Духовно-мировоззренческая функция речитатива в русской опере второй половины XIX века
Диссертация
РЩедрин пошел путем «воссоздания речитатива как формы народной музыкально-поэтической речи». При этом, подчеркивал И. Земцовский, «композитор имел в виду не претворение бытовых речевых интонаций (подобно Мусоргскому)», что в данном случае — речь крестьянки, работницы, красногвардейца — было бы традиционно закономерным. Он создал типологический речитатив — сказовый, плачевый, бытовой, отражающий… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема речитатива
- 1. 1. Обзор литературы
- 1. 2. Гипотеза
- 1. 2. 1. Мелодия и речитатив
- 1. 2. 2. Мелодия: сущность и функции
- 1. 2. 3. Речитатив: сущность и функции
- 1. 3. Предпосылки к решению проблемы
- 1. 3. 1. Музыковедческие
- 1. 3. 2. Культурологические
- 1. 3. 3. Философские
- 11. 1. Типология речитатива: теоретический и исторический аспекты
- 11. 2. Основные условия исследования сквозь призму рефлексивного речитатива
- 11. 3. План исследования.94'
- III. 1. О сущности конфликта
- III. 2. Духовно-ценностный аспект произведения: современный контекст понимания
- IV. 1. «Борис Годунов» М. Мусоргского: духовная сущность оперы
- IV. 2. «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова: сюжет и смысл
- IV. 3. «Пиковая дама» П. Чайковского: духовный смысл оперы — в образе заглавной героини?
- 1. У.4. «Иоланта» П. Чайковского о гармонии с окружающим миром
Список литературы
- Абаринова А. Ш Воспоминания // Певцьг Большого театра. Вып. Г. — Владимир: Фолиант, 200 К 6—16 с.
- Аберт Г. В.Л.Моцарт. 4.2, кн.1 М-, Музыка, 1989 — 496 е., нот.
- Аберт Г. В-А.Моцарт. 4=2, кн.2 -М-, Музыка, 1990 560 е., нот.
- Абрамов MF. Знак и символ // Человек. —2006- Шв: С. 72−79-
- Акулов ILA. Оперная музыка и сценическое действие. М., 1978, ВТО.456 с.6: Анализ вокальных произведений. Уч. пособие. J1.: Музыка, 1988. — 352 е., нот.
- Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. — Л-: Музыка, 1977. — 279 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
- Асафъев Б.В. Музыкально-драматургическая концепция оперы «Борис Годунов» Мусоргского // Избранные труды. Т. III- М.: Академия наук СССР, 1954.-С. 78−99.
- Асафьев Б<�В.Об опере: Избр. ст. Л.: Музыка, 1985. — 344 с.
- Асафьев Б.В. Памяти Петра Ильича Чайковского (1840 7/V — 1940) // Избранные труды. Т. И. — М.: Академия наук СССР, 1954. — С. 31−47.
- Асафьев Б.В. Речевая интонация.-М-Л:-.Музыка, 1965: — 133 с.
- Асафьев Б.В. Русский романс. Опыт интонационного анализа // Сб. статей под ред. Б. В. Асафьева. — М-Л.: Academia, 1930. — 168 с.
- Асафьев Б.В. Русский романс XIX века // Русская-музыка XIX и начало XX века. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1979. — С. 55−99.
- Асафьев Б.В. Сергей Иванович Танеев // Избранные труды. Т. II. — М.: Академия наук СССР-Л954. С. 280−288.19: Асафьев Б. В: Симфонические этюды. — Л: Музыка, 1970. 264 с.
- Асафьев Б.В. «Чародейка». Опера П. И. Чайковского (опыт раскрытия интонационного содержания) // Избранные труды. Т. II. М.: Академия наук СССР, 1954. — С. 142−168.
- Барди П. Письмо к Дж.Б.Дони // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков. М.: Музыка, 1971. — С. 74−76.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
- Богданов-Березовский В.В. Музыкально-выразительные средства оперы // Вопросы музыкознания. Т.П. -М.: Музгиз, 1956. С.253−290.
- Борисоглебская М.К. Тема «Искушение» в русской' опере XIX века (на примере оперы H.A. Римского-Корсакова «Царская невеста»). Машинопись в компьютерной верстке. Владимир: ВОМК, 2007. — 10 с.
- Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Соч. в 2 томах. Т. 2. Избр: ст. М.: Наука, 1993. — С. 240−272.
- Бычков В.В. Эстетика. Учебник. -М.: Гардарики, 2002. 556 с.29- Бычков' В.В., Маньковская Н. Б. Эстетика и философия искусства // Вопросы философии. 2009- № 12. — С. 56−67.
- Вагнер Г. К. В поисках Истины. М.: Искусство, 1993. — 175 с.
- Вагнер Р. Музыка будущего. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. -695 с.
- Вайклъ Б. О пении и прочем умении. М.: Аграф, 2000. — 224 е., ил.
- Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. — М.: Академия наук СССР, 1956. 352 с.
- Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1. — М.: Музыка, 1972.-150 с.
- Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. Чч. 2,3. М.: Музыка, 1978.-368 с.
- Васина-Гроссман В. А. Речитатив // Музыкальная энциклопедия. Т.4. -М.: Музыка, 1978. Стлб. 605.
- Вербек-Сеердстрём В. Школа раскрытия голоса. Путь к катарсису в искусстве пения. — М., 2009.
- Верди Дж. Избранные письма. Л.: Музыка, 1973. — 352 с.
- ГадамерХ.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Исследование. — Л.: Музыка, 1986. 224 е., ил.
- Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета. — М.: Музыка, 1996. — 288 с.
- Гнесин М. Ф. Золотой петушок // Мысли и воспоминания о Н.А.Римском-Корсакове.-М.: Музгиз, 1956.-С. 161−191.43. Гобби Т. Мир итальянской’оперы: перевод с англ. М.: Радуга, 1989. — 320-с.
- Головинский ГЛ. Мусоргский и Чайковский. Опыт сравнительной характеристики. -М.: «Индрик" — «Летний Сад», 2001. 144 с.
- Григорьев С. С. О мелодике Римского-Корсакова. М.: Музгиз, 1961. -196 с.
- Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. 4.1 — М.: Музгиз, 1960. — 488 с.
- Даниэль С.М. Библейские сюжеты. — СПб.: Художник России, 1994. -216 с., ил.
- Данько Л.Г. Творческие контакты H.A. Римского-Корсакова: письма 1904−1908 годов //Римский-Корсаков: сб. ст. (Петербургский музыкальный архив- вып. 7) — СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2008. С. 300−308.
- Доливо A. JI: Речитативы в вокальном искусстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. — М.: Музгиз, 1962. С. 179−219.
- Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк) // Братья «Карамазовы. Наброски автобиографического и публицистического характера. М.: Слово, 1994. — С. 754−766.
- Друскин М. С. Пассионы и мессы И.С.Баха. JL: Музыка, 1976. — 168 с.
- Друскин М.С. Речитатив в русской классической опере // Исследования. Воспоминания. — JI.-M.: Сов. композитор, 1977. С. 96−169.
- Дулат-Алеев В. Р. Композитор и национальная история // Век Салиха» Сайдашева: Межвуз. сб. Казанская консерватория. Казань, 2000. — С.5−23.
- Духовная брань. -М.: Паломник, 1993. — 318 с.
- Егорова 0: К. Дон Жуан и Лепорелло. К проблеме «Homo-ludens» // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое * и настоящее: Сб. науч. тр. Казанская консерватория. — Казань, 1996. — С. 168— 181.
- Егорова O.K. Христианские архетипы музыкального творчества. — Машинопись в компьютерной верстке. Казань, 2009-(в печати — РИО Казанской консерватории-им. Н.Г. Жиганова).
- Жукова O.A. Метафизика творчества: искусство и религия в истории культурьгРоссии. -М.: НОУ ВПО «СФГА», 2008. 348 с.
- Задерацкий В.В. Музыкальная форма. В 2-х вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1995.-544 е., нот.
- Земцовский И. И: Фольклор и композитор. — Л.: Сов. композитор, 1978. — 176 с.
- Златковский Ю.Д. Инструментальный речитатив как мелодический тип. Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1995. — 25 с.
- Иванов А.П. Об искусстве пения. — М.: Профиздат, 1963. — 104 с.
- Иванов-Борецкий М. В. Материалы и документы по истории музыки. Т. II. XVIII век. М.: ОГИЗ — Гос. муз. издательство, 1934: — 604 с.
- Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Собр. соч.: В 10 т. Т.6: Кн.1. -М.: Русская книга, 1996. С.53−182.
- Иоффе И.И. Мистерия и опера (немецкое искусство XVI — XVIII вв). — Л.: Гос. муз. научно-исслед. институт, 1937. — 236 с.
- Казанцева Л.П. Музыкальный портрет. — М.: НТЦ «Консерватория», 1995. 124 е., нот.
- Каччини Дж. Из предисловия к «Эвридике» // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков. М.: Музыка, 1971. — С. 68−69.
- Каччини Дж. Из предисловия к «Новой музыке». — Там же, с. 69—73.
- Кёнигсберг А.К. Некоторые приемы музыкальной драматургии Дж. Пуч-чини и современная зарубежная опера // Вопросы современной музыки. -Л.: Музгиз, 1963. С. 202−222.
- Киреев Д.З. Загадки Вагнера, разгаданные русской певицей* // Певцы Большого театра. Вып. 1. Владимир: Фолиант, 200 Г. — С. 97−105.
- Киреев Д.З. Об искусстве Валентины Левко> // Валентина Левко. Моя судьба в Большом театре. Владимир: Фолиант, 2000! — С. 98−211.
- Киреев Д.З. О творчестве народной артистки России Нины Николаевны Терентьевой // Певцы Большого театра. Вып. 2. — Владимир: Нива, 2005. -С. 65−109.
- Киреев Д.З. Мир оперных героинь Чайковского: открытия Марии Гаври-ловой // Певцы Большого театра. Вып. 2. Владимир: Нива, 2005. — С. 157−175.
- Киреев Д.З. Шедевры оперно-исполнительского искусства В.М. Фирсо-вой // Русский соловей Вера Фирсова. Владимир, 1996. — С. 156−187.
- Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. — М.: Московская государственная консерватория, 1996. 192.С.
- Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVTII — начала XIX веков. 4. II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. — М.: Композитор, 2007. 224 с.
- Кириллина JI.B. Классический стиль в-музыке XVIII начала XIX веков. Ч. Ш: Поэтика и стилистика. — М.: Композитор, 2007. — 376 с.
- Конен В. Дэ/с. Монтеверди. — М.: Сов. композитор, 1971. — 323 с.
- Конен В.Дж. Театр и симфония. — М.: Музыка, 1974. — 376 с.
- Кречмар Г. История оперы. — JL: Academia, 1925. 406 е., ил.80: Криецун O.A. Аура произведения-искусства: узнаваемое и ускользающее // Человек. 2010. — № 2. — С. 95−106.
- Криецун O.A. Ритмы искусства и> ритмы культуры: формы исторических сопряжений // Вопросы философии. — 2005, № 6. — С. 50−62.
- Криецун O.A. Эстетика: Учебник. М^: Аспект Пресс, 1998. — 430 с.
- Кюи-Ц.А. Избранные статьи. Л.: Музгиз, 1952. — 691 с.
- Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII — XX веков. — Ml: Композитор- 2003. -312 с.
- Лаврентьева И.В. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1978. 79 с.
- Лаури-Волъпи Дж. Вокальные параллели. — Л., 1972.
- Левая Т.Н. Русская-музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. -М.: Музыка, 1991. — 166 е., нот:
- Левашева O.E. М:И. Глинка // История, русской музыки. Т. 1. М.: Музгиз, 1957.-С. 235−310.
- Левашева O.E. Михаил Иванович Глинка: Моногр.: В 2-х кн. Кн. 1. М.: Музыка, 1987.— 381 е., ил., нот.
- Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Учебник. В 2-х т. Т.1 М.: Музыка, 1983. — 696 е., нот.
- Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990. 312 с.
- Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.-С. 195−368.
- Лосев А.Ф. О музыкальном ощущении любви и природы // Форма- — Стиль Выражение. — М-.: Мысль, 1995. — С. 603−621.
- Луцкер П.В., Сусидко И. П. Итальянск ая опера века ХУНТ века. 4.2.: Эпоха Метастазио. М.: Классика-ХХГ, 2004. — 768 е., ил., нот.
- Мазелъ Л.А. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. — 300 с.
- Мазелъ Л.А. Строение музыкальных произведений. Уч. пособие. — М.: Музыка, 1979. 536 с.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 216 с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. — М.: Композитор, 1993.-262 с.
- Медушевский В.В. Музыковедение: проблема духовности // Сов. музыка. 1988. -№ 5. -С. 6−15.
- Медушевский В.В. Музыковедение // Спутник учителя. — М.: Просвещение, 1993.-е. 104−123.
- Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Медушевский В.В. Христианские основания сонатной формы // Муз.академия. 2005. — № 4. — С. 13−27.
- Ментюкое А.П. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке XX века: Опыт типологического анализа — М.: Музыка, 1986. — 87 е., нот.
- Милыитейн Я.И. Ференц Лист. Ч. I. М.: Музгиз, 1956. — 540 с.
- Михайлова Е. Христианская идея и молитва. Первая редакция «Бориса Годунова». // Музыкальная академия. 2011, № 2. — С. 32−37.
- Мусоргский М.П. Письма. — М.: Музыка, 1981. 359 е., портр., нот.
- Неф К. История западноевропейской музыки. Переработанный и дополненный пер. Б. В. Асафьева. Л.: Academia, 1930. — 314 с.
- Ниссен-Саломан Г. Школа пения // Назаренко И. К. Искусство пения. — М: Музыка, 1968. С. 244−281.
- Носина В.Б. Символика музыки И.С.Баха. — Тамбов: Международные курсы. памяти С. В. Рахманинова, 1993. 104 с. 1121 Оголевец A.C. Вокальная ^ драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1966.-446 с.
- Оголевец A.C. Слово и музыка в вокально-драматических, жанрах. М.: Музгиз, Л 960. — 523 с.
- Павилёнис Р: О смысле и тождестве // Вопросы философии. — 2006. — № 7.-С. 67−73.
- Лазовский A.M. О значении Н.Н.Фигнера // Н'.Н.Фигнер. Воспоминания. Письма: Материалы. — Л.: Музыка, 1968. — С. 63−65.
- Ларин A.B. Хождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы. — М.: Аграф, 1999. 464 с.
- Пекелис М.С. A.C. Даргомыжский и его окружение. Исследование. В 3-хт. Т. 2. -М.: Музыка, 1973.-416,., ил.
- Покровская Н.И. Воспоминания // Певцы Большого театра. Вып. 1. — Владимир: Фолиант, 2001. С. 131−179.
- Протопопов Вл.В. История полифонии. Вып. 3: Западноевропейскаямузыка XVII первой четверти XIX в. — М.: МузыкаД985. — 494 е., нот.
- Пружиним Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 423 с. — (Humanitas).
- Резник Ю'.М. Как возможна единая наука о человеке? // Человек. — 2003.-№ 6.-С. 59−69.
- Реформатский A.A. Речь и музыка в пении // Вопросы культуры речи. Вып. 1. -М.: Институт языкознания АН СССР- 1955. С. 172−199.
- Римский-Корсаков H.A. Снегурочка весенняя сказка. — М.: Музгиз, 1954.-32 с.
- Розов М.А. В поисках Жар-птицы // Вопросы философии. 2005. — № 6. -С. 63−82.
- Роллан Р. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти // Музыкально-историческое наследие. Вып.1. М. г Музыка, 1986. — 311 е., нот., портр.
- Роллан Р. Музыканты прошлых дней // Музыкально-историческое наследие. Вып.З. — М.: Музыка, 1988. -448 е., нот., портр.
- Росляков H.H. Из дневника иеромонаха Василия // Жизнеописание Оп-тинских новомучеников. — Козельск: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003.-С. 19−107.
- Ротенберг Е.И. Всеобщая история искусств. В 6 т.: Т.4. Искусство 17— 18 веков. Введение. -М.: Искусство, 1963. — С. 9−26.
- Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. -М-Л.: Музыка, 1966. С. 65−110.
- Ручьевская Е.А. Поэтическое слово Пушкина-в опере Даргомыжского «Каменный гость» // Пушкин в русской опере. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 1998. — С. 7−136.
- Ручьевская Е.А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб.: Композитор, 2002. — 396 с.
- Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. — 160 с.
- Ручьевская Е.А. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра. СПб.: Композитор, 2005. — 388 с.
- Рыцарев С.А. Кристоф-Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987. 183 с.
- Сабиров В.Ш. Любовь как откровение личности божественной и человеческой // Человек. — 2003. — № 6. — С. 100−110.
- Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема «жизнетворче-ства». Воронеж, 199 Г. — 320 с.
- Серов А.Н. Девятая симфония Бетховена. Ее склад и смысл // Избранные статьи. Т.І М-Л.: Музгиз, 1950. — С. 42534.
- Серов А.Н. Опыт технической критики над музыкою М.И. Глинки // Статьи о музыке. В 7 вып. Вып. 4. М.: Музыка, 1988. — С. 186−192.
- Скворцова И.А. Загадочный свет «Иоланты» // Большой-театр. Сезон 222. 1997−1998. -№ 8. — С. 5−11.
- Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973. 448 с.
- Слово и музыка. Памяти А. В: Михайлова. Материалы научных конференций // Научные труды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 36. -М.: МПС им. П. И. Чайковского, 2002. 358 е., нот., ил.
- Слово и музыка. Материалы научных конференций памяти A.B. Михайлова. Вып.2. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2008. 256 е., нот., ил.
- Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 1994. — 220 с.
- Соловцов А'.А. Статья H.A. Римского-Корсакова «Снегурочка — весенняя сказка» // Римский-Корсаков H.A. Снегурочка — весенняя сказка. — М.: Музгиз,.1954. С. 3−8.
- Способин И.В. Музыкальная форма. -М.: Музыка, 1972. 400 с.
- Степанова И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. — М-: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. 288 с.
- Тараканов М.Е. О выражении конфликтов в инструментальной-музыке //Вопросы музыкознания. T. II. -М.: Музгиз, 1956. С. 207−228:
- Тараканов MiE. Сюжетные лейтмотивы, в- оперном жанре: Попытка классификации. — М.: Изд-во «Гиттис», 2002. — 54 с.
- Терентъева H.H. О внутренней жизни-произведения // Певцы Большого театра. Вып.- 2. Владимир: Нива, 2005. — С. 45−64.
- Този П. Взгляды, древние и современных певцов- или Размышления о колоратурном пении // Назаренко И. К Искусство пения. — М.: Музыка, 1968.-С. 31−44.
- Трембовелъский Е.Б. Стиль Мусоргского. Лад- гармония, склад. Монография. Изд. 2. — М.: Композитор, 2010. 391 с.
- Туманина Н'.В: Чайковский-и музыкальный театр. М.: Музгиз, 1961. — 254 с.
- Успенский Н.Д. Псалмодия // Музыкальная энциклопедия. Т.4. — М.: Сов. энциклопедия, 1978. — Стлб. 476−477.
- Фирсова В.М. Воспоминания о творческой жизни в опере // Русский соловей Вера Фирсова. Владимир, 1996. — С. 5−109.
- Форкелъ И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха. М.: Музыка, 1987. — 111 е., нот.
- Фрид Э.Л. М.П. Мусоргский. Проблемы творчества: Исслед. — JL: Музыка,! 981. 184 е., ил.
- Фрид Э.Л. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского: Л.: Музыка, 1974. — 334 с.
- ХалъбеГ. «Снегурочка»: Римский-Корсаков, ставший «окончательно на ноги» // Н.А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе. Материалы международной музыковедческой конференции. — СПб- ГМТиМИ- 2010- С. 84−89-
- Холопов Ю: Н: Мелодия // Музыкальная энциклопедия. Т.З. — М.: Сов. энциклопедия, 1978. Стб. 511−529.163- Холопова В. Н. Вселенная музыковеда // Муз. академия. — 2006. — № 2. — С. 53−57.
- Холопова В. Н: Музыка как вид искусства: Уч. пособие. 2-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2002. 320 с.
- Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. — СПб.: Лань, 2002. 368 с.
- Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Уч. пособие. 2-е изд., испр. СПб.: Лань, 2001. — 496 с.
- Христов Д: Теоретические основы мелодики. М.: Музыка, 1980. — 256 е., нот., схем.
- Цуккерман В.А. Заметки о музыкальном языке Шопена // Фредерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов. М.: Музгиз, 1960.-С. 44−181.
- Чайковский 77. Музыкально-критические статьи. — Л.: Музыка, 1986. -365 с.
- Чайковский П.И. О композиторском творчестве и мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей. Сост. И. Ф. Кунин. — М.: Музыка, 1964. -257 с.
- Чернова Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке. — М.: Музыка, 1984. 144 е., нот.
- Черносвитов П: Ю. Эволюция жизни как информационный процесс // Человек. 2006. — № 3. — С. 5−20.
- Чигарева Е.И. О тематической драматургии в опере Моцарта «Дон Жуан» // Вопросы оперной драматургии. М.: Музыка, 1975. — С. 78−117.
- Чшаев В. П: Исполнительские стили в контексте художественной культуры XVIII—XX вв.еков (на примере фортепианного исполнительства). Автореферат дис.. докт. иск. -М.: МГТС, 1995. — 48 с.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. — М.: Музыка, 1965. 728 с.
- Шеллинг Ф: В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — 496 е., 1 л. порт., 7 ИЛ:
- Ширинян Р.К. Оперная драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1981. -284 е., ил., нот.
- Ширинян Р.К. У истоков музыкальной драмы // Из истории западноевропейской оперы: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 101. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. С. 5−23.
- Ястребцев В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания. Т. 1-. Л.: Музгиз, 1959. — 526 с.
- Brown C.S. Music and Literature. A Comparison of the Arts. Athens, Georgia: The University of Georgia Press, 1963. — 287 p.
- Downes E.O. Secco Recitative in Early Classical Opera seria (1720−1780) // Journal of the American Musicological Society, 1961. Vol. XIX. P. 50−69.
- Mortelle R. Recitative and Dramaturgy in the Dramma per Musica // Music and Letters, 1978. Vol. LIX. P. 245−267.
- Neumann F.H. Die Asthetik des Rezitativs. Strasbourg & Baden-Baden, 1962.-112 s.
- Forkel J.N. Uber Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke. — Berlin, 1974. 162 s. // В рус. пер.: Форкель H.H. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха / Пер. с нем. Ерохина В. А. -М.: Музыка, 1987. — 111 е., нот.
- Rousseau J.J. Artikel «Recitatif// Dictionnaire de Musique. Paris, M DCC. LXVIII. — P. 398−404.
- Vaccai N. Metodo pratico di canto. Revisione critico-tecnica di Elio Battaglia. Milano: Casa Ricordi, Ristampa 2000. — 68 p.