Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Московский Новодевичий монастырь в истории культуры России второй половины XVII в.: К вопросу об истории русско-белорусских связей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из подобных центров распространения и влияния западнорусской культуры в Москве 2-й половины XVII в. становится Новодевичий монастырь. Основанный в 1524 г. в честь иконы Смоленской Богоматери, по обету великого князя Василия III, этот монастырь надолго сохраняет положение привилегированной обители, пользовавшейся покровительством светских и духовных властей. Это покровительство в полной мере… Читать ещё >

Московский Новодевичий монастырь в истории культуры России второй половины XVII в.: К вопросу об истории русско-белорусских связей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

XVII век в истории русской культуры знаменует собой период активного восприятия и овладения лучшими достижениями духовной и материальной культуры Западной Европы, элементы которой проникали в Россию через земли Украины и Белоруссии.

Воспринятая в европейских странах и обогащенная национальными особенностями украинско-белорусских культурных традиций, новая культура проникала во все стороны российского общества. Это влияние усилилось к середине столетия после вхождения в состав Российского государства Левобережной Украины, Киева, земель Восточной Белоруссии и возвращения части русских территорий.

Изменения политических границ значительно расширяли границы культурного взаимовлияния русского, украинского и белорусского народов: результаты русско-польской войны повлекли за собой более активное общение людей, населяющих эти земли, не стесненных более порубежными препятствиями. Эти процессы проходили на фоне сложной политической обстановки, перемежающихся военных успехов России и Речи Поспо литой.

В мае 1654 г. русская армия выступила к границам Речи Посполитой. В результате военных действий были возвращены отторгнутые от России в начале XVII в. западные территории: русские войска взяли Смоленск. При продвижении вглубь Белоруссии при поддержке местного населения русской армии удалось овладеть крупнейшими белорусскими городами — Могилевом, Витебском, Полоцкома затем Минском, Гродно и территорией вплоть до Бреста.

Широкие военные действия разворачивались и на Украине. Русские войска, совместно с армией Богдана Хмельницкого, продвинулась вглубь украинской территорией, до Львова. Только лишь после вторжения крымской армии, поспешившей на помощь польским войскам, русско-украинские силы отошли к Белой Церкви. Кроме того, успехам русской армии помешала и активизация Швеции: вторжение ее войск в конце 1655 г. в пределы Речи Посполитой. Это вызвало необходимость начала мирных переговоров с Польшей, в результате которых было достигнуто перемирие.

Между тем, после смерти Богдана Хмельницкого ситуация на Украине сильно осложнилась. Это произошло, во многом, из-за позиции казацкой старшины, не желавшей быть под рукой Москвы. Русские войска потерпели тяжелое поражение под Конотопом в 1659 г. Неудачи преследовали русскую армию и в Белоруссии. В 1663 г. польские войска вступили в земли Левобережной Украины. Только после избрания на гетманство Ивана Брюховецкого русской армии удалось добиться некоторых успехов на Украине и в Восточной Белоруссии.

Наконец, после сложных переговоров, которые вела российская дипломатия во главе с А.Л.Ордином-Нащокиным, в 1667 г. было заключено Андруссовское перемирие, условия которого позднее, в 1686 г. были подтверждены «Вечным миром» с Польшей. По этим условиям за Россией оставались Смоленск, Чернигов, Левобережная Украина, на два года сохранялся Киев. Территории Правобережной Украины и Белоруссии оставались за Польшей.

Изменения в политической сфере неизбежно повлекли за собой и изменения в сфере церковной организации Украины и Белоруссии. Особенности исторического развития украинских и белорусских областей в ХШ-ХУП вв., когда земли Украины и Белоруссии входили в состав польско-литовского государства, наложили несомненный отпечаток на складывание религиозной культуры этих народов. Население этих областей, исповедывающее православие, объединилось в единую церковную организацию — Киевскую митрополию, подчиненную власти константинопольского патриарха. Само положение земель, испытывающих влияние католического Запада с одной стороны, и православного Востока, с другой, породило совершенно особый тип православной образованности, явившейся в России наиболее приемлемой формой для восприятия иноземной культуры, т. к. она была основана на православных традициях.

Следует сказать, что в определенной части российского общества, западнорусский тип православия вызывал недоверие и даже вражду из-за опасения проникновения и влияния элементов католицизма. Эти опасения, а также расхождения в некоторых сторонах православной обрядности, привело, в частности, к решению в 1620 г., при патриархе Филарете, о перекрещивании украинских и белорусских переселенцев в Россию «в православную христианскую веру». При этом известно, что патриарх Филарет покровительствовал образованным украинцам и белорусам: выходцы из западнорусских земель — шляхтичи, белое и черное духовенство — получали от патриарха и государя жалование «за выход и за крещение». Эти «выходы» приняли массовый характер в 50-е гг. XVII в.

Вхождение в состав России новых территорий повлекли за собой изменения в церковной организации: начался процесс подчинения Киевской митрополии московскому патриархату. Этот путь был сложным и долгим: он продлился до 1686 г. Однако, часть митрополии: некоторые белорусские (могилевская и полоцкая) и смоленская епархии уже в 1654−56 гг. вошли в ведение московского патриарха. В управление могилевской епархией вступил патриарх Никон, широко известный как покровитель украинских и белорусских переселенцев, ценивший западную культуру и основавший в России два крупнейших монастыря с украинско-белорусским составом братии: Иверский Валдайский и Воскресенский Новоиерусалимский, ставшие центрами новой западнорусской культуры.

Политика покровительства западнорусской культуре и искусству проводилась в названный период и светскими властями. Хорошо известны результаты всестороннего влияния новой культуры при дворе царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, царевны-правительницы Софьи Алексеевны. Это влияние было широко распространено и среди крупнейших представителей боярства: Ф. М. Ртищева, А. J1. Ордин-Нащокина, А. С. Матвеева, В. В. Голицына.

Духовными носителями новой культуры становится украинское и белорусское духовенство, массовым потоком устремившееся в Россию в середине XVII в. Черное духовенство, поселяясь в московских монастырях, как показывают документы, отнюдь не растворяется в общей массе российского монашества, а, наоборот, образует своеобразные поселения внутри монастырей, сохраняя и распространяя новую в России богословскую культуру.

Таким образом, российские монастыри, в братиях которых были монахи-переселенцы из Украины и Белоруссии, становятся во 2-й половине XVII в. очагами западнорусской богословской культуры. Кроме того, в этих монастырях работали лучшие художественные силы из числа переселенцев: мастера, прославившиеся в этот период в России и, благодаря своему мастерству, привлекавшие все больше ценителей своего искусства.

Одним из подобных центров распространения и влияния западнорусской культуры в Москве 2-й половины XVII в. становится Новодевичий монастырь. Основанный в 1524 г. в честь иконы Смоленской Богоматери, по обету великого князя Василия III, этот монастырь надолго сохраняет положение привилегированной обители, пользовавшейся покровительством светских и духовных властей. Это покровительство в полной мере проявилось и по отношению к переселившимся в Новодевичий монастырь монахиням из Белоруссии. Переезд в 1654 г. стариц Кутеинского Успенского монастыря положил начало новому, «кутеинскому» этапу в истории Новодевичьего монастыря. Монахини с «Белой Роси» привезли свои традиции культуры, свое, привычное им, понимание уклада монастырской жизни, вплоть до пения «по-новому», западнорусского типа монашеских облачений, богослужебных книг кутеинской печати, продолжая, живя в новой обители, строить ее жизнь в соответствии со своими представлениями и вкусами. В соответствии с ними формировались и связи.

Новодевичьего монастыря, их характер и направленность. В самом монастыре пополняются библиотека и ризница, строится новый архитектурный ансамбль и пр.

Проблема взаимного культурного влияния украинского, белорусского и русского народов заслуживает тщательного рассмотрения, поскольку особенностью развития русской культуры и искусства во 2-й половине XVII в. становится безусловно превалирующее влияние западнорусской культуры. Рассмотрение роли украинского и белорусского духовенства в деле распространения новых культурных влияний на примере истории отдельных российских монастырей открывает новые возможности в проблеме изучения истории русской культуры.

В соответствии с вышеизложенными проблемами определялись и задачи данной работы: расширить имеющиеся представления об истории складывания русско-белорусских культурных связей во 2-й половине XVII в. — этапе, явившемся переломным в истории двух народов, когда после окончания русско-польской войны и изменения границ, появились возможности для более широкого культурного взаимодействия. Проследить на примере Новодевичьего монастыря масштабные результаты всестороннего влияния западнорусской культуры, форм ее проявления на российской почве. Показать Новодевичий монастырь как один из представительных образцов влияния западнорусской духовной культуры в России и как крупнейший центр ее распространения и влияния в российском обществе. * *.

В структурном отношении работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении в самых общих чертах дается характеристика процессов проникновения элементов западнорусской культуры в российскую среду во 2-й половине XVII в., происходящих на фоне сложной политической обстановки: затянувшихся военных действий, изменения границ государств и пр. Это повлекло за собой изменения в церковной организации Украины и Белоруссии, процессы массовой миграции из этих областей в Россию, что, в свою очередь, оказало весомое влияние на развитие культуры России в названный период.

Первая глава состоит из двух частей и посвящена: 1. основным источникам, привлеченным к работе, характеристике свидетельств, касающихся истории Новодевичьего монастыря, интересующего нас периода, на основании которых построены главные выводы предлагаемой работы- 2. обзору основного круга исторических исследований, касающихся особенностей развития русской культуры 2-й половины XVII в.- истории церкви в плане отношений Киевской митрополии и московского патриархата во 2-й половине XVII в.- роли некоторых российских монастырей в привнесении на русскую почву элементов новой западной культуры и пр. Отдельным комплексом представлен обзор основной литературы, касающейся истории стрелецких восстаний конца XVII в.

Вторая глава посвящена рассмотрению проблем формирования состава Новодевичьего монастыря во 2-й половине XVII в. Кроме того, — особенностям складывания русско-белорусских культурных связей монастыря в этот период, их выявлению и характеристике. Глава построена на основании свидетельств архивных материалов (в том числе опубликованных) и источников, хранящихся в музейной коллекции.

Третья глава посвящена рассмотрению проблем, связанных с реакцией насельников монастыря (в первую очередь, его белорусской части) на бурные политические события, происходившие в Москве в конце XVII в. То обстоятельство, что в период последнего стрелецкого бунта в Новодевичьем монастыре содержалась бывшая правительница, царевна Софья, являвшаяся в период своего регентства его покровительницей, лишь обострило, как показали источники, ситуацию внутри самого монастыря. Работа над главой построена, в основном, на материалах розыска о стрелецком восстании 1698 г.

Четвертая глава посвящена вкладу белорусской части состава монастыря в области искусства, что так ярко проявилось на примере сохранившихся памятников Новодевичьего монастыря. Несомненное влияние западнорусских традиций в искусстве, работа в монастыре в названный период лучших художественных сил Оружейной палаты, среди которых было много украинцев и белорусов, — все это создало условия для того, что Новодевичий монастырь к концу XVII в. становится одним из наиболее представительных примеров влияния западнорусского искусства.

В заключении суммируются основные выводы предыдущих глав и подводятся главные итоги: о существовании мощного влияния основного ядра в составе Новодевичьего монастыря, определяющего направление разных областей монастырской жизни, представленного переселенцами из украинских и белорусских областей (главным образом из Белоруссии).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги всему вышеизложенному, следует подчеркнуть, что, благодаря взаимно дополняющим друг друга свидетельствам использованных в работе архивных и музейных материалов, известный нам еще из исторической литературы XIX — начала XX вв. факт заселения в середине XVII в. Новодевичьего монастыря монахинями с «Белой Роси», был существенно дополнен и уточнен различными свидетельствами. Это позволило заново взглянуть на положение внутри монастыря в этот период, увидеть роль белорусской части его состава (игумений, монахинь, духовников и пр.) и, на примере этого периода в истории Новодевичьего монастыря, проследить результаты всеобъемлющего влияния западной культуры в России, проникавшей через земли Украины и Белоруссии.

Рассмотренные источники дали возможность основательно расширить наши представления об историко-культурных связях Новодевичьего монастыря во 2-й половине XVII в., на основании анализа которых позволительно сделать вывод о том, что эти контакты имели четкую западнорусскую направленность. Это: 1. православные монастыри, расположенные на территории Восточной Белоруссии (оба Кутеинские под Оршей, Вознесенский в Борколабове, Свято-Духов в Тупичеве, Свято-Духовской Буйницкий близ Могилева и др.) — 2. собственно российские монастыри, братия которых в большинстве своем состояла из украинских и белорусских переселенцев (Иверский на Валдае, Вознесенский в Смоленске, Крестовоздвиженский Бизюков под Дорогобужем, Донской, Богоявленский, Симонов в Москве, Саввинский «в Сторожах» и др.). Эта четкая направленность связей Новодевичьего монастыря, сформировавшаяся во 2-й половине XVII в., свидетельствует о лидирующей роли его белорусских насельников. Это положение проявилось во всех сторонах монастырской жизни: переезд кутеинских стариц, из среды которых на протяжении почти столетия избирались игуменьи, положил начало новому этапу в истории Новодевичьего монастыря, ставшего к концу.

XVII в. в Москве одним из наиболее представительных образцов влияния западнорусской культуры. Безусловно, столь бесспорное лидерство вновь переехавших монахинь и назначение «набольших» из их среды, — результат покровительственной политики, оказываемой представителями правящей власти украинским и белорусским переселенцам (в том числе духовенству), создания тех условий, которые сделали столь массовой миграцию украинцев и белорусов в Россию в середине XVII столетия.

Это покровительство особенно возросло к концу столетия, во время правления царевны Софьи Алексеевны, с именем которой для обитателей монастыря было неразрывно связано понятие о его дальнейшем процветании и благосостоянии. Поэтому обострение политической борьбы в 1680−90 гг. весьма своеобразно проявилось в стенах этого придворного монастыря.

Накал политических страстей, связанных с событиями стрелецкого восстания 1698 г. локализовался внутри самого Новодевичьего монастыря, где в этот период уже в качестве затворницы жила бывшая правительница. Источники показали, что в Новодевичьем монастыре конца XVII в. существовала группировка, оппозиционно настроенная по отношению к правительству Петра I. Активную роль в этой группировке играли белорусские насельники (игуменьи, монахини, певчие и пр.). Информация архивных источников о передаче из Новодевичьего монастыря, от царевны Софьи «грамоток» в расположенный в порубежных землях Бизюков монастырь, которые игумен-белорус «чол и жог» (следственное дело по извету Нифонта Лешевича), вместе со свидетельствами о передаче из монастыря, от царевны письма восставшим стрельцам, отданное Василию Туме монахиней Лисафьей «родом полькой», естественно укладывается в логическую цепь заключений не только о ситуации, сложившейся внутри монастыря, но и о роли белорусских насельников в этих событиях и значении сохраняемых ими связей с оставленной Родиной в попытке оказания поддержки опальной правительницы.

Подобная позиция монастырских властей была обусловлена естественной заинтересованностью белорусских монахинь в сохранении за царевной реальной власти, т. к. ее могущество означало продолжение роста благосостояния монастыря. Эта ситуация и явилась, по-видимому, основной причиной того положения в Новодевичьем монастыре, которое составило ему в народной молве репутацию места, откуда в 1698 г. «бунт пошел».

Еще одна важная сторона проявления русско-белорусских связей в этот период: это всеобъемлющее влияние на русскую культуру 2-й половины XVII в. украинского и белорусского искусства, что с таким блеском проявилось в Новодевичьем монастыре. Это влияние сказалось во всем: начиная от облика самих монахинь в западнорусских облачениях, пополнения монастырской библиотеки «книгами в лицах» кутеинской печати и, вплоть до оформления интерьеров храмов, заново отстроенного архитектурного ансамбля в формах «нарышкинского» барокко. В это время в Новодевичьем монастыре работали лучшие художественные мастера эпохи, среди которых было много украинцев и белорусов, поэтому практически во всех видах искусства ими были оставлены прекрасные образцы своего творчества.

Все эти процессы замечательным образом проявились в истории Новодевичьего монастыря, ставшего во 2-й половине XVII в. одним из крупнейших центров западнорусской ориентации, способствующим распространению и влиянию в российском обществе лучших образцов западнорусской культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РГАДА.Ф.371 (Преображенский приказ). Оп.2. Д. 887,1039,1134- Оп.1. Ч.З. Д. 14 298- Оп.1. Ч.З. Д.14 752- Оп.2. Д. 485,738,760,814,843,971.
  2. РГАДА. Ф.6 (Уголовные дела по государственным преступлениям). Оп.1. Д. 12 (371 ч.)
  3. РГАДА. Ф.125 (Монастырские дела). Оп.1. Д.26- Оп.2. Д.302а.
  4. РГАДА. Ф.145 (Смоленский приказ). Оп.1. Д. 5,44- Оп.2. Д. 120,296
  5. РГАДА. Ф.229 (Малороссийский приказ). Оп.5. Д. 31,528
  6. РГАДА. Ф.236 (Патриарший дворцовый приказ). Оп.6. Д. 17 055.
  7. РГАДА. Ф.142 (Царские подлинные письма). Оп.1. Д.431
  8. РГАДА. Ф.396 (Архив Оружейной палаты — включение в фонд Приказа Большого Дворца). Оп.1. 4.14. Д. 22 344,22495,22 828- 4.15. Д. 25 282,25425,25 427,4.16. Д. 26 568,26640
  9. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Владимирское отд. Д.5636/513
  10. П.ИСТОЧНИКИ ИЗ ФОНДА МУЗЕЯ «НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ"1. РУКОПИСНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ:
  11. Вкладная книга 1674−1675 гг. ГИМ 104 027 НДМ 1
  12. Жития святых. Кутейно. XVII в. ГИМ 104 027 НДМ 2
  13. Синодик 1705 г. ГИМ 104 027 НДМ 108
  14. Синодик 1710 г. ГИМ 104 027 НДМ 3
  15. Ирмологион 1660 г. ГИМ 104 027 НДМ 122
  16. СТАРОПЕЧАТНАЯ БИБЛИОТЕКА: 1. Иоаникий Галятовский. Ключ разумения. Киево-Печерская Лавра. 1659. ГИМ 104 028 НДМ 1346
  17. История или повесть о Варлааме и Иоасафе. Москва Л 681. ГИМ 104 028 НДМ 27
  18. История или повесть о Варлааме и Иоасафе. Москва.1681 ГИМ 104 028 НДМ 45
  19. Минея-март. Москва. 1691. ГИМ 104 028 НДМ 598
  20. Минея-июнь. Москва. 1691. ГИМ 104 028 НДМ 601
  21. Минея-ноябрь. Москва. 1692. ГИМ 104 028 НДМ 606 7.Октоих. Москва. 1683. ГИМ 104 028 НДМ 39
  22. Петр Могила. Требник. Киево-Печерская Лавра. 1646. ГИМ 104 028 НДМ 281
  23. Пролог. Москва. 1677. ГИМ 104 028 НДМ 1030
  24. Псалтирь и Новый Завет. Кутейно.1652. ГИМ 104 028 НДМ 12 П. Симеон Полоцкий. Обед душевный. Москва.1681. ГИМ 104 028 НДМ 22 12. Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. Москва.1681. ГИМ 104 028 НДМ 24
  25. З.Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. Москва.1681. ГИМ 104 028 НДМ ИЗО М. Триодь постная. Москва. 1678. ГИМ 104 028 НДМ 301
  26. Триодь постная. Москва. 1678. ГИМ 104 028 НДМ 300
  27. Триодь постная. Москва. 1693. ГИМ 104 028 НДМ 305
  28. Трифологион. Кутейно.1647. ГИМ 104 028 НДМ 46
  29. Трифологион. Кутейно. XVII в. ГИМ 104 028 НДМ 48
  30. АРХИВ МУЗЕЯ «НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ»: Опись церковного и ризничного имущества Московского Новодевичьего монастыря 1860 г. Архив 905, № 19 152
  31. Опись церковного и ризничного имущества Московского Новодевичьего монастыря 1915 г. Архив-907, № 19 154
  32. ВЕДОМСТВЕННЫЙ АРХИВ МУЗЕЯ «НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ»: Отчеты о научно-исследовательских, проектно-изыскательских и ремонтно-реставрационных работах. 1950−1980 гг.
  33. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1842. Т.4 (1645−1676)
  34. Акты Иверского Святозерского монастыря (1582−1706). СПб., 1878
  35. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1853. Т.5 (1633−1699)
  36. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1884. Т.13 (1677−1678) — 1889. Т.14 (1655) — 1892. Т.15 (1658−1659)
  37. Архив Юго-Западной России, издаваемый Временной комиссией для разбора древних актов. Киев, 1871.4.1. Т.4. Акты об унии и состоянии православной церкви с половины XVII в. (1648−1698)
  38. Белорусский архив древних грамот и договоров. М., 1824. Т.1
  39. Белоруссия в эпоху феодализма: Сборник документов и материалов. Минск, 1959
  40. Восстание московских стрельцов 1698 г. Материалы следственного дела. Сборник документов. М., 1980. /Составитель, автор историко-археографического обзора и комментариев А.Н.Казакевич- под ред. и с предисловием В. И. Буганова.
  41. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича всея России самодержцев (с 1632 по 1682). М., 1844 Ю. Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908
  42. Дело о патриархе Никоне / Изд. Археографической комиссией по документам Московской Синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки под наблюдением Г. Ф. Штендмана и при участии А. И. Тимофеева. СПб., 1897
  43. Деяния московских соборов 1666 и 1667 гг. М., 1876. Т.2
  44. Документы и материалы по истории Белоруссии. Минск, 1940. Т.1
  45. Документы, объясняющие историю Западно-русского края и его отношения к России и Польше. СПб., 1865
  46. Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1867. Т.10 (1682−1683−1696−1700). 1872. Т.12 (1684−1700)
  47. Древняя Российская Вивлиофика/Изд.Н. И. Новиков. М., 1789. Т.2.- 1791. Т.19
  48. Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловой // Материалы для истории раскола за первое время его существования / под ред. Н. И. Субботина. М., 1886. Т.8. 4.5
  49. Записки Императорского русского географического общества. Северо-западный отдел. Вильно, 1910. 4.119.3абелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884.4.1. 1891. 4. II
  50. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: избранные произведения XVI -начала XIX вв. Минск, 1962
  51. Источники по социально-экономической истории России XVI—XVIII вв. Из архива Московского Новодевичьего монастыря / Подготовка текста и вступительная статья В.Б.Павлова-Сильванского. М., 1985
  52. И.Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб., 1906
  53. Материалы для истории западнорусской церкви // Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники: опыт исторического исследования. Киев. 1883−1898. Т. 1,2
  54. Полное собрание русских летописей. СПб., 1843, Т.2 (Ипатьевская) — М., 1978. Т.34 (Постниковский летописец, Пискаревский летописец) — СПб., 1859. Т.8 (Воскресенская) — СПб., 1906.Т. 13.4.2 (Дарственная книга) — СШ., 1910.Т.14Л.1 (Новый летописец)
  55. Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в. //Пер. Г. А. Муркос. М., 1898. Вып.3,4
  56. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1884. Т.4
  57. Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. СПб., 1884. Т.1- 1888. Т. З- 1893. Т.4
  58. Русская историческая библиотека. СПб., 1891. Т.13
  59. Русско-белорусские связи.(1570−1667). Сборник документов. Минск, 1963
  60. И.П. Записки русских людей. События времен Петра Великого. СПб., 1841
  61. Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. М., 1872. Т.1
  62. Сборник летописей, относящихся к истории Южной и Западной Руси. Киев, 1888
  63. Сборник материалов для исторического и археологического описания священных достопамятностей Смоленской епархии / Сост. И. Ф. Токмаков // Смоленские епархиальные ведомости. 1883. № 84
  64. Смоленский край в памятниках и источниках. Смоленск, 1949
  65. Собрание государственных грамот и договоров. М., 1913. 4.11. ИССЛЕДОВАНИЯ
  66. Л.С. Белорусы в Москве XVII в. Из истории русско-белорусских связей. Минск, 19 572, Он же. Белоруссия и Россия. Минск, 1978
  67. М.В. Очерки из истории народного просвещения в Смоленском крае с древнейших времен до начала XIX столетия. Смоленск, 1909
  68. Л.В. Археология и краеведение Белоруссии XVI—XX вв.. Минск, 1996
  69. Алексий (Дородницын), архиеп. Историческая справка о подчинении украинской церкви московскому патриархату. Киев, 1914
  70. М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XVII первая четверть XVIII в. М., 1976
  71. Амвросий (Орнатский), архиеп. История российской иерархии. М., 1811. Ч. З- 1812. 4.4
  72. В.Б. Монографии по истории западной и юго-западной России. Киев, 1885
  73. Н.Я. Московские смуты в правление Софьи Алексеевны. Варшава, 1871 Ю. Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 19 901. Барокко в России. Сборник статей. М., 1926
  74. Е.А. Московские смуты конца XVII в. // ЖМНП, 1887. № 1−2
  75. В.Белоненко B.C. Из истории книжности Иверского Успенского монастыря на
  76. Белорусско-русский словарь. М., 1962
  77. И.С. Памятники рода Романовых в Московском Новодевичьем монастыре // Исторический вестник. 1913. Май.
  78. В.Н. Царствование царя Алексея Михайловича всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца. СПб., 1830. Т.1- 1831. Т.2
  79. А.П. Летописные и публицистические источники по политической истории России конца XVII в. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к. и. н. М., 1983
  80. И. Подпись к портрету Софьи в окружении семи добродетелей // Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв. СПб., 1895. Т.2
  81. М.М. Приказы Великого княжества литовского и княжества Смоленского в Московском государстве // ЖМНП. 1906. № 821.0н же. Петр I. Материалы для биографии. М., 1941. Т.2−1946. Т. З
  82. С.К. Московская смута в XVII в. // Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1911. Вып.6
  83. И.Г. Памятники русского прикладного искусства XVI—XVII вв.. в собрании музея «Новодевичий монастырь» // Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995. М., 1998
  84. С.Н. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность). Опыт церковно-исторического исследования Александра Прозоровского (рецензия) // ЖМНП. 1897. № 10
  85. В.И. Московские восстания конца XVII в. М., 1969
  86. Н. Церковный собор в Москве 1682 г. Опыт историко-критического исследования. Смоленск, 1899
  87. .Р. Архитектура русского барокко. М., 1978
  88. Д. Время возникновения в Смоленске Вознесенского женского монастыря // Смоленские епархиальные ведомости. 1898. № 18
  89. А.И. Новодевичий монастырь. М., 1958
  90. М.Я. Русская православная церковь в XVII в. // Русское православие: вехи истории. М., 1989
  91. Д.М. Отправка богослужебных книг московской печати в Белоруссию во время войны 1654−1667 гг. // Исследования по истории Украины и Белоруссии. М., 1995
  92. Н.Ф. Белорусские резчики в Москве во второй половине XVII в. // Ново девичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995. М., 1998
  93. Ф.А. Московская старина. Новодевичий монастырь. М., 1888
  94. Г. Я. Белорусы в русском книгопечатании // Книга. Исследования и материалы. М., 1966. Т. 13
  95. И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. М., 1788 37.0н же. Дополнения к деяниям Петра Великого. М., 1790. Т.4- 1791, Т.5
  96. Н.Б. Политические процессы при Петре I. По материалам Преображенского приказа. М., 1957
  97. А. Церковная жизнь на Руси в половине XVII в. и изображение ее в записках П. Алеппского. Житомир, 1916. 4.1
  98. И.Э. История русского искусства. М., 1906. Т.2
  99. Грыграров1ч I.I. Беларуская IepapxiH. Мшск, 1990
  100. Древнерусское искусство. XVII в. Сборник статей. М., 1964
  101. Ф. Судьбы православия в Могилеве. // Археологический сборник документов, относящийся к истории Северо-Западной Руси. Вильна, 1867. Т.2
  102. Ф.А. Иоиль Труцевич. Первый игумен Кутеинских монастырей. Могил, губ., 190 147 .Он же. Борколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь Могилевской епархии. Могилев, 1906
  103. A.A. Богослужебное пение православной русской церкви во второй половине XVII в. Казань, 188 753.0н же. Церковно-правительственная комиссия по исправлению богослужебного пения русской церкви во второй половине XVII в. Казань, 1910.
  104. Н.Д. Придворные певчие, крестовые священники и дьяки в XVII в. // БВ. 1903. Март
  105. М.А. Архитектурные памятники Москвы. М., 197 556.0н же. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV—XVII вв. М., 1966
  106. История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева, В. С. Кеменова. М., 1959. Т.4
  107. Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. Вильна, 1899
  108. Н.П. О московском книгопечатании XVII в. // Книга. Исследования и материалы. М., 1960. Т.2
  109. В.О. Сочинения в 9-ти тт. М., 1988. Ч. З- 1989. 4.4
  110. Книга Беларусь I5I7-I9I7. Зводны каталог / Сост. Г. Я. Голенченко и др. Мшск, 1986 (на бел. яз.).
  111. В.А. Новодевичий монастырь и крещение в Православие иноземок-протестанток в 1680—1700 гг.. // Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995. М., 1998
  112. И.П. Сильвестр Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной мысли в конце XVII в. Киев, 189 569.0н же. Ф. М. Ртищев: историко-биографическое исследование. Киев, 1906
  113. C.B. Синодикология. Часть I: классификация источников // Историческая генеалогия. Екатеринбург, 1993. Вып.1
  114. М.О. Литовская церковная уния. СПб., 1861. Т. 1−272.0н же. Историческое исследование о западной России, служащее предисловием к документам, объясняющим историю Западно-русского края и его отношения к России и Польше. СПб., 1865
  115. П.Н. Краткое описание блаженных дел великого государя императора Петра Великого // Записки русских людей. СПб., 1841
  116. Е.С. Историко-художественный и бытовой музей «б. Ново девичий монастырь». М., 1928
  117. .И. История о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях. 1682−1694 // Архив князя Ф. А. Куракина, издаваемый под ред. М. И. Семевского. СПб., 1890. Кн.1
  118. В.А. Рецензия на книгу Л.С.Абецедарского «Белорусы в Москве XVII в. Из истории русско-белорусских связей». // История СССР. 1959. № 1
  119. А.Б. Русская геральдика. М., 1990
  120. Н.В. Синодики переяславских монастырей как исторический источник // Генеалогические исследования. М., 199 379, Она же. Синодики-помяники в русской историографии XIX—XX вв. // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993
  121. Леонид, архим. Вступительная статья к публикации писем царевны Марфы Алексеевны // Русский архив. 1882. № 5
  122. Е.Д. Самодержавие царевны Софьи по неизданным документам // Русская старина. 1912. Февраль март
  123. В.И. Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI—XVII вв.. Л., 1975
  124. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История русской церкви. М., 1996. Кн.7
  125. П.Н. Многоцветность в русской архитектуре // Архитектура СССР. 1941. № 3
  126. А.Н. Баркулабовская летопись // Археографический ежегодник за i960 год. М., 1962
  127. Он же. Война за Белоруссию и освобождение Смоленска в 1654 г. // Исторические записки. 1951. № 3794.0н же. Россия и Белоруссия в середине XVII в. М., 1974
  128. И.П. Архитектура Новодевичьего монастыря. М., 1949
  129. В.М. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII в. // БВ. 1912. Июнь.97.0н же. Очерк истории православного церковного пения в России. СПб., 1915
  130. И. Статистическое описание губернского города Смоленска // Журнал Министерства Внутренних дел. 1838. 4.27. Февраль.
  131. Н. Исторические сведения о Саввинской, на Саввинской улице, церкви в г. Москве. М., 1905
  132. ЮО.Мурзакевич H.A. Достопамятности Смоленска // ЧОИДР. 1846. № 2 101.Никитин Н. История города Смоленска. М., 1848 Ю2.0всянников Ю.М. Ново-Девичий монастырь. М., 1968
  133. ЮЗ.Опыт описания Могилевской губернии в историческом, физико-географическом, этнографическом, промышленном, сельскохозяйственном, лесном, учебном, медицинском и статистическом плане / Сост. А. К. Дембовский. 1882. Т.1
  134. Ю4.0рловский И. И. Смоленский поход царя Алексея Михайловича в 1654 г. Смоленск, 1 905 105.0черки истории СССР. Период феодализма. XVII в. М., 1955
  135. Юб.Очерки русской культуры XVII в. М., 1977. 4. II
  136. Ю7.Памятники культуры. Новые открытия 1988. М., 1989
  137. Ю8.Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. Л. Д984
  138. Ю9.Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерусскихпевческих книг в XVII в. // Археографический ежегодник за 1984. М., 1986
  139. ПО.Пикулик E.H. Художественное оформление гравированных изданий Могилевскойтипографии конца XVII первой половины XVIII вв. // Автореферат диссертации насоискание уч. ст. к. искусствоведения. М., 1990
  140. П.Писарев H.H. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904
  141. Ш. Погодин М. П. Стрелецкие бунты: обозрение источников // ЖМНП. 1873. 4.170.12- 1874. Ч. 175. № 10.113.0н же. Семнадцать первых лет в жизни императора Петра Великого. 1682−1689. М., 1875
  142. И.М. Русские епархии в XVI—XIX вв.., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Казань, I897-I9I3. Т. 1−2
  143. H.A. Материалы об истории Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря // ЧОИДР. 1892. № 2
  144. Пб.Попов H.A. Соборы патриарха Иоакима на митрополита смоленского Симеона // Смоленская старина. Смоленск, 1909. Вып.1. 4.1
  145. A.B. Вопрос о единогласном пении в русской церкви XVII в.: исторические сведения и письменные памятники. СПб., 1904
  146. A.A. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность). Опыт церковно-исторического исследования. М., 1896
  147. В.М. Общественно-политические взгляды Симеона Полоцкого // Научные труды по философии Белорусского Государственного университета. Минск, 1958
  148. JI.H. Общественно-политическая мысль России (вторая половина XVII в.). Очерки истории. М., 1982
  149. Д. Государевы певчие дьяки XVII в. // Сб. на 1873 / Общество древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1873
  150. А. Полное собрание исторических сведений о монастырях. М., 1852
  151. Л.С. Новодевичий монастырь: путеводитель по музею. М., 1956
  152. Россия, Польша и Причерноморье в XV—XVIII вв. М., 1979
  153. Русское государство в XVII в. Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни. М., 1961
  154. C.B. О видах синодика-помяника // История и культура ростовской земли 1992. Ростов, 1993
  155. А.А. История оформления русской книги. М.-Л., 1946
  156. П.М. Историческое описание Валдайского Иверского Святоезерского Богородицкого первоклассного монастыря. М., 1885
  157. Славяне и их соседи. Католицизм и православие в средние века. Сборник тезисов конференции. М., 1991
  158. П. Иоаким, патриарх московский. М., 1881
  159. С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1885 134.0н же. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1860
  160. Смоленская шляхта и епископ Гедеон Вишневский // Смоленские епархиальные ведомости. 1916. № 23
  161. И.М. Новодевичий монастырь в Москве // Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1857. Год 5
  162. А.И. Образованность Московской Руси XY-XYII в. СПб., 1903
  163. С.М. История России с древнейших времен. М., 1990−1991. Кн.5−7. Т.9−14
  164. П. Патриарший Бизюков монастырь. Могилевская губ., 1 914 140.0н же. Ставропигиальный Бизюков монастырь и смоленские епископы. Могилев, 1905
  165. П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. Спб., 1877
  166. Тарасий (Кургановский). Великороссийское и малороссийское богословие XVI—XVII вв. СПб., 1903
  167. С.А. Исследование о подчинении киевской митрополии московскому патриархату. Киев, 1872
  168. Д.К. Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря. М., 1902
  169. Н.Ф., Шведова М. М. Новодевичий монастырь. Путеводитель. М., 1988
  170. Ф. Собрание разных записок и сочинений о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. СПб., 1787. Ч. III
  171. В. Замечания для истории церковного пения в России // ЧОИДР. 1846. Кн.З. Отд.1
  172. А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910−1916. Т.1−4
  173. Ф.И. Синодик в неделю православия // ЖМНП. 1891. Апрель.
  174. Н.Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. З
  175. М.В. Исторический очерк Могилевской губернии. М., 1882
  176. К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т.1
  177. Церковь в истории России (1Х-1917). М., 1967
  178. Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990
  179. Л.В. Новодевичий монастырь. Альбом-путеводитель. М., 1974
  180. А. Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. М., 1869 160.Червинский Е. К. Смоленские митрополиты: Симеон IV Милюков, Сильвестр II Черницкий, Сильвестр IV Крайский и Дорофей Короткевич. Их жизнь и деятельность. Смоленск, 1899
  181. И.А. Очерк истории западно-русской церкви. СПб., 1882−1884. Ч.1-И Ш. Чистякова Е. В. Историография XVII-первой половины XVIII вв. // Историография истории СССР: с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1971
  182. С.К. Иоакимовская летопись // Исторические записки. 1947. Т.21
  183. И.А. К истории полемики между московскими и малорусскими учеными в конце XVII в. // ЖМНП. 1885. № 10 167.0н же. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651−1709). СПб., 1891 168.Щебальский П. К. Правление царевны Софьи. М., 1856
  184. В.О. О сношениях малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича. М., 1890
  185. С.Г. Западнорусская церковь в последней трети XVII в.11 Макарий (Булгаков) История русской церкви. М. Д996. Кн.7
Заполнить форму текущей работой