным принципам на практике межличностного общения. Формирование толерантности на эмоциональном уровне связано со сложностями не столько познания разнообразия эмоциональных проявлений в ситуациях коммуникации при столкновении различий во взглядах людей, сколько с самоуправлением и саморегуляцией отрицательных состояний. Причем выделенные сложности проявлялись в работе с учителями и учениками.

Реализация комплексной программы формированиятолерантных отношений, включающая использование вариативных форм и методов работы с учителями и учениками старших классов, способствовала развитию знаний, умений и навыков толерантного взаимодействия. У учеников и учителей повысилась осознанность в вопросах толерантности, которая выражается в готовности и способности к равноправному диалогу с другими и проявляется на четырех уровнях: перцептивном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом. На основе наблюдений учителей и родителей за взаимоотношениями учащихся отмечалось, что произошли изменения в восприятии школьниками людей разных этнических групп, повысился интерес к истории своего и традициямдругих народов, к проблемам проявления толерантности между людьми и определению ее границ.

Сравнительные результаты до реализации программы формирования толерантных отношений школьников и после реализации программы позволили констатировать, что произошли изменения разных компонентов толерантности, так, например, активно включаемый, адекватный нелояльный (агрессивный), фиксированный на фрустрации тип поведения снизился у учащихся*'с 35% до 13%, высокий уровень толерантности увеличился с 2,34% до 13,96% за счет снижения среднего уровня с 94,15% до 82,74%, показатель «этническая толерантность» возрос с 24,58 до 27,19 баллов, показатель «социальная толерантность» увеличилсяот 27,07 до 28,01' балла, а показатель «толерантность как черта личности» — с 25,84 до 26,94 баллов, неконгруэнтность — расхождение между реальным и идеальным Мы образами носила положительный характер, выявлено снижение интолерантных проявлений по отношению к представителям других национальностей. Таким образом, показатели проявления толерантных отношений менялись в положительную сторону, что является основанием говорить об общей позитивной динамике проявления, толерантности по отношению учащихся к представителям иных этнических групп.

При всей положительной динамике реализации программы важно остановиться на проблемах, сдерживавших формирование толерантности, — это несформированная позиции в отношении к представителям иных культур, склонность к ситуативным проявлениям толерантных/интолерантных поведенческих реакций в зависимости от ситуации и характера общения, недостаток знаний по вопросам не только особенностей и сложностей межэтнического взаимодействия, но и фактических знаний о представленности национальностей в мире, нашей стране, конкретной школе и классе, сниженный интерес к окружающим людям, включая историю собственной семьи, национальности родителей, близких и дальних родственников.

Проведенное исследование показало особенности организации и содержания работы в среде полиэтнического состава школьных классов. В процессе совместной учебной и познавательной деятельности происходила трансформация этнических предубеждений у учащихся старших классов, изменения в этническом самосознании (изменения отрицательных этнических установок и интолерантных проявлений в сторону уменьшения, а положительных этнических установок и толерантных проявлений в сторону увеличения). Таким образом, можно сделать вывод, что реализация программы оказала влияние на динамику толерантных отношений и проявление толерантных качеств в положительную сторону.

Заключение

.

Проведенное исследование по проблеме формирования толерантных отношений в среде учащихся старших классов базировалось на методологических подходах психологической теории и• психолого-педагогической практике. Определяющими понятиями в исследовании были: «этническое самосознание», представленное компонентами осознания психологических особенностей этнической культуры своей этнической общности, осознания тождественности со своей этнической общностью, осознания собственных этнопсихологических особенностей, осознания себя в качестве субъекта поликультурной среды, социально-нравственная самооценка этничности- «толерантные отношения», которые рассматриваютсякак индивидуальные иобщественные отношения к социальным и культурным-* различиям, как терпимость к чужому мнению, как готовность и способность к сотрудничеству между людьми и народами. независимо от их национальной, этнической, религиозной и иной принадлежности.

В'< нашем исследовании процесс формирования* толерантных отношений включал работу с учителями и учащимися, старших классов школ по направлениям и четырем компонентам: перцептивному, когнитивному, эмоциональному и поведенческому. Особое значение отводилось пониманию и прослеживанию взаимосвязи между индивидуально-личностными характеристиками и компонентами этнического самосознания с учетом возрастных особенностей субъектов работы.

В" работе подтвердилась частная гипотеза о том, что старший* подростковый возраст является сензитивным для развития' толерантных отношений.

На основе анализа теоретических положений определялись условия-реализации комплексной программы формирования толерантных отношений в среде учащихся старших классов, к которым относятся:

— гуманистическая, диалоговаясубъект-субъектная основа общения в поликультурной образовательной среде;

— учет особенностей этнического самосознания и межличностной перцепции в процессе общения;

— вариативность способов, форм и методов оптимизации межличностного и межгруппового взаимодействия в образовательном процессе.

На основе анализа, теоретических и эмпирических исследований выявлено, что этническое самосознание, ценностные ориентации и качества личности являются значимыми психологическим: фактором, влияющими-: на проявления толерантных/интолерантных установок в ситуациях межличностного? взаимодействия. В связи с этим особую: актуальность приобретают программы формирования*- толерантных отношений с учетом: этнического? самосознанияобучающихся* в. поликультурной образовательной среде. Важно сформировать у молодого? поколения! толерантное поведение на основе позитивной этническошидентичностщ в структуре-которойпозитивный? образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным, отношением^ к другим^ этническим группам. Формирование позитивной" этническошидентичностшпредполагает воспитание уважения-.к своему народу, гордости за его историюценностидостижения* и в то же время? — изучение многообразия мира, отказ от противопоставления, «свой» — «чужой» и. принятие другого вне зависимости от этнической, расовойнациональной и религиозной принадлежности.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

— в настоящее время' большое значение приобретает процесс формирования этнотолерантных установок школьников. Он требует изучения особенностей самосознания, сущностных характеристик, национального своеобразиямежэтнического" взаимодействия участников образовательного процесса в поликультурном образовательном: пространстве школы;

— диагностическое исследование позволило выявить проблемы и определить причины, затрудняющие готовность учителей к успешной реализации программы формирования толерантных отношений в среде учащихся старших классов. Будучи носителем позитивных ценностей, педагог, за счет своих личностных качеств и педагогических способностей, может ощутимо влиять на оздоровление ситуации внутри детского сообщества;

— в процессе исследования использовалась батарея методик и анкет, позволяющая диагностировать сформированность толерантных качеств и толерантных проявлений старшеклассников до формирующего эксперимента и после него;

— комплексная программа направлена на реализацию условий и создание воспитательного пространства, способствующих формированию толерантных отношений в системе поликультурного образования посредством координации усилий субъектов образовательной деятельности (учителей, учеников, родителей) и организации вариативных возможностей для приобретения позитивного опыта межэтнического взаимодействия на толерантной основе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии, 2003. № 3, С. 78−82.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как объекта деятельности./ Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — 183 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
  4. А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопросы истории. 1967. № 7. С. 25−37.
  5. .Г. Человек как предмет познания. // Избранные психологические труды: в 2-ух томах. Т.1. М.: Педагогика, 1980. — 278с.
  6. , Г. М. Социальная, психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-416 с.
  7. Анцыферова Л. И'. Методические принципы, и. проблемы психологии //Психологический журнал, 1982. № 2. С. 3−17.
  8. P.F. Проблемы «другого Я «и моральное сознание личности // Философские науки, 1986. № 6. С. 53−59.
  9. Апресян Р: Г. Толерантность и ценность гражданского общества. //Ценности гражданского общества и личность. М.: Гардарики, 2001.
  10. Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир Психологии: Научно-методический журнал Академии Педагогических и Социальных наук. М., 2004. № 2 (38). С. 48−53.
  11. С.А. Меньшинство без большинства: этническая мозаика Кавказа // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998. С. 174−179.
  12. Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание// Социологические исследования. 1990. № 7. С. 42−49.
  13. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов A.A. Этносоциология.- М.: Аспект-Пресс, 1999. 271 с.
  14. A.F. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
  15. А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности. // Вопросы психологии, № 4. — с. 4−11.
  16. А.Г. Слово о толерантности. // Век толерантности: Научно- публицистический вестник, 2001., № 1, с.4−7.
  17. А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. // Отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000: — 255 с.
  18. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. // Толерантность в общественном сознании России. -М .: Смысл, 1998. -246 с.
Заполнить форму текущей работой