Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности формирования психического здоровья детей коренного населения Республики Тыва

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы йоддефицитных заболеваний (ЙДЗ) чрезвычайно высока вследствие высокой распространенности их на всем Земном шаре. Главная проблема йодного дефицита — снижение интеллектуального потенциала населения, проживающего в районах с экологически обусловленным дефицитом йода. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время 43 миллиона населения планеты имеют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ГЛАВА II.
  • ГЛАВА III.
  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
    • 1. 1. Традиционная культура и этнополитическое развитие республики
    • 1. 2. Природно-географическое расположение и ме-тео-климатические условия в Республике Тыва
    • 1. 3. Медико-демографическая ситуация в Республике Тыва
    • 1. 4. Роль социальных и биологических факторов в появлении эмоциональных расстройств и расстройств поведения у детей
    • 1. 5. Влияние йодного дефицита на нервно-психическое развитие детей
  • ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методические подходы к исследованию
    • 2. 2. Объект и объем исследования
    • 2. 3. Методы исследования
  • СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
    • 3. 1. Медико-демографическая и социально-гигиеническая характеристика семей коренного населения
    • 3. 2. Социальный статус подростков тувинской
  • ГЛАВА I. Y
  • ГЛАВА. Y
  • ГЛАВА. YI. национальности
  • ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ТУВИНЦЕВ
    • 4. 1. Анализ психического здоровья тувинских детей по группам психического здоровья
    • 4. 2. Распространенность эмоциональных расстройств и расстройств поведения
    • 4. 3. Роль социальных факторов в появлении психических нарушений
  • ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
    • 5. 1. Характеристика пренатальных факторов риска
    • 5. 2. Особенности становления моторного и речевого развития: роль экологических, социально-экономических и биологических факторов риска
    • 5. 3. Сравнительная характеристика когнитивных функций у детей, проживающих в сельской и городской местности: роль биологических и социально-экономических факторов риска
    • 5. 4. Влияние тяжелого йодного дефицита на когнитивные функции: характер интеллектуального дефекта
    • 5. 5. Этнические особенности когнитивных функций у детей коренной национальности КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
    • 6. 1. Сравнительная характеристика самосознания выпускников общеобразовательных школ русской и тувинской национальностей
    • 6. 2. Иерархия жизненных ценностей в структуре мировоззрения выпускников русской и тувинской национальностей
    • 6. 3. Сравнительная характеристика эмоционального состояния у старшеклассников русской и тувинской национальностей
  • ГЛАВА V. Н. СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
    • 7. 1. Современное состояние организации медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям
    • 7. 2. Основные задачи по организации медико-психолого-педагогической помощи детям коренного населения РТ
    • 7. 3. Модель оптимизации медико-психолого-педагогической помощи детям коренного населения РТ

Закономерности формирования психического здоровья детей коренного населения Республики Тыва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сохранение психического здоровья детей и подростков, обеспечение гармоничного формирования личности является важнейшей социальной задачей для нашей страны на современном этапе [8, 17, 83, 152, 182]. Формирование здоровья детей, особенно психического, имеет социальную обусловленность, что в определенной мере объясняет стойкие неблагоприятные тенденции основных его показателей [182]. Доказательством этого является рост психических расстройств в РФ: за период с 1999 по 2004 г. самый высокий прирост среди всех возрастных групп отмечен у юношей и девушек 18−19 лет и составил 30,1%, среди подростков 15−17 лет психические расстройства увеличились на 14,3% [179]. Данные специальных эпидемиологических исследований показывают, что распространенность психических заболеваний в детском возрасте составляет 10−15%, а в подростковом — 20−25%, что примерно в 10 раз выше цифр, которые дает регистрация по обращаемости к психиатру [34, 116, 139]. В структуре психической патологии у детей и подростков основное место принадлежит пограничным психическим расстройствам, которые рассматриваются как следствие нарушения психической адаптации [2, 34, 45, 53, 66]. Нарушение социального функционирования наблюдается у 1840% младших школьников и у 60% подростков [34]. Показатель распространенности алкоголизма среди подростков составляет 27,5 на 100 000, распространенность наркомании за последние 10 лет возросла в 14,8 раз [22]. По данным отечественных исследователей, истинное число наркоманов в РФ в 5−10 раз превышает число состоящих на учете, а эксперты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют использовать коэффициенты от 20 до 50. Средний возраст употребления алкоголя среди юношей снизился до 12,5 лет, а приобщения к психотропным веществам — до 14,2 лет [131]. По этим причинам охрана психического здоровья детей и подростков является важнейшей целью всей государственной политики страны.

В настоящее время имеются значительные региональные различия в состоянии здоровья населения РФ, которые заметно усилились с начала 90-х годов прошлого столетия. Среди причин данного явления, помимо климатогеографических факторов, которые остались неизменными, существенная роль принадлежит социально-экономическому кризису, с различной глубиной затронувшему регионы России, и последовавшей диспропорциональности социально-экономического развития [28]. В последнее десятилетие неблагополучная ситуация сложилась на территориях Сибири и Дальнего Востока (Республика Тыва, Алтай, Хакасия, Красноярский край, Еврейская автономная, Читинская, Иркутская, Сахалинская, Магаданская и Кемеровская области). Наибольший внутрироссийский разброс и отставание прослеживаются по таким демографическим показателям, как средняя продолжительность предстоящей жизни и социально обусловленные причины (прежде всего, неестественные причины) смерти [28].

Крайне неблагоприятные условия для воспитания детей и формирования психического здоровья сложились на территории Республики Тыва (РТ), где вследствие экономического кризиса в стране, последовавшего с начала 90-х годов, возникло катастрофическое обнищание населения. Большинство производственных предприятий было закрыто, совхозы разрушены, а традиционный национальный промысел утрачен. Это привело к тому, что подавляющая часть населения республики живет в условиях хронической бедности, граничащей с нищетой.

В РТ на протяжении многих лет на высоком уровне сохраняются показатели рождаемости (в 2007 г. показатель рождаемости в РТ составил 24,4 на 1000, показатель смертности 11,9 на 1000 населения), что обеспечивает положительный естественный прирост населения: 12,5 на 1000 [85]. Для сравнения, в СФО в 2007 г. показатель рождаемости составил 11,6 на 1000, показатель смертности 15,1 на 1000, естественный прирост населения -3,5 на 1000. В РФ в 2006 г. показатель рождаемости составил 10,4 на 1000 населения, показатель смертности 15,2 на 1000, естественный прирост -4,8 на 1000 населения.

Вместе с этим, в РТ регистрируются низкие показатели, характеризующие популяционное здоровье населения. Показатель средней продолжительности предстоящей жизни (СППЖ) у мужчин составляет 50,7 года, у женщин 61,7 лет (в РФ СППЖ у мужчин составляет 61,4 года, у женщин 73,9 лет). Показатель материнской смертности составляет 52,9 на 100 000 детей, родившихся живыми (в РФ 23,8 на 100 000- в СФО 27,3 на 100 000). Показатель младенческой смертности составляет 16,3 на 1000 детей (в РФ 9,6 на 1000 детейв СФО 11,4 на 1000 детей). Показатель внебрачной рождаемости в РТ в 2002 г. составил 62%, и является самым высоким среди всех субъектов РФ [27].

Показатели смертности населения от травм, отравлений и других повреждений, вызванных внешними причинами, превышают показатели России в два раза (в РТ 474,1 на 100 000 населенияв РФ 227,5 на 100 000). В течение многих лет сохраняется на стабильно высоком уровне показатель смертности населения от завершенных суицидов: в 2005 г. он составил 51,6 на 100 тысяч населения, в 2006 г. 62,6 на 100 тысяч, в 2007 г. 53,2 на 100 тысяч (в мире частота суицидов в среднем составляет 14,5 на 100 000- в РФ в 2007 г. — 29,1 на 100 000).

Свидетельством выраженного социального неблагополучия является рост числа самоубийств среди детей и подростков: в 2005 году закончили жизнь самоубийством 24 подростка, в 2006 году — 28 человек, в 2007 году — 31 человек. Данный показатель вырос по сравнению с 2005 годом на 22,5%.

Помимо социальных факторов большое значение в формировании психического здоровья детей принадлежит природно-экологическим факторам, в частности, йодному дефициту в почве, воде, воздухе.

Актуальность проблемы йоддефицитных заболеваний (ЙДЗ) чрезвычайно высока вследствие высокой распространенности их на всем Земном шаре. Главная проблема йодного дефицита — снижение интеллектуального потенциала населения, проживающего в районах с экологически обусловленным дефицитом йода. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время 43 миллиона населения планеты имеют нарушения функции мозга и умственную отсталость вследствие йодного дефицита [56]. В настоящее время доказано, что средние показатели умственного развития населения, проживающего в регионах тяжелой йодной недостаточности, на 10−15 единиц ниже по сравнению с показателями населения, проживающего в регионах без дефицита йода [231, 232, 246].

Для России медико-социальное значение йоддефицитных заболеваний стоит особо остро, т.к. более половины территории РФ традиционно считаются йоддефицитными [8, 56, 57, 71]. Однако особенно тяжелая ситуация с ИДЗ сложилась на территории Республики Тыва, где сотрудниками института медицинских проблем Севера СО РАМН в 1997 г. впервые был выявлен очаг тяжелой йодной недостаточности, что подтверждено высокой распространенностью и тяжестью йоддефицитных заболеваний (включая эндемический неврологический кретинизм), значениями медианы йодурии (1,6 мкг%) и медианы тиреоглобулина (86,1 ± 19,3 нг/мл) [106, 107].

Не смотря на многочисленные исследования российских и зарубежных ученых в области эндокринологии, в литературе мы не встретили сообщений об особенностях поражения и структуре интеллектуального дефекта у населения, проживающего на территории тяжелого йодного дефицита.

Сложившаяся ситуация в РТ диктует необходимость ранней диагностики и профилактики отклонений психического развития детей и подростков коренного населения республики с целью предупреждения дальнейших нарушений психической адаптации и социального функционирования. Основным механизмом решения социально-психологических проблем детей и подростков коренного населения РТ должна стать государственная и региональная программа охраны психического здоровья детей в условиях бюджетного финансирования, медицинского страхования и реформы здравоохранения.

Цель исследования:

Разработать и научно обосновать концептуальную модель оптимизации охраны психического здоровья и организации межведомственной медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам Республики Тыва на основе изучения закономерностей психического развития детей тувинской национальности.

Задачи исследования:

1. Дать медико-демографическую и социально-гигиеническую характеристику тувинских семей, изучить социальный статус тувинских подростков.

2. Исследовать психическое здоровье детей тувинской национальности в городской и сельской местности, изучить распространенность эмоциональных расстройств и расстройств поведения.

3. Изучить влияние тяжелого йодного дефицита на психическое развитие детей Республики Тыва и выявить особенности интеллектуального дефекта, проследить динамику развития когнитивных функций после введения йодной профилактики.

4. Дать характеристику иерархии жизненных ценностей в системе мировоззрения молодежи тувинской национальности, выявить этнические особенности самосознания.

5. Изучить этнические особенности эмоционального состояния и эмоционального реагирования в ситуации фрустрации у молодежи тувинской национальности в сравнении с русской молодежью.

6. Научно обосновать и разработать концептуальную модель оптимизации охраны психического здоровья и организации межведомственного подхода в оказании комплексной медико-психологической помощи детям и подросткам.

Диссертационная работа выполнена в клиническом отделении психического и соматического здоровья детей ТУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН в рамках Президентской программы «Дети Севера».

Научная новизна.

Впервые проведена комплексная оценка психического здоровья детей и подростков коренного населения Республики Тыва с анализом особенностей психомоторных и высших психических функций, характеристикой эмоционального состояния и социальной адаптации. Показана роль разных групп факторов (социальных, экологических, культуральных, этнических) и особенности их влияния на психическое развитие детей.

Представлена медико-демографическая и социально-гигиеническая характеристика семей коренного населения Республики Тыва, определены наиболее значимые семейные факторы, оказывающие влияние на появление отклонений в психическом развитии у детей тувинцев.

Впервые изучена распространенность эмоциональных расстройстви расстройств поведения у детей тувинской национальности. Показаны устойчивые тенденции нарушения социальной адаптации у подростков.

Показана роль биологических, социально-экономических и экологических факторов риска в появлении нарушений интеллектуального развития детей. Впервые выявлена структура интеллектуального дефекта у детей, проживающих на территории с тяжелой йодной недостаточностью.

Впервые показаны этнические особенности самосознания и иерархии жизненных ценностей у тувинской молодежи. Выявлены этнические особенности эмоциональной сферы тувинцев и поведения в стрессовых ситуациях.

Впервые показан механизм суицидального и саморазрушающего поведения коренного населения РТ. Впервые научно обоснованы и разработаны структурно-организационные стандарты оказания межведомственной медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам.

Практическая значимость работы.

Данные о распространенности эмоциональных расстройств и расстройств поведения у детей в РТ позволяют сравнить результаты с показателями распространенности психических нарушений у детей других стран и регионов, могут быть использованы при планировании обеспечения медицинского обслуживания детского населения службами психического здоровья.

Обоснована необходимость проведения мониторинга психического здоровья у детей школьного возраста в условиях общеобразовательных учреждений. Определены приоритетные направления профилактики нарушений психического здоровья детей и подростков тувинской национальности.

Разработана и внедрена технология в виде структурно-организационного стандарта оказания межведомственной медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам с целью улучшения показателей психического здоровья и профилактики деструктивного поведения.

Внедрение в практику.

Результаты исследования, сформулированные в методических рекомендациях «Астенические состояния у детей», используются в работе лечебно-профилактических учреждений РТ, г. Красноярска и Красноярского края.

Предложения по организации профилактической помощи подросткам, изложенные в методических рекомендациях «Профилактика суицидального поведения у подростков Республики Тыва» приняты Министерством образования, Министерством здравоохранения РТ и используются специалистами, работающими с детьми и подростками: врачами, педагогами и психологами общеобразовательных школ, психологами социально-психологических и кризисных центров.

Материалы исследования используются в лекционном курсе последипломного обучения работников образования, в учебном процессе студентов Тывинского государственного университета, г. Кызыл.

Положения, выносимые на защиту.

1. Семья является основным фактором, формирующим психическое здоровье ребенка.

2. На нервно-психическое развитие детей тувинцев влияет множество факторов риска, основным из которых является тяжелый йодный дефицит.

3. У молодежи тувинской национальности имеются особенности самосознания, сформировавшиеся под воздействием культуральных и историко-географических факторов.

4. У молодежи тувинской национальности имеются этнические особенности эмоциональной сферы и эмоционального реагирования в состоянии фрустрации.

5. Модель организации межведомственного подхода в оказании межведомственной медико-психологической помощи детям и подросткам в общеобразовательных учреждениях является основой стратегии профилактики деструктивного поведения у коренного населения РТ.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на XIII отчетной сессии ГУ НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН (Томск, 2007), I межрегиональной научно-практической конференции «Психосоматические и пограничные нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте» (Новосибирск, 2008), научно-практической конференции «Охрана психического здоровья в демографической политике страны» (Томск, 2008), научно-практической конференции «Вопросы сохранения и развития здоровья населения Тывы» (Кызыл, 2008), краевой научно-практической конференции «Здоровье семьи» (Красноярск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы дифференцированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный опыт» (Красноярск, 2008), на итоговый научног дифференцированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональный опыт" (Красноярск, 2008), на итоговых научно-практических конференциях ГУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН (Красноярск, 2003; 2004; 2007, 2008).

Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 46 печатных работ, в том числе 13 публикаций в рецензируемых журналах ВАК, написаны методические рекомендации «Астенические состояния у детей», «Профилактика суицидального поведения у подростков Республики Тыва», «Суицидальное поведение у подростков: организация медико-психологической помощи».

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 312 страницах машинописного текста, содержит 51 таблицу, 36 рисунков и схем. Состоит из введения, обзора литературы, методической части, 5 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего в себя 375 источников, в том числе 191 отечественных и 184 зарубежных.

Выводы.

1. В Республике Тыва регистрируются низкие показатели популяционного здоровья населения:

• средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ) у мужчин составляет 50,7 года, у женщин 61,7 лет (в РФ у мужчин СППЖ 61,4 года, у женщин 73,9 лет);

• показатель материнской смертности составляет 52,9 на 100 ООО детей, родившихся живыми (в РФ — 23,8 на 100 000- в СФО — 27,3 на 100 000);

• показатель младенческой смертности составляет 16,3 на 1000 детей (в РФ — 9,6 на 1000 детейв СФО — 11,4 на 1000 детей).

Медико-социальное состояние тувинских семей характеризуется:

• численностью неполных семей в сельской местности 21,8%, в городской местности 30,7%;

• численностью многодетных семей в сельской местности 52,4%, в городской местности 46,7%;

• отсутствием работы у 41% мужчин и у 30,2% женщин в сельской местности, у 20,3% мужчин и у 24,7% женщин в городской местности;

• очень низким уровнем материальной обеспеченности в 82,4% сельских и в 69,3% городских семей;

• злоупотреблением алкоголем у 22,4% матерей и у 66,7% отцов в сельской местности, у 12,4% матерей и у 47,6% отцов в городской местности;

• конфликтными отношениями в 45,1% сельских и в 36% городских семей;

• ранним приобщением к алкоголю 24% юношей и 14,1% девушек в сельской местности, 10% юношей и 10,4% девушек в городской местности;

• нарушением социального поведения у 28% юношей и у 33,3% девушек в сельской местности, у 26,6% юношей и у 8,4% девушек в городской местности.

2. У детей коренного населения Республики Тыва регистрируются низкие показатели психического здоровья, что подтверждается высокой распространенностью эмоциональных расстройств и расстройств поведения, которые значительно превышают показатели, полученные в других странах и регионах, при проведении исследований с аналогичным дизайном:

• распространенность эмоциональных расстройств и расстройств поведения среди тувинских детей 9−10-летнего возраста в городской местности составляет 15,3%, в сельской местности 28,2%, в возрасте 14−15 лет распространенность нарушений среди городских детей увеличивается до 19,4%, среди сельских детей до 30,7%,.

• ' распространенность эмоциональных расстройств и расстройств поведения среди детского населения в Китае составляет 8,6%, в Японии 14−16%, в Великобритании 9,5%, в ОАЭ 11,8%, в Новосибирске 15,3%. У большинства детей с отклонениями в психическом здоровье отмечаются нарушения школьной адаптации: в младшем школьном возрасте регулярно прогуливают занятия в школе 58% детей, проживающих в сельской местности, и 53,6% городских детейявляются «отвергаемыми» в школьном коллективе 35,9% детей, проживающих в сельской местности, и 39,3% городских детей,.

• в возрасте 14−15 лет регулярно прогуливают школу 74,3% подростков, проживающих в сельской местностиявляются «отвергаемыми» в школьном коллективе 50% подростков.

3. Повреждения головного мозга вследствие тяжелого дефицита йода, в случае легкого психического дефекта, носят парциальный характер. В структуре патопсихологических нарушений у детей, проживающих на территории тяжелого йодного дефицита, по сравнению с детьми, проживающими на территории легкого и умеренного дефицита йода, отмечаются нарушения следующих функций (р<0,01): механической памяти (М=7,4 и М=8,7, соответственно),.

• умственной работоспособности (М=19,6 и М=26,4, соответственно),.

• зрительно-моторных навыков (Ме=36,2 и Ме=27,3, соответственно),.

• аналитико-синтетической функции мышления (Ме=8,0 и Ме=7,0),.

• логического мышления (Ме=5,0 и Ме=4,0, соответственно).

После проведения массовой йодной профилактики происходит улучшение показателей умственной работоспособности (М=23,8, по сравнению с показателями при первом обследовании, М=19,6, р=0,008), но показатели механической памяти и интеллектуальных функций не улучшаются (р>0,05).

4. У тувинцев, по сравнению с русскими, имеются этнические особенности самосознания:

• потребностно-бытовой уровень самосознания (Ме=8,0 и Ме=2,0, соответственно, р<0,001), идеализированные представления о своем будущем (Ме=2,0 и Ме=0,0, соответственно, р<0,001),.

• выраженная аффилиативная потребность (87,2% и 47,1% соответственно, р<0,001).

У современной тувинской молодежи произошли следующие изменения самосознания:

• уменьшение национальной идентичности (идентификация себя с национальной принадлежностью определяется всего у 17,9% тувинцев, проживающих в сельской местности, и 7,7% городских тувинцев),.

• утрата религиозной идентичности,.

• переориентация на ценности западной культуры (в иерархии жизненных ценностей на первые позиции выходит «учеба», на последние позиции «создание семьи»).

5. У тувинцев, по сравнению с русскими, имеются этнические особенности эмоциональной сферы:

• тувинские девушки более тревожны (Ме=10,0 и Ме=7,0, соответственно, р=0,007);

• тувинские девушки менее стрессоустойчивы (Ме=9,0 и Ме=7,0^ соответственно, р=0,001);

• тувинские юноши более тревожны (Ме=7,0 и Ме=5,0, соответственно, р=0−006);

• в ситуации фрустрации у тувинцев чаще, чем у русских, отмечается: блокирование активности, чувство страха и растерянности (р—0,01).

6. Для сохранения и укрепления психического здоровья детей предлагается: организационно-функциональная модель оптимизации медико-психолого-педагогической помощи. Модель основана на межведомственном подходе, носит многофункциональный характер и включает 5 модулей: системообразующий-, организационный, информационный, социологический и технологическийЕе основой является алгоритм организационных, медико-социальных, и психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение качества оказания помощи детям в рамках: общеобразовательных учреждений. Эффективность модели проявляется:

• в улучшении функционирования ЦНС, ,.

• улучшении школьной адаптации,.

• укреплении жизнестойкости;

• уменьшении астенических состояний на 50−60%,.

• уменьшении эмоциональных расстройств на 40−50%,.. — ;

• уменьшении поведенческих нарушений на 30%.

Практические рекомендации.

1. Медицинским службам общеобразовательных школ:

• регулярное проведение массовой йодной профилактики;

• проведение мониторинга психического здоровья учащихся, распределение детей по группам психического здоровья;

• направление учащихся на консультацию к специалистам по необходимости (участковый педиатр, психиатр, невролог, психотерапевт, психолог);

• санитарно-просветительская работа с учащимися, формирование здорового образа жизни, освещение негативного влияния вредных привычек на соматическое и психическое здоровье.

2. Психологическим службам общеобразовательных школ:

• анализ семейной ситуации детей, относящихся в «группы риска», работа с семьей;

• формирование здорового образа жизни у подростков, повышение культурного уровня в вопросах, касающихся отношений между полами;

• психологические тренинги с подростками 12−14 лет, формирование жизнестойкости, развитие коммуникативных способностей;

• проведение сеансов индивидуальной психокоррекции или групповых тренингов с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, обучение навыкам поведения в стрессовых ситуациях, повышение волевых качеств личности, повышение фрустрационной толерантности.

3. Администрациям общеобразовательных школ:

• введение в педагогический процесс уроков, направленных на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни;

• введение в педагогический процесс уроков, направленных на повышение ценности семейных отношений;

• организация досуга учащихся, особенно детей, относящихся в «группы риска»: спортивные секции и кружки;

• профориентационная работа с выпускниками общеобразовательных школ;

4. Местным органам власти:

• ликвидация безработицыулучшение уровня и качества жизни гражданразвитие здравоохранения, приближение медицинской и психологической помощи к населениюобеспечение общеобразовательных учреждений квалифицированными специалистамирегулярное обучение специалистоворганизация межведомственного взаимодействия специалистовконтроль за осуществлением мероприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , JI.H. Психологические факторы, влияющие на стабильность семьи / JI.H. Авдеенок // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: матер. XIII науч. отчет. Сессии. Томск, 2007. — С.14−15.
  2. , Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. М.: Зевс, 1997. — 576 с.
  3. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 374 с.
  4. , Е.В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. — М.: АСАДЕМА, 2000. 263 с.
  5. , М.В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников //Вопр. психологии. 2000. — № 6. — С. 112−123.
  6. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — СПб.: Питер, 2001. 686 с.
  7. , A.A. Смертность детского населения России / A.A. Баранов, В. Ю. Альбицкий. М.: Литтерра, 2007. — 328 с.
  8. , A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / A.A. Баранов // Рос. педиатр, журн. — 1999. — № 4. С. 5−7.
  9. , В.Д. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека / В. Д. Беляков, Т. А. Семененко, М. Х. Штрага. — М.: Медицина, 2001. 262 с.
  10. , Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения / Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Е. Д. Соколова. М.: ФОЛИУМ, 1994. — 182 с.
  11. П.Блейхер, В. М. Практическая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук,
  12. С.Н. Боков. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 448 с. 12. Бойко, О. В. Тендерные аспекты психического здоровья / О. В. Бойко // Вопр. психологии. — 2005. — № 1. — С. 111−115.
  13. , A.K. Развитие самосознания личности: временной аспект / А. К. Болотова // Вопр. психологии. — 2006. № 2. — С. 116−125.
  14. , Р. Агрессия: пер. с англ. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1997.-336 с.
  15. , H.A. Особенности распространенности непсихотических психических расстройств на территориях с этнодисперсным населением / H.A. Васильева // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: матер. XIII науч. отчет, сессии. — Томск, 2007. С.23−25.
  16. , H.A. Невротические расстройства в Хакасии (эпидемиологический аспект) / H.A. Васильева, А. Ф. Чарков // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: матер. XII науч. отчет, сессии. — Томск, 2005. С.22−24.
  17. , Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России / Ю. Е. Вельтищев // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. — 2000. — JST" 1. — С. 5−9.
  18. , A.JI. Психологические рисуночные тесты / A.JI. Венгер. — М.: ВЛАДОС, 2003.- 160 с.
  19. Влияние анемии беременных на здоровье новорожденных / Ш. Б. Бокаштай,
  20. B.Т. Манчук, A.A. Савченко и др. // Актуальные проблемы сохранения здоровья населения Республики Тыва: тез. докл. науч.-практ. конф. — Кызыл, 2003.-С. 80−85.
  21. , Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1977.-221 с.
  22. , И.Г. Общие положения и основные лечебно-диагностические стандарты в детской психиатрии / И. Г. Гагаркина, Я. П. Гирич. — Красноярск: КрасГМА, 2002. 64 с.
  23. , P.C. Образ жизни подростков в условиях крупного города / P.C. Гаджиев, З. Н. Айвазова // Здравоохранение Рос Федерации. 2006. — № 5. —1. C. 44−47.
  24. , О.Б. Влияние социальных условий на структуру темперамента / О. Б. Гилева, Т. В. Бочарова // Вопр. психологии. 2000. — № 4. — С.73−75.
  25. , Г. С. Семейно-брачные отношения у народов Сибири: проблемы, тенденции, перспективы / Г. С. Гончарова. Новосибирск: Нонпарель, 2004. -288 с.
  26. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2002 г. // Здравоохранение Рос. Федерации. 2004. — № 1. — С.3−18.
  27. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2002 г. // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2004. № 2. — С.3−23.
  28. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2002 г. // Здравоохранение Рос. Федерации. 2004. — № 3. — С.3−26.
  29. , В.А. Юношеские психопатии и алкоголизм / В. А. Гурьева, В .Я. Гиндикин М.: Медицина, 1980. — 272 с.
  30. , Б.А. Психическое здоровье сельских учащихся и организация помощи данному контингенту / Б. А. Дашиева // Актуальные вопросыпсихиатрии и наркологии: матер. XII науч. отчет, сессии Томск, 2005. -С.36−38.
  31. Диагностика эмоционально-нравственного развития / под ред. И. Б. Дермановой. СПб.: Речь, 2002. — 176 с.
  32. Детская психиатрия: / под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2005. -1120 с.
  33. , А.К. Психические и нейрофизиологические нарушения при эндокринных заболеваниях / А. К. Добржанская. — М.: Медицина, 1973. — 190 с.
  34. , Н.Н. Изменчивость поведенческой и гормональной реакции на эмоциональный стимул / Н. Н. Дыгало // II съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока: тез. науч. сообщ. — Новосибирск, 1995. — Ч. 1. — С. 146.
  35. , О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О. П. Елисеев. Псков: Псков, кн. изд-во, 1994. — 280 с.
  36. , О.П. Практикум по психодиагностике личности / О. П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2000. 560 с.
  37. , Н.Д. Биохимия психических и нервных болезней / Н. Д. Ещенко. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 197 с.
  38. , В.А. Психопатология / В. А. Жмуров: в 2 тт. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. — В 2-х томах. 236 е.- 292 с.
  39. , А.О. Патогенез психических расстройств, возникающих в условиях дефицита йода / А. О. Жуков. // Consilium medicum. Педиатрия. — 2006. — № 1, Приложение. С. 107−111.
  40. , М.А. Детская эндокринология / М. А. Жуковский. — М.: Медицина, 1982. 447 с.
  41. , Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Н. А. Журавлева // Психол. журн. —2006. -№ 1. -С. 35−53.
  42. Здоровье молодежи / М. Ю. Абросимова, В. Ю. Альбицкий, Ю. А. Галлямова и др. Казань: Медицина, 2007. — 220 с.
  43. Здоровье населения РФ и деятельность учреждений здравоохранения в 2000 г. // Здравоохранение Рос. Федерации. 2002. — № 1. — С. 32−52.
  44. Здоровье населения РФ и деятельность учреждений здравоохранения в 2001 г. // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2003. № 1. — С. 36−53.
  45. , Б.В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-286 с.
  46. , Е.А. Тендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста / Е. А. Иванова // Сибир. психол. журн. — 2005. — № 21 С. 85−88.
  47. , A.B. Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста / A.B. Иванов, A.A. Королев, O.P. Шакулова // Гигиена и санитария. 2001. -№ 1. — С. 68−70.
  48. , H.JI. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях / H.JI. Иванова // Вопр. психологии. — 2004. — № 4. — С.65−75.
  49. Измерение интеллекта у детей / под ред. Ю. З. Гильбуха. Киев: Здоровье, 1992.-133 с.
  50. Интеллектуальное развитие детей с врожденным гипотиреозом / H.A. Филимонова, Д. Е. Шилин, O.JI. Печора и др. // Пробл. эндокринологии. — 2003.- № 4. -С.26−32.
  51. , Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста / Д. Н. Исаев. — СПб.: Спец. лит., 1996. 454 с.
  52. История Тувы: в 2 т / под ред. С. И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. -Новосибирск: Наука, 2001. Т. 1. — 367 с.
  53. Итоги всероссийской переписи населения 2002 г. по субъектам РФ // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2004. № 4. — С.49−52.
  54. Иоддефицитные заболевания в России. Простое решение сложной проблемы / Г. А. Герасимов, В. В. Фадеев, Н. Ю. Свириденко и др. // Тиронет. -2003.-№ 2, 124−126.
  55. Иод и здоровье населения Сибири / под ред. В. А. Труфакина. — Новосибирск: Наука, 2002. 286 с.
  56. , Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития / Р. Т. Камилова // Гигиена и санитария. — 2001. № 6. — С. 52−55.
  57. , Г. И. Клиническая психиатрия: пер. с англ.: в 2 тт. / Г. И. Каплан, Б. Дж. Сэдок. М.: Медицина, 1994. — Т.2. — 523 с.
  58. , Э.П. Йоддефицитные заболевания: клиника, генез, профилактика / Э. П. Касаткина // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. -2005. -№ 1. -С.9−13.
  59. , Д.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков с психологическими проблемами / Д. В. Каширский // Вопр. психологии. — 2002. -№ 1. -С. 26−37.
  60. , A.A. Психиатрия / A.A. Кирпиченко. — Минск: Выш. шк., 1996.-392 с.
  61. Клиническая педиатрия: в 2 тт. / под ред. Бр. Братанова: пер. с болг. — София: Болг. мед. акад., 1987. Т.1. — 580 с.
  62. Клиническая психология / под ред. Б. В. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2006.- 960 с.
  63. , Г. Г. Краткая форма личностного опросника Грея-Уилсона / Г. Г. Князев, Е. Р. Слободская, М. В. Сафронова // Вопр. психологии. 2004. — № 4.- С.113−121.
  64. , В.В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. М.: Медицина, 1995. — 559 с.
  65. , Т.В. Неонатальный транзиторный гипотиреоз: прогноз для здоровья и развития детей / Т. В. Коваленко // Пробл. эндокринологии. — 2001.-№ 6.-С. 23−27.
  66. , Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г. С. Кожухарь // Вопр. психологии. 2006. — № 2. — С. 3−12.
  67. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 225 с.
  68. , В.М. Йоддефицитные заболевания у детей и подростков / В. М. Краснов, О. В. Шарапова. М.: НЦЗД РАМН, 2001. — 256 с.
  69. , B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 448 с. 73 .Куликов, Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. — СПб.: Речь, 2002. — 184 с.
  70. , Н.К. Состояние здоровья беременных женщин в очаге тяжелого дефицита йода / Н. К. Кулуар // Актуальные проблемы сохранения здоровья населения Республики Тыва: тез. докл. науч.-практ. конф. — Кызыл, 2003. — С. 115−119.
  71. , Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высш. шк., 1990. — 342 с.
  72. , Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла / Н. М. Лебедева // Психол. журн. 1999. — № 3. — С. 48−58.
  73. , Н.М. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультуральных регионах России / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. — Психол. журн. 2003. — № 5. — С.31−44.
  74. , О.В. Руководство по использованию зрительно-моторного гештальт теста Бендер / О. В. Лови, В. И. Белопольский. М.: ФОЛИУМ — КОГИТО, 1996.-40 с.
  75. , О.Г. Влияние этнокультуральных традиций на становление психологического пола личности / О. Г. Лопухова // Вопр. психологии. — 2001. № 5. — С.73−79.
  76. , А.Р. Нейропсихология памяти / А. Р. Лурия. М.: Педагогика, 1974. -310с.
  77. , Д. Социальная психология: пер. с англ. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2000. — 688 с.
  78. , И.В. Организация психиатрической помощи детям и подросткам-/ И. В. Макаров // Педиатрия. 2004. — № 3. — С.74−77.
  79. , Т.М. Убийства и самоубийства как проблема общественного здоровья / Т. М. Максимова, В. Б. Белов, А. Г. Роговина // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 1. — С. 11−14.
  80. , В.Т. Состояние и формирование здоровья коренных малочисленных народов Севера и Сибири / В. Т. Манчук, Л. А. Надточий. -Красноярск, 2008. 179 с.
  81. , P.M. Тендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков / P.M. Масагутов // Вопр. психологии. — 2003. — № 3. — С.35−42.
  82. , К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. М.: Смысл, 2003.-154 с. — > • ¦
  83. Медико-демографические показатели здоровья населения РФ // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2006. № 3. — С. 5−8.
  84. , A.M. Санитарная статистика / A.M. Мерков, JI.E. Поляков. — Л.: Медицина, 1974. 370 с.
  85. О.М. Практикум по общей психологии / О. М. Миллер, Е. В. Черепанова. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ, 2004. — 348 с.
  86. , Н.В. Школьная дезадаптация: депрессии / Н. В. Михайлова // Школа здоровья. 2001. — № 3. — С. 52−56.
  87. , Н.В. Школьная дезадаптация: неврозы / Н. В. Михайлова // Школа здоровья. 2002. — № 2. — С. 56−62.
  88. , Н.В. Школьная дезадаптация: психопатии и акцентуации личности / Н. В. Михайлова // Школа здоровья. — 2001. — № 4. — С. 52−60.
  89. , Г. А. Влияние социально-экономических факторов на формирование гестоза / Г. А. Михеенко, Е. В. Шаталова // Акушерство и гинекология. 2005. — № 3. — С.20−23.
  90. Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств: клиническое руководство / под ред. В. Н. Краснова, И. Я. Гуровича. М.: Медпрактика, 2000. — 224 с.
  91. , М.М. Влияние комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов / М. М. Мокеева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария. 2002. — № 5. — С. 64−66.
  92. , Г. Ф. Серотонин- и дофаминергические механизмы латентного торможения / Г. Ф. Молодцова, Л. В. Лоскутова // II съезд физиологов
  93. Сибири и Дальнего Востока: тез. науч. сообщ. — Новосибирск, 1995. — Ч. II. — С. 299−300.
  94. , Н.П. Этнополитическая история Тувы в XX ветсе / Н. П. Москаленко. М.: Наука, 2004. — 222 с.
  95. , B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. — М!.: -?cademia 1997.-429 с.
  96. , И.Л. Нейропсихологические и электрофизиологические параметры у детей с эндемическим зобом в йоддефицитном районе / И. Л. Никитина, Г. И. Бишарова // Пробл. эндокринологии. 2003. — № 3. — С.28−31.
  97. , О.М. Классификация семей / О. М. Новиков, В. Ф. Капитонов // Экология человека. 2004. — № 4. — С.81−82.
  98. Общественное здоровье и здравоохранение / под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 528 с.
  99. Основные итоги Всероссийской переписи населения. 2002 г. // Здравоохранении Рос. Федерации. — 2004. № 4. — С. 38−53.
  100. , И.В. Состояние зобной эндемии в республике Тыва / И. В. Осокина, В. Т. Манчук // Пробл. эндокринологии. — 1999. № 4. — С. 24−27. '
  101. , И.В. Эндемический кретинизм в Республике Тыва / И. В. Осокина // Этно-экологические проблемы сохранения здоровья населения Сибири и крайнего Севера: тез. докл. науч.-практ. конф. — Красноярск, 1999. С. 92−94.
  102. , И.В. Эпидемиология йоддефицитных заболеваний в республике Тыва по результатам скрининга врожденного гипотиреоза / И. В. Осокина // Пробл. эндокринологии. — 2000. № 1. — С. 7−9.
  103. Опыт изучения социального статуса подростков / Д. Д. Панков, О. В. Колябина, А. Г. Румянцев и др. // Рос. педиатр, журн. — 2003. № 3. — С. 5456.
  104. Оценка эффективности и оптимизации службы скрининг-диагностики врожденного гипотиреоза в Москве / Э. П. Касаткина, Д. Е. Шилин, Э. И. Османова и др. // Пробл. эндокринологии. 2000. — № 5. — С. 10−15.
  105. Патологическая физиология / под ред. А. Д. Адо, JI.M. Ишимовой. — М.: Медицина, 1980. 519 с.
  106. , В.И. Исследование понятия «коллективизм/индивидуализм» / В. И. Пищак // Вопр. психологии. 2006. — № 2. — С. 30−36.
  107. , Н.К. Серотонин мозга в различных видах генетически детерминированного защитного поведения / Н. К. Попова // II съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока: тез. науч. сообщ. — Новосибирск, 1995.-4.1.-С. 360−361.
  108. , В.В. Эндокринология / В. В. Потемкин. М.: Медицина, 1978.-408 с.
  109. Применение методов экспертных оценок в научных исследованиях и в практической деятельности / И. П. Артюхов, H.A. Горбач, C.JI. Бакшеева и др. Красноярск: тип. КрасГМУ, 2009. — 102 с.
  110. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников / Т. Г. Хамаганова, Д. Н. Крылов, О. В. Даниленко и др. // Гигиена и санитария. 2001. -№ 1.- С. 71−73.
  111. Проявления девиации в подростковой субкультуре / B.C. Собкин, З. Б. Абросимова, Д. В. Адамчук и др. // Вопр. психологии. — 2004. № 3. — С. 318.
  112. Психиатрия / под ред. В. П. Самохвалова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 576 с.
  113. Психиатрия детского и подросткового возраста: пер. с шв. / под ред. К. Гиллберга, Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 531 с.
  114. Психические расстройства и расстройства поведения (F00 F99): Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации. — М.: Медицина, 1998. — 282 с.
  115. Психодиагностика как метод выявления медико-социальных потребностей подростков / И. Е. Бобошко, JI.A. Жданова, Е. В. Шекопляс и др. // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2004. -№ 3. С. 41−44.
  116. Психология и психоанализ характера / под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1997. 640 с.
  117. , Л.Д. Распространенность психических расстройств в детско-подростковых популяциях Бурятии, Тувы и Хакасии / Л. Д. Рахмазова // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии: матер. XII науч. отчет, сессии Томск, 2005. — С.75−76.
  118. , О.Ю. Статистический анализ медицинских данных / О. Ю. Реброва. М.: Медиа Сфера, 2003. — 305 с.
  119. Республика в центре Азии: природа, страницы истории, культура. — Кызыл: Панорама, 1994. 32 с.
  120. , Н.В. Психическое развитие детей раннего возраста при нарушениях материнского поведения / Н. В. Римашевская, Л. Ф. Кремнева // Журн. неврологии и психиатрии. 2003. — № 2. — С. 19−24.
  121. Роль йодного обеспечения в неонатальной адаптации тиреоидной системы / Э. П. Касаткина, Д. Е. Шилин, Л. М. Петрова и др. // Пробл. эндокринологии. -2001. — № 3. — С. 10−15.
  122. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. — СПб.: Питер, 2002. 705 с.
  123. , С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн.-М.: Эксмо-пресс, 1999. 414 с. — •
  124. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. Рига: Виеда, 1992. — 109 с.
  125. Семейная медицина: метод, пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. -154 с.
  126. , С.Б. Предболезненные психические расстройства / С. Б. Семичов. Л.: Медицина, 1987. — 184 с.
  127. , П.И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, A.B. Парняков: в 2 тт. М.: Аккад, проект, 2000. — 411 е.- 380 с.
  128. , Р. Рисуночный тест Р. Силвер: Методическое руководство / Р. Силвер, А. И. Копытин. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2002. — 128 с.
  129. , Э.Г. Мозг человека и психическое развитие в онтогенезе / Э. Г. Симерницкая. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 188 с.
  130. , Е.Р. Психофизиологические основы нарушения поведения / Е. Р. Слободская // II съезд физиологов Сибири и Дальнего Востока: тез. науч. сообщ. Новосибирск, 1995. — Ч. 2. — С. 404.
  131. , Е.Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление / Е. Р. Слободская. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2004. — 416 с.
  132. , Е.Р. Отношение подростков к наркотикам: психологические и социальные факторы риска и защиты // Е. Р. Слободская, И. И. Харченко // Сиб. психол. журн. 2004. — № 20. — С. 84−89.
  133. Смертность населения РФ в 1998 г. // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2001. -№ 3. С. 47−56.
  134. Смертность населения РФ в 1998 г. Продолжение. // Здравоохранение Рос. Федерации.-2001.-№ 6.-С. 40−55.
  135. , Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопр. психологии. — 2002. — № 1. С. 17−26.
  136. , Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / JI.H. Собчик. -М., 2001.-512 с.
  137. Современное состояние туберкулеза в мире, в России и в Республике Тыва / Э. Я. Ондар, A.A. Чаянмаа, Л. Д. Ооржак и др. // Актуальные проблемы сохранения здоровья населения Республики Тыва: тез. докл. науч.-практ. конф. Кызыл, 2003. — С. 243−251.
  138. , Е.Т. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс / Е. Т. Соколова, Ю. А. Сотникова // Вопр. психологии. 2006. — № 2. — С. 103 115.
  139. , О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников / О. В. Соловьева II Вопр. психологии. — 2003. — № 3. С.22−34.
  140. E.JI. Психология развития и возрастная психология / E.JI. Солдатова, Г. Н. Лаврова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 383 с.
  141. Состояние и перспективы развития детско-подростковой психиатрии и психотерапии в Российской Федерации / В. М. Волошин, В. М. Вострокнутов, И. А. Козлова и др. // Соц. и клинич. психиатрия. 2001. — № 1. — С. 34−37.
  142. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / под ред. Ю. П. Лисицына. — М.: Медицина, 1999. — 698 с.
  143. Статистические приемы анализа и оценки эффективности медицинских наблюдений / под ред. A.A. Модестова. Красноярск: Краснояр. мед. акад., 2000, — 38.с. • •
  144. , С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста / С. С. Степанов. -М.: Памятники истор. мысли, 1995. — 82 с.
  145. , Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект-Пресс, 2006.-368 с.
  146. Суицидология: Прошлое и настоящее. М.: Когито-Центр, 2001. — 569 с.
  147. , А.Н. Роль модернизации образа жизни в трансформации этнической идентичности / А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева, М. А. Козлова // Вопр. психологии. — 2006. № 2. — С. 156−166.
  148. Токова, 3.3. Гестоз и материнская летальность / 3.3. Токова, О. Г. Фролова // Рос. вестн. акушера-гинеколога. — 2005. — № 3. — С.52−55.
  149. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX -начало XX века). — Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2002. 224 с.
  150. , H.A. Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения / H.A. Тренькаева // Сиб. психол. журн. 2006. — № 23. — С. 63−65.
  151. , T.JI. Психологические условия формирования алкогольной аддикции в Туве / Т. Д. Ударцева // Вопросы сохранения и развития здоровья населения Республики Тыва: матер, итог, науч.-практ. конф. Кызыл, 2008. — С. 106−108.
  152. Физиология поведения: нейробиологические закономерности / под ред.
  153. A.C. Батуева. Л.: Наука, 1987. — 736 с.
  154. Флэйк-Хобсон, К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими: пер. с англ. / К. Флэйк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. 511 с.
  155. , Б.А. Особенности адаптации новорожденных с задержкой развития центральной нервной системы и состояние последа / Б. А. Фоменко,
  156. B.Н. Парусов // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2002. — № 6. — С. 18−22.
  157. , Н.С. К вопросу о самоотношении подростков из неполных и полных семей / Н. С. Фонталова // Сиб. психол. журн. 2005. — № 21. — С. 103−105.
  158. , Е.Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — М.: Изд-во Моск. унта, 1987. 288.
  159. , Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты / Е. Д. Хомская // Вопр. психологии. — 2002. — № 4. — С.50−61.
  160. , К. Невротическая личность нашего времени- самоанализ / К. Хорни. -М.: Изд. группа «Прогресс"-"Универс», 1993. — 480 с.
  161. , В.Ю. Психологические характеристики этнокультурального развития человека / В. Ю. Хотинец // Вопр. психологии. — 2001. — № 5. — С.60−73.
  162. , М.В. Проблемы и состояние здоровья населения республики Тува / М. В. Чимитцыренова // Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XXI веке: тез. докл. науч. конф. — Иркутск, 2002. С. 76−77.
  163. , О.Ю. Предпосылки школьной дезадаптации / О. Ю. Чиркова // Школа здоровья. 2002. — № 2. — С. 57−60.
  164. , В.В. Распространенность и структура пограничных психических расстройств в подростковых группах /В.В. Чубаровский, Г. Л. Карпова // Журн. неврологии и психиатрии. 2001. — № 7. — С. 54−57.
  165. , Н.П. Неонатология / Н. П. Шабалов: в 2 тт. — СПб.: Спец. лит!, 1997.- Т.2.-555 с.
  166. , O.B. Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства / О-В. Шарапова // Педиатрия. — 2004. — № 5. — С.6−13.
  167. , О.В. Региональная политика в области охраны здоровья детей / О. В. Шарапова // Педиатрия. 2005. — № 1. — С.5−9.
  168. , О.В. Состояние и перспективы развития акушерской и неонатальной помощи в стране / О. В. Шарапова // Педиатрия. — 2003. № 1. -С. 7−14.
  169. , Ю.С. Психосоциальные аспекты нежеланного материнства и раннего развития ребенка / Ю. С. Шевченко, Н. Ю. Шагинян, В. В. Бармин // Соц. и клинич. психиатрия. 2001. — № 3. — С. 94−105.
  170. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / H.H. Заваденко, A.C. Петрухин, Н. Г. Манелис и др. // Вопр. психологии. 1999. — № 4. — С.21−28.
  171. , В.О. Аналитический обзор региональных особенностей здоровья населения России / В. О. Щепин, Е. А. Тишук // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 2. — С. 3−11.
  172. , Л.А. Йод и интеллектуальное развитие ребенка / Л. А. Щеплягина, Н. Д. Макулова, О. Н. Маслова // Рус. мед. журн. РМЖ. — 2002. -№ 7.
  173. , О.М. Демографическая ситуация и состояние здоровья населения г. Кызыла / О. М. Шожат // Актуальные проблемы сохранения здоровья населения Республики Тыва: тез. докл. науч.-практ. конф. — Кызыл, 2003. — С. 277−284.
  174. , К. Перо черного грифа / К. Шойгу. Кызыл: Новости Тувы, 2001.-240 с.
  175. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1995. — 414 с.
  176. Adult rat brain is sensitive to thyroid hormone. Regulation of RC3/neurogranin mRNA / M.A. Iniguez, A. Rodriguez-Pena, N. Ibarrola et al. // J. Clin. Invest. 1992. — Vol. 90. — P. 554−558.
  177. Aggressive behavior in abused children / D.F. Connor, L.A. Doerfler, A.M. Volungis et al. // Ann. N. Y. Acad. Sci. 2003. — Vol. 1008. — P. 79−90.
  178. Assessment of genetic and environmental influence on differential ratings of within-family experiences and relationships in twins / R. Carbonneau, M. Rutter, J.L. Silberg et al. // Psychol. Med. 2002. — Vol. 32. — P. 729−741.
  179. Assessment of the iodine deficiency disorders and monitoring their elimination. Geneva: WHO, WHO/Euro/NUT/, 2001. — 107 p.
  180. Assessment of within-family environment in twins: absolute versus differential ratings, and relationship with conduct problems / R. Carbonneau, L.J. Eaves, J.L. Silberg et al. // J. Child. Psychol. Psychiatry. 2002. — Vol. 43. — P. 1064−1074.
  181. Association of mental health problems in childhood with prenatal and postnatal physical growth / N. Gunther, M. Drukker, F. Feron et al. // Eur. Psychiatry. 2005. — Vol.20. — P.277−286.
  182. Attention-deficit hyperactivity disorder and the adrenergic receptors alpha 1C and alpha 2C / C.L. Bair, K. Wigg, G. Zai et al. // Mol. Psychiatry. 2001. — Vol. 6.-P. 334−337.
  183. Attention-deficit hyperactivity disorder and the gene for the dopamine D5 receptor / C.L. Barr, K.G. Wigg, Y. Feng et al. // Mol. Psychiatry. 2000. — Vol.•-5.- P. 548−551. •
  184. Attention-deficit hyperactivity disorder: critical appraisal of extended treatment studies / R. Schachar, A.R. Jadad, M. Gauld et al. // Can. J. Psychiatry. — 2002. Vol. 47. — P. 337−348.
  185. Bacharach, V.R. Effects of maternal intelligence, marital status, income, and home environment on cognitive development of low birthweight infants / V.R. Bacharach, A.A. Baumeister // J. Pediatr. Psychol. 1998. — Vol. 23. — P. 197 205. '
  186. Badaruddoza. Effect of inbreeding on Wechsler intelligence test scores among North Indian children / Badaruddoza // Asia Pac. J. Public Health. 2004. — Vol. 16.-P. 99−103.
  187. Badaruddoza. Inbreeding effects on metrical phenotypes among North Indian Children / Badaruddoza // Coll. Antropol. 2004. — Vol. 28. — P. 311−319.
  188. Baydar, N. Consequences for children of their birth planning status / N. Baydar // Fam. Plann. Perspect. 1995. — Vol. 27. — P. 228−234.
  189. Behavior patterns associated with institutional deprivation: a study of childrenadopted from Romania / C. Becket, D. Bredenkamp, J. Castle et al. // J, Dev. Behav. Pediatr. 2002. — Vol. 23. — P. 297−303.
  190. Bernal, J. Thyroid hormones and brain development / J. Bernal, J. Nunez // Eur. J. Endocrinol. 1995. — Vol.133. — P. 390−398.
  191. Bursztein, C. Adolescent suicide / C. Bursztein, A. Apter // Curr. Opin. Psychiatry. 2009 — Vol. 22 — P. 1 -6.
  192. Cadesky, E.B. Beyond words: how do children with ADHD and/or conduct problems process nonverbal information about affect? / E.B. Cadesky, V.L. Mota, R.J. Schachar // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2000. — Vol. 39. — P. 1160−1167.
  193. Camp, B.W. Adolescent mothers and their children: changes in maternal characteristics and child developmental and behavioral outcome at school age / B.W. Camp // J. Dev. Behav. Pediatr. 1996. — Vol. 17. — P. 162−169.
  194. Characteristics of infantile hypothyroidism discovered on neonatal screening // J. Pediatr. 1984. — Vol. 104. — P. 539−544.
  195. Child psychiatric symptoms and psychosocial impairment: relationship and prognostic significance / A. Pickles, R. Rowe, E. Simonoff et al. // Br. J. Psychiatry. -2001. Vol. 179. — P. 230−235.
  196. Childhood behavioral disturbance in a community sample in Al-Ain, United Arab Emirates / V. Eapen, H. Swadi, S. Sabri et al. // East Mediterr. Health J. -2001.-Vol. 7.-P. 428−434.
  197. Childhood IQ measurements in infants with transient congenital hypothyroidism / F. Calaciura, G. Mendorla, M. Distefano et al. // Clin. Endocrinol. 1995. — Vol.43. — P. 473−477.
  198. Cognitive function in non-demented older adults with hypothyroidism / D. Osterweil, K. Syndulko, S.N. Cohen et al. // J. Am. Geriatr. Soc. 1992. — Vol. 40.-P. 325−35.
  199. Comorbidity in attention deficit-hyperactivity disorder / T. Ishii, O. Takahashi, Y. Kawamura et al. // Psychiatr. Clin. Neurosci. 2000. — Vol. 57. — P. 457−463.
  200. Comparison of multiple measures of ADHD symptomatology: a multivariate genetic analysis / T.S. Nadder, J.L. Silberg, M. Rutter et al. // J. Child Psychol. Psychiatry. 2001. — Vol. 42. — P. 475−486.
  201. Congenital hypothyroidism detected by neonatal screening: relationship between biochemical severity and early clinical features / D.B. Grant, I. Smith, P.W. Fuggle et al. // Arc. Dis. Child. 1992. — Vol. 67. — P. 87−90.
  202. Congenital hypothyroidism in Wales (1982−1993): demographic features, clinical presentation and effects on early neurodevelopment / W.Y. Law, D.M. Bradley, J.H. Lazarus et al. // Clin. Endocrinol. 1998. — Vol. 48. — P. 201−207.
  203. Congenital hypothyroidism, as studied in rats. Crucial role of maternal thyroxine but not of 3,5,3'-triiodothyronine in the protection of the fetal brain / R. Calvo, M.J. Obregon, R.C. de Ona et al. // J. Clin. Invest. 1990. — Vol. 86. — P. 889−899. .
  204. Consensus statement on iodine deficiency disorders in Hong Kong / B. But, C.W. Chan, F. Chan et al. // Hong Kong Med. J. 2003. — Vol.9. — P. 446−53.
  205. Conty-Ramsden, G. Social difficulties and victimization in children with SLI at 11 years of age / G. Conty-Ramsden, N. Botting // J. Speech Lang Hear. Res. — 2004.-Vol. 47.-P. 145−161.
  206. Crosbie, J. Deficient inhibition as a marker for familial ADHD / J. Crosbie, R. Schachar//Am. J. Psychiatry. 2001.-Vol. 158.-P. 1884−1890.
  207. Dane, A.V. Does actigraphy differentiate ADHD subtypes in a clinical research setting? / A.V. Dane, RJ. Schachar, R. Tannock // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2000. — Vol. 39. — P. 752−760.
  208. David, H.P. Born unwanted. Observations from the Prague Study / H.P. David, Z. Dytrych, Z. Matejcek // Am. Psychol. 2003. — Vol. 58. — P.224−229.
  209. Delange, F. Iodine deficiency as a cause of brain damage / F. Delange // Postgrad. Med. J. -2001. Vol. 77. — P. 217−220.
  210. Delange, F. Iodine deficiency in Europe. A continuing concern / F. Delange, J.T. Dunn, D. Glinoer. New York, Plenum Press, 2003. — 491 p.
  211. Delange, F. Screening for congenital hypothyroidism used as an indicator of the degree of iodine deficiency and of its control / F. Delange // Thyroid. 1998. — Vol. 8.-P. 1185−1192.
  212. Delange, F. The disorders induced by iodine deficiency / F. Delange // Thyroid. 1994. — Vol. 4. — P. 107−128.
  213. The development of selective inhibitory control across the life span / A.C. Bedard, S. Nichols, J.A. Barbosa et al. // Dev. Neuropsychol. 2002. — Vol. 21. -P. 93−111.
  214. Differential associations of sex and D2 dopamine receptor (DRD2) genotype with negative affect and other substance abuse risk markers in children of alcoholics / S.M. Berman, T. Ozkaragoz, E.P. Noble et al. // Alcohol. 2003. -Vol. 30.-P. 201−210.
  215. The distribution patterns of trace elements in the brain and erythrocytes in a rat experimental model of iodine deficiency / N.Q. Liu, Q. Xu, X.L. Hou et al. // Brain Res. Bull. 2001. — Vol. 55. -P. 309−312.
  216. Do high-threat life events really provoke the onset of psychiatric disorder in children? / S. Sandberg, M. Rutter, A. Pickles et al. // J. Child Psychol. Psychiatry. -2001.-Vol. 42.-P. 523−532.
  217. Dobson, J. E. Comment in reply: An interdisciplinary discourse on the role of iodine in human evolution / J. E. Dobson // Geograph. Rev. 2002. — Vol. 92. — P. 97−103.
  218. Does the definition of ADHD affect heritability? / A. Thapar, R. Harrington, K. Ross et al. // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2002. — Vol. 39. — P. 1528−1536.
  219. Downey, D.B. Number of siblings and intellectual development. The resource dilution, explanation / D.B. Downey // Am. Psychol. 2001. — Vol. 56. — P. 497 504.
  220. Downey, D.B. Number of siblings and intellectual development. The resource dilution explanation / D.B. Downey // Am. Psychol. 2001. — Vol. 56. — P. 497 504.
  221. Dukewich, T.L. A longitudinal analysis of maternal abuse potential and developmental delays in children of adolescent mothers / T.L. Dukewich, J.G. Borkowski, T.L. Whitman // Child. Abuse Negl. 1999. — Vol. 23. — P. 405−420.
  222. Earls, F. Community factors supporting child mental Health / F. Earls // Child. Adolesc. Psychiatr. Clin. 2001. — Vol. 10. — P. 693−709.
  223. Early childhood stunting and later behavior and school achievement / S.M. Chang, S.P. Walker, S. Grantham-McGregor et al. // J. Child Psychol. Psychiatry. 2002. — Vol. 43. — P. 775−783.
  224. The effects of iodine on intelligence in children: a meta-analysis of studies conducted in China / M. Qian, D. Wang, W.E. Watkins et al. // Asia Pac. J. Clin. Nutr. 2005. — Vol. 14. — P.32−42.
  225. The effects of oral iodized oil on intelligence, thyroid status, and somatic growth in school-age children from an area of endemic goiter / A. Bautista, P.A. Barker, J.T. Dunn et al. // Am. J. Clin. Nutr. 1982. — Vol. 35. — P. 127−134.
  226. Elementary school performance of children with congenital hypothyroidism. New England Congenital Hypothyroidism Collaborative // J. Pediatr. 1990. -Vol. 116.-P. 27−32.
  227. Endemic cretinism in Thailand: a multidisciplinary survey / R. Rajatanavin, L. Chailurkit, P. Winichakoon et al. // Eur. J. Endocrinol. 1997. — Vol. 137. — P. 349−355.
  228. Epidemiology of childhood behavioural disorders in Ilorin, Nigeria-findings from parental reports / M.L. Adelekan, RJ. Ndom, M. Ekpo et al. // West Afr. J. Med. 1999. — Vol. 18. — P. 39−48.
  229. Evidence for an error monitoring deficit in attention deficit hyperactivity disorder / R.J. Schachar, S. Chen, G.D. Logan et al. // J. Abnorm. Child. Psychol. 2004. — Vol. 32. — P. 285−293.
  230. Evidence for the serotonin HTR2A receptor gene as a susceptibility factor in attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) / J.F. Quist, C.L. Barr, R. Schachar et al. // Mol. Psychiatry. 2000. — Vol. 5. — P. 537−541.
  231. Familial aggregation for condact disorder symptomatology: the role of genes, marital discord and family adaptability / J. M. Meyer, M. Rutter, J.L. Silberg et al. // Psychol. Med. 2000. — Vol. 30. — P. 759−774.
  232. Family disruption in childhood and risk of adult depression / S.E. Gilman, I. Kawachi, G.M. Fitzmaurice et al. // Am. J. Psychiatry. 2003. — Vol. 160. — P. 939−946.
  233. Fetal alcohol syndrome: neuropsychiatric phenomic / L. Burd, M.G. Klug, J.T. Martsolf et al. // Neurotoxicol. Teratol. 2003. — Vol. 25. — P. 697−705.
  234. Fetal hypothyroidism and maternal thyroid status in severe endemic goiter / C.H. Thilly, F. Delange, R. Lagasse et al. // J. Clin. Endocrinol. Metab. 1978. -Vol. 47. — P. 354−360.
  235. Foster, H.D. Commentary: Neandertals and thyroid gland: the selenium connection / H.D. Foster, D. Harold // Geograph. Rev. 2002. — Vol. 92. — P. 8994.
  236. Foster, H.D. The iodine-selenium connection: its possible roles in intelligence, cretinism, sudden infant death syndrome, breast cancer and multiple sclerosis / H.D. Foster // Med. Hypotheses. 1993. — Vol. 40. — P. 61−65.
  237. Freedenfeld, R.N. Object relations and physical abuse: a TAT analysis / R.N. Freedenfeld, S.R. Ornduff, R.M. Kelsey // J. Pers. Assess. 1995. — Vol. 64. — P. 552−568.
  238. Further evidence from haplotype analysis for linkage of the dopamine D4 receptor gene and attention-deficit hyperactivity disorder / C.L. Barr, K.G. Wigg, S. Bloom et al. // Am. J. Med. Genet. 2000. — Vol. 12. — P. 262−267.
  239. Gender-related physiologic differences in human neonates and the greater vulnerability of males to developmental brain disorders / E. Nagy, K.A. Loveland, H. Orvos et al. // J. Gend. Specif. Med. 2001. — Vol. 4. — P. 41−49.
  240. Genetic moderation of environmental risk for depression and anxiety in adolescent girls / J. Silberg, M. Rutter, M. Neale et al. // Br. J. Psychiatry. 2001. -Vol. 179.-P. 116−121.
  241. Gergen, KJ. Social construction: vistas in clinical child and adolescent psychology / K.J. Gergen, C. Lightfoot, L. Sydow // J. Clin. Child Adolesc. Psychol.-2004.-Vol. 33.-P. 389−399.
  242. Glinoer, D. The potential repercussions of maternal, fetal, and neonatal hypothyroxinemia on the progeny / D. Glinoer, F. Delange // Thyroid. 2000. — Vol. 10, № 10.-P. 871−887.
  243. Goodman, R. Child psychiatry / R. Goodman, S. Scott. Oxford: Blackwell Sc., 1997.-328 p.
  244. Guo, G. The mechanisms mediating the effects of poverty on children’s intellectual development / G. Guo, K.M. Harris // Demography. 2000. — Vol. 37. -P. 431−47.
  245. Haplotype study of three polymorphisms at the dopamine transporter locus confirm linkage to attention-deficit/hyperactivity disorder / C.L. Barr, C. Xu, J. Kroftetal. //Biol. Psychiatry. 2001.-Vol. 15.-P. 333−339.
  246. Head size and intelligence, learning, nutritional status and brain development. Head, IQ, learning, nutrition and brain / D.M. Ivanovic, B.P. Leiva, H.T. Perez et al. // Neuropsychologic 2004. — Vol. 42. — P. 1118−1131.
  247. Herba, C. Annotation: Development of facial expression recognition from childhood to adolescence: behavioural and neurological perspectives / C. Herba, M. Phillips // J. Child Psychol. Psychiatry. 2004. — Vol. 45. — P. 1185−1198.
  248. Hetzel, B.S. S.O.S. for a billion. The conquest of iodine deficiency disorders / B.S. Hetzel, C.S. Pandav. Oxford: Oxford Univ. Press, 1996. — 466 p.
  249. Heyerdah, l S. Intellectual development in children with congenital hypothyroidism in relation to recommended thyroxine treatment / S. Heyerdahl, B.F.Kase, S.O. Lie//J. Pediatr. 1991.-Vol. 118.-P. 850−857.
  250. Hinshaw, S.P. Impulsivity, emotion regulation, and developmental psychopathology: specificity versus generality of linkages / S.P. Hinshaw // Ann: N. Y. Acad. Sci.-2003.-Vol. 1008.-P. 149−159.
  251. Hulse, J.A. Outcome for congenital hypothyroidism / J.A. Hulse // Arch.Dis.Child. 1984. — Vol. 59. — P. 23−29.
  252. Identification of DNA variants in the SNAP-25 gene and linkage study of these polymorphisms and attention-deficit hyperactivity disorder / C.L. Barr, Y. Feng, K. Wigg et al. // Mol. Psychiatry. 2000. — Vol. 5. — P. 405−409.
  253. Ilicki, A. Psychological development at 7 years of age in children with congenital hypothyroidism. Timing and dosage of initial treatment / A. Ilicki, A. Larsson // Acta Paediatr. Scand. -1991.- Vol. 80. P. 199−204.1
Заполнить форму текущей работой